Урок русского языка по развитию речи

Сочинение

Разделы:

Цели:

  • закрепить знания об особенностях публицистического стиля речи;
  • формировать у учащихся умения использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя;
  • воспитывать в учащихся чувство ответственности за чистоту и красоту нашего города.

Ход урока

1. Опрос

1).

Слово учителя

Представьте себе, что вы всем классом готовите стенгазету на тему «Человек и природа в городе.»Вам нужно написать заметку и рассказать в ней о том, как живётся деревьям на городских улицах, в парках и скверах, цветам и травам на газонах, птицам и животным на улицах, в зоопарках и наших квартирах. Поэтому сегодня на уроке каждый из вас должен задаться целью как можно больше узнать и услышать, а самое главное — собрать тот материал, который поможет написать правильно домашнее сочинение.

2).

Комментированное письмо

В сквере детки резвятся на игровой площадке, катаются с горки, лазают по лесенкам, мамы обсуждают планы на будущее, дедушки и бабушки возят малышей в колясках. И всё это происходит на фоне свалки из пустых бутылок, обёрток от сухариков и орешков, жестяных банок, битком набитых урн, не вмещающих весь мусор. Знакомая картина, не правда ли?

  • В каком стиле написан этот текст? Докажите.
  • В чём отличие публицистического стиля от других стилей речи?
  • Что мы почувствовали, услышав этот текст?
  • Вспомните, какие вы ещё знаете стили речи?

3).

Буквенно-цифровой диктант

1. Волга — самая крупная река в Европе. Берёт начало на Валдийской возвышенности, впадает в Каспийское море. Протяжённость реки 3690 км. Крупные притоки — Ока и Кама. (научный).

2. Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык? Слово родной -волшебное слово. Оно согревает своим теплом всё, к чему прикладывается: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык. (публицистический).

3. Это ребятишки по чужим садам озоруют, — объяснила Ольге молочница.

  • Такой народ пошёл…хулиганы. Ночью просыпаюсь, а на двору кто-то шныряет. (разговорный).

4. Уважаемые товарищи! С 1 по 29 августа аптека №1 закрыта на ремонт. Ближайшая аптека находится по адресу…(деловой).

4 стр., 1958 слов

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего ...

... любая другая. Например, «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».(М.Н.Кожина) «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и ... задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя ...

5. Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось. Сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и бурьян подняли ропот, на дороге спиралью закружилась пыль. (художественный).

6. Человеку важно знать свои корни — отдельному человеку, семье, народу -тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и нужен, дороже будет земля, взрастившая нас. Давайте же помнить об этих корнях! (публицистический).

4).

Работа с текстом раздаточного материала «Города-сада здесь не будет. Никогда.»

  • Какой это стиль речи? Оцените речевую ситуацию.
  • Докажите, что это публицистический стиль речи, исходя из языковых особенностей текста.
  • Какова основная мысль текста?
  • В каком жанре написан текст?
  • Как обычно строится заметка?
  • А что привлекает в данной заметке? Почему её хочется прочитать?

(NB-Когда дома будете продумывать заглавие, сделайте его таким, чтобы захотелось прочитать!)

  • Найдите части композиции в заметке.
  • Какой это тип речи? Почему?

5).

Готовясь к уроку, вы, ребята, собирали свой материал: кто ходил в библиотеку и искал в газетах информацию, кто отправлялся в творческие командировки, кто сочинял стихи.

1. Приведите свои примеры из газет об отношении человека к природе в городе. Что вам особенно запало в душу, задело за живое? (3-4 человека комментируют заметки).

2. Рядом с нами располагается наш удивительный парк «Швейцария».Мы настолько к нему привыкли, что не думаем о том, как он важен для всех нас. Наши девочки получили задание сходить в парк и посмотреть, в каком состоянии он находится. Кроме того, они собрали информацию о его истории. (2 человека выступают).

3. Парк — это не только лёгкие Приокского района, но и место жизни животных из зоопарка «Мишутка». Выступление на тему «Как живётся зверям в зоопарке».

4. У многих дома живут домашние питомцы. А как приходится этим животным в городе? Есть ещё один аспект этой проблемы — бездомные животные. (1-2 выступления).

6).

Мы говорили о «прозе» жизни, о тех проблемах, с которыми мы сталкиваемся повседневно. Поэтому закончить хочется стихами. (свои стихи по теме урока читает Аня Филиппова).

Выводы.

Мы рассмотрели различные аспекты нашей темы. Надеюсь, у вас теперь есть достаточно материала для написания домашнего сочинения. Опираясь на рабочие материалы, не старайтесь писать обо всём, выберите то, что важно и интересно вам.

II. Задание на дом: