Позиция автора и рассказчика

Сочинение

Приветствую всех! Мы продолжаем готовиться к сочинению ЕГЭ, которое вам предстоит писать в июне 2019 года! Сегодня поговорим о том, как отличить позицию автора от позиции рассказчика.

Тексты из видео:

(1) Осмысливая современную экологическую ситуацию на Земле —

следствие производственной деятельности человека, я заявляю

категорически, что во всех областях человеческого воздействия, точках

приложения его рук, силы и воли наносится урон, чаще всего

невосполнимый и необратимый. (2) Все нынешние экологические тупики

упираются в одно: тут приложил своё умение и светлую голову человек.

(3) Распашка целинных земель и применение химикатов привели к

оскудению и выветриванию почв. (4)Мелиорация — к изменению климата.

(5) Орошение — к обмелению рек и морей. (6) Развитие промышленности

  • к загрязнению среды. (7) Космические испытания, бесконечные полёты

повлияли на озоновый слой планеты, и, как недавно сообщили нам

средства массовой информации, над Южным полюсом обнаружилась в

этом слое озоновая дыра. (8)Я бы предложил взять за шиворот

современных распустившихся экспериментаторов и спросить, чем они

заштопают свои озоновые и прочие прорехи.

(9) Вместо того чтобы лечить жизненные болячки, прислушиваться к

здравому смыслу, затоптанному сапогами технического прогресса, мы

взялись лечить результаты жизненных аномалий. (10) Так, мы изучаем

причины роста заболеваний, способы их лечения, но в то же время

увеличиваем выброс в атмосферу промышленных отходов.

(11) Становится нечем дышать в городах, исчезают некоторые виды

животных, растений. (12) На смену им приходят то неизлечимые

болезни, то смертельно жалящие пчёлы, выведенные в лабораториях.

(13) Во всех бедах нашего времени — общественных ли, экологических ли

  • видится одна причина: затоптан в грязь, забыт здравый смысл. (14)

Природа мстит за себя, обороняется, и милосердие природы состоит в

том, что воюет она медленно. (15) Даёт возможность подумать и

остановиться. (16) А не гнать птицу-тройку — в никуда.

(17) Вглядитесь повнимательнее в окружающую жизнь и в самих себя!

(18) Мы употребляем искусственную пищу, слушаем синтетическую

электронную музыку, наши настроения находятся в зависимости от

печати или телевидения. (19) Мы привыкли к песням из нескольких слов,

14 стр., 6828 слов

Художественно–сценическая атмосфера в театральной среде

... атмосфера театральной постановки. Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения (сценарий музыкально - поэтического спектакля «Дорогой победы!» Глава 1. Роль сценической атмосферы в спектакле ... - это один из видов театрализованного представления, где органически ... процесса. Еще одной важной для любого театрализованного представления чертой ...

а классику воспринимаем через шлягеры на стихи гениев или на темы

вечных книг. (20) Мы даже поиск друзей не ведём с помощью

собственных оценок, а передоверили его роботам «службы знакомств» в

Интернете. (21) «Спасите наши души!» — вслед за поэтом скажем мы.

(22) А может быть, «гомо сапиенс» есть существо инопланетное, которое

подрядилось уничтожить всё на Земле и, оставив неприкосновенной

свою особу, улетит на другую планету?..

(По С. Полякову)

1)У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. 2)Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. 3)Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнем ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. 4)Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые черные отмороженные пальцы. 5)Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. 6)И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы.

7)И все молчали. 8)Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал. 9)Молчали бросившие работу женщины вдалеке, и охрана их тоже молчала, и все смотрели сейчас на эту фигуру, строгую и неподвижную, как памятник. 10)Потом генерал что-то негромко сказал.

11)— Назовите ваше звание и фамилию, — перевел Свицкий.

12)— Я — русский солдат.

13)Голос позвучал хрипло и громко, куда громче, чем требовалось: этот человек долго прожил в молчании и уже плохо управлял своим голосом. Свицкий перевел ответ, и генерал снова что-то спросил.

14)— Господин генерал настоятельно просит вас сообщить свое звание и фамилию…

15)Голос Свицкого задрожал, сорвался на всхлип, и он заплакал и плакал, уже не переставая, дрожащими руками размазывая слезы по впалым щекам.

16)Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. 17)И густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей насмешке:

18)— Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?

19)Это были последние его слова. Свицкий переводил еще какие-то генеральские вопросы, но неизвестный молчал, по-прежнему глядя на солнце, которого не видел.

20)Подъехала санитарная машина, из нее поспешно выскочили врач и два санитара с носилками. 21)Генерал кивнул, врач и санитары бросились к неизвестному. 22)Санитары раскинули носилки, а врач что-то сказал, но неизвестный молча отстранил его и пошел к машине. 23)Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. 24)И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.

25)И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». 26)И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.

27)А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. 28)Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. 29)Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.

9 стр., 4496 слов

Исследовательская работа по литературе «Неизвестный Тургенев. ...

... писателем. Найти сказки И.С. Тургенева, определить их место в творчестве писателя. Задачи: Исходя из целей, я поставила следующие задачи: Связаться с орловским Музеем И.С. Тургенева и выяснить место сказки в творчестве писателя. ... двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик», цикл в итоге оказался незаконченным. В 1883 году в Женеве увидели свет ещё три сказки, напечатанные в разных ...

30)Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. 31)Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. 32)Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости.

33)А он брел к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно передвигая ноги. 34)Подогнулась и оторвалась подошва сапога, и за босой ногой тянулся теперь легкий кровавый след. 35)Но он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел. 36)Возле машины. 37)Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. 38)Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.

(По Б.Л.Васильеву)

Васильев Борис Львович (1924—2013) — российский писатель.

(1)На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. (2)Нужно было посчитаться.

(3)— Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. (4)— Давайте посчитаемся. (5)Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите… (6)Ну-с… Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц…

(7)— По сорока…

(8)— Нет, по тридцати… (9)У меня записано… (10)Я всегда платил гувернанткам по тридцати. (11)Ну-с, прожили вы два месяца…

(12)— Два месяца и пять дней…

(13)— Ровно два месяца… (14)У меня так записано. (15)Следует вам, значит, шестьдесят рублей… (16)Вычесть девять воскресений… вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только… да три праздника…

(17)Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!..

(18)— Три праздника… (19)Долой, следовательно, двенадцать рублей… (20)Четыре дня Коля был болен и не было занятий… (21)Вы занимались с одной только Варей… (22)Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда… (23)Двенадцать и семь — девятнадцать. (24)Вычесть… останется… гм… сорок один рубль… (25)Верно?

(26)Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. (27)Подбородок её задрожал. (28)Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..

(29)— Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. (30)Долой два рубля… (31)Чашка стоит дороже, она фамильная, но… бог с вами! (32)Где наше не пропадало? (33)Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок… (34)Долой десять… (35)Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. (36)Вы должны за всем смотреть. (37)Вы жалованье получаете. (38)Итак, значит, долой еще пять… (39)Десятого января вы взяли у меня десять рублей…

(40)— Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.

(41)— Но у меня записано!

(42)— Ну, пусть… хорошо.

(43)— Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать…

(44)Оба глаза наполнились слезами… (45)На длинном хорошеньком носике выступил пот. (46)Бедная девочка!

3 стр., 1296 слов

Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо ...

... несмотря на свои жизненные трудности, отдаёт свою жизнь, свою любовь, свои знания, всю свою ... мире уживаются только самые целеустремлённые, только стойкие, терпеливые, ответственные, самые добрые. И конечно можно сказать ... мимо ученик со своими родителями, от них я слышу: «Сынок, смотри, твоя, «училка» ид ... самая ответная профессия в наше время. Когда вокруг столько зла, ненависти, в соседних ...

(47)— Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. (48)— Я у вашей супруги взяла три рубля… (49)Больше не брала…

(50)— Да? (51)Ишь ведь, а у меня и не записано! (52)Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать… (53)Вот вам ваши деньги, милейшая! (54)Три… три, три… один и один… (55)Получите-с!

(56)И я подал ей одиннадцать рублей… (57)Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

(58)— Merci, — прошептала она.

(59)Я вскочил и заходил по комнате. (60)Меня охватила злость.

(61)— За что же merci? — спросил я.

(62)— За деньги…

(63)— Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! (64)Ведь я украл у вас! (65)За что же merci?

(66)— В других местах мне и вовсе не давали…

(67)— Не давали? (68)И не мудрено! (69)Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… (70)Я отдам вам все ваши восемьдесят! (71)Вон они в конверте для вас приготовлены! (72)Но разве можно быть такой кислятиной? (73)Отчего вы не протестуете? (74)Чего молчите? (75)Разве можно на этом свете не быть зубастой? (76)Разве можно быть такой размазней?

(77)Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

(78)Я попросил у неё прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому её удивлению, все восемьдесят. (79)Она робко замерсикала и вышла… (80)Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

(А.П. Чехов. «Размазня»)

(1)Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе?

(2)Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. (3)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. (4)Одним словом, делает вас мудрыми. (5)Но все это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. (6)Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. (7)А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.

(8)Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. (9) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. (10) «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (11)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (12)Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (13) Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и порадоваться предстоящему. (14)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (15)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. (16)А дома отец и мать любили читать вечерами. (17)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (18)Помню, как читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и постепенно начинало нравиться и нам.

9 стр., 4435 слов

Рассуждение. 1.Необходимо ли современному человеку читать книги? ...

... сочинения на тему: Сочинение «Моя любимая книга» «Роль книги в жизни человека» — сочинение-рассуждение «Уважай мысли и чувства братьев своих» — сочинение Сочинение на тему «Рассказ старого учебника в библиотеке» с прямой речью Сочинение «Книга — наш друг и советчик» Сочинение ...

(19) «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

(20)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. (21)Умейте читать с интересом и не торопясь.

(22)Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? (23)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (24) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (25)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (26)Но я говорю: смотрите с выбором. (27)Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (28)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (29)Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (30)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (31)А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(32)Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. (33)С ним вы не потеряете своего времени. (34)Но классика не может дать ответ на все вопросы сегодняшнего дня. (35)Поэтому надо читать и современную литературу. (36)Только не бросайтесь на каждую модную книгу. (37) Не будьте суетны. (38)Ведь суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

(По Д.С. Лихачеву)

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906—1999 г.г) – советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик Российской академии наук

7,100 просмотров всего, 2 просмотров сегодня