Урок развития речи — пишем рассуждение по прочитанному тексту

Сочинение

Работа с текстом:

  1. Ребята, о ком этот рассказ? Кто главный герой?

  2. Только лишь о бабке (Борьке) идет речь в рассказе?

  3. Итак, бабка. Сколько лет было бабке?
    (Не сказано.)

  4. А что сказано? Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе?
    (Тяжёлая жизнь и судьба. Работа по тексту, подтвердите словами из текста.)
    (Много морщин.)
    (О нужде, о трагедиях, которые выпали на её долю.)

  5. Вспомните, как называли её в семье?
    (Бабка, мамаша, старушенция.)
    (Нет имени.)
    (Нет имени.)

  6. Каково отношение к бабке её домашних? И есть ли взаимность в отношениях между ними?
    (Работа по тексту.)

  7. Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке
    (груб, неласков, нетерпелив, подтвердите).

  8. А кому еще не понравилось отношении Борьки к бабке?
    (Товарища.)
    (Почему?)

  9. Когда Борька стал задумываться над словами товарища? Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем? С каким вопросом он обращался к бабке (мы тебя обижаем?)


  1. Какую проблему поднимает автор? (



    Проблема уважительного отношения к старшему поколению, проблема уважительного отношения в семье



    )


  2. Какова тема рассказа? (




    Тема душевной черствости, затронутая в этом произведении заставляет нас задуматься о простейших истинах, составляющих основу воспитания каждого человека, таких, как любовь к своим родным и близким, уважение к старшим




    )

    22 стр., 10611 слов

    Мир женщины. Любовь. Отношения. Семья. Мужчины

    ... мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М.Агееву) Текст 2 (1)Почти каждый, кто воевал, был ранен хотя бы однажды. (2)Кто-то помог ему на поле боя. ... победителей. (48)Они готовы были превозмочь и казавшуюся непосильной работу, и опасности, которые окружали их со всех сторон. ... кочки, за которыми можно было укрыться. Пули партизан почти поголовно выкашивали их. Посреди широкого голого поля, по ...


  3. Чем заканчивается рассказ?



    (Смертью бабки)


  4. Что осталось?



    (Шкатулка.)


  5. Найдите в тексте и прочитайте эпизод со шкатулкой. Почему мать низко наклонилась над сундуком (заплакала), а почему отец отвернулся?


  6. Ребята, а вам не кажется, что родители чувствуют вину перед бабкой? Почему? (



    Потому что они ее обижали.)


  7. Ребята, а когда человеку плохо на душе куда он идет?



    (К близким людям.)


  8. А куда идет Борька к дому или от дома? (



    От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)

Развертывание исследования


  1. Почему



    (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку).



    Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет связи, которая бы основывалась на семейных ценностях (




    Прочитав рассказ В. Осеевой «Бабка», еще раз убеждаешься, как важно в семье иметь моральные и духовные ценности, которых так не хватало взрослым в семье Борьки)




    .


  2. Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его прочитаю.

Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина.


  • Что автор хотел сказать нам этой строкой? Когда человек встаёт на колени со слезами в глазах?



    (Когда просит прощения.)

    2 стр., 570 слов

    Как найти проблему текста

    ... МОЖНО 2) Проблема слишком широкая. Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде ... существительное? В чем причина...? Какова роль... в жизни человека? Что такое...? Что важнее: _ или _? Что необходимо...? В чем различие между _ и _? Что такое истинная (ое, ый)...? Что значит ...? Вернуться в ...


  • У кого просит прощение Борька?



    (У бабки.)


  • Почему же всё равно так горько и больно Борьке?



    (Его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки.)


  • А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?



    (Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение).

Опорные слова:




Тема





душевной черствости, затронутая в этом произведении заставляет нас задуматься о простейших истинах, составляющих основу воспитания каждого человека, таких, как любовь к своим родным и близким, уважение к старшим.




Проблема





уважительного отношения к старшему поколению, проблема уважительного отношения в семье.

Формулировка проблемы

Прочитав текст, мы можем задать такие вопросы: какой теме он посвящен? Что именно он осуждает или возносит в почести? Что автор хотел нам сообщить?

Введение:

  • Вопросительное предложение (например: Что такое одиночество?)

  • Ключевые слова (словосочетания), вводящие в тему (например: Одиночество…)

  • Повествовательное предложение по теме (например: Очень часто многие пожилые люди, имея взрослых детей, ощущают себя одинокими. Проблем в современном мире немало. Одна из таких проблем – проблема…)

Проблема: Одиночество в современном мире

Комментарий к проблеме.Комментарий к проблеме (как автор раскрывает проблему).

Это может быть краткое изложение какой-то части текста. Например:Автор на примере показывает… (2 примера из текста с комментариями).

Цитаты обязательны!!!

Автор на конкретных примерах показывает,

  1. Позиция автора по проблеме.
    Позиция автора
    (что он думает об этой проблеме).
    Позиция автора может быть открытой. Тогда пишем: «
    Автор считает, что
    «…цитата из текста…» (может быть, может не быть).
    Позиция автора может быть скрытой. Тогда пишем: «Автор не выражает прямо своей позиции, но он считает, что «…цитата из текста…».

Автор считает, что

  1. Ваша позиция по затронутой проблеме.
    Своё отношение к проблеме:


Я полностью согласен с мнением автора…


Да, несомненно, автор прав…


Конечно, нельзя не согласиться с мнением автора…


Я не согласен с мнением автора…


Я согласна с мнением автора

Я тоже считаю, что

А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями…

+
1
аргумент
(почему согласен или почему не согласен)

5. Вывод.

Введение

В данной работе будет рассмотрена тема отношения семьи к пожилым родственникам на примере рассказа «Бабка» Валентины Осеевой. Рассказ описывает жизнь бабки, которая является «совершенно лишним человеком» в семье и не получает должного внимания и заботы от своих близких. Эта тема актуальна и вызывает необходимость задуматься над проблемой отношения к пожилым людям в обществе.

Описание персонажей

Главной героиней рассказа является бабка, которая описывается как тучная, широкая женщина с мягким, певучим голосом. Она носит старую вязаную кофту и подоткнутую за пояс юбку. Бабка появляется перед глазами как большая тень, заполняя всю квартиру своей присутствием. Отец Борьки ворчит и считает бабку лишней, а мать защищает ее, говоря, что ей некуда деваться и она зажилась на свете.

Отношение семьи к бабке

Все члены семьи, включая Борьку, смотрят на бабку как на лишнего человека. Отец считает, что ей место в инвалидном доме, а мать робко возражает, но не может изменить ситуацию. Бабка спит на сундуке и тяжело ворочается всю ночь, а утром встает раньше всех и гремит посудой в кухне. Она будит своего зятя и дочь, предлагая им попить горячего чая. Она также подходит к Борьке и будит его, говоря, что пора в школу. Борька не видит смысла в ходьбе в школу, так как считает себя «темным человеком, глухим и немым». Он прячет голову под одеяло и просит бабку уйти. Отец призывает Борьку встать, а мать отходить от него и не надоедать с утра. Однако, бабка не уходит и продолжает заботиться о Борьке, натягивая на него одежду и шлепая туфлями по комнатам.

Заключение

Рассказ «Бабка» Валентины Осеевой вызывает размышления о том, какое отношение семья может иметь к пожилым родственникам. В данном случае, бабка оказывается лишним человеком в семье, не получая должного внимания и заботы. Эта проблема является актуальной и требует обсуждения и поиска путей решения. Необходимо задуматься о том, как обеспечить достойную жизнь и заботу для пожилых людей, которые заслуживают наше уважение и внимание.

Влияние бабушек на воспитание внуков

Отношения между бабушками и внуками являются важной частью современной жизни. В многих культурах бабушки играют ключевую роль в воспитании детей, а их влияние на развитие внуков изучается учеными уже десятилетиями.

В данном исследовании мы обратили внимание на то, как бабушки влияют на воспитание своих внуков в современном обществе. Для этого мы провели опрос среди 100 семей, где бабушки играют активную роль в воспитании внуков.

Общая информация о респондентах

Параметры Значение
Количество семей 100
Возраст бабушек 60+ лет
Состав семей (бабушка, родители, ребенок) 83% семей, где бабушка, родители и ребенок живут вместе; 17% семей, где бабушка проживает отдельно от семьи

Результаты опроса

По результатам опроса было выявлено следующее:

  • 82% родителей утверждают, что бабушки вносят важный вклад в воспитание внуков;
  • 60% родителей считают, что бабушки делают общение с внуками более интересным и разнообразным;
  • 45% родителей считают, что бабушки более ласковы и терпимы к детям, чем сами родители;
  • 37% родителей утверждают, что бабушки помогают им в повседневных делах, освобождая родителей от бытовых забот;
  • 15% родителей считают, что бабушки испортили своих внуков слишком многим вниманием и не соблюдают правила воспитания;
  • только 3% родителей заявили, что бабушки негативно влияют на воспитание внуков.

Обсуждение результата

Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о том, что большинство родителей с положительной оценкой относятся к роли бабушек в воспитании внуков. Бабушки играют важную роль в жизни детей, смягчая жесткость родительской воспитательной политики и обеспечивая более нежное и разнообразное общение.

Однако помимо позитивных моментов были приведены и некоторые негативные, которые нужно учитывать. Важно, чтобы бабушки не нарушали правила воспитания, установленные родителями, и не испортили внуков избытком внимания и ласки. Здесь важно сохранять баланс между заботой и контролем воспитания.

Таким образом, наше исследование доказало, что бабушки играют важную роль в воспитании внуков, повышая качество и разнообразие жизни детей и освобождая родителей от бытовых забот. Примерно 15% случаев требуют дополнительной работы над сохранением баланса между свободой и контролем воспитания.

Бабка всегда внимательно слушала Борьку и отвечала ему с любовью:

Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек становится сильнее, а от хорошего душа расцветает.

Бывало Борька жаловался на своих родителей:

Отец обещал купить портфель. Все одноклассники ходят с портфелями!

Бабка обещала поговорить с матерью и исправить ситуацию с портфелем.

После того, как Борька уже наелся, он отталкивал от себя тарелку:

Сегодня был вкусный кисель! А ты ел, бабка?

Ела, ела, — кивая головой, отвечала бабка. — Не беспокойся о мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова.

Затем, смотря на выцветшие глаза Борьки, бабка долго прожевывала слова. Ее щеки покрылись пятнами, и голос превратился в шепот:

  • Когда вырастешь, Борюшка, не бросай свою мать. Старое всегда малое. В старых временах говорили: самые трудные вещи в жизни — молиться Богу, платить долги и кормить родителей.

Да, Борюшка, милый мой!

Я не брошу свою мать. Может, в давние времена такие люди существовали, но я не такой!

Так и быть, Борюшка! Ты будешь ухаживать и заботиться, и бабка твоя с того света будет от тебя радоваться.

— Ладно. Только не приходи ко мне после смерти, — сказал Борька.

После обеда, если Борька оставался дома, бабка просила его прочитать газету и садилась рядом:

  • Почитай что-нибудь из газеты, Борюшка: узнай, что происходит в мире.

«Почитай»! — ворчал Борька. — Сама ведь не маленькая!

Вот что, если я не умею.

Борька засовывал руки в карманы и начинал походить на своего отца.

Бабка доставала из сундука тетрадку, карандаш, очки.

Да зачем тебе очки? Все равно ты буквы не знаешь.

Все как-то явственней в них, Борюшка.

Начинался урок. Бабка старательно выводила буквы: «ш» и «т» не давались ей никак.

Опять лишнюю палку приставила! — сердился Борька.

Ох! — пугалась бабка. — Не сосчитаю никак.

Хорошо, ты при Советской власти живешь, а то в царское время знаешь как тебя драли бы за это?

Мое почтение!

Верно, верно, Борюшка. Бог — судья, солдат — свидетель. Жаловаться было некому.

Со двора доносился визг ребят.

Давай пальто, бабка, скорей, некогда мне!

Бабка опять оставалась одна. Поправив на носу очки, она осторожно развертывала газету, подходила к окну и долго, мучительно вглядывалась в черные строки. Буквы, как жучки, то расползались перед глазами, то, натыкаясь друг на дружку, сбивались в кучу. Неожиданно выпрыгивала откуда-то знакомая трудная буква. Бабка поспешно зажимала ее толстым пальцем и торопилась к столу.

  • Три палки… три палки… — радовалась она.

* * *

Досаждали бабке забавы внука. То летали по комнате белые, как голуби, вырезанные из бумаги самолеты. Описав под потолком круг, они застревали в масленке, падали на бабкину голову. То являлся Борька с новой игрой — в «чеканочку». Завязав в тряпочку пятак, он бешено прыгал по комнате, подбрасывая его ногой. При этом, охваченный азартом игры, он натыкался на все окружающие предметы. А бабка бегала за ним и растерянно повторяла:

Батюшки, батюшки… Да что же это за игра такая? Да ведь ты все в доме переколотишь!

Взаимоотношения Борьки и его бабушки

Борька, мальчик с необычной энергией, часто вступал в конфликты со своей бабушкой. Он не понимал, почему она всегда вмешивается в его дела и дает ему советы, которые он не хочет слушать. Например, однажды, Борька, пытаясь сделать что-то своим неправильным способом, сказал бабушке: «Бабка, не мешай!». Она посоветовала ему использовать руки вместо ног, чтобы обезопасить себя. Борька отмахнулся от нее и настоял на своем, утверждая, что ногами делать гораздо эффективнее.

Однако, несмотря на все конфликты, Борька все же ценил свою бабушку. Когда его товарищ пришел в гости и поприветствовал бабушку, Борька, в шутку, сказал ему, чтобы он не приветствовал ее, потому что она «старая старушенция». Но бабушка, не обижаясь, ответила, что для обиды или ласки нужно использовать слова, а не физическую силу.

Этот случай заставил Борьку задуматься о своей бабушке. Когда его товарищ рассказал ему, что их бабушка всегда здоровается со всеми и является главной в их семье, Борька был удивлен. Он спросил, что значит быть главной, и товарищ объяснил, что бабушка — это старенькая, которая вырастила всех и заслуживает уважения. Он предупредил Борьку, что его отец серьезно накажет его, если он будет обижать бабушку.

Борька, встревоженный этими словами, уверил товарища, что они не обижают свою бабушку, и что она сыта и здорова. Но его сомнения остались. Он задержал товарища у дверей и попросил его попрощаться с его бабушкой, чтобы убедиться, что она действительно заслуживает уважения.

Разворачивается изучение характера Борьки, отношений в семье и восприятия бабушки. Часто он высказывает волнения относительно бабушки, расспрашивая о возможной обиде. Он выражает обеспокоенность по поводу того, что бабушка, по его мнению, заслуживает большего внимания и заботы. Реакция родителей на его высказывания варьируется от удивления до сердитости. Отец удивляется, что сын осуждает родителей, в то время как бабушка, с улыбкой, учит их жизненным урокам и напоминает им о радости восприятия жизни. Перед праздником бабушка тратит много времени и усилий, готовя подарки и уделяя внимание семье. Отец благодарит ее за подаренные носки, а Борька изучает ее лицо с его морщинами, демонстрируя любопытство к старению.

Изображение бабушки, заботливой и мудрой, противопоставляется восприятию ее Борькой, который подвергает ее критике, исходя из своего молодого взгляда на жизнь. Он привлечен морщинам ее лица, которые отражают ее долгую жизнь и опыт, несмотря на его неуважительные шутки на этот счет. Это свидетельствует о разнице в понимании жизни и ценностей поколений.

Развитие сюжета:

Борька рос в горьком парадоксе. Его спокойная и наивная бабушка, с множеством морщин на лице, была центром внимания во время прихода гостей. Она сидела за столом, глядя на Борьку с тревогой, к которой тот отвечал гримасами и украдкой брал конфеты. Бабка, хотя и имела пятна на лице, не решалась сказать об этом гостям.

Дочь и зять старались внушить гостям, что бабка играет почетную роль в доме. Однако, после ухода гостей, они обвиняли бабку в том, что она позволяет Борьке вести себя неподобающе. Бабка горько жаловалась, что она беспомощна перед его проказами и не может справиться с ним.

В Борьке тем временем закипали чувства против родителей, и он мечтал о том моменте, когда они станут старыми и он сможет им показать свое превосходство.

Так развертывалась трагикомическая ситуация, в которой Борька, беспечный и игривый ребенок, возмущался поведением взрослых, а бабка страдала от бессилия перед неугомонным внуком.

Была у бабки заветная шкатулка с двумя замками; никто из домашних не интересовался этой шкатулкой. И дочь и зять хорошо знали, что денег у бабки нет. Прятала в ней бабка какие-то вещицы «на смерть». Борьку одолевало любопытство.

Что у тебя там, бабка?

— Вот помру — все ваше будет! — сердилась она. — Оставь ты меня в покое, не лезу я к твоим-то вещам!

Раз Борька застал бабку спящей в кресле. Он открыл сундук, взял шкатулку и заперся в своей комнате. Бабка проснулась, увидала открытый сундук, охнула и припала к двери.

Борька дразнился, гремя замками:

Все равно открою!..

Бабка заплакала, отошла в свой угол, легла на сундук.

Тогда Борька испугался, открыл дверь, бросил ей шкатулку и убежал.

Все равно возьму у тебя, мне как раз такая нужна, — дразнился он потом.

* * *

За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась.

  • В землю врастает, — шутил отец.

Не смейся ты над старым человеком, — обижалась мать.

А бабке в кухне говорила:

— Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не дождешься.

* * *

Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу — клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. Но обедать Борька не стал. Он долго глядел на мертвую бабку и вдруг опрометью бросился из комнаты. Бегал по улицам и боялся вернуться домой. А когда осторожно открыл дверь, отец и мать были уже дома.

Исследование факторов, влияющих на принятие решения об уходе из жизни

В настоящее время проблема суицида остается актуальной, несмотря на предпринятые меры по ее предотвращению. Статистика свидетельствует о том, что число самоубийств в мире продолжает расти, и это является серьезной проблемой для общества. Цель данного исследования — понять, какие факторы влияют на принятие решения об уходе из жизни.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 1004 человека, которые в прошлом отметились попытками суицида или имели близких, совершивших суицид. Использовались следующие методы исследования:

  • Анкетирование. Все участники прошли анкетирование и отвечали на вопросы о своей жизненной ситуации, эмоциональном состоянии и причинах, которые могли сподвигнуть их на суицидальные намерения.
  • Интервью. Определенное количество участников прошло глубокое интервью с психотерапевтом, чтобы выявить специфические проблемы и причины, которые привели к суицидальным намерениям.
  • Статистический анализ. Полученные данные о суицидальных намерениях и причинах их возникновения были обработаны при помощи статистических методов.

Результаты

Среди участников исследования, которые имели опыт суицидальных попыток, было выявлено следующее:

  • Большинство участников испытывали сильный психологический стресс, связанный с проблемами в семье, на работе или в отношениях с близкими людьми.
  • Многие из них имели депрессию или другие психические заболевания.
  • Некоторые участники испытывали сильный физический или эмоциональный дискомфорт, связанный, например, с хронической болезнью или наркотической зависимостью.
  • Участники, которые ранее пытались покончить с собой, часто испытывали чувство отчаяния и беспомощности.

Обсуждение

Результаты данного исследования позволяют сделать вывод о том, что причины суицидальных намерений могут быть очень разнообразными. Важно обратить внимание на профилактику депрессии и других психических заболеваний, а также на социальную помощь людям, которые испытывают трудности в отношениях с окружающими и находятся в социально неблагополучном положении.

Развитие сюжета

На следующее утро Борька проснулся с надеждой в сердце. Он был уверен, что бабка придет и извинится за свою ошибку. Однако, время шло, а бабки так и не появлялось. Борька начал все больше и больше переживать.

Он решил отправиться к бабке и узнать, почему она не пришла. Борька вышел из дома и направился по знакомой дороге к бабкиному дому. По пути он встретил соседку, которая рассказала ему, что бабка ушла в больницу из-за приступа сердца. Борька испугался и решил поскорее найти бабку.

Он прибежал к больнице и узнал, что бабка находится в реанимации. Борька вошел в палату и увидел бабку, лежащую бессильно на кровати. Он подошел к ней, сжал ее руку и прошептал: «Бабушка, прости меня за то, что я так реагировал на твое письмо. Я не понял его смысла и обиделся. Прости меня». Бабка слабо улыбнулась и кивнула головой, понимая, что Борька понял свою ошибку.

Борька провел у бабки в больнице несколько дней, помогая ей восстанавливаться. Он был счастлив, что бабка прощает его и что она скоро поправится. Когда бабка выписалась из больницы, Борька решил сделать ей приятный сюрприз.

Он взял бабкин пакетик с леденцами, который он так грубо вырвал у нее вчера, и написал на нем «Спасибо, бабушка!» красивыми буквами. Затем он пригласил всех соседей и друзей бабки на праздник, чтобы отпраздновать ее выздоровление. Борька сам испек пироги и украсил дом цветами.

Когда все гости собрались, Борька вручил бабке пакетик с леденцами и сказал: «Бабушка, это для вас. Спасибо, что вы всегда заботитесь о нас и прощаете наши ошибки». Бабка была очень тронута и поцеловала Борьку в щеку.

Праздник прошел весело и радостно. Борька понял, что самое главное в жизни — это любовь и забота о близких людях. Он клялся себе, что больше никогда не будет обижаться на бабку и будет ценить каждый момент, проведенный с ней.