Конспект и презентация литературы в 7 классе. Подготовка к сочинению-характеристике литературного персонажа по повести М.Горького «Детство»

Сочинение

Урок развития речи. 7 класс, Сочинение-характеристика литературного персонажа., Алеша Пешков – герой повести М.Горького «Детство».

Цели: 1) систематизировать и обобщить изученное по повести «Детство»;

2) развивать и совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся, умение характеризовать литературного героя;

3) развивать наблюдательность, любознательность к жизни других людей, воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Оборудование: виртуальная школа Кирилла и Мефодия, уроки литературы в 7 классе; иллюстрации к повести «Детство», мультимедийный проектор, повесть М. Горького «Детство», аудиозапись песни «Детство».

Ход урока.

Эпиграф урока

Скорлупы у нас много; взглянешь – человек, а узнаешь – скорлупа одна, ядра- то нет, съедено.

М. Горький. «Детство»

  1. Слово учителя.

К сегодняшнему уроку мы с вами прочитали несколько глав из повести М. Горького «Детство».

Чем привлекла вас эта книга? Какие герои вам особенно запомнились, почему?

Почему рассказ о чужом детстве, чужих незнакомых людях так интересен?

Чему он вас научил?

  1. Работа с тренажером по мультимедийному уроку.

*Определите, какому герою соответствует данная портретная характеристика?

* Каких героев тут нет? ( дядьев Якова и Михаила.)

* Чей портрет хотелось бы воссоздать после прочитанного произведения? (Портрет Алеши)

Цель нашего урока – воссоздать портрет Алеши Пешкова, какой он человек? Какие черты характера его отличают, чем он нам интересен? Итогом наших наблюдений станет сочинение – характеристика литературного персонажа.

  1. Лексическая работа.

На доске записаны прилагательные, определяющие характер человека. Выберите те, которые соответствует характеру Алеши.

Капризный

Завистливый

Поэтичный

Жалостливый

Жестокий

Добрый

Дружелюбный

Черствый

Чуткий

Справедливый

Легкомысленный

Сообразительный

Внимательный

Включите прилагательные в предложения, доказывающие верность вашего выбора. Например: Алеша поэтичный человек, он умеет замечать красивое, яркое в жизни: любуется бабушкиным танцем, ее речью, нравится кудрявый огонь пожара.

24 стр., 11989 слов

Образ и характеристика Дедушки Каширина (Деда) в повести Горького Детство

... Сочинение про Деда Каширина Повесть М. Горького «Детство» автобиографична. Писатель рассказывает о трудном детстве мальчика, Алеши Пешкова, который рано остался без отца. Мать уехала, оставив ребенка в доме своих родителей. Главными людьми в жизни Алеши ... на долю родной семьи. Без боли в душе он посылает работать в люди осиротевшего внука, лишь бы не израсходовать лишнюю копейку. В истории жизни деда ...

  1. Работа с примерным планом сочинения.

Алеша Пешков.

1.Вступление. Алеша Пешков – главный герой повести «Детство».

11.Основная часть. Чужой в семье Кашириных.

1) Наблюдательность и одаренность Алеши.

4) Любовь к хорошим, чистым людям и влияние их на Алешу.

111. Заключение. Автобиографический характер повести «Детство».

  • Какие эпизоды помогут вам раскрыть природную наблюдательность Алеши, одаренность.
  • В чем проявлялся протест против жестокости и несправедливости?
  • Кто оказал хорошее влияние на Алешу?
  1. Соотнесите данные цитаты из повести с пунктами плана сочинения.

Какую цитату можно использовать во вступлении?

Какую в основной части, какую в заключении сочинения?

Цитаты.

1.«…это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.» (1 глава)

2. «Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех пор у меня явилось беспокойное внимание к людям, и точно с меня содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо ко всякой обиде и боли, своей и чужой.» (2 глава)

3. «В детстве я сам представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог.

Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание – все-таки мед.» ( 9 глава)

4. «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни; но тем, что сквозь этот пласт победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье. Возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.» (12 глава)

  1. Осмысление эпиграфа урока. Как вы понимаете слова деда Каширина. А у Алеши есть «ядро», какое? Можно задуматься и о себе, правда? Есть ли во мне ядро или так, «скорлупа» одна, оболочка, а внутри – пустота?!!

  2. Написание сочинения на черновике.

    3 стр., 1161 слов

    Алёша в семье Кашириных

    ... Хорошее Дело не зря называл Алёшу "братом" - здесь он намекал на "братство по разуму"... Его всё-таки выжили из дома. Так кончилась дружба Алёши с "первым человеком из бесконечного ряда людей, чужих ... хорошее Дело, было великое множество, непонятых и незаслуженно забытых... Понимая, что впереди [его (зачёркнуто)] жизнь будет тем более не сахар, Алёша ... выставили на улицу. Алёша протестовал против всего ...

  3. Домашнее задание: дописать сочинение.

Алеша Пешков.

1.Вступление. Алеша Пешков – главный герой повести «Детство».

11.Основная часть. Чужой в семье Кашириных.

1) Наблюдательность и одаренность Алеши.

  • 2) Протест против жестокости и несправедливости в доме Кашириных, против «свинцовых мерзостей дикой русской жизни».

  • 3)Доброта и чуткость Алеши «ко всякой боли, своей и чужой».

4) Любовь к хорошим, чистым людям и влияние их на Алешу.

111. Заключение. Автобиографический характер повести «Детство».

  • Какие эпизоды помогут вам раскрыть природную наблюдательность Алеши, одаренность.
  • В чем проявлялся протест против жестокости и несправедливости?
  • Кто оказал хорошее влияние на Алешу?

Алеша Пешков.

1.Вступление. Алеша Пешков – главный герой повести «Детство».

11.Основная часть. Чужой в семье Кашириных.

1) Наблюдательность и одаренность Алеши.

  • 2) Протест против жестокости и несправедливости в доме Кашириных, против «свинцовых мерзостей дикой русской жизни».

3)Доброта и чуткость Алеши «ко всякой боли, своей и чужой»

4) Любовь к хорошим, чистым людям и влияние их на Алешу.

111. Заключение. Автобиографический характер повести «Детство».

  • Какие эпизоды помогут вам раскрыть природную наблюдательность Алеши, одаренность.
  • В чем проявлялся протест против жестокости и несправедливости?
  • Кто оказал хорошее влияние на Алешу?

Цитаты.

1.«…это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.» (1 глава)

2. «Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех пор у меня явилось беспокойное внимание к людям, и точно с меня содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо ко всякой обиде и боли, своей и чужой.» (2 глава)

3. «В детстве я сам представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог.

Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание – все-таки мед.» ( 9 глава)

4. «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни; но тем, что сквозь этот пласт победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье. Возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.» (12 глава)

Цитаты.

1.«…это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.» (1 глава)

2. «Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех пор у меня явилось беспокойное внимание к людям, и точно с меня содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо ко всякой обиде и боли, своей и чужой.» (2 глава)

3. «В детстве я сам представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог.

7 стр., 3139 слов

Формирование характера Алеши — главного героя сказки «Черная ...

... Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, ... литературы. Внутренний мир ребенка не идеализируется Погорельским. Шалость и праздность, опоэтизированные Тиком, приводят к трагедии, которая подготавливается исподволь. По пути в Подземное царство Алеша ... о неблагополучии внутренней жизни ребенка, сигнализирует о ...

Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание – все-таки мед.» ( 9 глава)

4. «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни; но тем, что сквозь этот пласт победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье. Возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.» (12 глава)