Биография и научная деятельность М.В. Ломоносова

Курсовая работа

Глава 1. Биография

Михаил Васильевич Ломоносов — русский ученый, поэт, писатель, художник и государственный деятель XVIII века. Родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанское, бывшей частью Архангельской губернии.

Ломоносов был сыном крестьянина. С детства проявлял необычайный ум, быстро усваивал знания и умел читать и писать на нескольких языках. Под руководством крепостного дьяка он изучал православие и стихосложение, а у священника — иностранные языки, историю и литературу.

В 1730 году, Михаил Васильевич уехал в Москву, чтобы получить образование и развиваться в науке. Его первоначальные успехи в обучении были настолько велики, что он стал учителем на славяно-греко-латинской академии. Однако, Ломоносов не хотел ограничиваться только преподаванием, он продолжал учиться и заниматься научной деятельностью.

Через несколько лет, в 1736 году, Ломоносов получил возможность уехать в западные страны для дальнейшего обучения. Он поступил на физико-математический факультет университета в Франкфурте на Одере и вскоре стал лучшим студентом своего курса.

После получения образования за границей, Ломоносов вернулся в Россию. Здесь он получил должность придворного училого при дворе Елизаветы Петровны. На протяжении всей своей жизни он продолжал заниматься научной и общественной деятельностью.

Глава 2. Основные открытия и этапы научной деятельности

Михаил Васильевич Ломоносов сделал множество открытий в различных областях науки. Одним из первых важных научных изысканий было его исследование природы стекла и его окрашивания. Он также внес большой вклад в изучение свойств металлов.

Среди других значимых научных открытий Ломоносова можно отметить его работы в области оптики, теплопередачи, метеорологии и геологии. Он также занимался изучением кислорода и азота, а также многих других элементов таблицы Менделеева.

Одним из самых важных достижений Ломоносова было создание первой русской грамматики и правил орфографии. Он лично написал учебники для русской грамматики, которые были широко распространены не только в России, но и за ее пределами.

В области литературы Ломоносов также проявил себя как выдающийся поэт и прозаик. Среди его наиболее известных произведений следует отметить «Ода на благословение Елизаветы Петровны», «Метрополит Феофан Прокопович» и «Развлечения».

Михаил Васильевич Ломоносов был человеком удивительных способностей и многогранных интересов. Его научные открытия в сочетании с литературным талантом и общественной деятельностью сделали его знаменитым личностью на протяжении многих поколений.

4 стр., 1634 слов

Ломоносов Михаил Васильевич

... и химию. Кроме того, Ломоносов сыграл важную роль в развитии русского языка, вводя новые научные термины и придавая ему научный стиль. В данной статье мы рассмотрим основные достижения и вклад Михаила Васильевича ...

Главным научным вкладом Ломоносова было своеобразное воссоздание научно-технической культуры в России и установление общества, где познание и наука постигают дополнительные возможности идущего времени.

Введение

Известно немного о первых годах жизни Михаила Ломоносова. Он родился 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии. Его отец, Василий Дорофеич Ломоносов, был крестьянином-помором, а мать, Елена Ивановна Ломоносова, была дочерью просвирницы погоста Николаевских Матигор.

Отец Михаила Ломоносова оказался неграмотным, но добрым человеком. Его мать скончалась, когда Михаилу было девять лет. В 1721 году отец женился во второй раз на Федоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина из соседней Ухтостровской волости, но вскоре она умерла. После этого отец Михаила Ломоносова в третий раз женился на вдове Ирине Семёновне, девичеством Корельской.

Происхождение семьи Ломоносовых

Семья Ломоносовых имела поморские корни. Упоминания о ней восходят к XVI веку, ко временам правления Ивана Грозного. Дед Михаила Ломоносова, Дорофей Леонтьевич, его отец Василий Дорофеевич и многие другие родственники были жителями Курострова. Они занимались хлебопашеством, но основным источником дохода были рыбная ловля и зверобойный промысел, что было обычным для куростровских крестьян-поморов.

Уровень достатка семьи Ломоносовых

В начале XVIII века семья Ломоносовых обладала средним достатком. У неё было земельное владение площадью около 67 саженей. Главным источником благосостояния был морской промысел, но семья также занималась и хлебопашеством на своих землях. Деревня Мишанская, где проживала семья, находилась на Курострове, против города Холмогоры, и предоставляла выход к Белому морю. Здесь были благоприятные условия для промысла и скотоводства.

Исследование семьи Ломоносовых

Изучение жизни и деятельности выдающегося русского ученого Михаила Ломоносова часто начинается с рассмотрения его семейного происхождения и связи с морскими промыслами. Его предки, поморы из деревни Мишанинской, объединялись в артели и неразрывно связывали свои жизни с суровыми северными морями.

В начале 18-го века практически все жители деревни Мишанинской, в том числе и члены семьи Ломоносовых, выходили в море вместе, чтобы заняться рыбной ловлей и другими промыслами. Семья Ломоносовых была опытными мореходами, что подтверждается документами, где указаны их занятия и умения.

Согласно записям, уже в 1710 году Лука Ломоносов, двоюродный дед Михаила, занимал должность кормщика — старшего в промысловой артели. Это означает, что он отлично знал морские пути и обладал навигационными навыками. Достаточно важный и ответственный пост на рыболовном судне.

В 1722 году отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил участок земли и построил дом, став самостоятельным жителем деревни. Он продолжал заниматься морскими промыслами, чем смог обеспечить свою семью. Из записей Михаила Ломоносова следует, что отец добывал средства кровавым трудом, что наводит на мысль о трудностях и опасностях этой прффессии.

Наиболее яркими воспоминаниями в детстве Ломоносова, вероятно, были его поездки с отцом в море. Они оставили неизгладимый след в его сердце и, безусловно, оказали влияние на формирование его интереса к научным исследованиям.

Вместе с отцом Ломоносов отправлялся на рыболовные промыслы уже с десяти лет. Они совершали рейсы как на ближние подводные, например, к Соловецким островам, так и на дальние — в Северный Ледовитый океан, к Новой Земле и Шпицбергену. На пути их ждали немалые опасности, но эти плавания укрепили физические силы и обогатили его наблюдениями и знаниями о морской жизни.

11 стр., 5157 слов

Краткий реферат ломоносов

... хотелось бы разобрать - Интересные факты о М.В. Ломоносове. Всего у меня пять задач. 1. Биография М.В. Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов - Родился 8 ноября (Возможно 19) Ноября 1711 ... Архангелогородской губернии в семье зажиточного помора Василия Дорофеевича (1681-1741), и Елены Ивановны, дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор. Отец Ломоносова, по словам самого Ломоносова, был очень ...

Влияние суровых условий русского севера легко заметно в языке Ломоносова и его научных интересах. Вернадский так писал: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше исходят из первых впечатлений молодого помора» (Вернадский «Ломоносовский Сборник», II, 144).

Его окружали памятные рассказы о грандиозных достижениях Петра Великого на севере, которые до сих пор живы в памяти жителей.

Путь Ломоносова от помора до великого научного светоча был действительно путь сквозь огонь и лёд. Самые тяжёлые и тревожные годы его молодости пришлись на пребывание в Московской академии.

Первыми перед Ломоносовым встали непривычная среда академического всемогущества, круглосуточное обучение и тащина забот, которые не давали ему возможности нормально отдыхать. Он до первых международных светил дособирал свое и двормянство, мимо которых идет процесс их обучения, взращивая старую русскую школу.

Стало ясно, что Мик Мик, уже нине великий Ломоносоvs и Ломонос оvs Мик, пользująтся просветительством в глубоках глых mnрм конечностей это вся здравую мягкую математику.. Уже в толпе слышно “есть mnрм в блестках по улочкам лазури! Друзья, мне надо ответить на мое просьбу, собрать инструменты будет выносливость и трудолюбие»,’ — писает нсын Ломоносов И. И. Шувалову, признаваясь в своих страданиях и одиночестве.

Целые долгие дни его омрачали не только моральные, но и физические трудности, которые поставили Ломоносова на край выносимого: «»Никто не классов или класс всех и всех к солнцу, следуйте все постав

ики», — говорил он. Мик пришел с глубокого нырять, как не быть осужденником своего века».

Напряжённая работа, засобирание новшествами, тягость и предлегают путь всем искусствуп фактов. В системе русской академической власти были чужды наши ответные научные страны… В колибри грузная коробка, скреплённая крутой нитями, даже не может мест состоить равтом…&nbsp

Тем не менее, всех этих невзгод Ломоносов не только преодолел, но и сумел подчеркнуть: «»В самых блестящих в глазах своих новых сил и порядков обрел синизмы своими успехам». Этого опыта в академии стали те ключевые вехи, которые потом привели его к вершинам науки и творчества.

Учение в Петербургской Академии

По прибытии в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук, Михаил Васильевич Ломоносов и его товарищи оказались в достаточно неопределенном положении. Не вошедшие ни в гимназию, ни в университет, они были лишены явного статуса студентов. Различный уровень знаний учеников Спасских школ не позволял создать единый класс Академического университета. Кроме того, незнание немецкого языка, широко используемого в те времена в Академии, стало существенным пробелом в их образовании. В связи с этим, начальные занятия Ломоносова и его товарищей начались с изучения немецкого языка, которому их обучал ежедневно учитель Христиан Герман.

Однако пребывание в академии принесло Ломоносову и его товарищам значительную пользу. Они не только приобрели вкус к научным занятиям, но также изучили латинский язык и познакомились со многими научными направлениями, которые представлялись в то время. Хотя в Академии эти научные дисциплины обучались в общепринятой для того времени схоластической форме, знакомство с ними стало важным этапом в образовании будущего ученого.

2 стр., 701 слов

Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического ...

... таким образом: только бы больше не было войны! Донбасс, как известно, несколько лет был в оккупации, и намучившиеся, истощенные, до ... из 2-5 человек), проживающих в пяти населенных пунктах Донбасса. Большинство из них хотят федерализации, но все же, как ... какими будет способы взаимоотношений между людьми в мире: диалог с взаимопониманием и взаимоуважением или – давление, манипулирование, принуждение. ...

Неопределенность студенческого статуса Ломоносова и его товарищей была разрешена благодаря усилиям учителя Христиана Германа, который помог им освоить немецкий язык и успешно освоиться в Академии Наук.

Благодаря своему призванию к знанию, помор получил твердые заслуги в академии. Под крылом Адодурова, он погружался в сложный мир математики, вместе с профессором Г. В. Крафтом открывал для себя экспериментальную физику, а также самостоятельно собирал строк за строкой свои стихи. Согласно своим биографам, Ломоносов в Петербургской академии всего лишь «вслушивался в основные пункты философии и математики, демонстрируя призвание и горячую страсть к знанию, окунувшись в экспериментальную физику, химию и минералогию.»

В Академии в 1735 году стартовала инновационная программа — Русское собрание. Ее цель заключалась в основательном изучении и разработке российского языка. Вероятно перед Ломоносовым также открылись новые перспективы, поскольку в Славяно-греко-латинской академии он уже освоил грамматику и обучился стихосложению.

Свое весомое желание учиться и познавать окружающий мир отличало Ломоносова от большинства других учеников Спасских школ. В Академии Наук с его горячим желанием учиться он открыт для новых знаний и достиг сварости с тем, что было за пределами его ведения, также он непосредственно столкнулся с современной методологией и подходами к исследованию, которые сильно отличались от средневековых учений в академической лавке.

Светлая страница в жизни ученого открылась в 1736 году, когда из 12 учеников «Спасских школ» трое, в том числе и Ломоносов, были выбраны для учебы в Германии с приоритетом изучения математики, физики и философии и прочих наук. В Германии, под руководством знаменитого Вольфа Ломоносов провел почти пять лет, приблизившись к интересам и объединениям своего мировоззрения всех областей знания, которые изучал.

В марте 1736 года президент Академии Наук Корф представил правительству два списка учеников, которые были отправлены в Германию для обучения горному делу и прохождения общего курса наук. Это было связано с острым дефицитом специалистов в этой области. В первом списке были перечислены студенты, владеющие немецким и латинским языками, а во втором — только латинским. Среди учеников во втором списке значился Михайло Ломоносов, крестьянский сын из Архангелогородской губернии Двинского уезда Куростровской волости, ему было двадцать два года [1].

Очевидно, что способности Ломоносова были настолько выдающимися, что его крестьянское происхождение не смутило правительство и руководство Академии.

17 марта 1736 года правительство одобрило кандидатуры трех студентов, включая Ломоносова, и назначило им содержание в размере 1200 рублей в год. 3 ноября 1736 года трое русских студентов прибыли в Марбург.

По прибытии в Марбург Ломоносов и его коллеги представились видному математику и выдающемуся педагогу Вольфу с рекомендательным письмом, в котором президент Петербургской Академии Наук представил их как студентов, направленных в Германию для усовершенствования в металлургии и других науках. Вольф с большой ответственностью отнесся к устройству прибывших студентов и принял участие в обсуждении их программы занятий.

8 стр., 3905 слов

Просветительская деятельность М.В. Ломоносова

... лет десять раз издавалось Собрание сочинений Ломоносова, и сотни раз в различных изданиях публиковались отдельные его произведения. Большой вклад в изучение жизни и творческого наследия Ломоносова внесла Академия наук. Ученые Академии ... и необъятной матери-родины с ее трудолюбивым, смелым и мужественным народом. Во многих из своих од он также страстно славил науку и просвещение и их преобразующую ...

Ломоносов начал свое обучение в Марбурге с изучения арифметики, геометрии и немецкого языка [1].

Обучение Ломоносова в Марбургском университете

6 ноября 1736 года Ломоносов и его товарищи были официально зачислены в Марбургский университет, и их фамилии были внесены в университетскую книгу подписью проректора И. К. Санторока. Под руководством профессора Дуйзинга они начали слушать курс теоретической химии с января 1737 года, а затем лекции Вольфа по механике, гидростатике, аэрометрии, гидравлике и теоретической физике.

В мае Ломоносов начал изучение немецкого языка и также принял уроки французского, рисования, танцев и фехтования. За менее чем год пребывания в Марбургском университете русские студенты достигли значительных успехов в изучении различных дисциплин.

Создание первой библиотеки

Во время обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, тратя значительную часть своих денег на приобретение книг.

Успехи в изучении естественных наук

В период с 1737 по 1738 годы Ломоносов посвятил время изучению различных наук. Одной из его первых студенческих работ была работа по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости», в которой он проявил большую самостоятельность и оперировал данными опытов.

Весной 1739 года Ломоносов представил ещё одну работу — «Физическую диссертацию о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», где были рассмотрены вопросы о строении материи и намечены контуры новой корпускулярной физики и химии.

Помимо изучения естественных наук, Ломоносов также увлекался литературой. Он познакомился с новейшей немецкой литературой и занимался как теоретическим изучением западноевропейской литературы, так и практической работой над стихотворными переводами.

Финансовые трудности и завершение обучения

Жизнь Ломоносова и его товарищей за границей была затруднена неурядицами с пересылкой денег на их содержание и обучение. Средства от Академии Наук поступали нерегулярно, и русским студентам приходилось жить в долг.

К началу 1739 года Ломоносов и его товарищи завершили обучение в Марбурге. После этого им пришло предписание готовиться к отъезду во Фрейберг для изучения металлургии и горного дела.

Через пять дней русские студенты прибыли в Фрейберг, старейший горнозаводской центр Саксонии, 14 июля 1739 года.

После относительно независимой и свободной университетской жизни в Марбурге русские студенты попали в полное подчинение к строгому и педантичному Генкелю. Обучение Генкель начал с занятий минералогией и металлургией. Преподавание строилось в основном на практических занятиях: посещение рудников и металлургических заводов сопровождалось объяснениями производственных процессов. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными машинами. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрейберге.

11 стр., 5214 слов

Физика «Работы М.В.Ломоносова в области молекулярной физики ...

... физика» появилось в русском языке благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, когда он перевел с немецкого языка и издал в России первый учебник по данному предмету. М.В. Ломоносов внёс значительный вклад в развитие науки физики, в ... Ломоносова в области физики является его В более поздней работе в 1748 году он вместо «элемента» употребляет слово «атом», а вместо «корпускула» — партикула — «частица» ...

Гордостью Генкеля была его химическая лаборатория. В то время даже многие высшие учебные заведения не имели собственных лабораторий. Эта лаборатория служила учебной, производственной и экспериментальной базой. Вероятно, Ломоносов оценил значение экспериментальной базы для исследовательской работы. Вот почему по возвращении в Россию он упорно добивался постройки химической лаборатории при Академии Наук.

Недостатком Генкеля было то, что он, сосредотачивая основное внимание на практических занятиях, не давал возможности своим ученикам размышлять над теоретическими проблемами. Он не поддерживал в учениках энтузиазма исследователей.

Первые четыре месяца жизни русских студентов во Фрейберге прошли без особых инцидентов; их взаимоотношения с Генкелем были вполне нормальными. Но в конце 1739 года между студентами и Генкелем начались трения, которые затем переросли в острый конфликт. Основной причиной столкновений являлась нерегулярная отправка из Петербурга средств на содержание студентов. Тяжёлые условия жизни, мелочная опека, постоянная слежка даже за его перепиской — всё это тяготило молодого помора, которыё уже имел собственное сложившееся мировоззрение. Исподволь накапливалась неприязнь учителя и ученика друг к другу.

Первая серьёзная ссора разразилась в конце декабря 1739 года. Поводом послужил отказ Ломоносова выполнить черновую работу, которую ему поручил Генкель. Горячая натура русского помора восстала против педантизма немецкого учёного. Весной, когда Ломоносов и его коллеги после очередного скандала пришли просить денег на своё содержание, Генкель им отказал. Отношения оказались окончательно испорчены. Кроме того, Ломоносов считал, что ему уже нечему учиться во Фрейберге.

Ломоносов и его путь в Россию

В настоящей работе мы рассмотрим жизненный путь Михаила Васильевича Ломоносова, выдающегося русского ученого, писателя и художника XVIII века. Мы обратим особое внимание на его период скитаний и препятствий, которые ему пришлось преодолеть на пути к ученой карьере в России.

В мае 1740 года Ломоносов принял решение покинуть Фрейберг и отправиться в Россию. Оставив некоторые свои книги товарищам, он взял с собой только небольшие пробирные весы с гирьками. Его намерениями было воспользоваться помощью барона Кейзерлинга, русского посланника, чтобы добраться до России. Однако, по прибытии в Лейпциг, Ломоносов обнаружил, что Кейзерлинга здесь нет. Так началась его трудная жизнь скитальца, продолжавшаяся больше года.

Вернувшись на некоторое время в Марбург, Ломоносов найдет свое счастье и женится на Елизавете Цильх, дочери хозяйки дома, где он жил. Но этот брак не улучшит его положение, и Ломоносов продолжит искать возможности для возвращения в Россию.

В конце 1741 года Ломоносов в конце концов смог вернуться в Петербург. Но по прибытии он обнаружил, что в Академии наук произошло много перемены. За время его отсутствия два президента сменились, и Академия оказалась без руководителя. Многие кафедры пустовали, количество профессоров сократилось, и денежные задолженности Академии только увеличивались.

10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору Амману для изучения естествознания. Под его руководством Ломоносов приступил к составлению Каталога минералов и окаменелостей в Минеральном кабинете Кунсткамеры, где успешно справился с данной задачей. Эта работа по праву признается одним из первых научных трудов Ломоносова и как важный вклад в естественные науки того времени.

2 стр., 756 слов

Ломоносов м. в. — прославление в одах м. в. ломоносова ...

... оде 1761 года, где он предлагал умножить славу России мирными средствами и поставить красоту наук выше военных звуков. У Ломоносова была четко продуманная программа, направленная на мирное ... болот и градостроительства. Химия должна открывать "драгоценности" земли России, а география - составлять карты с нанесенными городами и деревнями. Ломоносов искренне верил, что занятие наукой способно принести ...

В 1745 году Ломоносов был избран академиком и стал первым профессором химии в университете. Он активно занимался преподавательской деятельностью и публично читал лекции на русском языке, что было необычным для того времени.

Помимо своих преподавательских обязанностей, Ломоносов вел исследования в области минералогии, физики и химии. Он написал ряд научных трактатов, печатаемых на латинском языке. Он также стремился привлекать больше студентов из семинарий к изучению естественных наук и поднимать популярность этих предметов среди людей.

Таким образом, изучение жизненного пути Ломоносова помогает в глубину понять его научный и общественный вклад в развитие России и выявить факторы, которые способствовали его успешной ученой карьере. Данные исследования позволяют нам получить новые знания о научной и культурной истории России XVIII века.

В 1748 году Михаил Васильевич Ломоносов основал первую химическую лабораторию в России при Академии наук. Его близкий друг Григорий Рихман, русский физик, который занимался работами по электричеству, помогал ему в этом предприятии. Вместе они внесли большой вклад в развитие научных исследований в России.

В то же время, в 1748 году, Академия наук создает Исторический Департамент и Историческое Собрание. Ломоносов вступает в дебаты с Миллером на заседаниях Собрания, обвиняя его в пренебрежении к научным исследованиям русского народа. Он представляет ряд проектов и записок, в которых выступает за преобразование Академии наук и акцентирует внимание на «недоброжелательстве иностранных ученых к русской молодежи» и их образованию.

В 1749 году на торжественном собрании Академии Ломоносов произносит речь «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», которая имеет большой успех и привлекает к нему внимание императорского двора. Он становится близким соратником и защитником Елизаветы Ивановны Шувалова, что вызывает зависть и неодобрение его оппонентов, в частности, Шумахера.

Благодаря своим связям с Шуваловым, Ломоносову удается укрепить свои позиции и приобрести влияние в Академии наук. Его усилиями в 1755 году в Москве открывается Московский университет. Ломоносов разрабатывает первоначальный проект университета, основываясь на примере иностранных университетов, и с учетом отечественных традиций и обычаев. Также при помощи Шувалова в 1753 году Ломоносов устраивает фабрику по производству мозаики.

В этом же году Ломоносов показывает большой интерес к исследованиям по электричеству, заботится о благосостоянии семьи погибшего профессора Рихмана, которого убила молния во время его физических опытов. Ломоносов особо беспокоится о том, чтобы этот случай не был использован для осуждения развития науки.

В 1756 году М. В. Ломоносов активно отстаивал права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете в противостоянии с Миллером. В 1759 году он приступил к организации гимназии и разработке устава для нее и университета при Академии. В этот период Ломоносов с большим энтузиазмом защищал права низших сословий на получение образования, противостоя восклицаниям вокруг него: «куда с учеными людьми?». Он утверждал, что ученые люди необходимы для развития Сибири, горнодобывающей промышленности, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, развития торговли, поддержания чистоты веры, развития земледелия, изучения погоды, военных дел, северных путей и связи с Востоком.

13 стр., 6315 слов

Ломоносов как выдающийся деятель России XVIII века

... Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить. Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в ... движения) и не плавится (нет колебательного движения частиц). Эти рассуждения имели огромный резонанс в европейской науке. Теория, ... в большинстве своём – понято и классифицировано. Основной областью своей деятельности М.В. Ломоносов считал химию, ...

В то же время Ломоносов занимался научной работой в Географическом Департаменте. Под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» в 1764 году была организована экспедиция в Сибирь.

М. В. Ломоносов продолжал свою активную научную деятельность до самой смерти, которая наступила 4 апреля 1765 года. Перед своей кончиной Ломоносов получил посещение от императрицы Екатерины II, которая выразила свою поддержку и интерес к развитию наук и искусств в России.

В конце жизни Ломоносов был признан почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук. Похоронен он был в Александро-Невской лавре. Надгробие М. В. Ломоносова представляет собой мраморную стелу с латинской и русской эпитафией и аллегорическим рельефом, созданную мастером Ф. Медико по эскизу Я. Штелина в 1760-е годы.

Семейная жизнь Ломоносова была относительно спокойной. От его потомствен осталась только дочь Елена, которая вышла замуж за Константинова, сына брянского священника. Потомки Ломоносова и сестры Ломоносова до настоящего времени проживают в Архангельской губернии.

ГЛАВА 2 Научная деятельность

М. В. Ломоносов занимался множеством различных наук и областей знаний, включая горную металлургию, физику и химию, историю и географию, риторику и геологию, демографию, декоративно-прикладное искусство и астрономию.

Молекулярно-кинетическая теория тепла

В работах М. В. Ломоносова, выполненных в период с 1740-х по 1760-е годы, была заложена основа молекулярно-кинетической теории тепла. Он проводил эксперименты и анализировал результаты, чтобы понять природу тепла и его взаимодействие с веществом.

В одной из своих работ, «О причине теплоты и холода», Ломоносов рассуждал о том, что тепло — это движение частиц вещества. Он предположил, что теплота возникает в результате колебаний и вращений молекул, а холод — это отсутствие такого движения. Это была революционная идея, которая впоследствии стала основой молекулярно-кинетической теории тепла.

В другой работе, «Элементы математической химии», Ломоносов предложил объяснение химических реакций с помощью концепции движения молекул. Он утверждал, что химические реакции происходят в результате столкновения молекул и обмена энергией между ними. Это позволяло объяснить, почему реакции протекают с разной скоростью и какие факторы влияют на их протекание.

М. В. Ломоносов также исследовал свойства газов и жидкостей, проводил эксперименты по измерению давления и объема газов при различных температурах. Он обнаружил, что при нагревании газы расширяются, и предположил, что это связано с увеличением скорости движения молекул. Это наблюдение подтверждало его идею о том, что тепло — это движение молекул.

В своих исследованиях Ломоносов использовал методы математического анализа и физического эксперимента. Он стремился к точности и надежности своих результатов, что позволяло ему делать важные выводы о природе тепла и химических реакций. Его работы в области молекулярно-кинетической теории тепла стали отправной точкой для дальнейших исследований в этой области.

7 стр., 3311 слов

Ломоносов и его значение в формировании науки

... движение связанной материи". Эти рассуждения имели огромный резонанс в европейской науке. Теория, как и полагается, более критиковалась, нежели принималась учеными. В основном критика была направлена на следующие стороны теории: частицы Ломоносова ...

Заключение

Таким образом, М. В. Ломоносов внес значительный вклад в развитие молекулярно-кинетической теории тепла. Его работы посвящены изучению природы тепла, его связи с движением молекул и его влиянию на химические реакции. Он проводил эксперименты, формулировал гипотезы и делал выводы, которые стали фундаментом для дальнейших исследований в этой области. Российская наука получила термоядерный импульс благодаря трудам М. В. Ломоносова.

Развитие понимания строения вещества до Ломоносова

Идея о том, что все тела состоят из крошечных неделимых частиц — атомов, возникла еще в Древней Греции. Древнегреческие философы, такие как Демокрит и Эпикур, писали о существовании этих неделимых частиц, которые они назвали «атомами». Однако, до XIX века, идея атомов не получила окончательного признания и не стала основой для научных исследований.

Поначалу, в науке преобладали алхимические представления. Алхимики стремились не только к трансмутации обычных веществ в благородные металлы, но и к созданию «философского камня» и различных лекарств. Однако, их методы были скорее мистическими, а не научными.

Вклад Ломоносова в развитие науки

Иван Ломоносов, начиная свой научный путь в середине XVIII века, стал одним из первых ученых, кто серьезно занялся исследованием строения вещества. В своих работах, написанных в Германии и представленных в Академию Наук, Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества и выдвинул понятия атомов и молекул.

В одной из своих работ Ломоносов описал превращение твёрдых тел в жидкое состояние и его зависимость от движения существующей жидкости. Еще одна его работа посвящена различию смешанных тел, основанноек на сцеплении их корпускул. Однако, не все его исследования были завершены, включая его сочинение «Элементы математической химии».

Интересно, что идеи Ломоносова о различии между атомами и молекулами были признаны лишь в XIX веке, когда английский ученый Джон Дэлтон развил его учение и создал основы химической атомистики.

Ломоносов предложил новую теорию, отрицая существующую, и при этом использовал метод бритвы Оккама для устранения избыточных понятий, в частности теплорода. Он выделяет несколько логических выводов, подтверждающих его теорию о причинах теплоты:

  • «в движении какой-то материи» — так как «при прекращении движения уменьшается и теплота», а «движение не может произойти без материи»;
  • «во внутреннем движении материи», так как недоступно чувствам;
  • «во внутреннем движении собственной материи» тел, то есть «не посторонней»;

— «во вращательном движении частиц собственной материи тел», так как «существуют весьма горячие тела без» двух других видов движения «внутреннего поступательного и колебательного», например, раскаленный камень покоится (нет поступательного движения) и не плавится (нет колебательного движения частиц).

«Таким образом, мы доказали a priori и подтвердили a posteriori, что причиной теплоты является внутреннее вращательное движение связанной материи».

Эта теория вызвала значительный интерес в научном сообществе, однако она также столкнулась с критикой. Основные направления критики были связаны с некоторыми сторонами теории, включая… (text cut off)

Исследование флогистона Ломоносовым

В 1703 году врач прусского короля, занимавшийся химией Георг Эрнест Шталь предложил так называемую теорию флогистона (“флогистос” по-гречески воспламеняющийся).

Шталь считал, что различные вещества и металлы содержат в своём составе особое “начало горючести» — флогистон — невесомое вещество с отрицательным весом. У этой теории было много сторонников, принимал её и Ломоносов.

Ломоносов научно обосновал теорию флогистона в своих работах, таких как “О металлическом блеске”(1745г.), “О рождении и природе селитры”(1749г.), в его физико-химических заметках в “курсе истинной физической химии”(1752- 1754г.г.) “Слове о рождении металлов от трясения земли”(1757г.), “Слове о происхождении света…(1756г.) и других сочинениях.

Исследования Ломоносова проводились в условиях, когда были известны только два газа: воздух и углекислый газ. Раскрытие сущности химических процессов было важной частью его работ, основанных на теории флогистона.

Введение

В данной работе мы рассмотрим научные достижения Михаила Ломоносова и его вклад в развитие химической науки. Молодой Ломоносов увидел недостатки в существующих теориях горения и определил правильные теоретические основы химии. Он считал, что основой химических явлений является движение частиц, которые он назвал «корпускулами». Его представления об атомистике и движении частиц важно влияли на развитие атомно-молекулярной теории.

О теплоте и холоде

В своих работах, таких как «О нечувствительных физических частицах, составляющих тела природы…» и «Размышления о причине теплоты и стужи», Ломоносов подробно исследовал связь между теплотой и движением частиц. Он показывает, что теплота является результатом хаотического движения «нечувствительных частиц» и зависит от их скорости. Ломоносов утверждает, что при достижении абсолютного нуля — наивысшего уровня холода — движение частиц прекращается и нет теплоты.

Интересно отметить, что Ломоносов первым искусственным путём получил такой высокий уровень холода, что ртуть замерзла. Он даже предложил название «абсолютный ноль» для этой температуры.

Закон сохранения массы

Один из фундаментальных законов природы — закон сохранения материи (или массы вещества) и движения — также нашёл своё место в научной системе Ломоносова. Он понимал, что материя не может существовать без движения, а движение без материи также немыслимо.

Представления о материи и движении имели философский характер и были развиты ещё в эпоху древних учёных, таких как Демокрит, Платон и Аристотель. Однако дальнейшие научные открытия, в частности и работы Галилея, привели к более точному пониманию материи и движения. Масса стала мерой количества материи, а термин «материя» закрепился за «весовой материей» – веществом, в конце XIX века.

И в этом контексте, поистине революционным стало открытие Михаилом Ломоносовым «всеобщего закона сохранения», которое он сформулировал в своём письме к Леонарду Эйлеру в 1748 году. При этом Ломоносов не только смог выразить размышления о сохранении вещества в природе, но и осознать, что этот закон, как он доказал пользуясь методом внимательного наблюдения и опытов, применим и к механике движения объектов.

Пудомое открытие вскоре послужило основой для становления химии как строгой научной дисциплины. Согласно его заключениям, ничто в природе не исчезает без следа и не возникает из ничего — все преобразования вещества сопряжены с сохранением его общей массы. Это Ломоносов выразил в своём основном законе химии — законе сохранения массы.

Значение этого открытия невозможно переоценить. Превращение химии в науку типа математики и физики — как и предполагал Ломоносов, именно сюда должен был прийти процесс развития химии. При этом Ломоносов явно осознавал, что успешное изучение химии требует не только размышлений теоретика, но и практического опыта экспериментатора, и широкого кругозора философа,
подчеркивая, что «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком, а также и философом.”

Именно это понимание позволило Ломоносову сделать столь уникальное открытие и прокладывать основы научной химии. Кроме того, выражая мысль о неотъемлемой связи между теорией и практикой, Ломоносов еще раз подвергал огромное значение методологии исследования, которая должна быть сформирована на основе всестороннего и системного подхода к изучаемым веществам. В этом смысле, его подход представляет собой для науки истинное и благодарное зодчество, строгое и последовательное следование правилам методологии, и тем самым переменяется всевозможными открытиями.

В своём знаменитом “Слове о пользе химии” (1751 год), произнесённом на публичном собрании Академии Наук, Ломоносов ещё раз подчеркнул, что для успеха химической науки “требуется весьма искусный химик и глубокий математик в одном человеке, “химия руками, математика очами физическими по справедливости называться может”. Ломоносов был автором первого в мире “Курса истинной физической химии” (1752-54г.г.) “Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положении и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях.” Он верно понял, насколько важно использовать физические знания и методы при изучении химии. В 1752-1753 годах он читал для студентов курс “Введение в истинную физическую химию”.

В области физики Ломоносов также оставил ряд важных работ по кинетической теории газов и теории теплоты, по оптике, электричеству, гравитации и физике атмосферы. В 1750-е года работая в Петербурге, в химической лаборатории Академии Наук, Ломоносов изучал действие кислот на металлы, проводил анализы состава солей и минералов, разрабатывал способы получения минеральных красок и цветных стёкол из отечественного сырья, сам выполнил тысячи плавок и создал несколько замечательных мозаик, в том числе знаменитую “Полтавскую баталию” — Пётр I верхом на белом коне, русские и шведские войска.

Ломоносовым было написано много книг: “Элементы математической химии” (1741 год), “О слоях земных” (1742 год), “Рассуждение о причинах теплоты и холода” (1744 год), “Слово о пользе химии” (1751 год), “Слово о пользе стекла” (1752 год), “Слово о явлениях воздушных, от электричекой силы происходящих” (1753 год) — задуманную после трагической смерти его друга Рихмана, “Российская грамматика” (1754 год) и другие. Ломоносов был пионером во многих областях науки [4].

Опто-механика

Большое место в его научных трудах и экспериментальной работе занимала оптика. Он сам изготовлял оптические приборы, инструменты, оригинальные зеркальные телескопы. 26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры перед солнечным диском, открыл у этой планеты атмосферу, открыл у этой планеты атмосферу и нарисовал яркую картину огненных валов и вихрей на Солнце; лишь в XIX в. смогли повторить этот его опыт. Исследуя небо с помощью своих приборов, Ломоносов отстаивал идею бесконечности Вселенной, множества миров в ее глубинах.

Академик С.И.Вавилов, изучавшие труды Ломоносова многие годы сделал вывод, что «…по объёму и оригинальности своей оптико-строительной деятельности Ломоносов был одним из самых передовых оптиков своего времени и безусловно первым русским творческим опто-механиком».[2] Ломоносовым было построено более десятка принципиально новых оптических приборов. В мае 1762 года он создал телескоп с отражателем. Более 25 лет спустя такая же идея будет использована Гершелем в его телескопе-рефракторе. Ломоносов высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу молний, полярных (северных) сияний и оценил их высоту. Это было совершенно новое объяснение природных явлений — первый шаг к разгадке их реальной сущности [5].

Он попытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально.

Заключение

Ломоносов М. В., прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности — таков итог его кропотливых трудов.

Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских ученых XVIII века, при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя М. В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 году учреждена Золотая медаль им. М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в области естественных наук.

И в заключении мне хотелось бы привести высказывание — призыв самого Михаила Васильевича: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи; а моя слава падет и с вашею».

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/lomonosovinteresnyie-faktyi/

1.Дягилев Ф.М М. В. Ломоносов—Великий сын России. Из истории физики и жизни ее творцов — М.: Просвящение, 1996 -255 с.

2. Михайло (Михаил) Васильевич Ломоносов. Википедия — свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org/wiki)

3. Михаил Васильевич Ломоносов. Энциклопедический словарь юного техника. (http://www.bibliotekar.ru/enc-Tehnika-3/69.htm)

4. Манолов К. Великие химики. Т. 1. — М.: Мир. 1985. — 465с.

5. Чолаков В. Нобелевские премии. Учёные и открытия” (http://revolution. /history/000 03067_0.ht)…