Исследовательская работа «Роль восклицательных предложений в тексте»5 кл

Сочинение

Во всех языках мира существуют особые предложения – восклицательные. Обычно их используют для выражения сильных эмоций, каковыми являются восторг, удивление, гнев и другие. Примеры восклицательных предложений часто встречаются в художественной литературе, в поэзии, в письмах и дневниках. В научных текстах найти их практически невозможно. В них примеры восклицательных предложений не встречаются. Научные статьи пишутся в нейтральном эмоциональном стиле.

Типы восклицательных предложений

Художественные тексты должны быть написаны красивым языком, в котором используются яркие образы, сравнения, эпитеты. Роль восклицательных предложений здесь трудно переоценить. Потому-то чрезвычайно важными и являются знаки препинания. Поэтому авторами часто используются предложения с восклицательным знаком, которые бывают повествовательными, вопросительными и побудительными. Они придают текстам эмоциональность. Можно привести такие примеры восклицательных предложений.

  1. Какой милый щенок! Как забавно у него торчит хвостик! (Повествовательное предложение с восклицанием).

  2. Неужели дельфины умеют смеяться?! (Вопросительное предложение с восклицанием).

  3. Давай пойдём сегодня в кино! (Побудительное предложение).

Употребление восклицательного знака

Наверняка многие будут обращаться к этой статье для написания сочинения о том, зачем нужен восклицательный знак и другие знаки препинания. Поэтому для начала разберемся, что такое восклицательное предложение. Восклицательным предложением называется предложение, выражающее ту или иную эмоциональную окраску. Это могут быть предложения, выражающие радость, восторг, удивление, испуг, упрек и другие эмоции. Также восклицательный знак принято ставить в конце предложений, в которых выражаются категоричные побуждения и в которых вопрос сопровождается выражением какой-либо эмоции (то есть, в конце побудительных и вопросительных предложений соответственно).

3 стр., 1244 слов

Примеры аннотаций

2.2. Характеризуют определенную часть произведения Иванов, С. С. От разрушения векового уклада к творчеству нового / С. С. Иванов // Избранное. – М., 2003. – С. 314–346. Определение понятия «производительный труд» дано на стр. 316 Рыбкин, В. А. Контроль модельной оснастки / В. А. Рыбкин // Контроль материалов и работ в литейном производстве. – М.,  1980. – Гл. 3. – С. 31–41. В изложены ...

Итак, кратко сформулируем некоторые правила постановки восклицательного знака.

  1. Восклицательный знак употребляется в конце всех восклицательных предложений.
  2. Восклицательный знак используется в конце предложений с риторическим вопросом (не требующим ответа).

  3. Восклицательный знак вместо запятой ставится в эмоциональном обращении.
  4. Восклицательный знак ставится в конце предложений, начинающихся с восклицательных слов («как», «какой», «что за» и т.п.).

  5. После междометий, а также после слов «да» и «нет» восклицательный знак ставится для обозначения сильных чувств и эмоций.
  6. Для обозначения прерывистости речи восклицательный знак может ставиться после каждого однородного члена предложения.
  7. Если вопросительное предложение является еще и восклицательным, то в конце после вопросительного знака ставится восклицательный.
  8. В скобках восклицательный знак ставится либо для выражения различных чувств, либо имеет значение «внимание!».

Восклицание с междометием или частицами

Часто для усиления эмоциональной окраски текста и его выразительности используются междометия или частицы «ах», «ох», «ну и», «что за», «о», «а», «ну» и другие. Примеры восклицательных предложений данного типа часто встречаются в литературе: «Ну что за прелесть эта заливная рыба!» или «О! Я очень рада тебя видеть!» Междометия не обязательно выделяются в отдельное предложение. Часто после них просто ставится запятая. Такие предложения с восклицательным знаком, примеры которых представлены здесь, подчёркивают особенно повышенную эмоциональную окраску сообщения. «О, как люблю смотреть в твои глаза, моя судьба, моя любовь, моя, моя, моя!» или «О, яркий мячик! В игре с Танюшей упал ты в реку. Но будет время, и волны, брызги воды текущей, как жемчуг, брызнут во мраке ночи, и много добрых сердец зажжётся отважной жаждой помочь, утешить!»

Выражение радости при помощи восклицания

Задача автора – донести до читателя не только смысл написанного, но и заставить его испытать некие чувства. Поэтому роль использования им восклицательных предложений трудно переоценить. Ведь одна и та же фраза будет воспринята по-разному в зависимости от того, какой знак препинания стоит в конце. В реальной жизни выражение лица, интонация показывают настроение, с которым произносятся слова. А на письме придать эмоциональную окраску языку довольно трудно – это можно сделать только при помощи знаков препинания в конце фразы. Одни и те же сообщения могут выступать как восклицательные и невосклицательные предложения. В качестве сравнения можно взять такую фразу: «Мне очень приятно видеть тебя». С точкой в конце она будет выражать либо презрение, либо констатацию факта встречи, либо обычную вежливость. А вот если в конце фразы стоит восклицательный знак, то ошибки уже быть не может – встреча доставила человеку настоящую радость!

16 стр., 7783 слов

Зачем нужны знаки препинания? 4, 5, 6, 7, 8, 9 класс

... Ставить знаки препинания нужно во время выполнения проекта — диктанта или сочинения, а не после, когда текст уже изложен на бумаге. Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/zachem-nuzhny-znaki-prepinaniya.html Подготовка к написанию к сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Зачем нужна ...

Примеры восклицательных предложений в литературе

Восклицательные пред­ло­же­ния не встре­тишь в науч­ном тек­сте. А вот в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ные пред­ло­же­ния охот­но исполь­зу­ют писа­те­ли в сво­их про­из­ве­де­ни­ях для пере­да­чи раз­лич­ных чувств.

Увы, на раз­ные заба­вы я мно­го жиз­ни погу­бил! (А. С. Пушкин).

Ох, тяже­ла ты, шап­ка Мономаха! (А. С. Пушкин).

Как хоро­шо ты, о море ноч­ное! (А. Тютчев).

Ох, и кра­со­та! (П. П. Бажов).

Раззудись, пле­чо! Размахнись, рука! (А. В. Кольцов).

Москва…как мно­го в этом зву­ке для серд­ца рус­ско­го сли­лось! Как мно­го в нём ото­зва­лось! (А. С. Пушкин).

Использование трёх восклицательных знаков

Иной раз автор старается использовать всю палитру выразительных средств. Тогда повествовательное восклицательное предложение имеет три восклицания в конце. Обычно таким способом автор желает показать наивысшую степень эмоционального возбуждения. Часто таким образом выражается не только радость или восторг, но и гнев либо возмущение. Предложения «Пошёл вон!!!» или «Выйди и никогда больше не появляйся в моей жизни!!!» не оставляют сомнения в том, что говорящий испытывает глубокие чувства.

Множественные восклицания в предложении

И всё-таки к использованию знаков препинания нужно подходить с осторожностью и чувством меры. Однако многие люди чрезмерно увлекаются излишней постановкой восклицаний в конце предложений. Особенно грешат этим авторы комментариев в интернет-блогах. Им кажется, что чем больше они наставят знаков, тем лучше читающий сможет их понять. На самом деле таким способом они достигают обратного эффекта – читатель воспринимает лишние восклицательные знаки как крик либо даже визг, его подобные письменные высказывания раздражают. Поэтому не следует увлекаться постановкой лишних восклицательных знаков. Чувство меры – признак таланта.

Примеры использования восклицательных предложений , Восклицательные предложения. Риторическое восклицание., Что такое грамматические языковые средства, Лекция 3. Грамматические языковые явления и их роль в тексте

Грамматикой называют грамматический строй языка, т. е. объективные законы строения и функционирования слов и предложений. Грамматикой называют также раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка (традиционно сюда включают морфологию и синтаксис).

Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир: взгляды, пристрастия, оценки и др.

В данном случае, говоря о грамматике, мы в первую очередь имеем в виду синтаксис – ту ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь.

Основные функции восклицательные предложений:

  • усиление эмоционального воздействия на читателя:
А очищающее, а вдохновляющее, а взбадривающее и душу нашу, и помыслы действие Байкала! Ни учесть, ни пометить его нельзя. (В. Распутин)
  • эмоциональное выделение наиболее важных частей текста:
Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. Но я не хочу! (А.Алексин)

1. Исходный текст:

(4)Таня пригласила в школу Сашку Рамазанова. (5)Он пришел в грязных джинсах и рваной полосатой тенниске. – (6)Я думал, надо что-нибудь покрасить или подвигать, – сказал он. (7)Театральная идея его не увлекла и насмешила. – (8)Ну, Татьяна Николаевна! – картинно воскликнул он. – (9)Пригласили бы на Таганку или в «Современник»… (По Г. Щербаковой)

Фрагмент сочинения:

Использование восклицания в предложении 8 помогает автору передать настроение Сашки Рамазанова. На мой взгляд, Сашка не просто воскликнул имя Татьяны Николаевны, в его интонации слышится упрек, настолько ему не понравилась «театральная идея».

2. Исходный текст:

(15)Спектакль казался никаким. (16)Что называется не в коня корм. (17)Может, новый режиссер и был талантливым, что-то он напридумывал, но актеры!.. (18)Ни одного, ну просто ни одного нефальшивого слова. (По Г. Щербаковой)

Фрагмент сочинения:

Одна из функций восклицательных предложений это усилений эмоционального воздействия на читателя. Именно поэтому Г.Щербакова использует восклицание «Но актеры!» в предложении 17, чтобы передать свое недовольство и возмущение плохой игрой актеров.

3. Исходный текст:

(44) — Но ведь солнце так сильно, — сказал он все же с упрямством. — (45) Неужели же всякий след исчезнет? (46) Может быть, что-нибудь и останется, Таня? (47) Подумай. (48) И Таня, подумав недолго, согласилась с ним. (49) — Ты прав, — сказала она. — (50) Что-нибудь должно остаться. (51) Все не может пройти. (52) Иначе куда же… — спросила она со слезами, — куда же девается наша верная дружба навеки?.. (53) Дети обняли друг друга. (54) Кончилось детство! (По Р. Фраерману)

Фрагмент сочинения:

«Кончилось детство!», — именно этим предложением автор подводит итог своего повествования. На мой взгляд, Р.Фраерман использует восклицание, чтобы эмоциональное выделить наиболее важную часть текста.

Сочетание восклицательного и вопросительного знаков

Когда фраза содержит сильные эмоции, автор ставит в конце фразы сочетание нескольких знаков препинания. Часто таковыми бывают риторические вопросы, которые по своей сути не являются вопросительными. «Как можешь ты смеяться, шутить, играть, в траве валяться?!» В этом предложении не содержится вопрос как таковой, а скорее возмущение, наивысшая степень раздражения, призыв к совести того, к кому направлено обращение. «Неужели ж можно смотреть равнодушно на брошенных детей, просящих милостыню?!» Этот риторический вопрос не требует ответа, безысходность подчёркивается сочетанием восклицания и вопросительного знака.

Побудительное восклицательное предложение

Очень интересен вариант использования в произведении побудительных предложений. Такие фразы отличаются от других тем, что практически не имеют эмоциональной окраски, но содержат в себе приказ, просьбу, приглашение, приветствие или предложение. Обычно в этих предложениях отсутствуют подлежащие. Интонационно подобные конструкции не обязательно должны произноситься с ярко выраженными эмоциями. Однако знак в конце просьбы или приказа указывает на то, что это восклицательное предложение. Примеры в русском языке подобных конструкций встречаются довольно часто. Они присутствуют в диалогах героев художественных произведений.

  1. Снять шляпу, быстро! (Приказ).

  2. Пожалуйста, закройте форточку, сестричка! (Просьба).

  3. Давай сыграем в шахматы, мой милый друг! (Предложение).

  4. Приходи ко мне в гости на день моего рождения! Я с нетерпением буду ждать тебя! (Приглашение).

  5. Татьяна! Сергей! (Обращение к людям в письме).

  6. Здравствуйте, товарищи! (Приветствие).

  7. Не болейте, радуйтесь жизни! (Пожелание).

Виды восклицательных предложений

Художественные труды составляют лаконичным языком, применяя насыщенные образы, сравнения, эпитеты. В них присутствуют и восклицательные предложения. При их употреблении нужно обращать внимание на знаки препинания. Восклицательные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. С их помощью тексты обретают эмоциональный окрас.

Чтобы лучше понять представленные нюансы, нужно рассмотреть следующие примеры:

  • Какая прекрасная собачка! Как интересно у нее торчат ушки! (Повествовательное восклицательное предложение).

  • Неужели кошка может стать лучшим другом человека?! (Вопросительно-восклицательное предложение).

  • Давай сходим сегодня на прогулку! (Побудительное).

Все представленные типы предложений позволяют разнообразить речь, художественные тексты и русский язык. Главное, чтобы каждое из них подходило к своему контексту.

Приказ в восклицательном предложении

В некоторых конструкциях постановка знаков препинания обусловлена не эмоциональной окраской высказывания, а историческими традициями. Поэтому в случае, когда автор художественного произведения использует приказ, он оформляет предложение с восклицательным знаком. Примеры таких фраз могут произноситься спокойным тоном и даже шёпотом, однако использование восклицательного знака здесь необходимо. «Стоять! – шёпотом приказал Петрович идущему впереди него пленному фрицу. – Не оборачивайся!» Даже в том случае, если приказ отдаётся спокойным ровным тоном, в конце фразы нужно ставить восклицательный знак. Например, «Отряд, равняйсь, смирно!» или «Встать, суд идёт!»

Что такое восклицательные предложения?

Чтобы понять, что такое вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние, срав­ним два очень похо­жих, на пер­вый взгляд, выска­зы­ва­ия:

Уже взо­шло солн­це.

Уже взо­шло солн­це!

В пер­вом пред­ло­же­нии содер­жит­ся кон­ста­та­ция фак­та, сооб­ще­ние о при­род­ном явле­нии, когда закон­чи­лось тем­ное вре­мя суток и насту­пил день. Это повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние, кото­рое про­из­но­сит­ся спо­кой­ным тоном, без осо­бой экс­прес­сии.

Второе пред­ло­же­ние тоже повест­ву­ет о том же явле­нии, но в нем при­сут­ству­ет эмо­ция радо­сти, вос­тор­га и вос­хи­ще­ния.

Сделаем вывод, что пред­ло­же­ния могут отли­чать­ся друг от дру­га по силе выра­жен­но­го в них чув­ства.

Говорящий может выра­зить радость, вос­хи­ще­ние, огор­че­ние, страх, воз­му­ще­ние, злость, раз­дра­же­ние и пр.

Это про­яв­ля­ет­ся в уст­ной речи с помо­щью осо­бой инто­на­ции, более напря­жен­ной, повы­шен­ной. В пись­мен­ной речи вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние обо­зна­ча­ет­ся с помо­щью вос­кли­ца­тель­но­го зна­ка.

Эмоционально окра­шен­ное пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным.

Предложения могут про­из­но­сит­ся спо­кой­ным ров­ным тоном. По силе выра­жен­но­го чув­ства это невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. Предложение может про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, пере­да­ю­щей силь­ное чув­ство.

Сравним:

Расцвели в саду ябло­ни (повест­во­ва­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние).

Зайдешь в сад, а там рас­цве­ли ябло­ни! (повест­во­ва­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние).

По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке вос­кли­ца­тель­ны­ми могут быть все виды пред­ло­же­ний, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по цели выска­зы­ва­ния.

Понаблюдаем:

Я хочу тан­це­вать (повест­во­ва­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное)

Я хочу тан­це­вать! (повест­во­ва­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное)

Разве ты не выучил это пра­ви­ло? (вопро­си­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное)

Разве ты еще не выучил это пра­ви­ло?! (вопро­си­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное)

Позвони мне сего­дня обя­за­тель­но (побу­ди­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное)

Позвони мне сего­дня обя­за­тель­но! (побу­ди­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное).

По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке все пред­ло­же­ния делят­ся на вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные.

Просьба и предложение

Традициями объясняются ещё некоторые особенности пунктуации в русском языке. Например, особый эмоциональный оттенок вносит в просьбу поставленный в конце фразы восклицательный знак.

  1. «Подай, пожалуйста, мне салфетку, дорогой!» — ласково улыбнувшись, попросила супруга Тамара.
  2. «Улыбнись же, красавица моя! Не стоит хмуриться напрасно!»
  3. Также предложение к совместным действиям сопровождается восклицанием в конце фразы. «Поплыли на ту сторону реки! — предложил товарищу возбуждённый бегом Алексашка, на ходу снимая рубаху. — Давай наперегонки!»

Приглашение и обращение в восклицательном предложении

Существует ещё одно правило пунктуации. Оно диктует, что часто в конце приглашения ставится восклицательный знак. Этот факт является признаком элементарной вежливости, культуры письменного общения. Поэтому при прочтении контекста с приглашением, например на свадьбу или пикник, вовсе не следует пользоваться интонацией восклицания.

  1. «Наталья Павловна! Георгий Матвеевич! Приходите на вечер, посвящённый празднованию нашей серебряной свадьбы, в ресторан «Космос»!»
  2. «Дорогие старшеклассники! Приходите 23 октября на «осенний бал», который будет проходить в актовом зале школы!»

Приветствие и пожелание в восклицательном предложении

Правила написания писем очень важно как для обычных людей, так и для авторов художественных произведений. Чтобы разобраться с постановкой знаков препинания в конце предложений, следует обратить внимание на одну интересную особенность: очень часто приветствие или пожелание выражаются формой глагола повелительного наклонения. Таковыми являются слова «здравствуй!», «будьте здоровы!» Поэтому эти предложения воспринимаются как просьба, в конце которой также исторически ставится восклицательный знак. Нередко подобным образом на письме оформляется и прощание. Например, «До свидания, дорогие мои!» или «Спокойной ночи, милый друг! Желаю тебе сладких снов!»

Восклицательные предложения в русском языке служат для усиления эмоциональности текстов, посланий, комментариев. Так как придать интонационную окраску высказываниям персонажей в художественных произведениях можно лишь при помощи знаков препинания, то авторам не остаётся ничего другого, как воспользоваться восклицательными, вопросительными знаками и их сочетаниями.

Какими знаками заканчиваются разные типы фраз в письменной речи?

Виды предложений по интонации и цели выделяются на письме разными способами. Именно пунктуация позволяет человеку понять, какие речевые конструкции по цели и интонации находятся на бумаге или экране электронного устройства перед ним.

Необходимо знать следующие правила расстановки знаков препинания:

  • Повествовательная невосклицательная фраза завершается точкой. («Вот и наступило долгожданное лето»).

  • Вопросительная невосклицательная конструкция заканчивается вопросительным знаком. («Когда твой папа придет с работы?»).

  • Побудительная невосклицательная фраза требует на конце постановку точки. («Перестань капризничать и кушай.»).

  • Повествовательное восклицательное высказывание завершается восклицательным знаком. («Я сегодня себя так хорошо чувствую!»).

  • Вопросительная восклицательная конструкция заканчивается двумя знаками — вопросительным и восклицательным. («Я могу тоже пойти за грибами?!»).

  • Побудительное восклицательное высказывание должно быть законченно восклицательным знаком. («Слабонервным, просьба удалиться из аудитории!»).

Когда типы высказывания предложения бывают особенно эмоциональными, то можно ставить сразу несколько восклицательных знаков. («Осторожно, впереди обрыв!!!»).

В случае если конструкция обладает эффектом незавершенности, то требуется ставить в конце высказывания многоточие. («Мне очень жаль…»).

Теперь ясно, какие бывают предложения по интонации и цели. Важно знать их особенности, чтобы ваши высказывания были правильно восприняты окружающими людьми как в устной так и в письменной речи.