Работа с текстом:
-
Ребята, о ком этот рассказ? Кто главный герой?
-
Только лишь о бабке (Борьке) идет речь в рассказе?
-
Итак, бабка. Сколько лет было бабке? (Не сказано.)
-
А что сказано? Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? (Тяжёлая жизнь и судьба. Работа по тексту, подтвердите словами из текста.) Почему вы так решили? (Много морщин.) О чём свидетельствуют морщины? (О нужде, о трагедиях, которые выпали на её долю.)
-
Вспомните, как называли её в семье? (Бабка, мамаша, старушенция.) А теперь вспомните имя бабки. (Нет имени.) Как выдумаете, почему?
-
Каково отношение к бабке её домашних? И есть ли взаимность в отношениях между ними? (Работа по тексту.)
-
Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке (груб, неласков, нетерпелив, подтвердите).
-
А кому еще не понравилось отношении Борьки к бабке? (Товарища.) Почему?
-
Когда Борька стал задумываться над словами товарища? Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем? С каким вопросом он обращался к бабке ( мы тебя обижаем?)
Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями. И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова (“Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”)
Работа : Методика работы над изложением
В области обучения пересказам, изложениям, некоторым видам сочинения к советскому периоду сложилась уже довольно прочная традиция. Что же такое развитие речи? Если иметь в виду работу по русскому языку, то ... слова, выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. В целом развитие речи — это и есть работа над речевой культурой учащихся в ее устной и ...
-
Какую проблему поднимает автор? ( Проблема уважительного отношения к старшему поколению, проблема уважительного отношения в семье )
-
Какова тема рассказа? ( Тема душевной черствости, затронутая в этом произведении заставляет нас задуматься о простейших истинах, составляющих основу воспитания каждого человека, таких, как любовь к своим родным и близким, уважение к старшим )
-
Чем заканчивается рассказ? (Смертью бабки)
-
Что осталось? (Шкатулка.)
-
Найдите в тексте и прочитайте эпизод со шкатулкой. Почему мать низко наклонилась над сундуком (заплакала), а почему отец отвернулся?
-
Ребята, а вам не кажется, что родители чувствуют вину перед бабкой? Почему? ( Потому что они ее обижали.)
-
Ребята, а когда человеку плохо на душе куда он идет? (К близким людям.)
-
А куда идет Борька к дому или от дома? ( От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)
-
Почему (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку). Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет связи, которая бы основывалась на семейных ценностях ( Прочитав рассказ В. Осеевой «Бабка», еще раз убеждаешься, как важно в семье иметь моральные и духовные ценности, которых так не хватало взрослым в семье Борьки) .
-
Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его прочитаю.
Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.
-
Что автор хотел сказать нам этой строкой? Когда человек встаёт на колени со слезами в глазах? (Когда просит прощения.)
-
У кого просит прощение Борька? (У бабки.)
-
Почему же всё равно так горько и больно Борьке? (Его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки.)
2 стр., 566 словПроблема доброго и сострадательного отношения к природе
... его предложения. (51 слова) Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей» В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» описывается немало примеров бережного отношения к природе. ... их баграми. (55 слов) И. С. Тургенев роман «Отца и дети» Очень любил природу и Кирсанов – герой романа Тургенева «Отцы и дети». Юноша умел видеть и чувствовать красоту окружающего мира. ...
-
А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку? (Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение).
Опорные слова:
Тема душевной черствости, затронутая в этом произведении заставляет нас задуматься о простейших истинах, составляющих основу воспитания каждого человека, таких, как любовь к своим родным и близким, уважение к старшим.
Проблема уважительного отношения к старшему поколению, проблема уважительного отношения в семье.
Как можно закончить сочинение:, Пословица:
Д/з написать сочинение – рассуждение по плану.
Сочинение-рассуждение (структура)
-
Формулировка проблемы. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: какой теме он посвящён? что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать нам автор?
1 предложение – тема . 2 предложение – проблема .
Как начать:
-
Вопросительное предложение (например: Что такое одиночество?).
-
Ключевые слова (словосочетания), которые вводят в тему (например: Одиночество… ).
-
Повествовательное предложение по теме (например: Очень часто многие пожилые люди, имея взрослых детей, одиноки. Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема …).
Не путать тему и проблему!!!
Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема
-
Комментарий к проблеме. Комментарии проблемы (как автор раскрывает проблему).
Это может быть краткое изложение какой-то части текста. Например: Автор на конкретных примерах показывает … (2 примера из текста с комментариями).
Цитаты обязательны!!!
Автор на конкретных примерах показывает,
-
Позиция автора по проблеме. Позиция автора (что он думает об этой проблеме). Позиция автора может быть открытой. Тогда пишем: « Автор считает, что «…цитата из текста…» (может быть, может не быть). Позиция автора может быть скрытой. Тогда пишем: «Автор не выражает прямо своей позиции, но он считает, что «…цитата из текста…».
19 стр., 9035 словФормулируем проблему Можно (и это выигрышнее) начать с риторического ...
... автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, ... Сочинение по тексту В. Солоухина о вреде телевидения Какое же влияние оказывает телевидение на познавательную и творческую активность человека, опасно ли оно? Эту проблему ... образ Базарова в произведении «Отцы и дети» другого русского ... же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса ...
Автор считает, что
-
Ваша позиция по затронутой проблеме. Своё отношение к проблеме:
— Я полностью согласен с мнением автора…
— Да, несомненно, автор прав…
— Конечно, нельзя не согласиться с мнением автора…
— Я не согласен с мнением автора…
— Я согласна с мнением автора … Я тоже считаю, что … А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями…
+ 1 аргумент (почему согласен или почему не согласен)
5. Вывод.
Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом., Валентина Осеева «Бабка»
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.
Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
Старый человек… Куда же ей деться?
Зажилась на свете… — вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место вот где!
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.
* * *
Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:
Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку…
Подходила к Борьке:
Вставай, батюшка мой, в школу пора!
Останутся ли отец и мать родными ребенку?
... нас нет людей ближе и роднее, чем наши отец и мать. И что бы ни произошло, они всегда останутся самыми близкими и родными. Текст Г. И. Андреева: (1) И думать нечего: он совершенно чужой мне человек... (2) Когда я смотрю на ...
Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька.
В школу зачем? Темный человек глух и нем — вот зачем!
Борька прятал голову под одеяло:
Иди ты, бабка…
Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.
Мама! — кричал Борька. — Чего она тут гудит над ухом, как шмель?
— Боря, вставай! — стучал в стенку отец. — А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.
Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Грузным телом колыхалась перед его кроватью, мягко шлепала туфлями по комнатам, гремела тазом и все что-то приговаривала.
В сенях отец шаркал веником.
А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!
Бабка торопилась к нему на помощь.
— Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила.
Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.
Да ну тебя! — отмахивался Борька. — Раньше не могла дать! Опоздаю вот…
Потом уходила на работу мать. Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:
Поэкономней, мама. Петя и так сердится: у него ведь четыре рта на шее.
Чей род — того и рот, — вздыхала бабка.
— Да я не о вас говорю! — смягчалась дочь. — Вообще расходы большие… Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней…
Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.
Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:
Так-то, голубчики мои… Не просто, не просто жить на свете!
Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал:
Бабка, поесть!
Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.
Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:
— Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.
Бабка катерина иссохшая горбатенькая от возраста старушка никак ...
... … онг-онг… Да что о птице говорить, если бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста, но еще проворная старушка, никак не могла ... на этой ноте мне хотелось бы закончить своё сочинение. Постарайтесь окружить своих родителей заботой и вниманием, чтобы этот ... замечательно! Тогда целую. Будь-будь! Коробочка тухла, смолкала. Старая Катерина дивилась на нее, не могла привыкнуть. Такая вроде малость ...
Иногда Борька жаловался на родителей:
Обещал отец портфель. Все пятиклассники с портфелями ходят!
Бабка обещала поговорить с матерью и выговаривала Борьке портфель.
Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:
Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?
— Ела, ела, — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.
Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:
- Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить.
Так-то, Борюшка, голубчик!
Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!
— Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.
— Ладно. Только мертвой не приходи, — говорил Борька.
После Обеда, если Борька оставался дома, бабка подавала ему газету и, присаживаясь рядом, просила:
- Почитай что-нибудь из газеты, Борюшка: кто живет, а кто мается на белом свете.
«Почитай»! — ворчал Борька. — Сама не маленькая!
Да что ж, коли не умею я.
Борька засовывал руки в карманы и становился похожим на отца.
Ленишься! Сколько я тебя учил? Давай тетрадку!
Бабка доставала из сундука тетрадку, карандаш, очки.
Да зачем тебе очки? Все равно ты буквы не знаешь.
Все как-то явственней в них, Борюшка.
Начинался урок. Бабка старательно выводила буквы: «ш» и «т» не давались ей никак.
Опять лишнюю палку приставила! — сердился Борька.
Ох! — пугалась бабка. — Не сосчитаю никак.
— Хорошо, ты при Советской власти живешь, а то в царское время знаешь как тебя драли бы за это?
Мое почтение!
Верно, верно, Борюшка. Бог — судья, солдат — свидетель. Жаловаться было некому.
Изображение растлевающей власти денег в романе Оноре де Бальзака «Отец Горио»
... и "Отец Горио" продолжили тему губительной власти денег, поднятую автором в повести "Гобсек". Но если в повести Бальзак говорил о разрушительном влиянии денег на душу человека, который ими владеет, то в романах ... их домов и поселился в пансионе мамаши Воке. Он думал, что будет жить на покое, время ... Гранде можно сказать: "Деньги забирают все, даже счастье собственной дочери". В этих печальных историях ...
Со двора доносился визг ребят.
Давай пальто, бабка, скорей, некогда мне!
Бабка опять оставалась одна. Поправив на носу очки, она осторожно развертывала газету, подходила к окну и долго, мучительно вглядывалась в черные строки. Буквы, как жучки, то расползались перед глазами, то, натыкаясь друг на дружку, сбивались в кучу. Неожиданно выпрыгивала откуда-то знакомая трудная буква. Бабка поспешно зажимала ее толстым пальцем и торопилась к столу.
- Три палки… три палки… — радовалась она.
* * *
Досаждали бабке забавы внука. То летали по комнате белые, как голуби, вырезанные из бумаги самолеты. Описав под потолком круг, они застревали в масленке, падали на бабкину голову. То являлся Борька с новой игрой — в «чеканочку». Завязав в тряпочку пятак, он бешено прыгал по комнате, подбрасывая его ногой. При этом, охваченный азартом игры, он натыкался на все окружающие предметы. А бабка бегала за ним и растерянно повторяла:
Батюшки, батюшки… Да что же это за игра такая? Да ведь ты все в доме переколотишь!
Бабка, не мешай! — задыхался Борька.
Да ногами-то зачем, голубчик? Руками-то безопасней ведь.
Отстань, бабка! Что ты понимаешь? Ногами надо.
* * *
Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:
Здравствуйте, бабушка!
Борька весело подтолкнул его локтем:
Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.
А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
Как это — главная? — заинтересовался Борька.
— Ну, старенькая… всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.
Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.
Товарищ покачал головой.
— Чудно! Теперь старых все уважают. Советская власть знаешь как за них заступается! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!
Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас… сыта и здрава.
Базаров и Одинцова в романе Отцы и дети Тургенева
... завершением его жизненного пути. Также читают: Картинка к сочинению Базаров и Одинцова в романе Отцы и дети Популярные сегодня темы Произведение представляет собой по жанровой направленности эпический роман, основной тематикой ... это Уфа. Колобок – это сказка о том, как бабка спекла из остатков продуктов колобок и решила положить его на окно, чтобы тот остыл. Но Колобок решил, что ...
Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.
Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!
Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.
Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.
После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:
Обижаем мы тебя?
А родителям говорил:
Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится.
Мать удивлялась, а отец сердился:
Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.
Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.
* * *
Перед праздником возилась бабка до полуночи в кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.
Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:
Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам, мамаша!
Борька удивлялся:
Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые — еще ослепнешь!
Бабка улыбалась морщинистым лицом.
Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.
Какой петух тебя клюнул? — смеялся он.
Да вот выросла, что поделаешь!
Борьку вообще интересовало бабкино лицо.
Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.
- Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал он.
Бабка задумывалась.
По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.
Как же это? Маршрут, что ли?
— Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала — ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась опять морщины. Мужа на войне убили — много слез было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет.
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, ...
... одежда стали прекрасными - стали выражением его внутреннего ядра, духа! «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.» Так сказал Антон Павлович Чехов. Он ... помыслов и подчинения их ощущению никакое духовное восхождение невозможно. Приложив все имеющиеся в его распоряжении силы, земной человек должен справиться и с этой задачей, если не хочет погибнуть ...
Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни — неужели все лицо такими нитками затянется?
Иди ты, бабка! — ворчал он. — Наговоришь всегда глупостей…
* * *
Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту, белую с красными полосками, и чинно сидела за столом. При этом следила она в оба глаза за Борькой, а тот, делая ей гримасы, таскал со стола конфеты.
У бабки лицо покрывалось пятнами, но сказать при гостях она не могла.
Подавали на стол дочь и зять и делали вид, что мамаша занимает в доме почетное место, чтобы люди плохого не сказали. Зато после ухода гостей бабке доставалось за все: и за почетное место, и за Борькины конфеты.
Я вам, мамаша, не мальчик, чтобы за столом подавать, — сердился Борькин отец.
— И если уж сидите, мамаша, сложа руки, то хоть за мальчишкой приглядели бы: ведь все конфеты потаскал! — добавляла мать.
- Да что же я с ним сделаю-то, милые мои, когда он при гостях вольным делается? Что спил, что съел — царь коленом не выдавит, — плакалась бабка.
В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он думал про себя: «Вот будете старыми, я вам покажу тогда!»
* * *
Была у бабки заветная шкатулка с двумя замками; никто из домашних не интересовался этой шкатулкой. И дочь и зять хорошо знали, что денег у бабки нет. Прятала в ней бабка какие-то вещицы «на смерть». Борьку одолевало любопытство.
Что у тебя там, бабка?
— Вот помру — все ваше будет! — сердилась она. — Оставь ты меня в покое, не лезу я к твоим-то вещам!
Раз Борька застал бабку спящей в кресле. Он открыл сундук, взял шкатулку и заперся в своей комнате. Бабка проснулась, увидала открытый сундук, охнула и припала к двери.
Борька дразнился, гремя замками:
Все равно открою!..
Бабка заплакала, отошла в свой угол, легла на сундук.
Тогда Борька испугался, открыл дверь, бросил ей шкатулку и убежал.
Все равно возьму у тебя, мне как раз такая нужна, — дразнился он потом.
* * *
За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась.
- В землю врастает, — шутил отец.
Не смейся ты над старым человеком, — обижалась мать.
А бабке в кухне говорила:
— Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не дождешься.
* * *
Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу — клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. Но обедать Борька не стал. Он долго глядел на мертвую бабку и вдруг опрометью бросился из комнаты. Бегал по улицам и боялся вернуться домой. А когда осторожно открыл дверь, отец и мать были уже дома.
Бабка, наряженная, как для гостей, — в белой кофте с красными полосками, лежала на столе. Мать плакала, а отец вполголоса утешал ее:
Что же делать? Пожила, и довольно. Мы ее не обижали, терпели и неудобства и расход.
* * *
В комнату набились соседи. Борька стоял у бабки в ногах и с любопытством рассматривал ее. Лицо у бабки было обыкновенное, только бородавка побелела, а морщин стало меньше.
Ночью Борьке было страшно: он боялся, что бабка слезет со стола и подойдет к его постели. «Хоть бы унесли ее скорее!» — думал он.
На другой день бабку схоронили. Когда шли на кладбище, Борька беспокоился, что уронят гроб, а когда заглянул в глубокую яму, то поспешно спрятался за спину отца.
Домой шли медленно. Провожали соседи. Борька забежал вперед, открыл свою дверь и на цыпочках прошел мимо бабкиного кресла. Тяжелый сундук, обитый железом, выпирал на середину комнаты; теплое лоскутное одеяло и подушка были сложены в углу.
Борька постоял у окна, поковырял пальцем прошлогоднюю замазку и открыл дверь в кухню. Под умывальником отец, засучив рукава, мыл галоши; вода затекала на подкладку, брызгала на стены. Мать гремела посудой. Борька вышел на лестницу, сел на перила и съехал вниз.
Вернувшись со двора, он застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. На полу была свалена всякая рухлядь. Пахло залежавшимися вещами.
Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами.
Мой еще, — сказала она и низко наклонилась над сундуком. — Мой…
На самом дне загремела шкатулка. Борька присел на корточки. Отец потрепал его по плечу:
Ну что же, наследник, разбогатеем сейчас!
Борька искоса взглянул на него.
Без ключей не открыть, — сказал он и отвернулся.
Ключей долго не могли найти: они были спрятаны в кармане бабкиной кофты. Когда отец встряхнул кофту и ключи со звоном упали на пол, у Борьки отчего-то сжалось сердце.
Шкатулку открыли. Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка — тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел:
«Внуку моему Борюшке».
Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке».
В букве «ш» было четыре палочки.
«Не научилась!» — подумал Борька. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка — тихая, виноватая, не выучившая урока.
Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрел по улице вдоль чужого длинного забора…
Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина.
Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придет утром бабка!»