С точки зрения молодости жизнь

Эссе

«Молодежь счастлива тем, что у нее есть будущее» — говорил Н.В. Гоголь.

В своем высказывании автор поднимает проблему молодежи и ее безграничного потенциала, которая стала особо актуальна с момента появления этой социальной прослойки в обществе.

Смысл высказывания предельно прост и понятен. Русский писатель говорит о том, что у молодежи впереди еще несчитанное количество дней, которые они могут потратить на все, что захотят, будь то самообразование или совершенствование окружающей их действительности. Именно поэтому молодые, по мнению автора, счастливы.

Трудно не согласиться с мнением автора, ведь стоит спросить любого взрослого человека: «когда вы были счастливы?», и тот не, несомненно, вспомнит именно свои молодые года. В молодости мы обладаем огромным потенциалом, у нас у всех еще уйма сил и энергии, которые мы стремимся куда-то вложить, мы активно ищем себя и нас редко, когда сильно волнуют неудачи, ведь впереди еще столько времени, чтобы все успеть.

Для подтверждения данной точки зрения обратимся к теории обществознания.

Молодежь – это социальная группа, выделяемая на основе возраста (16-25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств. К особенностям социального положения данной группы обществоведы относят: высокую социальную мобильность, частая или резкая смена социальных ролей, активный поиск места в жизни и др. Таким образом, мы видим, что к молодежи относятся еще незрелые личности, юного возраста, достаточно активные социально и, возможно, даже уже и экономически, что подтверждает мнение о том, что именно в молодости люди реализую весь свой потенциал.

В истории также существует немало примеров, подтверждающих данную точку зрения.

Поступаете в 2019 году?, Наша команда поможет

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

подробнее

Так, отнюдь не случайно основным слоем населения, на который в свое время опирались революционеры в России, была именно молодежь. Большевики видели в молодых людях те потенциал и тягу к изменениям, которых уже лишились представители более старших поколений. У молодежи было будущее, которое она была в состоянии выбрать и изменить своими силами, а затем двигать страну в направлении лучшего, по их мнению, курса.

17 стр., 8069 слов

Реферат интеллектуальный потенциал россии

... ряд немаловажных вопросов: почему происходит отток основного интеллектуального потенциала в лице ученых и интеллигенции из стран постсоветского пространства (в особенности России) в западноевропейские страны и США, как ...

Сейчас многие государства также признают особый потенциал молодежи и их исключительную способность выступать основным двигателем прогресса государства. Именно поэтому молодому поколению уделяется больше внимание, на него делается основная ставка в развитии различных отраслей общественной жизни. С целью выявления среди молодежи наиболее способных в то или иной отрасли или поднятия культурного уровня молодого населения проводятся различные мероприятия, такие как Всемирный фестиваль молодежи и студентов и другие.

Таким образом, хочется еще раз подчеркнуть, что Н.В. Гоголь был абсолютно прав, говоря о счастье молодых, заключающемся в их будущем, т.к. именно они способны создавать его для себя таким, каким они его хотят видеть.

Внимание!

Ctrl+Enter

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Мне моя философия ничего не дала,

зато многое сохранила.

А.Шопенгауэр

Сегодня, 22 февраля 2018 года исполняется 230 лет со дня рождения великого немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788 – 1860).

Артур Шопенгауэр, один из самых оригинальных и замечательных мыслителей

Х1Х века, сделался известен и знаменит только после своей смерти. При его жизни профессиональные ученые и философы преднамеренно замалчивали его, а публика, по самому характеру и роду деятельности Шопенгауэра, не могла питать к нему особенного интереса. Лишь несколько лет спустя после его смерти интерес к его творениям начинает проявляться не только в Германии, но и в других странах, в том числе и в России.

Всю жизнь он не сомневался в том, что потомки оценят и признают его гениальные творения. Когда незадолго до смерти друзья спросили его, где бы он желал покоиться после смерти, философ ответил: «Все равно. Они найдут меня».

Сегодня мы имеем уникальную возможность задать несколько вопросов духу замечательного мыслителя.

М. – Дорогой Учитель, Вы прожили долгую, внешне не слишком бурную, но интеллектуально насыщенную жизнь великого философа. Поговорим сегодня о том, как лучше подготовиться к поре естественного увядания и прожить ее по возможности достойно. Чем отличается жизнь в зрелом возрасте?

Ш. – Характерной чертой первой половины жизни является неутолимая жажда счастья; второй половины – боязнь несчастья.

В эту пору люди, по крайней мере, наиболее разумные из них, стремятся более к избавлению от боли и беспокойства, нежели к счастью. В старости люди более умело оберегают себя от несчастий; в юности – легче переносят их.

М. – Как, разве человек не стремится к счастью в любом возрасте?

Ш. – В юности мы воображаем, будто на свете существует бесконечное счастье и наслаждения и что только трудно его добыть, в зрелых же летах мы знаем, что ничего такого на самом деле нет, и, успокоившись на этот счет, наслаждаемся сносным настоящим, находя радость даже в мелочах.

М – Неужели с возрастом так сильно меняется взгляд на жизнь?

Ш. – С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости – очень короткое прошлое. Нужно долго прожить – состариться, чтобы понять, как коротка жизнь.

17 стр., 8327 слов

Будущее в руках молодежи. Роль молодежи в современном обществе: ...

... со временем помочь ребятам и девушкам самореализоваться и успешно войти в социальную жизнь общества. Ценности Если роль молодежи в современном обществе довольно ясна, то не всем ясно, что же еще требуется ... подвох. Сложно представить, что в наше время можно получить бесплатную помощь, которая будет идти от чистого сердца. Сочинение на тему: Ценности современной молодежи Мир всегда меняется, история ...

М. – Почему Вы считаете, что жизнь коротка? Ведь некоторые люди иногда живут и подолгу?

Ш. – Почему же в старости прожитая жизнь кажется такой короткой? Это происходит потому, что сократилось воспоминание о ней; из него исчезло все незначительное и все неприятное, а в результате оказалось совсем немного.

Чем дольше мы живем, тем меньше событий кажутся нам важными или достаточно значительными для того, чтобы впоследствии вспоминать о них… Мы о них забываем, как только они совершаются. Таким образом время бежит, оставляя все меньше и меньше следов за собой. Неприятное мы также не любим вспоминать, в особенности, если было задето наше тщеславие, что случается как раз чаще всего… потому-то и забывается так много неприятного.

М. – Да, теперь понятно. Как сказал поэт, «Мы, оглядываясь, видим лишь руины». А если не оглядываться и жить настоящим, не является ли старость синонимом скуки?

Ш. – В зрелом возрасте скука постепенно исчезает; для старца время слишком коротко, и дни летят, как стрела… замолкают томившие нас страсти… если только не потеряно здоровье, гнет жизни оказывается в общем более легким, чем в юности; потому-то период, предшествующий наступлению старческого недомогания и слабости, и называется «лучшими годами»

М. – Известно, что Вы прожили жизнь холостяком. В наше время некоторые ученые считают, что брак помогает человеку быть здоровее и жить дольше. Вы так не считаете?

Ш. – Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.

М. – Возможно, дружеское общение и большой круг знакомых могут существенно скрасить жизнь пожилого человека?

Ш. – Истинная, подлинная дружба предполагает горячее, чисто объективное, совершенно незаинтересованное участие в радостях и горе друга, а это участие – полное отождествление себя с ним. Этому настолько противится эгоизм человеческой натуры, что истинная дружба принадлежит к числу вещей, о которых, как о морских змеях, мы не знаем, вымышлены они или существуют где-либо на самом деле. Обыденные отношения таковы, что с большинством наших добрых знакомых мы перестали бы разговаривать, если бы услышали, как они отзываются о нас за глаза.

М. – Может быть, в таком случае, невзирая на возраст и сопутствующие ему недуги, следует держаться за службу и любую общественную деятельность, лишь бы оставаться среди людей, а не оказаться в одиночестве? Вы знаете, в наше время очень многие люди боятся уйти на пенсию и быть «невостребованными». Что бы Вы им ответили?

Ш. – Человек с богатым внутренним миром прежде всего будет стремиться к отсутствию боли, досады, к покою и досугу, то есть изберет тихое скромное, но по возможности свободное от тревог существование и потому, после некоторого знакомства с так называемыми людьми, будет избегать общения с ними, а при большом уме – даже искать одиночества…

Ибо на свете нам предоставлено немногим более, чем выбор между одиночеством и пошлостью.

М. – Значит, следует лучше все-таки воспользоваться скудной, но свободной жизнью на пенсии и предпочесть «заслуженный отдых» и досуг?

Ш. – Согласно с тем, что мозг является паразитом и пенсионером всего остального организма, добытый человеком досуг, позволяя ему пользоваться своим сознанием и своей индивидуальностью, составляет плод и прибыль всей жизни, которая в остальном являет собой одни труды и заботы. В виду сказанного достойный человек поступит чрезвычайно разумно, сократив в случае надобности свои потребности ради того, чтобы сохранить или расширить свою свободу, и ограничить с этой целью свою личность, всегда стремящуюся к общению с людьми.

15 стр., 7457 слов

Технологии продления жизни среди людей пожилого возраста

... уделяли немало внимания вопросам лечения болезней старых людей и обобщали опыт продления жизни. Авиценна (980-1037 г.) обобщил достижения медицины предыдущих поколений в этом вопросе. [8] ... именно здоровье является главной основой долголетия и активной творческой жизни. Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: ...

М. – Вы хотите сказать, что с возрастом человек начинает яснее понимать, что в жизни важно и к чему следует стремиться?

Ш. – В молодости преобладает созерцание, в старости – размышление; первая – плод поэзии, вторая – философии. Лишь старый человек может иметь полное и правильное представление о жизни, так как он обозревает ее во всей ее полноте, видит естественность ее течения и, что особенно важно, не только, как другие, сторону входа, но и выхода, благодаря чему он в совершенстве уясняет себе ее ничтожество, тогда как все пребывают в заблуждении, что лучшее еще впереди.

М. – Конечно, ждать лучшего впереди свойственно молодости, и разве не в этом ее счастье? Жить полной жизнью, надеяться на любовь, успех, возможно, и славу – разве это не прекрасно?

Ш. – Обыкновенно молодость называют счастливым, а старость – печальным периодом жизни.

Это было бы верно, если бы страсти делали нас счастливыми. Однако они-то и заставляют юность метаться, принося мало радости и много горя. Холодной старости они не тревожат, и она принимает оттенок созерцательности; познание становится свободным и берет верх; а так как само по себе оно чуждо страданий, то чем больше оно преобладает в сознании, тем последнее счастливее.

М. – Значит ли это, что, становясь старше, мы перестаем уповать на лучшее, довольствуемся самым малым, и в этом можем найти счастье?

Ш. – В старости … опыт обнаружил истинную ценность вещей и суть наслаждений, благодаря чему мы постепенно освобождаемся от иллюзий, химер и предрассудков, скрывавших и искажавших дотоле подлинный вид вещей… и в большей или меньшей степени проникаемся сознанием ничтожности всего земного.

Важнее всего то, что все это дает спокойствие духа, являющееся одним из существеннейших элементов счастья, пожалуй, даже первое условие, сущность его.

…Старец проникнут идеей Экклезиаста «суета сует» и знает, что как бы ни были позолочены орехи, все они пусты.

Он уже не воображает, что где-то, во дворце или в хижине, существует какое-то особенное счастье, большее, чем то, каким он сам наслаждается повсюду, пока он свободен от душевных и телесных страданий. Людское деление на великое и малое, на благородное и низкое перестает для него существовать. Это дает старым людям особенное спокойствие духа, позволяющее с усмешкой взирать на земную суету.

М. – Получается, что достойно справляться с потерями старости может только мудрый человек. Остальным людям приходится только страдать от болезней и скучать, если они не в состоянии продолжать трудиться. Так ли это?

Ш. – Обычно полагают, что удел старости – болезни и скука. Но болезни вовсе не необходимый ее признак. Скука сопутствует лишь тем, кто не знал иных наслаждений, кроме чувственных и общественных, кто не обогащал свой дух и оставил неразвитыми его силы…

7 стр., 3070 слов

Старость нужно уважать. Почему обесценилась старость?

... должны уважать! Прямолинейная логика, которая не учитывает изменения ролей в социуме. Сочинение на тему старость нужно уважать Большинство ... развивается слишком быстро. Стоит выпасть из жизни на несколько месяцев, и вы увидите ... старости человек может заниматься какой-либо деятельностью, духовно и умственно развиваться, справляться со своей задачей. Попытаюсь доказать это. Обосновать свою точку зрения ...

…В силу опытности, упражнения и размышления разум продолжает развиваться, суждения становятся более меткими, и уясняется связь вещей… наше внутреннее самообразование продолжается по всем направлениям, давая занятие духу, умиротворяя и награждая его.

М. – Конечно, самообразование в любом возрасте доступно многим, было бы желание. Однако как быть, если сил становится все меньше?

Ш. – Убыль физических сил вредит нам мало, если только мы не добываем ими хлеба. Бедность в старости – великое несчастье. Если ее удалось избегнуть и здоровье сохранено, то старость может быть весьма сносной порой жизни. Главные ее потребности – удобство и обеспеченность; потому в старости мы больше любим деньги, чем раньше: деньги возмещают отсутствующие силы. Покинутые Венерой, мы охотно ищем радостей у Вакха.

Счастье для старика, если в нем осталась любовь к науке, к музыке, к театру, вообще известная восприимчивость к внешнему миру, что у некоторых сохраняется до самых преклонных лет.

То, что человек имеет в себе, никогда ему так не пригодится, как в старости.

М. – Спасибо, дорогой Учитель, за содержательную беседу.

С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее, с точки зрения старости — очень короткое прошлое.

  • Артур Шопенгауэр, 290 цитат

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Кто не глупит в молодости, тот не мудрит в старости.

Быть на своём месте — не значит быть успешным с коммерческой точки зрения. Но это гарантирует вам духовное удовлетворение.

Лежу на диване и ничего не хочу — становлюсь успешным с точки зрения буддизма.

Потребительская этика не только оскверняет окружающую среду, создавая нежелательные изменения в биосфере, но также развращает ум и тело, определяя наслаждение с точки зрения владения и поглощения.

У каждого свои болевые точки, и что сводит с ума одного, вызывает у другого лишь зевоту.

Мудрость — это умение выслушивать противоположную точку зрения, а не доказывать с красным лицом свою правоту, унижая собеседника.

С точки зрения пчелы, она просто живёт своей жизнью. И только пасечник знает, что на самом деле она собирает для него мёд. Но пчела никогда не поймёт это, потому что пасечник выходит за пределы её масштабов мышления.

Человек способен изменить свою жизнь, меняя всего лишь свою точку зрения.

Находясь в одной стране, мы все живем в разных мирах. И различие этих миров зависит от нашей точки зрения! Ведь, например, для одного Семья это обуза и ограничения, а для другого — источник силы и вдохновения.

Самое большое открытие моего поколения — это то, что человеческая раса может изменить свою жизнь, меняя лишь свою точку зрения.

3 стр., 1054 слов

Проблема смысла жизни

... и не подозревают, что жизнь конечна? (9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и ... Это, с точки зрения автора, объясняет, почему ... и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько ... и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать. (14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни ...

Глава 34. С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрения

С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости – очень короткое прошлое. Как предметы на берегу, от которого отходит наш корабль, становятся меньше, туманнее и труднее различимыми, точно так же происходит с событиями и действиями минувших лет.

Чем стремительнее приближалось очередное занятие, тем острее предвкушал его Джулиус. В последнее время его чувства крайне обострились – возможно, истекали последние недели его «хорошего года». И дело не только в группе: буквально всё в его жизни, от малого до большого, теперь вызывало в нем какую-то необычайную нежность и сочувствие. Конечно, если рассудить, его недели всегда были сочтены, но их было так много, они терялись в таком бесконечном будущем, что он никогда не задумывался над тем, что они могут когда-то закончиться.

Очертания приближающегося конца всегда заставляют нас остановиться и задуматься: читатель с легкостью проглатывает тысячу страниц «Братьев Карамазовых», пока не заметит, что осталось всего ничего; тогда он замедляет чтение и начинает с удовольствием смаковать каждый абзац, наслаждаясь тягучей сладостью каждой фразы, каждого слова. Считаные дни, что оставались впереди, заставляли Джулиуса по-новому ценить время. Снова и снова он замечал, что в восхищении замирает перед бескрайним, удивительным течением обыкновенной жизни.

На днях он прочел книгу одного энтомолога: тот описывал, как исследовал необъятный мир на крохотном кусочке земли, огороженном веревкой позади своего дома. Раскапывая землю слой за слоем, он с благоговейным трепетом погружался в незнакомый, таинственный мир с его драмами, с его хищниками и жертвами, мир, кишащий нематодами, многоножками, ногохвостками, жучками и паучками. Если пристально вглядываться в окружающее, если внимательно прислушиваться к каждому звуку, если стремиться расширить свои познания, нас ни на секунду не покинет восторженное изумление.

Примерно это Джулиус теперь испытывал в группе. Страх перед меланомой отступил, и приступы паники появлялись реже. Может быть, он слишком буквально воспринял свой прогноз о единственном «хорошем годе»? А может, он просто по-новому стал относиться к жизни: он жил теперь именно так, как советовал Заратустра, – делился своей мудростью, без страха ломал привычные рамки – в общем, так, как хотелось бы жить снова и снова.

Он и раньше всегда с любопытством ожидал занятия с группой, никогда не уставал удивляться непредсказуемости каждой встречи. Теперь же, когда его последний хороший год неумолимо приближался к концу, его чувства многократно обострились: прежнее любопытство переросло в жадное, почти детское ожидание. Он вспоминал, как много лет назад, когда он преподавал групповую терапию, его студенты вначале часто жаловались на скуку: им становилось дурно от полуторачасового выслушивания чужих признаний. Однако потом, когда они начинали вслушиваться в людские драмы, разбираться в сложном, запутанном клубке взаимоотношений в группе, их скука быстро улетучивалась, и они уже с нетерпением спешили в класс задолго до начала.

Близость расставания толкала группу на признания все откровеннее. Известный эффект: вот почему Отто Рэнк и Карл Роджерс, пионеры психотерапии, всегда начинали с того, что объявляли точную дату окончания занятий.

9 стр., 4287 слов

Понять лучше поздно чем никогда. -рассуждение по пословице «Лучше ...

... и не узнает насколько вы его любите? Лучше поздно, чем никогда » станет немного другой: «Чем раньше, тем лучше!» Приветствуется и разрешается перепечатывать и распространять материалы ... Сочинение-рассуждение по пословице «Лучше поздно, чем никогда» «Лучше поздно, чем никогда» — старая русская пословица, которая содержит в себе мудрость поколений. А ведь на самом деле, что лучше: не закончить дело ...

Стюарт заметно вырос в последние месяцы – больше, чем за три предыдущих года. Возможно, именно Филип его подтолкнул – поработал для него зеркалом. Стюарт не мог не узнать себя в мизантропии Филипа. Не мог не заметить, что в отличие от всех остальных, искренне радовавшихся каждому занятию, только они с Филипом ходили из-под палки – Филип в расчете на супервизию Джулиуса, а он сам – из-за ультиматума жены.

Однажды Пэм заметила, что группа никогда не сможет сплотиться по-настоящему, пока Стюарт будет сидеть «за кругом». Он действительно всегда сидел, чуть-чуть отодвинувшись от стола – совсем незаметно, всего на пару дюймов, но зато какие это были дюймы. Тогда все дружно согласились: оказывается, все и раньше замечали эту асимметрию, но никогда не связывали это с тем, что Стюарт боится сближения.

Однажды Стюарт, как это не раз бывало, начал жаловаться на жену: та вечно колола ему глаза своим отцом, который из главных хирургов дорос до декана факультета, а потом и до ректора. Когда же он дошел до известного утверждения о том, что ему никогда не заслужить уважение жены, пока она будет оглядываться на своего папочку, Джулиус внезапно оборвал его и спросил, не замечает ли он, что рассказывал эту историю уже много раз.

Стюарт тогда возразил:

  • Но ведь мы же здесь говорим о том, что нас беспокоит, разве не так?

На что Джулиус ответил:

  • А как, по-твоему, должна чувствовать себя группа, изо дня в день выслушивая одно и то же?
  • Я думаю, это должно быть очень занудно и скучно.
  • Задумайся над этим, Стюарт. Какой тебе интерес быть занудным и скучным? А потом подумай, почему ты ни разу не сжалился над слушателями.

Стюарт подумал и через неделю сообщил, что сам удивляется, как мало, оказывается, он раньше над этим задумывался:

  • Моя жена считает меня занудой – она все время твердит, что я «пустое место», и мне кажется, что группа тоже так думает. И я уже забыл, когда в последний раз кого-то жалел.

Прошло еще немного времени, и Стюарт признался в своей главной проблеме: в том, что его постоянно и необъяснимо раздражает двенадцатилетний сын. Тони был первым, кто вскрыл этот ящик Пандоры. Он задал Стюарту следующий вопрос:

  • А каким ты сам был в его возрасте?

Стюарт признался, что у него было нищее, безрадостное детство: отец умер, когда ему было восемь, мать работала на двух работах, и ее постоянно не было дома, он был предоставлен самому себе, вечно болтался с ключом на шее, сам готовил себе обед и месяцами носил одну и ту же одежду. Став взрослее, он сумел подавить в себе эти воспоминания, но появление сына вновь заставило их вернуться.

  • Конечно, глупо винить сына, – говорил он, – но я ничего не могу с собой поделать. Мне завидно и обидно видеть, как ему, подлецу, хорошо живется.

И опять Тони оказался первым, кто нанес зависти Стюарта сокрушительный удар. Он сразил его таким замечанием:

  • А ты не пробовал почувствовать гордость за то, что это ты обеспечил своему сыну такую счастливую жизнь?

Почти все в группе сделали заметные успехи. Джулиус и прежде много раз наблюдал такое: стоит только группе дозреть до определенного уровня, как кажется, что все без исключения сразу становятся лучше. Бонни все еще металась между двумя огнями: ненавистью к бывшему мужу, который ее бросил, и облегчением от того, что наконец-то вырвалась из рук человека, которого ненавидела всеми фибрами души.

2 стр., 738 слов

Цитат из книги Артура Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости»

... поездки, вообще ведет широкую жизнь. Удовольствия он ищет во всем окружающем, вовне, подобно больному, надеющемуся в бульоне и лекарствах найти здоровье, истинный источник которого — его ...

Гилл каждый день ходил в группу анонимных алкоголиков – семьдесят занятий за семьдесят дней, – но, с тех пор как он бросил пить, его семейные трудности скорее выросли, чем уменьшились. И это не было неожиданностью для Джулиуса: он знал, что как только один из супругов делает успехи, относительное равновесие супружеских отношений нарушается и, если оба хотят сохранить семью, второй супруг тоже должен пережить изменения. Гилл и Роуз начали ходить к семейному психотерапевту, но Гилл был убежден, что Роуз никогда не изменится. Однако теперь его уже не пугала возможность развода: он впервые по достоинству оценил одну из любимых поговорок Джулиуса:

Хочешь сохранить семью – готовься к разводу.

Тони делал поразительные успехи – как будто внутренние силы Джулиуса капля за каплей перетекали к нему. С подачи Пэм и при дружном одобрении группы он решил, что пора покончить с жалобами на собственное невежество и начать, наконец, что-то с этим делать, – и записался сразу на три курса в местном вечернем колледже.

Но какими бы волнующими и приятными ни были эти перемены, внимание Джулиуса по-прежнему было приковано к Филипу и Пэм. Почему их отношения так беспокоили его, было для него загадкой, но он был убежден, что за этим скрывается что-то важное. Иногда, размышляя о них, он вспоминал фразу из Талмуда: «Спасти одного человека значит спасти целый мир». Постепенно желание спасти их отношения начало вытеснять все остальное, сделалось его идеей фикс.

Ему казалось, он должен во что бы то ни стало извлечь этих людей из-под искореженных обломков столкновения, случившегося много лет назад. Как-то, размышляя над этой цитатой из Талмуда, он неожиданно вспомнил Карлоса. Карлос был его пациентом несколько лет назад – нет, должно быть, гораздо раньше, не меньше десяти лет назад, потому что он помнил, как рассказывал про него Мириам. Это был откровенно неприятный молодой человек – грубый, бестолковый, самовлюбленный тип, к тому же волочившийся за каждой юбкой. Он попал к Джулиусу после того, как у него обнаружили злокачественную лимфому. Джулиус помог Карлосу серьезно измениться, особенно в том, что касалось его отношения к людям, и это позволило Карлосу уже задним числом наполнить собственную жизнь смыслом: за несколько часов до смерти он прошептал Джулиусу: «Спасибо за то, что ты спас мою жизнь». Джулиус нередко вспоминал эту историю, но теперь она приобрела для него совершенно новый смысл, неизмеримо важнее – и не только в том, что касалось Филипа и Пэм, но и его собственной жизни.

Филип во многом изменился – стал открытее, общительнее, даже время от времени смотрел в глаза другим – всем, кроме Пэм. Когда прошли условленные полгода, он даже не заикнулся о том, чтобы бросить группу, и лишь когда Джулиус сам спросил, Филип ответил:

– Видишь ли, групповая терапия оказалась более сложным явлением, чем я думал. Меня бы, конечно, устроило, если бы ты начал супервизию и одновременно позволил мне ходить в группу, но ведь ты против «двойных отношений», так что я остаюсь в группе до конца года, а супервизию мы начнем после.

53 стр., 26383 слов

Сочинение по русскому жизнь на острие иглы

... отвел немало ему места; пусть наш читатель ознакомится с этой печальной историей по эссе «Острие Иглы»; я лишь дополню рассказ автора материалом, изложенным Мэссоном во второй книге. ... пациентке, которая только что побывала у него на сеансе. Женщина рассказывала ему о том, как тяжела ее сегодняшняя жизнь, какая трагедия случилась с ней в десятилетнем ...

  • Отличное решение, – согласился Джулиус. – Только, увы, это не зависит от меня: у меня есть только год. У нас остается четыре месяца, так что пока время есть, а там посмотрим.

То, что Филип изменил свое решение и продолжил посещать группу, не удивило Джулиуса: люди часто приходят в группу, имея в виду какое-нибудь одно четкое желание, например, улучшить сон, отделаться от кошмаров или преодолеть какую-нибудь фобию, а потом, через несколько месяцев, начинают формулировать свои задачи несколько иначе и уже нацеливаются на что-нибудь посерьезнее, вроде того, чтобы научиться любить, обрести интерес к жизни, справиться с одиночеством или повысить самооценку.

Время от времени группа осаждала Филипа вопросами, как Шопенгауэр смог помочь ему там, где сам Джулиус оказался бессилен. Поскольку разговоры о Шопенгауэре каждый раз упирались в какие-нибудь философские тонкости, Филип однажды предложил выступить с получасовой лекцией на эту тему. Группа застонала, и Джулиус попросил его ограничиться самым необходимым, не вдаваясь в подробности.

На следующем занятии Филип приступил к своей краткой лекции, которая, как он обещал, лаконично ответит на вопрос, как именно Шопенгауэр ему помог.

Держа конспект в руке, но так ни разу и не глянув в него, он завел глаза к потолку и начал:

– Невозможно говорить о Шопенгауэре, не коснувшись вначале Канта, которого, наравне с Платоном, он почитал превыше всех остальных. Кант, скончавшийся в 1804 году, когда Шопенгауэру было шестнадцать лет, совершил революционный переворот в философии, открыв, что человек не способен сколько-нибудь достоверно воспринимать реальность. Кант рассуждал следующим образом: поскольку ощущения, поступающие к нам от органов чувств, обрабатываются нашим врожденным нейроанатомическим аппаратом и вся информация осмысливается в таких случайных категориях, как пространство и время, то…

  • Филип, может, ближе к теме? – перебил его Тони. – Как этот умник тебе помог?
  • Подожди, я как раз к этому веду.

Я говорил всего три минуты. Это тебе не вечерние новости, я не могу объяснить тебе концепцию одного из величайших мыслителей в пятисекундном ролике.

  • Молодец, Филип. Так ему и надо, – откликнулась Ребекка.

Тони улыбнулся и замолчал.

– Так вот, Кант сделал следующий вывод: вместо того чтобы ощущать мир таким, каков он есть на самом деле, мы ощущаем свою собственную, персонализированную и обработанную версию того, что существует вовне. Такие категории, как пространство, время, количество, причинность, находятся внутри, а не вне нас – мы сами накладываем их на реальность. Но что же тогда есть чистая, необработанная реальность? Что же в действительности находится там, что это – эта реальная сущность до того, как мы подвергаем ее обработке?

Это, по мнению Канта, навсегда останется для нас загадкой.

  • Шопенгауэр – как он помог тебе? Мы хотя бы приближаемся к этому? – напомнил Тони.

– Прибудем через полторы минуты. В своих последующих работах Кант и другие философы сосредоточились на том, чтобы изучить способы, с помощью которых мы воспринимаем реальность. Но Шопенгауэр – внимание, мы уже у цели, – пошел другим путем. Он рассудил, что Кант проглядел главный и самый непосредственный вид информации о нас самих: наше собственное тело и наши чувства. Мы можем познать самих себя изнутри, утверждал он. Мы обладаем прямым, непосредственным знанием, не зависящим от наших ощущений. Таким образом, он стал первым из философов, кто взглянул на наши желания и чувства изнутри, и большая часть его работ посвящена именно внутренним потребностям человека: любви, сексу, смерти, мечтам, страданиям, религии, самоубийству, отношениям с другими людьми, тщеславию, самолюбию. Более других он обращал внимание на темные стороны человека – на те желания, которые сидят глубоко внутри нас и с которыми мы не можем смириться, а поэтому считаем нужным вытеснить из сознания.

  • Звучит по-фрейдовски, – заметила Бонни.

– Как раз наоборот. Правильнее сказать, что Фрейд звучит по-шопенгауэровски: большую часть психологии Фрейда можно найти у Шопенгауэра. Хотя Фрейд и не любил в этом признаваться, он, без сомнения, был прекрасно знаком с работами Шопенгауэра: в Вене 60-70-х годов девятнадцатого века, когда Фрейд еще учился в школе, имя Шопенгауэра было у всех на слуху. Лично я считаю, что без Шопенгауэра не было бы Фрейда – а если на то пошло, то и Ницше – в том виде, в каком мы их знаем теперь. Кстати, влияние Шопенгауэра на Фрейда – особенно в том, что касается теории сновидений, бессознательного и механизма вытеснения, – было темой моей докторской диссертации. Шопенгауэр, – заметив, что Тони уже собирается его перебить, поспешил добавить Филип, – избавил меня от сексуального расстройства, он помог мне понять, что секс – универсальный фактор, который определяет все наши поступки, проникает во все дела, влияет даже на состояния нашего сознания. Мне кажется, я уже цитировал некоторые его высказывания на этот счет.

  • Могу добавить к тому, что ты сказал, – вмешался Тони. – Знаете, сколько денег крутится в порнографии? Больше, чем в музыке и кино, вместе взятых, я в газете прочел – неслабо, а?
  • Филип, – сказала Ребекка, – в общем-то, почти все ясно, но ты так и не сказал, как именно Шопенгауэр помог тебе справиться с этой привычкой… или… болезнью – ничего, что я так называю?
  • Я бы так не сказал. Мне кажется, это не совсем верно, – ответил Филип.
  • Но почему? – спросила Ребекка. – По-моему то, что ты сказал, очень похоже на болезнь.
  • Если продолжить то, что сказал Тони, – знаешь, сколько мужчин, по статистике, посещает порносайты?
  • А ты что, посещаешь порносайты? – спросила Ребекка.
  • Я – нет, но раньше вполне мог бы – как и большинство мужчин.
  • А что здесь такого? – встрял Тони.

– Я сам там бываю пару-тройку раз в неделю. Если честно, я еще не встречал мужика, который бы этого не делал.

  • Я не исключение, – признался Гилл. – Еще одна болячка Роуз.

Все головы повернулись к Стюарту.

  • Да, да, mea culpa – грешным делом позволяю себе иногда.
  • Вот это я и имел в виду, – сказал Филип. – Выходит, все кругом больные?

– Хорошо, – ответила Ребекка, – согласна. Но разве вопрос только в порно? А иски о сексуальных домогательствах? Это же просто эпидемия какая-то. В моей практике уже куча таких случаев. Слышали, недавно из-за этого сняли одного декана юридического факультета? А дело Клинтона? Как на него напали. И добро были бы ангелы, а то у самих рыльце в пуху.

– Да, постель – дело темное, – заметил Тони. – Хотя, если посмотреть, мужик – он и есть мужик. Вот хотя бы я – получил срок, а за что? За то, что, видите ли, заставлял Лиззи взять у меня в рот. Да я знаю сотню парней, которые делали кое-что и похуже, – и ничего. Возьмите Шварценеггера.

  • Тони, такими репликами ты вряд ли заслужишь симпатии присутствующих дам. По крайней мере, одной из них – точно, – заметила Ребекка. – Но мы ушли от темы. Филип, давай дальше, а то мы никогда не доберемся до главного.

– Прежде всего, – с готовностью продолжил Филип, – Шопенгауэр не стал цокать языком и сокрушаться, как недостойно ведут себя мужчины. Вместо этого уже двести лет назад он понял, что в основе нашего поведения лежит непреодолимая и могущественная сила полового влечения. Это основная движущая сила человечества – желание жить, производить потомство, – и ее невозможно остановить. Никакими доводами разума невозможно избавиться от нее. Я уже приводил его слова о том, что любовь можно найти повсюду. Вспомните недавний скандал с католическими священниками, взгляните на любое человеческое усилие, любую профессию, любую культуру, любой возраст. Именно эта идея сильнее всего поразила меня, когда я впервые столкнулся с Шопенгауэром: передо мной был один из величайших умов человечества, и в первый раз за свою жизнь я почувствовал себя понятым.

  • Ну и? – спросила Пэм, до сих пор хранившая молчание.
  • И – что? – ответил Филип, заметно нервничая, как всегда, когда к нему обращалась Пэм.
  • Ну и – что же? Это что, все? И это решило дело? Тебе стало лучше, оттого что Шопенгауэр тебя понял?

Казалось, Филип не заметил иронии в ее голосе, потому что спокойно и искренне произнес:

– Нет, здесь было нечто большее. Шопенгауэр заставил меня понять, что каждый из нас обречен бесконечно вращаться на колесе желаний: сначала мы хотим, потом удовлетворяем свое желание, некоторое время испытываем удовлетворение, которое очень быстро перерастает в скуку, а та, в свою очередь, снова сменяется следующим «хочу» – и так без конца, до тех пор, пока мы потворствуем своим желаниям. Единственный выход – соскочить с колеса. Именно так поступил Шопенгауэр, то же самое сделал я.

  • Соскочить с колеса? Но что это значит? – спросила Пэм.
  • Это значит совершенно отказаться от желаний.

Осознать, что в глубине нас живет неутолимая сила, что мы с самого начала запрограммированы и осуждены на страдания нашей собственной природой. Это значит, что мы прежде всего должны осознать ничтожность этого мира иллюзий, а затем найти способ отказаться от своих желаний. Мы должны стремиться, как это делали все великие мудрецы, жить в чистом мире платонических идей. Некоторые достигают этого через искусство, другие через религиозный аскетизм. Шопенгауэр добился этого, отдалившись от мира желаний, через слияние с великими умами человечества и через эстетические увлечения: каждый день он пару часов играл на флейте. Это значит, что человек должен не только действовать, но и созерцать. Он должен ощущать ту жизненную силу, которая существует повсюду и проявляет себя в каждом, живом существе, он должен понимать, что природа, в конце концов, востребует эту силу назад, и тогда человек прекратит свое существование как физический организм. С тех пор я четко следую этой схеме – я стараюсь общаться только с великими мыслителями, которых читаю ежедневно, я не забиваю свое сознание повседневностью, я упражняю свой мозг, играя в шахматы или слушая музыку – в отличие от Шопенгауэра, у меня нет способности играть на инструменте.

Джулиус жадно прислушивался к этому диалогу. Неужели Филип не замечает раздражения Пэм? Или он боится ее? Так вот как он избавился от своей болезни. Иногда Джулиус молча удивлялся, слушая Филипа, но чаще тайком снисходительно усмехался. А чего стоило его замечание – что только с Шопенгауэром он в первый раз почувствовал себя понятым. Да, это была пощечина. Кто я после этого, размышлял Джулиус.

Ноль без палочки. Три года я рвал задницу из-за этого типа. Старался ему помочь.

Но вслух он не сказал ни слова: Филип постепенно менялся, к тому же иногда лучше оставить все как есть, чтобы вернуться в более подходящее время.

Через пару недель группа сама подняла эти темы: занятие началось с того, что Ребекка и Бонни в один голос заявили, что Пэм изменилась – и изменилась к худшему, – с тех пор как Филип пришел в группу. Все, что было в ней милого, доброго, очаровательного, исчезло без следа, и, хотя злость уже не кипела в ней, как раньше, при первой встрече с Филипом, все же, как заметила Бонни, эта злоба никуда не делась и лишь застыла, превратившись в какую-то холодную мрачную глыбу, которая упорно не желала таять.

  • Филип меняется на наших глазах, – сказала Ребекка, – но ты… Ты встала в позу, и ни в какую – совсем как с Джоном и Эрлом. Ты что, вечно собираешься злиться?

Остальные прибавили, что Филип был вежлив, отвечал на все ее вопросы – даже самые язвительные.

  • Будь вежлив, – заметила Пэм, – и ты сможешь управлять людьми. Согрей воск в руках – и можешь лепить из него все, что хочешь.
  • Что-что? – переспросил Стюарт. Остальные удивленно уставились на Пэм.

– Я всего лишь процитировала учителя Филипа. Это один из излюбленных советов Шопенгауэра – и то, что я думаю о вежливости Филипа. Я вам никогда не говорила, но когда я поступала в аспирантуру, сначала думала заняться Шопенгауэром. Потом, когда я прочитала его книги и узнала про него самого, я так возненавидела этого человека, что тут же забросила эту идею.

  • По-твоему, Филип похож на Шопенгауэра? – спросила Бонни.

Филип и есть Шопенгауэр. Это близнецы-братья. Он живое воплощение этого ничтожества. Я могу такое рассказать вам о нем самом и о его философии, что у вас кровь застынет в жилах. Да если хотите знать, Филип манипулирует людьми, а не общается с ними. И знаете что? Меня передергивает от одной мысли, что он когда-нибудь начнет внушать людям человеконенавистническую доктрину Шопенгауэра.

  • Да ты давно видела его? – спросил Стюарт. – Пэм. Он уже давно не тот, что был пятнадцать лет назад. Ты все еще не можешь забыть тот случай, он мешает тебе увидеть истину. Ты просто не можешь простить.
  • «Тот случай»? Ты говоришь об этом так, будто дело выеденного яйца не стоит.

Это больше чем просто «случай». А что касается прощения, то тебе не кажется, что есть вещи, которые нельзя простить?

– То, что ты сама не можешь что-то простить, еще не значит, что есть вещи, которые нельзя простить, – с неожиданным волнением в голосе произнес Филип. – Много лет назад мы с тобой вступили в контакт: мы оба испытывали возбуждение и сняли его. Я выполнил свою часть – сделал все, чтобы ты получила удовольствие, и проследил, чтобы с моей стороны не осталось никаких обязательств. Если честно, я получил нечто – и ты получила нечто. Я получил удовольствие и разрядку – ты тоже. Я абсолютно ничего тебе не должен. Я четко и недвусмысленно заявил тебе после этого, что мне было приятно провести с тобой этот вечер, но я не имею намерений продолжать наши отношения. Что еще я должен был сказать?

  • Я не говорю про «сказать», – резко откликнулась Пэм. – Я говорю про «понять» – про любовь, caritas, заботу о людях.
  • Ты хочешь, чтобы я глядел на мир твоими глазами и относился к жизни так же, как ты?
  • Я только хочу, чтобы ты разделил со мной мою боль, чтобы ты страдал так же, как страдаю я.

– В таком случае у меня для тебя хорошие новости. Тебя наверняка порадует, что после того случая твоя подружка Молли написала открытое письмо в деканат, в котором опорочила меня перед всем факультетом, а заодно и перед ректором, проректором и ученым советом. И хотя я с блеском защитил докторскую и имел отличные отзывы от студентов – кстати, и твой в том числе, – ни один из преподавателей не захотел подписать письмо в мою защиту или хоть как-то помочь мне найти работу. Так что я так и не смог прилично устроиться и несколько лет скитался по всей стране, перебиваясь лекциями в захудалых городишках.

Стаюрт, очевидно, работая над своим сочувствием, воскликнул:

  • Да, содрали с тебя три шкуры.

Филип удивленно вскинул на него глаза и кивнул:

  • Я сам содрал с себя гораздо больше.

Он изнеможенно откинулся в кресле. Через некоторое время все взгляды повернулись к Пэм, которая, очевидно не удовлетворенная ответом Филипа, воскликнула, обращаясь к группе:

– Да как вы не понимаете! Я говорю не о единичном преступлении. Я говорю о самом способе существования. Вы слышали, как он отозвался о наших отношениях? Как об обязательствах в каком-то контракте. А как вам понравилось, что после трех лет с Джулиусом его в первый раз «поняли», когда он открыл Шопенгауэра? Вы же знаете Джулиуса. Разве вы поверите, что за три года он не смог бы понять Филипа? – Все молчали. Немного подумав, Пэм повернулась к Филипу: – Хочешь знать, почему Джулиус тебя не понял, а Шопенгауэр понял? Я скажу тебе. Потому что Шопенгауэр мертв, мертв уже сто пятьдесят лет, а Джулиус жив. А ты не умеешь общаться с живыми людьми.

По лицу Филипа было видно, что он не собирается отвечать, поэтому Ребекка поспешила заметить:

  • Это жестоко, Пэм. Когда ты наконец успокоишься?
  • Пойми же, Филип вовсе не злой и не плохой, – добавила Бонни. – Он просто несчастный. Разве ты не видишь разницы?

Покачав головой, Пэм ответила:

  • Все, на сегодня с меня хватит.

В комнате повисла ощутимо неловкая тишина. Наконец, Тони, который все это время сидел непривычно тихо, заметил:

  • Филип, я не собираюсь расхлебывать эту кашу, мне интересно другое – что ты чувствовал, когда Джулиус рассказывал свою историю?

Казалось, Филипу полегчало от возможности переменить тему.

  • А что я, по-твоему, должен был чувствовать?

– Я не знаю, что ты должен был, – я спрашиваю, что ты реально чувствовал? Я вот к чему – когда ты только начал ходить к Джулиусу, могло тебе показаться, что он лучше понимает тебя, если бы он признался, что у него тоже были похожие проблемы – такие же навязчивые желания, как и у тебя?

– Любопытный вопрос. Да, возможно. Когда я читал Шопенгауэра, я заметил, что его сексуальные переживания во многом напоминали мои – он, как и я, страдал от навязчивых желаний. Может быть, поэтому мне и показалось, что он меня понимает. Но мне хотелось сказать другое. Я кое-что пропустил, когда рассказывал вам про свои занятия с Джулиусом, и теперь хочу исправить эту ошибку. Когда мы встречались с Джулиусом, я сказал ему, что его лечение мне не помогло, и он задал мне тот же самый вопрос: почему я прошу его стать моим супервизором? Тогда, размышляя над этим, я вспомнил два случая, которые странно запали мне в душу и, как выяснилось позже, сильно подействовали на меня.

  • Какие именно? – спросил Тони.

– Первый произошел, когда я описывал Джулиусу свой обычный вечер: как я выхожу на поиски, снимаю девицу, приглашаю на ужин, соблазняю и так далее – и потом я спросил его, что он чувствует – удивление или отвращение? И он ответил, что ни то ни другое – это просто кажется ему крайне скучным. Этот ответ меня потряс. Он заставил меня понять, какую мелкую и ничтожную жизнь я веду.

  • А второй? – спросил Тони.
  • Однажды Джулиус спросил меня, какую эпитафию я хотел бы заказать.

Я не нашелся что ответить, и он предложил мне написать «Он много трахался», и добавил, что мы с моей собакой вполне могли бы использовать одну плиту на двоих.

Кое-кто присвистнул, остальные заулыбались. Бонни сказала:

  • Фу, как грубо, Джулиус.

– Напротив, – возразил Филип. – Он вовсе не хотел меня обидеть – он хотел как следует встряхнуть меня, пробудить ото сна. И это действительно сработало. Мне кажется, это заставило меня изменить мою жизнь. Правда, теперь я думаю, что тогда я хотел забыть про эти случаи, – наверное, не хотел признаваться, что Джулиус все-таки мне помог.

  • А знаешь почему? – спросил Тони.

– Я думаю об этом. Может быть, я не хотел ему уступать: мне казалось, если он победит – я проиграю. А может быть, я не хотел признаваться, что его метод действительно работает. Или я не хотел сближаться с ним, и она, – Филип кивнул в сторону Пэм, – права, и я действительно не умею общаться с живыми людьми.

  • По крайней мере, не так легко, как хотелось бы, – отозвался Джулиус. – Но ты движешься к цели.

Так продолжалось еще несколько недель: живое участие, напряженная работа и, если не считать обеспокоенных расспросов про здоровье Джулиуса и непрекращающегося противостояния между Пэм и Филипом, группа пребывала в блаженном состоянии полного доверия, близости, оптимизма и почти невозмутимого спокойствия. Никто и не подозревал о приближении страшного удара.

Дата добавления: 2015-08-18 ; просмотров: 113 | Нарушение авторских прав

22 цитаты Артура Шопенгауэра о настоящей свободе

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,

что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.

Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Знаменитый немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр был известным мизантропом, закоренелым холостяком и любителем свободы. Но такое настороженное отношение к людям не помешало ему исследовать человеческую природу во всех ее проявлениях и рассказать о своих наблюдениях откровенно и категорично.

С точки зрения молодости жизнь эссе , Требования к оформлению философского эссе.

1.Выбор темы.

Важность работы и ее конечный результат во многом зависит от выбора темы.Общая тема эссе: «Спор с философом». Далее необходимо определиться с проблемой ,чтобы частично подчеркнуть ее важность и актуальность, а также совершить спор. Выбор темы может касаться как одного философа,например «Тема Блага по Сократу»,либо целой группы философов: «Человек в философско-историческом контексте.»

Выбор темы также может исходить и ключевой фразы философа,определяющей все его мировоззрение. Например, «Человек, есть мера всех вещей: существующих,что они существуют,несуществующих,что они не существуют»-Протагор.

Фразы,афоризмы и высказывания вы можете посмотреть здесь.

2.Структура работы.

Объем 2-3 листа без титульного листа. Сначала представляется позиция автора,затем ваши аргументы и примеры современности,а также из профессиональной и личной жизни. В окончании-вывод о состоятельности спора с философом, о вашей личной позиции по проблеме.

3.Оформление работы.

Список литературы. Оформляется с названием издательства и годом выпуска.Рекомендую изучать не только литературу про философа и данный период,но и «живую»работу философа,его мысли и мировоззрение.

Удачные эссе 2015-16 гг студентов ГБПОУ МО «Воскресенский колледж», Венкова Вероника,ЭБУ-31

« С точки зрения молодости — жизнь есть бесконечное будущее, с точки

зрения старости — очень короткое прошлое » © Артур Шопенгауэр.

Как мал промежуток между временем, когда человек еще слишком молод и когда он уже слишком стар. Пока мы молоды, что бы нам ни говорили, мы считаем жизнь бесконечной и потому не дорожим временем. «В молодости точку опоры ищут, чтобы перевернуть мир, в старости – чтобы не перевернуться. » Поэтому нужно жить настоящим, с надеждой на будущее и с опытом прошлого. Чем старше мы становимся, тем больше экономим свое время.

В большинстве случаев, в молодости наиболее правильным образом жизни, нам кажется жизнь без забот, на «полную катушку» с приключениями и т.д. И ценность времени, для нас является не более чем занудной фразой, которой нас так долго мучали старшие. И так скучно становилось, когда, после проведенного «впустую» времени, выслушиваешь нудные россказни родителей о том, что нужно быть ответственным, заранее планировать свое будущие и так далее по «накатанной».

Безусловно они правы. Это становится понятным с возрастом. И чем старше ты становишься, тем больше думаешь об этом, и больше понимаешь. Ты оглядываешься на свою молодость и думаешь : «А правильно ли я жила?»; «Всего ли добилась, чего хотела?» Становится понятным, что не все чего ты хотела в молодости, стало полезным и нужным.

Бывают и такие люди, для которых жизнь даже под старость лет, не перестаёт быть чем-то новым, чем-то радостным. Такие люди радуются успехам своих детей, радуются успехам внуков. Радуются новому дню, солнцу за окном, радуются любому счастливому моменту.

Прожив жизнь по шаблону и советам старших, не уделяя никакого внимания своим слабостям, не балуя себя, на душе становится тоскливо. Возможно проведя такую жизнь человек станет, черствым, грубым, но хуже всего – у него может появиться зависть к молодому поколению… Беззаботность… ведь это было бы ни так уж и страшно как твердили мне «опытные» люди, они говорили, что это неправильно, и не стоит повторять чужих ошибок. Но жизнь без собственных ошибок — это не жизнь, а существование. Только на собственных ошибках человек лучше понимает их. Жизнь дается человеку, как шанс. Шанс быть счастливым. Нужно радоваться и с благодарностью принимать все, что она вам преподносит.

Я согласна с высказыванием данного философа. Действительно, человек анализирует и осознает такие вопросы только с возрастом и невозможно сделать тот или иной выбор образа жизни так, что бы к концу быть полностью уверенным в правильности своего образа жизни.

Тумашева Карина, ЭБУ-31

У Джордано Бруно множество высказываний с глубоким смыслом.

Даже с Великим мыслителем можно поспорить и выдвинуть свою точку зрения по поводу его мыслей и идей.

Сейчас мы рассмотрим высказывание : «Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф». С этим можно поспорить. Это суждение состоит из двух частей. Первая часть не оставляет сомнений в своей правоте . Конечно, человек из жизни должен уходить достойно. Здесь я согласна с Великим мыслителем.

В русской истории тоже много пословиц и поговорок на эту тему. Например : «На миру и смерть красна» – русская поговорка, или : «Есть много богачей, которых смерть одна к чему-нибудь годна». – Иван Крылов.

Тема смерти, как достойного окончания жизни , особенно актуальна в наши дни ,когда человеческая жизнь стоит так мало.

Но со второй частью можно поспорить. «Лучше достойная » и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф». Как видим, здесь говорится о триумфе. То есть о славе, победе, успехе.

Филосов в первой части говорит о смерти и логично было бы во второй части высказывания говорить о жизни. Но он смешал разные категории, то есть правильно было бы противопоставить жизнь и смерть ; а триумф противопоставить поражению. И, кроме того смысл второго высказывания история опровергла.

Вспомним императора Нерона, который безусловно добился триумфа на людском горе. То есть независимо от того, что средства достижения этого триумфа были недостойны и подлы , он навсегда вошел в историю , обеспечил себе вечный триумф.

Или еще один вождь, добившийся вечного триумфа – герой новейшей истории России Иосиф Сталин. До сих пор историки спорят о его роли и никто не отрицает того, что этот человек действительно личность, которая творила историю. Но какой ценой? Россия победила гитлеровскую Германию в Великой Отечественной Войне , то есть Сталин одержал победу, триумф. Оборотная сторона этого триумфа – многочисленные людские жертвы.

Кроме того, если не говорить о конкретных людях : «цель – оправдывает средства». Наша цель- триумф, а какой ценой и какими средствами он достигнут, с годами никто не вспомнит : «победителей не судят» – это высказывание полностью отражает мою точку зрения.

Зелинская Светлана,ЭБУ-31

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи

Леонардо да Винчи (1452—1519) — великий итальянский художник, инженер и философ. Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в городке Винчи, близ Флоренции, работал во Флоренции, Милане, Риме, последние годы жизни во Франции, где умер в замке Клу, около г.Амбуаза, в 1519 г. Он был сыном нотариуса и крестьянки.

Как ученый и в особенности инженер сделал ряд замечательных открытий, на несколько веков опередивших его эпоху. Философско-мето­дологические идеи, обобщавшие научно-инженерную и худож­ническую деятельность Леонардо, содержатся в его многочис­ленных записках и манускриптах, полностью не восстановлен­ных и до настоящего времени. Для истории философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен, прежде всего, как проявление определенных тенденций ее развития.

В чём заключается мудрость и опыт? Эти вопросы волновали человечество с давних пор и продолжают, волновать по сей, день. Свой ответ на них дает Леонардо да Винчи. По убеждению Леонардо, опыт — лучший учитель и его не заменят никакие книги: «мудрость есть дочь опыта». «Не доверяйте же, исследователи, авторитетам, — призывал он, — которые одним воображением хотели посредствовать между природой и людьми; верьте лишь тем, кто не только указаниями природы, но и действиями своих опытом приучил ум свой понимать, как опыты обманывают тех, кто не постиг их природы».

Что касается мудрости, то она, по Леонардо, «есть дочь опыта». Леонардо был против умозрений и в живописи видел, прежде всего, опыт — опыт познания, в котором взаимодействие человека с окружающим миром утоляет его любовь к этому миру. Его мировоззрению свойственен механицизм, натурфилософия, обожествление опыта. Методология. 1. Естественные науки должны обосновываться опытами, экспериментами, философия должна опираться на данные естественных наук. «Мудрость есть дочь опыта». 2. Важную роль отводил математике. Задачей науки он считал выявление причинно-следственных связей, задачу философии видел в создании целостной картины мира и математика здесь нужна для обобщения опыта. Опыт невозможен без опоры на теорию и в этом случае будет «слепым», не имеющим значимости. «Наука — полководец, практика — солдаты»

По моему мнению, в чем заключается мудрость, что она значит и как ее найти? Несомненно, такие вопросы задает себе каждый в определенные этапы своей жизни.

Я же могу представить лишь свою точку зрения. Мы набираемся жизненного опыта еще с малых лет нашей жизни, начиная с младенчества, мы изучаем этот мир через собственные ощущения. Тогда мы только начинаем понимать, что нельзя или плохо. Мы растем, приобретая определенные принципы и правила этого мира. Постепенно мы начинаем приобретать свое собственное мнение и взгляды, стремясь понять, какой он, этот большой и огромный мир? Мы идем в детский сад, школу, спортивные и творческие кружки, общаемся и делимся впечатлениями с такими же как и мы. Маленькие и такие невинные умы. Позже подростковый период, первые взрослые проблемы, собственное мнение и взгляды, первые зародыши сомнений. Мы начинаем спрашивать самих себя и окружающих, стремясь понять, что значит этот мир и мы в нем. Далее выпускной и новая ступень в нашей жизни. И теперь мы начинаем мыслить по-другому. Меняются взгляды и приоритеты, интересы и сама жизнь. Казалось бы истину не найти никогда, но вся суть состоит в том, что само наше развитие, постоянные изменения в разных этапах собственной жизни и есть собственная мудрость жизни.

Помните у Пушкина: «ОПЫТ — СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ». Мудрость приходит в ходе опыта. Через систему проб и ошибок. Через искание истины, правильного пути. С опытом приходит и мудрость. А бывает, что и не приходит. Мы часто, делаем, ошибки не опираясь, на свой опыт или опыт более мудрых людей. Мы считаем, что опыт других людей побывавших в таких же ситуациях нам не поможет.

Всё зависит от осмысления этих ошибок, извлечения уроков из опыта прошлого и возможности найти оптимальный результат в настоящим, чтобы избежать подобного в будущем. Это и есть проявление мудрости.

Мы называем мудрым того человека, который получил много знаний и понял истины о жизни и окружающем мире. Но все эти истины и знания не просто лежат в его голове мертвым грузом. По-настоящему мудрый человек умеет применить знания в своей собственной жизни. А еще он готов поделиться ими с другими. Ведь другие люди тоже нуждаются в знаниях, чтобы стать умнее и счастливее. Мудрость — это как драгоценные камни для человека. Но она все же стоит больше, чем бриллианты и другие сокровища. Недаром в библейской притче царь Соломон попросил у Бога именно мудрости, а не богатства или чего-то другого.

Лошакова Мария,ЭБУ-21

Вольтер считал, что «Самыми чувствительными обидами бывают насмешки.»

На мой взгляд , это не самые чувствительные обиды. Все зависит от характера человека, если он силен характером и уверен в себе, то ни одна насмешка не сможет ранить его душу.

Бывают обиды на много чувствительней, которые человек не сможет отпустить и забыть до конца своих дней. Такие обиды, как предательство со стороны близких или не оказание помощи в самый трудный момент.

Есть люди, которым насмешки наоборот помогают в будущем, становится сильнее в моральном плане, и не показывать на лице, что не приятно.

Насмешки чаще всего возникают из-за комплекса другого человека. Чем человек больше комплексует , тем больнее и чувствительней будет восприниматься насмешка со стороны других людей. Но так же эти подшучивания помогают бороться с комплексами. Так было с моей знакомой. Мы вместе гуляли в большой компании и наши общие друзья могли посмеяться над ее изъянами связанными с внешними данными и умственными способностями. Эти насмешки помогли бороться со своими комплексами. Она стала лучше выглядеть , увлеклась чтением книг, тем самым усовершенствовав свою внешность и умственные способности. В итоге ни одна насмешка больше не полетела в ее адрес. А такие девочки, как она была до своего перевоплощения, стали обращаться к ней за советами и встали на борьбу со своими комплексами и недостатками.

Если человек становится менее закомплексованным , то и насмешек становится все меньше и меньше, а потом они и вовсе исчезают.

Но нельзя забывать и про другой тип и характер людей, для которых каждая насмешка становится большой душевной болью. Человек замыкается в себе, становится изгоем в обществе и в итоге таит обиду. Такому типу людей нужно научиться не воспринимать все буквально , ведь насмешка бывает парой не обдуманной, но может обидеть человека.

Могу из этого сделать вывод, что насмешки конечно могут быть самыми чувствительными обидами, но для определенного характера людей, которым увы лучше обидеться , чем постараться что-то исправить в себе. Либо объяснить обидчику, какую рану он наносит , когда пытается ударить человека в его недостаток. А вот уверенные в себе люди, которые на насмешки не обращают внимания, обижаются совсем на другие вещи, которые на их взгляд являются более чувствительными.