Прошлое, настоящее и будущее России в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Сочинение

Страницы: [1]

Известно, что Н. В. Гоголь задумывал свою поэму, которая была напечатана в 1842 году, по типу «Божественной комедии» Данте. Замысел писателя был грандиозен: желая, чтобы «вся Русь явилась» в произведении, он хотел создать три тома (I том — ад, II том — чистилище, III том — рай), однако III том написан не был, а рукописи II тома сожжены, поэтому I том — только часть, в которой угадываются очертания целого, и мы можем говорить о прошлом и судьбе России только так, как это представлено в I томе. Важно отметить особый жанр гоголевского произведения: в поэме писателя эпическая и лирическая части совмещены в равной степени, составляя единое целое, при этом цели эпического — показать «хотя с одного боку всю Русь»: прошлое и настоящее России первой четверти XIX века, а многочисленные лирические отступления о светлом будущем России, о положительном идеале автора подчинены задачам лирического.

Своеобразие жанра, особенности сюжета и композиции «дали полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров» («Авторская исповедь»).

Герцен, прочитав «Мёртвые души», записал в своём дневнике, что поэма Гоголя — «горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный». Действительно, всем ходом поэмы Гоголь приводит читателя к мысли, что настоящая Россия — это страна «мёртвых душ» помещиков-«небокоптителей» (таких, как Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин), чиновников-взяточников (вроде прокурора и почтмейстера) и зарождающегося класса мелкой буржуазии (Павел Иванович Чичиков).

В одном из писем Гоголь говорит о том, что его главным свойством, которое сумел подметить Пушкин, было умение с такой силой очертить «пошлость пошлого человека», чтобы вся мелочь, ускользающая от внимания людей, «бросилась бы крупно в глаза всем». Действительно, если рассмотреть, например, образы помещиков, можно увидеть, что в основе их характеров лежат вовсе не самые плохие черты, но все они, «доведённые до излишества», по выражению Гоголя, приобретают уродливые формы.

Так, в образе Манилова автор акцентирует читательское внимание на внутренней доброте, нежадности героя, однако его праздная мечтательность, бездеятельное прожектерство приводят к тому, что «хозяйство шло как-то само собой», из гостеприимного хозяина он превращается в человека, не умеющего взяться за дело, после общения с которым «…скажешь: «черт знает что такое!» И отойдешь подальше», почувствовав «скуку смертную».

13 стр., 6346 слов

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ МЕРТВЫЕ ДУШИ

... людей, потерявших свою душу, умерших еще при жизни. Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id46660 Смысл названия поэмы Мертвые души Гоголя сочинение Название данного произведения Гоголя, ... путешествует по всей России. Но видит, что большинство богатых людей не видят вокруг себя почти ничего, кроме своих низменных желаний. Помещик Манилов, не ...

В лицах «прекраснодушного» мечтателя Манилова, враля и скандалиста Ноздрева, которого Гоголь иронично назвал «историческим человеком», расчётливого торгаша и прижимистого кулака Собакевича, «дубинноголовой» Коробочки, боящейся продешевить, и, наконец, Плюшкина — «прорехе на человечестве» — представлена худшая сторона русской действительности. Н. В. Гоголь изобразил помещиков настоящего как людей бездуховных, чуждых нуждам народа и своей Родине, быстро забывающих героическое прошлое России, не чтящих память великих полководцев войны 1812 года (портрет Кутузова, висящий в доме Коробочки среди многочисленных картин с птицами; «неизвестно каким образом и для чего» поместившийся «между крепкими греками» Багратион — в доме Собакевича).

Картину произвола, творящегося в государстве, дополняет сатирическое изображение чиновничества губернского города NN. Н. В. Гоголь рисует выразительный групповой портрет городских чиновников. Отличительной особенностью изображения деятелей губернской власти является то, как Гоголь описывает их отношение к государственной службе, в важность которой верил сам автор. Государственная должность для этих людей — лишь средство для беспечной и праздной жизни. Изображая чиновников, автор немногословен, он даёт характер персонажа одним-двумя штрихами: прокурор — «человек праздный» и сидит дома, если не едет в гости играть в карты. В обществе губернских чиновников процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость», как замечает автор.

Страницы: [1]

Страницы  1 Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓

Читайте также: