Повествование «Как я однажды…» Урок русского языка 6 класс

Сочинение

Сочинение-повествование «Как я однажды…»

Класс 6

Тип урока: урок развития речи.

Краткое описание: данный урок построен с элементами проблемно-диалогического обучения.

Цель: формирование умений писать сочинение-повествование, применять полученные знания в учебной деятельности.

Планируемые результаты:

  • предметные — научиться со­ставлять текст-повествование по алгоритму или по собственному плану;
  • коммуникативные – развивать умение слушать, составлять речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • регулятивные: развивать умение осуществлять рефлексию, оценивать свою деятельность;.

познавательные: объяснять явле­ния в ходе создания алгоритма;

  • личностные: формирование мотивации к творческой деятельности.

I Организационный момент

II Актуализация знаний

На доске написаны слова

  • Посмотрите на доску, на ней написаны слова, что это за слова?
  • Как их связать с фотоаппаратом? СЛАЙД

СЛАЙД и на доске

  • Как эти картинки связать со словами – описание, повествование, рассуждение?

Можно зарисовать схему на доске и в тетрадях или на раздаточном листе: СЛАЙД

1 фото

Какой?

Последовательные действия. Несколько фото.

Что происходит?

Мысли о мире.

Нельзя сфотографировать.

Почему так происходит?

Просмотр таблицы на слайде.

III Тренировочные упражнения

  • Теперь определите тип речи небольших текстов, докажите, опираясь на таблицу: СЛАЙД

IV Изучение нового материала

1) Беседа:

Ребята, а сами вы больше любите рассказывать или слушать?

Показать картинку Радлова «Усердные слуги». СЛАЙД

  • В начале урока вы отнесли эту картинку к типу речи «Повествование». Сегодняшний урок поможет вам стать интересным рассказчиком – сочинителем.

Как вы понимаете, что такое «сочинение»?

Тема урока: Сочинение-повествование

  • Цель урока: Научиться писать сочинение-повествование.
  • Задача урока: Написать рассказ «Как я однажды…»
  • Продолжите фразу… помогал маме, гулял с собакой, учился кататься на роликах и т.д.
  • Что входит в структуру рассказа?
  • Вступление (Где? Когда? Кто?), завязка (пошел гулять с собаками), развитие событий (подул ветер, улетела шляпа), кульминация (дал собакам команду), развязка (принесли разорванную шляпу), заключение.
  • В какой обстановке и кому вы расскажете эту историю?
  • Как можно оживить рассказ при помощи прямой речи?
  • Как описать самый острый момент в развитии действия?

Способы оживления рассказа: представьте себя на месте хозяина. В какие части рассказа можно ввести команду и оформить как прямую речь. (А: «П!» «П! — а».) Как вы опишите самый острый момент в развитии действия – с юмором, страхом, чувством удивления и т.д?

1 стр., 358 слов

Народное сочинение уроки литературы

... проекта будет выпуск книги народных историй «Я вырос на уроках литературы… Контакт поколений» ко Дню Учителя 2017 года, куда войдут лучшие сочинения. В столице «Народное сочинение. Уроки литературы» поддержал Департамент культуры города ...

Составление плана:

  1. Однажды утром.
  2. Прогулка.
  3. Шляпа улетела.
  4. Команда собакам.
  5. Принесли шляпу.

Тренировочные упражнения:

  1. Написание сочинения-повествования
  2. Составьте свой вариант текста-повествования или по предложенному шаблону
    1. Однажды утром, мужчина пошел в парк со своими друзьями.
    2. Внезапно подул сильный ветер и его шляпа улетела далеко.
    3. Он дал команду своим четвероногим друзьям поймать ее.
    4. Они побежали наперегонки за улетающей шляпой.

Беседа

  • Наш урок подходит к концу, давайте подведём итог.
  • Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока.
  • Как вы думаете, достигли ли мы этой цели? Да

Рефлексия

(Слайд)

  • А сейчас я попрошу вас оценить, насколько продуктивно прошёл наш урок. Продолжите фразу СЛАЙД

Я узнал(что?)

Я понял, как

Я научился (чему?)

Д/з написать сочинение-повествование по картинке или упр. 448

Самоанализ урока

Цель: формирование умений писать сочинение-повествование, применять полученные знания в учебной деятельности.

Планируемые результаты:

  • предметные — научиться со­ставлять текст-повествование по алгоритму или по собственному плану;
  • коммуникативные – развивать умение слушать, составлять речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • регулятивные: развивать умение осуществлять рефлексию, оценивать свою деятельность;.

познавательные: объяснять явле­ния в ходе создания алгоритма;

  • личностные: формирование мотивации к творческой деятельности.

Содержание и организация учебного занятия

Урок комбинированный: изучение нового материала с опорой на собственный опыт (полученные ранее знания).

Вспомнили типы речи, тип речи повествование, характерные для него признаки. Личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

Технология работы педагога

Данный урок построен с элементами проблемно-диалогического обучения. Учебное взаимодействие строится на основе диалога и полилога с учетом индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.

Результативность проведенного урока.

Замысел урока и поставленные цели

На уроке был предпринят замысел проблемно-диалогического обучения, с целью активизации учеников и создания возможности для развития их речевых и мыслительных навыков. Основные поставленные мною цели в рамках урока – сформировать у школьников умение создавать собственный текст-повествование и учить их осуществлять поиск решения учебных проблем через диалог.

16 стр., 7515 слов

«Развитие творческих способностей на х трудового обучения ...

... учащихся осветить приёмы формирования и развития творческих способностей учащихся, применяемые на уроках технологии столярного дела доказать эффективность приёмов формирования и развития творческих способностей учащихся, применяемые на уроках технологии столярного дела Исследование состояния творческой деятельности учащихся ...

Проблемно-диалогическое обучение

  1. Постановка учебной проблемы:

    Ученики на уроке сталкивались с проблемой написания текста-повествования с помощью предложенных шаблонов. Цель заключалась в том, чтобы они нашли свободу творческого изложения и могли самостоятельно формулировать сюжет, диалог и образы.

  2. Поиск решения:

    По ходу специально выстроенного диалога учеников между собой и с учителем, они смогли обсудить свои идеи, советоваться и вместе находить лучшее решение для создания собственного текста-повествования.

Развитие навыков и формирование умений

Цель «знания» достигается через два этапа учебного процесса: ввод нового материала и его воспроизведение. На уроке формировались умения учеников через решение задач и выполнение упражнений. Навыки же вырабатывались путём многократного повторения действия.

Весь учебный процесс, кроме этапа введения знаний, организован с помощью заданий со стороны учителя. Введение новых знаний осуществляется методами обучения, являясь сложной и творческой частью подготовки к уроку.

Деятельность обучаемых и теория проблемного обучения

Деятельность обучаемых описывается в рамках теории проблемного обучения, которая раскрывает сущность их познавательной деятельности, а также описывает уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые различными методами. Теория проблемного обучения возникла в соответствии с потребностями учебного процесса.