Души мертвые и живые в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души

Сочинение

Гоголь Н.В.

При издании «Мертвых душ» Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг – множество человеческих черепов. Опубликовать именно этот титульный лист было очень важно для Гоголя, так же как и то, чтобы его книга вышла в свет одновременно с картиной Иванова «Явление Христа народу». Тема жизни и смерти, возрождения красной нитью проходит через творчество Гоголя. Свою задачу Гоголь видел в исправлении и направлении на истинный путь сердец человеческих, и попытки эти были предприняты через театр, в гражданской деятельности, преподавании и, наконец, в творчестве.

Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия». Это и определило предполагаемую трехчастную композицию будущего произведения. «Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай», которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома «Мертвых душ». В первом томе Гоголь стремился показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни. Во втором и третьем томах Гоголь хотел изобразить возрождение России. Себя Гоголь видел писателем-проповедником, который, рисуя на страницах своего произведения картину возрождения России, выводит ее из кризиса.

Художественное пространство первого тома поэмы составляют два мира: реальный мир, где главное действующее лицо – это Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является повествователь.

«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», – пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Наверное, именно поэтому понятие «мертвые души» в гоголевской поэме постоянно меняет свой смысл, переходя из одного в другой: это не только умершие крепостные крестьяне, купить которых решил аферист Чичиков, но и духовно омертвевшие помещики и чиновники.

1. Введение

В данной статье будет рассмотрена поэма-роман Николая Гоголя «Мертвые души». Произведение является синтезом различных путей борьбы за души человеческие, включая прямой пафос, поучения и художественную проповедь. В произведении изображены мертвые души — помещики и городские чиновники, которые являются символом нравственного уродства.

Основная тема поэмы-романа — это тема о настоящей и будущей судьбе России. Гоголь с пристрастием верит в лучшее будущее своей страны, однако беспощадно разоблачает «хозяев жизни», считавших себя создателями духовных ценностей. Герои произведения являются ничтожными и символизируют нравственное уродство.

2 стр., 638 слов

Сочинение кого гоголь называет мертвыми душами

... поэмой. Жанр поэмы Гоголь не связывал с воспеванием общественной жизни. Напротив, свою поэму он наполнил обличительным пафосом, критикуя «недостатки, пороки, злоупотребления». Сюжет поэмы — покупка и продажа мертвых душ ... произведения он называл «меньшие ... Гоголь считал самым полным и многосторонним из всех повествовательных сочинений. ... могучей России, неразрывно ... представлялся тем жанром, ... мир на великое ...

2. Анализ сюжета

Сюжет поэмы-романа «Мертвые души» достаточно прост. Главный герой, Чичиков, является аферистом и предпринимателем. Он находит возможность выгодных сделок с мертвыми душами, то есть с крепостными, которые уже умерли, но официально еще числились среди живых. Чичиков решает скупить эти мертвые души по дешевке и отправляется в один из уездных городов.

В процессе своих посещений помещиков, Чичиков пытается реализовать свой замысел. Читателям предстает целая галерея образов помещиков, которые характеризуются типичными чертами и отражают дух эпохи.

2.1 Особенности лирических отступлений

В произведении «Мертвые души» Гоголь использует лирические отступления, которые придают произведению смысл художественной проповеди. Лирические отступления подводят итог изображенным страшным картинам жизни и быта, а также указывают на то, что «тьма и зло заложены не в социальных оболочках народа, а в духовном ядре».

2.1.1 Пути духовного воскресения

Гоголь, обращаясь ко всему человечеству, рассматривает пути духовного воскресения и оживления. Автор указывает на то, что решение проблемы заключается не в социальных изменениях, а в изменении духовного состояния людей.

2.1.2 Изображение страшных картин жизни и быта

Через лирические отступления, Гоголь описывает страшные картинки жизни и быта, которые являются следствием нравственного уродства героев произведения. Эти отступления придают произведению глубину и эмоциональную насыщенность.

2.2 Разоблачение хозяев жизни

Гоголь с пристрастием разоблачает «хозяев жизни», которые считают себя носителями высокой исторической мудрости и создателями духовных ценностей. Однако, образы героев произведения свидетельствуют о противоположном — они являются ничтожными и символизируют нравственное уродство.

3. Заключение

Поэма-роман «Мертвые души» Николая Гоголя является синтезом различных путей борьбы за души человеческие. Основная тема произведения — настоящая и будущая судьба России. Через лирические отступления и разоблачение «хозяев жизни», Гоголь указывает на нравственное уродство героев и необходимость духовного воскресения. Сюжет поэмы позволяет писателю ярко показать внутренний мир действующих лиц и охарактеризовать их типичные черты и дух эпохи.

Анализ «Мертвых душ»

Роман «Мертвые души» Николая Гоголя является уникальным творением, которое затрагивает не только темы социальной, нравственной и философской природы, но также отражает характерной для русской литературы особенность народа – смешение забавной комедии с глубокими психологическими и духовными основами.

Сюжет

Сюжетом писателя стал обрастающий воображение план, по которому можно было вывести, что главный герой по имени Чичиков хотел отъезжать за неньку шестьдесят душанулкой, умершими крепостными.

5 стр., 2309 слов

Мертвые живые души по поэме «Мёртвые души»

... Мертвые души — сочинение В данной великолепной поэме, написанной Гоголем, автор сумел отразить все великолепие литературы того времени, где показывает истинную суть государственной системы, с ее чиновниками, помещиками ... Популярные сочинения Сочинение рассуждение на тему Детство Детство – самое лучшее время в жизни человека. ... Он приезжает в город N, с целью покупки «мертвых душ», занимается подлогом ...

В романе необычаемо оживает атмосфера России середины 19 века, когда завоевание Крыма создало уверенность в мощи государства, артельные трудовые занятия, таемственные свадьбы и т.д. оставили от Бумеранга использование драматической и лирической нагрузки в их сочетании.

Портреты

С большой выразительностью в «портретных» главах дана картина упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез, Манилова, к «дубинноголовой» Коробочке, от нее – к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, затем к «настоящему медведю» Собакевичу, далее – к оскотинившемуся кулаку Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира.

Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. «На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Раньше он «служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером». Живя в поместье, он «иногда приезжает в город… чтобы увидеться с образованнейшими людьми». На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходительным и учтивым помещиком», на котором лежит какой-то отпечаток «полупросвещенной» среды. Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству и времяпрепровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчемность этого «существователя».

Социальная тема

Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, того класса, который является вершителем судеб государства.

Гоголь не показывает никакого внутреннего развития помещиков и жителей города, это позволяет заключить, что души героев реального мира «Мертвых душ» полностью застыли и окаменели, что они мертвы. Гоголь изображает помещиков и чиновников со злой иронией, показывает их смешными, но в то же время очень страшными. Ведь это не люди, а лишь бледное, уродливое подобие людей. В них не осталось ничего человеческого. Мертвящая окаменелость душ, абсолютная бездуховность скрывается как за размеренной жизнью помещиков, так и за судорожной деятельностью города.

Гоголь писал по поводу города «Мертвых душ»: «Идея города, возникшая до высшей степени. Пустота. Пустословие… Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателем мертвая бесчувственность жизни».

Характеристика Манилова в «Мертвых душах»

Герой Гоголя, Иван Андреевич Манилов, описывается как человек с глубоко-закоренелой «слащавой, бессмысленной мечтательностью». У Манилова не было никаких реальных интересов. Он передал свое хозяйство приказчику, а сам полностью отошел от всякого труда. Даже книга, которую он заложил в своем кабинете два года назад, остается не прочитанной.

Манилов не обладал никакой жизненной целью, вместо этого он продолжал жить в бесполезных мечтах и «прожектах» о постройке подземных ходов и каменных мостов. Его бездействие с лихвой компенсировалось бессмысленными обсуждениями и бессвязными рассуждениями.

6 стр., 2859 слов

Рассуждение по повести Н.В.Гоголя «Шинель» : «Куда дти человеку?»

... привести к плачевным последствиям. Сочинение на тему «Маленький человек» по повести Н. В. Гоголя «Шинель» (Вар 2) Творчество Николая Гоголя остается важным в любое время. Его произведение «Шинель» было написано в прошлом веке, но посыл ...

Манилов любил гордиться своей интеллектуальностью и образованностью, но на самом деле оказался не слишком глубоким в этих вопросах. Его часто приятные манеры отдавали приторностью, а за прекрасными словами скрывалась только глупость. Это было ясно во время его разговора с Чичиковым, где он был легко убежден в пользе предприятия Чичикова, как только узнал, что оно соответствует общественным интересам и дальнейшим видам России.

Таким образом, Манилов был человеком без жизненной зрелости и настоящих целей, основной чертой которого была бессмысленная мечтательность.

Анализ героев «Мертвых душ» Н.В. Гоголя

Главные герои романа «Мертвые души» Н.В. Гоголя — Манилов и Коробочка — представляют собой яркие противоположности друг другу. В отличие от Манилова, Коробочку характеризует отсутствие претензий на высшую культуру и простота. Она не стремится к «парадности» и ее внешний вид, как и ее жизненные цели, выглядят малопривлекательно.

Коробочка проявляет свою «простоту» и в отношениях с людьми. Она обращается к Чичикову с иронией и называет его «боровом», указывая на его грязную спину. Все ее мысли и желания сосредоточены вокруг хозяйственного укрепления ее поместья и накопления богатства. Она не фантазер, а приобретатель, который всегда занят делами у себя дома.

Однако, хозяйственность Коробочки обнаруживает ее внутреннее ничтожество. Ее стремление к приобретательству и накоплению заполняет все ее сознание и не оставляет места для других чувств. Она извлекает выгоду из всего, начиная от мелочей в доме и заканчивая продажей крепостных крестьян. Она торгуется, пытается получить большую выгоду и равнодушна к аргументам Чичикова, так как для нее главное — собственная польза.

Коробочка олицетворяет «дубинноголовость» — грубое стяжательство и жестокость в отношениях с людьми. Она живет замкнутой жизнью, полностью посвященной наживе, что определяет ее духовную нищету.

В данном исследовании мы рассматриваем двух главных персонажей произведения — Коробочку и Ноздрёва, их контрастные черты характера и влияние на сюжет.

Коробочка

Коробочка представляет собой мелочного и корыстного человека. Его главной чертой является жадность, которая пронизывает все его поступки. Он всегда стремится извлечь выгоду из любой ситуации и не готов делиться своими ресурсами с другими.

Кроме того, Коробочка является пассивным и покорным, не способным к самостоятельным действиям. Он всегда ждет указаний и инструкций от других людей. Все его предприятия направлены на достижение личной выгоды и укрепление своего положения в обществе.

Коробочка не обладает никакими принципами и моральными ценностями. Он готов на все ради достижения своих целей, даже на измену и предательство. В конечном итоге, его корыстные поступки приводят к его падению и разочарованию.

Ноздрёв

В противоположность мелочной и корыстной Коробочке, Ноздрёв отличается буйной удалью и «широким» размахом натуры. Он является чрезвычайно активным, подвижным и задорным человеком. Ноздрёв готов заняться любым делом, которое приходит ему в голову, без задумывания о последствиях.

Энергия Ноздрёва лишена какой-либо цели. Он начинает и бросает любое свое предприятие, не задумываясь о нем. Его идеалом являются люди, которые живут шумно и весело, не обременяя себя повседневными заботами.

6 стр., 2921 слов

«Живые» и «мертвые» души в поэме Гоголя Н.В. ( )

... Плюшкиным. У Павла Ивановича Чичикова редкий талант приспособленца. Мертвые души — сочинение В данной великолепной поэме, написанной Гоголем, ... душ» – Чичиков Сочинение на тему «Мёртвые души» можно начать с описания главного героя. Центральный персонаж поэмы – Павел Иванович Чичиков. До 11 главы произведения Н. В. Гоголя ... у читателя даже не возникало сомнений по поводу того, что они являются ...

Однако, главной чертой характера Ноздрёва являются хвастовство и ложь. Он неистощим в своей лжи, которая стала для него столь органичной, что он врет даже без необходимости. Он не остается верен ни своим словам, ни отношениям, развенчивая своих «друзей» перед обществом.

В итоге, контрастные черты характера Коробочки и Ноздрёва играют важную роль в сюжете произведения, отображая различные аспекты человеческой природы и их влияние на окружающих.

Исследование Собакевича в романе «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Собакевич – один из тех людей, кто крепко стоит не земле, трезво оценивает и жизнь, и людей. Когда это необходимо, Собакевич умеет действовать и добиваться того, чего он хочет. Характеризуя бытовой уклад жизни Собакевича, Гоголь делает упор на том, что здесь все «было упористо, без пошатки». Основательность, крепость – отличительные черты как самого Собакевича, так и окружающей его бытовой обстановки.

Однако физическая крепость и Собакевича, и его жизненного уклада сочетается с какой-то уродливой неуклюжестью. Собакевич похож на медведя, и это сравнение носит не только внешний характер: животное начало преобладает в натуре Собакевича, не имеющего никаких духовных запросов. По его твердому убеждению, единственным важным делом может быть только забота о собственном существовании. Насыщение желудка определяет содержание и смысл его жизни. Просвещение он считает не только ненужной, но и вредной выдумкой: «Толкуют – просвещенье, просвещенье, а это просвещенье – фук! Сказал бы я другое слово, да вот только что за столом неприлично».

Собакевич расчетлив и практичен, но, в отличие от Коробочки, он хорошо понимает окружающую обстановку, знает людей. Это хитрый и наглый делец, и Чичикову пришлось с ним довольно трудно. Не успел он и слова вымолвить насчет покупки, а Собакевич уже предложил ему сделку с мертвыми душами, причем заломил такую цену, как будто речь шла о продаже реальных крепостных крестьян. Практическая хватка отличает Собакевича от других помещиков, изображенных в «Мертвых душах». Он умеет устроиться в жизни, но именно в этом качестве с особой силой проявляются его низменные чувства и стремления.

Исследование духовной гибели человека в романе «Мертвые души» Н.В. Гоголя

В романе «Мертвые души» Н.В. Гоголь создает портретную галерею поместных владетелей, где каждый образ представляет собой отдельный аспект падения человека. Если образ Собакевича выражает ничтожность и социальное уродство, то образ Плюшкина является кульминационной точкой этой темы.

Плюшкин — это «прореха на человечестве», в котором все человеческое умерло. Гоголь описывает деревенские избы села Плюшкина как «особенную ветхость», а его барский дом выглядит «инвалидом». Даже бревенчатая мостовая пришла в негодность. Но сам хозяин дома еще более странен. Он предстает перед Чичиковым в «неопределенном платье, похожем на женский капот», рваном, замасленном и заношенном. Внешность Плюшкина настолько жалкая, что Чичиков, если бы встретил его где-нибудь у церковных дверей, дал бы ему медный грош.

Однако, несмотря на свой внешний вид, Плюшкин является богатым помещиком, владельцем тысячи душ. У него полны кладовые, амбары и сушильни разного добра. Однако все это добро гниет, портится, превращается в труху. Отношения Плюшкина к покупщикам, его хождения по селу за сбором всякой дряни, а также кучи хлама на его столе и на бюро говорят о том, как скряжничество приводит его к бессмысленному накопительству, которое разоряет его хозяйство.

3 стр., 1356 слов

Почему в галерее «мертвых душ» Плюшкин изображен последним

... через сравнение с предметами домашнего обихода Гоголь достигает огромной яркости и выразительности в описании характерных черт героя. Галерею «мертвых душ» завершает Плюшкин, в котором мелочность, ничтожность и пошлость ... яро изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом». Крепостники-дворяне, узнавшие себя в разных лицах нового произведения Гоголя, ...

Все вокруг Плюшкина находится в полном упадке. Крестьяне «мрут, как мухи», десятки из них находятся в бегах. Бессмысленная скупость, которая царит в душе Плюшкина, порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко всему окружающему, а также жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.

Исследование о персонаже Плюшкине

Персонаж Плюшкин из романа «Мертвые души» Н. В. Гоголя представляет собой уникальную личность, лишенную человеческих чувств и заботящуюся только о накоплении богатств. В этом отношении он схож с другими персонажами романа, такими как Коробочка и Собакевич. Однако, Плюшкин идет еще дальше в своей скупости, превращая накопление в единственную цель своей жизни.

Плюшкин становится преданным рабом своих накоплений, не способным отличить полезные вещи от абсолютно ненужных. Он с неутомимой энергией собирает всякий хлам, боясь упустить что-то ценное. Жажда накопления делает его жизнь и самого Плюшкина ничтожными. Он полностью изолирован от окружающего мира, не общается с людьми и считает их мошенниками и ворами.

Плюшкин также проявляет враждебность и неприязнь к своим крепостным крестьянам, угнетая их голодом. В результате у него накапливается огромное количество мертвых душ, что радует главного героя романа, Чичикова.

Однако, Плюшкин не всегда был таким. Его душа постепенно умерла со временем, под влиянием неких обстоятельств. Глава о Плюшкине выделяется в романе, начинаясь с лирического отступления, которое вызывает у читателя особый интерес и показывает глубокую горечь повествователя от осознания того, насколько человек может опуститься.

Омертвление душ в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

Образ Плюшкина выделяется своим динамизмом среди статичных героев реального мира поэмы. От повествователя мы узнаем, каким был Плюшкин раньше, и как постепенно загрубела и затвердела его душа. В истории Плюшкина мы видим жизненную трагедию. При упоминании о школьном товарище на лице Плюшкина «скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Значит, все-таки душа Плюшкина еще не совсем умерла, значит, в ней осталось еще что-то человеческое. Живыми у Плюшкина были и глаза, еще не потухшие, «бегавшие из-под высоко выросших бровей, как мыши». В VI главе содержится подробное описание сада Плюшкина, запущенного, заросшего и заглохшего, но живого. Сад – это своеобразная метафора души Плюшкина. Только в имении Плюшкина находятся две церкви. Из всех помещиков только Плюшкин произносит внутренний монолог после отъезда Чичикова. Этим Плюшкин отличается от всех других помещиков, показанных Гоголем.

3 стр., 1483 слов

Конспект литературы в 9 классе ««Мёртвые души» Н. Гоголя ...

... "Мертвые души" не соответствуют понятию толпы о романе, как о сказке, где действующие лица полюбили, разлучились, а потом женились и стали богаты и счастливы. 3)Поэмою Гоголя ... Просмотр видеоотрывка «Русь-тройка». Переход к творческой работе. Работа в группах: сочинение-рассуждение по литературоведческой статье. Проверка работы в группах: чтение сочинений. Домашнее задание: с. 365 — коллективно ...

Все помещики, столь ярко и безжалостно показанные Гоголем, а также центральный герой поэмы – живые люди. Но можно ли о них так сказать? Можно ли их души назвать живыми? Разве их пороки и низменные побуждения не убили в них все человеческое? Смена образов от Манилова до Плюшкина раскрывает все более усиливающееся духовное оскудение, все возрастающее моральное падение владельцев крепостных душ. Назвав свое произведение «Мертвые души», Гоголь имел в виду не только умерших крепостных крестьян, за которыми гонялся Чичиков, но и всех живых героев поэмы, которые давно уже стали мертвыми.

Обнажается вторая и не менее важная причина омертвления душ по Гоголю – это отказ от Бога. «Всякая дорога должна вести к храму». По дороге Чичикову не встретилась ни одна церковь. «Какие искривленные и неисповедимые пути выбирало человечество», – восклицает Гоголь. Дорога России видится ему ужасной, полной падений, болотных огней и соблазнов. Но все-таки это дорога к Храму ибо в главе о Плюшкине мы встречаем две церкви; готовится переход ко второму тому – Чистилищу из первого – адского. Этот переход размыт и непрочен, как и намеренно размыта Гоголем в первом томе антитеза «живой – мертвый». Гоголь намеренно делает нечеткими границы между живым и мертвым, и эта антитеза обретает метафорический смысл. Предприятие Чичикова предстает перед нами как некий крестовый поход.

Выводы

Таким образом, поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» раскрывает проблему омертвления душ как социальной и моральной проблемы. На примере образов героев, Гоголь передает идею о том, что низменные побуждения, пороки и отказ от Бога ведут к духовному оскудению, а тем самым и омертвлению души. Все персонажи поэмы, как живые, так и умершие, изображены так, что душа их становится ярко видна. Автор создает метафору, в которой жизненный путь героев можно рассматривать как дорогу умертвления души. Таким образом, поэма Гоголя остается актуальной и на сегодняшний день, ведь проблема омертвления душ остается одной из важнейших в нашем обществе.

Развитие характера Чичикова в поэме «Мертвые души» Гоголя

В поэме «Мертвые души» Гоголя одним из главных героев, обладающим душой, является Чичиков. В нем наиболее ярко выражена непредсказуемость и неисчерпаемость живой души, хоть и не очень богатой, но все же живой. В одиннадцатой главе посвящена история души Чичикова, в которой показано развитие его характера. Чичиков должен был пройти путь очищения и перехода из «Ада» в «Чистилище» и «Рай».

В «Мертвых душах» поэмы противопоставлены «мертвые» и «живые». «Мертвые» — это крестьяне, которые обладают живыми душами, в отличие от «живого» народа, душа которого мертва. Гоголь с глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа описывает талантливый, трудолюбивый и многострадальный народ. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и одичание, которые стали результатом крепостного права.

Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Гоголь изображает все недостатки и отрицательные стороны русской действительности. Он рассказывает о том, во что превратились души людей. Гоголь делает это из-за своей горячей любви к России и надежды на ее возрождение. Он хотел, чтобы люди, прочитав его поэму, осознали ужасы своей жизни и пробудились от мертвящего сна. В этом заключается задача первого тома. Гоголь описывает страшную действительность, но в лирических отступлениях рисует свой идеал русского народа, говорит о живой и бессмертной душе России.

6 стр., 2629 слов

А может ли душа быть мёртвой? Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» — открытые вопросы

... на второй план. Кроме этого Гоголь красноречиво описал кризис такой социальной группы как дворянство. Сочинение: Актуальность поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь) ... будут вести такую жизнь, то они опустятся именно на такой уровень. Основным героем, с которого и началась эта история был ... поэме живые люди, работящие, но находящиеся под гнетом помещиков. Писатель, как истинный патриот, надеясь на счастливое ...

Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Однако, к сожалению, он не смог показать переворот в душе русского человека и оживить мертвые души. Это стало творческой трагедией Гоголя, которая переросла в трагедию всей его жизни.