Тема : Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке». план-конспект по русскому языку (3 класс)

Сочинение

Тема урока: Сочиняем басню по картине

Готфрида Минда «Кошка в клетке».

Цели урока:

  1. Создать условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили письменное сочинение басни на основании своих наблюдений по картине;
  2. Задействовать ранее полученные знания о басне (похожа на сказку, композиционно состоит из двух частей: повествования и морали).

УУД:

Личностные : соотносить поступок с моральной нормой,

оценивать свои и чужие поступки,

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, стремление больше узнать,

оценивать собственную УД

Регулятивные : удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу

Познавательные : воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, высказывать предположения

Коммуникативные : воспринимать текст с учетом поставленной задачи, выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью,

оставлять небольшие монологические высказывания, писать сочинения

Оборудование:

Учебник: М.Л.Каленчук «Русский язык» 3класс.

Учебник :Н.А.Чуракова «Литературное чтение» 3класс.

Репродукция картины Готфрида Минда «Кошка в клетке».

Список пословиц.

Варианты начала басни.

Текст сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ»

Лупы, рамочки

25 стр., 12304 слов

А.П. Чехов (система уроков)

... Урок 2. Тема урока: Особенности индивидуального стиля А. П. Чехова в творчестве 1890—1900-х годов. Жанр рассказа в творческой практике писателя. Анализ рассказа «Ионыч» (1898). ПЛАН УРОКА Задачи урока: ЭТАПЫ УРОКА 1. ... чтобы у них был общий запах и общий тон…» Выводы по уроку. В его творчестве традиционные темы и образы русской литературы осмысливаются иначе и предстают перед читателем в ...

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

— Поприветствуйте гостей. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успеха. Сегодня нам он понадобится, потому что у нас непростая, но очень интересная работа.

2. Формулирование темы и целей урока.

Слайд 1

— Попробуйте сами определить, о чем на уроке будет идти разговор.

— Да – Крылов, Эзоп, Лафонтен, Михалков – это баснописцы. В том ли порядке они написаны? Почему? Как нужно?

— Если забыли, где это можно уточнить?

(В учебнике «Литературного чтения» стр. 37 – лента времени)

Слайд 2

— Ребята, а почему лента времени показана в виде стрелки?

(Потому что на этом не заканчивается сочинение басен, будет продолжение).

— А, может быть, кто-то из вас станет последователем Сергея Михалкова.

— Хотите попробовать?

Слайд 3

— Прочитайте тему урока.

— Как вы думаете, это трудно?

— Что нужно для того, чтобы сочинить басню?

(Вспомнить, что же такое басня)

— Что такое басня? Если забыли, можно посмотреть в словаре происхождения слов. (стр. )

— Как строится басня?

— Ребята, а кто-то может вспомнить басню и прочитать нам?

— Итак, сегодня мы будем по картине сочинять басню. Для этого нам надо помнить о построении басни: т.е. суметь красиво и грамотно рассказать историю (случай) и сделать вывод(мораль).

— Пора идти в «Музейный Дом»

Слайд 4

— Найдите в «Музейном Доме» картину Готфрида Минда «Кошка в клетке»

Слайд 5

3. Работа с картиной

— Как вы думаете, какие отношения между кошкой и мышами: обычные или нет? Кто из них, как правило, сильный, а кто слабый? Что же на картине непривычного?

— Может ли кошка быть угрозой для этих мышей? Почему?

(Отношения между кошкой и мышами необычные. Кошка, которая, как правило, сильнее мышей и представляет для них угрозу, сидит в клетке и не может причинить им никакого вреда)

— Как ведут себя мыши? Они чувствуют себя в безопасности? Найдите мышей, которые рассматривают кошку.

(Мыши чувствуют себя в полной безопасности. Они занимаются своими делами: чистят шкурку, едят зернышки. Некоторые из мышей рассматривают кошку)

— Рассмотрите в лупу мышей. Выделите в рамку фрагмент картины «Мышки едят зернышки», «Мышка чистит шкурку», «Кошка в клетке»

7 стр., 3098 слов

Технологическая карта русского языка ««Сочиняем басню по ...

... картины Готфрида Минда «Кошка в клетке» Текст сказки «Сказка о мышах и кошке» Пословицы Варианты начала басни Лупа, ... мышей рассматривают кошку. - Кошка явно чувствует себя неуютно, ей тесно в клетке. И в то же время она очень сердита на мышей. Судя по ее позе, кошка готова была бы броситься на мышей, ... что на этом не заканчивается сочинение басен, будет продолжение. Этап целеполагания - Прочитайте ...

— Как вы думаете, что чувствует кошка? Как об этом узнали? (Обратите внимание на её позу и взгляд.)

( Кошка явно чувствует себя неуютно, ей тесно в клетке. И в то же время она очень сердита на мышей )

— Что сделала бы кошка, если бы не была заперта в клетке? Видно ли это по её позе?

(Судя по ее позе, кошка готова была бы броситься на мышей, если бы ей не мешали прутья клетки)

— Хотите послушать сказку, которую придумала, глядя на эту картину, знакомая нам Волшебница?

4. Слушание сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ»(раскрытие интриги)

5. Беседа по содержанию сказки и сравнение её с басней.

— Вам понравилась сказка? Чем эта сказка напоминает басню, а чем от неё отличается?

( Сказка напоминает басню, потому что ее героями являются животные и потому что в ней есть поучительный смысл: в конце сказки хитрая обманщица кошка была разоблачена и наказана.

Отличия: басня обычно короче и состоит из двух частей – из собственно сказочной истории (сюжета)и поучительного вывода (морали).

)

— Какие герои чаще всего действуют в басне?

— Только ли о животных говорится в басне?

— Можно ли на основе этой сказки сочинить сказку?

(Да. Для этого нужно коротко изложить главные события сказки и подобрать соответствующий вывод – мораль.)

6. Работа с пословицами:

Слайд 6

1. На каждую хитрость есть ещё одна хитрость.

2. Видит око, да зуб неймёт.

3. Близко локоть, да не укусишь.

4. Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи.

5. Отольются кошке мышкины слёзки.

6. И через золото слёзки текут.

7. Не всё коту масленица!..

8. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.

— Какие из этих пословиц можно использовать в качестве морали к басне «Про мышей и кошку»?

— Прочитайте первую пословицу. Найдите в списке ещё одну, которая очень близка ей по смыслу.

(Первая и восьмая обладают сходным смыслом. В них речь идет о том, что замышляя или делая что-то недоброе, человек рискует сам оказаться в ситуации жертвы. Обе эти пословицы подходят в качестве морали к басне: кошка хотела обхитрить мышей, но сама попалась на их хитрость. Кошка рыла яму мышам (вредила им), но сама оказалась в неприятной ситуации.

55 стр., 27278 слов

Педагогический аспект сказки

... воспитания. В ряду этих средств особое место занимает именно сказка. Ее значимость и незаменимость неоспоримы. Данная дипломная работа состоит из двух глав. В первой раскрываются вопросы ... истории исследований педагогического аспекта сказки, понятие народной педагогики, а также роль сказки в народной ...

— Прочитайте вторую пословицу. В какой пословице речь идёт о том же самом?

(Вторая и третья. Речь идет об одном и том же: что-то кажется близким и доступным, но дотянуться до этого, заполучить это невозможно эти пословицы тоже можно использовать в качестве морали к басне «Про мышей и кошку». Басня будет заканчиваться как раз такой ситуацией, которая изображена на картине «Кошка в клетке»: кошка видит мышей очень близко от себя, но не может до них дотянуться, так как заперта в клетке. )

— Как вы понимаете смысл четвёртой пословицы? Можно ли её применить как мораль для этой истории?

(Речь в ней идет о том, что если не будешь делать ничего плохого, то не придется за это и отвечать. Если бы кошка не вредила мышам, то не оказалась бы в клетке.)

— Пятая и седьмая пословицы даже сюжетно схожи с басней.

— Шестая

(Кошка сидит в красивой золоченой клетке, но ей не радостно. Не в богатстве счастье. Даже в окружении дорогих вещей бывает грустно.)

7. Физминутка

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть – который час?

Вдруг раздался страшный звон!

Убежали мышки вон.

8. Сочинение басни

— Придумайте короткую басню, используя «Сказку о мышах и кошке», которую рассказала Волшебница.

Для этого постарайтесь пересказать сказку как можно короче. Выбирайте из неё самое главное. Не забудьте подобрать к своей басне подходящую мораль из списка пословиц.

Подсказка для тех учащихся, кому трудно сочинить басню:

Слайд 7

Маша начала свою басню так:

«Хитрая кошка жила рядом с мышами и уверяла их, что питается травкой и яблоками. Однако мыши всё время куда-то пропадали. Тогда мыши тоже решили пойти на хитрость…»

— Продолжи и закончи Машин вариант басни. Не забудь завершить басню моралью. Используй для этого пословицу.

Или продолжи Мишину басню:

«Однажды мыши, которых обижала кошка, лестью заманили её в клетку. Они сказали ей, что…»

9. Самостоятельная работа учащихся – сочинение и запись басни

10. Заслушивание и анализ нескольких работ

Слайд 8

11. Итог урока

Теперь я знаю, что…..

Теперь я умею…..

Настроение у меня …..

12. Выставление оценок

— Какую оценку вы поставили бы себе за работу на уроке?