И анализ сочинения по тексту Р. Баландина

Сочинение

Примеры написания сочинений по текстам. ЕГЭ по русскому языку

Сочинения по текстам ЕГЭ.

Сочинение по тексту по Р. Баландина

Исходный текст по Р. Баландину:

(1) Сравнительно недавно американский ученый Эдвард де Боно в книге «Рождение новой идеи» посвятил случайности специальную главу.

(2) Он показал, как свободная «игра ума» и счастливый случай наилучшим образом помогают сделать научное открытие, высказать неожиданную, остроумную, верную мысль, которая не приходила в головы десяткам, сотням специалистов, занятых упорными и планомерными поисками её.

(3) В чём же дело?

(4) Вспомним сказку.

(5) Было у мужика три сына.

(6) «Старший умный был детина, средний сын — и так и сяк, младший вовсе был дурак».

(7) Старший и средний сыновья, несмотря на все свои ухищрения (и даже именно из-за своих ухищрений) остаются ни с чем, а младший получает полную меру счастья.

(8) Может, как раз отсюда пришла оптимистическая поговорка: глупому — счастье.

(9) Негативный вариант: горе от ума.

(10) Иванушке благоволит «его величество случай», владыка нашего мира.

(11) Но не только в этом дело.

(12) Вспомните: Иванушка пошёл ночью в поле вора сторожить.

(13) Простота!

(14) Братья-то умные ухитрились ничего не сделать, соврать складно и вдобавок благодарность от отца получить.

(15) А этот взялся за трудное дело, неприятностей нажил множество и… стал напоследок царевичем!

(16) Перейдя от сказки к были, вспомним Флеминга, открывателя спасительного пенициллина.

(17) Когда он упорно стремился достигнуть цели, преодолевая стечение нежелательных обстоятельств, — это не случайность, а проявление его характера.

(18) Когда Флеминг исследовал загрязнённый плесенью препарат в надежде на удачу, он тем самым стремился подчинить себе случайность, использовать её для решения своей задачи.

(19) И это тоже проявление его характера, склада ума.

3 стр., 1497 слов

Как я провел свое лето: для младшей, средней, старшей школы

... год, и я снова буду радоваться теплому солнышку. Как я провел лето: сочинение для старших классов Какое же ... Как я провел лето: сочинение для средних классов Я очень люблю свою школу, учителей и одноклассников, но все равно каждый год с нетерпением ожидаю, когда же начнутся летние каникулы. ... я успела связать себе красивый длинный шарф на зиму, и такой же, только другого цвета – для своей младшей ...

(20) Случайность имеет обыкновение «выбирать» из числа учёных наиболее достойных, помогая им добиваться цели, совершать важные открытия.

(21) Надо уметь использовать неожиданные обстоятельства.

(22) Это не каждому дано.

(23) Как справедливо заметил де Боно, «мир науки полон усердно работающих учёных, которые с избытком владеют умением логически мыслить, большой добросовестностью в работе, и тем не менее они навсегда лишены способности выдвигать новые идеи».

(24) Почему так происходит?

(25) По мнению де Боно, многознание мешает учёному открыть нечто новое, неожиданное.

(26) Учёный теряет способность удивляться.

(27) Так дети со временем утрачивают свой мир сказок и тайн, получая взамен готовые стандартные объяснения всему на свете — как бы этикетки для каждой вещи.

(28) Яркий мир детства тускнеет, становится серым и скучным.

(29) Утрачивается непосредственность, живость, жадность восприятия.

(ЗО) Вот почему не правы те, кто считает, будто открытия сами «находят» счастливчиков.

(31) Нет, в науке «везёт» тем, кто сохранил ясный и зоркий взгляд, кто не утратил живого стремления к истине и не устал с детской непосредственностью удивляться таинственной красоте мира.

(по Р. Баландину)

Пример сочинения по тексту Р. Баландина

Анализ сочинения по тексту Р. Баландина

Структура сочинения

Сочинение

Комментарий эксперта

Баллы

Вступление

Знакомы ли вы с понятием «мозговой штурм»? Для решения какой-либо проблемы собираются специалисты в областях различных наук и начинают «набрасывать» варианты решения. И в конце концов кто-нибудь предлагает абсолютно верную идею, зачастую идею простую. Как правило, делает это человек, который не «зацикливается» на чем-то одном, а сохраняет ясное и разностороннее мышление. Именно о сохранении живого и ясного взгляда на мир, на мой взгляд, текст Р. Баландина.

Довольно пространное, но логичное вступление, которое подводит к формулированию проблемы. Последнее предложение вступления связывает первый и второй абзацы.

Формулировка одной из проблем

Размышляя о роли случайности в научных открытиях, автор как бы задает вопросы: Почему многие умудренные опытом и очень умные люди не могут совершать открытия? В чем же подлинная разгадка научных достижений?»

Проблема формулируется как ряд дополняющих и друг друга вопросительных предложений

К1 — 1

Комментарий к выбранной проблеме

Публицист противопоставляет «мир сказок и тайн» «готовым стандартным объяснениям всему на свете», «случайные», казалось бы, озарения — трудолюбию. Причину неудач некоторых ученых автор видит в утрате чисто детской непосредственности, веры в невозможное. Ведь многие из нас, будучи маленькими, спрашивали: «Папа, а ты умеешь летать?», явно надеясь на положительный ответ. Только в разуме простом, без предубеждений, может, по мнению Р. Баландина, родиться гениальная идея. Не случайно в статье он вспоминает Ивана-дурака, героя русских сказок. Умные братья Иванушки употребили ум на то, чтобы «соврать складно и вдобавок от отца благодарность получить». Иванушка же пошел «ночью в поле вора сторожить». И именно ему за его простоту, трудолюбие, честность и веру в то, что нет ничего невозможного, достаются в итоге все лавры. Аналогом Иванушки в мире науки оказывается для Баландина врач Флеминг, который «исследовал загрязнённый плесенью препарат в надежде на удачу», при этом стремясь «подчинить себе случайность, использовать её для решения своей задачи».

Комментарий показывает, как автор приводит читателя к пониманию его позиции, отмечает, какие доказательства он использует для этого (противопоставление, ссылка на народную сказку).

Здесь же и собственные наблюдения автора сочинения (дополнительный аргумент о детском восприятии)

К2 — 2

Сформулированная позиция автора

Этот пример еще раз подтверждает позицию автора: дорога к научным свершениям открыта только тем, кто, усердно работая, не теряет «непосредственности, живости, жадности восприятия», потому что само слово «открытие» подразумевает свежий взгляд на проблему, отказ от стереотипов .

Позиция автора сомкнулась с проблемой: разгадка научных открытий в сохранении «детскости» восприятия. Если в вопросе звучит «почему?», то в ответе (позиции автора) должно быть «потому что».

К3 — 1

Выражение своего согласия/несогласия с позицией автора

Трудно не согласиться с Баландиным. Для того чтобы оставить свой след в науке, трудолюбие нужно, но его недостаточно. Необходимо нестандартное, живое мировосприятие.

Четко заявлена позиция автора, без «прописанности» позиции аргументы не считаются.

К4 — 3

Позиция автора сочинения подкреплена двумя аргументами, один из которых взят из художественной литературы, второй опирается на знания.

Аргумент 1

Не зря ведь еще Эйнштейн говорил: «Есть проблема, нет решения. Все это знают. И вдруг приходит кто-то, кто не знает, что решения нет, и решает проблему!» Это действительно так, потому что сам Эйнштейн, сумевший преодолеть предубеждения галилеевской механики и сформулировать постулаты частной теории относительности, сохранил в себе пытливый и ясный ум и попал в число тех, кто совершил революционные открытия.

1-й аргумент опирается на знания (источник информации не указан).

Аргумент подкреплен выводом.

Аргумент 2

Есть поговорка: «Все гениальное – просто». Это еще раз подтверждает то, что даже неспециалист, обладающий «живым» умом, может найти разгадку тайны, потому что разгадка всегда лежит не так уж глубоко. Вспомним, герой басни И.А. Крылова ломал голову, искал секрет, чтобы открыть ларец. «А ларчик просто открывался!» — напоминает проницательный баснописец. Так и узко ориентированный специалист будет биться над задачей, а просто смекалистый и свободно мыслящий человек сможет без проблем найти решение.

2-й аргумент из литературы (басня Крылова).

Без вывода это был бы просто пример и не засчитывался бы.

Заключение

Много таких примеров можно встретить и в жизни, и в литературе. Это лишний раз доказывает правоту Баландина и рождает веру в то, что гении не переведутся в мире. Если не гении, то хотя бы люди, сохранившие детскую живость восприятия. Те, к кому не относится известное изречение: «Как непосредственны многие дети и как посредственны – взрослые!»

Вывод следует из рассуждений автора работы.

К5 — 2

Сочинение логичное, абзацы связаны между собой, при этом четко соблюдается абзацное членение текста. Есть вступление и заключение.

К6 — 2 – автор сочинения активно использует различные синтаксические конструкции, вопросно-ответную форму изложения, его язык богат и точен.

К7 — 2 – орфографические ошибки отсутствуют.

К8 — 2 – пунктуационные ошибки отсутствуют.

К9 — 2 – грамматических ошибок нет.

К10 — 2 – речевых ошибок нет.

К11 — 1 – этика соблюдена.

К12 — 1 – ошибок в фоновом материале нет.

Итого – 21 балл.

Итак, литература наша действительно не имеет права «отказаться от пушкинского завета», особенно сейчас, когда «век» вновь обещает стать «жестоким».