Урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Что сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?»

Сочинение

Урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему

«Что сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?» (подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №13 Гирина С.С.)

Цели и задачи:

1)Способствовать осознанию учащимися истинных ценностей человеческой души, на основе которых только и возможно существование общества;

2)привлечь учащихся к обсуждению жизненно важных вопросов;

3)познакомиться с творчеством Даниила Гранина;

4)познакомить с понятием «христианские добродетели»;

5)написать сочинение

Материалы к уроку:, Тексты очерка Д. Гранина «О милосердии», презентация.

Ход урока:

Любовь и сострадание соединяет людей.

Д.Гранин

Помогать больным и бедным, утешать находящихся в горе и скорби.

из Устава Марфо-Мариинской обители

Слово учителя.

Коренные изменения в любом общественном укладе исторически всегда отражались в речи людей. Как правило, в переломные эпохи родной язык становился символом национального самосознания. Не случайно Ф. М. Достоевский писал, что язык и нация—слова-синонимы. Разрушается язык—вымирает нация. В речь приходят новые слова, забываются старые. С исчезновением слова исчезает понятие. И сегодня наш разговор пойдет об одном таком слове.

Милосердие — что это? Какие два слова объединены в этом одном? ( Милое сердце).

Милое, доброе, любящее, бескорыстное.

А сердце – это главный орган в организме человека., Как вы думаете, милосердный человек—это какой?(Ответы)

В истории человечества немало людей, проявивших эту христианскую добродетель. ( Работа со словосочетанием)

Христианская (во имя Христа), Добродетель(делать добро)., В подаче милости и оказание помощи важно соблюдение тайны.

В христианстве дела милосердия принято творить тайно, иначе на небе не зачтутся, т.к. дающий получил награду на земле.

Какие дела милосердия известны вам?(Ответы), Сообщение по карточке 1

Великая княгиня Елизавета Федоровна родилась в 1864 году в Дармштадте, венчалась браком с великим князем Сергеем Александровичем, братом Российского императора.

Вскоре после гибели мужа продала свои драгоценности и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (монастырь с сочетанием благотворительной и медицинской работы).

20 стр., 9799 слов

Рассуждение милосердие по тексту гранина

... из таких чувств — чувство милосердия. (4)Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5)Нечто свойственное лишь прежним временам. (6)«Сестра милосердия», «брат милосердия» ... человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя. (По Д. Гранину) ... случилось: упал, ударился. (26) Почему же не помогли, не ...

Княгиня Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживала за больными или читала «Псалтырь» над умершими, а днем трудилась наряду со своими сестрами милосердия, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок—самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяла оттуда детей. Там ее очень уважали за достоинство, с которым она держалась и полное отсутствие превозношения над обитателями рынка.

Княгиня Елизавета Федоровна причислена к лику святых Русской Православной церковью в 1992, Сообщение по карточке 2.

Мать Тереза—католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии «За деятельность в помощь страждущему человеку». Свою деятельность направляла на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных, независимо от их национальности и вероисповедания. В настоящее время деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, имеет 400 отделений в 111 странах мира, ею открыто 700 домов милосердия .

Мать Тереза причислена Католической церковью к лику блаженных в 2003 году., Сообщение по карточке3

В Италии еще в 12 веке было образовано «Общество Милосердия»,это общество было тайным, его члены творили дела милосердия в масках. Это высшая форма милосердия.

Сообщение по карточке 4.

На Руси нищим подавали милостыню в окно, не показываясь тому, кому подают, чтоб «хозяин не гордился, а нищий не стыдился»

Сообщение по карточке 5., В Финляндии существует Закон Милосердия, который обязывает оказать помощь, если это необходимо.

Многое мы узнали о милосердии. Познакомимся с текстом, по которому вам предстоит написать сочинение-рассуждение.

Текст написал Даниил Александрович Гранин, замечательный писатель (автор «Блокадной книги», романа «Иду на грозу», мн.др.), кавалер ордена Андрея Первозванного, Герой Социалистического труда, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии России и др.

О милосердии

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.

16 стр., 7602 слов

Сочинение миниатюра женщины на войне

... Сочинение на тему Женщина на войне (рассуждение) Война ... милосердия медики-женщины. — Славные патриотки служили во всех родах войск — в авиации и морской пехоте, на ... женщин — военных медиков напоминает скульптурный памятник в Калуге. В сквере на улице Кирова на ... женщины в период Второй мировой войны совершали настоящие подвиги, ценой своей собственной жизни ...

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, пони­мал, насколько в наглей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.

Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, что­бы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь бы­ли и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.

Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возник­нуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

Д.Гранин

Работа по тексту.

1.Автор рассказал случай, произошедший с ним в жизни. А что произошло? (Ответы).

Такие случаи есть в нашей жизни?

2.Автор просто рассказывает или обнажает какую-то проблему?

(Проблема отсутствия милосердия)

3.Кто прошел мимо?( Люди разных возрастов: пожилая женщина, женщина с девочкой, мужчина, молодые ребята, какая-то парочка)

4. Почему не помогли, не спросили, в чем дело?

5.Почему в военное время все было по-другому?(Опасность обнажает человеческие качества, сытость приводит к равнодушию).

6.Почему снизился уровень нашей отзывчивости? (Пропало само слово, разрушена система милосердных дел, не пропагандируется, нет телепередач, «Народный герой»—была такая передача…

2 стр., 923 слов

Топик 1167. (С). Покупки в жизни женщин и мужчин

... food and things for house. I think it comes from ancient times, when women had to decorate dwelling and themselves and took care of their families while men were suitable for ... some differences between men and woman’s shopping. Men usually make their purchases quickly, while women like to take delight in shopping. Shopping, men, women. Покупки играют важную роль в жизни каждого современного ...

Наша задача—написать сочинение-рассуждение., Вспомним структуру сочинения-рассуждения:

1.Тезис (утверждение, которое нужно доказать).

2.Аргументы(доказательства, доводы, примеры)

3.Вывод.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение.

Темы:

  1. «Что сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?»

  2. «Почему снизился уровень нашей отзывчивости?»