Образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

Курсовая работа

Введение

Одним из величайших трудов Николая Васильевича Гоголя по праву можно считать его поэму «Мертвые души». Примечательно то, что в начале работы над произведением Гоголь упоминал его жанр как роман, но позднее сам писатель в одном из своих писем написал, что «Мертвые души» это не роман, а поэма. Предполагалось, что произведение должно быть трехтомным, но автор перед смертью сжег черновики и оригиналы глав второго тома, но по проведенным исследованиям литературоведов и историков было обнаружено, что писатель сжег только черновик, а оригинал второго тома после смерти Гоголя попал к графу А. Толстому.

Поэма «Мертвые души» — самое значительное произведение Н.В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое явление в русской литературе. Её новаторская суть состоит, прежде всего в том, что отдельные стороны русской жизни, с такой резкостью обрисованные Гоголем ранее, соединены им теперь в огромное реалистическое полотно, на котором запечатлен облик всей николаевской России, от провинциального помещичьего захолустья и губернского города до Петербурга, и где зло жизни выступает в неповторимой смене картин и образов, тесно связанных между собой единством художественного замысла.

Выбранная мною тема является актуальной, так как образы помещиков, которые выбрал Николай Васильевич Гоголь, показывают нам всю действительность того времени в какие была написана поэма, а именно первая половина — середина XIX века, и характеры людей и отношения между ними.

Предметом исследования в моей курсовой работе является поэма «Мертвые души».

Объектом исследования служат персонажи поэмы, а именно, характеры и образы помещиков, к которым приезжает Чичиков, чтобы заключить сделку о покупке мертвых душ.

Цель и задачи

Целью моей курсовой работы является дать характеристику образов персонажей поэмы, а именно персонажей из помещичьей среды. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить, как возникла идея написать поэму.
  2. Определить историческое время, в которое была создана поэма «Мертвые души».
  3. Исследовать критику общественности, полученную произведением после его первой публикации.
  4. Назвать имена героев поэмы и описать характеры некоторых из них.
  5. Сравнить персонажей произведения с классом помещиков и обществом XIX века.

Глава 1. История написания и сюжет поэмы «Мертвые души»

1.1 История написания поэмы

Гоголь был известен своей неизобретательностью насчет сюжетов своих произведений. Он всегда нуждался во внешнем толчке, чтобы вдохновить свою фантазию. Современники рассказывали о том, как Гоголь с интересом слушал различные бытовые истории, анекдоты и небылицы, которые он запоминал и использовал в своих произведениях. Ничто не пропадало даром для Гоголя.

6 стр., 2921 слов

«Живые» и «мертвые» души в поэме Гоголя Н.В. ( )

... «Мёртвых душ» – Чичиков Сочинение на тему «Мёртвые души» можно начать с описания главного героя. Центральный персонаж поэмы – Павел Иванович Чичиков. До 11 главы произведения Н. В. Гоголя неизвестно, откуда ... то, что он решается на такую задумку с мертвыми душами, стоит сказать, что персонаж не лишен положительных качеств. По задумке автора, в конце произведения он сталкивается с ...

Сюжет «Мертвых душ» Гоголь получил от А.С. Пушкина, который давно побуждал его написать большое эпическое произведение. Пушкин рассказал Гоголю историю авантюриста, скупающего умерших крестьян у помещиков, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском Совете и получить за них ссуду.

Однако, как самому Пушкину пришла идея на такой сюжет?

История мошеннических проделок с мертвыми душами в Кишиневской ссылке

В начале девятнадцатого века, во время Кишиневской ссылки, Александр Пушкин мог узнать о мошеннических проделках с мертвыми душами. В Бессарабии, на юге России, тысячи крестьян бежали из разных регионов страны, чтобы избежать уплаты налогов и поборов. Местные власти препятствовали их расселению и преследовали их, но все их усилия были напрасными. Беглые крестьяне, чтобы укрыться от преследователей, часто принимали имена умерших крепостных.

В те времена появилась молва, что город Бендеры стал бессмертным и его население было известно как «бессмертное общество». В течение многих лет в Бендерах не было зарегистрировано ни одного смертного случая. Эта история заинтересовала Пушкина во время его посещений Бендер, проведенных во время ссылки.

Было проведено расследование, и выяснилось, что в Бендерах было принято правило не исключать умерших из общества и передавать их имена беглым крестьянам, прибывшим в город. Пушкин был очень заинтересован этой историей и, вероятно, она послужила основой для гоголевского произведения, которое было написано почти 15 лет спустя.

Мошенничество с «ревизскими душами»

Мошенничества с «ревизскими душами» были распространены в то время. Указом 1718 года подворная перепись была заменена подушной. Теперь все крепостные мужского пола, включая младенцев, облагались налогом. Мертвые души, будь то умершие или беглые крестьяне, становились обузой для помещиков, которые стремились избавиться от них. Это создавало благоприятные условия для различных мошеннических сделок.

Не только один конкретный случай лег в основу идеи Гоголя. Ядром сюжета «Мертвых душ» была авантюра Павла Ивановича Чичикова. Хотя она казалась невероятной и анекдотичной, на самом деле она была достоверной во всех деталях. Крепостническая действительность создавала благоприятные условия для таких авантюр.

Чичиков осуществлял фантастическую сделку, которая была в полном соответствии с законом. Он рассчитывал на то, что помещики, испытывая неудобства от мертвых душ, согласятся продать их за деньги. Эта история стала центральным сюжетом произведения Гоголя, которое было написано спустя полтора десятилетия после Кишиневской ссылки Пушкина.

Гоголь и его работа над «Мертвыми душами»

Николай Васильевич Гоголь приступил к работе над романом «Мертвые души» в середине 1835 года, даже раньше, чем над своей пьесой «Ревизор». Он сообщил Александру Пушкину 7 октября 1835 года, что уже написал три главы этого произведения. Однако, новый проект еще не смог захватить полностью Гоголя. Ему хотелось написать комедию. И только после завершения работы над «Ревизором», уже за границей, Гоголь серьезно приступил к написанию «Мертвых душ».

6 стр., 2870 слов

Души мертвые и живые в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души

Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия». Это и определило предполагаемую трехчастную композицию ... труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на ... снова контраст: от Коробочки – к Ноздрёву. В противоположность мелочной и корыстной Коробочке Ноздрёв отличается буйной удалью и «широким» ...

По мере продвижения работы над новым произведением, Гоголю становились все более ясными его грандиозные масштабы и сложные задачи, которые ему предстояло решить. Три года прошли в напряженном труде.

Осенью 1839 года обстоятельства заставили Гоголя совершить поездку на родину, что привело к вынужденному перерыву в работе. Через восемь месяцев Гоголь решил вернуться в Италию, чтобы ускорить работу над книгой. В октябре 1841 года он снова приехал в Россию с намерением опубликовать свое произведение — результат шестилетнего напряженного труда.

В декабре того же года были завершены последние исправления, и окончательный вариант рукописи был отправлен на рассмотрение Московскому цензурному комитету. Здесь «Мертвые души» столкнулись с открытой враждебностью. Когда председательствовавший на заседании комитета Голохвастов услышал название произведения, он возмутился: «Нет, я этого никогда не позволю: душа бывает, бессмертна — мертвой души не может быть, — автор вооружается против бессмертия!»

Голохвастову объяснили, что речь идет о ревизских душах, но он только разгневался еще больше: «Этого и подавно нельзя позволить… это значит против крепостного права!» Все члены комитета подхватили эту идею: «Предприятие Чичикова есть уже уголовное преступление!»

Когда один из цензоров попытался объяснить, что автор не оправдывает Чичикова, со всех сторон раздались возмущенные крики: «Да, не оправдывает, но он выставил его теперь, и другие пойдут за ним и начнут покупать мертвые души…»

В конце концов, Гоголь вынужден был забрать рукопись и решил отправить ее в Петербург.

В декабре 1841 года в Москве гостил критик Виссарион Белинский. Гоголь обратился к нему с просьбой взять рукопись с собой в Петербург и помочь ей пройти через цензурные инстанции. Белинский согласился выполнить это поручение, и 21 мая 1842 года, с некоторыми цензурными исправлениями, «Похождения Чичикова или Мертвые души» были опубликованы.

Сюжет «Мертвых душ» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.

В основе сюжетов многих гоголевских произведений — нелепый анекдот, исключительный случай, чрезвычайное происшествие. И чем более анекдотичной и чрезвычайной кажется внешняя оболочка сюжета, тем ярче, достовернее, типичнее предстает перед нами реальная картина жизни. Здесь — одна из своеобразных черт искусства талантливого писателя.

В своем произведении писатель типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, — это главный герой поэмы. Раскрывая его образ, автор повествует о происхождении и формировании его характера.

Чичиков — персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец главного героя оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, беречь и копить копейку. В отличие от пушкинского Гринева Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Вот почему Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство.

4 стр., 1682 слов

Образ и Характеристика Манилова в поэме Мертвые души Гоголя

... выгоде и корысти. Образ Манилова Н. В. Гоголь написал поэму “Мертвые души” в 1842 году. В этой поэме он пытался описать всю Русь. Главный герой– аферист Чичиков. Он приезжает в город НН и ... болтовней, а стараться воплощать свои мечты в жизнь. Автор части текста: Гамаюнов Александр Образ и характеристика Манилова Несколько интересных сочинений В этом романе Куприн описывает традиции Александровского ...

Благополучие свое он строит за счет других людей: оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне — орудия главного героя. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы и всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдания.

В поэме «Мертвые души» Николая Гоголя каждая глава позволяет нам узнать о новых возможностях главного героя Чичикова и вызывает мысль о его поразительной изменчивости. Он способен быть приторно-любезным с Маниловым, мелочно-настойчивым и грубым с Коробочкой, напористым и трусоватым с Ноздревым, коварно и неотступно торговаться с Собакевичем, а также покорить Плюшкина своим «великодушием». Чем же объяснить такую многогранность главного героя? Возможно, он является великолепным актером или дальновидным психологом? Однако, нет. Чичиков ошибся в своих предположениях о Ноздреве и не смог сыграть роль, которая была бы приятна ему, он также разбудил подозрительность Коробочки и вызвал ревность губернских дам. Но стоит обратить особое внимание на моменты поэмы, когда Чичикову не нужно маскироваться и изменять себя для приспособления, когда он остается наедине с самим собой. Во время осмотра города N наш герой «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем чтобы, придя домой, прочитать ее хорошенько». Прочитав ее, он «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей и тщательное хранение хлама напоминают привычки Плюшкина. Чичиков сближается с Маниловым своей неопределенностью, которая делает все предположения о нем одинаково возможными. Ноздрев замечает, что главный герой очень похож на Собакевича: «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич». И, конечно же, знаменитый ларчик! Все в нем аккуратно разложено с мелочной педантичностью, точно так же, как и в комоде Натальи Петровны. В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе и «благородному» жесту, и мелочная скаредность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и скопидомство Плюшкина. Чичиков может быть зеркалом для любого из своих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основу их характеров. Однако Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он является человеком нового времени, делец и предприниматель и обладает всеми необходимыми качествами: «…и приятность в общении и поступках, и ловкость в деловых играх». Но он также является «мертвой душой», потому что ему недоступна «блестящая радость» жизни. Главный герой подавляет свои человеческие чувства и избавляется от жизненных эмоций почти полностью. Однако Гоголь отмечает, что в Чичикове нет тупого автоматизма Плюшкина: «В нем не было привязанности только к деньгам, он не был скупым. Нет, не это двигало им, — он видел впереди жизнь со всеми ее радостями… Чтобы, в конце концов, позже, со временем, насладиться всем этим, вот для чего он берег каждую копейку…». «Самоотверженность», терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять огромную энергию для достижения своей цели.

16 стр., 7904 слов

Экзаменационный по литературе система образов в поэме н. В. Гоголя ...

... найти в себе Чичикова или Ноздрёва, Манилова или Коробочку? Даже, прочитав поэму «Мёртвые души» ... наигранное благожелание на довольных лицах, сытый чиновник, полуголодный крестьянин, опустевшая деревня… Всё ... «мараньями», которые «страшно вспомнить». Гоголь был убеждён, что в условиях современной ему России идеал ... смысл, вкладывает в развитие отдельных сцен, плавных переходов от образа к образу и какую ...

Глава 2. Дворянское общество России в образах помещиков поэмы

В главе последует рассмотрение образа Манилова, который стал примером для Гоголя бесхозяйственного помещика. У него нет организации хозяйства, нет четкого плана, и это становится основным поводом для его бедности. В сцене, где Чичиков встречается с Маниловым в его усадьбе, видно, что у этого помещика даже не хватает денег на хорошую еду. «Голодный я был так, что особенно самой хлеба желалось; но и того хуже, что я вам на кушании предложить не могу,» — говорит Манилов Чичикову.

Однако, не только бедность является проблемой Манилова. Он слишком добродушен и наивен, что позволяет Чичикову нагло использовать его. Манилов — типичный помещик той эпохи — бесхозяйственный и слабоумный. Господствовавшая во время правления Николая I философия о зазеркалье и магическом свойстве имения оказала воздействие на представителей дворянства. Они верили, что недвижимость может сама себя управлять, и потратили своё время и силы на повышение своего социального статуса, а не на развитие своих имений.

Манилов стал проблемой для дворянского общества, и такая картина появляется еще и в других главах поэмы. Гоголь критикует своих современников за то, что они не отдают должное важности землепользованию. Образ Манилова представляет собой всё то плохое, к чему стремилось общество тех лет.

Гоголь в своем произведении «Мертвые души» создает яркий образ Манилова, представляя его как представителя помещиков, проживающего в городе. Манилов внешне кажется образованным и вежливым человеком. Его черты лица приятны, но, как отмечает автор, с излишним сахаром в приятности. Его образ приемов и оборотов также носит оттенок излишней заискивающей учтивости. В прошлом Манилов служил в армии и считался одним из самых скромных и образованных офицеров. Он также часто навещает город, чтобы общаться с образованными людьми, что придает ему репутацию культурного человека.

Однако, несмотря на первое впечатление, Манилов – это человек с загадочным характером. Гоголь задается вопросом, как описать его характер, и признает, что только бог может сказать, какой он на самом деле. Манилов добродушен и сентиментален в избытке. Он видит взаимоотношения между людьми идеализированными и вечными. Реальность для него заменяется фантазией. Манилов любит размышлять и мечтать, даже о вещах, которые могли бы быть полезными для крестьян, но его мечты часто нелепы и несбыточны. Он даже высказывает идеи о строительстве подземных ходов и мостов, которые кажутся бессмысленными и лишенными практической ценности.

Манилов живет в мире собственных фантазий, который далек от реальных потребностей и жизни крестьян. Он не знает и не задумывается о их реальных нуждах. Даже его чтение книги выглядит скорее как пустой жест, чем как настоящий интерес к духовному развитию. Эти черты характера Манилова, описанные Гоголем, вызывают улыбку и являются ярким примером гоголевской иронии.

2 стр., 951 слов

Характеристика Манилова и Коробочки

... “необычный” товар. Характеристика Манилова и Коробочки Несколько интересных сочинений В сказке Шарля ... и ярко выраженных пороков, их образы носят явную негативную окраску. Вариант 2 Манилов и Коробочка - первые два помещика, которым нанес визит Чичиков. Манилов Манилов ... Коробочка не имела с Маниловым ничего общего. Она жила только тем, чтобы заработать, делала всё, чтобы её хозяйство процветало. Но на ...

Характеристика Манилова и его усадьбы

Герой Манилов является образом приторной слащавости. Он стремится казаться просвещенным и высококультурным, используя изысканные и витиеватые обороты речи. Однако, эти внешние манеры не могут скрыть пустоты его души. Все его занятия сводятся к бессмысленным мечтаниям и глупым, неосуществимым проектам.

Описание усадьбы Манилова играет важную роль в характеристике помещиков. Каков хозяин, такова и усадьба. В деревне Манилова царит беспорядок и разорение. Пьяница-приказчик занимается хозяйством помещика, что подчеркивает слабоволие Манилова. Вид маниловского имения также отражает унылость и бесцветность: «скучно-синеватым цветом сосновый лес» и неопределенный день «светло-серого цвета». Тоска и голота охватывают окружающую обстановку.

Чичиков, ища Маниловку, спутал название и спросил мужиков о деревне Заманиловке. Это слово играет важную роль в описании усадьбы Манилова: «Деревня Маниловка не многих могла заманить своим местоположением». Затем следует подробное описание помещичьей усадьбы, которая находится в полном упадке.

Дом помещика находится на возвышении, открытом всем ветрам. Ворует ключница, готовится на кухне «глупо и без толку», в кладовой пусто, слуги нечистоплотны и пьяницы. На покатости горы находятся клумбы с кустами сирени и желтых акаций, беседка с плоским зеленым куполом и надписью «Храм уединенного размышления», а ниже пруд, покрытый зеленью. Также видны «серенькие бревенчатые избы» мужиков. Все это отражает вкус хозяина помещика, который стремится к европейской моде, но не обладает элементарным вкусом. В усадьбе Манилова проживает более двухсот крестьянских изб.

Иронический образ Манилова в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя

В романе «Мертвые души» Гоголь достаточно ярко иронизирует над персонажем Маниловым, создавая образ никчемного и ленивого человека, живущего в мечтах и грезах. Персонаж представлен в тех же тонкостях и деталях, что и другие герои романа, но его образ более ярко рисуется как изобретение автора.

Говоря о внешности Манилова, Гоголь пишет: «черты лица его не лишены были приятности». Но несмотря на эту приятность, Манилов был «слишком сладостный», что указывает на слащавость и приторную мелодраматичность характера. Воспитание детей и отношения с женой также представлены в художественной манере как пошлые и банальные, как и речь Манилова, полная фраз, лишенных смысла. В результате, за этой привлекательной маской скрывается духовная пустота и мертвенность.

Времяпрепровождение Манилова также ярко характеризует его ленивый и непрактичный образ жизни. Он позволяет своему приказчику вести хозяйство, не задумываясь о том, что происходит на его земле. Избегая любых дел, он мечтает об искусственных прудах, каменных мостах, но не удосуживается реализовать свои затейливые и пустые идеи.

5 стр., 2157 слов

Анализ эпизода “Чичиков у Коробочки” (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)

... Манилова. И у Чичикова, и у Коробочки жажда наживы, составление капитала любыми средствами вытравляют человеческую теплоту из их сердец, и они постепенно превращаются в самые настоящие «мертвые души». Анализ эпизода «Чичиков у Коробочки» Сравнение эпизодов «Чичиков у Ноздрева» ...

Гоголь, изобразив образ нетрудолюбивого и бессмысленно мечтающего Манилова, передает читателю свою мысль о том, что «приятный» внешний облик не означает душевного богатства и внутренней красоты. В образе Манилова автор дополнительно указывает на необходимость стремления к практической деятельности, без которой жить просто невозможно.

Исследование образов Манилова и его жены в романе «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Главные герои романа «Мертвые души» — Павел Иванович Манилов и его жена — представляют собой типичных представителей зажиточного помещичьего класса начала XIX века. Они живут в тотальной бездействии, не имеют никаких реальных занятий и увлечений, что приводит к тому, что они оба перестают быть «живыми людьми» и становятся пустыми оболочками в своих собственных жизнях.

Образ Павла Ивановича Манилова

Манилов — это типичный представитель «жирной птицы», человека, который никогда не работал и не знает, что такое труд. Вместо этого он живет за счет своей устаревшей денежной пометы. Поведение Манилова свидетельствует о том, что он совершенно неспособен к реальной деятельности и подвержен глубокому отчаянию по поводу этого. Вместо этого он ограничивается бесцельными размышлениями и равнодушием к окружающему миру.

Однако, Манилов не слишком умный или образованный, а напротив, глуп, невежествен и необразован. Этот образ пародирует тех людей, которые через свой социальный статус имеют то, что другим стоило бы иметь за мужественные усилия.

Образ госпожи Маниловой

Госпожа Манилова не является исключением из портрета владельца поместья. Это женщина, проводящая время на развлечениях и не заботящаяся о критических аспектах жизни ее семьи. Она не знает о хозяйственных вопросах, а ее жизнь наполнена нитками из бисера, за которыми последовали простые сюрпризы. Кроме того, госпожа Манилова зачастую проявляет свою наилучшую сторону, пытаясь всем угодить и держатся в соответствии со своим образом наначальной жены. По сути госпожа Манилова заперта в своей роли и не позволяет себе быть замеченной за своими эмоциями и страстями, за исключением бесконечных прелюдий к комплиментам, физической бессвязности и нереальной возвышенной речи.

Дополнительные наблюдения

Образы Манилова и его жены стали типичными для романтизма XIX века. Они используются Гоголем для насмешки, отражения и критики русской глупости, безнадежности и немощности перед вызовами времени. Манилов и его жена — это человеческий катализатор чувств и эмоций, максимально вымышленный камерный спаринг за круглым столом самозванца и лжеца. В качестве такого, они — пример и образец того, насколько бессмысленными и ненужными могут стать люди.

Хотя Гоголь описывает его мир и события Мертвых душ через карнавальные сцены, обманы, лживые маски и шарлатанские амбиции, герои книги в то же время несут массу наиболее глубоких и трагических тем, которые относятся к самой природе человеческого бытия, стремительным переменам времени и погружению в омуты ничтожности.

Характер Манилова выражается в особой манере говорить, в буре слов, в употреблении деликатнейших оборотов речи: позвольте вам не позволить этого, нет уж, извините, не допущу пройти позади такому приятному и образованному гостю. Прекраснодушие Манилова, незнание им людей выявляется в оценке городских чиновников как людей “препочтеннейших и прелюбезнейших”. Шаг за шагом Гоголь неумолимо обличает пошлость пошлого человека, иронию постоянно сменяет сатирой: “На столе русские щи, но от чистого сердца”, дети — Алкид и Фемистоклюс, названы именами древнегреческих полководцев в знак образованности родителей. Интересна реакция Манилова на предложение Чичикова приобрести крестьян «мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые». Он не сразу даже осознал суть этого предложения, он засомневался в законности сделки. Он не может понять, для чего Павлу Ивановичу нужны мертвые души. Чичиков, подстраиваясь под «изящный стиль» хозяина, выражает свои мысли витиевато, называя умерших — «которые в некотором роде окончили свое существование». Чичиков озадачивает Манилова на миг, но потом все проходит: помещик не привык задумываться, ему достаточно слова мошенника, и Манилов готов дальше восхищаться Павлом Ивановичем, он ради «нового приятеля» собственноручно перепишет список всех умерших крестьян, украсит его шелковой лентой. Как ярко высвечивается характер Манилова. Он делает бездумно «грязное» дело, но перевязывает «упаковку» красивой лентой, его интересует не суть, а внешняя красивость. Этому легковеру достаточно невнятных фраз Чичикова, чтобы успокоилась его совесть, а может быть, она и не просыпалась?!

3 стр., 1412 слов

Гоголь н. в. — Сравнительная характеристика манилова и собакевича

... времена Гоголя, показанное сквозь призму авторского восприятия. Посмотрев на график личности Манилова и Собакевича, мы можем сказать две вещи. Первое, они совершенно непропорциональны относительно идеала. ... имение, ценящий крестьян за их мастеровитость и трудолюбие. Именно Собакевич рассказывает Чичикову о прекрасных мастерах-крестьянах, умеющих печь сложить и экипаж рессорный соорудить не хуже ...

Однако получив заверения Чичикова в том, что не только все будет по закону, но и «казна получит даже выгоды», с легкостью согласился уступить гостю крестьян бесплатно. Во время разговора о продаже мертвых душ выяснилось, что очень многие крестьяне уже умерли (вероятно, несладко им жилось у Манилова).

Писатель характеризует его как пустого фразера: куда ему до России, если он не может навести порядок в собственном хозяйстве. Чичикову без труда удается убедить друга в законности сделки, и Манилов, как помещик непрактичный, неделовой, дарит Чичикову мертвых душ и берет на себя расходы по оформлению купчей.

2.2 «Дубинноголовая» Коробочка

Другой тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением, все той же духовной пустоты является и Коробочка, типичная мягкая помещица — владелица 80 душ крепостных.

В отличие от Манилова она хозяйственна и практична. Она хорошо знает цену «копейке». У неё “хорошая деревенька, двор полон всякой птицы, имеются просторные огороды c капустой, луком, картофелем, свёклой…. Есть яблони и другие фруктовые деревья; имена крестьян своих она почти всех знала п имени наизусть. Описание ее деревни говорит о том, что она всех приучила к порядку. Сеть на фруктовых деревьях и чепец на чучеле подтверждают, что у хозяйки до всего доходят руки и ничего не пропадает в ее хозяйстве. Осматривая дом Коробочки, Чичиков обращает внимание, что обои в комнате старые, зеркала старинные. Но при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как Манилов. Приняв Чичикова за покупщика, она предлагает ему всевозможные продукты своего хозяйства….”

Образ Коробочки в романе «Мертвые души»

Вместе с тем, образ накопительницы Коробочки уже лишен тех «привлекательных» черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип — «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

9 стр., 4225 слов

Служба чичикова на таможне

... городах, пока ему не выпадает случай стать работником на таможне, чем Чичиков и пользуется. Его служба начинает складываться вполне успешно и Чичиков даже получает повышение до коллежского советника. Однако, ... путешественник на тех, с кем он обделывает свои дела? (Чичиков может быть не менее делекатен, чем Манилов, способен копить более упорно, чем коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, ...

Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. Помещица Коробочка бережлива, “набирает понемногу деньжонок”, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер “дубиноголовой” помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни.

Соединение патриархальной замкнутости с грубым стяжательством определяет крайнюю бедность духовной жизни Коробочки. Сознание её охватывает чрезвычайно узкий круг жизненных явлений. Недаром Чичиков называет Коробочку «дубинноголовой». Эпитет этот очень метко характеризует существо поместной владетельницы.

Во всем своем облике ничтожного, низменного существа она отражает типические черты людей привилегированной среды. И это писатель подчеркивает в лирическом отступлении: «Да полно, точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенствования? Точно ли так велика пропасть, отделяющая её от сестры её, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома с благовонными чугунными лестницами, сияющей медью, красным деревом и коврами, зевающей за недочитанной книгой в ожидании остроумно-светского визита, где ей предстанет поле блеснуть умом и высказать вытверженные мысли».

Характеристика Коробочки

Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства. Умственный кругозор и интересы Коробочки не выходят за пределы ее усадьбы и крайне ограничены. Хозяйство и весь ее быт носит патриархальный характер.

Гоголь в своем произведении «Мертвые души» подчеркивает тупость, невежественность и суеверие главной героини Коробочки. Он указывает на то, что ее поведение определяется корыстью и страстью к наживе. Коробочка — достаточно состоятельная помещица и рачительная хозяйка, которая готова продавать различные продукты, но не отказывается и от торговли мертвыми душами крестьян. Она даже решает, что для этого нужно будет выкапывать гробы, но это не останавливает ее. Она готова на все ради получения денег. Чичиков прекрасно понимает натуру Коробочки и разговаривает с ней с большей свободой, чем с Маниловым. Он не стесняется и прикрикивает на помещицу, когда она отвлекается от интересующего его дела. Настасья Петровна боится продешевить и сосредоточена только на накоплении денег. Ее жадность поражает, ведь у нее нет наследников, которым можно было бы передать капитал. Она копит деньги ради них самих и не боится продавать мертвых крестьян. Бессмысленность ее накопительства почти зловеща. Она очень боится продешевить при продаже и все новое и небывалое пугает ее. После торга с Коробочкой, Чичиков оказывается весь в поту и устал, потому что она уморила его своей жадностью, скупостью и желанием повременить с продажей мертвых душ. Настасья Петровна смотрит на мертвые души так же, как на другие продукты, думая, что они тоже могут пригодиться в хозяйстве.

Все доводы предприимчивого дельца разбиваются о несокрушимую «дубинноголовость» и жадность Коробочки. Таким образом, несмотря на индивидуальные особенности, она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как и Манилов.

2.3 Прожигатель жизни Ноздрев

В поэме Ноздревых продолжает галерею «мертвых душ». Персонаж Ноздрева воплощает в себе черты как безумных фантазий Манилова, так и жадности Плюшкина. Однако, Гоголь в сущности образа Ноздрева нарисовал совершенно иную форму разложения дворянского сословия. Чичиков встречает Ноздрева впервые на обеде у прокурора, а затем их пути пересекаются снова на дороге в усадьбу Собакевича. Чичиков едва узнал Ноздрева, но последний немедленно проявил к нему близость и общение, словно они были друзьями. Таков стиль его общения.

Ноздрев без всякого смущения рассказывает Чичикову о своих неудачах на ярмарке, где он проиграл все, включая бричку. Для Ноздрева такие события и поведение являются обычными и нормальными. Он типичный человек «на все руки» и в его личности присутствует открытость, прямолинейность и удаленность. Автор иронично замечает, что Ноздрев был исторической личностью в некотором отношении. На каждом собрании, где находился Ноздрев, не обходилось без его историй.

Ноздрев легкомысленно проигрывает большие суммы денег в карты, обманывает простаков на ярмарке и мгновенно разоряется. Он истинный «мастер лить пули», представитель бесшабашной хвастуни и неправдоподобный обманщик. Ноздрев ведет себя вызывающе и даже агрессивно в любой ситуации.

Ирония автора проявляется в его характеристике Ноздрева и других подобных ему людей. Ноздрев и его соратники, известные на Руси как «разбитные малые», встречаются чаще всего в трактирах. Автор сначала описывает их как «хороших и верных товарищей», но затем указывает, что они часто подвергаются побоям. Этот тип людей характеризуется тем, что они обращаются к знакомым на «ты» только со второго или третьего раза, на ярмарках покупают все, что приходит в голову: свечи, жеребцов, платья для няньки, табак, пистолеты и так далее. Они бездумно тратят деньги на развлечения и карты, любят приставать к людям без видимой причины. Их доходы, как и у других помещиков, основаны на труде крепостных крестьян.

Ноздрев является типичным представителем этой категории людей, так же как Манилов и Коробочка. Автор говорит, что Ноздрев еще долго будет существовать в нашем мире, просто носив другой кафтан. Он не меняется с возрастом, оставаясь таким же, каким был в молодости. Он не интересуется своими детьми и полностью полагается на няньку в их воспитании. Он не может сидеть дома и постоянно путешествует по ярмаркам, съездам и балам. Его игра в карты не всегда честна, и он часто подвергается побоям за шулерство. Однако Ноздрев не обижается и продолжает общаться с теми, кто его бил, как будто ничего не произошло. Он живет настоящим и не задумывается о будущем, тратя свои выигрыши на ненужные вещи, которые потом проигрываются другим игрокам.

В отличие от мелочной и скупой помещицы, Ноздрев отличается буйной смелостью и «широким» нравом. Он очень подвижен и энергичен. Его внешность соответствует его характеру — он среднего роста, хорошо сложенный молодой человек с румяными щеками, белыми зубами и черными бакенбардами. Он выглядит свежим и здоровым, словно излучает здоровье.

Таким образом, Ноздрев и его подобные люди представляют собой типичных представителей «разбитных малых» на Руси. Они характеризуются своим поверхностным образом жизни, беспечностью и безразличием к будущему. Они живут настоящим и не задумываются о последствиях своих поступков.

Исследование Ноздрева и его характеристики

Ноздрев обладает неукротимой энергией, активностью и стремительностью, которые отличают его от других людей. Он известен в городе как «исторический человек» и производит сильное впечатление на окружающих своими качествами. Он не заботится о накоплении денег, его страсть заключается в бездумных и легких трат на кутежи, картежные игры и ненужные вещи. Но откуда у него источник дохода?

Источник его доходов — это крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Ноздрев, как и другие помещики, полагается на труд своих крестьян, чтобы поддерживать свой образ жизни. Он не занимается хозяйством и не проявляет интереса к накоплению богатства, его основной приоритет — это наслаждаться жизнью и тратить деньги бездумно.

Такие качества Ноздрева, как наглое вранье, хамское отношение к людям, нечестность и бездумье, отражаются в его речи и поведении. Он часто перескакивает с одной темы на другую, использует оскорбительные и бранные выражения, такие как «скотовод эдакой» и «свинтус ты за это». Он постоянно ищет приключений и не занимается хозяйственными делами.

Это подтверждается незаконченным ремонтом в его доме, пустыми стойлами, неисправной шарманкой и проигранной бричкой. Его крепостные находятся в жалком положении, и Ноздрев выколачивает из них все, что возможно. Единственное место, которое содержится в образцовом порядке, — это псарня, где он проявляет заботу и является «совершеннейшим отцом среди семейства».

Ноздрев стал родоначальником социального явления, известного как «ноздревщина». Он потратил все свое имущество, забросил свое имение и обосновался на ярмарке в игровом доме.

За этой, на первый взгляд, жизнеутверждающей внешностью, нет ничего человечески значимого, его бурная «деятельность» принимает специфический характер. Всюду, где только ни появлялся Ноздрев, затевается кутерьма, возникают скандалы. Автор говорит, что это происходило вследствие какой-то «неугомонной юркости и бойкости характера». Эта же бойкость и заставляла Ноздрева совершать другие необдуманные поступки, такие, как его чрезмерное хвастовство. Все, что находится у Ноздрева, самое лучшее, самые породистые собаки, самые дорогие лошади, однако, на самом деле зачастую хвастовство даже не имеет под собой реального основания. Его владения заканчиваются чужим лесом, но это не мешает Ноздреву называть его своим. Этот помещик постоянно попадает во всевозможные истории: то его выведут из дворянского собрания, то он будет участвовать в «нанесении помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде». Есть еще одна черта Ноздрева, которая заслуживает особого внимания: он любил гадить знакомым людям, и чем ближе был он знаком с человеком, тем сильнее насаливал ему помещик. Он расстраивал свадьбы, торговые сделки, никогда не считал свои проказы чем-то оскорбительным, и был частенько удивлен, узнав об обиде какого-либо знакомого. Интересно то, что все об этом знают и, тем не менее, Ноздрева везде принимают. Энергия Ноздрева лишена какой — либо направляющей идеи, цели. Хвастовство, ложь составляют неотъемлемую особенность его. «Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Они называются разбитными малыми. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». Легкость сближения прямо пропорциональна легкости громких ссор и скандалов. Более того, в одно и то же время один и тот же человек может называться подлецом и другом. И побивали Ноздрева частенько за наглость, мошенничество. Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без истории. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете «не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья. Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели, или, напротив, не сварились. После невкусного обеда Чичиков начинает говорить о деле и объясняет Ноздреву, что хочет купить у него «мертвые» души, чтобы, якобы, выглядеть побогаче перед родителями невесты. Однако у Ноздрева эта версия не имеет успеха. «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе!», — говорит Ноздрев Чичикову, очень его этим обижая, хотя по сути дела Ноздрев полностью прав. Просто так продавать умерших крестьян Ноздрев отказывается, это ему не интересно и не отвечает его авантюрному характеру. В обмен на мертвые души предлагается живой жеребец, каурая кобыла, собаки, шарманка… Доходит до того, что Ноздрев велит не давать лошадям Чичикова овса. Чичиков ругает себя, что приехал к Ноздреву и еще более за то, что заговорил с ним о своем деле. Утром Ноздрев не оставил своих авантюрных причуд и заставил Чичикова играть в шашки на «мертвые души». Между ними возникла потасовка, очень свойственная Ноздреву, но Чичикову удалось спастись от неминуемых побоев только благодаря пришедшему капитану-исправнику. Чичиков, не помня себя, уехал из поместья Ноздрева.

Образ Ноздрева не менее типичен, чем образы Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: “Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”. Автор воздает ему по заслугам устами Чичикова: «Ноздрев человек — дрянь!» В образе Ноздрева Гоголь создал новый в русской литературе социально-психологический тип “ноздревщины”.

2.4 Собакевич «медведь»

Этот герой представляет тип помещиков, у которых все отличается добротностью и прочностью. Характер Собакевича помогает понять описание его усадьбы: несуразный дом, полновесные и толстые бревна, из которых построены конюшня, сарай и кухня, плотные избы мужиков, портреты в комнатах, на которых изображены «герои с толстыми ляжками и неслыханными усами», ореховое бюро на нелепых четырех ногах. Собакевича никак нельзя причислить к людям, которые витают в облаках, тешат себя иллюзиями. Наоборот он обеими ногами стоит на земле, весьма трезво оценивает людей и жизнь. Он мало похож на предыдущих помещиков, — это ‘ “помещик-кулак”, хитрый, прижимистый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, буйному сумасбродству Ноздрева, накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Все у него прочно и крепко. Свойственное Коробочке накопительство превратилось у практичного помещика Собакевича в подлинное кулачество. Весьма своеобразна внешность героя: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!» Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михаилом Семеновичем».

Одним словом, все похоже на своего хозяина, которого автор сравнивает со «средней величины медведем», подчеркивая его животную сущность. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации, достаточно вспомнить его чудовищный аппетит. Помещики, подобные Собакевичу, — злобные и жестокие крепостники, никогда не упускавшие своей выгоды. «Душа у Собакевича, казалось, закрыта такою толстою скорлупой, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности», — говорит автор. Тело его стало неспособно к выражению душевных движений. Если в портрете Манилова оттенялась улыбка, то у Собакевича подчеркивается прежде всего «особенность» его движений. При встрече с Чичиковым он «с первого раза ему наступил на ногу, сказавши: «прошу прощения». Такого рода «действия» повторяются и вновь. «Позвольте, позвольте!» — сказал Собакевич, не выпуская его руки и наступив ему на ногу, ибо герой наш позабыл поберечься, в наказанье за что дол» жен был зашипеть и подскочить на одной ноге. У Собакевича в противоположность Ноздреву все отличается добротностью и прочностью. Деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определенном достатке. «Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На крепостных он смотрит только как на рабочую силу и, хоть поставил мужикам избы, на диво срубленные, сдерет с них три шкуры. Некоторых крестьян он перевел на денежно-оброчную систему, выгодную помещику». Быт людей, подобных Собакевичу, устроен добротно, на совесть. В отличие от Ноздрева и Манилова, герой очень деятелен. У него все «упористо», без шаткости, в каком-то «крепком и неуклюжем порядке». Даже избы крестьян построены на века, а колодец сработан из такого дуба, «который идет только… на корабли». Но это не производит отрадного впечатления, потому что Гоголь подчеркивает уродство и нелепость построек Собакевича и обстановки его дома. При описании внешности этого героя писатель применяет блестящий художественный прием — он сравнивает Собакевича со «средней величины медведем». Это позволяет читателю не только зримо представить себе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшего духовного начала. Это выделение особенных черт придает замечательную выразительность портрету Собакевича — хитрого и пронырливого дельца. Его портрет, в котором дано сравнение с медведем, обстановка в доме, резкость отзывов, поведение за обедом — во всем подчеркнута животная сущность помещика. Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манеры интеллигентного гуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокого презрения к просвещению, определяя его словом «фук»». В Собакевиче преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов, далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души. Смысл его жизни состоит в насыщении желудка. Питается помещик в соответствии со своим обликом. Блюда подаются большие и сытные. Если свинья, то целиком на стол, если баран, то тоже целиком на стол. Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением: « Просвещение — вредная выдумка». В нем уживается поместный существователь и накопитель. В отличие от Коробочки, он хорошо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое он живет, знает людей. Собакевич — это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды. В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. Он прямолинеен, достаточно груб и никому, и ни во что не верит. В торге с Чичиковым обнаруживается главная черта характера Собакевича — его неудержимое стремление к наживе». Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество — денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит. Собакевич быстро раскусил затею Чичикова, понял выгоду и заломил по сто рублей за душу. Прижимистый помещик сбыл мертвых душ с выгодой для себя, да еще и надул Чичикова, подсунув ему одну особу женского пола. «Кулак, кулак, да еще и бестия в придачу!» — так характеризует его Чичиков. Собакевичу, и этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков, кроме разве что Коробочки, присуща некоторая хозяйственная жилка: не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян. Собакевич — циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни в других. Это человек, далекий от просвещения, твердолобый крепостник, заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе. Характерно, что кроме Собакевича, никто не понимал сущности “негодяя” Чичикова, а он прекрасно понял сущность предложения, которое отражает дух времени: все подлежит купле-продаже, из всего следует извлечь выгоду Собакевич приспосабливается к капиталистическим условиям жизни. Именно Собакевичи были главной опорой трона, они убивали все гуманное и прогрессивное.

2.5 Плюшкин

Завершает галерею лиц, с которыми заключает сделки Чичиков, помещик Плюшкин — «прореха на человечестве». Гоголь замечает, что такое явление редко встречается на Руси, где все любит скорее развернуться, нежели съежиться. Знакомству с этим героем предшествует пейзаж, детали которого раскрывают душу героя. Ветхие деревянные строения, темные старые бревна на избах, крыши, напоминающие решето, окна без стекол, заткнутые тряпками, раскрывают Плюшкина как плохого хозяина с омертвевшей душой. Но картина сада, хотя заглохшего и глухого, создает иное впечатление. При его описании Гоголь использовал более радостные и светлые тона — деревья, «правильная мраморная сверкающая колонна», «воздух», «чистота», «опрятность»… И сквозь все это проглядывает жизнь самого хозяина, душа которого угасла, как и природа в глуши этого сада. В доме Плюшкина тоже все говорит о духовном распаде его личности: нагроможденная мебель, сломанный стул, высохший лимон, кусочек тряпки, зубочистка.… Да и сам он похож на старую ключницу, лишь серенькие глазки, как мыши, бегают из-под высоко выросших бровей. Все умирает, гниет и рушится около Плюшкина. История превращения неглупого человека в «прореху на человечестве», с которой знакомит нас автор, оставляет неизгладимое впечатление. Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина. Неизгладимый отпечаток жизненной практики героя, его отношения к миру несет в себе портрет Плюшкина; в нем ясно обозначено стирание человеческой личности, ее омертвение. Постороннему взгляду Плюшкин представляется существом, до крайности аморфным и неопределенным. Единственная цель его жизни — это накопление вещей. В итоге он не отличает важного, нужного от мелочей, полезного от несущественного. Всё, попадающееся ему под руку, представляет интерес. Плюшкин становится рабом вещей. Жажда накопительства толкает его на путь всяческих ограничений. Но сам он не испытывает никаких неприятных ощущений от этого. В отличие от других помещиков, история его жизни приведена полностью. Она раскрывает истоки его страсти. Чем больше становится жажда накопительства, тем ничтожнее становится его жизнь. На определённом этапе деградации Плюшкин перестаёт испытывать потребность в общении с людьми. Биография персонажа позволяет проследить путь от «бережливого» хозяина к полусумасшедшему скряге. » Ранее он был неплохим, рачительным хозяином, даже соседи ездили к нему поучиться хозяйствованию. Но жена умерла, старшая дочь вышла замуж за военного, сын стал делать карьеру в армии (Плюшкин крайне неприязненно относился к военным), вскоре умерла и младшая дочь, и он остался один и стал сторожем своих богатств. Но это богатство было хуже бедности. Оно копилось без цели, не находя не только разумного, но и какого-либо употребления. Своих детей он стал воспринимать, как расхитителей своего имущества, не испытывая никакой радости при встрече с ними. В итоге он оказался в полном одиночестве. Плюшкин в бессмысленном накопительстве опустился до крайней степени. В результате началась та моральная деградация личности, которая сделала из хорошего хозяина “прореху на человечестве”, болезненного скрягу, собирающего всякий хлам, будь то старое ведро, листок бумаги или перо. Это сравнение указывает на мелочность, подозрительность, жадность героя. Как мышь тащит в нору все, что найдет, так и Плюшкин ходил по улицам своей деревни и подбирал всякий мусор: старую подошву, черепок, гвоздь, тряпку. Все это он тащил в дом и складывал в кучу. Комната помещика поражала своей убогостью, беспорядком. Повсюду были навалены грязные или пожелтевшие от времени вещи и вещички. Плюшкин превратился в некое бесполое существо. Перед нами разыгрывается трагедия одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости. Постороннему взгляду Плюшкин представляется существом, до крайности аморфным и неопределенным. «Пока он (Чичиков) рассматривал всё странное убранство, отворилась боковая дверь, и взошла та же самая ключница, которую встретил он на дворе. Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница; ключница, по крайней мере, не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей». При всей общей аморфности облика Плюшкина в его портрете выступают отдельные резкие черты. В этом соединении бесформенности е резко выделяющимися признаками — весь Плюшкин. «Лицо его не представляло ничего особенного», «один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякой раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух». Маленькие бегающие глаза, старательно высматривающие все вокруг, великолепно характеризуют и мелочную жадность, и настороженность Плюшкина. Но с особым вниманием при обрисовке плюшкинского портрета писатель останавливается на костюме героя. «Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава, и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук». Описание это живо раскрывает важнейшую черту Плюшкина — его всепоглощающую скупость, хотя об этом качестве в описании портрета и ничего не сказано.