Роль бессознательного в жизни человека

Эссе

Министерство образования и науки РФ

_______________________________________________

Государственное образовательное учреждение

высшего образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)

_________________________________________________________

Кафедра философии

ТЕМА

Роль бессознательного в жизни человека, Выполнил студент

689зср-2 учебной группы

Орлов Г.А______

(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель:

(фамилия, имя, отчество)

___________________________

(ученая степень, ученое звание)

Оценка ___________________, Санкт-Петербург

2019

Введение

Бессознательное ежедневно проявляется в жизни практически каждого человека. Это выражается в действиях, которые мы привыкли выполнять ежедневно. Каждое утро большинство из нас встает и приступает к определенному набору утренних процедур: чистка зубов, умывание, завтрак, и так далее, когда определенные действия регулярно выполняются в течении длительного времени, они входят в привычку и становятся одним из выражений бессознательного.

Привычки, по своей сути, набор действий, которые мы выполняем автоматически, не особо задумываясь. Это довольно часто приводит к тому, что, например, мы можем забыть зачем заглянули в холодильник или зачем пришли в ту или иную комнату, все это последствия бессознательных или только отчасти осознанных действий. Временами мы отстраняемся от реальности, «витаем в облаках» и наше тело работает за нас.

Влияние бессознательного также может идти с раннего детства, так называемое «программирование» и «игры» Эрика Берна, очень часто проявляется в повседневной жизни. Это также можно отнести к бессознательному.

В данном эссе я хочу разобраться в том, насколько важно для человека в современном обществе бессознательное или от него необходимо избавиться.

Роль бессознательного в жизни человека

Для начала разберём, что же такое «сознание» и какую роль в данной системе играет «бессознательное».

Сознание — одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

14 стр., 6501 слов

Какова роль литературы в духовной жизни. Какова роль литературы ...

... не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума. Какова роль, значение литературы в жизни человека? [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literatura-eto-otrajenie-jizni/ Литература – это средство познания мира, она ...

То есть, сознание – полная противоположность бессознательного, но при этом бессознательное все еще остается частью нашего сознания.

По представлениям Фрейда, сознание – это лишь верхушка огромного айсберга, а бессознательное огромно и скрыто от посторонних взглядов, зачастую и от нас самих, но это все еще один айсберг, это все еще часть одного целого, часть нашего «Я», нашей личности.

Один из учеников Фрейда – Юнг, также считал, что психика человека делится на сознательное и бессознательное, но он разделил бессознательное на 2 части: личное и коллективное. Под коллективным бессознательным Юнг понимал следы памяти, оставленные всей историей человечества, к этому можно отнести: национальное, расовое и общечеловеческое наследие, на самом глубоком уровне – дочеловеческое прошлое, опыт животных предков человека.

Не так давно, относительно Фрейда и Юнга, Эрик Берн разобрал влияние бессознательно на жизнь человека с точки зрения «программирования» родителей и окружения ребенка. В своей серии книг «Люди которые играют в игры» и «Игры в которые играют люди», он рассказал о том, какое сильное влияние оказывает детство, начиная от сцены зачатия, заканчивая социализацией ребенка, на его дальнейшую жизнь и на его «бессознательное» в будущем. В своих книгах Эрик Берн утверждает, что «бессознательное», идущее от родительского и общественного «программирования», зачастую становится одной из главных причин многочисленных психических расстройств, уже у взрослого, сформировавшегося человека. Он также утверждал, что для полноценной жизни человеку необходимо «освободиться» от заложенного в его сознание сценария, определяющего как ему жить.