Урок литературного чтения в 3 классе Тема : по иллюстрации к сказке. Картина В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Сочинение

III этап. Сочинение по картине.

  1. Введение в речевую ситуацию. Постановка темы, задач урока.

Сегодня мы попадем в мир сказки. Послушайте отрывок из русской народной сказки и попробуйте про­иллюстрировать его с помощью движений рук.

Иллюстрирование сказки с помощью движения рук может сопровождаться музыкальным фрагментом «Бит­ва с мышами» из балета П. И. Чайковского «Щелкун­чик». Дети выполняют движения вместе с учителем.

«Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: (1) поле­зай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. (2) Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка. (3) А в клетке сидит Жар-птица, золо­тые зернышки клюет. (4) Хвост то раскроет, то закро­ет, то раскроет, то закроет. (5) Ты птицу возьми, за па­зуху положи, да смотри клетки не трогай!»

Движения рук: (1) указательный и средний палец правой руки взбираются по «лесенке» — раздвинутым пальцам левой руки. (2) Пальцы правой и левой рук переплетаются, изображая крышу терема. Большие пальцы образуют окошко. (3) С помощью указатель­ного пальца правой руки и раскрытой левой ладони показывается, как Жар-птица клюет зерна. (4) С по­мощью правой руки изображается хвост Жар-птицы: пальцы то соединяются, то разъединяются. (5) Руки крепко сжаты, как бы оберегают птицу.

Кто вспомнит, из какой сказки эти слова? (Из русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк»).

Название сказки записывается на доске. Учащиеся вспоминают основных героев этой сказки. Их имена также могут быть записаны на доске.

Сюжеты русских народных сказок привлекали многих художников, но особенно много внимания уде­лял им в своем творчестве Виктор Михайлович Васне­цов. По мотивам русских народных сказок и былин В. М. Васнецов создает такие картины, как «Аленуш­ка», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Витязь на распу­тье», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Сером Волке». Сегодня мы познакомимся по­ближе с его картиной «Иван-царевич на Сером Волке» и будем учиться писать сочинение по этой картине.

68 стр., 33784 слов

Влияние русских народных сказок на совершенствование связной ...

... русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников; определить систему ... речи. В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. ...

2. Подготовка учащихся к восприятию картины.

Беседа о В. М. Васнецове. Рассказ учителя дополняется теми сведениями, которые собрали учащиеся, и сопровождается показом одного из портретов художни­ка или его автопортрета.

3. Сравнение темы и основной мысли сказки и кар­тины.

  • Обратите внимание на названия сказки и карти­ны. (Они записываются на доске друг под другом.)

Сказка — «Иван-царевич и серый волк».

Картина — «Иван-царевич на Сером Волке».

Чем отличаются названия картины и сказки? Поче­му слова «Серый Волк» в названии картины написаны с заглавных букв? Каково отношение художника к это­му персонажу? Почему в названии картины использо­ван не союз и у как бы соединяющий героев, а предлог на ? (Объяснение может быть, например, таким: Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что в картине отражен только один эпизод сказки).

Учитель предлагает детям сравнить эпизод из сказ­ки, соответствующий картине, и саму картину.

Учитель зачитывает вслух три отрывка, из которых учащиеся должны выбрать один, тот, который более всего соотносится с картиной.

1. Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.

  1. Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еле­ной Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.

  2. Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Еле­ну Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в род­ную сторону.

поскакал, по­мчался, поехал)

«Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настига­ет его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:

  • Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает».

  1. Рассматривание картины.

Рассматривание картины после ее сравнения со сказкой помогает учащимся понять, какие основные средства выразительности используются в живописи и в литературе для создания сходных образов, для выра­жения определенного настроения и основной мысли.

  1. Беседа по картине. Комплексный анализ карти­ны под руководством учителя.

Вопросы учителя к учащимся:

  • Каково общее впечатление от картины?
  • Какие чувства она вызывает? Для ответа мо­жете использовать словарь настроений.
  • Какова основная мысль картины? Вспомните слово, которое мы выделили во втором отрывке. По­смотрите на картину. Совпадает ли основная мысль картины и отрывка из сказки?

— Какие особенности живописного полотна позво­ляют вам это утверждать? (Картина расположена вер­тикально, что рождает ощущение опасности: впереди и позади — неизвестность, возможно, погоня. Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых пре­следователей. Серый Волк быстро мчится вперед, при этом скорость движения подчеркивается сильным взмахом передних лап, направлением движения спра­ва налево, как бы навстречу нашему взгляду, устрем­ленностью взгляда вперед, высунутым от быстрого дви­жения языком. Все герои заключены как бы в крас­ный, неправильной формы четырехугольник: красная шапка Ивана-царевича, красные ножны, красные са­поги, красный язык Волка. Красный цвет тоже стано­вится средством, позволяющим выразить тревогу, ощу­щение опасности.)

2 стр., 813 слов

По сказке Иван царевич и серый волк 9 предложений. 3 класс

... все будет хорошо. ( Шапинский Виктор) Когда я увидел картину, то сразу узнал героев моей любимой сказки. Эта сказка об Иване- царевиче, Жар- птице, Сером волке. Понимаю длинно, выбери лучшее! Оцени ответ ... они хотят поскорее выбраться. Эта картина немного грустная. ( Мазина Полина) На картине я вижу Василису Прекрасную и Ивана – царевича, сидящих на усталом волке. Волк даже высунул язык от жажды. ...

— Что является центром картины? С помощью каких средств художник направляет наше внимание на центр картины — Ивана-царевича и Елену Пре­красную, мчащихся через лес на Сером Волке? Ка­кую роль играют здесь композиция картины, освеще­ние и краски?

  • Сравните центр картины и фон. Как художник передает контраст между ними? (Теплые, яркие цвета одежды Ивана-царевича и Елены Прекрасной — и тем­ные, мрачные деревья, лишенные листвы;
  • фигуры главных персонажей, как бы заключенные в круг, и прямые, вертикально вытянутые линии фона;
  • цен­тральные фигуры, как бы освещенные со всех сторон, и потонувшие в сумерках лесные дебри и т. д.)
  • Какие детали картины помогают нам понять, что герои находятся не в реальном, а в волшебном лесу? (Непонятно, откуда в этом лесу падает свет;
  • неясно, какое это время дня и года;
  • здесь одновременно цветут две переплетенные яблоньки, являющиеся как бы ли­рическим повтором образов главных героев, и лилии, в то время как на вековых деревьях не видно ни одного зеленого листочка, и т. д.)
  • Как Васнецов изображает Серого Волка? Что от­личает его от реального зверя и делает волшебным по­мощником героя? (Лапы Волка не касаются земли — он как бы летит над болотом;
  • глаза его похожи не на волчьи, а на человеческие;
  • только этот персонаж кар­тины смотрит вперед и в то же время на зрителей и может увидеть то, что ждет героев.)
  1. Выявление основных микротем картины .

Для работы на данном этапе учащиеся используют записи, сделанные в «корреспондентском блокноте». Наблюдения, сделанные детьми, обобщаются на основе таблицы, состоящей из трех частей и написанной на доске.

Кто?Что? Какой? Что делает?, Иван-царевич смелый сидит верхом на Сером

храбрый крепко держит Елену

красивый с тревогой глядит назад

При работе над данной картиной могут быть выде­лены следующие микротемы: основные персонажи (Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый Волк); цве­тущие яблоньки как лирический повтор образов глав­ных героев; лес; болото и др.

7.Составление плана сочинения.

Структура текста-описания может быть предъявле­на детям в виде графической или словесной модели. На ее основе составляется план сочинения.

План должен включать, как минимум, три основ­ные части: вступление, где указывается предмет опи­сания, имеется указание на автора и название карти­ны; описание самой картины по выделенным микроте­мам; заключительную часть, содержащую оценку картины, ее общее настроение, основную идею.

5 стр., 2498 слов

Описание по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»

... прекрасный мир русской сказки, помогает поверить в победу добра над злом. Как написать сочинение по картине: рекомендации Сочинение по картине “Иван царевич на Сером волке” следует начать с указания автора. Ее написал русский художник Виктор Васнецов ...

Примерный план может быть таким:

а) Художник-сказочник.

б) Главные герои картины, их облик, мысли и чув­ства.

в) Тайны волшебного леса.

г) Чувства, навеянные картиной.

8.Коллективное устное составление речевого вы­сказывания по отдельным частям плана

Здесь внимание обращается на то, как можно на­чать, закончить сочинение, как связать между собой отдельные части. На доске могут быть записаны вари­анты начала и концовки. Например, варианты нача­ла: «Перед нами картина известного русского худож­ника…», «На картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» изображены…», «Знаменитый рус­ский художник В. М. Васнецов в основу многих своих картин взял сюжеты русских народных сказок», «Од­ной из любимых моих картин является произведение (полотно) В. М. Васнецова…» и др.

9.Орфографическая подготовка.

Особое внимание тут уделяется написанию тех слов, которые включены в таблицу и взяты из «корреспон­дентских блокнотов» детей.

10.Уточнение требований к основному типу текста

11.Самостоятельная письменная работа.

В зависимости от речевой подготовки класса учи­тель может предложить и такой вид работы: написать сочинение от имени героя картины (от имени Ивана- царевича, Серого Волка, Елены Прекрасной).

Посколь­ку это творческое задание рассчитано на самостоятель­ное решение темы, учитель плана сочинения не пред­лагает. Учащиеся имеют право выбора: создавать описание картины или писать сочинение от имени од­ного из героев.

IV этап. Работа над редактированием текста.

Основные этапы:

    1. Оценка учителем результатов работы класса в це­лом.

  1. Зачитывание учителем отдельных удачных и не­удачных словосочетаний, предложений, абзацев (без указания на автора), их анализ.

  2. Зачитывание удачных сочинений или отрывков самими детьми. («Найди самое удачное место в своем сочинении (или в сочинении соседа) и прочитай его. Попробуй объяснить, почему оно показалось тебе са­мым удачным».)

  3. Работа над ошибками (групповая и индивиду­альная).

Приведем пример сочинения учащегося, написан­ного от имени Серого Волка.

«Я сильный, умный, я волшебный волк. Я мчусь над землей и болотом, синие леса мимо глаз пропускаю, озера хвостом заметаю. У меня быстрые ноги, широ­кий лоб и чуткие уши, а глаза, похожие на человечес­кие, видят любую даль и освещают любую тьму.

Я легко несу свою ношу — Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Выручу их из беды. Убегу от погони. Я смотрю только вперед, но вижу и то, что сзади.

Я не просто волк, я волшебный Серый Волк. Я спа­су, помогу, уберегу от беды».