Урок развития речи. — описание животного. план-конспект (русский язык, 5 класс)

Сочинение

словесно-наглядные;

  1. по уровню активности познавательной деятельности:

эвристический, исследовательский;

  1. по функциям:

рассказ, иллюстрирование, выполнение аналитико-синтетических упражнений, монологические высказывания.

Образовательные технологии:

  1. групповые способы обучения;
  2. элементы проектного обучения;
  3. методика сотрудничества;
  4. элементы развития критического мышления учащихся.

Организационные формы работы на уроке.

Весь класс делится на 4 малые группы по 3-5 человек. Группы разноуровневые, в каждой есть свой лидер, который руководит работой учащихся в группе, он же и несет ответственность за качество выполняемой работы.

Группам выдается рабочий лист, в котором выполняется задание, затем лидер группы представляет работу – одну из частей сочинения-описания животного.

Оформление доски и оборудование урока.

  1. Информационная таблица по стилям и типам речи
  2. Красочные иллюстрации с изображением кошек

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Однажды в руки мне попала книга иркутского писателя Фёдора Боровского «Рыжий». В повести писатель рассказывает о самых ярких впечатлениях своего послевоенного детства, о домашнем любимце по кличке Рыжий. Дети лучше взрослых понимают животных и сильней привязываются к ним – своим бескорыстным и преданным друзьям. Фёдор и его младший брат подружились с котом по кличке Рыжий. Это был самый замечательный кот, как все коты и собаки, с которыми мы дружим в детстве. Повесть очень интересная, увлекательная, писатель на протяжении всего повествования даёт описание своего любимца.

6 стр., 2812 слов

Исследовательская работа «образ ласточки» учащихся (10 класс)

... добычу в воздухе. На теле ласточек могут паразитировать блохи, клещи. Интересные факты В рассказе про ласточку для 1 класса «Перелётные птицы» говорится, что ... 14−16 дней высиживают яйца. Чем старше становится самка, тем больше яиц она может отложить. В первый раз она ... см. Коротко о разновидностях Длительность жизни небольшая — в среднем 4 года, но может достигать возраста 8 лет. Всего в окружающем ...

Сейчас ребята в каждой группе попробуют поставить себя на место писателя и восстановить текст из повести. Когда группы отработают свою часть текста, мы прочитаем полное описание и узнаем, что же это за кот по кличке Рыжий

  1. Группы работают с сочинениями – клише.
  1. Группы читают – выразительно, эмоционально, свою часть текста, получается полное описание героя повести.
  1. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

  • Какие чувства у вас вызвало это описание?
  • Что больше всего понравилось?
  • Какой стиль речи использовали вы с автором повести?
  • Элементы какого типа речи присутствуют в данном тексте?
  • Интересно узнать историю кота Рыжего? На уроке внеклассного чтения почитаем эту повесть.

Домашнее задание: написать сочинение о домашнем питомце в художественном стиле с элементами описания.

Группа 1.

Сочинение – это упражнение

высшего порядка.

Ф.И. Буслаев

Сочинение – описание животного.

Вид сочинения: сочинение – клише.

Тип речи: описание.

Главный вопрос описания: какой?

Задание:

  1. На место пропуска вставить подходящее по смыслу прилагательное – эпитет.
  2. Выразительно прочитать сочинение.

клише + прилагательные (эпитеты) = сочинение

клише

прилагательные – эпитеты

У нас был кот. Звали его Рыжий. Когда-то брат нашел его в лопухах под стеной ____________________ здания. Котенку тогда, наверное, и месяца не исполнилось. Он сидел под лопухом и орал в небо, широко разевая ____________________ — ____________________ пасть с ____________________ ____________________ язычком и ____________________ зубками. Все его ____________________ тело содрогалось от крика и просто удивительно было, как уместился в таком ____________________, ____________________теле такой ____________________ ____________________ голос.

тощем

жалком

крохотными

тщедушное

маленьким

чистеньким

напористый

деревянный

старого

маленький

бледно-розовую

Группа 2.

Сочинение – это упражнение

высшего порядка.

Ф.И. Буслаев

Сочинение – описание животного.

Вид сочинения: сочинение – клише.

Тип речи: описание.

Главный вопрос описания: какой?

Задание:

  1. На место пропуска вставить подходящее по смыслу прилагательное – эпитет.
  2. Выразительно прочитать сочинение.

клише + прилагательные (эпитеты) = сочинение

клише

прилагательные – эпитеты

Мы принесли котенка домой и пустили его на пол. Он сразу же пошел к маме, задрав свой ____________________ хвостик. Походка у него была ____________________ и тоже ____________________, как и голос. Он шел, смотрел на маму и орал, при каждом шаге потряхивая ____________________ ногами, словно у него на лапы налипло что-то и мешало ходить. Он был ____________________, со ____________________ полосами, ____________________, ____________________ и ужасно ____________________. И еще он был какой-то ____________________ и ____________________ настолько, что ребра торчали даже под ____________________ ____________________ шерсткой. Но к этому ____________________, ____________________ тельцу были приделаны ____________________ ноги и венчала все огромная треугольная голова. А на голове сидели огромные треугольные уши. Даже непонятно было, как такая голова держится на такой ____________________ слабой шейке. Только усы у него были ____________________. Прямо генеральские усы, взрослому коту впору. Странный котенок и со странным деревянным голосом.

коротенький

задними

неуверенная

деревянная

грязный

жалкий

худой

блекло-рыжий

угловатый

светлыми

жалкому

тощему

свалявшейся

жидкой

тоненькой

замечательные

длинные

облезлый

Группа 3.

Сочинение – это упражнение

высшего порядка.

Ф.И. Буслаев

Сочинение – описание животного.

Вид сочинения: сочинение – клише.

Тип речи: описание.

Главный вопрос описания: какой?

Задание:

  1. На место пропуска вставить подходящее по смыслу прилагательное – эпитет.
  2. Выразительно прочитать сочинение.

клише + прилагательные (эпитеты) = сочинение

клише

прилагательные – эпитеты

Ого, как он рос, мой Рыжий! Через год он стал взрослым котом. Лапа у него стала ____________________, когти ____________________ и ____________________, а клыки, как у ____________________ тигра, про которого я читал в энциклопедии. Руку он мне этими своими ____________________ клыками прокусил до кости, гад ____________________, а потом пришел вечером за молочком как ни в чем не бывало, такой ____________________, такой ____________________ сидел над блюдечком, так сладко облизывался и жмурил свои ____________________ ____________________ буркалы. ____________________ ____________________ шерсть блестит, ____________________ тело изгибается на ходу, ____________________ полосы шевелятся на боках. Красив он стал: ____________________, ____________________, ____________________, с ____________________ спиной и ____________________ усами. Только усы больше, чем нужно, но это ему даже шло.

саблезубого

саблезубыми

железная

огромное

острые

бесстыжие

зеленые

милый

невинный

сильное

светлые

короткая

гладкая

поджарый

мощный

длинноногий

гвардейскими

пружинистой

ползучий

Группа 4.

Сочинение – это упражнение

высшего порядка.

Ф.И. Буслаев

Сочинение – описание животного.

Вид сочинения: сочинение – клише.

Тип речи: описание.

Главный вопрос описания: какой?

Задание:

  1. На место пропуска вставить подходящее по смыслу прилагательное – эпитет.
  2. Выразительно прочитать сочинение.

клише + прилагательные (эпитеты) = сочинение

клише

прилагательные – эпитеты

Мы с братом разделили наше молоко пополам и налили котенку в блюдце, ткнули его в молоко носом. Он было рванулся, но тут же и притих, укрепился попрочнее на ногах и принялся лакать ____________________ его язычок быстро – быстро мелькал в ____________________ молоке и слышалось ____________________ бульканье. Было удивительно, как быстро он перекачивал таким ____________________ языком молоко из блюдца в живот. Живот у него раздулся, стал ____________________ и ____________________, словно мячик проглотил. Под тяжестью этого ____________________ живота его шатало, он сделал несколько ____________________ шагов и повалился набок. Он еще поднял голову, с недоумением посмотрел на свой живот, но тут же ____________________ глаза его закрылись, голова с легким стуком упала на пол и он заснул ____________________ сном. Мы положили его на подстилку, а он даже не шелохнулся, спал как ____________________. Растянулся на спине, голову закинул и только бока ходуном ходят, да усы шевелятся. Он был во сне, как ____________________. Ребенок, в общем.

осоловелые

счастливые

розовый

легкое

белом

крохотным

раздутого

неуверенных

круглый

тугой

симпатичный

убитый

Литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/opisanie-jivotnogo-klass-russkiy-yazyik/

  1. Боровский Ф. Рыжий. Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство.1984 г.
  2. Сергеев Д. Статья «Возвращаясь в детство». Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство.1984 г.
  3. Никитина Е.С. Русская речь. 5-7 классы. М. Просвещение. 2009.