Не надо уважать старость. Уважайте человеческое достоинство

Сочинение

«Старость нужно уважать» — внушали и внушают нам с самого детства. Если раньше молодое поколение прислушивалось к «надо», словно наши бабушки и дедушки к выступлениям Ленина, то на современную молодежь «надо» уже не работает. Старость обесценивается.. «От молодежь пошла» — сетуют старики. «Уважать можно только за поступки, но не возраст» — парируют молодые люди. Сегодня мы разберемся в том, почему возникло утверждение «старость нужно уважать», и по каким причинам сегодня эта моральная норма уходит в прошлое.

Важная роль в обществе

Ключевая роль бабушек и дедушек — передача накопленных знаний, облегчение существования детей и внуков за счет накопленного жизненного опыта. 100 лет назад ни у кого не возникало сомнений в том, что старость нужно уважать. Пожилой человек видел и знал гораздо больше, чем его неопытный сын или внук. Если бы наши бабушки и дедушки не уважали своих бабушек и дедушек — они бы не

смогли получить качества, необходимые для выживания и становления в жизни. Уважение к старшим было не нормой морали, а необходимостью, которую для увеличения КПД всего общества подавали именно как норму человеческих отношений. Отсюда же и пятая заповедь, которую создавали явно не наши современники.

Дети получают знания стариков, взрослеют, приобретают собственный опыт, передают его детям, после чего стареют и отдают весь полученный опыт внукам. Старики были чрезвычайно полезны для общества, у них была своя биологическая роль. Без бабушек и дедушек мир развивался бы в разы медленнее. Неуважение к старости со стороны наших далеких предков приводило к деградации народа и его ослаблению.

Сочинение на тему счастливая старость , Христианские корни

возможности человеческого бессмертия можно найти в Евангелии от Матфея (16: 28), где приведены такие слова Иисуса: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Этим учеником считают самого евангелиста Иоанна, который будто бы и по сей день жив и ожидает возвращения Спасителя на землю. Другой бессмертный христианский персонаж имеет много имен: Агасфер (Вечный жид), Эспера-Диос (надейся на Бога), Бутадеус (ударивший Бога), Картафил (сторож претории).

В соответствии с христианским приданием, во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу еврей по имени Агасфер оскорбительно отказал ему в кратком отдыхе и велел идти дальше, а по одной из версий – даже ударил Его. За этот проступок он был наказан. Он должен был вечно скитаться по миру до Второго пришествия Христа, не зная ни отдыха, ни старения, ни смерти, подобно Каину, которого Бог обрёк на скитания, запретив лишать его жизни. Если повнимательнее вдуматься в этот образ, то структурный принцип легенды представляет собой двойной парадокс, когда темное и светлое дважды меняются местами. Бессмертие, желанная цель человеческих усилий, в данном случае оборачивается проклятием, а проклятие – милостью (возможностью искупления).

17 стр., 8327 слов

Будущее в руках молодежи. Роль молодежи в современном обществе: ...

... девушкам самореализоваться и успешно войти в социальную жизнь общества. Ценности Если роль молодежи в современном обществе довольно ясна, то не ... консерватории редко видели столько молодежи в числе своих зрителей и поклонников. Каждый уважающий себя подросток выбирает ... в наше время можно получить бесплатную помощь, которая будет идти от чистого сердца. Сочинение на тему: Ценности современной молодежи ...

В книгах К. Кастанеды имеется один очень интересный персонаж, который умудрился стать бессмертным. Имя его Арендатор или «Бросивший вызов смерти». Это ещё более загадочный и могущественный маг, чем дон Хуан или Сильвио Мануэль… Арендатор – древний мексиканский маг, который живёт (в органическом теле) несколько тысяч лет! Если верить Кастанеде, то Арендатор может по собственному желанию обретать или «растворять» свою плоть, становиться либо женщиной, либо мужчиной и, самое главное, он научился манипулировать своей точкой сборки так, что на неограниченный срок отдалил свою биологическую кончину. И самое интересное, что существование архата Пиндолы Бхарадваджа, евангелиста Иоанна, Агасфера, Арендатора и других известных персонажей, избежавших старения и смерти, никто и никогда не сможет ни доказать и ни опровергнуть. Когда человек приближается к концу своего жизненного пути, он с грустью задает себе вопрос, суждено ли ему увидеть те манящие горизонты, которые расстилаются там, впереди, и возникает закономерный вопрос: «Каковы временные границы старости?» На практике, в повседневной жизни границы между периодом зрелости и началом старости трудноуловимы и строго индивидуальны. Никаких календарных дат наступления старости не существует и не может существовать. Известное выражение немецкого писателя Франца Кафки «Сорок лет – старость юности, пятьдесят – юность старости» вряд ли является ключом к пониманию границ возраста человека. Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различных профессиональных групп, мужчин и женщин. Проблема периодизации развития человека стала исследоваться еще в период античности. Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

Пифагор

(VI в. до н.э.) выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) – от рождения до 20 лет; На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Интересна

классификация Дж. Биррена (1964)

выделяющая восемь фаз жизненного развития человека: Первая фаза – младенчество, охватывает период до 2 лет.

По мнению ВОЗ

(Всемирной организации здравоохранения), более удобным представляется термин «стареющие», указывающий на постепенный и непрерывный процесс, а не на определенную и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу. В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин – с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожителями, 65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию. Но это лишь градация биологического возраста. Все больше исследователей приходит к выводу, что сущность возраста не сводится лишь к длительности существования, измеряемой количеством прожитых лет. Метрическое свойство времени указывает только на количественные показатели возраста. Он очень приблизительно фиксирует физиологическое и социальное состояние человека. В юриспруденции календарный возраст служит основанием для запрещения или разрешения различных социальных ролей (занятие определенных должностей в органах власти и управления) или поведения в соответствующем возрасте. Выполнение этих ролей в соответствии с определенными общественными нормами и предписаниями определяет социальный возраст человека, часто не совпадающий с календарным.

2 стр., 736 слов

» Человек отвечает за жизнь на земле…»

... к словам Р.Рождественского: Зарницы в небе вспыхнули не зря. Очнитесь, люди, и поймите, люди, У нас на всех всего одна Земля – Другой Земли у нас уже не будет… 6 мая 15.00 От будущего ... использовать огромную силу энергии, спрятанную в нем. Но возможности людей небезграничны, их вмешательство в тайны природы подчас оборачивается бедой. Один за другим исчезают на Земле целые виды животных и растений. ...

В современном обществе, в условиях глобализации к старости и старым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Рассуждения сторонников негативного отношения к старости подобны мрачному откровению отца протестантизма Мартина Лютера «Старость – это живая могила». Государство или частные пенсионные фонды с кислой гримасой выплачивают пенсии ненавистным пенсионерам и с нетерпением ждут «Когда же чёрт возьмет тебя!» Сторонники позитивного отношения рассуждают подобно Вольтеру: «Для глупца старость бремя, для невежды – зима, а для человека науки – золотая жатва». И такие рассуждения небезосновательны. Как известно, величина спада интеллекта с возрастом обратно пропорциональна его наибольшему значению. Это значит, чем выше первоначальный уровень интеллекта, тем слабее спад в пожилом возрасте. У наиболее интеллектуальных людей вместо типичного спада часто наблюдается даже повышение уровня интеллекта с возрастом. Человеческое неизвестное простирается очень далеко, но оно все равно остается в сфере наших возможностей. Анализ литературы о психологии старости и старения, рассмотрение биографий творческих личностей, доживших до преклонных лет, показал, что старость как психологический возраст может и не наступить в жизни человека. Условием длящейся или нарастающей зрелости является творчество во всех его проявлениях, включая творчество собственной жизни, каждого ее дня. Доказательством возможного физического и умственного долголетия могут служить

известные исторические личности:

Микеланджело, скульптор, живописец – 89 лет. Как ни парадоксально, но о старости очень много написано, но мало что доподлинно известно. Эмоциональные волнения, связанные с размышлениями о смерти, переживания горя и одиночества и даже радостные переживания людей пожилого возраста таинственны и самобытны. Загадкой остается и сам поздний возраст стареющего человека. До сих пор остается нераскрытой величайшая тайна старости, которая заключается в том, что хронологические ровесники этого возраста могут причисляться к различным психологическим возрастам. Один пожилой человек переживает любовь – он вернулся в период юности. 16-летняя барышня Ульрика фон Бюлов влюбилась в 82-летнего Гете и через год вышла за него замуж. Жан-Поль Бельмондо в возрасте 72 лет женился на 19-летней модели и родил замечательную дочурку. Известный философ Конфуций появился на свет, когда его отцу был 91 год, а матери 16. Отцу Лермонтова, при появлении на свет великого русского поэта, было 56, а матери – 19. И таких примеров масса. Другой продолжает свою творческую профессиональную деятельность – он пребывает в зрелом возрасте (ученые, политики, диктаторы, люди творческих профессий).

12 стр., 5694 слов

Семья в жизни человека и ее роль

... людей, стремящихся официально зарегистрировать отношения с партнером достаточно велик. для чего человеку нужна семья Прежде всего семья, — это единственная возможность испытать полноту юридически защищенной жизни с человеком другого пола. Семья ... жизни. Голубые экраны щедро делятся пищей для мозговой деятельности с людьми всех возрастов, так что и в старости ... разводов. И с каждым годом процент разводов ...

Третий (таких подавляющее большинство) посвящает свою жизнь пассивному выживанию, бесконечным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем прошлом, заботам о собственном угасающем здоровье, разговорам о врачах и медикаментах. В старости человек похож на актера, который сидит среди зрителей и с грустью смотрит, как его любимые роли исполняет кто-то другой.

Геронтология

– наука о старости выделяет следующие признаки старения: 1. Снижение функциональных возможностей человеческого организма. 2. Прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил (когда на отдых требуется больше времени, чем на то, чтобы устать).

3. Психологические изменения, происходящие в человеке (интеллектуальный и эмоциональный уход в свой внутренний мир, переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни).

Идея бренности бытия и преходящей природе всего сущего уже не кажется такой уж абстрактной. Вчерашние истины исчезают, подобно лепесткам под дуновением ветра, происходит переоценка основных жизненных ценностей. Для пожилых становится бесспорным и очевидным, что жизнь не бесконечна и времени остается мало. 4. Депрессия является самой важной и распространенной проблемой как нормального, так и патологического старения. Впервые о том, что в старости люди очень подвержены депрессии, заговорил ещё Гален во II в. Он подробно описал связь между меланхолией и старостью. В среднем в старости депрессия достигает наибольшего уровня в 65 лет. Неизменными спутниками депрессии являются озлобленность, которая иногда принимает форму самообвинения. 5. Среди людей творческих профессий, известных и даже знаменитых, депрессии проявляются особенно остро. Творческому, пережившему славу всенародную известность и любовь человеку трудно смириться с угасанием не только своего таланта, но и разума. 6. В старости человек обращается к вере: он начинает чаще ходить в церковь или ступает в прямой диалог с Создателем посредством молитвы. Обильный урожай собирают различного рода сектанты, предлагающие свою помощь и поддержку в обмен на движимое и недвижимое имущество доверчивых стариков.

Так или иначе, но в старости в той или форме все переживают веру в бессмертие души. Она переживаема, плохо переводимая на язык слов, но очень хочется верить, что с наступлением смерти всё только начинается. 7. Постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, обострение чувства родства и привязанности к семье, близким людям. По особенному любятся внуки, которые со временем отомстят своим родителям за своих бабушек и дедушек… 8. Наступление установленного государством социально-экономического «порога» – выход на заслуженную или незаслуженную пенсию (социальная изолированность, потеря былого статуса и предлагающегося к нему набора благ, существенное уменьшение источников дохода, сужение круга социальных ролей, переход из команды игроков в команду телезрителей).

2 стр., 957 слов

Главные люди в жизни человека

... В 1834-м году выходит предшествующая ему работа на тему Пугачевского восстания Настоящее искусство всегда трогает душу человека, ... такой человек обязательно появиться. Также читают: Картинка к сочинению Главные люди в жизни человека Популярные сегодня темы А.С. ... не ища в своей критике личной выгоды. И то что такие люди не ... кто ты», потому что друзья меняют людей. Любовь тоже влияет на человека, а также ...

Проблема старения и старости заставляет задуматься над тем, насколько неизбежна, детерминирована, фатальна старость как психологический возраст. Очевидно, что в плане биологического возраста «от старости лекарства нет». Хотим мы этого или нет, но в природе всегда действовал и продолжает действовать закон естественного отбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречаются крайне редко. Прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сородичи. По мнению некоторых современных исследователей в живой организм (человек не исключение) генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его, так называемой биологической «полезности». На генетическом уровне специальная программа отслеживает развитие биологического организма от рождения до тех пор, пока он не достигнет половой зрелости и способности размножения. После выполнения программы размножения или ее не выполнения расстраивается деятельность гипоталамуса и эндокринной системы, что приводит организм к снижению его физиологических функций. Но

психологический возраст

– это совсем иное. Человек переходит в иной возраст в связи с изменением социальной ситуации развития. А если она не меняется, т. е. если человек не исключается из системы социальных связей (продолжает работать, заниматься общественно – полезной деятельностью, наукой, творчеством), то вступает ли он в возраст «психологической старости»? Возможно ответ на этот вопрос содержится в биографии русского писателя и мыслителя графа Л.Н. Толстого, который, как известно, последние 30 лет своей жизни страдал геронтофобией, неоднократно приходил к мысли о самоубийстве, но за несколько лет до своей смерти создал повесть «Хаджи Мурат». Замысел повести родился в июле 1896 года, когда Толстой увидел переломанный колесом искорёженный на дороге репей и написал в дневнике, что репей напомнил ему Хаджи-Мурата. Повесть поражает новизной чувств, жизнеутверждающим восприятием окружающего мира и полным отсутствием какого-либо страха перед старостью и физической смертью. У читателя создается такое ощущение, что произведение написано писателем в молодом возрасте, а не в конце жизненного пути. Подводя краткие итоги вышесказанному нельзя не остановиться на главном вопросе темы: «Возможно ли душевная гармония в старости? Как предотвратить или по крайней мере смягчить кризис старости?» Рецепт вечной молодости советского периода «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» перестал срабатывать в 1991 году после развала СССР.

Как страшный сон теперь вспоминались советская агитация и пропаганда, «исторические» решения съездов КПСС, обещания уже в 80-х годах жить при коммунизме. Вместе с развалом СССР рухнула общегосударственная система коммунистического воспитания, направленная на формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Вера в светлое коммунистическое будущее, в котором есть место счастливой и спокойной старости и обеспеченной пенсии, сменилась звериным оскалом азиатского капитализма. Вкус горечи перед неизбежностью встречи со старостью-катастрофой, старостью-деградацией постсоветского периода способствовал процессу мортификации (умерщвлению) еще временно живых стариков – пенсионеров. Душевная гармония старости – это целый комплекс слагаемых, который начинается с государственно – правового регулирования статуса пожилых людей и заканчивается колоссальной внутренней работой самого человека. Жизнь может и должна завершиться старостью-гармонией, старостью-мудростью, и для этого стоит жить и доживать до глубокой старости, а синдром Дориана Грея оставить самовлюбленным нарциссам.

10 стр., 4598 слов

«Старших надо уважать!» – больше не аргумент (1 фото)

... сочинении. Мне кажется, что такое качество, как умение уважать других должно прививаться каждому человеку ... поучительный рассказ, любое своевременное признание своих и чужих ошибок, ... в зрелости и старости наши дети вели ... к людям преклонного возраста стали национальной традицией. Такой нравственный ... Уважать следует не только окружающих, но и самого себя. Чувство собственного достоинства поможет заслужить ...

Перемены в информационную эру

С началом информационной эры изменилась и роль бабушек и дедушек в обществе. Человечество развивается слишком быстро. Стоит выпасть из жизни на несколько месяцев, и вы увидите совершенно новый мир. Бабушки и дедушки современной молодежи, в большинстве своем, не приспособлены к жизни в современном мире. Они застряли где-то в XX веке, до развития технологий, которые двигают цивилизацию вперед. Роль накопления и передачи опыта теперь выполняют электронные книги и интернет, в котором можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Сейчас чтобы оставаться востребованным, необходимо идти в ногу с жизнью, нужноо развиваться, а не отдыхать на старости лет, пользуясь накопленным опытом, ценность которого снижается с каждым прожитым днем. За последние 20–30 лет произошло вот что:

1. Роль накопителя и передатчика опыта отошла к интернету, книгам и фильмам (которые являются составляющей интернета).

2. Наши бабушки и дедушки, в большинстве своем, не сумели адаптироваться к новым реалиям. Они не взяли на себя новой функции и не поняли, что нужно двигаться в ногу с временем вместе с молодежью. 3. Исчезла целесообразность в уважении к старости. 4. Ценность старости начала подвергаться сомнению общественным мнением.

Несмотря на то, что обесценивание старости, — это естественный процесс, сейчас мы наблюдаем опасную тенденцию. Старики лишаются смысла жизни, лишаются радости и счастья. Они становятся обузой общества, от которой стремится избавиться каждый. Как на уровне государства (повышение пенсионного возраста, нищенские пенсии), так и на уровне семейном. Наши бабушки и дедушки просто не понимают что происходит — они ведь уважали своих бабушек и дедушек. Значит их тоже должны уважать! Прямолинейная логика, которая не учитывает изменения ролей в социуме.

Старость надо уважать!

Читает автор.

Переменчива погода в нашем доме. Отчего? Дед дурит. Дурить охота. Эх, ты старость! — О-го-го! Вдруг несется клич из кухни. — Не хотите ли линька?

Тишина… Вдруг что-то ухнет! Сердце в пятке громко стукнет, и почудится… мяукнет черный кот. За окунька предстоит сражаться смело, всю сноровку показав. Пятьдесят раз на неделе промяукать нежно «лав…» Чтоб не дай ему.., о, Боже, завести еще кота в черной лаковой рогоже! Эх, вы думы… Маета.

Кто сказал, что нет печали? Кто сказал, что жизнь легка? Мне три тысячи медалей нужно дать и молока за дедулину вреднючесть. Грамот.., тех не сосчитать! Нелегка кошачья учесть. Вот вчера, к примеру, пять, нет десяток раз пришлося «лавкнуть» мне дедуле за щучий хвост и хвост лосося и в глаза, и за глаза.

16 стр., 7663 слов

Рассуждение «Деньги в нашей жизни. Роль денег в жизни человека

... чем больше у человека денег, тем лучше его выбор. С помощью богатства можно улучшить условия жизни и подняться на новую социальную ... обязаны служить человеку, а не наоборот. Сочинение Деньги в нашей жизни Деньги и их значение в жизни человека. Для всех людей деньги ... плане обеспечения их пользы без прямого воздействия людей друг на друга. Роль денег в истории постоянно возрастала, и сейчас наша ...

Старость. Взять бы на поруки деда да к проказам прыть. Расшалится.., только внуки могут деда усмирить!

Захотелось нынче чая ввечеру в восьмом часу, лихо ножиком играя, резал дед нам колбасу. Сделал всем по бутерброду: Кешке, Дашке… — И коту! Хохотал. Добавил меду в чай… Рекою тек во рту тот нектар. Потом орешков горкой высыпал на стол. Грыз орешки вместе с Кешкой. Мне большим орехом гол в лоб забил весьма удачно! — Мышь-то, Рыжий, не поймал!

  • Сел не там. Подумал мрачно. — Зря я деда восхвалял!

Только было так подумал, вдруг запахло карасем. Облизнулся, плюнул, дунул, все обиды на потом отложил, и стал тереться боком к дедовой ноге. Хвост плясал азартно скерцо, затрещал хребет в дуге. Что есть мочи стал мурлыкать. — Дед, про мышь я не забыл. На тебя не стану фыркать, что ты в лоб мне гол забил! На тебя не буду злиться. Признаю, что виноват. Дед Мороз мне только снится. Ты же.., лет, как семь подряд, варишь, жаришь, паришь.., кормишь! Всем признаюсь: на убой! Хоть ворчишь. — Ведь, скоро лопнешь! — Что я? Шарик надувной? Знаю меру аппетиту. Сыпь мне вдоволь потрошков. Ты во мне найдешь защиту от мышей, и змей, и блох!

Так что, дед, давай-ка лучше мы с тобою дружно жить: парить, жарить, бить баклуши, мышью стаю сторожить.

Чую, чую.., что нарочно приглашаешь в дом мышей, чтобы мявкал я истошно и терпел семью ежей. Развелось тут всяких… Каюсь. Знаю, ты меня поймешь. Так и быть.., не обижаюсь. Старость! Что с тебя возьмёшь?

Гол в сравненье с непогодой, это, в общем, ерунда! День за днем… — среда, суббота… — делим мы с тобой года. Делим кров и все на свете. — Ну.., по лапам, старый? Пять?

Старость всех коснется, дети, словно щук, поймает в сети. Старость надо уважать!

декабрь, 2020 г.

Музык.файл — А Диабелли. Сонатина ля мажор.

Кто виноват?

В обесценивании старости не виноваты ни старики, ни молодежь. Это объективный процесс, который пробьет давление морали и религии. Мы должны думать над тем, как дать старикам возможность чувствовать себя полноценными людьми. Нам необходимо показать современной молодежи, что старость есть за что уважать.

Считаю, что бабушки и дедушки могут быть полезны своим внукам за счет:

1.Понимания. Многие старики относятся к молодым людям с осуждением, пытаются передавать знания, которые давно утратили свою ценность. Естественно, это вызывает отторжение у молодежи. О каком уважении может идти речь к человеку, который считает что Земля плоская, когда давно известно о ее округлых формах? Старикам стоит понимать, что уровень желания молодых людей гораздо выше, чем у них самих. Это значит, что у современной молодежи потенциала больше, чем у нынешних стариков. Дегенератизм, соответственно, тоже больше. И осуждением это не исправить.

2. Материальной поддержки. На нынешнем этапе развития человечества опыт утратил свою ценность, тогда как деньги существенно «подорожали». 3. Дружбы и моральной поддержки. Старикам, которые жаждут уважения и признания, необходимо идти в ногу со временем. От бабушек и дедушек молодым людям нужны не нравоучения, которые были эффективны в середине прошлого века, а понимание и поддержка. Умение понять и дать нужный работающий совет всегда будет оценено. 4. Мудрости. Причем мудрости не прошловековой, а современной. Это естественная роль старика, которую мудрый человек может отобрать у интернета. Даете эффективные советы, показываете рабочий пример — вас уважают, к вам прислушиваются. Говорите, что «в интернете одни мошенники — так по телевизору сказали» — над вами смеются, вас не уважают.

22 стр., 10912 слов

Проблема патриотизма. Формирование и воспитание патриотических ...

... Отечества. Цель курсовой работы: исследование особенности воспитания патриотизма у современной молодёжи. Объект исследования: Молодёжь призывного ... исключение. С раннего детства мальчишки привыкали к оружию. Среди археологических материалов часты находки детских деревянных мечей. Например, ... очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма, как основы консолидации общества и ...

Современный ритм жизни диктует новые правила, где безусловному уважению места нет. Станете ли вы уважать наглую, хамоватую 80-летнюю бабку, которая отпихивает вас от двери в общественном транспорте или настырно рассказывает как вам жить, если вы не просите у нее совета? Нет, солидный возраст — это не оправдание отсутствия человеческих качеств. Человек достоин уважения только за совершенные им поступки. Это современная догма, от которой не нужно убегать.