В. Г. Белинский о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Сочинение

Рождение на свет такого уникального и художественно мощного произведения, как знаменитая поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», произвело настоящее движение в среде русских литераторов и критиков. (История создания поэмы «Мертвые души»: замысел поэмы).

Признаком силы этой поэмы является то, что все литераторы, писатели, поэты и критики в один голос говорили о неповторимости и важности этого произведения. Важно отметить мнение знаменитого русского критика Белинского, а также мнение его антагониста – критика Шевырева.

Критика Белинского: глубина общественной идеи

По мнению Белинского, «Мертвые души» стоят выше всего, что было в русской литературе. Главной причиной это является то, что это же ставшее бессмертным произведение содержит в себе глубину общественной идеи и высокую художественную выразительность образов и картин.

Гоголь сумел совместить в одной поэме живые, чрезвычайно важные национальные мотивы и высокохудожественные идеалы, которые помогли ему подчеркнуть и в необходимый момент выделить заложенные писателем в поэму идеи.

Белинский подчеркивает, что в поэме нет ничего комического и вызывающего смех, и очевидно, что у автора не было желания насмешить читателя, он преподносит выдуманные им события глубоко и серьезно, так как желает, чтобы подтекст его поэмы был услышан правильно, и чтобы истина стала по-настоящему открытой и очевидной для людей.

Белинский убежден, что данную поэму нельзя рассматривать со стороны привычной для гоголевского творчества сатиры, сам жанр «Мертвых душ» и замысел произведения, включающий целых три тома, говорит о том, что писатель желает, чтобы к образам и событиям поэмы относились с полной серьезностью и вниманием.

В. Г. Белинский о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» сочинение

В. Г. Белинский о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — грандиозное по свое­му значению произведение, она является частицей русской лите­ратурной сокровищницы. Необычная история создания «Мерт­вых душ» уже таит в себе немало удивительного. Гоголь руко­водствовался отнюдь не только литературными задачами. Как видно из его поэмы, все свои помыслы писатель отдавал России, будущему возрождению ее народа. Книга Гоголя исполнена мужественной и мудрой правды о жизни, о Родине, а самое глав­ное — о судьбах русского народа. Писатель безгранично любит свой народ, верит в его светлое будущее. При чтении поэмы осо­бенно живо трогает душу образ Руси-тройки. Здесь автор ут­верждает мысль о неостановимом движении Родины, выражает мечту о ее будущем и надежду на появление настоящих «добро­детельных» людей, способных спасти страну: «Предстанет не­сметное богатство русского духа. Подымутся русские движе­ния… И увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов…»

3 стр., 1483 слов

Конспект литературы в 9 классе ««Мёртвые души» Н. Гоголя ...

... Мертвые души" не соответствуют понятию толпы о романе, как о сказке, где действующие лица полюбили, разлучились, а потом женились и стали богаты и счастливы. 3)Поэмою Гоголя ... понимаете смысл фразы из текста: « Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому ... к творческой работе. Работа в группах: сочинение-рассуждение по литературоведческой статье. Проверка работы в группах: чтение сочинений. ...

Поэма «Мертвые души» является и сатирическим произведе­нием. Гоголевская сатира адресована противоречиям самой дей­ствительности. Все сословия общества четко очерчены в раз­ных группах персонажей: уездное дворянство, губернское чи­новничество и дворянство, предприниматели нового типа, дворовые, слуги, крестьяне, столичное дворянство и чиновниче­ство. Писатель умело выделяет «говорящую» деталь внешнего облика героя. Сразу создается у читателя впечатление живого лица, выявляется психологическая сущность персонажа. Не­трудно вспомнить сходство с медведем, косолапость Собакеви- ча, расплывчатость черт пустослова Манилова. Или, например, облик Ивана Антоновича — «кувшинного рыла»: «Вся сердце- вина лица выступила у него вперед и пошла в нос». Сразу на­прашивается вывод, что это нос чиновника, привыкшего «вы­нюхивать» взятки. В «Мертвых душах» каждый портрет обла­дает индивидуальной глубиной. Все в нем неповторимо. Не менее поразительна способность автора вложить в уста тупых обывателей «разоблачительные» речи. Любой из них, разумеет­ся, высказывается о своем и по-своему. Но источник у всех об­щий. Все они и не подозревают о том, что обычные, привычные их разглагольствования обнаруживают прежде всего убогость, тупость, грубость, ханжество. Собакевич критикует своих зна­комых. Но достаточно послушать его, чтобы убедиться, что он считает себя лучше всех, а в поношении близких находит един­ственное удовольствие. Чем больше откровенничает «медведь», тем яснее становится: наступать на чужие ноги не дурная при­вычка, а сущность его натуры. Не только «ругатель» Собакевич, но и другие персонажи демонстрируют самые затаенные и смешные стороны своего характера. Автор позволяет выгово­риться Ноздреву, Манилову и другим. Бессознательно они вы­балтывают: один — свою наглость и глупость, другой — пустое, никчемное фантазерство. В поэме все: затейливые фамилии, предметы быта, туалета — выполняет резко обличительную функцию.

Главный герой поэмы — Чичиков. Он относится к предпри­нимателям нового типа. Автор затрагивает совершенно новый социальный процесс, зарождавшийся в феодальной России, — появление дельцов буржуазного толка. Вместе с тем чувствуется вся глубина противоречий жизни страны. Простые жители не могут найти средств для самого скромного существования. Отсю­да в поэме появляется «говорящая» фамилия — Копейкин. Лишь потерявшие совесть занимаются ростовщичеством, подло­гом, взяточничеством: копят капитал от копейки до миллионов. Горькая правда капитана Копейкина незримо присутствует и в рас­суждениях писателя о тех ленивых душой читателях, которые не хотят знать истину. Наступательная позиция писателя против лжепатриотов необычайно актуальна и для нашего времени. В поэме ярко, зримо отражены неминуемые последствия дегра­дации определенных слоев российского общества. И вместе с тем — мечта о возрождении страны, вера в изначальные силы народа. Сама тема поэмы — это критичное отношение ко всем порочным явлениям.

20 стр., 9969 слов

Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.В. Гоголя ‘Мертвые души’

... произведения. Цель данной работы - раскрыть идейно-художественное своеобразие «Мёртвых душ». Объект исследования - поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Предмет исследования: уникальное ... К тому же оксюморонное выражение «мертвая душа» и производные от него - «мертвая жизнь», «живая смерть» - приобрели широкое ... «Давно не бывало у нас такого движения, какое теперь по случаю «Мертвых душ», - писал один из ...

Социальная почва, на которой процветали Чичиковы, Мани­ловы, Собакевичи, давно разрушена. А зло бюрократизма, при­способленчества, накопительства продолжает мешать человече­ству. Разящая сатира Гоголя необходима и нашему времени. Важно, может быть, даже более, и другое. В произведении — пу­гающая картина разобщенности людей, их отчуждения от под­линного смысла жизни.

Герои Гоголя окончательно утратили способность по-настоя­щему видеть, слышать, думать. Их поведение, механическое, заданное раз и навсегда, подчинено единственной страсти — приобретать: материальные блага, положение в обществе, чины на службе. Человек потерял человеческое лицо. А это уже не смешно — страшно. Такая участь подстерегает каждого, кто от­вернется от неповторимо многообразного духовного бытия. Страстное желание художника пробудить сонное человеческое сознание созвучно любой эпохе застоя. Книга актуальна и в на­стоящее время.

Действительно, справедливы слова Белинского, что поэма эта в самом деле выхвачена «из тайника народной жизни». Это под­тверждается каждым словом, каждой строкой этого «русского, национального творения». Поэма Гоголя «Мертвые души», ис­полненная мужественной и мудрой правды о жизни, завершает­ся лирическим раздумьем о судьбах Родины. «Русь, куда ж не­сешься ты? Дай ответ». Большой эмоциональной силой проник­нута авторская вера в ее развитие. Я думаю, что это великое произведение будет жить в веках и бережно передаваться от по­коления к поколению.

Мнение критика Шевырева

В оценке значимости и художественной ценности «Мертвых душ» критик Шевырев – извечный антагонист Белинского и «натуральной школы» — больше всего выделяет двойственность творчества Гоголя и его внутреннюю противоречивость, которая находит отображение в его произведениях.

Шевырев предполагает, что в первую очередь, в поэме стоит обратить внимание на резкую и явную противоположность внешнего мира и его содержания с прекрасным миром искусства.

По мнению критика, только один Гоголь сумел настолько гармонично воплотить подобную противоречивость жизни в искусство, и сумел сделать это с пользой для людей и полным пониманием того, что именно необходимо выделить в этой неустанной борьбе между реальностью и вымыслом, без которой невозможно создать высокохудожественное произведение того уровня и смыслового наполнения.

Гоголь в русской литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/poema-mertvyie-dushi-v-otsenke-belinskogo/

/В.Г. Белинский. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя. Москва. В университетской типографии. 1842. В 8-ю д. л. 475 стр./

Есть два способа выговаривать новые истины. Один – уклончивый, как будто не противоречащий общему мнению, больше намекающий, чем утверждающий; истина в нем доступна избранным и замаскирована для толпы скромными выражениями: если смеем так думать, если позволено так выразиться, если не ошибаемся, и т. п. Другой способ выговаривать истину — прямой и резкий, в нем человек является провозвестником истины, совершенно забывая себя и глубоко презирая робкие оговорки и двусмысленные намеки, которые каждая сторона толкует в свою пользу и в которых видно низкое желание служить и нашим и вашим. «Кто не за меня, тот против меня» — вот девиз людей, которые любят выговаривать истину прямо и смело, заботясь только об истине, а не о том, что скажут о них самих… Так как цель критики есть истина же, то и критика бывает двух родов: уклончивая и прямая. <…>

6 стр., 2683 слов

Почему Мертвые души называют поэмой? Определение, особенности ...

... произведениями, вырываются из контекста поэмы. История создания поэмы Гоголя «Мёртвые души» «Мёртвые души» — произведение Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Изначально задумано как трёхтомное ... его издания. Впервые сохранившиеся главы второго тома «Мёртвых душ» были изданы в составе Полного собрания сочинений Гоголя летом 1855 года. Сходство с другими формами ...

  • Не углубляясь далеко в прошедшее нашей литературы, не упоминая в многих предсказаниях «прямой критики», сделанных давно и теперь сбывшихся, скажем просто, что из ныне существующих журналов только на долю «Отечественных записок» выпала роль «прямой» критики. <…>
  • Давно ли многие не могли нам простить, что мы видели великого поэта в Лермонтове? Давно ли писали о нас, что мы превозносим его пристрастно, как постоянного вкладчика в наш журнал? — И что же! Мало того, что участие и устремленные на поэта полные изумления и ожидания очи целого общества, при жизни его, и потом общая скорбь образованной и необразованной части читающей публики, при вести о его безвременной кончине, вполне оправдали наши прямые и резкие приговоры о его таланте, — мало того: Лермонтова принуждены были хвалить даже те люди, которых не только критик, но и существования он не подозревал и которые гораздо лучше и приличнее могли бы почтить его талант своею враждою, чем приязнию… Но эти нападки на наш журнал за Марлинского1 и Лермонтова ничто в сравнении с нападками за Гоголя…

Из существующих теперь журналов «Отечественные записки» первые и одни сказали и постоянно, со дня своего появления до сей минуты, говорят, что такое Гоголь в русской литературе…2 Как на величайшую нелепость со стороны нашего журнала, как на самое темное и позорное пятно на нем указывали разные критиканы, сочинители и литературщики на наше мнение о Гоголе… Если б мы имели несчастие увидеть гения и великого писателя в каком-нибудь писаке средней руки, предмете общих насмешек и образце бездарности, — и тогда бы не находили этого столь смешным, нелепым, оскорбительным, как мысль о том, что Гоголь — великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России… За сравнение его с Пушкиным на нас нападали люди, всеми силами старавшиеся бросать грязью своих литературных воззрений в страдальческую тень первого великого поэта Руси…3 Они прикидывались, что их оскорбляла одна мысль видеть имя Гоголя подле имени Пушкина; они притворялись глухими, когда им говорили, что сам Пушкин первый понял и оценил талант Гоголя и что оба поэта были в отношениях, напоминавших собою отношения Гёте и Шиллера4. <…>

  • Вообще, ни один поэт на Руси не имел такой странной судьбы, как Гоголь: в нем не смели видеть великого писателя даже люди, знавшие наизусть его творения;
  • к его таланту никто не был равнодушен: его или любили восторженно, или ненавидели. И этому есть глубокая причина, которая доказывает скорее жизненность, чем мертвенность нашего общества. Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность, и если к этому присовокупить его глубокий юмор, его бесконечную иронию, то ясно будет, почему ему еще долго не быть понятным и что обществу легче полюбить его, чем понять… Впрочем, мы коснулись такого предмета, которого нельзя объяснить в рецензии. Скоро будем мы иметь случай поговорить подробно о всей поэтической деятельности Гоголя, как об одном целом, и обозреть все его творения в их постепенном развитии5. Теперь же ограничимся выражением в общих чертах своего мнения о достоинстве «Мертвых душ» — этого великого произведения. <…>

Другие статьи критиков о поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» :

16 стр., 7904 слов

Экзаменационный по литературе система образов в поэме н. В. Гоголя ...

... Гоголе., Москва. «Просвещение» 1983 г. (стр. 222-224; 226-229) 2. Н.В.Гоголь «Мёртвые души» поэма. Москва. «Советская Россия» 1980 г. ( стр. 87) 3. С.Машинский «Мёртвые души» ... особенно для замысла «Мёртвых душ». Его великое произведение убедительно показало, ... на довольных лицах, сытый чиновник, полуголодный крестьянин, опустевшая деревня ... в развитие отдельных сцен, плавных переходов от образа к образу ...

В.Г. Белинский. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя

  • Гоголь в русской литературе
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/poema-mertvyie-dushi-v-otsenke-belinskogo/

  • Субъективность автора в поэме
  • Русский дух в «Мертвых душах». Юмор, ирония и сатира в поэме

К.С. Аксаков. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души

  • Поэма Гоголя — древний, гомеровский эпос
  • Содержание и слог поэмы «Мертвые души». Сущность русского народа
  • Сравнения в поэме Гоголя. Характер героев Гоголя
  • Гоголь — поэт из Малороссии. Малороссийский язык Гоголя

С.П. Шевырёв. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя

  • Внешняя жизнь и содержание поэмы. Образ Чичикова
  • Образы помещиков. Герои поэмы «Мертвые души»
  • Лакей Петрушка и кучер Селифан. Город N. как действующее лицо поэмы
  • Связь искусства с жизнью
  • Комический юмор Гоголя
  • Творческая фантазия Гоголя. Картины русской природы. Сравнения
  • Характеры героев Гоголя — общие типы
  • Связь между поэмой и жизнью. Язык и слог «Мертвых душ»

Перейти к оглавлению книги «Русская литературная критика XIX века: Хрестоматия литературно-критических материалов»

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Варвара и Кудряш в пьесе Гроза Островского

    Почти все герои «темного царства» являются жертвами местных самодуров. Однако, хоть Варвара и Кудряш исключениями не будут, их позиция жертвы, в отличие от остальных пассивных обитателей царства, достаточно активна.

  • Сочинение по картине Левитана Ранняя весна (описание)
  • Сочинение по рассказу Тургенева Бежин луг 6 класс

    В Чернском уезде Тульской губернии главный герой охотился на тетеревов. Он заблудился, и только под вечер вышел к месту, которое называется Бежин луг. Часто в своих рассказах И.С. Тургенев описывает

  • Мое отношение к Печорину (9 класс) сочинение

    Роман «Герой нашего времени» — явление незаурядное, он занимает особое место в художественной литературе XIX века. М.Ю. Лермонтов в своем произведении вынуждает читателя пытаться понять поступки героев

  • История создания повести Невский проспект Гоголя

    На протяжении трех лет с 1830 года Гоголь ходил на занятия, которые проводились на территории Академии искусств. Там он был вольноприходящим студентом, поэтому посещал далеко не все мероприятия и занятия

    13 стр., 6346 слов

    СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ МЕРТВЫЕ ДУШИ

    ... еще при жизни. Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id46660 Смысл названия поэмы Мертвые души Гоголя сочинение Название данного произведения Гоголя, в первую очередь связано с главным ...