Подготовка к сочинению-рассуждению. Анализ текста. 11-й класс

Сочинение

Разделы:

Цель : закрепить

  • навыки анализа текста, умение определять средства связи в словосочетании и предложении, объяснять пунктуацию в сложных предложениях и предложениях с осложнением;
  • умение видеть языковые средства выразительности, используемые автором;
  • развивать умения создавать на основе проанализированного текста собственное высказывание, формулировать основную проблему и позицию автора;
  • воспитывать у школьников способность к защите своей чести, преодолению физической и духовной слабости.

Оформление урока

Схема сочинения-рассуждения

Разбираемся в терминах.

Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого.

Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения.

Основная проблематика – над каким вопросом автор рассуждает больше всего.

Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме.

Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса (факты, примеры, утверждения, объяснения).

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что…

Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею и требующее доказательств.

Примерный план сочинения-рассуждения.

Три «НЕ», которые следует помнить, работая над частью «С»:

  1. не пересказывайте авторские аргументы;
  2. не пересказывайте фрагменты текста;
  3. не пытайтесь развить авторскую мысль.

I. Слово учителя. Объявление темы, целей урока.

II. Работа с текстом.

Чтение текста.

Беседа.

Расскажите об авторе текста В. Аксёнове.

К какому стилю речи вы отнесете данный текст? Почему?

Какова тема текста?

Работа в группах.

I группа.

  1. Найдите в тексте СПП с придаточным определительным.
  2. Объясните постановку знаков препинания в предложении 5.
  3. Назовите способ образования слов авторучкой, отобрал, третъегодник .

II группа

2 стр., 938 слов

Миниатюра. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Согласны ли вы с ней?

... в ночь. Сочинение-миниатюра. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Согласны ли вы с ней? ... А почему? (А. Маркуша) 1. О чем данный текст? Какова его основная мысль? 2. Определите стилистическую принадлежность текста. 3. Подчеркните средства синтаксической выразительности. 4. Найдите предложения, ... Граждане в нетрезвом виде в баню не пропускаются! Знакомо? А нравится? На горных тропах Таджикии: « ...

  1. Найдите в тексте сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
  2. Объясните постановку знаков препинания в предложении 11.
  3. Назовите способ образования слов выдавали, протягивал .

III группа

  1. Найдите в предложениях 22-29 такое, которое является простым односоставным безличным.
  2. Среди предложений 22-37 найдите предложения с обособленными обстоятельствами.
  3. Среди предложений 32-39 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным.

IV группа

  1. Среди предложений 6-12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексических повторов.

III. Беседа.

Что такое проблема?

Какие проблемы поднимает автор?

  1. Проблема чести (Что лучше: избежать физических страданий и потерять честь или пройти через побои и отстоять своё право честно смотреть в глаза родным?)
  2. Проблема формирования характера (Как, из чего рождается желание преодолеть себя, свою физическую и душевную слабость?).

  3. Проблема трусости и смелости (Кто оказывается сильнее: Он с товарищами или герой-рассказчик?).

  4. Проблема физической и моральной победы (Кто одерживает победу: герой-рассказчик или Он с товарищами?).

Сформулируйте позицию автора.

Авторская позиция

  1. Надо отстаивать своё право честно смотреть в глаза своим родным.
  2. Желание защитить свою честь, преодолеть себя, свою физическую и душевную слабость, рождается из сострадания к близким, к своей малой родине.
  3. Настоящую победу одерживает герой-рассказчик, т.к. истинная победа – это победа моральная, победа над самим собой.
  4. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текса. Запишите.
  5. Можно использовать логические схемы первичных текстов. Важно помнить, что главная мысль может развиваться разными способами.

IV. Задания классу.

Сформулируйте позицию автора, запишите, используя речевые клише.

Согласны ли вы с позицией автора? Почему? Какие аргументы в пользу своей позиции вы можете привести?

(Ели вы приводите аргументы из художественных, публицистических произведений, то факторы должны передаваться без искажений, кратко. Излагайте свою точку зрения этически корректно.)

Вспомните схему сочинения-рассуждения.

Особое внимание следует обратить на вступление. Оно должно быть энергичным, экспрессивным и небольшим по объему (2-4 предложения).

Возможные варианты вступления.

  1. Анализ разных точек зрения на проблему.
  2. Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждения о её актуальности.
  3. Перечисление проблем исходного текста.
  4. Спор с мнимым оппонентом, рассуждения «от противного».
  5. Краткие сведения об авторе исходного текста, о проблемах, нашедших отражение в его произведениях.
  6. Лирическое вступление.

Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению.

4 стр., 1673 слов

Мини рассуждение «слово делом крепи»

... слова. 8 класс. Русский язык. Рассуждение Другие сочинения: ← Рассказ на основе услышанного↑ по русскому языкуСубботний вечер у нас дома → «Дал слово – держи» рассуждение Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что ... Одной, из которых есть: «Слово делом крепи». Еще в самые незапамятные времена, люди обращали внимание именно на ... человека. Перед тем как что-то пообещать, ... Проблема ...

Возможные варианты заключения.

  1. Общий вывод.
  2. Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.
  3. Изложение собственной позиции.
  4. Рассуждения о том, какое значение будет иметь прочитанный текст для автора сочинения.
  5. Расширение проблемы. Новый вопрос.

V. Тренировочные упражнения.

1) определение позиции автора

Определите и сформулируйте проблему текста и позицию автора.

Надо помнить, однако, что правило соответствия речи пониманию тех, для кого она предназначена, исполняется и вообще довольно плохо. Иногда от недомыслия. Человек, например, искренно убежден, что чем больше насажает в речь иностранных слов, тем это красивее, эффектнее, «благороднее» или больше выказывает его образование и ум.

И он иногда не ошибается в эффекте, если имеет в виду слушателей и читателей, не привыкших мыслить, наслаждающихся трезвоном слов, как лакей Гончарова трезвоном стихов. При этом иной раз, чем непонятнее и «зазвонистее» слова, тем лучше. Доволен оратор, тупо сияют слушатели или читатели. Все довольны. Но иногда трезвон иностранных слов пускается в ход в споре и с целью: хотят отуманить, оглушить противника или слушателей (или читателей).

У них получается «туман в голове» от этой «премудрости». Одурманенные головы перестают понимать и то, что могли бы понять, и тупая мысль тупого софиста может легко сойти за бездну глубокомыслия.

Примеры несоответствия выражения мысли пониманию аудитории, для которой они предназначены, можно ежедневно черпать из газет, журналов, речей и т. д. пригоршнями.

  • ..В общем, довольно правильна примета: чем более кто говорит без нужды иностранных слов, тем вероятнее, что он не способен к самостоятельному мышлению.

(С. Поварнин)

Используйте фразы:

  • Рассуждения автора посвящены проблеме… . Автор придерживается следующего мнения… .
  • Внимание С. Поварнина привлекает проблема… . Позиция его заключается в том, что… .
  • Рассматривая проблему…, автор весьма чётко формулирует собственное мнение: он…

2) подбор аргументов (работа в группах)

№1. Подберите по три аргумента к следующим тезисам:

  • Труд кормит, а лень портит.
  • Корень учения горек, но плоды его сладки.
  • Не родись красивой, а родись счастливой.

№2. Прочитайте афоризмы. Выскажите согласие или несогласие с автором. Подберите и запишите по три аргумента, подтверждающих ваше мнение.

  • Если кому-нибудь везёт, не завидуй ему, а порадуйся вместе с ним, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже. (Эзоп)
  • Злые языки страшнее пистолета. (А. Грибоедов)
  • Человека, меняющего свои воззрения из угождения первому встречному, мы признаём дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений. (Н. Добролюбов)

№ 3. Прочитайте афоризмы. Выскажите согласие или несогласие с автором. Подберите и запишите по три аргумента, подтверждающих ваше мнение.

7 стр., 3027 слов

Исследовательская работа «Роль восклицательных предложений в тексте»5 кл

... сочинения: «Кончилось детство!», — именно этим предложением автор подводит итог своего повествования. На мой взгляд, Р.Фраерман использует восклицание, чтобы эмоциональное выделить наиболее важную часть текста. Сочетание восклицательного ... знаков, тем лучше читающий сможет их понять. На самом деле таким способом они достигают обратного эффекта – читатель воспринимает лишние восклицательные знаки ...

  • Мир — добродетель цивилизации, война — её преступление. (В. Гюго)
  • Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди… должны ощущать на свете великую грусть. (Ф. Достоевский)
  • Истинного и сильного таланта не убьёт суровость критики, так же как незначительного не поднимет её привет. (В. Белинский)

VI. Учебные материалы к уроку (фрагмент демонстрационного варианта теста ЕГЭ) .

Прочитайте текст и выполните задания А29-А31;В1-В8; С1.

(1)Мы учились с Ним в одном классе во время войны в далеком волжском городе. (2)Он был третьегодник, я догнал Его в четвертом классе в 43-ем году. (3) Я был тогда хил, ходил в телогрейке, огромных сапогах и темно-синих штанах, которые мне выделили по ордеру из американских подарков. (4)Штаны к тому времени я уже износил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты. (5)Все же я продолжал гордиться своими штанами: тогда не стыдились заплат, (6) Кроме того, я гордился трофейной авторучкой, которую мне прислала из действующей армии сестра. (7)Однако я недолго гордился авторучкой. (8)Он отобрал у меня ее. (9)Он отбирал все, что представляло для Него интерес. (10)И не только у меня, но и у всего класса.

(11)В школе нам каждый день выдавали завтраки – липкие булочки. (12)Староста нес их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывет из школьных недр это чудесное блюдо. (13)Я, как и все, заворачивал булочку в тетрадный листок и клал в сумку.

(14)Его голубые глаза каждый день встречали меня за углом школы.

(15)– Давай, – говорил Он, и я протягивал Ему свою булочку, на которой оставались вмятины от моих пальцев.

(16)– Давай, – говорил он следующему, а рядом с Ним работали Лека и Казак.

(17)Я приходил домой, и мы с младшей сестренкою ждали тетю. (18)Тетя возвращалась с базара и приносила буханку хлеба и картошку. (19)Иногда она ничего не просила.

(20) Однажды она сказала мне:

– Нина приносит свои завтраки, а ты нет. (21)Рустам приносит, и все ребята с того двора, а ты съедаешь сам.

(22) Я вышел во двор и сел на поломанную железную койку возле террасы. (23)В сером темнеющем небе над липами кружили грачи. (24)Чем питаются грачи. (25)Насекомыми, червяками, воздухом. (26) Им хорошо. (27)А может быть, у них есть кто-нибудь такой, кто все отбирает себе? (28)Низко над городом шли пикировщики. (29)Что будет со мной?

(30)Всю ночь тетя стирала. (31)Вода струилась за ширмой, плескала и булькала, Гитлер захлебывался в мыльной воде, тетя давила его своими узловатыми руками.

(32)На следующий день, сотрясаясь от отваги, я схватил Его за пуговицу и ударил. (33) Через несколько секунд я лежал на снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лека совал мне в рот мой же завтрак.

– На, смелее, кусни!

На другой день, когда кончился последний урок, я положил тетрадки в сумку и оглянулся. (36) Казак, Лека и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня. (37)По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак. (38)Будь что будет. (39)Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день.

9 стр., 4135 слов

Типы односоставных предложений (Тесты)

... и с вопросом глядела на него. 5. Среди предложений 5 – 11 найдите сложное предложение, которое включает в себя неопределенно-личное предложение. Напишите его номер. (5) Сам по себе мир ... что не замечаешь, какая она. (2) Лет двадцать пять я читал наизусть этот стих для себя, для друзей – и не замечал, есть ли в нём рифмы. ...

(По В.П. Аксенову)

А29. В каком предложении текста наиболее полно выражена мысль о том, что в преодолении бытовых трудностей военного времени мальчик увидел противостояние врагу?

  1. Предложение 12:» Староста нес их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывет из школьных недр это чудесное блюдо».
  2. Предложение 18: «Тетя возвращалась с базара и приносила буханку хлеба и картошку».
  3. Предложение 31: «Вода струилась за ширмой, плескала и булькала, Гитлер захлебывался в мыльной воде, тетя давила его своими узловатыми руками».
  4. Предложение 4: «Штаны к тому времени я уже износил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты».

А30. Какой (-ие) тип (-ы) речи поставлен (-ы) в предложениях 32-36?

  1. рассуждение и повествование
  2. повествование
  3. описание и рассуждение
  4. описание

А31. В каком из перечисленных предложений употребляются контекстные антонимы?

  1. 1
  2. 11
  3. 17
  4. 21

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов №1 справа от номера задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1 – ВЗ запишите словами.

В1. Укажите способ образования слова ОТОБРАЛ (предложение 8).

В2. Из предложений 22-29 выпишите относительное местоимение.

В3. Из предложения 33 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 22-29 найдите такое, которое является простым односоставным безличным. Напишите его номер.

В5 . Среди предложений 22-37 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

В6 . Среди предложений 32-39 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 6-12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексических повторов. Напишите номер этого предложения.

Задание классу

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте в места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

2 стр., 561 слов

По тексту Аксенова. Напишите.. | Класс русского языка и литературы | VK

... текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. В тексте, написанном ... он славился лихостью своих диагнозов.» Автор уверен, что именно такими не должны быть врачи. Профессия доктора подразумевает точность и правильность постановки ...

В8. «Масштабы Его власти описываются В.П. Аксеновым уже в самом начале текста. Прежде всего это выражается в том, что в тексте употребляется местоимение, заменяющее собственное имя. А в предложении 14 эффект достигается с помощью такого средства выразительности, как … . Образ его неотделим от фигур верных вассалов, которые следуют Ему во всем. Даже манера говорить с другими у них общая: их реплики включают … (предложения 15, 34).

При этом такое синтаксическое средство выразительности, как (предложения 15-16), подчеркивает повторяемость, отлаженность их действий … . Тем значительнее бесповоротное решение героя-рассказчика, которое выражает … («будь что будет»)».

Список терминов:

  1. риторическое обращение
  2. книжная лексика
  3. синтаксический параллелизм
  4. глаголы в повелительном наклонении
  5. эпитет
  6. фразеологизм
  7. антонимы
  8. метонимия
  9. риторический вопрос