Какую роль играет личный пример родителей в воспитании детей?

Сочинение

Итоговое сочинение «Роль родительского наставления» , Вариант 1

Каждый родитель дает ребенку жизненные советы на протяжении всего процесса воспитания. Иногда эти советы бывают полезными и разумными, иногда напротив – оказывают негативное влияние на формирование личности ребенка. Однако все родительские советы несомненно оставляют тот или иной след в жизни детей, порой играя определяющую роль в развитии судьбы ребенка. Чтобы доказать значимость родительских наставлений в жизни людей, обратимся к произведениям классиков.

Рассмотрим данный вопрос на примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой во всем следует примеру отца. Для Петра Гринева жизненным ориентиром является наставление Андрея Петровича: «береги платье снову, а честь смолоду». Именно этот завет прочно закрепился в голове молодого человека. Отец на собственном примере показывал сыну, что необходимо быть честным, верным своему долгу, храбрым, мужественным. Его наставления и личный пример сыграли определяющую роль в жизни Петра – он всегда следовал советам отца. За всю свою жизнь он не обманул, не струсил, не предал ближнего. Молодой человек служил отечеству и несмотря ни на что оставался преданным своим принципам, как завещал отец.

Однако не всегда наставления родителей оказывают положительное влияние на детей. Подтверждение этому мы можем найти в произведении комедийного жанра «Горе от ума», автором которого является писатель А.С. Грибоедов. Главный герой произведения дает своей дочери Софье множество советов. Павел Афанасьевич говорит ей, чтобы девушка брала с него пример во всем. Главное наставление отца заключается в том, что необходимо удачно выйти замуж. Фамусов сам занимается поиском богатого избранника для дочери. Какую роль сыграли наставления отца в жизни Софьи? Безусловно, немалую. Девушка выросла эгоистичной и лживой. Для нее, как и для всего общества, в котором она воспитывалась, незнакомы понятия морали и нравственности, о чем свидетельствует ее низкий поступок по отношению к Чацкому.

На основании всего вышеизложенного, можно сказать, что именно советы и наставления родителей порой играют решающую роль в жизни каждого человека. Никогда не проходят бесследно для ребенка слова родителей. Это необходимо понимать и учитывать при воспитании детей, ведь судьба их во многом в руках родителей.

3 стр., 1385 слов

Для чего нужно общение и его роль в жизни

... испытывая тяжесть ноши одиночества. Именно общение делает людей человечными. В сочинении на тему «Общение» указывается, что этот механизм закладывается ... потребности общения является этап рождения ребенка. В первые недели жизни младенец не реагирует на обращения родителей и ... полноценной жизни и разрушающих нервные клетки. В рассказе приведены ответы на вопросы: почему важно общение и зачем оно ...

Вариант 2

По большей части люди проводят свое детство и молодость в семье, если не рассматривать ситуацию с сиротами и другие подобные варианты с не самыми лучшими вариантами судьбы, то для существенной части людей ситуация обстоит именно таким образом. Поэтому для многих людей именно родительское воздействие и напутствия, которые предоставляют родители, являются во многом определяющими.

Если говорить кратко, то роль родителей в формировании личности может быть, несомненно, разной. В каких-то семьях есть устоявшиеся традиции тесного семейного общения и взаимодействия, дети активно слушают родителей, в других семьях предоставляется немного больше свободы, где-то родители практически полностью отпускают ребенка или детей в свободное плавание, где-то предпочитают просто действовать собственным примером и таким образом давать ориентиры для поведения. Воспитание – сфера весьма трудная и многогранная, поэтому постараемся просто вкратце понять, как родительское наставление может действовать для ребенка.

Мне кажется, тут наибольшее значение имеют два фактора: субъективный и объективный. Родительский авторитет и значение родителей в семье является фактором субъективным, проще говоря, наставление действует с такой степенью, с какой ребенок привык и предпочитает слушать взрослых, если они являются авторитетами и могут мощно воздействовать, то ребенок воспримет наставление как бы всем своим существом и запомнит. Объективным фактором является ценность наставлений как таковых, речь идет, например, о нравственных ценностях, которые родитель может передать ребенку, исходя из собственного опыта и развития.

Довольно полезно всегда соизмерять эти два фактора для того чтобы более точно оценить роль родительского наставничества. К примеру, родитель может иметь низкий уровень собственного развития: не отличаться интеллектом, иметь преобладающие негативные качества и руководствоваться в своем поведении и отношении к миру какими-то низменными принципами, например: «чтобы чего-то достичь, нужно обманывать других, люди вне семьи не заслуживают уважения». При этом если такой родитель обладает в семье высоким авторитетом, то будет транслировать не лучшие ценности ребенку, а ребенок без какой-либо рефлексии и критической оценки эти ценности усвоит.

Вариант 3

Семья оказывает сильнейшее воздействие на формирование личности ребенка, поэтому роль родительского наставления в его жизни сложно переоценить. Оно задает курс, по которому человек отправляется во взрослое плавание. Именно заветы отцов и матерей приходят нам на ум в трудные минуты, определяют наше поведение в стрессовых ситуациях. Чтобы аргументировать свое утверждение, приведу литературные примеры.

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отец дает сыну важнейший жизненный урок: «Береги честь смолоду». Именно этот завет помог Петру выжить и сохранить достоинство в условиях крестьянской войны, где офицеры подверглись суровому испытанию. Крепость, где служил наш герой, была захвачена бунтовщиками. Пугачев решил казнить тех, кто не перейдет на его сторону, но Гринев имел твердые убеждения и сохранил верность присяге. Его спасло не предательство, а благодеяние, когда-то оказанное предводителю восстания. Емельян отпустил его, и молодой человек пополнил ряды действующей армии. Но внезапно он получил известие о том, что его невеста в плену у Швабрина, который угрозами вынуждает ее на брак. Петр идет спасать девушку и вновь руководствуется принципами, привитыми ему отцом. В финале Гринев добивается заслуженного счастья, и одна из главных причин его успеха – правильное воспитание. Родительское наставление определило жизненные ориентиры и приоритеты юноши, заложив основы его преуспеяния.

5 стр., 2176 слов

Родительское собрание «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

... Все вместе: Товарищи взрослые. Вы в ответе За все, что сделали ваши дети! С. Брант. Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример ему: Кто при жене и детях груб Кому распутства люб. ... родительский дом. 2. Родительский дом – начало начал, Ты в жизни моей надежный причал., Родительский дом – пускай много лет, Горит в твоих окнах добрый свет. 3. Поклонись до земли своей матери, И отцу ...

В поэме «Мертвые души» отец тоже дал наставление сыну, но несколько иное: «Береги копейку». Пожилой господин считал, что только деньги могут быть надежными товарищами, поэтому с людьми дружить не стоит. Также он советовал ребенку наладить контакт с начальством и быть покладистым, когда речь идет о собственной выгоде. Словом, смысл жизни, по мнению родителя, заключался в накопительстве и стяжательстве. Павел усвоил науку отца и стал беспринципным аферистом. Он задумал обмануть Опекунский совет, который заведовал делами сирот и вдов и оказывал им помощь. Чичиков намеревался заложить туда несуществующих крестьян и получить капитал, поэтому он и скупал мертвые души. Таким образом, неверное родительское наставление пустило под откос судьбу героя: он стал циничным мошенником, следуя отцовскому завету.

Родительское наставление играет первостепенную роль в жизни каждого из нас. Оно формирует характер личности, ее мировоззрение и ценности. Оно же выстраивает систему морально-нравственных ориентиров, по которым человек оценивает свои поступки. Все это влияет на судьбу людей, направляет их по жизненному пути. За каждым успехом или поражением стоит правильное или неправильное воспитание, полученное в рамках семьи, а потому отец и мать ответственны перед ребенком за каждое свое слово.

Вариант 4

Все родители мечтают, чтобы их дети выросли добрыми, умными и счастливыми людьми. Мать и отец стараются дать своим детям как можно больше тепла и заботы, стремятся обеспечить их всем необходимым, чтобы детям всегда было комфортно и уютно в этой непростой жизни. Взрослея, ребенок начинает понимать, что родители не всегда смогут оградить его от жизненных невзгод, как бы им этого не хотелось.

Подросток буквально захлебывается волнами противоречивых чувств и в этот непростой момент жизни на помощь снова приходят мудрые родительские наставления и их личный пример. Каждый из родителей стремится к тому, чтобы их дитя получило в этой жизни больше, чем когда-то в детстве доставалось им. Поэтому делает для этого все возможное и даже невозможное.

Отдает последние копейки на образование, часто отказывая себе в элементарных вещах. Если дети по достоинству ценят эти родительские порывы, если они остаются благодарными, мать и отец могут с уверенностью сказать, что вырастили хорошего человека. Пусть им пришлось нелегко, но все эти лишения стоили того. В произведении А.С. Пушкина отец Петруши Гринева учит своего отпрыска добру и чести, наставляя сына: «Береги платье снову, а честь смолоду». Эти отцовские наказы не проходят мимо.

Петруша с уважением относится к отцовским советам и наставлениям. Поэтому вырастает и становится порядочным и честным человеком. Но бывает и по-другому. Отец в детстве так же учит Чичикова бережливости с той лишь разницей, что речь идет не о чести и совести, а о деньгах. Поэтому уже взрослый Чичиков, вобрав в себя отцовский наказ, бережет копейку, да еще как. За деньгами и наживой этот прилежный ученик не видит чужой беды и горя. Сколько таких бездушных Чичиковых встречаем и мы в наше время. Кто-то же их вырастил и научил хватать и брать, не думая о других.

3 стр., 1244 слов

Примеры аннотаций

... как средство самообразования. Учебное пособие адресовано учащимся старших классов. Может быть полезно родителям, педагогам, психологам, социальным работникам, а также студентам, обучающимся по инженерным специальностям. Профессии ...

Возможно, их родители и говорили правильные и умные слова, а делали все по-другому, несправедливо обращаясь с теми, кто с их точки зрения не соответствовал их статусу. Все эти противоречия происходили на глазах у детей. Вот и выросли новые Чичиковы. Родительское наставление подобно благословению имеет великую силу. Если бы все родители учили детей жить честно и справедливо, уважать людей, независимо от их материального положения, относиться к окружающей природе и братьям нашим меньшим с добротой и беречь их, насколько легче и прекраснее могла бы стать наша жизнь.

Какую роль играет личный пример родителей в воспитании детей?

Порой родители и сами не замечают, насколько убедительная сила их примеров в воспитании детей. А ведь дети учитывают все: как к друг к другу относятся их мама и папа, как относятся они к своим родителям, к гостям, к соседям.

Положительный пример – важный фактор в воспитании и средство познания малышом жизни.

Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь – развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания.

Один из самых эффективных методов воспитания – пример родителей. Своим поведением они учат детей плохому или хорошему.

Очень часто родители жалуются, что их дети не хотят читать, занимаются дома чем угодно: слоняются без дела, играют в компьютер, болтают по телефону, а читать их никак не заставишь. Можно было бы сослаться на то, что современные дети вообще читают намного меньше, чем, например, 10-15 лет назад, но такое объяснение, во-первых, не устраивает родителей (читать надо, от этого развиваются кругозор, грамотность и т.п.), а во-вторых, есть же дети, которые, несмотря на массовую компьютеризацию, все равно читают и довольно много. В чем же дело?

Когда родители жалуются на нежелание детей читать, следует задать им вопрос: «А вы сами много читаете?» После этого вопроса почти всегда на лицах взрослых можно увидеть смущение, и они признаются: «Да нет. Все как-то некогда. Дела, дела». Получается, что чтение – совершенно не необходимое и не обязательное занятие, не так ли? Вот ребенок и не занимается им, предпочитая чтению другие занятия. « И что же теперь делать?» — спрашивают родители. – Читать, что ли?» А как же еще! На самом деле, если родители сами не читают, не посвящают времени этой особой деятельности, то дети прекрасно понимают, что без нее можно обойтись. И сколько бы ни говорили родители: «Читай! Читай!», толку от этого не будет никакого, пока они сами не покажут ребенку пример. В семьях, где родители сами читают много, читали в раннем детстве своим детям, где есть привычка покупать или брать новые книги у знакомых или в библиотеке, там дети обычно читают, причем довольно много.

Или такой пример. На улице взрослые, предположим (только предположим!), невежливо поговорили с какой-нибудь престарелой женщиной. Например, она что-то долго расспрашивала или стояла в очереди как раз перед ними и задерживала продавца своими бесконечными требованиями и вопросами и т.п. все это происходило в присутствии ребенка. Возможно даже, что ничего особенного ей и не сказали, а просто проворчали себе под нос что-нибудь наподобие: «Дома таким старым надо сидеть, а не по магазинам гулять». Предположим, что через некоторое время девочка или мальчик тоже нагрубит старушке на улице, а ему, услышав это, родители сделают замечание, что нельзя старому человеку. Скажите, какое из воздействий сильнее: то, что взрослые сами когда-то не слишком вежливо отозвались о старой женщине, или их слова о том, что старым людям грубить нельзя?

3 стр., 1097 слов

Как избежать конфликтов с родителями

... хотите избежать конфликтов с родителями, то постарайтесь быть независимыми. Научитесь зарабатывать на собственные нужды, решать проблемы без привлечения родителей, вести себя как взрослый ... с тем не общайся", "приходи ровно в 20.00". Вежливость и тактичность. "Вежливость порождает и вызывает вежливость". Именно поэтому еще с малых лет детям объясняют необходимость вежливого общения, как с ...

Если родители кричат друг на друга и на ребенка, то он перестает реагировать на просьбы и замечания, сказанные обычным голосом. Необходимо стараться регулировать свою речь (не переходить на крик), чтобы сохранить уважение ребенка, научиться вместе с ним слышать друг друга.

Надеюсь, что теперь вы и самостоятельно поняли, какой же основной секрет воспитания. Его можно сформулировать так: дети очень мало слышат из того, что мы им говорим, но зато почти всегда учатся на наших примерах и нашем поведении.

По жалобам на ребенка опытные психологи могут сделать какие-то предположения относительно его семьи, воспитания, привычек, которые в ней приняты, относительно того, какие у него родители, и т.п. Если у ребенка какая-то проблема, то почти наверняка кто-то из родителей ведет себя точно так же или такое поведение по какой-то причине поощряется. Как это происходит, уже сказано в предыдущих главах. Очень интересно иногда получается, когда родители борются с каким-то недостатком ребенка, а у них самих всех этих качеств в избытке.

В одной семье папа очень хотел, чтобы дети по утрам делали зарядку, особенно в выходные дни, когда времени у всех вполне достаточно. Каждый выходной он, встав с постели, долго прохаживался по дому, заглядывал в холодильник, включал телевизор, потом ругал детей за то, что они опять не сделали зарядку, после этого все садились завтракать. Цель снова не была достигнута. После консультации с психологом папа изменил свою тактику. Теперь он вставал утром в выходной день, включал веселую и энергичную музыку, брал в руки гантели и начинал сам делать гимнастику, при этом он время от времени звал детей присоединиться к нему.

Но вначале к папе присоединились не дети, а мама. Она тоже стала делать упражнения, похожие на тренировку по аэробике, немного танцевала при этом. Потом и дети постепенно, не сразу и не всегда с большим энтузиазмом, но все же стали участвовать в зарядке.

А вот еще один пример. Девочка Настя была просто неуправляема. Школьные учителя постоянно жаловались на то, что она несдержанная, в любой момент может вспылить, что-нибудь сказать или даже выкрикнуть. А иногда, когда что-то ей совсем не нравилось, она просто вставала посреди урока и выходила из класса, угрожая немедленно позвонить маме, а уж мама, дескать, с вами разберется. От такого поведения устали не только в школе, но и дома, родителям такие выкрутасы тоже не нравились. Когда на консультацию пришла Настина мама, я увидела точную копию дочери: передо мной сидела такая же активная, вспыльчивая, шумная женщина, просто в силу того, что она была уже взрослой и умела сдерживать несколько свои эмоциональные порывы, ее поведение было в рамках приличий. А девочка этого не умела, поэтому все свои «хочу» и «не хочу» она выражала непосредственно и очень ярко.

Нередко приходится слышать от родителей и такие слова: «Вы знаете, сын плохо учится, учителя на него жалуются». «Насколько плохо? – спрашиваю я. – Что у него получается, а что – нет?» Родители начинают объяснять, какие предметы у ребенка идут плохо, а какие, наоборот вызывают трудности, и слышится равнодушие в их голосе. «Вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок учился хорошо, был ударником или даже отличником?». Часто родители отвечают, что им, в принципе, все равно, что они прекрасно понимают, что вся жизнь учебой не заканчивается, что и сами они в детстве учились «не очень», но выросли и нормально живут и работают, но вот от учителей постоянно поступают жалобы. Они сами считают хорошую учебу не важной, поэтому так же думает и их ребенок. «Но ведь я постоянно говорю ему, что надо хорошо учиться, надо как можно лучше делать домашнее задание. А если будет учиться плохо, то будет никому не нужен».

17 стр., 8442 слов

Педагогический проект «Речевое развитие детей дошкольного ...

... речи детей дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок на новый лад. К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в ... услуги, повышения компетентности участников образовательного процесса (сотрудников ДОУ и родителей воспитанников). Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ и в группах позволяет обеспечить ...

Однажды в двух шестых классах средней школы провели небольшое исследование. В них дети прошли интеллектуальный тест, а потом результаты сопоставили с другими параметрами, в том числе и с успеваемостью. Странно, но в одном классе успеваемость была выше, хотя результаты теста показали гораздо более низкие результаты, чем в другом классе. Анализируя потом эти данные, психологи пришли к выводу, что в том классе, где интеллектуальный уровень детей был несколько ниже, а успеваемость выше, были очень заинтересованные и несколько честолюбивые родители. А в том классе, где дети учились хуже, но были «умнее», родителям было, по большому счету, все равно.

От детей ничего не скроешь, они впитывают в себя наши слова, мысли, образ действий. И если родители сами невежливы, то бесконечными наставлениями научить вежливости ребенка нельзя; если вы сами что-то считаете плохим, то так же, скорее всего, будет считать и ваш ребенок; если вы сами во что-то не верите, то бесполезно заставлять поверить в это ребенка. Известно, что привычка – вторая натура. Если в вашей семье есть хорошие традиции, привычка весело отмечать дни рождения, с разными конкурсами, сюрпризами, или проводить выходные дни на природе, или решать конфликты, не переходя на крик, то у детей войдет это в привычку, потом они уже вряд ли смогут по-другому. Скажите, вы бы хотели, чтобы ваш ребенок курил? Вряд ли кто из родителей, и те, кто сам курит, и тем более те, кто не курит, хотели бы этого. Тем не менее, статистика показывает, что в тех семьях, где курит один родитель (чаще всего отец), дети сами начинают курить примерно в 50 % случаев, а если курит мать, то более 80 % детей рано или поздно сами начинают курить. Вот и сделайте вывод о важности личного примера.

Бывает так, что дети перенимают от родителей какие-то действия, и хотя сами родители не считают их криминальными, даже думают, что этими действиями воспитывают детей, получается совсем не так хорошо, как ожидали взрослые. Например, малыш споткнулся и упал, больно стукнулся об стол, плачет. Иная бабушка скажет: « Вот какой плохой стол! Нашего Ванечку обидел! Вот мы его сейчас так же стукнем. Вот тебе, вот!» При этом она несколько раз ударяет по столу. Ребенок уже не плачет, он смотрит, как бабушка «наказывает» стол, а может быть, и сам принимает в этом живое участие, несколько раз хлопнув ладошкой по столу.

Какой урок он получил? Те, кто его обидели, плохие, их можно обижать за это, бить. Кто будет плохим в следующий раз? Мальчик из двора, с которым ванечка будет играть в песочнице? Или сама бабушка, которая отберет у него конфетку, чтобы не ел перед едой? Нередко дети замахиваются на взрослых, а те тоже им в шутку отвечают, и малыши делают вывод: значит, драться можно.

4 стр., 1525 слов

«Горжусь своим отцом» Дети – о работе сотрудников МЧС

... и пожарными. Учащимся разных школ области было предложено написать небольшое сочинение на данную тему. Дети отнеслись к этому с энтузиазмом, и сочинений набралось ... чтобы мои родители гордились мной». Диана Тимченко, «…Если бы я была мальчиком, то хотела бы стать пожарным, когда вырасту. ... и задымлении. Также пожарные приезжают к нам в школу на тренировочные занятия. Я очень горжусь своим отцом за то, ...

Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас: способнее, умнее, может быть, добрее, воспитаннее, образованнее. Но ребенок не станет таким сам по себе, необходимо приложить определенные усилия, направлять деятельность малыша. Особенно важен период от рождения ребенка до его семилетия. Психологи говорят, что к 7 годам практики основы мировоззрения заложены, характер ребенка уже сформирован. Поэтому именно в этот период надо уделить максимум внимания воспитанию ребенка и направить на это все свои силы. Даже если потом, в более взрослом возрасте, ваш ребенок по каким-то причинам (таким как плохое окружение, какие-то личные кризисы и передряги) свернет с верного пути, то ему будет гораздо легче вернуться, чем тому, у кого в детстве не было хорошего задела. Но это не значит, что после того, как ребенку исполнится 7 лет, можно сложить руки и уже не стараться стать лучше и самим, и ребенку. Опыт показывает, что даже если какие-то усилия предприняты, казалось бы, слишком поздно, все равно настойчивость, желание и вера в лучшее всегда дают определенные результаты. Пусть не сразу и не слишком большие, но дают. Главное – не останавливаться, а постоянно идти вперед, хотя бы маленькими шагами.

К сожалению, в моей практике нет такого случая, чтобы ярко, целиком и полностью проиллюстрировать все эти слова. Наверное, родители, которые стараются изменить поведение своего ребенка, кардинально меняя свое, встречаются достаточно редко. Чаще встречались довольно хорошие родители, которым надо было лишь немного постараться, изменить направление своих усилий, посмотреть на всю ситуацию с другой стороны. А те родители, которым работать надо было много и долго, к сожалению, очень часто опускают руки от навалившейся на них тяжести и бросают работу. На память приходит один пример, когда женщине удалось подкорректировать поведение своей дочери. Девочка была очень своенравной с детства, эти черты еще более усилились с приходом подросткового возраста, тогда и начались основные проблемы. Родителей стало раздражать в дочери очень многое: и ее резкие высказывания по тому или другому поводу, причем и по поводу тех вещей, в которых она не разбиралась; и ее времяпровождение, которое им казалось пустым; и ее вкусы, которые они не принимали. Ее мать была женщиной довольно строгой, поэтому непослушание обычно подавлялось ее авторитетом, она не терпела непорядка, несправедливых высказываний, дочкиной бравады.

В подростковом возрасте негативное поведение нельзя назвать капризным, так как у него появляются и объективные причины (внутренние и внешние изменения организма и др.).

И ребенок, в принципе, может собой владеть и выражать свое мнение приемлемым способом.

Все это задевало ее настолько, что женщина готова была просто выгнать родную дочь из дома, так ей было неприятно ее поведение. Отношения с дочерью становились все хуже и хуже, она постоянно устраивала истерики, не могла говорить спокойно. Женщина была просто в отчаянии, но нашла в себе силы и начала искать выход из ситуации. Ей пришлось преодолевать себя и работать над собой очень долго, главное, что она поняла, что дочь просто другая, не похожая на нее саму, ни на отца, ни на старшую сестру, она была совершенно иная. Это во многом помогло матери принять некоторые увлечения девочки, некоторые ее вкусы. Далее она стала стремиться быть мягче, не разговаривать грубо с дочерью, не обзывать и не кричать, хотя она еще и повышала голос. Она потом признавалась, что иногда ей хотелось все бросить, она подолгу не видела никакого результата, казалось, что все, что она делает, совершенно напрасно. Потом, в один прекрасный день, дочь впервые за долгое время попыталась приласкаться к маме. Для женщины это было лучшей из существующих наград, она поняла, что ее положение не так уж и безнадежно, и сейчас она считает, что отношения с дочерью улучшились. Девочка и сама стала несколько мягче, покладистее, добрее.

9 стр., 4431 слов

Нужен ли детям опыт отцов – Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

... свое восхождение к счастью. essay.englishtopic.ru Чем может быть ценен для детей опыт отцов? ???? Родители – самые первые учителя и друзья ребенка. Именно они вкладывают в ... наставления в жизни человека. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? В чём истоки непонимания между людьми разных поколений? Что может мешать отцам и детям понять друг друга? Чем может быть ценен для детей опыт отцов? ...

У этой мамы хватило терпения, настойчивости, а главное – понимания. Она уяснила, что проблемы дочери – это, прежде всего, ее проблемы.

Материал подготовлен по данным: Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: «Нет» капризам и истерикам.

Проблемы и аргументы по направлению «Роль родительского наставления»

Роль семьи в становлении личности

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» данная проблема коснулась одного из главных героев Митрофанушки – сына помещиков Простаковых. Молодому человеку уже 16 лет, но он до сих пор не знает, чего хочет от жизни. Нельзя сказать, что родители не любили ребенка, напротив, они буквально душили его своей заботой и опекой. Особенно подобное рвение к «воспитанию» демонстрировала мать Митрофанушки госпожа Простакова. Материнская любовь полностью ослепила властную женщину. Казалось, она ничего не видит вокруг, кроме преувеличенных заслуг недоросля Митрофана. Она делала все для того, чтобы привязать его к себе навсегда. Отсюда взялась и несамостоятельность юноши, лень и необразованность. Недорослю незачем было себя утруждать, поскольку все проблемы за него решала чересчур внимательная мать. Таким образом, в пьесе Д.И. Фонвизина семья сыграла огромную роль в жизни Митрофанушки: слепая родительская любовь не давала герою развиваться.

В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» проблема роли семьи в становлении личности является одной из самых главных. В семье старого казака Тараса Бульбы было два сына – Андрий и Остап. Образ отца для последнего стал священным. С детства Остап послушно выполнял все то, чему учил его родитель. Он унаследовал от него такие черты характера, как упорство и мужественность. Чувства патриотизма, долга перед семьей и товарищами тоже были привиты казаку его отцом. Можно с уверенностью сказать, благодаря семейному воспитанию, уважению традиций своих предков, Остап с достоинством стоял за Родину, выдержал все муки казни. Однако чрезмерное давление и избыточная энергия Тараса негативно сказались на воспитании Андрия, который бежал из родного дома и нарушил все неписанные правила своего рода. Он взбунтовался против прессинга главы семейства и захотел построить свою жизнь по-другому. Таким образом, одно и то же воспитание по-разному отразилось на судьбе сыновей Бульбы.

Проблема отцов и детей

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров никак не мог найти общий язык со своими родителями. Будучи приверженцем новых привил и нравов, человеком науки, а не веры, Евгений Базаров считает поведение родителей неуместным и устаревшим. Он любит своих стариков, но не хочет жить прошлым. Также либеральные взгляды героя рождают конфликт между ним и дядей его друга, Павлом Петровичем Кирсановым. Евгения ужасает тот факт, что Кирсанов готов тратить средства на белые воротнички и импортный костюм в деревне, где никто все равно не видит его стараний. По мнению молодого медика, горячо любимое Павлом Петровичем искусство в сравнение, не шло с наукой и естественным трудом человека. Пожилой мужчина тоже не понимает гостя, считая его невоспитанным снобом. Лишь в финале они примиряются с существованием друг друга, признавая тот факт, что противоборство поколений – нормальное явление.

9 стр., 4447 слов

«Отношение отцов и детей», конфликт отцов и детей по роману «Отцы ...

... поколение было более внимательным и понимающим по отношению к молодому, то и молодежь была бы более лояльна к традициям, что уже отживают век. Два конфликта героев в романе «Отцы и дети» — отношения отцов ... молодые ничего в жизни не понимают. Как родители, так и Кирсанов считают, что Базаров циничен, не ценит старые традиции. Но, на самом деле, основной ключ к решению конфликта поколений – это ...

Причиной поломанных судеб героев пьесы А.Н. Островского «Гроза» вновь является взаимонепонимание, возникшее из-за разницы в возрасте, отличных взглядов на мир отцов и детей. Так, главная героиня произведения Катерина стала нелюбимой невесткой, потому что не соответствует представлениям купчихи Кабанихи о порядочном человеке: она не слушается свекрови, позволяет себе высказываться по поводу чего-либо, лишена кротости и уважения к старшим. Противоборство поколений приводит к полнейшему хаосу в доме Кабановых, а в конечном итоге и к самоубийству Катерины.

Другой представитель «элиты» города Калинова и соправитель Кабанихи в «темном царстве», купец Дикой ненавидит своих племянников и всю семью в целом. Ему сложно принять, что молодое поколение имеет такие же права, как и он сам, что тот же Борис заслуживает уважения. А юноши и девушки тоже восстают против устаревших порядков: Варвара обманывает мать, а в финале и вовсе сбегает из дома, Тихон винит Кабанову в смерти жены и т.д. Увы, всем персонажам не хватило доброты и понимания, иначе они смогли бы избежать всех этих негативных последствий.

Проблема воспитания

Отец Петра Гринева – одного их главных героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — просил сына усвоить простую истину: «береги честь смолоду». Благодаря наставлениям отца, примерному воспитанию Петр Гринев смог выйти победителем из сложной игры под названием «пугачевщина». Честь и уважение не только друзей, но и противников привели Гринева, несмотря на его проступки, к обретению счастья и успеху в делах. Безусловно, вклад отца и «няньки» Савельича — весьма весомый взнос в эту победу. Петр поступил правильно, когда не стал отвергать советы старших, сделав из них выводы, герой постарался действовать по совести во всем и со всеми.

Одно дело, когда советы родителей идут нам на пользу, и совсем другое, когда безобидный урок отца вдруг превращается в причину катастроф сына. Так, в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» говорится о судьбе некогда бедного юноши, ставшего процветающим и деятельным человеком. Как мы знаем, Чичиков решил организовать авантюру и нажиться на заложенных крестьянах, которых на деле не существует. Ради обогащения он готов был на любой обман, поэтому ездил по усадьбам и пытался всеми силами уговорить хозяев продать ему мертвые души. Причиной такой бешеной тяги к деньгам стало воспитание: еще в детстве Павел получил наказ от отца, чтобы тот никогда не забывал цены деньгам, ставил материальные блага превыше всего. Подобные слова послужили катализатором нравственного падения, а в дальнейшем, как это ни странно, бедственного материального положения героя, ведь он уехал ни с чем после разоблачения Коробочки.

Пренебрежение детей по отношению к родителям

Конечно, все дети любят своих отцов и матерей, несмотря ни на какие обстоятельства, но не всегда осознание этого факта приходит сразу, то есть в раннем возрасте, тогда, когда мы еще способны исправить ситуацию, пока живы наши родители. В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» молодая героиня Настя совсем не задумывалась, как дорога ей родная мать. Настя не понимала, что яркие краски большого Ленинграда не заменят ей материнской любви и ласки. К сожалению, это девушка поняла слишком поздно – лишь тогда, когда ее мать находилась при смерти. Смерть самого близкого человека породила в Насте чувство нескончаемой вины, ведь старушка покинула этот мир в одиночестве, так и не попрощавшись с дочкой.

Что касается главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова, он тоже поздно признал свои ошибки, уже будучи на смертном одре. Он ценил заботу отца и матери, но считал ее проявление необязательным для себя. В силу своего характера образованный герой совершает необдуманные действия – отталкивает родителей, недостаточно пресвященных для ученых бесед с ним. Хотя, как оказалось, молодому нигилисту чувства близки намного больше, чем он сам думал. Но он, отвергнутый любимой женщиной, признает это намного позже, нуждаясь в помощи и ласке. Он осознает, как больно его матери видеть его равнодушие, как совестно ей, что она не настолько умна, чтобы нравиться сыну. Увы, осознание — это запоздало, и герой умирает с чувством вины.

Популярные сочинения

  • Сочинения по картинам Кустодиева

    Описания картин Кустодиева

  • Каникулы моей мечты (идеальные) — сочинение рассуждение

    Каждое лето, в каникулы я провожу на даче за городом там у нас большой участок, стоит уютная беседка, мангальная зона, а также большой бассейн, в котором я люблю плавать.

  • Сочинения по картинам Кипренского Ореста

    Говоря про Ореста Адамовича Кипренского, стоит сказать, что он вошел в историю, как замечательный художник, который сделал множество ярких работ. Стоит сказать, что он родился в простой семье крепостных людей

Роль родительских наставления в жизни человека по произведению Островского «Гроза»

Роль родителей в жизни сложно переоценить. Ведь они с самого нашего рождения окружали нас добротой, заботой и лаской. В детстве они помогали нам в сложных ситуациях, поддерживали и давали жизненные советы. И сейчас продолжают это делать. Те наставления, которые дали нам наши родители и сформировали наш характер, особенности. В каждом из нас есть отпечаток наших родителей. Наставление-это настоятельный совет, поучение. Оно передает некий опыт от старшего поколения к младшему.

Но не всегда данный опыт оказывает хорошее влияние на человека. Да, есть множество примеров, когда наставления родителей помогают их чаду преодолеть жизненные трудности и несмотря ни на что остаться человеком. Таким примером является совет отца Гриневу в произведении А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, где старший Гринев дает своему сыну наставление “Береги честь смолоду” и руководствуясь данным советом, Петр смог выдержать все испытания.

Но есть и примеры, где наставления родителей сыграли с их детьми злую шутку. Ярким примеров является произведение Островского “Гроза”. Кабанова задавила личности своих детей, заставив их приспособиться под данный уклад жизни. Тихон не в силах возразить своей матери, так как человек слабохарактерный, воспитан в послушании.

Обратим внимание на реплики Тихона: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»; «Я, маменька, из вашей воли ни на шаг». Однако это лишь внешняя сторона его поведения. Он не хочет жить по законам домостроя. Но из-за его воспитания он не способен возразить матери. Поэтому Тихон ищет утешение в пьянстве. Кабаниха своим нравоучением убила личность в Тихоне. Варвара, сестра Тихона, в отличие от брата сумела приспособиться к данному укладу жизни. Научилась обманывать свою мать. Живет по принципу: «Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Жена Тихона, Катерина, не способна на обман: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Она сильная, решительная личность, которая не смогла ужиться с порядками домостроя и покончила жизнь самоубийством.

Для нее это было проще, чем каждый день слушать нравоучения и терпеть самодурство Кабанихи. Таким образом, мы можем сделать вывод, что родительские наставления могут по-разному влиять на характер человека. В каких-то случаях они помогают найти ориентир в жизни. А в других слишком консервативные нравоучения подавляют личность. Проблема отцов и детей всегда была актуальной и будет таковой еще очень долгое время. Ведь между старшим и младшим поколениями всегда были и будут противоречия. Но для сохранения хороших отношений всегда нужно с пониманием относиться к мнению близких тебе людей.

Нужно прислушиваться к наставлениям родителей, ведь у них за плечами большой опыт. Но главное необходимо помнить. что окончательный выбор всегда стоит за тобой.

Примеры родительского наставления в литературе

Примеры, описанные в литературных произведениях, говорят о том, что родительское наставление формирует не только личность и характер ребёнка, но и оказывает влияние на его дальнейшую судьбу.

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», написанной в 18 веке, затрагивается актуальная на сегодняшний день тема – воспитание у детей чувства долга перед своей родиной.

От Стародума, дяди и опекуна главной героини Софьи, мы слышим наставления в виде правил, принципов, нравственных законов, помогающих человеку стать «любочестивым». Он учит племянницу отличать подлинное от мнимого, наружный блеск от внутреннего достоинства.

Высказывания опекуна звучат и сейчас как афоризмы. Например, если будешь иметь сердце и душу, то будешь человеком во всякое время. Он считал главной целью всех человеческих знаний благонравие. Софья считает, что наставления дядюшки составляют всё её благополучие, они помогают ей отличать «злых» людей и вызывают желание показать им низость их душ.

Второму главному герою – Митрофанушке наставления даёт его невежественная мать, отрицающая пользу от учения. Она считает, что образование должно быть только для вида, а главное в жизни – это наличие денег и высокого положения в обществе.

Митрофанушка вырастает бездельником и самолюбивым человеком, невоспитанным и ленивым, циником и грубияном. Он даже к матери относится без должного уважения и отмахивается от неё, как от назойливой мухи. Митрофанушка не имеет понятия ни о каком чувстве долга даже перед своими родителями.

Автор комедии показывает, как неправильное воспитание родителей калечит человека

, им показаны «злонравия достойные плоды».

На примере главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Алексея Молчалина можно увидеть, как наставления отца помогли ему добиться успеха, но способствовали появлению отрицательных черт характера.

Главным советом было пожелание «угождать всем людям без изъятья». Быть угодным любому, начиная от хозяина дома и начальника на службе и заканчивая собакой дворника. Алексей Молчалин — человек, обладающий лицемерием, стремлением понравиться всем окружающим. Перед читателями предстаёт льстивый и подлый тип, к тому же неприятный своим подхалимством.

Ещё один отрицательный герой описан в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» — Павел Чичиков. Он отличается своим бессердечием, лицемерием, подхалимством. У Чичикова нет друзей, всего себя он отдаёт «копейке». Таким его сделали слова отца, его наставления.

Всё, чему учил Чичикова родитель, сводилось к деньгам, наживе и умению беречь и копить «копейку», как самую надёжную на свете вещь. По его мнению, и людей нужно выбирать только нужных и полезных. Такие наставления способствовали воспитанию человека без моральных качеств, афериста без принципов.

Приятно читать об отношениях отца и сына в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский встречается с родителем – Николаем Болконским перед отъездом на фронт. Сдержанность обоих не может скрыть их любовь и уважение друг к другу.

Старший Болконский предстаёт перед читателями человеком чести, справедливым и благородным человеком. Таким же мы видим и младшего Болконского. Настоящий офицер, а не прислуживающий другим; патриот и порядочный, справедливый человек. Основа поведения Андрея внушена отцом, его личность была сформирована в семье с детства.

Анализируя произведения русской литературы, можно увидеть, как повлияли родительские наставления на формирование характера героев и на их дальнейшие судьбы. В наше время, к сожалению, ослабевают семейные связи, а значит, реже младшие прислушиваются к наставлениям старших.

При написании итогового сочинения в декабре и при подготовке к ЕГЭ пришлось обратить внимание на эту важную тему. И как вывод, появилась мысль о том, каким родителем нужно быть для своих детей.

Главное в их воспитании не поучения, а жизненный пример. На неразрывную связь поколений влияет принятие и усвоение опыта старших, который должен быть полезным и должен играть положительную роль в судьбе младших.

Доклад на тему «Роль семьи в воспитании ребенка»

Доклад на тему «Роль семьи в воспитании ребенка»

Раздел. Преподавание в начальной школе. Классное руководство.

Учитель начальных классов Палкина Людмила Васильевна. Октябрьская средняя школа район Магжана Жумабаева Северо – Казахстанская область

Роль семьи в воспитании ребенка

Человек как личность начинает формироваться в семье. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности; те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.

Ребенок-дошкольник, повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило мать, бабушка. В моем классе – это Бари С., Алексеева Н., Сарычев С. – восп. отчим.

Однако, если со стороны матери, отца, других членов семьи, любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней: ( все ребенку и ничего от него,) или очень непоследовательной: ( то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В другом случае, когда детям недостает любви, рано или поздно это скажется на их духовном и нервно-психологическом развитии.

Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянно конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Поэтому таким семьям надо помогать в воспитании детей.

Чем больше мать и отец познают ребенка, интересуются его делами в школе, садике, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье.

Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.

Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей жизни, становятся образцом для подражания.

К сожалению дети: дошкольного и школьного возраста подражают нередко и дурному: так как жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника неблагоприятная обстановка в семье, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости. Но одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, играть, читать, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес родителей к их жизни.

Одно из важнейших условий семейного воспитания – это авторитет родителей. Авторитет держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Нам педагогам, также необходимо поддерживать авторитет родителей, бабушек, дедушек, используя для этого любые подходящие ситуации.

Например:

  • Какое у тебя красивое платье?
  • Кто тебе его купил?
  • Хорошая у тебя бабушка, заботливая, руки у нее золотые.

«Мама – мастерица» «Папа – мастер на все руки».

Л. С. Макаренко вывел несколько видов ложного авторитета родителей, самым распространенным видом – это авторитет любви. Родители в таких семья захваливают ребенка, демонстрируют свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери, создает в семье эгоиста, который подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Ребенок живет в атмосфере всепрощенства, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети начинают командовать родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, который не признает запретов.

Другой авторитет – это авторитет подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе, родители сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний.

«Будешь хорошо себя вести, тогда куплю…». В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу.

Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой – напряжение порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.

Основное влияние на развитие личности ребенка имеет семья – это родители и родственники.