По литературе «Деталь как средство создания образов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»»

Научно - исследовательская работа

Тема исследовательской работы: «

Анна, 10 А класс МОУ «СОШ№3».

Актуальность:

Цели:

  1. Развитие познавательной активности и формирование творческого подхода в литературе.

  2. Обучение аналитическому чтению и пересказу.

  3. Развитие памяти, внимания, мышления.

  4. Воспитание ценностного отношения к знаниям

Задачи:

  1. Осознать глубокий замысел Н.В. Гоголя.

  2. Выделить художественные детали пейзажа, портрета, интерьера, поведения.

  3. Научиться сравнивать, анализировать художественные детали литературного произведения.

Методы: Теоретико-научное исследование, работа с критической литературой, аналитическое чтение, наблюдение над языком, интернет-ресурсы

Объект: поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Н.В.Гоголь- мастер художественных описаний.

Ни над одним из произведений, включая и «Ревизора», Гоголь не работал с такою верою в свое призвание писателя-гражданина, с какой он создавал «Мертвые души». Никакому другому своему произведению он не посвятил столько глубоких творческих раздумий, напряженного труда и времени. Создание «Мертвых душ» писатель считал самым важным, самым крупным делом своей жизни. Обличительный пафос, характеризующий лучшие художественные творения Гоголя, с наибольшей полнотой и силой выразился в поэме-романе. Каждый художественный образ, созданный поэтом или писателем, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера. Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания эти самоценны, прежде всего, благодаря обилию предметно-бытовых деталей.

Деталь — значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода. Важнейшее художественное средство, помогающее писателю раскрыть сущность образа изображаемого персонажа .

15 стр., 7050 слов

Русь «помещичья», «Русь народная» в поэме ...

... в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души". Глава 1. "РУСЬ ПОМЕЩИЧЬЯ" В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" 1.1. Мир помещичьей России в поэме "Мертвые души" " Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь ...

Описывая в «Мертвых душах» почти все общественные группы: помещиков, чиновников, нарождающуюся буржуазию, трудящиеся массы, — Гоголь особое внимание уделяет художественным деталям, так называемой «тине мелочей», потому что это основное средство изображения русской жизни. В статье «Мастерство Гоголя» Андрей Белый писал: «Такого величия в изображении мелочей, как у Гоголя, не знала мировая литература».

В изображении помещиков перо Гоголя беспощадно. Тут и «говорящие» фамилии, и деформация человеческих лиц, и детали интерьера, которые говорят нам о хозяине больше чем его портрет и поступки, и «зоологические» сравнения. В самом деле, каждый из помещиков напоминает какое-либо животное. О Собакевиче Гоголь прямо говорит, что он похож «на средней величины медведя»; Манилова характеризует такая фраза: «Зажмурился, как кот, у которого пощекотали за ухом»; на собачье в Ноздреве указывает его описание на псарне: «Ноздрев был среди них совершенно как отец семейства». Кроме того, каждый помещик имеет свою характеристику: Коробочка- «дубинноголовая», Ноздрев- «исторический человек», Собакевич-человек-«кулак», Плюшкин- «прореха на человечестве.

«Приобретатель»- Чичиков.

Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков Павел Иванович занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой — не только для чиновников города NN. но и для читателя. Но несомненно в создании его образа Н.В. Гоголь использовал также художественную деталь.

Деталь пейзажа-, Деталь портрета-

Нам очень трудно сразу схватить и четко представить портрет Чичикова. Портрет Чичикова на первый взгляд кажется несколько амфорным. И это ощущение Гоголь подчеркивает с первого же появления героя-«Не красавец, но и не дурной наружности», «Не слишком толст, не слишком тонок», «Нельзя сказать что бы стар, но и не так что бы слишком мо лод», «Человек средних лет». Таков он- главный герой «Мертвых душ». Во всем умеренность и середина, безличность начисто исключающая подлинно человеческие страсти и движения души и оставляющая простор только для служения «копейке». Из всего этого мы понимаем что Чичиков способен переваплащаться из одного образа в другой, и не слишком приметная наружность ему в руку. автор лишает Павла Ивановича своеобразия, запоминающихся черт, собственного «лица». На фоне ярких, предельно индивидуализированных образов помещиков фигура Чичикова выглядит бесцветной, неопределенной, неуловимой. Отсутствие индивидуального начала обнаруживается и в речевом поведении героя — не имея собственного «лица», он не имеет и собственного «голоса». Именно безликость и бесцветность позволяют Чичикову перевоплощаться до неузнаваемости, когда этого требуют «интересы дела».

Деталь интерьера-, Деталь поведения героя-

он сразу становится «своим человеком». Он постиг “великую тайну нравиться”, с каждым из персонажей он говорит на его языке, обсуждает близкие собеседнику темы. В этом герое еще жива душа, но каждый раз, заглушая муки совести, делая все для своей выгоды и строя счастье на бедах других людей, он убивает ее. Оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне — орудия Чичикова. Смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Но для Чичикова деньги — средство, а не цель: он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей. От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает сила характера и целеустремленность. Поставив себе определенную задачу, он не останавливается ни перед чем, проявляет для ее достижения упорство, настойчивость и невероятную изобретательность.

15 стр., 7436 слов

Образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

... в моей курсовой работе является поэма «Мертвые души». Объектом исследования служат персонажи поэмы, а именно, характеры и образы помещиков, к которым приезжает Чичиков, чтобы заключить сделку о покупке мертвых душ. ... слушал Гоголь различные бытовые истории, анекдоты, подхваченные на улице, были и небылицы. Слушал профессионально, по-писательски, запоминая каждую характерную деталь. Проходили ...

Он не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Чичикову чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не жадничает, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве.

Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Гоголь подчеркивает, что таких людей, как Чичиков, разгадать нелегко. Появившись в губернском городе под видом помещика, Чичиков очень быстро завоевывает всеобщие симпатии. Он умеет показать себя человеком светским, всесторонне развитым и порядочным. Он может поддержать любой разговор и при этом говорит “ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует.” К каждому лицу, в котором Чичиков заинтересован, он умеет найти свой особый подход. Выставляя напоказ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. Чичиков очень легко “перевоплощается”, меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях.

«Сахарный»- Манилов

В ходе наблюдений я прихожу к мысли, что составной частью гоголевского портретного рисунка, связывающего внешность героя с духовным обликом в одно целое, являются позы, жесты, движения, мимика, одежда, речь. Именно с помощью этого писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя подлинную социальную сущность. Сатирические удары автора, один больнее другого, на Манилова обрушиваются безостановочно. Жалящая и клеймящая гоголевская насмешка подстерегает его всюду. Небезынтересно будет задуматься о том, почему помещику Манилову автор не даёт имени и отчества. Имена есть у детей Манилова (Фемистоклюс и Алкид), у его жены (Лиза).

Каждая подробность обстановки разоблачает своего хозяина, каждый шаг, каждый поступок оборачивается против него. Манилов фантазирует о строительстве мостов и замков – автор поэмы указывает на два кресла, которые фантазер не удосужился за два года обшить. В осуждении, высмеивании отрицательного оказывается важнейшая особенность сатиры Гоголя. Это не просто насмешка – это беспощадный суд, который вершит Гоголь. Для создания образа Манилова Гоголь использует различные художественные средства, и в том числе пейзаж, ландшафт поместья Манилова, интерьер его жилища. Вещи, окружающие его, характеризуют Манилова не в меньшей степени, чем портрет и поведение. ”От него не дождешься никакого живого слова или даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свой задор: у одного задор обратился на борзых собак; другому кажется, что он сильный любитель музыки и удивительно чувствует все глубокие места в ней; третий мастер лихо пообедать; четвертый сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена; пятый, с желанием более ограниченным, спит и грезит о том, как бы пройтись на гулянье с флигель-адъютантом, напоказ своим приятелям, знакомым и даже незнакомым; шестой уже одарен такою рукою, которая чувствует желание сверхъестественное заломить угол какому-нибудь бубновому тузу или двойке, тогда как рука седьмого так и лезет произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков, — словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было”. Это рассуждение великого писателя проникнуто острой сатирической насмешкой.

5 стр., 2224 слов

В. Г. Белинский о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

... образам и событиям поэмы относились с полной серьезностью и вниманием. В. Г. Белинский о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» сочинение В. Г. Белинский о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — грандиозное по ... дворянство и чиновниче­ство. Писатель умело выделяет «говорящую» деталь внешнего облика героя. Сразу создается у читателя впечатление живого лица, выявляется ...

Деталь пейзажа- «

В описании господской усадьбы нам открываются новые черты Манилова. Здесь мы уже видим человека претендующего на «культурность», «образованность», «аристократизм» ,однако Гоголь не оставляет читателем не каких иллюзий на этот счет-«все попытки героя казаться образованным и утонченным аристократом пошлы и нелепы. Так, дом Манилова стоит «одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам», зато гора, на которой стоит усадьба, «одета подстриженным дерном», на ней «разбросаны по- английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций». Неподалеку виднеется беседка « с деревянными голубыми колоннами» и надписью « Храм уединенного размышления». А рядом с «храмом» — заросший, покрытый зеленью пруд, по которому, «картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон», бредут две бабы, влача за собой изорванный бредень. В этих сценах угадывается гоголевская пародия на сентиментальные повести и романы.

Деталь портрета-, Деталь интерьера-, Деталь поведения героя-

“В некотором роде”, “какую-нибудь этакую”

«Сберегательница»- Коробочка.

Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки Настасьи Петровны.

Деталь пейзажа-, Деталь портрета-, Деталь интерьера-, Деталь поведения героя-, Собакевич— человек-«кулак».

Наиболее тесно срослись вещи с их хозяином в главе о Собакевичи Михаиле Семеновичи.В имени– «Михаил Семенович», в которых немецкие переводчики правильно угадывают намек на народное прозвище медведя, на которого так похож Собакевич и окружающие его предметы.

Деталь пейзажа-, Деталь портрет-, Деталь интерьера-, Деталь поведения героя-, Ноздрев- «исторический человек».

Гоголь пишет: «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком».

Деталь пейзажа-, Деталь портрет-, Деталь интерьера-, Деталь поведения героя-

Ноздрев любит хвастаться и преувеличивать. Он чуть ли не клялся Ч-ву, что в своем пруду ловил огромную рыбу.

Общество губернского города относилось к Ноздреву и его выходкам с неким равнодушием. Но и без Ноздрева они тоже не могли. Ведь жители города зовут именно Ноздрева, когда хотят узнать, кто же такой Ч. на самом деле.

20 стр., 9969 слов

Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.В. Гоголя ‘Мертвые души’

... этого произведения. Цель данной работы - раскрыть идейно-художественное своеобразие «Мёртвых душ». Объект исследования - поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Предмет исследования: уникальное идейно-художественное ... Само название поэмы («мертвые души») предполагало возможность обратного: существования душ «живых»). Залогом того и должно было стать воскрешение главного героя для новой «прекрасной» ...

Плюшкин- «прореха на человечестве».

Любопытно заметить, что и об имени Плюшкина мы узнаём весьма оригинальным образом: по отчеству его дочери Александры Степановны, о которой упоминается лишь вскользь. Напрямую Гоголь “прореху на человечестве” Степаном не именует. Правда, приводит весьма колоритную кличку Плюшкина — “заплатанной”.

От одной главы к другой нарастает обличительный пафос Гоголя. От Манилова к Собакевичу неумолимо усиливается омертвление помещичьих душ, завершающееся в почти уже совсем окаменевшем Плюшкине. В изображении Плюшкина Гоголь совмещает разнородные художественные элементы — реалистически бытовые живописи и резкого заострения сатирического рисунка. И это вовсе не создает ощущения стилистической разноголосицы. Бытовая конкретность и достоверность образа сочетаются с характерной для него исключительной широтой обобщения. Главу о Плюшкине (гл.6) Гоголь считал одной из самых трудных. Она несколько раз переделывалась, в нее вводились новые детали, усиливающие впечатление от внешности Плюшкина, его имения, дома. Писатель стремился к предельной краткости и энергии повествования. В Плюшкине есть та потрясающая сила художественной пластики, которая так выделяет этот образ среди других скупцов в мировой литературе. Образы помещиков раскрыты Гоголем вне эволюции, как характеры уже сложившиеся. Единственное исключение — Плюшкин. Он не просто завершает собой галерею помещичьих мертвых душ. Среди них он наиболее зловещий симптом неизлечимой, смертельной болезни, которой заражен крепостнический строй, предел распада человеческой личности вообще, «прореха на человечестве». Вот почему Гоголю казалось важным раскрыть этот характер в развитии, показать, как Плюшкин стал Плюшкиным. Тупая, бессмысленная жадность уничтожила человека в некогда хозяйственном, энергичном помещике. Трагизм всеобщего запустения и вымирания подчеркивает заброшенный сад. Он находится «позади дома», символизируя прошлое героя, в котором у него была «живая» жизнь – приветливая жена, дети, частые гости в гостеприимном доме.

Деталь пейзажа-, Деталь портрета-, Деталь интерьера -, Деталь поведения героя-, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам: Стиль Гоголя накладывает отпечаток на искусство детали. Стилевые особенности состоят в том, что здесь наиболее отчётливо и ярко выражен свойственный Гоголю приём сатирической иронии. В судьбах героев, в заурядных и невероятных происшествиях их жизни.

Таким образом, помещиков в «Мертвых душах» объединяют общие черты: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы, как мне кажется, великим писателем, если бы не ограничился лишь «социальным» объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает «типические характеры в типических обстоятельствах», но «обстоятельства» могут заключаться и в условиях внутренней психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю.Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич — эти герои антисоциальны, их характеры уродливы, но у каждого из них, как мы убедились при более близком знакомстве, осталось хоть что-нибудь положительное.

6 стр., 2900 слов

Смех и слезы в комедии гоголя ревизор. Смех сквозь слезы в комедии ...

... относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смех… Почему он никогда ... характеров. Но существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха. Н. В. Гоголь смеется Read More ...... Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, ... ревизор, и можно сказать, что судьба всех справедливо рассудила. Другие сочинения: ...

Композиционная роль деталей в том, что именно через них постепенно узнаешь характеры героев, именно мелочи помогают шире раскрывать образы.Если бы не было мелочей в поэме, то образы были бы неполными, схематичными. Герои Гоголя в поэме «Мертвые души» предстают перед читателем с удивительной живностью благодаря именно художественным деталям. Описание деталей порой заслоняет самих людей.

Н.В.Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, благодаря обилию предметно-бытовых деталей. Уже во времена Пушкина возникла необходимость в более критическом и детальном исследовании отдельных сфер русской жизни.Детализация – важнейший аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь. Например: интерьер как средство характеристики практически не использовался в классической и романтической литературе. Однако писатели-реалисты поняли, как много может вещь рассказать о своём владельце. Роль художественной детали возросла.

Гоголь видит детали, будто под микроскопом, и они приобретают непривычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью. Мир вещей в поэме-хаос, своего рода кладбище вещей, так создается картина «ада».

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/nauchno/gogol-master-detaley/

  1. Гоголь Н.В. Мертвые души.- М.: Издательство «художественная литература»,

1984 г.-320стр.

  1. Золотусский И. Гоголь. М.,1984.

  2. Ю. Манн “В поисках живой души” М., 1987 г.

  3. Ю. Манн. Поэтика Гоголя.- М.: Издательство «Художественная литература», 1978 г.

  4. «Справочник школьника нового типа», ИД «Весь» — С-Пб, 2003 г.

  5. Турбин.В. Герои Гоголя.- М.,1996г.

  6. Гоголь в воспоминаниях современников. М., ГИХЛ, 1952 г.

  7. Современный словарь – справочник по литературе. Москва 1999 г.