Конспект урока развития речи в 8б классе по сингапурской системе.
«Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Учитель: Огородникова Л.Н.
Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.
Задачи урока:
Обучающие:
— формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
— систематизировать собранный материал;
— формировать навыки самоконтроля;
— провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.
Воспитывающие:
— воспитать самостоятельность;
— творческую активность;
— воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
Развивающие:
— развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала (урок развития речи)
Ход урока
1. Организационный этап . (30 сек)
Приветствие, сообщение темы и цели урока, количества времени, отведённого для этой цели (2 урока).
— Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картина К.Ф. Юона « Мартовское солнце». Художник изобразил самое начало весны- март. (30 сек)
2. Проверка домашнего задания (4 мин.)
Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихотворения о весне вы знаете?
Загадки
Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Разработка по русскому языку развития речи » по личным наблюдениям ...
... тексте; в)повторы слов в предложениях; г)соответствие заглавия содержанию сочинения. Весна. Наступила весна. Солнце ярко светит на голубом небосклоне. Кругом тает снег. Звонко стучит капель. Всюду журчат весёлые ручейки. Появились ... вода» и означает широкий разлив, большое половодье. Номер слайда 5 Весна пришла. Наступила тёплая весна тает снег по улицам побежали весёлые ручейки Саша и Вася делали из ...
Для всякого зелья. ( Весна. )
Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая. ( Зима и весна .)
Пословицы и поговорки
- Весна днём красна.
- Апрель с водой, а май с травой.
- В марте курица из лужицы напьётся.
- Весна да осень – на дню погод восемь.
- Весна – зажги снега, заиграй овражки.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.
Стихотворения.
Учащиеся читают стихи Ф.И. Тютчева «Зима не даром злится…», «Ещё земли печален вид…», А.Н. Майкова «Ласточка примчалась из-за бела моря…»Вероники Тушновой.
3 . КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД «опроси-опроси-обменяйся карточками». Учащиеся проверяют и обучают друг друга, используя карточки с вопросами и ответами по теме. (5 мин.)
— Что называется пейзажем? / изображение природы/ Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес,поле,горы,роща, города и др.).
Жанр изобразительного искусства, воспроизводящий естественную или изменённую человеком природу, называется пейзажем. Пейзажем называют также произведение этого жанра.
В зависимости от характера, пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, марину (от итал. таппа — морской).
Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др
— Что значит написать сочинение-описание по картине? /необходимо понять замысел художника; подумать, как художник воплотил свой замысел в картине; передать своё отношение/
— Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным? / сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры/
— Кого из русских художников – пейзажистов вы знаете?
Айвазовский Иван Константинович
Бенуа Александр Николаевич
Куинджи Архип Иванович
Левитан Исаак Ильич
Рерих Николай Константинович
Борисов-мусатов «весна» описание картины, анализ,
... с нами нюансы продажи, позвоните по телефону: +7 (495) 969-14-05. Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otsenka-prodazha-kartin-v-e-borisova-musatova/ Описание Картины Весна Борисов Мусатов Он был похоронен, как ... зрелом творчество мастер подчинял пейзаж настроению и переживаниям персонажа. Декоративизм проявлялся в том, что художник полностью перерабатывал впечатление ...
Шишкин Иван Иванович
Юон Константин Фёдорович
4 . Выступление подготовленного учащегося о жизни и творчестве художника К.Ф.Юона. ( 8 мин.)
Константин Фёдорович — русский живописец и график, театральный декоратор, педагог. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894—98) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака, А. М. Корина, затем в мастерской В. А. Серова (1898—99).
Посетил Австрию, Швейцарию, Германию, Италию, Францию, неоднократно путешествовал по древним русским городам. Один из организаторов Союза русских художников (1903—23), член художественного объединения «Мир искусства» и Ассоциации художников революционной России (с 1925 г.).
Совместно с И. О. Дудиным руководил художественной школой в Москве (1900—17).
Преподавал во Всероссийской академии художеств в Ленинграде (1939—40), в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1952—55).
Был главным художником Малого театра (1945—47).
Народный художник СССР (1950).
Юон – мастер лирического пейзажа. В основе его живописного метода – работа на пленэре , увлечение импрессионизмом («Голубой куст», 1907).
В картинах художника предстаёт образ России, в которой существуют в гармонии город и деревня, старина и современность.
Юон пишет сияющий радостными, звонкими красками мир русской провинции – раздолье русской природы, стены и башни монастырей, белокаменные соборы с золотыми куполами, деревенские домики. На фоне голубого неба, часто занимающего большую часть пространства, на улицах и площадях кипит оживлённая, праздничная жизнь: несутся повозки, спешат по делам или неспешно прогуливаются люди в ярких одеждах.
Художник особенно любил писать Троице-Сергиеву лавру («К Троице», 1903; «Троицкая лавра зимой», 1910; «Купола и ласточки», 1921, ГТГ) и подмосковное село Лигачёво, где встретил свою будущую жену, крестьянку Клавдию, и вспоследствии поселился.
В картине «Мартовское солнце. Лигачёво» (1915) ощущается морозный воздух, пронзительная голубизна неба и снега. Заходящее солнце «зажигает» золотыми красками стволы деревьев.
После Октябрьской революции создал аллегорическую картину «Новая планета» (1921), в которой представлено тревожное утро рождения нового мира. В 1920– 30-х г. создавал историко-революционные и бытовые картины («Вузовцы», 1929; «Утро индустриальной Москвы», «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года»; обе – 1949), продолжал создавать лирические пейзажи («Русская зима. Лигачёво», 1947).
театрах, создал серию портретов писателей, учёных, актёров («Портрет В. Н. Пашенной», 1945).
Учениками Юона были В. И. Мухина , В. А. Ватагин, А. В. Куприн, С. Ю. Судейкин , В. А. Фаворский и многие др. художники.
5. ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН «подумай- запиши-обсуди в команде» Ученики обдумывают ответ на вопрос , записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде. (10 мин)
Рассматривание картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Беседа по картине
Ответьте письменно на следующие вопросы:
1) Какие приметы ранней весны отражены в пейзаже?
2) Что видите вы на переднем плане картины?
3) Какое сочетание красок использует автор?
4) Какие детали организуют композицию картины?
5) С какой целью в пейзаж включена жанровая сценка?
6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА . (2 мин.)
7. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ . Примерный план. (4 мин.)
I К.Ф. Юон – мастер пейзажа.
II Сюжет картины «Мартовское солнце».
А) Приметы ранней весны, отраженные в пейзаже.
Б) Передний план картины.
В) Сочетание красок, используемое автором.
Г) Детали, организующие композицию картины.
Д) Цель включения в пейзаж жанровой сцены.
III. Настроение, вызванное картиной
8. СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭБЛ. Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги (6 мин.)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
А) Воспроизведение таблицы в тетради и подбор рабочих материалов к сочинению.
Жанровая сценка |
Деревенские ребятишки на лошадях, лающая дворовая собачонка |
Снег в марте |
Подтаял, потемнел, осел |
Небо |
Голубое, ясное, высокое, лазоревое, светло-синее, лазурное |
Солнце |
Льёт свое тепло, играет на снегу |
Воздух |
прозрачный |
Деревья |
Высокие берёзы, тополя, величаво раскинувшие свои ветви, березы стройные, статные. |
Б) Какие слова называются синонимами?
Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.
Создает – пишет (но не описывает и не рисует)
Картина – полотно, репродукция.
Блестит – искрится, сияет, сверкает.
Поражает – удивляет, изумляет.
В) Р абота над третьей частью упражнения № 239.
Составим с данными словосочетаниями предложения, которые можете включить в сочинение.
На картине К.Ф. Юона изображен предвесенний пейзаж. Художник выбрал праздничное сочетание красок, чтобы передать весеннее, праздничное настроение, царящее в природе. Стволы высоких тополей окрасило золотистым цветом. Они выделяются на ярко-голубом фоне неба. Утренним солнцем слепит глаза. Фигуры людей на лошадях вписываются в пейзаж, придают ему дополнительный смысл. Можно рассматривать картину как жанровую сценку. Весело ехать по последнему снегу на лошадях! Все радуется весне: и деревья, величаво раскинувшие ветви на лазурном фоне неба, и животные, и люди. Обращают на себя внимание детали, подчеркивающие начало весны: осевший снег, испещренные следами, легкие сиреневатые облака, свободные позы всадников, тени на снегу.
9.УСТНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЛАНУ. ( 2 мин.)
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ . ( 2 мин.)
1.Написать сочинение описание по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце».
2.Написать сочинение-миниатюру «Весна», навеянное картиной К.Ф.Юона «Мартовское солнце»
3.Написать сочинение эссе (прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему) по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце», опираясь на слова художника «Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него»( на выбор)
11.РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА . ( 2 мин.)
Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклеите к парковке. Выставляет учащимся оценки.