Урок развития речи в 5-м классе. по картине К.Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку»

Сочинение

Разделы:

Цели:

  • Развивать у учащихся навыки устной и письменной речи.
  • Продолжить работу по формированию навыков описания произведений живописи.
  • Продолжать развивать интерес к произведениям живописи.
  • Пробудить у учащихся желание высказать своё отношение к картине.

Оборудование:

Ход урока

Беседа о художнице.

Ксения Николаевна Успенская-Кологривова

27 ноября 1922 года родилась Успенская Ксения Николаевна, живописец, член воронежского отделения Союза художников. Родилась в Воронеже. Посещала частные изостудии Н. И. Капер, В. А. Жданова. Закончила Московский институт прикладного и декоративного искусства (факультет керамики, 1949).

Живописью занималась под руководством А. А. Дейнеки. После работы в Московском НИИ строительных материалов (1949-1951) возвращается в Воронеж и с 1953 г. становится постоянным участником выставок Воронежской организации Союза художников РСФСР. Художественные занятия К. Успенская на протяжении многих лет совмещала с общественной и научно-педагогической деятельностью. Работала доцентом кафедры сельскохозяйственной архитектуры СХИ, работала в составе разных комиссий Союза художников РСФСР. Имя художницы Ксении Успенской занесено в «Книгу почета» г. Воронежа. Работает в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа, натюрморта. Автор произведений: «Портрет профессора Н. А. Успенского» (1952), «Водные процедуры полезны всем» (1953), «Портрет столяра» (1954), «Не взяли на рыбалку» (1955), «Мечтатели» (1963), «Белые лилии» (1964), «Портрет В. П. Криворучко», «Юный художник» (1981), «Разлив на Битюге» (2003) и др. По впечатлениям зарубежных поездок создала серию акварелей, пастелей, гуашей, среди которых: «Дети Мадраса»(1975), «Неприкасаемый» (1975), «Крыши Флоренции» и др. Персональные выставки Успенской прошли в Воронежском областном музее изобразительных искусств (1973, 1983), выставочном зале Союза художников (2000, 2002).

Её картины представлены в Воронежском областном художественном музее Крамского, Воронежском областном краеведческом музее, Острогожском историко-художественном музее им. И. Н. Крамского.

2 стр., 552 слов

Образ и характеристика Художника в Портрете Гоголя

... Художника Гоголя. Казалось бы, они одинаковы, но Гоголь вложил в их характер гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Также читают: Картинка к сочинению Образ и характеристика Художника в Портрете Популярные сегодня темы ... чего он ищет искупления и отправляется на его поиски. Два этих образа кардинально отличаются друг от друга хотя бы тем, что один из них поддался обстоятельствам, ...

II. Беседа по картине.

К. Н. Успенская-Кологривова «Не взяли на рыбалку»

  • Где и когда происходит действие, изображённое на картине?
  • По каким признакам вы определили, что на картине изображено раннее утро?
  • Какое же утро изображено на картине?

(Утро весёлое, радостное, солнечное.)

  • Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку?
  • Как показано на картине, что рыбаки уходят?

(Фигуры рыбаков устремлены вперёд. По положению ног и туловища видно, что они удаляются.)

  • Кто, по-вашему, главный герой картины? (Маленький мальчик.)
  • Как вы определили возраст мальчика?

(Не умеет как следует одеваться.)

  • Как художница показала, что малыш — главное действующее лицо картины?
  • По каким деталям картины можно догадаться, что малыш готовился к рыбалке?
  • Какое настроение у малыша? Почему?
  • Как художница показала огорчение малыша?

(Он даже не замечает, как курица вытаскивает из его ведёрка червяков.)

  • Подробнее опишите мальчика, его позу, выражение лица, волосы, одежду.
  • Какие цвета использовала автор картины для изображения одежды героя?
  • А почему именно эти два цвета использованы?

(Этими цветами художница выделяет главного героя картины.)

  • Как вы думаете, давно ли мальчик стоит в такой огорчённой позе?

(Пожалуй, малыш, действительно, недолго стоит в такой позе, вряд ли он способен долго сердиться.)

  • А почему же малыша не взяли на рыбалку?
  • Кто наблюдает за огорчённым мальчиком?
  • Какое у неё настроение? Сочувствует ли она своему маленькому брату?
  • Какое впечатление производит на вас картина?
  • Почему?
  • Нравится ли вам картина?
  • Чем она вам нравится?
  • Действительно, картина интересная и вполне жизненная.
  • Теперь попробуем составить рассказ по этой картине.

III. Составление рассказа.

  • Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой изображён на картине?
  • Откуда малышу стало известно, что старшие собираются на рыбалку?
  • Обещали ли старшие малышу взять его с собой на рыбалку?
  • Что же произошло утром?
  • Как развивалось действие дальше?

(- Папа, можно я пойду с вами?

  • Нет, сынок, ты ещё очень маленький, подрастёшь — тогда и будешь ходить с нами на рыбалку.)
  • Подумайте, а как по-другому можно составить диалог?
  • Как вы думаете, чем закончится эта история?
  • Как вы озаглавите свой рассказ?

IV. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.

  • Внимательно прочитайте слова, выписанные на доске. Они помогут вам составить предложения, которыми вы воспользуетесь при написании своего сочинения.

Восходящее солнце, безоблачное лазурное небо, светло-зелёная травка, рюкзак, рыболовные принадлежности, жестяная баночка, вдогонку, велосипед, расстроен, белокурый, огорчённый, обиженный, кое-как, вот-вот, симпатичный,

12 стр., 5824 слов

По картине не взяли на рыбалку от первого лица попович 5 класс

... готова. Картина «Не взяли на рыбалку» знакома всем ученикам средней школы, ведь в пятом классе им предлагают написать по ней сочинение. ... малышом. Девочка глядит на братика с насмешкой. Она и не сомневалась, что на рыбалку его не возьмут. Но успокаивать кроху девочка не желает. Устав от ... брошенное малышом ведерко. Девочка смотрит на малыша. Вероятно, она утешает его, но по выражению ее лица можно ...

V. Составление плана.

1. Кто изображён на картине?

2. Кто, по-вашему, главный герой, почему?

3. Описание главного героя:

  • а) внешний вид (выражение лица, волосы, одежда);
  • б) поза.

4. Описание второстепенных персонажей:

  • а) отец;
  • б) старший брат;
  • в) сестра.

5. Цветовая гамма картины.

6. Моё отношение к картине.

VI. Составление устных рассказов по картине.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Запись сочинения в тетрадь.