Урок развития речи — пишем рассуждение по прочитанному тексту

Работа с текстом:

  1. Ребята, о ком этот рассказ? Кто главный герой?

  2. Только лишь о бабке (Борьке) идет речь в рассказе?

  3. Итак, бабка. Сколько лет было бабке? (Не сказано.)

  4. А что сказано? Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? (Тяжёлая жизнь и судьба. Работа по тексту, подтвердите словами из текста.) Почему вы так решили? (Много морщин.) О чём свидетельствуют морщины? (О нужде, о трагедиях, которые выпали на её долю.)

  5. Вспомните, как называли её в семье? (Бабка, мамаша, старушенция.) А теперь вспомните имя бабки. (Нет имени.) Как выдумаете, почему?

  6. Каково отношение к бабке её домашних? И есть ли взаимность в отношениях между ними? (Работа по тексту.)

  7. Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке (груб, неласков, нетерпелив, подтвердите).

  8. А кому еще не понравилось отношении Борьки к бабке? (Товарища.) Почему?

  9. Когда Борька стал задумываться над словами товарища? Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем? С каким вопросом он обращался к бабке ( мы тебя обижаем?)

Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями. И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова (“Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”)

12 стр., 5786 слов

«Организация работы с текстом на х литературного чтения, как ...

... мысли, что современная методика работы с литературными произведениями, применяемая на уроках в начальных классах, недостаточно обоснована. Тот факт, что работа по изучению психологических основ обучения младших школьников пониманию текста поддержана грантом ...

  1. Какую проблему поднимает автор? ( Проблема уважительного отношения к старшему поколению, проблема уважительного отношения в семье )

  2. Какова тема рассказа? ( Тема душевной черствости, затронутая в этом произведении заставляет нас задуматься о простейших истинах, составляющих основу воспитания каждого человека, таких, как любовь к своим родным и близким, уважение к старшим )

  3. Чем заканчивается рассказ? (Смертью бабки)

  4. Что осталось? (Шкатулка.)

  5. Найдите в тексте и прочитайте эпизод со шкатулкой. Почему мать низко наклонилась над сундуком (заплакала), а почему отец отвернулся?

  6. Ребята, а вам не кажется, что родители чувствуют вину перед бабкой? Почему? ( Потому что они ее обижали.)

  7. Ребята, а когда человеку плохо на душе куда он идет? (К близким людям.)

  8. А куда идет Борька к дому или от дома? ( От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)

  9. Почему (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку). Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет связи, которая бы основывалась на семейных ценностях ( Прочитав рассказ В. Осеевой «Бабка», еще раз убеждаешься, как важно в семье иметь моральные и духовные ценности, которых так не хватало взрослым в семье Борьки) .

  10. Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его прочитаю.

Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.

  • Что автор хотел сказать нам этой строкой? Когда человек встаёт на колени со слезами в глазах? (Когда просит прощения.)

  • У кого просит прощение Борька? (У бабки.)

  • Почему же всё равно так горько и больно Борьке? (Его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки.)

  • А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку? (Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение).

    3 стр., 1037 слов

    Проблема бережного отношения к природе

    ... уважительно. На мой взгляд, финальное предложение текста - это призыв писателя к каждому с просьбой задуматься о своём отношении к природе. Мнение автора ... как важна природа в жизни человека какого бережного, почтительного отношения к себе она заслуживает. Текст В. Астафьева: (1)По возвращении ... прощения за бранные слова. (34)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему ...

Опорные слова:

Тема душевной черствости, затронутая в этом произведении заставляет нас задуматься о простейших истинах, составляющих основу воспитания каждого человека, таких, как любовь к своим родным и близким, уважение к старшим.

Проблема уважительного отношения к старшему поколению, проблема уважительного отношения в семье.

Как можно закончить сочинение:, Пословица:

Д/з написать сочинение – рассуждение по плану.

Сочинение-рассуждение (структура)

  1. Формулировка проблемы. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: какой теме он посвящён? что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать нам автор?

1 предложение – тема . 2 предложение – проблема .

Как начать:

  • Вопросительное предложение (например: Что такое одиночество?).

  • Ключевые слова (словосочетания), которые вводят в тему (например: Одиночество… ).

  • Повествовательное предложение по теме (например: Очень часто многие пожилые люди, имея взрослых детей, одиноки. Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема …).

Не путать тему и проблему!!!

Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема

  1. Комментарий к проблеме. Комментарии проблемы (как автор раскрывает проблему).

    Это может быть краткое изложение какой-то части текста. Например: Автор на конкретных примерах показывает … (2 примера из текста с комментариями).

    Цитаты обязательны!!!

Автор на конкретных примерах показывает,

  1. Позиция автора по проблеме. Позиция автора (что он думает об этой проблеме). Позиция автора может быть открытой. Тогда пишем: « Автор считает, что «…цитата из текста…» (может быть, может не быть). Позиция автора может быть скрытой. Тогда пишем: «Автор не выражает прямо своей позиции, но он считает, что «…цитата из текста…».

    41 стр., 20357 слов

    Диалога возникает не стихийно, а по воле автора, который является ...

    ... возможность сформировать четкое представление о роли и функции диалога в художественном произведении, который, помимо обеспечения содержательной и структурной сущности текста, позволяет автору устанавливать и развивать определенные идеи. Таким образом, ...

Автор считает, что

  1. Ваша позиция по затронутой проблеме. Своё отношение к проблеме:

Я полностью согласен с мнением автора…

Да, несомненно, автор прав…

Конечно, нельзя не согласиться с мнением автора…

Я не согласен с мнением автора…

Я согласна с мнением автора Я тоже считаю, что А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями…

+ 1 аргумент (почему согласен или почему не согласен)

5. Вывод.

Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом., Валентина Осеева «Бабка»

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.

Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.

А мать робко возражала ему:

Старый человек… Куда же ей деться?

Зажилась на свете… — вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место вот где!

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

* * *

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:

Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку…

Подходила к Борьке:

Вставай, батюшка мой, в школу пора!

Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька.

В школу зачем? Темный человек глух и нем — вот зачем!

Борька прятал голову под одеяло:

15 стр., 7127 слов

Сочинение мы будем вечно прославлять ту женщину чье имя мать

... и правилах его оформления; продолжить отрабатывать умение грамотного письма. Всего этого мы будем достигать, опираясь на текстовый материал упражнений и отрывков из произведений писателей русской классики. ... Результаты анкетирования Как показал опрос, чаще всего мы общаемся, пользуясь телефоном и эсэмэс-сообщениями, грамотность которых порой желает быть лучше. Но главное, все понимаем, что человек ...

Иди ты, бабка…

Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.

Мама! — кричал Борька. — Чего она тут гудит над ухом, как шмель?

Боря, вставай! — стучал в стенку отец. — А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.

Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Грузным телом колыхалась перед его кроватью, мягко шлепала туфлями по комнатам, гремела тазом и все что-то приговаривала.

В сенях отец шаркал веником.

А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!

Бабка торопилась к нему на помощь.

— Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила.

Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.

Да ну тебя! — отмахивался Борька. — Раньше не могла дать! Опоздаю вот…

Потом уходила на работу мать. Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:

Поэкономней, мама. Петя и так сердится: у него ведь четыре рта на шее.

Чей род — того и рот, — вздыхала бабка.

Да я не о вас говорю! — смягчалась дочь. — Вообще расходы большие… Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней…

Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.

Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:

Так-то, голубчики мои… Не просто, не просто жить на свете!

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал:

Бабка, поесть!

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.

Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:

Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.

5 стр., 2100 слов

По роману Тургенева Отцы и дети 10 класс

... детьми и их родителями. И особое внимание этой проблеме уделяет писатель Тургенев в своем произведении под названием «Отцы и дети» Сюжет этого романа ... все нужно менять и чем быстрее это произойдет, тем лучше им будет ... к нему относится и невеста отца Аркадия, которая нашла его интересным человеком. Родственники ... отец любил читать и ездить на охоту. Мать Аркадия умерла, когда он был ещё ребёнком. Отец ...

Иногда Борька жаловался на родителей:

Обещал отец портфель. Все пятиклассники с портфелями ходят!

Бабка обещала поговорить с матерью и выговаривала Борьке портфель.

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?

Ела, ела, — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.

Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:

  • Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить.

Так-то, Борюшка, голубчик!

Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!

Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.

— Ладно. Только мертвой не приходи, — говорил Борька.

После Обеда, если Борька оставался дома, бабка подавала ему газету и, присаживаясь рядом, просила:

  • Почитай что-нибудь из газеты, Борюшка: кто живет, а кто мается на белом свете.

«Почитай»! — ворчал Борька. — Сама не маленькая!

Да что ж, коли не умею я.

Борька засовывал руки в карманы и становился похожим на отца.

Ленишься! Сколько я тебя учил? Давай тетрадку!

Бабка доставала из сундука тетрадку, карандаш, очки.

Да зачем тебе очки? Все равно ты буквы не знаешь.

Все как-то явственней в них, Борюшка.

Начинался урок. Бабка старательно выводила буквы: «ш» и «т» не давались ей никак.

Опять лишнюю палку приставила! — сердился Борька.

Ох! — пугалась бабка. — Не сосчитаю никак.

Хорошо, ты при Советской власти живешь, а то в царское время знаешь как тебя драли бы за это?

Мое почтение!

Верно, верно, Борюшка. Бог — судья, солдат — свидетель. Жаловаться было некому.

Со двора доносился визг ребят.

6 стр., 2946 слов

Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети»

... Тамми 19.03.2019 оставил(а) комментарий: Или вот утро перед дуэлью Павла Петровича Кирсанова и Евгения Ба­зарова: «Утро было славное, свежее, маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-яркой лазури; мелкая роса высыпала ... функцию, то пейзажная зарисовка пронизы­вается философскими размышлениями. В романе «Отцы и дети» Тургенев остается непревзойденным масте­ром пейзажной живописи. Поражает, ...

Давай пальто, бабка, скорей, некогда мне!

Бабка опять оставалась одна. Поправив на носу очки, она осторожно развертывала газету, подходила к окну и долго, мучительно вглядывалась в черные строки. Буквы, как жучки, то расползались перед глазами, то, натыкаясь друг на дружку, сбивались в кучу. Неожиданно выпрыгивала откуда-то знакомая трудная буква. Бабка поспешно зажимала ее толстым пальцем и торопилась к столу.

  • Три палки… три палки… — радовалась она.

* * *

Досаждали бабке забавы внука. То летали по комнате белые, как голуби, вырезанные из бумаги самолеты. Описав под потолком круг, они застревали в масленке, падали на бабкину голову. То являлся Борька с новой игрой — в «чеканочку». Завязав в тряпочку пятак, он бешено прыгал по комнате, подбрасывая его ногой. При этом, охваченный азартом игры, он натыкался на все окружающие предметы. А бабка бегала за ним и растерянно повторяла:

Батюшки, батюшки… Да что же это за игра такая? Да ведь ты все в доме переколотишь!

Бабка, не мешай! — задыхался Борька.

Да ногами-то зачем, голубчик? Руками-то безопасней ведь.

Отстань, бабка! Что ты понимаешь? Ногами надо.

* * *

Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:

Здравствуйте, бабушка!

Борька весело подтолкнул его локтем:

Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

Как это — главная? — заинтересовался Борька.

Ну, старенькая… всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.

Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.

Товарищ покачал головой.

Чудно! Теперь старых все уважают. Советская власть знаешь как за них заступается! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!

Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас… сыта и здрава.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

3 стр., 1037 слов

Проблема отцов и детей (по роману Тургенева)

... интересам и ценностям других, их принятие и уважение. Проблема отцов и детей (по роману Тургенева) Несколько интересных сочинений О красоте и возможностях русского языка знает каждый человек на нашей ... время сдерживать перемены, созревшие в обществе. Именно поэтому смысл романа получил еще и политический подтекст, отражая реалии борьбы традиционализма и революционных идей. В начале произведения ...

Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!

Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.

Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:

Обижаем мы тебя?

А родителям говорил:

Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:

Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!

И, разволновавшись, набрасывался на бабку:

Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.

Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:

Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.

* * *

Перед праздником возилась бабка до полуночи в кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:

Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам, мамаша!

Борька удивлялся:

Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые — еще ослепнешь!

Бабка улыбалась морщинистым лицом.

Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.

Какой петух тебя клюнул? — смеялся он.

Да вот выросла, что поделаешь!

Борьку вообще интересовало бабкино лицо.

Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.

  • Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал он.

Бабка задумывалась.

По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.

Как же это? Маршрут, что ли?

Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала — ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась опять морщины. Мужа на войне убили — много слез было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет.

2 стр., 617 слов

Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

... детей. Дети больше думают о себе, родители боль­ше думают о детях. Это объективная реальность — но и вечная проблема всех отцов и детей. Роман Тургенева ... летел, захотел — улетел», — говорит Арина Власьевна, любящая мать Базарова. В описании чувств Николая Петровича Кирсанова к сыну ... к выпивке — как разительно контрастирует все это с привычным нам образом «тургеневской девушки»! Без всякой симпатии ...

Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни — неужели все лицо такими нитками затянется?

Иди ты, бабка! — ворчал он. — Наговоришь всегда глупостей…

* * *

Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту, белую с красными полосками, и чинно сидела за столом. При этом следила она в оба глаза за Борькой, а тот, делая ей гримасы, таскал со стола конфеты.

У бабки лицо покрывалось пятнами, но сказать при гостях она не могла.

Подавали на стол дочь и зять и делали вид, что мамаша занимает в доме почетное место, чтобы люди плохого не сказали. Зато после ухода гостей бабке доставалось за все: и за почетное место, и за Борькины конфеты.

Я вам, мамаша, не мальчик, чтобы за столом подавать, — сердился Борькин отец.

И если уж сидите, мамаша, сложа руки, то хоть за мальчишкой приглядели бы: ведь все конфеты потаскал! — добавляла мать.

  • Да что же я с ним сделаю-то, милые мои, когда он при гостях вольным делается? Что спил, что съел — царь коленом не выдавит, — плакалась бабка.

В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он думал про себя: «Вот будете старыми, я вам покажу тогда!»

* * *

Была у бабки заветная шкатулка с двумя замками; никто из домашних не интересовался этой шкатулкой. И дочь и зять хорошо знали, что денег у бабки нет. Прятала в ней бабка какие-то вещицы «на смерть». Борьку одолевало любопытство.

Что у тебя там, бабка?

Вот помру — все ваше будет! — сердилась она. — Оставь ты меня в покое, не лезу я к твоим-то вещам!

Раз Борька застал бабку спящей в кресле. Он открыл сундук, взял шкатулку и заперся в своей комнате. Бабка проснулась, увидала открытый сундук, охнула и припала к двери.

Борька дразнился, гремя замками:

Все равно открою!..

Бабка заплакала, отошла в свой угол, легла на сундук.

Тогда Борька испугался, открыл дверь, бросил ей шкатулку и убежал.

Все равно возьму у тебя, мне как раз такая нужна, — дразнился он потом.

* * *

За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась.

  • В землю врастает, — шутил отец.

Не смейся ты над старым человеком, — обижалась мать.

А бабке в кухне говорила:

Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не дождешься.

* * *

Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу — клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. Но обедать Борька не стал. Он долго глядел на мертвую бабку и вдруг опрометью бросился из комнаты. Бегал по улицам и боялся вернуться домой. А когда осторожно открыл дверь, отец и мать были уже дома.

Бабка, наряженная, как для гостей, — в белой кофте с красными полосками, лежала на столе. Мать плакала, а отец вполголоса утешал ее:

Что же делать? Пожила, и довольно. Мы ее не обижали, терпели и неудобства и расход.

* * *

В комнату набились соседи. Борька стоял у бабки в ногах и с любопытством рассматривал ее. Лицо у бабки было обыкновенное, только бородавка побелела, а морщин стало меньше.

Ночью Борьке было страшно: он боялся, что бабка слезет со стола и подойдет к его постели. «Хоть бы унесли ее скорее!» — думал он.

На другой день бабку схоронили. Когда шли на кладбище, Борька беспокоился, что уронят гроб, а когда заглянул в глубокую яму, то поспешно спрятался за спину отца.

Домой шли медленно. Провожали соседи. Борька забежал вперед, открыл свою дверь и на цыпочках прошел мимо бабкиного кресла. Тяжелый сундук, обитый железом, выпирал на середину комнаты; теплое лоскутное одеяло и подушка были сложены в углу.

Борька постоял у окна, поковырял пальцем прошлогоднюю замазку и открыл дверь в кухню. Под умывальником отец, засучив рукава, мыл галоши; вода затекала на подкладку, брызгала на стены. Мать гремела посудой. Борька вышел на лестницу, сел на перила и съехал вниз.

Вернувшись со двора, он застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. На полу была свалена всякая рухлядь. Пахло залежавшимися вещами.

Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами.

Мой еще, — сказала она и низко наклонилась над сундуком. — Мой…

На самом дне загремела шкатулка. Борька присел на корточки. Отец потрепал его по плечу:

Ну что же, наследник, разбогатеем сейчас!

Борька искоса взглянул на него.

Без ключей не открыть, — сказал он и отвернулся.

Ключей долго не могли найти: они были спрятаны в кармане бабкиной кофты. Когда отец встряхнул кофту и ключи со звоном упали на пол, у Борьки отчего-то сжалось сердце.

Шкатулку открыли. Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка — тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел:

«Внуку моему Борюшке».

Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке».

В букве «ш» было четыре палочки.

«Не научилась!» — подумал Борька. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка — тихая, виноватая, не выучившая урока.

Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрел по улице вдоль чужого длинного забора…

Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина.

Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придет утром бабка!»