Пробочное воспитание рассуждение

Сочинение

По рассказу Ф. Кривина «Пробочное воспитание» (ЕГЭ по русскому)

Какой сложный, неоднозначный, спорный процесс – воспитание! Как воспитывать: в любви, нежности, ласке или строгости? Оберегать ребенка от трудностей или с самого детства дать маленькому человеку понять, что только через преодоление можно достичь желаемого? Каким же должно быть воспитание?

Проблеме воспитания человека посвящен рассказ Ф. Кривина «Пробковое воспитание».

Феликс Кривин в своем рассказе «Пробочное воспитание» поднимает проблему воспитания молодого поколения. Чтобы привлечь читателя к этой проблеме, автор сопоставляет процесс воспитания и его результат. Прибегая к иносказанию, писатель рассказывает о семье, где родители названы Сверлами, а их маленький сын Штопором.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру

Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Процесс воспитания в рассказе – развернутая метафора. Под пробками, которые родители предоставляют маленькому сыну для развития его способностейавтор подразумевает все легкое, не требующее особого труда. «Молод еще, пусть сначала на чем-нибудь дегоньком поучится,»- так рассуждают родители. Ф. Кривин ярко и образно рисует результат такого воспитания – нежелание сына заниматься серьезной работой. Автор замечает, что повзрослевший ребенок «и слушать не хочет» о серьезной работе», начинает сам для себя проблки искать, к бутылкам присматриваться». Если задуматься о значении имен, которые Кривин дает героям, то можно сделать вывод: никогда не быть маленькому «штопору» настоящим большим «сверлом», и виноваты в этом только родители. Горькая ирония звучит в финале рассказа: «Как это их сын от рук отбился?» Недоумение отца и матери тем комичней, чем очевиден ответ. Автор как будто насмехается над подобными жизненными ситуациями, когда, оберегая детей от трудностей, родители сами ставят перед ними преграду для успешной жизни, а потом еще и удивляются полученному результату.

И хотя автор прямо не высказывает свою позицию, его отношение к этому вопросу очевидно: не ограждать от трудностей, а научить справляться с ними – вот одна из задач воспитания.

Я полностью согласна с такой позицией автора. Детство – это не только лучшая и самая светлая пора. Детство – это этап подготовки к будущей жизни. Иименно родители в первую очередь должны к ней подготовить маленького ребенка. От того, какродители понимают воспитание своих детей, зависит, каким выйдет их ребенок во взрослую жизнь и значит, как сложится его судьба. Родители всегда хотят счастья своим детям, но часто не понимают, что ограждение от трудностей ведет ребенка в будущем не к счастливой жизни, а к беспомощности, растерянности. А беспомощный, не имеющий преодолевать трудности человек не сможет быть счастливым. Конечно, воспитывать маленького человека надо с любовью и нежностью, но при этом стараться научить его не останавливаться перед трудностями, быть сильным, мужественным и умелым.

24 стр., 11989 слов

Работа педагога — музыканта с родителями по эстетическому воспитанию

... музыкальном воспитании и самих родителей. Как организовать работу с родителями по обучению в области музыке, как привлечь родителей к совместной работе со школой, какую помощь оказать им, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании ... детей и взрослых, особенно в крупных городах; осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, ...

Для подтверждения этой мысли приведу пример из классической русской литературы.

В произведении И. А. Гончарова «Обломов» главный герой не способен в своей жизни предпринять никакие самостоятельные действия, он напоминает большого беспомощного ребенка. Почему же так случилось?У Ильи Обломова были любящие, заботливые родители. Главная их цель была оградить ребенка от любой работы, ведь у них была возможность переложить все дела на слуг. День Илюшеньки Обломова начинался с долгого лежания в постели, пока ни приходили слуги и ни натягивали на него чулки.И это воспитание сказалось на всей его жизни. Обломов не в состоянии что-либо предпринять даже для собственного счастья, для соединения с любимой девушкой. Лежание на диване – единственно возможное для него состояние. Так человек незаурядный, от природы наделенный умом, добрым сердцем, оказывается непригодным к жизни. Русский критик Добролюбов в статье о романе Гончарова «Что такое обломовщина» говорит о герое: «Началось с неумения надевать чулки – кончилось неумением жить».

Итак, сделаю вывод: воспитание в любви, заботе не должно превращать жизнь ребенка в инкубатор, необходимо терпеливо, но настойчиво прививать ему любовь к труду, не ограждать его от трудностей, а научить справляться с ними.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id65325

Наши эксперты могут проверить ваше сочинение по критериям егэ 1

Сочинение на тему воспитание

В своей жизни человек очень часто слышит о воспитании и о таком понятии, как воспитанный человек. Вот и сегодня нам задали сочинение на тему воспитания, где мы попробуем разобраться, что же собой оно представляет, нужно ли человеку быть воспитанным, и необходимо ли это воспитание обществу в целом? Давайте порассуждаем об этом в сочинении на тему образования и воспитания за 8 класс.

Что такое истинное воспитание человека и гражданина?

Начать свое сочинение по литературе на тему воспитания хочется с определения. Как по мне, то определение воспитанию наилучшим образом дал Алпатов. Он сказал, что это сложнейший из всех процессов изменения личности в сторону самосовершенствования. И это действительно так. Процесс воспитания действительно сложен, и начинается он с самого рождения. Причем воспитанность заключается не в обычной вежливости. Это одновременно уважение и толерантность, а также культура взаимоотношения с обществом.

Хочет ли общество видеть воспитанного человека рядом с собой? Однозначно да, как впрочем и я хочу видеть рядом воспитанного собеседника. Это значит, что для человека недостаточно звериных инстинктов по самосохранению, недостаточно просто добыть еду, и научиться выживать, защищаясь от врагов. Человеку важно научиться взаимодействовать в социуме, развиваться, совершенствоваться, следовать установленным этическим и моральным нормам, а это возможно, получив истинное воспитание.

Проще говоря на тему воспитания истинного гражданина — каждому хочется видеть человека честного, умного, добропорядочного, умеющего сострадать другому. А это и есть качества воспитанного человека и гражданина. Это те качества любви, доброты, эмпатии, что вкладываются в каждого из нас в процессе воспитания, без которых мы были бы грубыми и глупыми. Без воспитания человек не может стать полноценной личностью, которая умеет брать на себя ответственность, и проявить себя с лучшей стороны, а значит, воспитание имеет большое значение в жизни каждого из нас, и без него никак.

Воспитание в семье

Если говорить о том, кто конкретно занимается воспитанием человека и гражданина, то и здесь не будет единого ответа. Это объясняется тем, что в процессе воспитания участвует множество социальных институтов. Нас воспитывают учебные заведения, поэтому и в садах, и в школах, и в высших учебных заведениях мы продолжаем получать не только образование, но и воспитание. Кроме того, воспитанием человек занимается и самостоятельно, когда он начинает разбираться, что плохо, а что хорошо. Самовоспитание происходит на подсознательном уровне. Но, в моем сочинении хочу отметить, что именно воспитание в семье является наиболее важным. Именно в семье человек получает первые азы воспитанности. Наши родители закладывают первый камень в сознание своего ребенка: правила, культуру, умения, навыки. Они учат правильному поведению, вежливости, и в целом, правилам жизни в обществе. Причем у всех родителей свои методы, но не все эти методы приносят желаемые плоды.

Воспитание словом

Часто можно услышать о том, как родители берут в руки ремень. Но, ремень — не метод для воспитания. Воспитание должно происходить через общение, через слова и объяснения. А еще лучше, родители должны подавать пример, и это будет наилучший метод воспитания. Уже с рождения дети начинают копировать поведение взрослых, их поступки, манеры, а значит, именно родители являются лучшими воспитателями. Если родители воспитанные, то и для ребенка воспитанность будет правилом жизни. Невоспитанные родители даже с ремнем не смогут привить ребенку правильное поведение, поэтому важно каждому заниматься своим воспитанием, самосовершенствованием, чтобы потом на личном примере, можно было воспитывать и своих детей.

Вывод

В завершение своего сочинения на тему воспитания хочется сказать, что именно воспитанный человек всегда будет в цене. Он всегда будет востребован и сможет достичь поставленных целей. Уметь быть воспитанным — это нелегкая задача, но она достижима. А главное, ваши старания обязательно будут оценены окружающими, ведь воспитание — это всегда красота. Не просто красота, а всеобщая красота, где красиво и тело, и речь, и ум, и сознание, и душа.

Методика подготовки к ЕГЭ

по русскому языку: планирование занятий,

организация урока, система упражнений

Учебный план курса

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Фонетика. Орфоэпия. Типология заданий. Современные орфоэпические нормы. Фонетико-графические упражнения и тесты. Акцентологический минимум.
18 Лекция 2. Лексика. Фразеология. Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексико-фразеологический анализ. Лексико-фразеологические упражнения и тестовые задания.
19 Лекция 3. Морфемика. Словообразование. Типология заданий. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения и тестовые задания.

Контрольная работа № 1.

20 Лекция 4. Морфология и культура речи. Типология заданий. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи морфологического разбора. Морфологические упражнения и тесты.
21 Лекция 5. Синтаксис и культура речи. Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения и тесты.
22 Лекция 6. Орфография и пунктуация. Типология заданий. Принципы русской орфографии и пунктуации. Организация обобщающего повторения. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тестовые задания.

Контрольная работа № 2.

23 Лекция 7. Работа с текстом. Смысловой и композиционный анализ текста. Стиль и тип речи. Типичные случаи анализа текста. Анализ выразительных средств текста. Упражнения и тестовые задания.
24 Лекция 8. Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку.
Итоговая работа.

ЛЕКЦИЯ № 8. Написание сочинения , Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий?

Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ

по русскому языку

Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Можно выделить следующие этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения:

1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;

2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия:

а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;

б) комментарий, виды комментария, способ оформления;

  • в) выявление позиции автора и способы ее оформления;
  • г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;

3) работа над композицией сочинения;

4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.

Итак, опишем примерную систему уроков по подготовке к написанию сочинения.

Ключевые вопросы урока:, Как выявить проблему текста?, Как сформулировать проблему текста?

Обратившись к толковым словарям, получаем ответ на первый вопрос.

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования,

категории (виды) проблем.

Философские проблемы

В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например:

Что делать, когда очень одиноко?

Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи).

Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка – и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.

Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной или непроизвольной, но бездеятельности.

что делать, когда очень одиноко?

Однако тексты, предлагаемые на экзамене, призваны проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому они скорее всего не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора и его реализации. Ученику необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

проблему воспитания молодого поколения.

Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинения.

Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков – всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область).

Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась.Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».

И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее – кал.

Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б Сам узнал – он бы и сам распорядился.)

Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

  • Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши?

И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять).

До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати – в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела., Да здравствует наша веротерпимость!, Да здравствуют дети – хозяева коммунизма!, Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!

Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Буквально аббревиатура ГУЛАГ означает Главное управление лагерей – орган в системе Министерства внутренних дел в 1930–1950-е годы, в ведении которого находились тюрьмы, лагеря. Архипелаг – это группа близко расположенных друг к другу морских островов. Таким образом, название книги – это метафора: архипелаг ГУЛАГ – это сеть лагерей, опутавшая страну. После публикации книги слово ГУЛАГ получило новое значение – система слежки, доносительства, подавление инакомыслия, отсутствие демократических свобод, состояние всеобщей подозрительности, духовной, политической, религиозной несвободы. Вопросы некоторых моих учеников показывают, что текст нуждается в комментарии: МГБ – Министерство государственной безопасности. Гебист (разг.) – сотрудник органов государственной безопасности. К сожалению, далеко не все видят, что в последних трех предложениях звучит горькая ирония автора. Так, типичный советский лозунг «Дети – хозяева коммунизма» на фоне этой и многих других историй о детях-заключенных звучит как циничная, грубая ложь.

В книге Солженицына приводится множество историй людей, несправедливо обвиненных в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы. Какие же проблемы можно выделить в приведенном фрагменте?

Во-первых, как и во всей книге, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?).

Во-вторых, вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, автор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).

В-третьих, история Зои Лещевой – это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).

Каждая из рассмотренных проблем может стать основой для написания сочинения, и все же, на мой взгляд, в центре внимания автора прежде всего мужество и духовная стойкость героини.

два наиболее простых способа формулировки проблемы:

Проблема какая:, Формулировка

Обратите внимание на то, что именно эти два способа формулировки проблем предлагаются в моделях ответа для экспертов, проверяющих сочинения ЕГЭ.

Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

Ключевые вопросы урока:, Каковы типы комментирования текста?, Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Чтобы ответить на вопрос, что такое комментарий, вновь обращаемся к толковому словарю: комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

Можно выделить два типа комментария.

1. Текстуальный

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п.

комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Приведем пример комментария к одной из проблем разобранного ранее текста А.И. Солженицына.

Проблему духовной стойкости человека А.И. Солженицын раскрывает на примере сложной судьбы Зои Лещевой, которая вслед за другими членами своей семьи подверглась преследованиям за религиозные убеждения. Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судьбе ребенка. Ведь даже взрослому человеку трудно сохранить веру в себя и свои идеалы, когда он сталкивается с насилием, ненавистью, ложью, а Зоя, несмотря ни на что, не захотела учиться воровать и сквернословить, т.е. стать такой, как окружающие ее малолетние преступники. Писатель восхищается мужеством девочки-подростка, которая сумела противостоять окружающему ее злу, не побоялась бросить вызов бесчеловечному режиму, поскольку была убеждена в своей правоте, искренне верила в Бога, в подлинные человеческие ценности – добро, милосердие, справедливость.

Напомним, что при оценивании комментария учитываются фактические ошибки, связанные с искажением информации текста.

позиция автора

Кстати, следует помнить, что речь от первого лица в художественном тексте обычно принадлежит герою, рассказчику, которого не следует путать с автором, – их позиции могут не совпадать. Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке: не так давно в сочинениях по отрывку из повести А.П. Чехова «Скучная история» некоторые учащиеся совершенно серьезно писали о «проблеме отношения А.П. Чехова к своим детям»!

Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:

Автор стремится донести до читателя мысль

Автор убеждает нас в том, что. …

Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:

В тексте доказывается мысль о том, что.

Основная мысль текста заключается в том, что. …, Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста Ф.Кривина убеждает читателя в том, что, Ключевые вопросы урока:, Каковы основные виды аргументов?

(Я согласен / не согласен с автором).

В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

1) тезис (положение, которое надо доказать);

2) аргументация (доказательства, доводы);

3) вывод (общий итог).

Аргументация, Аргументы

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему? , а аргументы отвечают: потому что

аргументы «за»

Внимание! Типичная ошибка!, Аргументы «за»

  • правдивыми, опираться на авторитетные источники;
  • доступными, простыми, понятными;
  • отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против»

1. Естественные доказательства.

довод «к очевидному».

  • Делали в этом доме капитальный ремонт?
  • Всем ли понравился новый фильм? – Нет, не всем.

Я сам его еще не видел, но слышал от многих, кто его смотрел, что он им не понравился.

1.1. В обычном виде этот довод едва ли может быть использован в сочинении, однако в качестве «очевидца» можно привлечь самого убеждаемого (т.е. эксперта, который будет проверять сочинение).

В этом случае мы используем в качестве аргумента ссылку на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек, т.е. апеллируем к опыту, который одинаков у большинства и потому очевиден: каждый испытывал боль, каждому знакомо чувство обиды, большинству знакомо состояние вдохновения и т.п.

Используя этот вид аргументации, следует стремиться к тому, чтобы описание содержало конкретные детали, было ярким, образным, психологически убедительным. Следует занять позицию наблюдателя, свидетеля событий и описать их так, как будто они стоят перед глазами.

Приведем пример использования ссылки на общезначимый опыт в тексте Д.С. Лихачева.

Садово-парковое искусство – наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение кажется на первый взгляд странным. С ним как будто бы трудно согласиться. Почему, в самом деле, садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература, философия, театр, живопись и т.д.?

Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.

Вы идете в парк, чтобы отдохнуть – без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу; парк открывает вам все новые виды – поляны, аллеи, перспективы; и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя.

свидетельства самого автора сочинения.

Типичная ошибка при использовании этого способа аргументации заключается в том, что жизненные ситуации, к которым обращается автор сочинения, не являются подтверждением мысли автора исходного текста. Например, рассуждая над проблемой духовности/бездуховности искусства, ученик пишет следующее:

Так, например, на зимних каникулах со мной произошел случай. Мои родители хотели вместе со мной сходить в театр. Но я им сказал, что не люблю такого рода мероприятия и не пойду с ними, хоть я и ценитель искусства. Меня не послушали. И так я понапрасну провел время.

Нетрудно заметить, что описанная ситуация имеет мало общего с указанной проблемой и определенным образом характеризует самого ученика.

Другой недочет заключается в том, что ученик, следуя за логикой автора, придумывает какие-либо «жизненные» ситуации, которые обычно выглядят наивно, а порой и смешно:

У меня есть один безграмотный, но очень духовный знакомый, который никогда не ходит в театр или в кино, однако с ним всегда интересно.

У меня есть еще одна одноклассница. Она постоянно посещает музеи, выставки, театры, но не может объяснить смысл фильма, который она посмотрела, или книги, которую прочитала, а лишь видит во всем развлечение, игру.

Я знаю пожилую женщину, которая всю жизнь стремилась к добру, и даже на старости лет она испытывает «жажду правды» и ненасытный «голод по красоте».

1.3. Ссылки на авторитет.

«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что. …; Гениальный русский ученый Д.И. Менделеев однажды сказал, что. …; Еще Петр I говорил, что. ; Любой историк скажет вам, что. …; Большинство врачей считают, что. …; Как установлено японскими учеными….

Внимание! Типичная ошибка!

1.3.1. Пословицы, поговорки.

1.3.2. К сожалению, примеры из художественной литературы не частые гости в сочинениях единого экзамена. Школьники либо вообще не находят в своем интеллектуальном багаже подходящих примеров, либо избегают их из боязни допустить неточность. Надо сказать, что разного рода ошибок, связанных с искажением примеров из художественной литературы, встречается много. Приведем некоторые из них.

Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспоминается один из героев произведения Горького «На дне», у которого всегда лежала на столе запыленная, открытая на одной и той же странице книга. Это указывает на бездуховность человека, его нестремление к новому, к постижению искусства.

Также можно привести в пример человека высокой духовности, героя А.С. Пушкина – Евгения Онегина. Он не только читал новую литературу, но и делал пометки. Он стремился к познанию нового, он был томим духовной жаждой и был действительно человеком с душой.

Публицист С.Соловейчик использует в своем тексте строки из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», показывая страдания лирического героя ввиду отсутствия духовности.

И все же в работах сильных учеников можно найти удачные примеры. Так, рассуждения над проблемой духовности иллюстрировались духовными поисками Пьера Безухова и Андрея Болконского; или в сочинении о патриотизме уместно были приведены примеры ложного и подлинного патриотизма из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Разумеется, художественная литература дает богатейший материал для построения аргументации, и порой достаточно подсказать ученикам направление поиска, чтобы связать их литературные знания с жизнью.

2. Логические доказательства.

Их также называют доводами «к логосу» или доводами к размышлению. Древнегреческое слово logos означает «понятие; мысль, разум». Таким образом, доводы к логосу – это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму.

2.1. Один из вариантов этого вида доводов – рассуждение с дефиницией 2 . Подобная аргументация строится на определении, уточнении какого-либо понятия, когда необходимо установить существенные (самые важные) признаки какого-либо предмета или явления.

Обычно рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем дается неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете. Затем это определение (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение. Следует ограничиться только теми дефинициями, которые имеют хотя бы некоторые признаки, совпадающие с правильными. Каждое отличие правильной дефиниции от неправильной следует разобрать.

Например: Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Писатель – это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия.

Еще один пример рассуждения с дефиницией: Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.

Обратите внимание!

2.2. Более сложной формой рассуждения является силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (умозаключение).

Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен.

Например: Каждый патриот испытывает чувство любви к своей стране. Любая страна – это множество больших и малых городов, сел, деревень, хуторов, населенных людьми. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и друзья, к родному городу – это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм – любовь к своему Отечеству.

2.3. Аналогия – умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса.

Основой аналогии является наличие у двух предметов (явлений) общих признаков, и на этом основании делается вывод, что эти объекты имеют и другие общие признаки.

физическую

Физическая аналогия

образной аналогии

аналогия нуждается в принципиально похожем примере.

3. Чувственные аргументы., Чувственные аргументы

Убеждающий стремится выразить свою позицию, заразить ею слушающего (читающего).

С точки зрения чувств, которые стремится вызвать убеждающий, можно выделить два типа аргументов к пафосу:

1) аргументы к обещанию

2) аргументы к угрозе

1. Подберите к приведенным тезисам собственные доводы, примеры. В каких случаях уместна опровергающая аргументация?

1) Преподавание литературы в школе необходимо.

2) Самая большая ценность народа – его язык.

3) Милосердие в наше время умирает.

4) Человек не должен отказываться от своего прошлого.

5) Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя.

6) Деление людей на богатых и бедных противоестественно.

7) Человек должен осознавать свою ответственность за все живое на земле.

8) Профессионализм и высокое мастерство – это не одно и то же.

2. Какие из приведенных понятий, по вашему мнению, подходят для рассуждения с дефиницией? Обоснуйте ответ. Напишите ваш вариант рассуждения, используя одно из приведенных слов.

Дом, дружба, отпуск, любовь, счастье, талант, компьютер, бедность, пожар.

3. В приведенном примере укажите тезис (если тезис явно не выражен, сформулируйте его), определите способ аргументации.

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов – подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы.

4. Свяжите с идеей пользы/вреда для убеждаемого следующую информацию.

1. Вежливость позволяет добиваться многого.

2. Следует заботиться о стариках и инвалидах.

3. Надо уметь писать грамотно.

4. Нельзя забывать уроки исторического прошлого.

5. Частично согласитесь с приведенным тезисом и в то же время частично возразите против него, приведя аргументы «за» и «против».

1. Смотреть телевизор – бесполезное занятие.

2. Преподавание литературы в школе следует отменить.

3. Хорошо, когда ты единственный ребенок в семье.

4. Театр – умирающий вид искусства.

1 Раздел написан с учетом материалов, представленных членами Федеральной предметной комиссии по русскому языку на сайте www.pedsovet.org.ru.

2 Дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова.

3 Пафос – воодушевление, подъем, энтузиазм.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Перечислите основные требования к содержанию сочинения-рассуждения.

2. Каковы основные этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения?

3. Каковы основные типы комментирования проблемы?

4. Каковы основные виды аргументов?

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина бытовой техники ideя! Если вам необходимо купить бытовую технику в Кургане – оптимальным решением будет воспользоваться интернет-магазином ideя! – более 25 тысяч наименований в ассортименте магазина по ценам заметно ниже, чем в обычных магазинах города, позволят вам подобрать, не выходя из дома, нужный товар.

Нарушевич А.Г, Стернин И.А, Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б, ИТОГОВАЯ РАБОТА

для слушателей курсов повышения квалификации

Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!

до 28 февраля

Итоговая работа предполагает систематизацию и обобщение знаний, полученных в результате изучения лекционного материала, и применение их на практике при подготовке учебно-методических материалов и проведении урока с использованием новых педагогических технологий.

Для получения зачета необходимо выполнить итоговую работу в полном объеме, а именно: разработать план-конспект урока по одной из предложенных тем; подготовить материалы для работы с учащимися; провести открытый урок. Вам предлагается выбрать один из трех вариантов итоговой работы (в варианте I необходимо разработать одну из шести тем).

К материалам итоговой работы необходимо приложить справку (акт о внедрении новых педагогических технологий), заверенную в вашем образовательном учреждении. Бланк справки высылается слушателям по почте.

2) Лексика. Фразеология.

3) Морфемика. Словообразование.

4) Морфология и культура речи.

5) Синтаксис и культура речи.

6) Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).

Придумайте не менее 10 упражнений, направленных на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).

Составьте подборку фрагментов ученических сочинений-рассуждений с типичными фактическими, логическими, грамматическими и речевыми ошибками (не менее 10 примеров с указанием типа ошибки).