Страшная исповедь или как писать сочинение по роману «Мертвые души»
Задача: «Мертвые души» — история болезни, написанная мастерской рукой. Замысел произведения. Смысл названия поэмы. Работа над текстом первой главы. Учитывая родовую и жанровую специфику «Мертвых душ», мы, как и большинство методистов, считаем: наиболее целесообразный путь их анализа — вслед за автором. Убежден, что постижение произведения может быть достигнуто через осознание не только того, что изображено, но и как это выполнено, в связи, с чем вопросы художественного мастерства писателя, наряду с идейным содержанием, должны стать неотъемлемой частью школьного изучения гоголевской поэмы. Эпиграфом к сочинению могут стать слова А. И. Герцена: «Мертвые души» — это страшная исповедь современной России». Их следует написать на доске или на заранее заготовленном плакате. Начиная разговор о поэме, гапишите, что у каждого художника есть творение, которое он считает главным делом жизни, что он вложил в него самые заветные, самые сокровенные мысли. Таким произведением для Гоголя стали «Мертвые души», работе над которым он отдал семнадцать лет жизни.
Опекунском совете как живых и тем самым сорвать значительный куш, Гоголь первоначально задумал «Мертвые души» как произведение сугубо сатирическое. Об этом красноречиво свидетельствует его признание Пушкину в письме от 7 октября 1835 г.: «Сюжет растянулся на предлинный роман, и, кажется, будет сильно смешон… Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь…»
Однако по мере углубления темы в сознании Гоголя начинает настойчиво определяться иная, не комическая стихия произведения в виде лирических отступлений серьезного и патетического характера. Так, уже 12 ноября 1836 г. в письме к В. А. Жуковскому из-за границы, куда Гоголь уехал сразу после неудачной, как ему казалось, премьеры «Ревизора», он делится своим замыслом: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» Последние слова убедительно свидетельствуют о трансформации прежних намерений и цели — изобразить Русь «с одного боку». Замысел нового произведения бесконечно расширился. Теперь оно начинает видеться как грандиозная трехтомная эпопея о жизни всего государства, всей русской нации. Находясь за границей, Гоголь в продолжение нескольких лет много и упорно трудится над «Мертвыми душами». Друзья писателя, вся прогрессивная общественность с нетерпением ожидали завершения этой работы. Наконец, в конце 1841 г. он приехал в Россию, чтобы печатать первый том своей поэмы.
Живые и мертвые души в поэме Гоголя Мертвые души
... Поэма Гоголя - яркий пример отрицательного отношения автора к крепостному праву. Живые и мертвые души в поэме Мертвые души Несколько интересных сочинений Сюжет рассказа Куприна происходит в дореволюционной Москве. В своём произведении автор показывает атмосферу и ...
Когда писатель представил свою рукопись в Московский цензурный комитет, она произвела настоящую панику. По воспоминаниям самого Гоголя, один из цензоров, занимавший место председателя, едва услышав название «Мертвые души», закричал «голосом древнего римлянина»: «Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна! Мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертия».
Как только ему объяснили, что речь идет о ревизских душах, произошла еще большая кутерьма: «Нет! Этого и подавно нельзя позволить… это значит против крепостного права».
Раздавались и другие голоса на этом заседании: «Что вы ни говорите,- негодовали цензоры,- а цена (не сама возможность продажи! — Н. Ж-), которую дает Чичиков, цена два с полтиною, которую он дает за душу, возмущает душу. Человеческое чувство вопиет против этого, хотя, конечно, эта цена дается за одно имя, написанное на бумаге, но все же это имя — душа человеческая, она жила, существовала…» Такова была первая реакция официальных лиц на гоголевскую поэму, и писатель поспешил забрать рукопись из Московского цензурного комитета. В это время в Москве находился Белинский, собиравшийся ехать в Петербург, и Гоголь передал ему рукопись, чтобы он попытался опубликовать ее там, в другой столице. С помощью друзей Гоголя — П. А. Плетнева и В. Ф. Одоевского — Белинскому действительно удалось сравнительно быстро получить разрешение цензуры, и уже 20 мая 1842 г. «Мертвые души» вышли из печати.
«Мертвые души»?
это, конечно, умершие крестьяне, еще не исключенные из «ревизской сказки». Но Чичиков скупает мертвых совершенно так же, как если бы он скупал живых крестьян — по тем же правилам, с соблюдением тех же формальных юридических норм. Так за гоголевской формулой «мертвые души» начинают возникать образы реальных крестьян, которых помещик властен продать, купить. Кстати, и один из помещиков, кого посетил Чичиков, Собакевич, будет с ним торговаться так, как будто он действительно продает реальных людей. Чичиков же станет предлагать цену значительно меньшую — как бы за товар более низкого качества.
В общем содержании произведения ей принадлежит исключительно важная роль: здесь читатель знакомится почти со всеми действующими лицами поэмы — Чичиковым, Собакевичем, Маниловым, Ноздревым, чиновниками, здесь происходит завязка аферы с мертвыми душами и содержится как бы эскиз того, что раскроется в последующих главах.
Первая глава сравнительно невелика по объему, поэтому желательно, чтобы учитель выразительно ее прочитал на уроке целиком. Если такой возможности все же нет, то следует в первую очередь остановиться на таких эпизодах: въезд Чичикова в губернский город, описание этого города, визиты Чичикова, описание губернского бала. В процессе чтения проведите необходимую словарную работу, понимая значение непонятных для учащихся слов: канифасовые панталоны, демикотоновый сюртук, сбитенщик, коллежский советник, надворный советник, имел на шее Анну, звезда и т. п.
«толстых» и «тонких», и этот принцип дифференциации в высшей степени оправдан, ибо внешний вид — единственное, что отличает друг от друга этих бездельников, занятых исключительна «обедами» и «закусками», где главным развлечением щ становятся танцы, игра в карты да пустопорожние разговоры о лошадях, собаках, бильярдной игре и т. д. Сравнение чиновников с мухами выразительно подчеркивает их назойливость, праздность и бесполезность, ненужность.
Души мертвые в поэме «Мёртвые души» образы помещиков (Гоголь Н. В.)
... Душа Плюшкина полностью тверда и мертва. Всё дошло до такой степени, что Плюшкин питается объедками, а его же крестьяне просто сбегают. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог ... помещики навсегда духовно мертвы. Начав свое сочинение словами Николая Васильевича ... этом только он. Дорога Чичикова потихоньку походит к ... совершают никакого движения. Кроме цен и собирания всякого ...
обстоятельствам. Безликая внешность — первый своеобразный сигнал: перед нами человек, прячущий свое истинное лицо. Не случайно буквально через несколько страниц Гоголь заметит:» «о себе приезжий… избегал много говорить». Ознакомившись с городом, Чичиков наносит визиты всем крупным чиновникам города: «был с почтением у губернатора», потом у прокурора, председателя палаты, полицмейстера и т. д. — и очень быстро завоевал их симпатии и благорасположение тем, что удачно сумел польстить каждому и поддержать любой разговор: «о лошадином заводе», «о хороших собаках», «о добродетели», «о выделке горячего вина» и т. д.