Урок развития речи » повествовательного характера на основе личного опыта»

Сочинение

«Урок развития речи на тему «Сочинение повествовательного характера на основе личного опыта»»

Урок развития речи

5 класс

Учитель Арзиманова Валентина Егровна

Тема. Сочинение повествовательного характера на основе личного опыта.

Цели:

  • учить детей писать сочинение по прочитанному художественному произведению;
  • развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание;
  • воспитывать любовь к книгам.

Прогнозирующие результаты:

  • учащиеся знают понятия «текст» , «тема» и «основная мысль» ;
  • правильно определяют тему и основную мысль текста;
  • правильно делят текст на абзацы;
  • умеют излагать свои мысли письменно, связно.

Тип урока:

  • урок развития речи;
  • урок контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Оборудование:

Иллюстрации, учебники, карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

  • Что такое текст?
  • Из чего состоит текст?

— Любой ли отрывок можно назвать текстом или нет и почему?

  1. Работа над сочинением.

  1. Чтение текста учителем.

Слепая лошадь.

Давным давно стоял на морском берегу богатый торговый город Винета. В этом городе жил богатый купец Вседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям. Вседом был очень богат и жил роскошно. Может быть, и свое прозвище получил он от того, что в его доме было решительно все.

В конюшне Вседома было много отличных лошадей; но ни в одной конюшне, ни во всей Винете не было лошади быстрее и красивее, чем конь по имени Догони-Ветер. Однажды купец, возвращаясь в Винету, ехал один на своем любимом коне через большой и темный лес.

Вдруг из-за кустов выскочило шестеро разбойников с топорами и ножами в руках. Трое были на лошадях, трое пешком. Два разбойника уже схватили лошадь купца за узду. Не видать бы богатому Вседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванул вперед, опрокинул на землю двух других злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку. Лошади у них были тоже сильные, но Догони-Ветер оставил разъяренных злодеев далеко за собою.

3 стр., 1063 слов

Урок развития речи сочинение начальная школа

... о ком идет речь. Традиционно изложение в начальной школе пишут: сжатые, полные или выборочные. Для обучающихся писать изложение в начальной школе гораздо легче чем, написать сочинение. Но ведь и ... исходного текста, закрепляет знания о типах речи и стилях, развивает логическое мышление школьников и тренирует память. Как показывает практика, изложения и сочинения очень полезны для развития речи ...

Дома, слезая с лошади, купец торжественно обещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня, не прогонять его и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры самого лучшего овса. Поторопившись к жене и детям, Вседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не дал коню остыть и напоил раньше времени.

С тех пор Догони-Ветер начал болеть, ослаб и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и около полугода верно соблюдал свое обещание. Слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускали по три меры овса. Потом Вседом купил себе новую верховую лошадь, и ему надоело кормить никуда не годного Догони-Ветра. Через полгода купец велел отпускать коню две меры вместо трех, а еще через полгода – одну.

Наконец и это показалось купцу тяжело. Он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Оказавшись за воротами, Догони-Ветер побрел наудачу, натыкаясь на дома и заборы.

Под утро слепой, глухой и голодный конь оказался на площади и случайно набрел на столбы, на которых висел вечевой колокол. Ища зубами пучок соломы, Догони-Ветер случайно схватил за веревку и стал дергать. Колокол зазвонил так сильно, что народ толпами стал сбегаться на площадь. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина. Когда народ узнал, что богатый Вседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.

Потребовали на площадь неблагодарного купца и велели ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память об этом событии на вечевой площади.

(По К.Д. Ушинскому)

Учитель. Все внимательно прослушали текст.

Вопросы:

  • Где здесь зачин? Перескажите его;
  • Где концовка? Расскажите;
  • О чем? О ком? говорится в основной части?
  • Кто сможет пересказать весь текст?

Словарная работа.

Как вы понимаете

  • вечевой колокол;
  • вечевая площадь

(словосочетания записаны на доске)

  1. Совместное составление плана.

План (возможный).

  1. Винета.

    3 стр., 1287 слов

    Определите стиль речи текста. Неряшливость в одежде — это прежде ...

    ... мюли) этот наряд сделает из вас не спортсменку в фитнес-одежде, а топ-модницу! ПИСЬМО ДВАДЦАТОЕ КАК ВЫСТУПАТЬ? Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а ... трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям ...

  2. Догони-Ветер.

  3. Смелая лошадь.

  4. Обещание Вседома.

  5. Слепая лошадь.

  6. Поступок Вседома.

  7. Вечевой колокол.

V. Самостоятельная работа учащихся.

Написать сочинение по составленному плану.

VI. Систематизация и обобщение знаний и умений.

  • Выборочное чтение сочинений;
  • Анализ прочитанных сочинений.

VII. Подведение итогов урока.

Рефлексия

Было ли вам интересно на уроке?

  • Понравился ли вам сам рассказ?
  • Как вы относитесь к поступку Вседома и почему?
  • Сумели ли вы приобрести новые знания и умения на уроке?
  • Сумели ли вы применить свои знания?
  • Какой отметкой можно оценить прочитанные работы? Почему?
  • Как вы понимаете выражение «На добро злом не отвечают»?

VIII. Домашнее задание.

Используя прочитанный текст на уроке, напишите сочинение-миниатюру на тему «На добро злом не отвечают».