Учимся писать по тексту художественного стиля

Сочинение

«Учимся писать сочинение по тексту художественного стиля»

1

Технологическая карта урока «Учимся писать сочинение по тексту художественного стиля»

Шеина Е.В.

Предмет: русский язык

Место урока в изучаемой теме: В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Дата

24.11.2016г .

Класс

10А класс

Тема урока

Урок по русскому языку «Учимся писать сочинение по тексту художественного стиля»

Цель урока

Научить анализировать текст художественного стиля, писать сочинение по алгоритму

Задачи урока

Образовательные: продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; учить анализировать содержание исходного текста; учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие: развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

  • развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; формировать бережное и сознательное отношение к языку.

Формировать УУД : личностные : формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, формирование мотивации к самосовершенствованию, формирование нравственного мировоззрения;

предметные: научиться интерпретировать прочитанное;

познавательные: понимание проблемы, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства; умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов; умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;

регулятивные : умение корректировать написанное, понимание алгоритма работы, умение удерживать собственную мысль, контроль правильности выполнения задания, уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;

коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию, умение полно и ясно выражать свои мысли, оценка убедительности собственного рассуждения ,выбор языковых средств в соответствии с ситуацией, умение отвечать на поставленный вопрос понимание вопроса задания.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Работа с текстом художественным стиля, интерпретация его, написание сочинения – прямая подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Метапредметные:

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, учатся анализировать художественный текст, фиксировать и оформлять результаты; учатся работать с разными источниками информации.

Личностные:

Сформированность умения читать, комментировать, анализировать, интерпретировать художественный

текст, овладение возможными алгоритмами смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственных текстов, достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.

УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД : учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний

Основные понятия

Художественный стиль, проблема, позиция автора, исследование текста, композиция, аргументация

Межпредметные связи

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vse-myi-rebyata-kizlyarskogo-detdoma/

Ресурсы

Интерактивная доска, презентация MSPowerPoint,

Приложение 1,2,3,4 Работа с текстом (фрагмент из сборника А.Приставкина «Трудное детство»)

Формы урока

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Технологии

Технология развития критического мышления

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для достижения планируемых результатов

Примечания

1. Организационный этап, вызов

Организация работы. Сообщение темы урока. Ребята, сегодня мы с вами проводим урок подготовки к выполнению части С в ЕГЭ. Для анализа вам будет предложен фрагмент художественного текста с сайта ФИПИ.

Внимательно слушают, достают из файлов материалы для работы во время урока

Организация материала в тетради.

2. Актуализация знаний

Презентация теоретического материала Учитель напоминает особенности художественного стиля, обращает внимание на тонкости (автор-рассказчик).

Рассказ о жизни и творчестве писателя

Конспектирование информации

Конспект.

Ответы на вопросы.

Приложение

1-4

3.Освоение нового материала, осмысление

Анализ текста: указание на нужные детали.

Стимулирование мыслительной деятельности учащихся вопросами по тексту.

Предлагает разные приёмы работы с текстом художественного стиля, которые помогут интерпретировать текст (написать сочинение-рассуждение)

Читают, исследуют текст.

«Диалог с текстом» строится на:

-осмысление содержания

(информационная функция);

-чтение текста небольшими

отрывками с обсуждением содержания,

пометки на полях;

— «чтение с остановками»;

-«двойной дневник», приём, позволяющий по ходу чтения заполнить таблицу,

состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели

наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй

графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и

ассоциации они вызвали;

-прием «толстые и тонкие вопросы»

-«письмо с дырками» или метод незаконченного предложения.

Анализируют позицию автора.

Ответы на вопросы. Конспектирование новой информации, оформление цитат.

Анализируют позицию автора, выражают (согласие-несогласие) с позицией автора.

Анализ и привлечение существующего читательского опыта.

Заполнение таблицы, которая составлена по алгоритму написания сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку

Приложение

1-4

4. Рефлексия

Задаёт вопрос: Какие методы работы с текстом возьмут для дальнейшего применения учащиеся? На что будут обращать особое внимание при работе с текстом художественного стиля?

Размышляют, отвечают на вопросы.

Выполняют задание: используют на заключительном этапе

творческой интерпретации

текста: «Составление телеграммы»

Вопросы для размышления.

«Составление телеграммы» — этот приём помогает научить отбирать

наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом,

лаконичном виде.

5. Обобщение, рефлексия (по уроку)

Подводит итоги урока, задавая обобщающие вопросы. Выставление оценок за урок.

Отвечают на вопросы, подводят итоги урока.

Вопросы на закрепление

6. Домашнее задание

Объявляет и объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Домашнее задание: Собрать сочинение по алгоритму, подобрать два аргумента

Приложение

1-4

6

Приложение 1

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Все мы, ребята Кизлярского детского дома, жили без родных много лет и совсем забыли, что такое семейный уют. (2)И вдруг нам объявили, что железнодорожники – наши шефы и они приглашают нас в гости.

(3)Разобрали нас по одному. (4)Дядя Вася, толстый и веселый начальник, привел меня к себе домой. (5)Жена охала, долго расспрашивала о родных, но в конце концов принесла душистый борщ и сладкую печеную тыкву… (6)Я расхаживал по комнатам, словно плавал в каком-то счастливом дыму, и мне совсем не хотелось уходить.

(7)В детдоме целую неделю не смолкали разговоры об этом дне. (8)Ребята, переполненные необычными ощущениями «домашней жизни», ни о чем другом не могли говорить. (9)А в школе, с другой стороны крышки парты, где мною были вырезаны три самых заветных слова: электричество – стихи – Лида, я дописал еще одно слово – шефы.

(10)Больше всех хвалился белорус Вилька. (11)Он попал в гости к самому начальнику станции, и тот велел приходить еще. (12)Мне тоже хотелось сказать хорошее про дядю Васю, и я заявил, что он «самый главный начальник угольного склада» и я могу показать, где он работает. (13)Мне очень хотелось показать дядю Васю, и я повел ребят. (14)Дядя Вася оказался занят. (15)Он хмуро посмотрел на ребят, а мне сказал:

  • (16)Не вовремя ты, мальчик… (17)Ты приходи в воскресенье, домой приходи.

(18)Я пришел. (19)И снова ел тыкву и расхаживал по комнатам. (20)И снова тихое счастье не покидало меня. (21)А жена дяди Васи в соседней комнате сказала:

  • (22)Странные они, эти дети. (23)Неужели они не понимают, что ходить все время нельзя? (24)Неудобно. (25)Мы же не родственники какие, чтобы их кормить.

7

(26)А дядя Вася ответил:

  • (27)А что я мог поделать! (28)Вопрос о шефстве у нас на общем собрании решался. (29)И вот придумали…

(30)Я тихо-тихо брел по улицам. (31)Чтобы никто не спрашивал, почему я пришел раньше, остаток дня я просидел в школе. (32)Последнее вырезанное слово я расковырял. (33)Его теперь никто не смог прочесть. (34)Только осталась на черной крышке глубокая белая ранка.

(По А. Приставкину)

Анато́лий Игна́тьевич Приста́вкин (1931-2008), Приложение 2, Рабочие материалы, Начните своё высказывание со слов

  • Часто мы оцениваем людей по внешнему облику, считая, что…

  • Бездушное, пренебрежительное отношение к человеку часто оборачивается против тех, кто…

  • Многими из нас, к сожалению, утрачены такие бесценные качества, как любовь к ближнему, желание… и т.п.

  • Способны ли мы понять, что милосердие – это милость, идущая от сердца, что формальное проявление доброты больно ранит человека?

Метод незаконченного предложения

А.Приставкин не случайно обратился к проблеме…

милосердия. Формальное проявление доброты больно ранит человека.

К сожалению, история о детях из детского дома, рассказанная им, …

довольно часто встречается в нашей жизни.

Автор, используя композиционные приёмы повтора, противопоставления,

помогает читателям увидеть насколько лицемерны взрослые по отношению к детям

«Ключом» к пониманию внутреннего мира героя рассказа становится….

ДЕТАЛЬ: СЛОВО «ШЕФЫ» РАСКОВЫРЕНО, ЧТОБЫ НИКТО НЕ ВИДЕЛ…

8

Анализ позиции автора

нет чётко заявленной позиция автора

композиция рассказа, поведение героев, их поступки.

недопустимым бездушное отношение к человеку, каким бы он ни был.

каждый человек — это целый мир, который порой, к сожалению, так и остаётся непознанным.

Аргументируем свою точку зрения

  • Можно привести аргументы, подтверждающие…

  • Справедливость высказанной точки зрения можно доказать примером из….

  • Так, следующие аргументы из художественной литературы помогут доказать правильность высказанной точки зрения.

  • Художественная (публицистическая) литература убеждает нас в справедливости высказанной нами точки зрения. Обратимся к…

  • В мировой литературе немало примеров, подтверждающих правильность высказанной автором точки зрения. Например, в…

  • Хотелось бы привести аргументы, подтверждающие мысль о… Обратимся, например, к…

  • Эту мысль подтверждает аргумент из….

  • Литература богата примерами, доказывающими эту точку зрения.

Приложение 3

Анализируем текст А.Приставкина

Цель анализа – помочь понять, что милосердие, доброта не могут быть организованы, что милосердие – это милость, идущая от сердца, что формальное проявление доброты больно ранит человека.

Основной конфликт – противопоставление искренней веры в доброту взрослых истосковавшегося по домашнему теплу ребенка и равнодушия этих взрослых (доброта по решению собрания).

9

Вопросы к тексту А.Приставкина:

  1. О каком событии в жизни обитателей детского дома рассказывает А.Приставкин?

  2. Какие чувства испытывает герой в доме дяди Васи? Что позволило вам сделать такой вывод?

  3. Какие чувства испытывают дети после того, как сходили в гости к железнодорожникам? Почему они так взволнованы? Что позволяет вам почувствовать их переживания?

  4. Почему главный герой на крышке парты вырезал слово «шефы»?

  5. Почему главный герой повел товарищей знакомиться с дядей Васей?

  6. Что в поведении дяди Васи настораживает нас и позволяет догадаться о том, что произойдет дальше?

  7. Почему мальчику так важно было приходить в дом к дяде Васе?

  8. Какие чувства снова испытывает герой, когда второй раз приходит в гости к дяде Васе?

  9. Что происходит затем?

  10. Почему мальчик не сразу пошел в детский дом? Почему он не хотел, чтобы кто-нибудь спрашивал о произошедшем? Почему он расковырял слово «шефы»?

  11. Как последняя фраза помогает нам понять чувства и переживания главного героя?

  12. Как сопоставление чувств мальчика при первом посещении дома дяди Васи с чувствами, испытываемыми во время второго посещения, помогает нам понять трагичность произошедшего?

  13. Какие мысли возникают у вас после прочтения текста?

  14. Можно ли доброту запланировать на общем собрании?

  15. Что такое истинная доброта и искренняя забота?

  16. Почему А.Приставкину так важно было рассказать нам эту историю. К какому выводу он хотел нас привести? Какую мысль, значимую для автора, мы должны понять?

  17. Какой вопрос волновал А.Приставкина? (На какой вопрос А.Приставкин помогает нам найти ответ?)

10

Приложение 4

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

Примерный круг проблем

ПРИМЕР ОТВЕТА

Вступление

Формулировка

проблемы