Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце». план-конспект по русскому языку (8 класс)

Сочинение

Конспект урока развития речи в 8б классе по сингапурской системе.

«Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

Учитель: Огородникова Л.Н.

Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.

Задачи урока:

Обучающие:

формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;

— систематизировать собранный материал;

— формировать навыки самоконтроля;

— провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.

Воспитывающие:

— воспитать самостоятельность;

— творческую активность;

— воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

Развивающие:

— развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала (урок развития речи)

Ход урока

1. Организационный этап . (30 сек)

Приветствие, сообщение темы и цели урока, количества времени, отведённого для этой цели (2 урока).

— Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картина К.Ф. Юона « Мартовское солнце». Художник изобразил самое начало весны- март. (30 сек)

2. Проверка домашнего задания (4 мин.)

Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихотворения о весне вы знаете?

Загадки

Прилетела пава,

Села на лаву,

Распустила перья

43 стр., 21460 слов

Урока: «Административная ответственность за нарушения ПДД» Тип ...

... изучение документов, статистических и практических материалов, анализ нормативно-правовых актов. Настоящая ... к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № ... эксплуатации транспортных средств. Это дает основания выделить правонарушения на транспорте в ... наказуемость деяния). А так же правонарушения на транспорте можно подразделить на виды – ...

Для всякого зелья. ( Весна. )

Была белая да седая,

Пришла зелёная, молодая. ( Зима и весна .)

Пословицы и поговорки

  • Весна днём красна.
  • Апрель с водой, а май с травой.
  • В марте курица из лужицы напьётся.
  • Весна да осень – на дню погод восемь.
  • Весна – зажги снега, заиграй овражки.
  • Весна красна цветами, а осень пирогами.
  • Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.

Стихотворения.

Учащиеся читают стихи Ф.И. Тютчева «Зима не даром злится…», «Ещё земли печален вид…», А.Н. Майкова «Ласточка примчалась из-за бела моря…»Вероники Тушновой.

3 . КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД «опроси-опроси-обменяйся карточками». Учащиеся проверяют и обучают друг друга, используя карточки с вопросами и ответами по теме. (5 мин.)

Что называется пейзажем? / изображение природы/ Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес,поле,горы,роща, города и др.).

Жанр изобразительного искусства, воспроизводящий естественную или изменённую человеком природу, называется пейзажем. Пейзажем называют также произведение этого жанра.

В зависимости от характера, пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, марину (от итал. таппа — морской).

Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др

Что значит написать сочинение-описание по картине? /необходимо понять замысел художника; подумать, как художник воплотил свой замысел в картине; передать своё отношение/

Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным? / сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры/

Кого из русских художников – пейзажистов вы знаете?

Айвазовский Иван Константинович

Бенуа Александр Николаевич

Куинджи Архип Иванович

7 стр., 3081 слов

Урок по развитию речи. « описание картины л. а. фаттахова «пока мама не видит»

... план сочинения. Запись в тетрадях. Слайд 10. 1. Вступление. – известный татарский художник. 2. Основная часть. Описание репродукции картины «Пока мама не видит». а)Общий фон картины: описание природы, ... Федерации Лотфулла Абдульменович Фаттахов – один из ведущих мастеров татарского изобразительного искусства послевоенного периода. В его творчестве много тематических картин бытового жанра, картин, ...

Левитан Исаак Ильич

Рерих Николай Константинович

Шишкин Иван Иванович

Юон Константин Фёдорович

4 . Выступление подготовленного учащегося о жизни и творчестве художника К.Ф.Юона. ( 8 мин.)

Константин Фёдорович — русский живописец и график, театральный декоратор, педагог. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894—98) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака, А. М. Корина, затем в мастерской В. А. Серова (1898—99).

Посетил Австрию, Швейцарию, Германию, Италию, Францию, неоднократно путешествовал по древним русским городам. Один из организаторов Союза русских художников (1903—23), член художественного объединения «Мир искусства» и Ассоциации художников революционной России (с 1925 г.).

Совместно с И. О. Дудиным руководил художественной школой в Москве (1900—17).

Преподавал во Всероссийской академии художеств в Ленинграде (1939—40), в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1952—55).

Был главным художником Малого театра (1945—47).

Народный художник СССР (1950).

Юон – мастер лирического пейзажа. В основе его живописного метода – работа на пленэре , увлечение импрессионизмом («Голубой куст», 1907).

В картинах художника предстаёт образ России, в которой существуют в гармонии город и деревня, старина и современность.

Юон пишет сияющий радостными, звонкими красками мир русской провинции – раздолье русской природы, стены и башни монастырей, белокаменные соборы с золотыми куполами, деревенские домики. На фоне голубого неба, часто занимающего большую часть пространства, на улицах и площадях кипит оживлённая, праздничная жизнь: несутся повозки, спешат по делам или неспешно прогуливаются люди в ярких одеждах.

Художник особенно любил писать Троице-Сергиеву лавру («К Троице», 1903; «Троицкая лавра зимой», 1910; «Купола и ласточки», 1921, ГТГ) и подмосковное село Лигачёво, где встретил свою будущую жену, крестьянку Клавдию, и вспоследствии поселился.

В картине «Мартовское солнце. Лигачёво» (1915) ощущается морозный воздух, пронзительная голубизна неба и снега. Заходящее солнце «зажигает» золотыми красками стволы деревьев.

После Октябрьской революции создал аллегорическую картину «Новая планета» (1921), в которой представлено тревожное утро рождения нового мира. В 1920– 30-х г. создавал историко-революционные и бытовые картины («Вузовцы», 1929; «Утро индустриальной Москвы», «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года»; обе – 1949), продолжал создавать лирические пейзажи («Русская зима. Лигачёво», 1947).

театрах, создал серию портретов писателей, учёных, актёров («Портрет В. Н. Пашенной», 1945).

Учениками Юона были В. И. Мухина , В. А. Ватагин, А. В. Куприн, С. Ю. Судейкин , В. А. Фаворский и многие др. художники.

5. ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН «подумай- запиши-обсуди в команде» Ученики обдумывают ответ на вопрос , записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде. (10 мин)

Рассматривание картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

Беседа по картине

Ответьте письменно на следующие вопросы:

1) Какие приметы ранней весны отражены в пейзаже?

2) Что видите вы на переднем плане картины?

3) Какое сочетание красок использует автор?

4) Какие детали организуют композицию картины?

5) С какой целью в пейзаж включена жанровая сценка?

6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА . (2 мин.)

7. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ . Примерный план. (4 мин.)

I К.Ф. Юон – мастер пейзажа.

II Сюжет картины «Мартовское солнце».

А) Приметы ранней весны, отраженные в пейзаже.

Б) Передний план картины.

В) Сочетание красок, используемое автором.

Г) Детали, организующие композицию картины.

Д) Цель включения в пейзаж жанровой сцены.

III. Настроение, вызванное картиной

8. СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭБЛ. Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги (6 мин.)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

А) Воспроизведение таблицы в тетради и подбор рабочих материалов к сочинению.

Жанровая сценка

Деревенские ребятишки на лошадях, лающая дворовая собачонка

Снег в марте

Подтаял, потемнел, осел

Небо

Голубое, ясное, высокое, лазоревое, светло-синее, лазурное

Солнце

Льёт свое тепло, играет на снегу

Воздух

прозрачный

Деревья

Высокие берёзы, тополя, величаво раскинувшие свои ветви, березы стройные, статные.

Б) Какие слова называются синонимами?

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует)

Картина – полотно, репродукция.

Блестит – искрится, сияет, сверкает.

Поражает – удивляет, изумляет.

В) Р абота над третьей частью упражнения № 239.

Составим с данными словосочетаниями предложения, которые можете включить в сочинение.

На картине К.Ф. Юона изображен предвесенний пейзаж. Художник выбрал праздничное сочетание красок, чтобы передать весеннее, праздничное настроение, царящее в природе. Стволы высоких тополей окрасило золотистым цветом. Они выделяются на ярко-голубом фоне неба. Утренним солнцем слепит глаза. Фигуры людей на лошадях вписываются в пейзаж, придают ему дополнительный смысл. Можно рассматривать картину как жанровую сценку. Весело ехать по последнему снегу на лошадях! Все радуется весне: и деревья, величаво раскинувшие ветви на лазурном фоне неба, и животные, и люди. Обращают на себя внимание детали, подчеркивающие начало весны: осевший снег, испещренные следами, легкие сиреневатые облака, свободные позы всадников, тени на снегу.

9.УСТНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЛАНУ. ( 2 мин.)

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ . ( 2 мин.)

1.Написать сочинение описание по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце».

2.Написать сочинение-миниатюру «Весна», навеянное картиной К.Ф.Юона «Мартовское солнце»

3.Написать сочинение эссе (прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему) по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце», опираясь на слова художника «Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него»( на выбор)

11.РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА . ( 2 мин.)

Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклеите к парковке. Выставляет учащимся оценки.