Василь быков мертвым не больно

Эссе

СВЕДЕНИЯ из википедии

Дата рождения: 19 июня 1924

Место рождения: деревня Бычки, Ушачский район, Витебская область

Дата смерти: 22 июня 2003 (79 лет)

Место смерти: Боровляны, Минская область

Гражданство: СССР ; Белоруссия

Род деятельности: белорусский писатель, общественный деятель

Годы творчества: с конца 1940-х гг.

Направление: проза (преимущественно военная)

Жанр: повесть, рассказ, публицистика, эссе

Какое совпадение! 19 июня Василю Быкову исполнилось бы 88 лет.

И еще одно страшное совпадение — один из лучших писателей, посвятивших своё творчество войне, умер в самый страшный день -22 июня.

Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища.

До начала 60-х годов у Быкова была вполне тривиальная биография. Офицер в годы войны, причем, демобилизованный гораздо позже, чем война окончилась, потом работа в гродненской областной газете, потом опять его призвали в армию, служба на Дальнем Востоке, служба на протяжении нескольких лет, очень тяжелая, обычным ротным.

Потом возвращение в Гродно, работа в областной газете литконсультантом, по сути дела — корректором (понятно, что это была партийная газета).

Недавно опубликованы его первые литературные опыты, которые он сам никогда не печатал. Там, безусловно, видны проблески таланта, но по идейному содержанию это абсолютно советские рассказы.

Ничего не предвещало того, что из него выйдет.

Начало творческой деятельности Быкова приходится на 1958 год: он публикует повесть «Последний боец». Повесть, так же как и последующие произведения Быкова «Журавлиный крик», «Фронтовая страница» и «Здрада» довольно спокойно прошли мимо критики и читателя, пока в 1961 году он не опубликовал повесть «Третья ракета», с которой и началась подлинная писательская слава Быкова.

С 1961 года Быкова причисляют к писателям «фронтового поколения», он становится автором «лейтенантской литературы», которая была так популярна у читателя 60-х годов прошлого века и крайне непопулярная у официальной критики, считающей, что «окопная правда» и «дегероизация» войны читателю не нужна.

9 стр., 4017 слов

Житийная традиция в повести Л.Н. Толстого Отец Сергий

... на значение святых жизней для людского общежития. [9,12] Потом повествуется деятельность святого, предназначенного с младенческих лет, иногда еще до ... летопись отмечает текущие явления в жизни своей страны; повести и сказания передают отдельные события, особенно сильно подействовавшие ... нам довольно знать, что он горнего Иерусалима гражданин, отца имеет бога, а матерь - святую церковь, сродники ...

Быкову нападки критиков стоили дороже, чем остальным военным писателям, так как в это время он печатается в «Новом мире» у Твардовского, который сам по себе был объектом нападок блюстителей литературной нравственности и идеологической чистоты, считавшими, что правду не нужно изображать так, как она есть на самом деле.

Быковские повести «Мёртвым не больно», «Круглянский мост», «Атака с ходу» вызвали особенной неприятие критиков за излишний натурализм и принижение героического времени.

Разгромные статьи следовали одна за другой и, как следствие – приостановление книжных изданий писателя. Особенно досталось повести «Мёртвым не больно» – в книжном варианте она появилась спустя 23 года после журнальной публикации.

В 1980 году Василию Быкову было присвоено звание «Народный писатель Беларуси» и нападки критиков стихли. Практически все произведения, которые он писал после «Круглянского моста» были посвящены теме партизанского движения в Белоруссии, во время Великой Отечественной войны Эта тема объяснялась тем, что именно в партизанском движении выбор человека был чище и безжалостнее. А мотивировка выбора и сама судьба людей в партизанском движении была гораздо сложнее, чем в действующей регулярной армии.

Большинство произведений — повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.

Я хочу привести несколько высказываний разных людей о произведениях Василя Быкова.

ЛАЗАРЬ ЛАЗАРЕВ -критик ,литературовед , с 1992 до конца своих дней — главный редактор журнала «Вопросы литературы»,близкий друг и автор книг о Василе Быкове.

«Быков одним из первых в нашей литературе послесталинского времени не только в литературе о войне, хочу это подчеркнуть, — отверг последовательно и определенно десятилетиями пропагандировавшуюся как высшее достижение общественной истории и социального опыта так называемую классовую мораль (нравственно то, что служит делу пролетариата, высокая эта цель оправдывает любые средства), утверждая единую общечеловеческую мораль, отвергающую порочные средства, неизбежно ведущие, приводящие к бесчеловечности. Развенчание этого тлетворного идеологического фетиша, проникшего, подобно раковой опухоли, во все клетки нашей жизни, лейтмотив, внутренний смысловой фундамент зрелого творчества Быкова».

Так же решительно отвергает Быков такие навязшие тогда на зубах обязательные идеологические «уточнения» понятия «гуманизм», как «революционный», «социалистический», справедливо считая, что на самом деле эти уточнения представляют собой маскируемый отказ от человечности.

«А гуманизм не просто термин, к тому же говорят, абстрактный», — писал Давид Самойлов. Для Быкова гуманизм был не абстрактным, сомнительным понятием, а необходимым условием жизни человека и общественного устройства.

Перед очень трудными вопросами ставил своих героев Быков: как сохранить человечность в бесчеловечных обстоятельствах, что человек может в этих трагических условиях, где та граница, переступив которую он утрачивает себя, только ли для себя живет человек?

3 стр., 1134 слов

Рассуждение- «Человек на войне» по литературным произведениям

... Но как уже было сказано, именно кульминация повести поможет в выполнении такого творческого задания, как сочинение на тему «Человек на войне». На фронте время шло катастрофически стремительно. Военные события ... творчества Быкова. Именно поэтому сочинение на тему «Война в жизни человека» стоит написать по одному из произведений советского классика. «А зори здесь тихие» Эта повесть является ...

По свидетельству одного из сотрудников «новомирской» редакции, АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ , прочитав «Круглянский мост», сказал автору повести:

«Вы подметили и уловили главное в своем произведении, что волнует литературу с давних пор и, может быть, особенно остро со времен Достоевского: чего стоит счастье и что это за счастье, если оно достигается смертью мальчика, ребенка. Знаменитый вопрос Мити Карамазова…».

Да, связь Быкова с художественной традицией Достоевского бросается в глаза внимательному читателю. Быков, чтобы проникнуть в причины общественного неустройства, в глубины души человеческой, объяснить ее возможности и ресурсы, тоже ставит своих героев в положения, которые Достоевский называл «почти фантастическими и исключительными», вызывающими либо их высочайший взлет, либо глубочайшее нравственное падение.

Это происходит во время того губительного пожара, который пылал в нашей стране на протяжении почти всего двадцатого века и последствия которого ясно видит Быков. Много было в оставшихся за нашими плечами десятилетиях невыносимо.

Говорит Андрей Гаврилов

«…И вдруг мне попадается «Мертвым не больно». И я помню, как я начинаю читать примерно с таким же ощущением, и это ощущение начинает тормозиться: не то, не то, — я вчитываюсь в это, и уже совершенно по-другому война раскрывается.

Я догадывался, что война была не столь прекрасно-празднична, как многие книги о войне пытались ее показать, но то, что война впервые мне вдруг была показана изнутри человека, со всеми переживаниями человека, не когда батальоны решают, кому пойти направо, кому налево, какую высоту взять первой, какую второй и кто быстрее форсирует Днепр или Одер, а когда показан человек, который, конечно, очень хочет выжить, но при этом еще чувствует, что он не может потерять себя. Вот тогда я впервые заметил фамилию автора — Василь Быков.

Тогда я впервые понял, что это совершенно другая литература, и этим произведением он меня покорил навсегда. И хотя более поздние вещи были намного глубже, в чем-то трагичнее, в чем-то лучше написаны, тем не менее, для меня Быков остается во многом именно автором романа «Мертвым не больно»….

Сам ВАСИЛЬ БЫКОВ на вопрос, почему он пишет практически только о войне, ответил:

«Потому что прошедшая война — всеобъемлюща, там всему было место. Во время войны, как никогда ни до, ни после нее, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев».

АНДРЕЙ ГАВРИЛОВ:»… в отличие от общей тенденции, которая царила в то время (я не забываю ни Бакланова, ни Виктора Некрасова, ни Георгия Владимова, ни Вячеслава Кондратьева, разумеется, я их всех помню — они были вершинами, они были писателями, наверное, без которых мог и не состояться Василь Быков), на общем фоне этой фальшивой торжественности, когда рассказывали о величайшей трагедии в жизни советского народа двадцатого века или, по крайней мере, одной из двух величайших трагедий, на этом фоне показать трагедию не народа, не страны, а отдельного человека, и показать так, что мы вдруг вспоминаем, что отдельный человек — это и есть народ, что нет массы, которая называется народ, это не пластилин, не кусочек пластилина, который иногда можно разделить на маленькие отрезки, а иногда нельзя, — нет, народ — это люди, это каждый человек.

2 стр., 522 слов

Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом

... но и протянуть руку. Они понимают, что в данной ситуации может оказаться каждый. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом Несколько интересных сочинений Пожалуй, нет такого человека в нашей стране, кто не знал бы главного ...

И тот полицай, который сдает своего свояка, и тот неприметный человек, который вдруг, как Иисус (простите мне это сравнение, но это, скорее, идет от фильма Ларисы Шепитько, именно там весь конфликт показан несколько библейски), когда человек как Иисус заставляет нас вспоминать какие-то нравственные незыблемые основы, какой бы герой ни был, кто бы ни был, кто бы ни приказывал, тот подонок, который жертвует ребенком ради выполнения якобы необходимого военного задания, это все отдельные люди, они составляют тот народ, трагедию которого, подвиг которого или жертвенность которого мы, наверное, должны помнить во многом благодаря Василю Быкову. Василь Быков «перевел стрелки» с безликой массы на отдельного человека.

А что может быть важнее для нас и что может быть ненавистнее для системы тогда? Мы с вами не раз сталкивались с тем, что система порождала своих врагов именно потому, что враги ее, системы, просто хотели быть людьми, даже не задумываясь о каких-то политических требованиях.»

Иван Толстой:

«Он не показывает подлецов или хороших, любимых героев черной или белой краской. У него обязательно подлец силен физически, он почти красив, он ладен, умен, он востр, быстр, догадлив, смел… Но он оказывается негодяем и предателем, он оказывается малодушным. И в этом отличный контраст, в этом великолепное понимание художественности. Но не эффектной, а толстовской художественности. И, наоборот, герой чахлый, как тот же Сотников (я обожаю эту повесть, это лучшее, что я читал о войне), от которого сплошные проблемы, он «troublemaker», как сказали бы англичане, он кашляет, он больной, он невыносимый…

А вот в нем человеческая красота вдруг раскрывается. И это тоже сильнейший, правильнейший ход, так и надо было бы сделать. Но вот если бы ты писал это, ты, может быть, и не догадался бы до такого хода, до такой постановки вопроса, до таких ракурсов. И в этом, я считаю, Василь Быков велик и бессмертен.»

Сотрудник Белорусской редакции Свободы, в прошлом — депутат белорусского парламента СЕРГЕЙ НАУМЧИК, близко знавший и много лет сотрудничавший с писателем.

«В его биографии зафиксированы и 60-е годы, и сотрудничество с «Новым миром», и дикие конфликты с цензурой, и тамиздаты еще относительно молодого Быкова, буквально первых же его произведений, и, наконец, конец 80-х годов, когда он возглавил, по сути дела, антикоммунистическое национальное движение в Белоруссии, был духовным лидером, и для многих из тех, кто тогда был в демократическом движении, Быков был фигурой из первого ряда, он воплощал собой и демократическое движение, и, как мы его тогда понимали, инакомыслие…

И он начинал, если брать тематику, как писатель, который в русле Виктора Некрасова подавал ту правду, которую он видел, ее называли

«окопной правдой».

И вот здесь-то в середине 60-х годов и произошли его столкновения с цензурой. Наиболее яркий пример — это его повесть «Мертвым не больно, где, среди прочего, были выведены и смершевцы, сотрудники НКВД. Это стало причиной того, что повесть была очень сильно урезана. Ему только частично, в очень сокращенном варианте удалось ее напечатать в Белоруссии, и потом в русском, его же, авторском переводе она была опубликована в Москве. Также «Круглянский мост» (правда, двумя годами позднее) опубликовал Твардовский в «Новом мире».

5 стр., 2473 слов

Образ Сотникова из одноименной повести Быкова

... произведение «Сотников» Василия Быкова, написанное им в 1969 году, раскрывает перед читателем реальные события, основная проблема которых – нравственность. «Сотников» — это второе название повести, ... и солдата, проявившего бесстрашие перед смертью. Сотников в одноименной повести Быкова волновали нравственные проблемы, имеющие под собой ... муки. Ему стыдно за то, что по его вине пострадают другие люди. ...

Быкову уже было 42-44 года, он был в возрасте, человеком с жизненным опытом, отцом двоих детей.

И может, всё в жизни Василя Владимировича было бы совсем по-другому, если бы не Твардовский и не его «Новый мир». С одной стороны, он давал возможность Быкову быть услышанным большой всесоюзной читательской аудиторией. С другой – прикрывал и защищал писателя своим авторитетом и авторитетом журнала. Ведь ни для кого не секрет, что многие произведения Быкова в Белоруссии были напечатаны только после того, как увидели свет в журнале «Новый мир».

Но иногда и это не помогало. Годы, долгие годы разделяют журнальные публикации отдельных произведений от их книжных изданий. «Круглянский мост» ждал своего часа 11 лет, «Атака с ходу» – 18, «Мертвым не больно» – 23(!) года.

ВАСИЛЬ БЫКОВ о книге «Сотников»1970 год.По этой книге Ларисой Шепитько поставлен фильм «Восхождение».

«Мои книги часто попадают в театр или экранизируются. .. Я думаю, более удачна экранная версия «Сотникова»..

Работу Шепитько характеризует прежде всего психологическая проницательность. Она не столько записала историю характеров, как она была в моей повести, но углубила драматизм характеров и ситуаций»

Прежде всего, повесть и кинофильм роднит стиль повествования: если читатель постоянно рядом с героями (эффект присутствия), то такого же эффекта добивается и кинокамера: она чуткая и живая, она передает происходящее в душе Рыбака и Сотникова.

Но в фильме Сотников и Рыбак предельно обобщены, диалог уже не между героями, но между Добром и Злом. Зло анализируется, Зло торжествует, а Добро показано как вечная, но гибнущая сила.

Здесь принципиальное различие между Быковым и Шепитько: писатель анализирует Добро, режиссер — Зло. И повестъ, и фильм — классика советского искусстве, но различие произведений именно в том, что подход писателя и режиссера противоположен: Быков анализирует героя, режиссер — предателя.

Талантливого, правдивого писателя постоянно преследовали. С авторами, в чьих произведениях звучала правда, вели суровую войну. Их не печатали, запрещали, уродовали цензурными исправлениями.

…«если бы наша литература развивалась так, как ей полагалось бы развиваться в условиях цивилизованного, истинно демократического общества на основе единственно возможной для нее ценности — масштаба личности и таланта. Увы! Талант, как это у нас повелось с некоторых (впрочем, весьма давних) пор, — не гарант признания, а чаще причина и повод для поношения, побивания камнями». – эти слова Василя Быкова относятся к скончавшемуся писателю Виктору Некрасову.

Но эти же слова относятся к Василю Быкову. Правда, Быкова не исключали из партии как Некрасова, он был беспартийным, не лишали гражданства, потому что времена изменились, но вытолкнули за границу, где он переезжал из страны в страну в поздние тяжелые годы. Так же как В.Некрасова В.Быкова преследовали даже после смерти.

6 стр., 2653 слов

В чём заключается суть подвига Сотникова? (по повести Быкова «Сотников»)

... Описывая поведение людей в бесчеловечных условиях, Быков заставляет нас задуматься об истоках внутренней силы, которая присуща лучшим из его героев. В повести «Сотников» писатель убедительно показывает, что ... Сотников, и была построена победа в борьбе с врагом. Творчество Василя Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Писатель ...

Громили, уродовали редакторскими, особенно цензурными, требованиями, не печатали. И Быкова тоже от свистевшего над его головой начальственного кнута не ограждали ни его громкая писательская слава, ни читательское признание. Наоборот. Все это только подогревало гнев начальства.

Их — и Некрасова, и Быкова — вершители судеб продолжали преследовать даже и после смерти, видимо, считая, что вынесенные им когда-то приговоры не имеют срока давности и не могут быть отменены.

Со слов Л.ЛАЗАРЕВА.

«По указанию Егора Лигачева, тогда второго человека в партийной иерархии, «Литературной газете» запретили печатать некролог Некрасову, написанный Быковым. «А приезд Быкова в Минск после операции (надо представить себе, каково было ему, тяжело больному, страдающему от нестерпимых физических мук, не зная языка, объясняться с чешскими врачами и медсестрами!) белорусские власть имущие решили представить как возвращение раскаявшегося блудного сына под крыло сердобольного «батьки», который как-то по телевидению словно бы в порыве переполнявших его добрых чувств к заблудшему писателю рассказывал, что со школьных лет благодарно запомнил стихи Быкова, вызвав оторопь и у участников передачи и у великого множества ее зрителей, отлично знающих, что писал Быков.

Руководимая этим знатоком Быкова компания решила устроить ненавистному писателю казенные похороны, чтобы помешать настоящим его читателям проводить в последний путь первого писателя страны. Этот политический фокус, однако, не удался: многие сотни ценителей таланта Быкова, старых и молодых, через весь город с великой скорбью провожали заступника правды и человечности — это было естественным, самопроизвольным выражением народного признания.»

В одной из статей о войне ВИКТОР НЕКРАСОВ об «окопной правде», о достоинстве честного писателя. В ней он цитировал слова Быкова:

«От умения жить достойно очень многое зависит в наше сложное, тревожное время. В конечном счете именно наукой жить достойно определяется сохранение жизни на Земле. Жить по совести нелегко. Но человек может быть человеком, и род человеческий может выжить только при условии, что совесть людская окажется на высоте…». После этих слов Быкова Некрасов написал: «Как хорошо сказано… Да, жить по совести нелегко… А если к тому же запрещено? А может быть, даже и наказывается? С каким трудом пробивалась та самая, то пацифистская, то ремарковская «окопная правда» про Великую нашу Отечественную войну». Заканчивалась статья Некрасова нестерпимо горькими строками: «Бог ты мой, как трудно быть русским писателем. Как трудно жить по совести…».

Незадолго до смерти Виктор Некрасов напечатал статью (кажется, это была вообще последняя его статья) «Об «окопной правде» и прочем».

* * *

Из письма БЫКОВА к Л.Лазареву- одному из близких ему людей в середине 90-х: «С поездками, кажется, все кончено. Ездить некуда. Да и незачем. Рейсовые автобусы отменены. А на своей машине – 1200 руб. литр бензина. При моей пенсии 80 тысяч, что равно 13 долларам. Ирина (супруга) получает еще меньше (55 тысяч)… Думаю, круг замыкается. Началась жизнь в нужде, недоедании, тем и закончится, по всей видимости…»

14 стр., 6985 слов

Сочинения об авторе быков

... (По В. В. Быкову*) * Василь (Василий) Владимирович Быков (1924-2003) — советский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. Еще сочинения по данному тексту Источник: https://vopvet.ru/news/problema_sokhranenija_istoricheskoj_pamjati_v_bykov/2017-10-07-7148 Дмитрий Быков. Собрание сочинений Дмитрий Быков. Собрание сочинений Родился ...

В том числе и поэтому в 1998-м Быков уедет. Не только из Минска, в котором он тогда жил. Из Беларуси. И долгих пять лет, почти до самой смерти, он проведёт на чужбине.

Но умирать всё-таки приедет на родину. Уже зная, что едет умирать. Хотя бы за это нам сегодня не стыдно. За то, что великий человек и не менее великий писатель умер не на чужбине, а на своей родной белорусской земле.

Быков не просто писатель. Он – великий прозаик, отразивший в своих рассказах и повестях целый пласт отечественной, нашей с вами истории. Который настолько важен и для нас нынешних, и для тех, кто придёт после, что его забывать ни в коем случае нельзя. Недопустимо просто.

По данным московской Книжной палаты на конец 90-х годов, Быков был переведен на 52 языка мира. До сегодняшнего времени мы не имеем в Белоруссии автора, который был бы так переводим.

Книги Быкова в этом смысле инакомысленны. Обычно человек всегда оправдывает себя, но открыв быковские книги, каждый начинает думать, и в нем просыпается совесть.

Я понимаю, некогда. Дела, заботы. Но какими бы важными они ни были, отложите их. Если не на день, то хотя бы на несколько часов. Снимите с полки потрепанный томик В. Быкова.

Раскройте его и вспомните… И самого писателя, и его героев, и вопросы, поставленные Быковым перед нами. Вопросы,на которые он с присущим ему крестьянским упорством искал ответы всю отмеренную ему жизнь.

И не надо откладывать это дело в долгий ящик. Оно потом отодвинется другими, якобы более важными и неотложными. Раскройте книгу Василя Быкова сегодня, в день его рождения. И это будет лучшей памятью писателю…

Получила рецензию.Считаю важными слова Александра Богданова-читателя и автора сайта.Процитирую их:

Считайте это замечание и моим ответом на ваше возражение по поводу моей терминологии в оценке творчества Быкова как «пишущего о войне». О войнах пишут историки,а Быков писал о людях,которых накрыла война,и читая его,вы не сразу можете понять о том,что там вокруг них происходит в историческом аспекте. Ну только,если сами догадаетесь.Согласитесь, это не одно и то же, что писать о войне.

Александр Богданов -21-07-2012 года.

Я полностью с Вами согласна,Александр. К этому только можно добавить, что настоящие книги всегда о людях, о человеке в

определённое время и в его обстоятельствах. М.Уздина.

Произведения

Романы

Карьер (белор. Каръер, 1986)

Повести

«Последний боец» (белор. «Апошні баец», 1958/2007)

Журавлиный крик (1959)

Здрада (1961)

Третья ракета (1962)

Альпийская баллада (1963)

Западня (1962)

Мёртвым не больно (1965

Праклятая вышыня (1968)

Круглянский мост (1968)

Сотников (1970)

Обелиск (1971)

Дожить до рассвета (1972)

Волчья стая (1974)

Его батальон (1975)

Пойти и не вернуться (1978)

Знак беды (1982)

Облава (1986)

В тумане (1987)

Крутой берег реки

Блиндаж (1987/2007)

Стужа (1991)

Полюби меня, солдатик (1996)

Афганец (Час шакалов) (1998)

Волчья яма (1999)

Болото (2001)

Ход канём (1960) — сборник

На сцяжыне жыцця (1958)

Эстафета (1959)

Фронтовая страница (1960)

7 стр., 3179 слов

Маленький человек в Петербургских повестях Гоголя (2)

... не замечает общество. Сочинение Маленький человек в Петербургских повестях Писатель и публицист Дмитрий Быков говорил о Н.В. Гоголе, что он «выдумал ... «маленького человека» и его больших правах на достойную жизнь. Посмотрите эти сочинения Тема Петербурга в творчестве Гоголя В сознании Н. В. Гоголя ... человеком»! И, как ему кажется, на работе стали лучше относиться. На покупку была затрачена вся премия. ...

Сваякі (1966)

На крыжах (1992)

  • сборник статей и интервью

Крыжовы шлях (1998) — сборник статей и интервью

Пахаджане (1999) — цикл рассказов

Долгая дорога домой (2002) — книга воспоминаний

Экранизации и постановки

«Третья ракета» (1963) — по одноимённой повести

«Альпийская баллада» (1966) — по одноимённой повести

«Западня» (1966) — по одноимённой повести

«Долгие вёрсты войны» (1975), 3 серии — «Журавлиный крик», «Проклятая высота», «На восходе солнца»

«Дожить до рассвета», (1975) — по одноимённой повести

«Волчья стая» (1975) — по одноимённой повести

«Обелиск» (1976) — по одноимённой повести

«Восхождение» (1976) — по повести «Сотников»

«Фруза» (1981) — по рассказу «На тропе жизни»

«Знак беды» (1985) — по одноимённой повести

«Круглянский мост» (1989) — по одноимённой повести

«Одна ночь» (1989) — по одноимённому рассказу

«Его батальон» (1989), 2 серии — по одноимённой повести

«Пойти и не вернуться» (1992) — по одноимённой повести

«На Чёрных Лядах» (1995) — по рассказам «На Чёрных Лядах», «Перед концом»

«Обречённые на войну» (2008) — по повести «Пойти и не вернуться»

«Блиндаж» (2011) — по неоконченной повести «Блиндаж»

«В тумане» (2012) — по одноимённой повести

Музыкальные произведения

балет «Альпийская баллада» (1967, музыка Евгения Глебова)

опера «Тропою жизни» (1980, музыка Генриха Вагнера, по «Волчьей стае»)

Награды

Ленинская премия (за повесть «Знак беды»; 1986)

Государственная премия СССР (за повести «Дожить до рассвета» и «Обелиск»; 1974)

Государственная премия БССР имени Якуба Коласа (за повести «Волчья стая», «Его батальон»; 1978)

Литературная премия БССР имени Якуба Коласа (за повесть «Третья ракета»; 1964)

Народный писатель Беларуси (1980)

Герой Социалистического Труда (1984)

Орден Ленина (1984)

орден Отечественной войны 1 степени (1985)

орден Дружбы (1994)

орден Трудового Красного Знамени (1974)

орден Красной Звезды (1944)