Урок развития речи в 5-м классе

Сочинение

Разделы:

Цели:

Познавательные:

  • Повторить ранее изученное: тема текста, основная мысль, типы речи, их композиционное;
  • Познакомить с новым видом работы по развитию речи – сочинением-воспоминанием, с характерными особенностями его построения.

Практические:

  • Закрепить умения раскрывать тему текста, основную мысль, писать в определенном жанре;
  • Формировать новое умение – создавать текст по памяти.

Общепредметные:

  • Развитие логического мышления;
  • Формирование умения самостоятельно выполнять задания.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к предмету;
  • Воспитание языковой личности (правописная и речевая компетенция);
  • Нравственное воспитание.

ХОД УРОКА

I. Повторение.

1. Вспомните, что такое текст (сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически), тема текста (то, о чем говорится в тексте; тема связывает предложения в единое целое), основная мысль текста (то, к чему призывает автор, в чем убеждает, чему учит)?

2. Какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)

3. В чем особенность построения каждого из этих типов речи?

Повествование:

  • Начало события;
  • Развитие события;
  • Конец события.

Какое сочинение вы писали в этом жанре? (“Невыдуманный рассказ о себе”)

Описание:

  • Общее впечатление от предмета;
  • Отдельные его признаки;
  • Оценка.

В каких сочинениях вы использовали описание? (“Описание животного”, “Моя любимая игрушка”)

Рассуждение:

  • Тезис (то, что доказывается);
  • Доказательства (аргументы);
  • Вывод.

При выполнении какого задания вы рассуждали? (Почему перина называется периной, земляника – земляникой и т.д. Упражнение 387, учебник Т.А.Ладыженской)

II. Подготовка к сочинению по памяти.

1. Вспомните, какие виды сочинений вы уже знаете и имеете некоторый опыт их создания? (Сочинение по наблюдениям. Прогулка по березовой роще, описание березы, группы берез.

Сочинение-воспоминание является особенным видом сочинения, где главная цель — вспомнить и описать то, что произошло в прошлом, но оставило глубокий след в памяти. В данном случае, темой сочинения-воспоминания является «Моя школа через двадцать лет».

2 стр., 880 слов

Работа над типами речи. Композиция сочинений-описаний, повествований, ...

Сочинение-описание Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения. Описание изображает какое-либо явление и раскрытие его признаков. Действие ... а включено в событие или статическим, то есть таким, которое прерывает развитие текста. Так же принципиально значимыми являются цель описания, его функция и ...

Вступление:

  • Помню
  • Помнится

Основная часть:

  • Осталось в памяти
  • Вспоминаю
  • Помню

Заключение:

  • Буду помнить
  • Не забуду

Моя школа, расположенная на улице Ленина в городе Новосибирске, через двадцать лет выглядит совершенно по-другому, но в моей памяти осталось множество незабываемых воспоминаний о тех временах. Помню, как каждое утро я проходил через ворота школы, где меня встречала огромная фигура льва, символизирующая нашу силу и мощь. Помнится, как я проходил по территории школы, окруженной зелеными деревьями и кустами цветов, создавая атмосферу уюта и комфорта.

Одним из самых ярких воспоминаний является наша старая классная комната. Она была украшена картинами, выполненными своими руками, и разноцветными плакатами, которые мы создавали вместе с учителем. Вспоминаю, как мы сидели за партами, обсуждали интересные темы, делали домашние задания и помогали друг другу. Помню, как наш учитель давал нам задания, которые развивали наше воображение и творческие способности. Он всегда поддерживал нас и верил в наши силы.

Вспоминая каникулы, мы с друзьями проводили много времени на спортивной площадке школы. Помню, как мы играли в футбол, баскетбол и волейбол, соревнуясь друг с другом. Эти моменты создавали незабываемые эмоции и укрепляли нашу дружбу. Помню, как мы проводили различные мероприятия и концерты, где каждый из нас проявлял свои таланты и получал огромную поддержку от учителей и одноклассников.

Через двадцать лет я буду помнить все эти моменты, которые сделали нашу школу особенной. Я не забуду те дружеские улыбки, обнимашки и слова поддержки, которые мы дарили друг другу. Моя школа была и останется местом, где я получил не только знания, но и ценные уроки жизни.

Таким образом, моя школа через двадцать лет будет продолжать жить в моей памяти, вспоминая яркие моменты и незабываемые впечатления, которые она подарила мне. Я буду помнить каждую деталь и не забуду того, что она значила для меня.

  • сочинение-описание
  • сочинение-повествование
  • сочинение-рассуждение

Я думаю, что без описания вам не обойтись, ведь вы же должны будете показать свои подарки во всей красе. Поэтому постарайтесь рассказать о них так, чтобы я, когда буду читать ваши сочинения, ясно и четко представляла их, любовалась ими.

7) А как же это можно сделать?

Образность, красочность, эмоциональность речи достигается при помощи художественных средств языка. На уроках литературы мы с вами говорили об изобразительно-выразительных средствах языка. Назовите их.

  • Эпитеты (теплый привет, холодное сердце)
  • Метафоры (над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка )
  • Сравнения (легкий, как пух, жемчужные зубы)
  • Олицетворения (улыбнулись сонные березки)

3. Составим примерный план сочинения.

1 стр., 436 слов

Сочинение миниатюра и сразу вспоминаю пушкина

... на тему «Мой Пушкин», то так же вы можете прочитать ... и конечно же с самим собой. Там где берет свое начало что – то личное, Именно здесь начинается мой Пушкин… Если вам понравилось сочинение ... наша жизнь приобретает особый смысл, мы начинаем правильно мыслить. Пушкин вечен и современен. Так, а в чем же заключается секрет ...

Вступление.

  • Помню свой первый подарок.

Основная часть.

  • Вспоминаю внешний вид подарка (какой он?): форма, размер, цвет, назначение и т.д.

Вывод.

  • Не забуду то впечатление, ощущение радости, счастья от полученного подарка.

4. По данному плану, учитывая особенности сочинения-воспоминания, устно составьте рассказ о своем первом подарке.

(Прослушивание и обсуждение двух текстов)

III. Самостоятельная работа учащихся над сочинением

IV. Домашняя работа:

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rasskaz-urok-v-klasse/

  1. Н.В. Антонова “Учимся писать сочинения”.
  2. Т.А. Калганова “Сочинения различных жанров”.
  3. Т.А. Ладыженская “Система обучения сочинениям на уроках русского языка”.
  4. Т.М. Фалина “По волне моей памяти” Методические рекомендации учителю русского языка”.

24.11.2009