Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов интересующимися современной литературой

Контрольная работа

Практическая работа «Синтаксические нормы»

1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

1) ошибка в построении предложения с причастным оборотом

Б) Высказав мысль о необходимости разностороннего образования, она очень слабо аргументирована.

2) ошибка в употреблении деепричастного оборота

В) Согласно приказа последний урок отменялся в связи с проведением субботника.

3) нарушение связи подлежащего и сказуемого

Г) Иван Сергеевич спросил меня, куда он идёт.

4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) Пять матчей нашей сборной по хоккею выиграны с разгромным счётом.

5) нарушение норм управления

6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Надев костюм в примерочной, он подгоняется по фигуре.

1) ошибка в употреблении причастного оборота

Б) Юноши готовились к соревнованиям наездников, считавшихся у черкесов большим событием.

2) ошибка в употреблении деепричастного оборота

В) Многие ребята мечтают и стремятся к полётам в космос.

3) нарушение связи подлежащего и сказуемого

Г) Газету «Комсомольскую правду» выписывают и читают многие поколения читателей.

4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) Есть люди, которые всегда считают то, что виноваты не они, а другие.

5) ошибка в построении предложения с однородными членами

6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

7) неправильное построение сложноподчинённого предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Развивая силу воли, на меня влияли разные обстоятельства.

1) ошибка в употреблении причастного оборота

Б) Гарибальди встал во главе людей, сражающейся за независимость Италии.

2) ошибка в употреблении деепричастного оборота

В) Учёные сравнивают и наблюдают за жизнью животных.

3) нарушение связи подлежащего и сказуемого

Г) Все, кто побывали на спектакле, были в полном восторге от игры актёров.

4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) Антон относился к тем людям, не осознавая этого, которые всегда плачут.

5) ошибка в построении предложения с однородными членами

6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

7) неправильное построение сложноподчинённого предложения, осложнённого деепричастным оборотом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) В начальной школе мы очень любили читать произведение А.С. Пушкина «Сказку о золотом петушке».

1) ошибка в употреблении причастного оборота

Б) Критично относясь к другим, часто не замечаются собственные недостатки.

2) ошибка в употреблении деепричастного оборота

В) Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов, интересующимися современной литературой.

3) нарушение связи подлежащего и сказуемого

Г) Незнакомец спросил у прохожего, как мне добраться к вокзалу.

4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) Новый законопроект взволновал и активно обсуждался в широких кругах общественности.

5) ошибка в построении предложения с однородными членами

6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Мы увлекаемся и читаем приключенческую литературу.

1) ошибка в употреблении причастного оборота

Б) Если не мать, то отец осудят твой поступок.

2) ошибка в употреблении деепричастного оборота

В) Переходя улицу, меня оштрафовал милиционер.

3) нарушение связи подлежащего и сказуемого

Г) Я увлеклась рассказом Чехова «Дамой с собачкой».

4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) Мы согласились с коллективом одноклассников, принявшими решение об организации помощи ветеранам.

5) ошибка в построении предложения с однородными членами

6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

7) неправильное построение сложноподчинённого предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

6. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Молодёжь собрались в клубе.

1) ошибка в употреблении причастного оборота

Б) Переходя улицу, часто нарушаются правила.

2) ошибка в употреблении деепричастного оборота

В) Дети любили и заботились о своих четвероногих питомцах.

3) нарушение связи подлежащего и сказуемого

Г) На съезде учителей, проходивших в Сочи, было принято обращение к общественности.

4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) Согласно билетов все заняли свои места в вагоне.

5) ошибка в построении предложения с однородными членами

6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

7) неправильное построение сложноподчинённого предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Большинство поддержали докладчика.

1) ошибка в употреблении причастного оборота

Б) Исследуя творчество Державина, обнаруживаются черты классицизма, сентиментализма и романтизма.

2) ошибка в употреблении деепричастного оборота

В) Железнодорожный состав отправился в путь согласно утверждённого расписания движения.

3) нарушение связи подлежащего и сказуемого

Г) Одним из самостоятельных видов искусства, существующего с конца XV века, является графика.

4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) Среди главных достижений Карамзина следует назвать его труд «Историю государства Российского».

5) ошибка в построении предложения с однородными членами

6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

7) неправильное построение сложноподчинённого предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Прошли пять минут.

1) ошибка в употреблении причастного оборота

Б) Исследуя творчество Лермонтова, многогранность его таланта вызывает восхищение.

2) ошибка в употреблении деепричастного оборота

В) Вопреки общепринятых норм ударение в русском языке часто ставится неправильно под влиянием неграмотных носителей языка.

3) нарушение связи подлежащего и сказуемого

Г) Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связано с вулканами.

4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) Он сказал то, что не успеет выполнить работу в срок.

5) ошибка в построении предложения с однородными членами

6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

7) неправильное построение сложноподчинённого предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

9. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Крик и рыдание слышалось из соседней комнаты.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Называя одним и тем же словом в чём-то сходные понятия, несущественные детали не принимаются во внимание.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осени собралось в яркий весёлый ковёр, нарядный орнамент.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Одним из первых учёных, открывший закон относительности, как это не удивительно, был Лев Толстой.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

10. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Все, кто работают на заводе, живут в близлежащих посёлках.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Записывая формулу, должна быть повторена утверждённая комбинация знаков.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Хор исполнял песню «Калинку».

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Ознакомьтесь со списком кандидатов, выдвинутыми на выборы.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Свою решимость он подтвердил, что я готов выступать в суде свидетелем.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Контрольная работа «Нормативный аспект культуры речи»

1.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) манЯщий

2) каталОг

3) добелА

4) избАлованный

2. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нарвАла

2) началАсь

3) дефИс

4) знАчимый

3. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена

буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нормировАть

2) прИбыв

3) нет кОнусов

4) зАгодя

4.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1.) СЫТНЫЙ тётушкин суп понравился всем детям.

2) Он был СКРЫТНЫМ человеком и никому не доверял своих секретов.

3) На краю города сохранился старый ЯБЛОЧНЫЙ сад с раскидистыми деревьями.

4.) Выступление юного скрипача было настолько ЭФФЕКТНЫМ, что

публика аплодировала стоя.

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) ДЛИТЕЛЬНЫЙ кашель у ребёнка нередко является симптомом серьёзного заболевания.

2) В БОЛОТИСТОЙ почве содержится мало кислорода и питательных веществ, необходимых растениям.

3) Обширные территории Сибири и Дальнего Востока расположены в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.

4) К негативным ЭКОЛОГИЧНЫМ факторам относятся

Химическое загрязнение воды и уничтожение зелёных насаждений.

6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) На этот раз открытую лекцию в музее читал ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ член

Академии наук.

2) Гость осведомился у хозяина о НАЛИЧНОСТИ свободных номеров

в гостинице.

3) Шутки Коли казались нам подчас ОБИДНЫМИ.

4) В течение ДЛИТЕЛЬНОГО времени наша команда готовилась к восхождению на гору.

7.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) свежих мандаринов

2) поезжайте за продуктами

3) наиболее выгодно

4) двухстами рублями

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пакет помидоров

2) опытные доктора

3) килограмм сосисек

4) в их отчёте

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) с тремястами новобранцами

2) жареные тетерева

3) ихние друзья

4) лягте на кушетку

10.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Украшая зал к празднику,

1) организаторами было развешено больше ста воздушных шаров.

2) у дежурного класса есть возможность проявить свои организационные умения.

3) Настя думала о предстоящем торжестве.

4) каждому был поручен определённый участок работы.

11. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Путешествуя по Колумбии,

1) европейских туристов поражали бедность и низкий культурный уровень населения.

2) меня не оставляло желание заехать на кофейные плантации и попробовать знаменитый колумбийский кофе.

3) вы окунаетесь в мир ярких красок и зажигательных мелодий.

4) определенные неудобства доставит вам незнание испанского языка.

12. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Раскрашивая картинки,

1) у детей развивается моторика рук.

2) время до обеда пролетело незаметно.

3) маленькому Гоше никак не удавались ровные контуры.

4) ребенок учится передавать цветовую гамму с помощью карандашей или красок.

13.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Согласно правилам авиаперевозок в случае задержки рейса более чем на шесть часов пассажиру полагается бесплатный обед.

2) Сюжетом для оперы М. Глинки «Иван Сусанин» послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина.

3) Тех, кто ещё не определился с темой диплома, профессор пригласил на ознакомительную лекцию по-своему предмету.

4) Посетители подолгу рассматривали и восхищались полотнами художников-передвижников.

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Туристам, любящим путешествовать по Южной Америке и при этом ни разу не бывавшим в Перу, понравится предложение нашей фирмы.

2) Для церкви Святого Сикста в Пьяченце Рафаэль создаёт самое совершенное своё творение – картину«Сикстинскую Мадонну».

3) Те, кто хорошо напишет все текущие контрольные работы, будут освобождены от экзамена.

4) Вопреки ожиданиям главнокомандующего, враг отказался сдать крепость без боя.

15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Те, кто хоть раз видел Ниагарский водопад, никогда не смогут забыть это чудо природы.

2) Когда Кате было восемь лет, она впервые прочла «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери.

3) Евгений Сергеевич пожелал удачи своему ученику, которого полюбил за время их недолгого знакомства и с которым так не хотел теперь прощаться.

4) Конница императора, быстро приближаясь, мчалась наперерез неприятельского отряда.

16.В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Медсестра, которая работала в отделении уже тридцать лет, охотно помогала новым сотрудникам.

2) Здание, в котором располагается медицинский центр, построено двадцать лет назад.

3) Все надеются на Ирину Викторовну, которая умеет найти выход из любой ситуации.

4) Приятно наблюдать за победами команды, которая была сформирована только в прошлом году.

17. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В средние века на город обрушилась эпидемия, которая стала причиной смерти большей части жителей.

2) Они нашли в его квартире старую книгу, название которой невозможно было разобрать.

3) Дверь, которая всегда запиралась на ночь, оказалась распахнутой.

4) Кондиционер, который купили в прошлом году, вскоре вышел из строя.

18. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Блюдо рекомендуют полить соком, который образовался вовремя тушения мяса.

2) Интерес посетителей музея вызывают те экспонаты, которые связаны с жизнью М.А.Булгакова.

3) Гости прибыли на выставку, которая проходила в музее А.С.Пушкина на Мойке,12.

4) Наш жилой комплекс, который строился 16 лет, задумывался как город в городе.

Информационное обеспечение обучения

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/prepodavatel-rukovodil-diplomnoy-rabotoy-gruppyi-studentov-interesuyuschimisya/

Бортников, В. И. Русский язык и культура речи. Практикум : учеб. пособие для СПО / В. И. Бортников, Ю. Б. Пикулева. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 95 с. — (Серия : Профессиональное образование).

— ISBN 978-5-534-07648-6. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/C467F994-ECEE-46E6-B05E-6E658BF29DCC

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/prepodavatel-rukovodil-diplomnoy-rabotoy-gruppyi-studentov-interesuyuschimisya/

Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи: учебник для студентов учреждений СПО / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – 16-е изд., стер. – М.: Академия, 2016. – 320 с. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. для ссузов / Л.А. Введенская. — 5 изд. — Ростов-н/Д: Феникс, 2012. – 448с.- (Среднее профессиональное образование) Голубева, А. В. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для СПО / А. В. Голубева ; под ред. А. В. Голубевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. — (Серия : Профессиональное образование).

— ISBN 978-5-9916-7623-6. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/B2DC43BF-015A-457C-B7D3-149E88BA5C84. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. / Е.Г. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др.; Под ред. Е.Г. Ганапольской,А.В. Хохлова. – С.-Пб.: Питер, 2013. Самсонов, Н. Б. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для СПО / Н. Б. Самсонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 383 с. — (Серия : Профессиональное образование).

— ISBN 978-5-9916-9258-8. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/DB440459-E99D-437E-AF2A-135C1999D9E7. Современный русский язык : учеб. пособие для СПО / А. В. Глазков, Е. А. Глазкова, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева ; под ред. Н. Ю. Муравьевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 230 с. — (Серия : Профессиональное образование).

— ISBN 978-5-534-08790-1. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/D45E495C-D06B-4002-A707-EA11B85EFFBC.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Справочно-информационный портал «Русский язык» – ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru Культура письменной речи http://www.gramma.ru МедиаЛингва: электронные словари, лингвистические технологии http://www.medialingua.ru Проект «Русские словари» http://www.slovari.ru Русский язык и культура речи: электронный учебник Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык Словари и энциклопедии на «Академике» http://dic.academic.ru