Чичиков — новый герой эпохи» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души

Сочинение

Сочинения

Мертвые души — поэма Гоголя, которая стала очень популярной. Ее не только с удовольствием читали и читают, но и не раз экранизировали. Многие фразы стали крылатыми, да и персонажи стали символическими. В произведении мы знакомимся с героем Чичиковым. Давайте же в сочинении по произведению Мертвые души проанализируем Чичикова и разберемся кто он: это новый герой эпохи или же ее антигерой.

Уже вначале автор нас знакомит с портретными характеристиками Чичикова. Был Чичиков ни стар, ни молод, внешне не красавец, но и не дурной наружности. Он и не толстый, и не худой. Словом, средний человек, которому не чуждо стремление к наживе, и которому хочется красивой жизни. Если в других произведениях герои являются лишними людьми той эпохи, где они живут, то Чичиков как раз очень хорошо в эпоху вписывается. Вписывается в жизнь, где живут люди не бедные материально, однако они бедны духовно. Среди них герой не выделяется и предстает перед нами обыкновенным человеком своего времени.

Чичиков новый герой или антигерой?

Является ли Чичиков новым героем своего времени? Без сомнения. Но он не только герой, а еще и антигерой.

Читая произведение, мы видим рождение нового поколения с достойными качествами, вот только воспитывалось поколение по старым взглядам. Вот и рождались люди, подобные Чичикову. Они стараются обогащаться любыми способами, смотрят вперед и идут к цели, правда из-за своей духовной опустошенности не могут происходящее оценивать трезво. Поэтому над их рассудком господствует опьянение наживой. Люди начинают прогорать. Но стоит им лишиться всего, как герои отрезвляются. Люди новой эпохи не могут одновременно руководствоваться разумом, душой и сердцем. Они попадают в плен своих страстей, не умеючи просто жить. Верх обычно берет алчность и души людей попросту становятся мертвыми, как души Манилова, Плюшкина, Собакевича и других персонажей.

3 стр., 1054 слов

Чичиков – Новый герой эпохи

... широкое общественное значение этого типа. Глоссарий: Чичиков новый герой эпохи сочинение на тему чичиков новый герой эпохи чичиков новый герой эпохи сочинение сочинение на тему Чичиков в городе N чичиков сочинение 1 votes, average: 5.00 out of 5) ... ­учился оценивать людей с точки зрения реальной пользы для себя, проявлял изворотливость, же­лезную выдержку и низость души. Мелкими спе­куляциями он ...

Почему Чичиков антигерой? Читая произведение, мы видим духовную деградацию людей. Да, Чичиков не приносит вреда в духовном плане, в обществе само собой происходит омертвление душ, так как пережитые порядки сложно искоренить. Вот только герой вредит сам себе, ведь идет по жизни с моралью: все сделаешь и все победишь в мире деньгами. При этом Чичиков находит себе оправдание, ведь так делают все. Имея такие принципы, наш герой и сам омертвляет свою душу. Нет, его преступником своего века не назовешь, он лишь один из тех, кто представляет новое поколение. Он не законченный скряга, который только и думает о деньгах. Он еще и о семье мечтает, да и осуждать за желание жить лучше и в достатке мы его не можем, ведь сами к тому стремимся. Вот только вопрос в другом. Можно ли с помощью лжи, лицемерия, обмана строить свое благосостояние, не нанося вред своему духовному миру. Думаю, это риторический вопрос, который не нуждается в ответе.

Сочинение на тему: Чичиков — Новый герой эпохи

А какую оценку поставите вы?

Сочинение: «Чичиков — новый герой эпохи» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

В 1841 году Гоголь, за год до выхода первого издания поэмы «Мертвые души», часто перечитывал Данте, о чем свидетельствует его переписка с друзьями. К этому же периоду относится и высказывание писателя о «Божественной комедии», как о книге, «в известные эпохи достаточной для наполнения всей жизни человека».

Средними веками, Возрождением и собственно ренессансной культурой Гоголь интересовался и много ранее. «В средних веках, – писал он, – совершилось великое преобразование мира; они составляют узел, связывающий мир древний с новым». Точно так же Гоголь попытался преобразовать (хотя бы в литературном смысле) и русский мир. Но попытка была неудачной, обусловленная неблагодарным материалом для преобразований.

Трагическая судьба II тома «Мертвых душ» традиционно воспринимается как гибель несовершенного творения от рук полубезумного автора. Но, если принять во внимание трехчастную композицию дантовской «Божественной комедии» – «Ад», «Чистилище» и «Рай», а образ Чичикова – как русский вариант Вергилия, проводника Данте по кругам ада, то все становится на свои места. Чтобы не бояться ни черта, ни Бога и спокойно вершить свои дела и обстряпывать делишки, как раз и нужно пройти через преисподнюю, к тому же Гоголь использовал в поэме прием нисходящей этической градации. С каждым новым помещиком, посещенным Павлом Ивановичем, упадок в хозяйстве и упадок нравов становятся все очевиднее – так герой все глубже «спускается в ад» российской действительности.

Наброски и отдельные сохранившиеся главы II тома вполне созвучны идее собственно чистилища как места для временного заточения, а не вечного осуждения. Отсюда – сомнения писателя, предавшего огню свою поэму, которая просто не могла бы состояться по первоначальному замыслу. Второй, а также третий том – соответственно «Чистилище» и «Рай» – стали бы сладкой сказочкой, несоотносимой, по мысли Гоголя, с русскими реалиями первой половины XIX века.

2 стр., 866 слов

Чичиков — главный герой поэмы Гоголя «Мертвые души»

... «мертвых» помещиков является дорога. Дорога ведет к светлому будущему, символизирует жизнь. Уже в самом начале поэмы Гоголь дает описание своему главному герою: В бричке сидел господин, не красавец, ... и чиновников. Это говорит о том, что один единственный Чичиков гораздо «живее» всех Маниловых, Ноздревых и Собакевичей вместе взятых. Чичикову досталась очень непростая жизнь. Он рано остался без ...

Какой же герой мог действовать в условиях, с одной стороны, бюрократического и дворянского произвола, с другой – начинавшейся в первой половине XIX века промышленной революции? Только герой, обладающий рядом новых черт, до того не характерных ни для русской литературы, ни для самой России – Чичиков.

Почему он? Во-первых, он как свои пять пальцев знал все тонкости законодательства и умел повернуть закон в свою сторону (скупка мертвых душ, не «доживших» до очередной ревизской сказки и потому числившихся живыми).

Во-вторых, провел не один год на службе и «из первых рук» располагал сведениями о работе неповоротливой государственной машины. В-третьих, с детства «копил копейку», «очень выгодно» наживаясь на неотложных желаниях и нуждах окружающих.

Копил для будущей жизни «во всех довольствах» – и больше ничего. Но в грядущую экономическую ситуацию, вызванную отменой крепостного права и промышленным переворотом, вписывался как предприниматель очень хорошо. Он первым уловил главное веяние времени – упадок рабовладельческой системы ведения помещичьего хозяйства (достаточно посмотреть на разруху у Плюшкина, кстати, последнего из посещенных Чичикова помещиков).

И снова, играя на желаниях и нуждах помещиков, почти удачно попытался «накопить копейку». Не учел он при всех своих талантах только одного – непоправимой любви провинциалов к сплетням и слухам. Скучно жить на этом свете, а тут хоть какое-то развлечение для господ и дам просто приятных и приятных во всех отношениях.

Такой герой для русской литературы действительно был в новинку. Но не для Европы. Еще во второй половине XVI века в испанской литературе появился плутовской роман, своего рода кривозеркальное отражение ранее существовавшего рыцарского романа с его возвышенными героями и эпическими деяниями. Его появление тоже связано с бурными преобразованиями в производственно-экономическом укладе и Испании, и других европейских стран, переходивших на буржуазные рельсы. Новый герой полностью отвечал времени. Это был «рыцарь своего времени» – пройдоха, авантюрист, нагло обманывающий простой люд, чиновников, дворян и таких же мошенников.

Происхождение плутов обычно неясно (как и Чичикова, родители которого «были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает», причем о его матери автор и вовсе не упоминает).

2 стр., 870 слов

Без страстей и противоречий нет жизни сочинение герой нашего времени

... чувством целиком: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, страсть, похожая на злобу и, может быть, ... того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем». Базаров ... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» Вот трагический итог жажды деятельности. Может показаться, что герой ... идеалы. Базаров - за вмешательство в несовершенную жизнь. Базаров твердо судит о людях как ...

Нет у них и выдающихся внешних характеристик (иначе бы их быстро раскрыли).

Точно так описывает автор и Павла Ивановича: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Совпадает и мотив, отвечающий за развитие сюжета – сиюминутное личное обогащение или «красивая жизнь» в будущем.

Плутовской роман носит сатирическо-обличительное и дидактическое начало, преобладающее над повествовательным (как и в «Мертвых душах»).

Именно чтобы подчеркнуть связь своего произведения с плутовским Гоголь и определил его жанр как «поэму», но поэму не лирическую, а сатирическую. Недаром в «Четырех письмах к разным лицам по поводу «Мертвых душ» («Выбранные места из переписки с друзьями) Гоголь пишет: «Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Иными словами, только такая, всеобъемлющая и сатирически принижающая, поэма и была возможна в те времена на Руси. Которая воспевает не подвиги и славу, а рисует самые грязные пороки и низменные желания людей, что утратили в рабстве и мелочном копошении истинное человеческое лицо, сменившееся на «кувшинное рыло». Отсюда и имя Чичикова – Павел, как у любимого Гоголем святого апостола Павла, что путешествует, «наставляет и выводит на прямую дорогу». Но не вывел…

У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу вошел новый герой, не похожий на своих предшественников. Неуловимое, скользкое ощущается в описании его внешности. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтоб слишком молод…» Гоголю даже тяжело определить его положение, дать имя этому новому явлению. В конце концов слово найдено: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель». Это представитель новых, буржуазных отношений, которые составляются в русской жизни.Чичиков вырос хотя и в дворянской, но бедной семье, в домике с маленькими окнами, которые не отворяли ни зимой, ни полетом. Бедность, унижение, одинокость постепенно убедили Павлушу в том, что есть лишь один способ, чтобы утвердиться в жизни — деньги. На всю жизнь он запомнил завещание отца: «Все сделаешь и все прошибешь копейкой».Испытав неудачи на службе, Чичиков ставит себе справедливый вопрос: «Почему же я? зачем на меня обрушилась беда?… и почему должен я пропасть червем?» Чичиков не хочет «пропасть» и ищет пути приспособления к новой жизни. Придуманный им способ обогащения можно назвать авантюрой, аферой. Но ему подсказало само время: беспорядок в стране, тяжелое положение крестьян. «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народа вымерло, слава Богу, не мало. Помещики проигрывались в карты, закутались и промотались как следует; все полезло в Петербург служить: имена брошены, управляются как попало, подать уплачивается с каждым годом труднее». Товар, который скупает Чичиков, даже сегодня непривычный ни для слуха, ни для ума — мертвые души. Но как бы не страшила непривычность аферы, предлагаемой помещикам, очевидная выгода ее закрывает глаза на то, что и в большинстве случаев Чичикову удается уговорить помещиков продать ему «мертвые души».И вдобавок Чичиков владеет многими качествами человека «нового времени», «дельца», «спекулянта»: и приятность в поведении и уступках, и живость в деловых делах — «все оказалось, что нужно для этого мира». Одного только не оказалось в ловком предпринимателе — живой человеческой души. Все живые понуждения Чичиков выдворил со своей жизни. Человеческие чувства, «блистающая радость» жизни уступили месту практицизму, идеи успеха, расчета. В конце первого тома Чичиков не достиг своей цели. Он не только испытал коммерческие неудачи, а и понес моральный убыток. Но в жизни нашего героя уже случались поражения, и они не дернули Чичикова отказаться от мечты в жизни «во всех довольствах, со всякими благосостояниями». И мне кажется, что он ее когда-нибудь осуществит. Ведь другой мечты и цели у него нет. А неудача сделает его более опытным, хитрым. Или не поэтому улыбается Чичиков, что мчится на тройке верстовым путем?

3 стр., 1066 слов

Каким предстает чичиков в сценах покупки мертвых душ

... Чичикова при покупке “мертвых душ” у каждого помещика? Какое впечатление он сумел произвести на окружающих? Теперь я попробую дать вам свое сочинение на тему “Образ Чичикова в романе ” Мертвые души “. Центральное место в биографии Чичикова ... удалось переступить. Как и в истории со старым учителем, когда Чичиков отказался ему помочь, оно убедило его в том, что успех в жизни может быть достигнут тем ...

более месяца назад