Проблема вежливости. По тексту Львова. Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю

Эссе

Что такое вежливость , Эта черту характера можно узнать по следующим признакам:

  • умение выслушивать сообщение собеседника, не перебивая, даже если его мнение воспринимается неверным;
  • ориентирование на поиск компромисса в споре — решения, которое будет устраивать всех участников беседы;
  • соблюдение правил приличия в контакте с другими, знание этикета.

Почему надо быть вежливым? Это качество может сделать человеческую жизнь значительно приятней. Общество состоит из людей, и если каждый возьмет за правило уважать другого, жить станет легче и веселей.

Всем приятно общаться с добрыми и культурными людьми, которые соблюдают знаки приличия, не задают каверзных вопросов, извиняются, если в чем-то неправы, желают доброго утра или приятного аппетита, говорят кратко и по делу, не утруждая окружающих утомительными разговорами.

, с ним любому комфортно и безопасно

С ним интересно, так как такая личность интеллигентна и образованна: поддержит разговор и о кино, и о литературе.

Если бы люди всей земли в один волшебный миг вдруг стали вежливыми, мир станет намного светлей и теплей. Исчезло бы хамство, равнодушие, скандалы в очередях, склоки в общественном транспорте.

Значение слова «вежливость» , ВЕЖЛИВОСТЬ

  • моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения.

ВЕЖЛИВОСТЬ

  • это соблюдение правил приличия, учтивость, обходительность, приветливость, такт.

ВЕЖЛИВОСТЬ

с

войство характера, проявляющееся во внимательном, уважительном отношении к другому; поведение, соответствующее правилам приличия.

Точность

вежливость королей

(афоризм).

Вежливость

  • это одно из тех качеств, которое можно оценить по достоинству, лишь испытав неудобство от его отсутствия» (Сэмюэл Джонсон).

Культурные особенности феномена

в разных странах культура имеет свою специфику

9 стр., 4394 слов

Важна ли культура поведения в нашей жизни. Сочинения по русскому ...

... себя подобающим образом не только на официальных приемах, не выставляет напоказ свои изысканные манеры, а проявляет свою воспитанность в самых незначительных поступках повседневной жизни. Соблюдение правил приличия, вежливость, ... культуры поведения зависит жизни как одного конкретного человека, так и общества в целом. Культура поведения должна воспитываться с малых лет. Такие качества, как ...

Например, в Китае отказ от чашки чая, предложенной хозяином дома, воспринимается как прямое оскорбление. В некоторых странах третьего мира, где люди до сих пор живут общинами, туристу запросто могут подарить женщину, сделав, таким образом, ему комплимент. Отказаться от подарка — проявить неуважительное отношение. Вот зачем важно изучить краткий доклад об устройстве жизни в стране, которую собирается посетить путешественник.

В России в знак уважения и вежливости дорогих гостей принято встречать с хлебом и солью. Этот жест означает дружелюбие, радушие и почет по отношению к человеку, прибывшему с визитом.

Почему важно быть вежливым человеком

Заботливые родители с детства объясняют ребенку, зачем нужна вежливость, приводят красноречивые примеры, указывают на ошибки при общении с окружающими. Таким людям проще идти по жизни. Вот почему надо быть вежливым:

  • Можно ловко избежать конфликтных ситуаций, которые порой перерастают в громкие скандалы и драку, заканчиваются даже «поножовщиной».
  • Можно управлять беседой, своевременно делать паузы, выслушивать собеседника и уравновешенным тоном настраивать его на спокойную беседу.
  • Выказывая только положительные эмоции и позитив, можно оставить о себе только приятное представление, желание встретиться вновь.
  • Будучи вежливой натурой, можно рассчитывать на такое же отношение окружающих в свой адрес. При необходимости родные и близкие всегда придут на помощь, поддержат в сложной ситуации словом, делом.
  • Вежливый собеседник никогда не держит в себе негативные эмоции, не сплетничает, не осуждает других, тем самым не засоряет себе карму негативной энергетикой.
  • Когда отказывает в просьбе любезный человек, не остается никаких обид. Мало того, нет сомнений, что в конкретной ситуации он просто не смог помочь. Хорошие примеры вежливой формы отказа: «Сожалею, но не могу помочь», «Искренне извиняюсь, но обстоятельства обязывают отказаться» и т. д. в зависимости от обстоятельств.

Получается, что вежливый человек – это человек, который никогда не обидит словом и делом, а свои интересы не поставит выше интересов оппонента. Он думает о других, сопереживает, всегда интересуется их жизнью, проблемами.

Примеры из жизни

Первые уроки вежливости человек получает в семье, когда родители учат своих отпрысков говорить «Спасибо», «Пожалуйста», не перечить старшим, уступать место дедушкам и бабушкам. В детском саду детям объясняют значение этого слова в игровой форме. В старших классах школах ученики пишут реферат или сочинение «Что такое вежливость», излагая свои рассуждения на тему.

18 стр., 8621 слов

Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения ...

... представление о том, что человек в этом мире практически одинок, и общение для него является эпизодом в его жизни. При этом другой человек в жизни человека не играет заметной роли. ... один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой — на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную ситуацию общения. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и ...

Что значит быть вежливым человеком в повседневной жизни:

  • не лезть к другим с непрошеными советами и критикой;
  • быть приветливым и доброжелательным;
  • не обращать внимания на чужие ошибки, не тыкать ими в лицо оступившемуся;
  • предложить человеку помощь, если в этом есть очевидная необходимость;
  • извиниться, если причинил другому моральный или физический дискомфорт — наступил на ногу, толкнул, задел;
  • использовать в речи «волшебные» слова — «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания», «удачного дня» и т. д. , минуя бранную речь;
  • в беседе говорить не только о себе, но и искренне интересоваться визави. Ощущение ценности для другого приятно всем;
  • относиться к окружающим в одинаковой степени уважения. Например, если мужчина делает одной женщине комплимент в присутствии других, это не тактично и невежливо по отношению к обделенным барышням;

Вывод: по-настоящему вежливый человек является таким всегда, а не в выборочных ситуациях и при конкретных людях. Ведь это черта характера, воспитанная с детства.

Виды вежливости

Манера общения, форма вежливости определяются в зависимости от обстановки и людей, с которыми предстоит взаимодействовать. Существуют такие виды вежливости:

  • Официальная. Характеризуется повышенной тактичностью, а обращение к собеседнику исключительно на «Вы».
  • Неофициальная. Отличается минимумом строгих условностей, обращением собеседником на «ты», общением в неформальной обстановке.
  • Безличная. Это переходная форма обращения с «Вы» на «ты», где одна из сторон является инициатором общения.

Официальная

Это основа делового общения. Общение «сухое», не имеет никакой окраски и эмоциональности, включает поведенческий и речевой этикет, уместный при официально-деловых встречах, важных переговорах. Собеседники общаются четко и корректно, выстаивают правильный диалог, подбирают каждое слово. Такое выражение вежливости может создать некое напряжение в беседе.

Ритуально-обрядовая

В этом случае вежливый человек соблюдает народные традиции и все необходимые обряды (ритуалы), согласно определенному мероприятию, на которое официально приглашен. Речь идет о свадьбе, религиозных праздниках, светских раутах, юбилеях, других торжественных мероприятиях. Для соблюдения правил светского этикета употребляются определенные фразы, как говорится, «по случаю».

Бытовая (обиходная) вежливость

В данном случае речь идет о соблюдении элементарных правил вежливого человека в неформальной обстановке с родными, близкими либо незнакомыми людьми.

Неофициальная или дружеская

В этом случае правила вежливого общения распространяются на родных, знакомых и друзей, реализуются в неформальной обстановке. Основные признаки: эмоциональность, юмористические нотки, мягкость, некая расслабленность в общении. В рамках этикета и вежливости можно перейти на «ты».

2 стр., 564 слов

Роль общения в жизни человека

... меньше страдает и тем лучше чувствует свое окружение. Но людям необходимо учиться искусству эффективного общения, чтобы хорошо выражать свою точку зрения. Также читают: Картинка к сочинению Роль общения в жизни человека Популярные ...

Безличная

Для этой формы выражения вежливости характерно отсутствие личных местоимений – «Вы» или «ты». В такой манере чаще проходит общение с незнакомыми людьми. В правилах вежливости и этикета указано, что ответ тоже может быть безличным. Возможно, беседа с этим человеком больше никогда не повториться, но у него останется положительное впечатление от мимолетного разговора.

Тематические поговорки , Доказательством этому служат пословицы и поговорки, например:

  1. «Вежливость города берет» — это про то, как можно эффективно взаимодействовать с людьми, получая при этом максимальную выгоду. Если есть необходимость попросить или спросить что-то у другого, вежливое обращение с большей вероятностью приведет просящего к положительному исходу. Например, фразы «Подвиньтесь, пожалуйста» и «А, ну, быстро уступи мне место!» дадут разные результаты.
  2. «Вежливость не мешает высказать все, что думаешь, но только самому себе» — здесь имеется в виду, что человеку не нужно везде и всем потакать. Соглашательство в этом контексте не есть должный элемент. Чтобы оставаться вежливым, достаточно просто не навязывать свое мнение окружающим. Иметь его, но оставлять при себе, тем более если оно может задеть кого-то или обидеть.
  3. «Будь вежлив с каждым. Никогда не знаешь, кто попадет в число двенадцати присяжных» — это американская пословица, смысл которой в том, что вежливость может служить личности неплохую службу. Вежливого человека всегда воспринимают позитивно, он располагает. И этот факт может действительно помочь в будущем. Получается, что «сначала ты работаешь на вежливость, потом вежливость работает на тебя».

Отсюда можно сделать, что это качество или черта характера является не просто необходимым условием культурного общения, но и приносит самому человеку много приятных последствий.

Формы вежливости

Вежливое поведение должно проявляться во всех сферах жизни, стать одной из главных черт характера. Поскольку речь идет о многогранности натуры, выделяются такие формы вежливости:

  • деликатность;
  • галантность;
  • вежливость;
  • обходительность;
  • любезность.

Чтобы в любой ситуации действовать в рамках этикета, необходимо обладать всеми перечисленными качествами. Они высоко ценятся в любом обществе, позволяют избежать неловких ситуаций, способствуют развитию коммуникабельности и самодостаточности.

Класс: 6 Тема: Сжатое изложение по книге « Школа вежливости»

Урок русского языка.

10 стр., 4631 слов

Тексты для изложений

... сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. Тексты изложений с творческим заданием Изложение с ... больших гнездах, на самых больших соснах. Эта птица вообще любит лишь те места, где есть озёра, ... часто выпадают из гнезда. Мы их подбираем, зовём ... слов, которые я услышал, к примеру, во Владимирской и ...

Класс

: 6

Тема:

Сжатое изложение по книге « Школа вежливости»

Место

урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному

плану в 6 классе. (Учебник под редакцией Рыбченковой Л.М.

Русский язык. 6 класс. Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г.Нарушевич .)

Цели

:1. повторить алгоритм написания сжатого изложения;

2.продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте тезисов и аргументов;

3.развивать творческие возможности учащихся;

4.отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

5.содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.

6.воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.

7.Воспитывать положительные моральные качества детей.

Ход урока :

1.Организационный момент. — Если бы я сейчас сказала, что на сегодняшнем уроке вы будете писать изложение, кто воспринял бы эту новость с радостью? Почему? -Вам приходилось писать и изложения, и сочинения. Чем же они отличаются друг от друга? -А зачем в школе учатся писать изложения и сочинения?

2.Целепологание.

Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

3.

Лингвистическая разминка

  • Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).

Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

  • Что должно быть отражено в сжатом изложении?
  • основное содержание текста;
  • тема и идея высказывания, т.е. общий смысл;
  • главные мысли основных микротем.
  • Что особенно важно при написании сжатого изложения?
  • отобрать основное содержание текста;
  • исключить второстепенное, выделить главное;
  • найти факты, которые можно выразить более кратко, обобщить;
  • соблюдать связность текста;
  • заменить большие по объему предложения синонимичными.

4. Первичное прослушивание текста

Говорят, что давным-давно рыцари были самыми вежливыми людьми на свете. Они учились владеть оружием, сражались с врагами, защищали честь дам своего сердца, поклонялись им и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками.

Рыцарские доспехи сейчас нелегко раздобыть, сундуков с шелками тоже нет.

Но разве это плохо, если юноша и в наши дни с уважением относится к женщине, знает о том, как себя вести в её обществе?

Для этого надо лишь немного смелости. Мальчикам этой смелости часто не хватает. Просто удивительно, до чего они боятся, как бы о них не подумали, будто они ненастоящие мужчины. Им кажется, что двинуть приятеля кулаком — это и есть проявление истинно мужских черт характера.

3 стр., 1475 слов

Требования к текстам изложений и сочинений

... обучающую работу по составлению плана. «Работа над изложениями по готовому и коллективно составленному плану отличается в 3 классе большой глубиной и сложностью анализа содержания текста». Усложнение ... изложений М.Р. Львов выделяет несколько видов: описание отдельного эпизода по вопросу учителя; описание эпизода по картине, иллюстрации; написание отрывков, взятых из разных частей текста, по ...

Вот стоит такой мальчик, устремив взор ввысь, как будто он среди бела дня ищет на небе Большую Медведицу, только бы избежать тяжкой повинности:

поздороваться с проходящей мимо знакомой его родителей.

Бедные мальчишки! Что за наказание для вас — тихо прикрыть дверь; какое мучение — пробормотать поздравление сестре в день рождения или подойти к соседке, которая несёт тяжёлую сумку, и предложить ей свою помощь!

Засмеют, если будешь слишком вежлив! А мальчишки боятся этого как огня! Между тем настоящая вежливость — не парадный костюм, а повседневная одежда, которая во все дни недели и во все времена года должна быть одинаково опрятной и красивой.

(По книге «Школа вежливости»)

5.Словарная работа

  • Что такое вежливость?Попробуйте дать определение.

Вежливость

  • моральное качество , характеризующее поведение человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость — элементарное требование культуры поведения;
  • она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому» кто в этом нуждается, деликатность, такт. –Кто такие рыцари?

Рыцарь

1)Тот, кто в средние века в Западной Европе принадлежал к военно- землевладельческому сословию. 2)перен.Самоотверженный,благородный,великодушный человек. 3) перен. Тот, кто безраздельно отдает себя какому-л. делу, какой-л. идее.

6. Работа с текстом.

Беседа по вопросам.

  • какова тема текста?
  • основная мысль?
  • озаглавьте текст.
  • определим количество микротем (абзацев) в тексте.
  • выделите в каждой микротеме основные факты и действия. Определив в каждом абзаце микротему,у нас получится план.

7.

Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы.

  • Как вы понимаете термин “сжатое изложение”?

I вариант способ сжатия – обобщение.

II вариант способ сжатия – исключение.

8.

Работа над 1-ой микротемой:

  • 1-ое предложение:

Говорят, что давным-давно рыцари были самыми вежливыми людьми( на свете) . Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да. на свете. )

  • 2-ое предложение:

Они учились владеть оружием, сражались с врагами, защищали честь дам своего сердца, поклонялись им и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками.

Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Они учились владеть оружием, сражались (с врагами), защищали честь дам (своего сердца), поклонялись им, и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками ).

  • 3-е и 4-ое предложения:

Рыцарские доспехи сейчас нелегко раздобыть, сундуков с шелками тоже нет. Но разве это плохо, если юноша и в наши дни с уважением относится к женщине, знает о том, как себя вести в её обществе?

5 стр., 2326 слов

Рассуждение 15.2 Объясните, как Вы понимаете смысл последнего ...

... 2 )Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И таблица умножения превращалась в стихи». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений ... то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почеркие . ВОТ ТЕКСТ : (1)Прежде ...

Почему нельзя соединить или удалить слова из этих двух предложений? (В них главная мысль)

9.

Творческое задание

Мы с вами сжали первые абзацы, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя простые синтаксические конструкции; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.

10. Подведение итогов работы

  • чтение полученных текстов;
  • какие приемы сжатия текста вы использовали?

(использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.