Подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля план-конспект по русскому языку (11 класс)

Щербаковой С.А.

Калуга, 2012

Подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля.

Цель: Подготовка рабочих материалов для написания сочинения по прочитанному тексту публицистического стиля.

Задачи: 1) Образовательная: привести в систему и закрепить полученные знания по теме «Сочинение по прочитанному тексту» ( понятия текст, речевая ситуация, тема, идея, стиль. жанр, способ изложения, тип речи, проблема, комментарий); закрепить правила построения сочинения; формировать умения применять знания в практической деятельности и в смежных дисциплинах.

2) развивающая: продолжать развивать у обучающихся познавательную активность, логическое мышление.

3) воспитательная: продолжать воспитывать внимательное отношение к ответам одноклассников, бережное отношение к слову; расширить понятие «духовная культура» у обучающихся.

1. Добрый день.

На сегодняшнем уроке мы должны подготовить материалы для сочинения по прочитанному тексту публицистического стиля.

Прежде, чем мы приступим к самому тексту , вспомним лингвистические термины .

Что такое текст ? (лат. textus – ткань, сочетание слов) – речевое произведение, компоненты которого (предложения, группы предложений, составл. из них блоки) объединены темой и основной мыслью, связаны по смыслу и грамматически.

Что нам необходимо сделать, чтобы понять содержание текста ?

5 стр., 2223 слов

Урок русского языка в 7 классе « в публицистическом стиле»

... сочинения, основной мыслью. Особенности публицистического стиля. У: Верно, ребята. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению в публицистическом стиле. Тема сочинения ... на берегу? НЕ … НЕ … Прочитайте составленные правила для отдыхающих групп. Сравните ... стили и типы речи. Обоснуйте своё мнение. (уч-ся: Текст 1 – научное описание ландыша. Нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения ...

1) Определить речевую ситуацию, лежащую в основе созд.текста. Коммуникативное наме́рение автора.

2) определить тему ( о чём говорится в тексте).

3) опеделить основную мысль (идею) – то, ради чего говорится

4) определить функцию речи

5) стиль

6) жанр

7)способ изложения

8) тип речи

Как графически оформляется текст ?

С помощью абзацев, которые выделяют структуру, логику и ярко выражают эмоциональность текста.

Что такое абзац ?

Это отрезок печатного или рукописного текста от одной красной строки до другой.

Как называется часть общей темы текста ? (микротема)

— Всегда ли количество микротем совпадает с количеством абзацев?

1 абзац = 1 микротема

1 абзац = несколько микротем

1 микротема = несколько абзацев

Вспомним композиционную структуру сочинения

1)формулировка проблемы текста

2) комментарий заявленной проблемы

3) формулировка позиции автора

4) выражение согласия/ несогласия с позицией автора

5) приведение не менее 2 аргументов, подтверждающих вашу позицию

На сегодняшнем уроке мы будем знакомиться с фрагментом текста журналиста, писателя, публициста Евгения Михайловича Богата. Это ему принадлежит афоризм «Пока человек существует, он будет себя открывать». Как вы понимаете эти слова? В каких произведениях русской литературы герои сами себя «открывали»?

— Ребята, ведь это крылатое выражение о духовной жизни человека. А что такое духовная жизнь?

Стремление к внутреннему самосовершенствованию, высоте духа.

2. Итак, читаем текст «Высокая нота».

1 ) Внимательно прочитайте.

2) Подготовьтесь к выразительному чтению.

3) 1 ученик читает.

— Каковы ваши впечатления?

Дайте общую характеристику текста.

Речевая ситуация : фрагмент из статьи «Избранное», в котором автор, держа в руках томик «Войны и мира», размышляет о духовности человека и её формах.

3 стр., 1071 слов

Проблема заботы о близких людях. Проблема влияния войны на человека. ...

... Кроме того, в тексте затронута проблема влияния войны на человека. (Какой след в душе человека оставляет война?) Каждая из выделенных проблем может стать основой сочинения. Фрагмент сочинения Всегда ли мы готовы прийти на помощь нашим близким, ...

Тема: духовная жизнь человека.

Идея: Духовная жизнь окрыляет, облагораживает человека, помогает самосовершенствоваться, открывает ему богатство мира.

Функция речи – информативно-воздействующая.

Стиль : публицистический.

Жанр : эссе (фрагмент) (доказать) – разновидность очерка (главное: изображение впечатлений, раздумий).

Прием организации: 1) цитация :Л.Н.Толстой «Война и мир»

2) риторические вопросы (2 абзац)

3)сравнение ( талантливей Ре́мбрандта и т.д.)

4) ассоциат. отступления (музыка и духовность)

5) моделирование диалоговой ситуации (подумаем).

Тип речи : рассуждение с элементами повествования.

Способ изложения : личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средство языка.

3. Начинаем работать с планом сочинения.

Вновь обращаемся к эпиграфу урока и главной мысли слов автора.

Приступаем к п.1. Формулируем проблемы (сложный вопрос, требующий решения, исследования)

— нумеруем абзацы

-смысловые части (микротемы)

1 — 1 абзац

2 ч – 2 абзац

3 ч – 3-9 абзацы

4 ч – 10 абзац

— читаем каждую часть и ставим к ней вопросы .

1 ч. Что такое духовная жизнь?

2 ч. Духовная жизнь – идея избранных или она доступна каждому?

3 ч. Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности?

4ч. Может ли «обыкновенный человек хотя бы на время стать талантливее великих»?

выделим из 4-ех главную (как влияет духовная жизнь на человека?)

Пункт 2.

Комментируем заявленные проблемы. Комментарий – рассуждения, замечания по поводу чего-либо. (для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если они есть), на которые ссылается автор).

Типы проблем – философские.

Раскрывая проблемы, автор

а) дает своё понимание духовной жизни, говорит о разнообразии её форм

б) размышляет о том, кому доступна духовная жизнь: «великим» или «обыкновенным»

в) ищет ответ на вопрос, каким образом влияет духовная жизнь на человека, и приводит пример преображения Ростова под действием пения Наташи

1 стр., 402 слов

В чем заключается духовная подготовка человека к жизни

... просветиться. Позиция автора по данному вопросу такова, что «духовная жизнь человека — это его собственное бесконечное стремление к добру, неутолимая жажда правды, ненасытный голод по красоте». Трудно ... некультурность, бесчувственность и необразованность семьи. Наравне с недуховными людьми, в русской литературе существует множество духовных героев. Так, в романе Льва Толстого «Война и мир» ярким ...

г) подводит итог: общение с великими творениями делает человека чище, лучше, духовнее.

Пункт 3.

Формулируем авторскую позицию (находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста).

1) Автор утверждает, что духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, природой и с самим собой

2) По мнению публициста, духовная жизнь доступна каждому.

3) Е.М. Богат считает, что соприкосновение с искусством возвышает человека.

4) Писатель полагает, что у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он ощущает себя талантливым.

4 . Подведём итоги.

Тема: духовная жизнь человека.

Идея: Духовная жизнь окрыляет, возвышает человека, помогает ему открыть богатство мира и собственной личности.

Функция речи – информативно-воздействующая.

Стиль: публицистический.

Жанр: эссе (фрагмент).

Тип речи: рассуждение с элементами повествования.

Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средство языка.

Основная проблема – как влияет духовная жизнь на человека.

Комментарий:

Раскрывая проблемы, автор

— дает своё понимание духовной жизни

— говорит о разнообразии её форм

— размышляет о том, кому доступна духовная жизнь: «великим» или «обыкновенным»

— ищет ответ на вопрос, каким образом влияет духовная жизнь на человека

— в качестве примера приводит эпизод из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором показано преображение Н.Ростова под воздействием пения Наташи

— делает вывод о том, что общение с великими творениями изменяет человека в лучшую сторону.

Позиция автора

См. ранее

5.Домашнее задание

Опять обращаемся к эпиграфу, вспомним, главный смысл слов Богата, вспомним, каких упоминали литературных героев.

Выразите собственное мнение относительно позиции автора (согласны или не согласны и почему).

Нужно показать актуальность, жизненность рассматриваемой проблемы.

Наводящие вопросы

— Насколько необходим разговор о духовном?

— Может быть, в настоящее время более уместно говорить о рациональном подходе к жизни?

— Помогает ли вам общение с искусством, природой, людьми открывать в окружающем мире, в себе что-то новое?

3 стр., 1107 слов

Сочинение что поражало людей в характере николая бирюкова

... Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать смелым?", взяв в качестве тезиса данное Вами ... известного филолога Николая Максимовича Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения ... мелькая между заснеженными деревьями, и волчатам показалось, что они упускают добычу. (38)Наиболее резвые взвизгнули, ...

— Был ли в вашей жизни момент, когда под воздействием искусства, природы, людей вы ощущали себя талантливым?

— Герои каких произведений, на ваш взгляд, живут богатой духовной жизнью; какие герои изменились в результате общения с людьми, природой, под воздействием искусства?

Приложение

Высокая нота

Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем-то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. <�…> И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности? А если должна, то она, видимо, удел избранных?

Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с «Войной и миром» в руках, стараясь быть соавторами Толстого.

Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа.

Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги…

И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное.

Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. «Как она этот si возьмёт… Слава богу!»

И Николай, «не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты». «Боже мой! Как хорошо! Неужели это я взял? Как счастливо!» — подумал он. «Неужели это я?!» «Обыкновенный» Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. «Неужели это я?!»

Да, это он.

Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся… Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии; даже одна-единственная подобная минута («Неужели это я?!») делает нас лучше, чище, духовнее .

6 стр., 2625 слов

Духовные потребности как элемент духовной жизни человека

... их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию ...

(Богат Е.М. Избранное — М., 1986)