Урок русского языка в 10-м классе с применением информационных технологий «Лингвистический анализ текста публицистического стиля»

Сочинение

Разделы:

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля речи;
  • разобрать задания ЕГЭ по русскому языку (Часть А), связанные с выяснением авторской позиции;
  • продолжить формирование у учащихся навыков связного устного и письменного высказываний.

Оборудование урока:

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

(Слайд №1).

Учитель: Вы, конечно, знаете, ребята, чтобы справиться с ЕГЭ по русскому языку, нужно написать Часть С1 , самую, как утверждают и учителя, и эксперты, сложную. Прочитаем формулировку данного задания.

(Чтение задания части С1).

Учитель: Чтобы получить желанные 21 балл, существуют определенные правила и подсказки. Но начинать работу над сочинением и на уроке, и на экзамене нужно с прочтения текста, с понимания того, что текст, по словам филолога Бахтина, «объект для исследования и мышления».

III. Чтение текста

(Учащийся читает текст публицистического стиля речи И.Пановой.)

IV. Лингвистический анализ текста

Учитель: Вероятно, каждый из вас был когда-нибудь участником детской игры «Угадай, какой предмет я задумал?». В ней, как вы помните, игроки задают вопрос по качественной характеристике задуманного им предмета, желая понять, что это такое. Подобный прием можно использовать и в работе с текстом. Представьте, что я задумала текст, а вам нужно узнать о нем как можно больше. Каким будет ваш первый вопрос?

Ученики: Какова тема текста? О чем повествуется в данном тексте? Что описывается в данном тексте?

Ученики: В данном тексте автор говорит о ценности дружбы и друзей, о недостатке времени для них, о «безразличной холодности»).

Учитель: Вы правильно нашли предмет повествования. Но этот вывод необходимо доказать. Каким образом?

3 стр., 1210 слов

Учимся писать — рассуждение, связанное с анализом текста (задание 15.2)

... стон. (6)После каждого такого упражнения он бессильно падал на подушку с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их? (7)Но приходило положенное время, и он принимался за свое. (8)Он ... текста Аргумент 2 из текста Вывод Работа с текстом Обратимся ко 2-му заданию теста: «В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алексей Мересьев упорно и ...

Ученики : Находим ключевое слово в тексте.

Учитель: Ключевое, опорное слово обязательно прозвучит в начале и в конце текста! (1 абзац — «к дружбе», 2 абзац – «моих друзей», «дружбы», 4 абзац – «в календаре дружбы»).

Учитель: Какой бы вы задали следующий вопрос?

Ученики : Какова идея этого текста? Основная мысль? Цель высказывания?

Ученики : Автор призывает читателя находить время для друзей, потому что наши слова утешения «могут означать для одних выход, а для других – будущее».

Учитель: Найдите авторский афоризм, отражающий основную идею текста.

Ученики : Предложение 18. «В календаре дружбы все дни красные».

Учитель: Если возникнут трудности, мы можем найти подсказку в задании

Слайд № 2).

Учитель: Ваш следующий вопрос. Чтобы вы еще хотели узнать о данном тексте?

Ученики : Какую проблему или проблемы рассматривает автор в связи с темой текста?

Ученики : Нравственная проблема. Проблема истинного содержания понятия «дружба», нравственной прочности человека. ( Слайд №3).

Учитель: При отсутствии формулировки проблемы вы потеряете 6 баллов!

Слайд № 4).

Учитель: Используя разные способы формулировок проблем, сформулируйте проблему данного текста. (Самостоятельная работа в группах).

Ученики читают формулировки проблем.

Учитель: Итак, ребята, вы справились с заданием. Наиболее удачный вариант, на ваш взгляд, вы можете использовать при написании домашнего сочинения. Обратимся к тексту. Ваш следующий вопрос-шаг к написанию сочинения?

Ученики : Как автор относится к данной проблеме? Какова авторская позиция?

Ученики : И.Панова оказалась в такой ситуации. 2-ой абзац. Предложения 8, 9,10 – риторические восклицания; 11, 12 – риторические вопросы. Это вопросы-упреки, обращенные к себе.

Учитель: Найдите повтор в 10 предложении. Почему это не речевая ошибка?

Учитель: Ваш следующий вопрос?

Ученики : Комментарий позиции автора. (Слайд № 5).

Учитель: Поможет нам в определении позиции автора определение роли стиля и типа речи в раскрытии основной мысли текста. По этому вопросу мы также можем найти подсказку. (Слайд № 6. Решение А 30.)

Учитель: Итак, перед нами текст публицистического стиля. Его цель: воздействие на читателя, на общественное мнение. Данный текст можно прочитать в газете или журнале, услышать на радио или телевидении. Обратим внимание на синтаксические черты публицистического стиля. Ученики : Риторические восклицания (2, 5 –10, 15, 21); риторические вопросы (11, 12); неполные предложения (6, 7).повторяющийся призыв (15, 17, 21).

Учитель: Эмоциональность короткого эссе создается риторическими вопросами, восклицаниями, неполными предложениями и троекратным призывом: «Пусть у вас будет время!» Перечитаем 2-ой абзац. Какой пример в качестве иллюстрации приводит автор данного текста?

3 стр., 1436 слов

Работа над м-рассуждением » Мир учителя — Международный ...

... широко раскинув крылья и вдруг выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством4. Для чего писатель использует в тексте причастные и деепричастные обороты, прилагательные? Слайд ... таблица.) Слайд №7 К какому стилю речи можно отнести этот текст? Слайд №8,9 К какому типу речи можно отнести этот текст? Выступление ученика ( Слайд №10 Слайд №11 ...

Ученики: Она приводит не абстрактный пример, а описывает реальную жизненную ситуацию, в которой оказалась сама.

Учитель: Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики.Ученики: Клишированные выражения («по мере накопления»); авторский афоризм (18); вводные слова (9,14 « а значит», «конечно», «без сомнения»).

элементы другого стиля (13, «толстокожая, безразличная холодность»; 9- 10 антитеза;12 – градация).

Учитель: Какое раскаяние звучит в вопросах и упреках, обращенных к себе! Оно усиливается лексическим повтором и противопоставлением. Авторское отношение к проблеме можно увидеть и в градации. Кстати, я бы не согласилась с этим определением: работа – это нечто обязательное, порой даже вызывает отрицательные эмоции.

Учитель: Каковы морфологические черты публицистического стиля?

Ученики называют слова «возвращение», «накопление», «переживание», «утешение», «сочувствие», «нагромождение», «сердечность», «отзывчивость», «занятость».

Учитель: Итак, мы сформулировали проблему, прокомментировали позицию автора. Ваш следующий вопрос-шаг?

Ученики : Отношение читателя к позиции автора. (Слайд № 7).

Учитель: Аргументируйте свою точку зрения, приводя самые убедительные и бесспорные доказательства. Какие типы аргументов вы знаете?

Учитель: В каких предложениях данного текста уже содержится подсказка?

(Слайд № 8).

Учитель: Какой тип аргументов характерен для публицистического стиля речи? Научного? Официально – делового?

(Аргументация своего мнения).

  • Пословицы и поговорки.
  • Песни о дружбе.
  • Пушкин и лицеисты.
  • Пушкин и декабристы.
  • Роман И.Гончарова «Обломов».
  • Л.Толстой. «Война и мир».

IV. Итог урока

Учитель: Мне кажется, чтобы дать понять человеку, что он дорог, что он нужен, любим и дорог, нет необходимости тратить много времени.

Возможно, достаточно звонка, письма или даже короткого смс. Занятость нормальное явление современной жизни. Проблема, на мой взгляд, не в отсутствии времени, а в нехватке эмоциональных сил на то, чтобы СОПЕРЕЖИВАТЬ,СОСТРАДАТЬ,СОУЧАСТВОВАТЬ порой даже близкому человеку. «Пусть у вас будет время», — трижды, словно заклинание, говорит автор статьи. Пусть у нас будет время!

V. Домашнее задание

(Слайд №9).

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/publitsisticheskogo-stilya-klass/

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.

2. Егораева Т.Г. Русский язык. Выполнение задания части 3(С).

–М.: Издательство «Экзамен», 2006.

3. Любичева Е.В.ЕГЭ — 2008.Русский язык. На пути к экзамену. – М.: Эксмо, 2008.

4. Мурашов А.А., Русецкий В.Ф.Культура русской речи: учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля. – М.: Просвещение, 2006.

8 стр., 3726 слов

Причастия и деепричастия в системе частей речи русского языка

... противны». При этом Ломоносов отмечает и большую уместность причастий для высоких стилей речи, указывая, что они «приличнее полагаются в риторических и стихотворческих сочинениях, нежели в простом штиле, или ... обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаем, что термин “деепричастие” возник в XVII веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его ...

5. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. – М.: «Издательство АСТ», 2008.

6. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М., 2006.