Прошлое, настоящее и будущее России в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Сочинение

Страницы: [1]

Известно, что Н. В. Гоголь задумывал свою поэму, которая была напечатана в 1842 году, по типу «Божественной комедии» Данте. Замысел писателя был грандиозен: желая, чтобы «вся Русь явилась» в произведении, он хотел создать три тома (I том — ад, II том — чистилище, III том — рай), однако III том написан не был, а рукописи II тома сожжены, поэтому I том — только часть, в которой угадываются очертания целого, и мы можем говорить о прошлом и судьбе России только так, как это представлено в I томе. Важно отметить особый жанр гоголевского произведения: в поэме писателя эпическая и лирическая части совмещены в равной степени, составляя единое целое, при этом цели эпического — показать «хотя с одного боку всю Русь»: прошлое и настоящее России первой четверти XIX века, а многочисленные лирические отступления о светлом будущем России, о положительном идеале автора подчинены задачам лирического.

Своеобразие жанра, особенности сюжета и композиции «дали полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров» («Авторская исповедь»).

Герцен, прочитав «Мёртвые души», записал в своём дневнике, что поэма Гоголя — «горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный». Действительно, всем ходом поэмы Гоголь приводит читателя к мысли, что настоящая Россия — это страна «мёртвых душ» помещиков-«небокоптителей» (таких, как Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин), чиновников-взяточников (вроде прокурора и почтмейстера) и зарождающегося класса мелкой буржуазии (Павел Иванович Чичиков).

В одном из писем Гоголь говорит о том, что его главным свойством, которое сумел подметить Пушкин, было умение с такой силой очертить «пошлость пошлого человека», чтобы вся мелочь, ускользающая от внимания людей, «бросилась бы крупно в глаза всем». Действительно, если рассмотреть, например, образы помещиков, можно увидеть, что в основе их характеров лежат вовсе не самые плохие черты, но все они, «доведённые до излишества», по выражению Гоголя, приобретают уродливые формы.

Так, в образе Манилова автор акцентирует читательское внимание на внутренней доброте, нежадности героя, однако его праздная мечтательность, бездеятельное прожектерство приводят к тому, что «хозяйство шло как-то само собой», из гостеприимного хозяина он превращается в человека, не умеющего взяться за дело, после общения с которым «…скажешь: «черт знает что такое!» И отойдешь подальше», почувствовав «скуку смертную».

2 стр., 676 слов

Глава первая «Бизнес в России»

... Давайте взглянем на цифры. Мы с Вами знаем, что в России всего 10 % людей открывают свой бизнес. Возьмем эти 10 % за 100 ... ли Вы стать предпринимателем? Итак, в первую очередь, чтобы понять, действительно ли ваше решение начать свой бизнес является хорошей идеей, ... возможные риски. Чем же хорошо свое дело? Вот что люди хотят получить от бизнеса: доход работу возможность самостоятельно принимать ...

В лицах «прекраснодушного» мечтателя Манилова, враля и скандалиста Ноздрева, которого Гоголь иронично назвал «историческим человеком», расчётливого торгаша и прижимистого кулака Собакевича, «дубинноголовой» Коробочки, боящейся продешевить, и, наконец, Плюшкина — «прорехе на человечестве» — представлена худшая сторона русской действительности. Н. В. Гоголь изобразил помещиков настоящего как людей бездуховных, чуждых нуждам народа и своей Родине, быстро забывающих героическое прошлое России, не чтящих память великих полководцев войны 1812 года (портрет Кутузова, висящий в доме Коробочки среди многочисленных картин с птицами; «неизвестно каким образом и для чего» поместившийся «между крепкими греками» Багратион — в доме Собакевича).

Картину произвола, творящегося в государстве, дополняет сатирическое изображение чиновничества губернского города NN. Н. В. Гоголь рисует выразительный групповой портрет городских чиновников. Отличительной особенностью изображения деятелей губернской власти является то, как Гоголь описывает их отношение к государственной службе, в важность которой верил сам автор. Государственная должность для этих людей — лишь средство для беспечной и праздной жизни. Изображая чиновников, автор немногословен, он даёт характер персонажа одним-двумя штрихами: прокурор — «человек праздный» и сидит дома, если не едет в гости играть в карты. В обществе губернских чиновников процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость», как замечает автор.

Страницы: [1]

Страницы  1 Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓

Читайте также: