Описание по картине И.Левитана «Март» план-конспект по русскому языку (4 класс)

Сочинение

I. Организационный момент

− Начинаем урок развития речи и пусть он принесёт нам радость общения, а наши сердца наполнит тёплыми чувствами.

II. Сообщение темы и цели

Учитель читает наизусть стихотворение.

Ещё в домах пылают печки

И поздно солнышко встаёт,

Ещё у нас по нашей речке

Спокойно ходят через лёд.

Ещё к сараю за дровами

Не проберёшься напрямик,

И в садике под деревами

С метлою дремлет снеговик.

Ещё мы все тепло одеты-

В фуфайки, в ватные штаны.

А всё-таки весны приметы

Во всём, во всём уже видны.

– Вы прослушали отрывок из стихотворения Е. Благининой. Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?

— Какие приметы весны видны в природе?

III. Подготовка к восприятию картины

− Исаак Ильич Левитан — один из великих русских художников пейзажистов. Родился в 1860 году. Он рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что в последствии он старался никогда не вспоминать о нём. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился очень строго. За 25 лет написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения.

− Новый период в творчестве Левитана начинается с середины 90-х годов. Он пишет ряд выдающихся произведений, стоящих в одном ряду с шедеврами русской пейзажной живописи. Это жизнеутверждающее произведение «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода».

− Русская природа была единственной темой произведений Левитана. Свою картину «Март» он написал в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника.

IV. Рассматривание репродукции картины

В. Развертывание содержания картины

— Разкажите, что вы нахадитеся на картине.

  1. (Дом с крыльцом; лошадка, запряженная в сани, деревья, снег, небо; Скворечник, который сиротливо ютится на голых ветвях дерева и ждёт своих крылатых гостей, жильцов.)

— Какими чувствуется здесь весна?

— Какой день изобразил художник?

2 стр., 861 слов

Сочинение по картине левитана весна в италии

... движением руки. Такие мысли вызвала в моем сознании картина Левитана «Над вечным покоем». Сочинение по картине Левитана «Март» На картине Левитана «Март» изображено весьма противоречивое время. Март в представлении художника - это время встречи весны и зимы. Они сражаются ...

  1. (Теплое, солнечное.)

— Какие детали свидетельствуют об этом?

  1. (Солнечный свет на деревьях, на крыльце, на стене дома, тени от деревьев.)

— Какое небо на картине?

  1. (Оное не просто голубое, оно какое-то чистое, прозрачное.)

— Опишите снег на земле.

  1. (Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным, на нем лежат тени и много следов.)

— О чем говорит ком снега на крыше?

  1. (Он подтаял и скоро с шумом упадет на землю.)

— Какие краски являются главными на этом полотне?

  1. (Три основных цвета использовал художник в этом пейзаже — желтый, голубой и зеленый. Их разнообразные сочетания с добавлением белой краски создают сияющую гармонию.)

В данном работе мы обращаем внимание на картину «Март» и пытаемся погрузиться в атмосферу, которую она передает. Картина изображает раннюю весну, когда природа только пробуждается. Окружающий мир еще покрыт снегом, который и здесь присутствует — перед домом, в лесу, на крыше крыльца. Мы видим, как снег подтаял на крыше, готовясь соскользнуть вниз. Его цвет стал серым, смешавшись с землей и пропитавшись водой. Конечно, появившееся весеннее солнце осветляет снег и делает стены дома оранжевыми. Небо выше, наполненное светом, а воздух полон движения и свежести. Рядом с домом растут березы, стремящиеся к солнцу и теплу каждой своей веточкой. И вдали виднеются темно-зеленые ели, проецирующие на снег синие тени. В целом, картина передает ощущение простора, солнца и живого движения в природе.

VII. Речевая подготовка к сочинению

Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание и выполняет его.

1. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

  • день (тёплый, весенний, солнечный)
  • небо (голубое, ясное, высокое, чистое, лазурное)
  • снег (рыхлый, мокрый, зернистый, ноздреватый)
  • деревья (стройные, хрупкие)
  • лошадь (усталая, рыжая)

2. Подберите глаголы к существительным.

  • небо (сияет)
  • солнце (светит, греет, освещает)
  • капель (звенит, поёт, стучит, барабанит)
  • снег (оседает, тает, темнеет)
  • деревья (тянутся)

3. Подберите синонимы к словам:

  • художник (автор, живописец)
  • картина (полотно, произведение)
  • создал (написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил)

VIII. Составление плана сочинения

1. Сколько частей будет в сочинении?

Сочинение будет состоять из трех частей.

2. Как называются части? О чём они?

  1. Вступление. Как называется картина, кто автор, немного об авторе или истории создания картины.
  2. Основная часть. Описание картины.
  3. Заключение. Своё отношение к картине; чувства, которые она вызывает, основная идея.

IX. Устное составление описания картины по плану

− Поподробнее остановимся на каждой части.

1. Как можно начать сочинение?

X. Написание сочинения учащимися

1. Письмо на черновике.

11 стр., 5465 слов

Брейгель «охотники на снегу» описание картины, анализ,

... Тарковского «Солярис» (1973 г.). В кают-компании космического корабля висит репродукция картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». Ее внимательно рассматривает героиня фильма, внешне — прекрасная девушка, по сути – ... приемы Цветовая гамма полотна — льдисто-зеленая, холодная. Низкое небо без солнца говорит о том, что на картине ранний вечер. Фигуры людей и дома выполнены в коричневых ...

  • думается мне, что
  • кажется, что
  • словно магия
  • моё воображение пробуждает

− Теперь вы готовы к тому, чтобы приступить к написанию сочинения. В вашем распоряжении много средств, чтобы сделать свою речь яркой и выразительной.

2. Редактирование сочинения.

3. Письмо сочинения в тетради.

XI. Итог урока

− Понравилось ли вам сочинять?

− Кто хотел бы зачитать своё сочинение?