Конспект литературы в 9 классе ««Мёртвые души» Н. Гоголя — поэма о величии России

Сочинение

Класс: 9

Место урока в программе: первый из двух заключительных уроков по произведению.

Оборудование: учебник литературы В.Я.Коровиной (часть 1); поэма «Мёртвые души» (любые издания); макси-карточки с отрывками-средствами изобразительности; проектор; карточки для работы в группе.

Тема: «Мёртвые души» Н. Гоголя — поэма о величии России.

Цели: учимся работать с публицистическими текстами, развиваем аналитическую и творческую компетенции, воспитываем мораль и нравственность.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Повторение+домашнее задание: 1 ученик у доски определяет термины (фразеологизм, сравнение, эпитет, метафора); на материале терминов проводим краткий сравнительный анализ персонажей поэмы.

  3. Чтение и обсуждение отрывка из статьи учебника: с. 346-347 (таким ли мы увидели Чичикова, как утверждает автор статьи?)

  4. Чтение отрывка из поэмы (глава 11, от слов «И в самом деле…» до «одни кажутся недвижны»).

    Каким показывает автор Чичикова в окончании книги?

  5. Просмотр видеоотрывка «Русь-тройка». Переход к творческой работе.

  6. Работа в группах: сочинение-рассуждение по литературоведческой статье.

  7. Проверка работы в группах: чтение сочинений.

  8. Домашнее задание: с. 365 — коллективно выбираем вопросы, на которые ещё не ответили на предыдущих уроках (7, 9)

Для работы в группе:

1)»Мертвые души» прочтутся всеми, но понравятся, разумеется, не всем.2) В числе многих причин есть и та, что «Мертвые души» не соответствуют понятию толпы о романе, как о сказке, где действующие лица полюбили, разлучились, а потом женились и стали богаты и счастливы. 3)Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не «сюжет»; для восхищения всех прочих остаются только места и частности. 4)Сверх того, как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение.5) «Мертвые души» требуют изучения. 6)К тому же еще должно повторить, что юмор доступен только глубокому и сильно развитому духу. 7)Толпа не понимает и не любит его. 8)У нас всякий писака так и таращится рисовать бешеные страсти и сильные характеры, списывая их, разумеется, с себя и с своих знакомых. 9)Он считает для себя унижением снизойти до комического и ненавидит его по инстинкту, как мышь кошку. 10)»Комическое» и «юмор» большинство понимает у нас как шутовское, как карикатуру, — и мы уверены, что многие не шутя, с лукавою и довольною улыбкою от своей проницательности, будут говорить и писать, что Гоголь в шутку назвал свой роман поэмою… 11)Именно так! Ведь Гоголь большой остряк и шутник, и что за веселый человек, Боже мой! 12)Сам беспрестанно хохочет и других смешит!.. 13)Именно так, вы угадали, умные люди…

16 стр., 7914 слов

Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов интересующимися ...

... замечаются собственные недостатки. 2) ошибка в употреблении деепричастного оборота В) Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов, интересующимися современной литературой. 3) нарушение связи подлежащего и сказуемого Г) Незнакомец спросил у ... позицию из второго столбца. A) Мы увлекаемся и читаем приключенческую литературу. 1) ошибка в употреблении причастного оборота Б) Если не мать, ...

14)Что касается до нас, то, не считая себя вправе говорить печатно о личном характере живого писателя, мы скажем только, что не в шутку назвал Гоголь свой роман «поэмою» и что не комическую поэму разумеет он под нею.15) Это нам сказал не автор, а его книга.16) Мы не видим в ней ничего шуточного и смешного; ни в одном слове автора не заметили мы намерения смешить читателя: все серьезно, спокойно, истинно и глубоко… (В.Г.Белинский)

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: « Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не «сюжет»; для восхищения всех прочих остаются только места и частности. ».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вводные слова, указывающие источник сообщения:

по-моему, как считаю, как известно, как говорят, как оказалось, на мой взгляд

Вводные слова, выражающие уверенность:

конечно, бесспорно, действительно, правда, в самом деле.

Вводные слова, выражающие порядок мыслей и их связь:

во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом, наоборот, например, кроме того, к тому же, с другой стороны, в общем, стало быть, главное, к слову сказать, кстати сказать

Оценка стиля высказывания:

одним словом, другими словами, иначе говоря, вернее, лучше сказать, если можно так выразиться, что называется

Привлечение внимания собеседника к сообщению:

представьте себе, согласитесь, повторяю, подчеркиваю, что важно, что существенно

Вводная часть:

Вводные слова, указывающие источник сообщения:

по-моему, как считаю, как известно, как говорят, как оказалось, на мой взгляд

Вводные слова, выражающие уверенность:

конечно, бесспорно, действительно, правда, в самом деле.

Вводные слова, выражающие порядок мыслей и их связь:

во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом, наоборот, например, кроме того, к тому же, с другой стороны, в общем, стало быть, главное, к слову сказать, кстати сказать

Оценка стиля высказывания:

одним словом, другими словами, иначе говоря, вернее, лучше сказать, если можно так выразиться, что называется

Привлечение внимания собеседника к сообщению:

представьте себе, согласитесь, повторяю, подчеркиваю, что важно, что существенно

Аргумент 1:

Вводные слова, указывающие источник сообщения:

по-моему, как считаю, как известно, как говорят, как оказалось, на мой взгляд

Вводные слова, выражающие уверенность:

конечно, бесспорно, действительно, правда, в самом деле.

Вводные слова, выражающие порядок мыслей и их связь:

во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом, наоборот, например, кроме того, к тому же, с другой стороны, в общем, стало быть, главное, к слову сказать, кстати сказать

Оценка стиля высказывания:

одним словом, другими словами, иначе говоря, вернее, лучше сказать, если можно так выразиться, что называется

Привлечение внимания собеседника к сообщению:

представьте себе, согласитесь, повторяю, подчеркиваю, что важно, что существенно

Аргумент 2:

Вводные слова, указывающие источник сообщения:

по-моему, как считаю, как известно, как говорят, как оказалось, на мой взгляд

Вводные слова, выражающие уверенность:

конечно, бесспорно, действительно, правда, в самом деле.

Вводные слова, выражающие порядок мыслей и их связь:

во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом, наоборот, например, кроме того, к тому же, с другой стороны, в общем, стало быть, главное, к слову сказать, кстати сказать

Оценка стиля высказывания:

одним словом, другими словами, иначе говоря, вернее, лучше сказать, если можно так выразиться, что называется

Привлечение внимания собеседника к сообщению:

представьте себе, согласитесь, повторяю, подчеркиваю, что важно, что существенно

Заключительная часть: