Сочинения об авторе корчак

Сочинение

Проблема сострадания. Сочинение. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

Проблема сострадания сочинение готовимся к егэ по русскому языку 1

Проблема сострадания. Сочинение. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.

В тексте, предложенном для анализа, поднимается проблема сострадания.

Текст составлен по материалам статей Д.Шеварова и Е.Бродского.

Чтобы привлечь внимание людей к данной проблеме, авторы рассказывают о жизни выдающегося польского педагога, писателя, врача – Януша Корчака. Этот человек стал символом стойкости, мужества, любви к детям. В тексте говорится о том, что пятого августа тысяча девятьсот сорок второго года всех воспитанников дома сирот, основанного Янушем, депортировали в концлагерь Треблинка.

Корчаку предлагали жизнь и свободу, но он решил остаться с детьми. Об этом очень ярко сказано в предложении под номером четырнадцать: «Разве мог он жить с осознанием того, что бросил детей в смертный час». Януш Корчак не понимал тех людей, которые предлагали ему бежать. Он делал все возможное, чтобы облегчить детям их страдание.

В предложении под номером девятнадцать сказано:

« Смысл его ответа был такой: не бросишь же ты своего ребенка в болезни, несчастье, опасности?»

Позиция авторов очевидна: они восхищаются подвигом Януша Кочака. Авторы считают его мужественным, стойким, преданным своему делу, любящим людей.

Для доказательства своей точки зрения я приведу пример из художественной литературы. Обратимся к произведению М.Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, во время войны потерял всю свою семью.

После этого страшного события герой был растерян и подавлен, но вот однажды он встречает мальчика – сироту, и вновь есть цель в жизни. Все свое душевное тепло Андрей Соколов отдает чужому мальчику, назвав его своим сыном.

Таким образом, данный фрагмент показывает нам, что война не ожесточила русских солдат, что они сохранили в себе лучшие нравственные качества, в том числе и сострадание.

Недавно я прочитала книгу Л.Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна». Елизавета Феодоровна стала для меня примером терпения, милосердия, сострадания. Обратимся к биографии этой Российской мученицы.

После трагической гибели своего мужа Елизавета Феодоровна продает все свои сбережения и открывает Марфо – Мариинскую обитель. В Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, трудовой приют для девочек, бесплатная столовая.

11 стр., 5492 слов

Проблема человека и общества в русской литературе XIX века

... Н.А. Некрасова Тема сильного человека встречается в лирических произведениях Н.А. Некрасова, творчество которого многие называют целой эпохой русской литературы и общественной жизни. Источником поэзии Некрасова была сама жизнь. Некрасов позиционирует проблему ...

Сама Елизавета Феодоровна проводила операции, ухаживала за тяжелобольными. Это ли не пример любви к людям, милосердия и сострадания?

Мы убедились, что одно из самых важных человеческих чувств – это сострадание, поэтому мы не должны быть равнодушными к бедам других людей. Нужно воспитывать в себе талант доброты.

Вейкова Дарья, 10 класс, МОУ СОШ №1 г.п.п. Чистые Боры Костромской области.

Источник: https://infourok.ru/problema-sostradaniya-sochinenie-gotovimsya-k-ege-po-russkomu-yaziku-3069561.html

Эссе о педагоге – гуманисте януше корчаке

Эссе о педагоге гуманисте януше корчаке 1

Я заинтересовалась работой известного педагога гуманиста Януша Корчака и решила подробнее узнать о его жизнедеятельности.

Януш Корчак польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения. Он основал «Дом сирот» для еврейских детей. В его Доме не было места насилию, неравенству, несправедливости.

Про него говорили, что он создавал детскую республику… крошечное ядрышко равенства, справедливости внутри мира, построенного на угнетении. Нравственное воспитание Януш Корчак ставил во главу угла. Его приют одним из первых использовал элементы детского самоуправления.

Детский суд защищал слабых и добрых от злых и сильных. Суд защищал добросовестных и трудолюбивых, поддерживал порядок, потому что беспорядок мешает жить добрым людям. Как бы хорошо было и в наши дни создать такой же гуманный суд.

Януш Корчак в своих передачах на польском радио говорил о простых и важных вещах, о том, что ребенок, не будущий человек, а уже «сегодняшний». Его не надо готовить к будущей жизни, а помочь достойно жить настоящей жизнью.

О том, что и мама, и учитель должны доверять больше ребенку и себе, и меньше книжным истинам и общим мнениям.

Януш Корчак жил в единстве мысли, слова и дела. С приходом нацистов у Януша начались новые испытания – борьба за жизни своих воспитанников. Друзья предлагали ему уехать, но Корчак не уехал, не мог бросить своих сирот-воспитанников.

И в то очень трудное время он заботился о своих детях – доставал для них лекарства, еду, одежду. И даже в таких условиях педагог продолжал учить, лечить, воспитывать детей, которые фактически уже были обречены. И даже ставил детские спектакли.

Когда, по приказу о депортации евреев, 200 детей были погружены в вагоны и отправлены в концентрационный лагерь, Януш даже в последний момент имел возможность выбраться, но он остался, и вместе со своими воспитанниками разделил скорбную участь в газовой камере.

В 18 лет он опубликовал первую статью «Гордиев узел» по проблемам педагогики, которая, по моему мнению, актуальна и в наше время. В этой статье серьёзно ставит вопрос: настанет ли день, когда матери и отцы перестанут думать о тряпках и развлечениях — и сами займутся воспитанием и образованием своих детей, не перекладывая эту роль на нянек и репетиторов?

2 стр., 831 слов

Сочинение дети цветы жизни 6 класс

... на уроке чтения для Шуры аксакалов Нижнекамского муниципального района «Люблю свою семью. Колыбельные.». Каждый ребенок на ... осознаю: мои нежные цветы обрели надежные ... классов – найти ключик к каждому секрету души ребенка, ... ребенка совместно с семьей» - методическая тема в воспитательной работе. Сведения о ребенке ... жизнь без самообразования, курсов повышения квалификации, которые не только отвечают на ...

Я заинтересовалась его очень важной книгой «Как любить ребенка», в которой Корчак излагает свои гуманистические идеи и описывает случаи из своей жизни и работы с детьми. Эту книгу можно считать исповедью педагога, который искренне болеет за свое дело. В ней много примеров из собственного опыта. Автор в своей книге рассуждает, как лучше поступить воспитателю в той или иной ситуации.

Вопрос «Что значит любить ребенка?» актуален и в наши дни и в частности в моём классе многие родители считают, что любить, это значит «сюсюкаться» с ним, угождать всем его прихотям, умиляются своими детьми.

Изучив работы Корчака, я думаю, что на примере великого педагога гуманиста мне будет проще донести до родителей, что любовь к детям это, в первую очередь уважение к ребёнку, уважение его прав, его потребностей, его чувств.

Нам взрослым и учителям и родителям надо больше сотрудничать с детьми на равных, чаще советоваться с ними, дать им возможность самим выбирать свою судьбу, учить детей уважать друг друга.

А для того, что бы воспитать высоконравственных членов общества способных уважать и любить других людей, нам самим взрослым надо научиться любить и уважать ребёнка. Вот об этом надо говорить с родителями на родительских собраниях.

Слова Корчака «Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой» я предложила родителям как их жизненное кредо.

Эти принципы предполагают для меня большую ответственность и большой труд. Дети обогащают нас, дают опыт, влияют на наши взгляды и чувства. Мы требуем, обвиняем, потворствуем и прощаем. Дети нас учат и воспитывает.

Они живая книга человеческой натуры, и чтение её учит нас зрелости.

Источник: https://multiurok.ru/blog/essie-o-piedagogie-gumanistie-ianushie-korchakie.html

Януш Корчак: писатель и учитель

Януш корчак писатель и учитель 1

В 2012 году в Польша вспоминала жизнь и творчество Хенрика Гольдшмита, больше известного под псевдонимом Януш Корчак.

В наши дни его имя вспоминают главным образом в связи с его педагогической деятельностью, зачастую забывая, что он был еще и успешным писателем.

Корчак писал на самые разные темы, от медицины, гигиены и педагогики до политики и межличностных отношений. Причем как для детей, так и для взрослых.

Как писатель Януш Корчак (родившийся в 1878 или 1879 году) дебютировал в 1896 году в сатирическом еженедельном журнале «Kolce» («Шипы») с юмореской «Гордиев узел». Последним же его сочинением стали записи в «Дневнике» от 4 августа 1942 года, сделанные в варшавском гетто.

Между 1896 и 1942 годом он написал много замечательных произведений — как для юных читателей, только начинающих познавать мир, так и для читателей постарше, ценивших его статьи и книги на профессиональные темы, в частности, посвященные педагогике.

К сожалению, сегодня творчество Корчака известно меньше, чем оно того заслуживает.

2 стр., 795 слов

Я. Корчак » Как любить ребёнка»

... должны слушать наше сердце. Обобщив все, можно выделить главную мысль произведения Януша Корчака «Как любить ребёнка», суть его воспитательного метода и призыв ко всем педагогам, воспитателям, ... учить своих детей. Воспитывая, мы должны дать направление познать самих себя, как победить себя, какие усилия приложить, как искать собственную дорогу в жизни... Да, книга Януша Корчака как наставление, мы ...

Его писательское наследие включает в себя литературные сочинения, педагогические эссе и пьесы, а также письма друзьям, заметки, записи, связанные с его преподавательской деятельностью, личные документы и, конечно, дневник, который он вел в последние месяцы жизни.

Значительная часть сочинений Корчака уцелела в годы войны.

В 1992 году Центр документации и исследования жизни и деятельности Януша Корчака Korczakianum, отделение Исторического музея Варшавы, подготовил к публикации шестнадцатитомное собрание сочинений Корчака. В том же году увидели свет первые несколько томов.

Двенадцатый том «Собрания сочинений Януша Корчака». Фотография публикуется с позволения KORCZAKIANUM

Нет детей. Есть люди

Важнейшее место в творчестве Корчака-писателя занимают книги и рассказы для детей. Детей он любил больше всего, и, пожалуй, сегодня лучше всего известны именно его детские книги: некоторые из них даже включены в польскую школьную программу по литературе.

«Король Матиуш Первый»

«Mały Przegląd» («Малое обозрение») — это газета для детей, которую издавали сами дети с небольшой помощью взрослых, включая главного редактора Януша Корчака. Газета выходила как пятничное приложение к варшавской газете «Nasz Przegląd» («Наше обозрение»), крупнейшей польскоязычной еврейской газете, издававшейся в Варшаве до начала Второй мировой войны.

Все детские произведения Корчаку позволило написать знание детей и их мира. Благодаря многолетней работе с детьми в Доме сирот он знал, что и как писать для самых юных читателей.

Простой стиль повествования Корчака напоминает детскую речь. В его книгах для юных читателей есть много повторов, которые автор использует, чтобы подчеркнуть важнейшие моменты.

Некоторая монотонность его прозы и частые повторы прекрасно передают особенности детской речи, которая, несмотря на лексическую и семантическую бедность, способна передавать глубокие эмоции и говорить о настоящих жизненных драмах.

Учитывая невероятное разнообразие сочинений Корчака, сложно судить о его творчестве в целом. Каждое его произведение уникально, каждое обладает особой атмосферой; даже одни только детские книги сложно привести к общему знаменателю.

«Упрямый мальчик»

«Упрямого мальчика»

Эта книга служила Корчаку прежде всего источником биографических сведений, хотя в своем романе он также цитирует некоторые письма Пастера и его семьи, а также их личные документы. Таким образом книга Корчака, изначально адресованная детям и написанная простым языком, интересна и для взрослых.

Кто-то, возможно, удивится тому, что Корчак решил написать рассказ о тяжком труде и сбывшихся мечтах. Предоставим слово ему самому. Израильский поэт Зрубавель Гилад вспоминает, что когда он отправился к Корчаку с поздравлениями в связи с выходом книги, тот сказал:

«Я написал “Упрямого мальчика” сейчас, во времена, когда нас ослабляют жестокость и духовное рабство, когда нас окружает нацистское безумие. Я написал его, чтобы сегодняшние дети знали, что в мире есть и другие люди, люди, которые пожертвовали и продолжают жертвовать своей жизнью не ради уничтожения других людей, а ради обогащения и облагораживания человека».

Образ Пастера уникален и в то же время реалистичен. Это талантливый человек необыкновенного ума и неудержимой тягой к знанию, очень эмоциональный и преданный семье.

Он скромный и бескорыстный, но при этом наделен даром исследователя и невероятной работоспособностью. В его неустанном желании познать непознанное отразился дух картезианства.

Детские приключения Пастера, его научные эксперименты и интерес к психологии непременно вдохновят тех юных читателей, которым свойственно задумываться о своем будущем.

Роман призывает читателей отправиться на поиски истины. Он рассказывает о мечтаниях Пастера, о его настойчивости и удивительной обстоятельности. В произведении нет пафоса и ложного идеализма, а труд Пастера-ученого не предстает идиллическим занятием. Корчак пишет о повседневных проблемах ученого и о его успехе.

На детей межвоенного периода в стране, которая совсем недавно обрела независимость, пример Пастера, должно быть, произвел неизгладимое впечатление. Ведь это была не скучная биография и не комикс о супергерое. Это была история о реальном человеке, который столкнулся с серой действительностью, нищетой, завистью других и собственными ограничениями.

Главная тема книги — постоянная, бесконечная и изматывающая борьба Пастера за истину и знание. Знание, которое могло изменить жизнь людей к лучшему.

«Упрямого мальчика»

«Жаль, что я не знаю…» пишет он в нескольких местах, тем самым предлагая читателю прибегнуть к воображению и самому начать искать ответы на поставленные вопросы.

«Упрямого мальчика»

«Может быть, лишь немногие дети прочтут это. Книга адресована читателям, лишенным покоя, мечтающим о великих свершениях, знающим, что такое неустанный труд».

То же самое он мог сказать о себе.

«Упрямый мальчик»

В отличие от обанкротившегося Джека, от Кайтуся, чья волшебная сила принесла ему много страданий, и от Матиуша, чьим планам изменить мир не суждено было осуществиться, Луи Пастер добился успеха.

Причем успеха настоящего: ведь другие герои были вымышленные и их неудачи имели место лишь в книгах, а Упрямый мальчик существовал на самом деле. Его реальная история оказалась еще прекраснее, чем его мечты.

Корчаком при жизни восхищались ученики и коллеги. И хотя со дня трагической гибели Корчака в нацистском концлагере Треблинка прошло уже более семидесяти лет, деятельность этого знаменитого педагога и писателя по-прежнему вдохновляет многих, доказывая, что напряженная работа, любознательность и преданность своему делу суть инструменты для познания нашего мира и общества.

Источник: https://culture.pl/ru/article/yanush-korchak-pisatel-i-uchitel

Эссе об одном из классиков гуманной педагогики. Януш Корчак и его книга «Как любить ребенка»

Эссе об одном из классиков гуманной педагогики януш корчак и его книга как <a href=любить ребенка 1" width="640" height="auto">

Лебедева Елена Владимировна , учитель самопознания и биологии

КГУ «Гимназия № 46» г. Алматы

Эссе об одном из классиков гуманной педагогики.

Януш Корчак и его книга «Как любить ребенка».

Не жди, что твой ребенок будет таким как ты,

или таким как ты хочешь.

Помоги ему стать не тобой, а собой.

Януш Корчак

Великий гуманист, не побоюсь это слова, родился в очень не простой период , как для Польши , так и всего мира. Корчак был детским врачом, педагогом, общественным деятелем, писателем. Его уникальность, неповторимость в том и состоит, что он был и тем, и другим, и третьим одновременно. Корчак говорил о себе, что он человек одинокого пути. Наверное, можно сказать одним словом – он был человеком.

Строгое воспитание в русской гимназии оставило след в его душе. Что бы помогать семье он начал работать (репетиторство в богатых семьях) и во время занятий с детьми ,немногим меньше его возрасту, применял новаторские методики (игры, инсценировки), повышая интерес к обучению. Януш Корчак получил диплом врача, но все время интересовался школами, приютами. Работая в еврейской больнице, был воспитателем в летнем школьном лагере. Помогал сиротам. Читал различные лекции, работал в суде, представляя дела малолетних преступников и главной статьей в судебном кодексе Корчака было – прощение… Писать начал с 18 лет, где и взял свой псевдоним. Писал свои наблюдения врача и педагога. Большим примером в его педагогической практике были воспитательные беседы «Старого Доктора» на варшавском радио.

Но делом всей его жизни был открытый в 1911 г. « Дом сирот» для детей еврейской бедноты. Это была настоящая школа жизни. В приюте Януш Корчак ввел самоуправление, газету, товарищеский суд, перед которым, представали не только дети, но и взрослые, нарушавшие права детей. В процессе общего труда дети учатся взаимопомощи и справедливости, развивают в себе чувство ответственности, ведь у каждого ребенка в приюте свой собственный, не очень счастливый опыт.

Во время Первой мировой войне Януш Корчак служил в полевом госпитале русской армии и в Тернополе взял беспризорника (Стефана Загородника).

Наблюдение за этим ребенком отразилось в целой части его книги «Как любить ребенка».

Всегда считала себя чуткой матерью, которая воспитала замечательных детей, но прочтя книгу, многое изменила бы в воспитании своих детей. Даже не изменила, применила. За многое попросила бы прощения у детей, которые меня окружали и окружают, просьбы которых я не поняла или не услышала. Это стало моим убеждением, что книгу надо читать всем молодым родителям, чтобы не наделать ошибок с детьми, быть более внимательными и более проницательными. Мы на многое закрываем глаза, на нас влияют мнения других людей, а надо слушать сердце.

В нашем быстротечном веке помогли бы слова Януша Корчака: «Настанет ли день, когда матери и отцы перестанут думать о тряпках и развлечениях – и сами займутся воспитанием и образованием своих детей, не перекладывая эту роль на нянек и репетиторов?».

Он всю свою жизнь посвятил служению людям, но на первом плане у него были дети. Летом 1940 года, в условиях немецкой оккупации, Корчаку удалось невозможное – он вывез детей в летний лагерь, где они могли хоть на время забыть о творящихся вокруг ужасах. Януш Корчак прилагал все усилия, ведь речь шла об элементарном выживании детей, поскольку даже продуктов катастрофически не хватало. Одежду дети научились шить сами. Но даже в этих условиях педагог продолжал учить, лечить, воспитывать детей, который фактически уже были обречены. Более того, в приюте Корчак ставил детские спектакли, что кажется совершенно немыслимым, с учетом того, что его воспитанники от перенесенных страданий еле держались на ногах.

Этот человек всю жизнь жил в единстве мысли, слова и дела. Закончить я хотела свое эссе словами Януша Корчака, написанные в книге «Как любить ребенка» : «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого – подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…»

Источник: https://for-teacher.ru/edu/obschestvoznanie/doc-089ocj9.html

Эссе по истории педагогики. Януш Корчак. | Открытый класс

Эссе по истории педагогики януш корчак открытый класс 1

Источник:

Ссылка на основную публикацию

В современном обществе и в современном воспитании очень не хватает любви, особенно любви к ребенку. В основе педагогики Корчака лежит именно любовь и уважение.

Познакомившись со взглядами Корчака, я поняла, что они не устаревают, а, наоборот, приобретают все большую актуальность. Имя Януша Корчака стало символом высоты духа, мудрости Педагога, поистине героической любви к детям.

Педагогическая идея Януша Корчака, по сути, вся укладывается в одну фразу: воспитатель должен любить детей. Старая как мир идея – она так естественна, и гибель Корчака была для него тоже естественна: она стала венцом его идеи. Януш Корчак не спас своих детей и не мог их спасти, но он не оставил их перед лицом смерти точно так же, как не оставлял он их перед лицом жизни.

Так как же Януш Корчак пришел в педагогику? Для ответа на этот вопрос надо поближе познакомиться с историей его жизни. Настоящее имя Януша Корчака имя Генрик Гольдшмит. Родился он 22 июля 1878 г. в семье известного варшавского адвоката и получил воспитание, основанное на прогрессивных традициях польской культуры. Интеллигентная, обеспеченная семья, красивая квартира, прислуга… Ребёнка тщательно оберегали от забот. В гимназические годы Генрик много читает, пробует свои силы в литературе. Но когда Генрику исполнилось одиннадцать лет, семью постигло несчастье: отец, добрый и талантливый человек, безнадёжно заболел -у него развилась душевная болезнь, -был помещен в больницу и оттуда уже не вернулся. Семь лет болезни отца привели к тому, что семья быстро обеднела, исчезли и богатая квартира и прислуга, пришлось переселиться в бедный район. Молодой Генрик занялся репетиторством: ему надо было содержать мать и сестру. Однако вскоре в этом занятии он начинает видеть больше, чем просто заработок. Работа с детьми пробуждает у него глубокий интерес к внутреннему миру ребенка, заставляет размышлять об условиях жизни детей, о воспитании. По окончании гимназии Генрик решает стать детским врачом. Поступив на медицинский факультет Варшавского университета, он продолжает заниматься преподавательской деятельностью. В студенческие годы Генрик Гольдшмит не прекращает заниматься литературой: он пишет о детях. Его произведения публикуются в различных польских журналах. За драму «Каким путем» он в 1899 г. получает премию на литературном конкурсе, в котором участвует под псевдонимом Януш Корчак. С тех пор этот псевдоним остается за ним навсегда. В 1904 г. Януш Корчак начинает работать врачом в детской больнице Варшавы и вскоре приобретает популярность как прекрасный, гуманный врач. Он слывет «доктором бедняков» – их он лечит бесплатно, а иногда отдает им на лекарства и пропитание свои гонорары. Медицинская практика дает ему возможность изучать психологию детей разных социальных слоев. Впоследствии он говорил, что медицине он обязан методикой исследования. Постепенно Януш Корчак приходит к выводу о социальной неустроенности жизни и о том, что главными ее жертвами становятся дети. В 1906 г. он издает отдельной книгой печатавшееся ранее в журнале «Голос» произведение «Дитя гостиной», в котором обвиняет существующий строй в том, что он порождает разделение общества на противоположные классы. Для меня стало открытием, что Корчак одним из первых попытался встать на место детей, не просто обиженных судьбой, но и находящихся в униженной зависимости от взрослых. Он не просто заявил, а многократно подтвердил на деле, что воспринимает больных детей, как равных себе, и готов разделить все их страдания.С завидной последовательностью и решительностью Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира, не только как врач-педиатр, но и как писатель, журналист, общественный деятель. А главной поддержкой и радостью на избранном многотрудном пути становится для Корчака бесконечное доверие и сокровенные надежды детей. Начало начал Корчак видит в кардинальном преобразовании детского воспитания. И убежденно провозглашает: “’Реформировать мир – это значит реформировать воспитание”. Вскоре Януш Корчак становится членом правления общества «Помощь сиротам», принимает активное участие в разработке проекта специального здания для детского дома, участвует в воспитательной работе этого учреждения. В летнее время он бесплатно работает в детских колониях под Варшавой. Постоянное глубокое изучение воспитания детей приводит его к мысли о важнейшем значении педагогики в жизни. Он решает переменить профессию. В 1912 г. Корчак становится руководителем «Дома Сирот» и остается им до конца своей жизни.

В “Доме сирот” было более ста детей (в 1940 году – более двухсот) и всего восемь человек обслуживающего персонала, включая самого директора, причём все – даже повар и прачка – были воспитателями, разделяли идеи Корчака и практически их осуществляли.

Это было маленькое “государство” детей, во главе которого стоял “Совет самоуправления”. По спорным вопросам проводились опросы общественного мнения. Большое значение имел в доме “Товарищеский суд”, кодекс для него сочинил сам Корчак.

И хотя в кодексе была тысяча параграфов, только тысячный гласил, что подсудимый “опасен для окружающих и подлежит исключению” – этот пункт был применён за тридцать лет всего два раза. Детский суд в доме Корчака выносил одно из двух решений: оправдать или… простить.

И это тоже стало для меня открытием. Ведь в детском доме жили сироты, и Корчак делал всё, чтобы дать им настоящее детство.

Корчак всегда предостерегал от абсолютизации явлений и обобщений. В процессе воспитания речь идёт о конкретном ребёнке, который требует индивидуального подхода.

Ребёнка нужно отслеживать в процессе развития, перемен, и уже, исходя из этого, вырабатывать наиболее эффективные приёмы воспитания.

Процесс воспитания должен был подчинён идее положительного развития, как физического и духовного здоровья.

Вспыльчивый ребенок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребенка выманили игрушку; у взрослого – подпись на векселе. Легкомысленный ребенок на десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все свое состояние.

Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем”. Следовательно, ребёнок настоящий человек, хотя и в другом измерении.

Ребёнок, по Корчаку, – это сто масок, в сфере инстинктов – это смутные эротические предчувствия, в сфере чувств – он превосходит взрослого, у него нет тормозов. В сфере интеллекта, по меньшей мере, ребёнок не уступает взрослому, но ему не хватает опыта.

“Вот почему взрослый часто бывает ребёнком, а ребёнок – вполне зрелым человеком. Остальные различия объясняются тем, что он не зарабатывает и, будучи на иждивении, вынужден подчиняться”, – пишет Корчак. Эти слова заставили по-другому меня взглянуть на ребенка.

Корчак отмечал, что причиной унижения ребёнка является лживая, проникнутая лицемерием система воспитания, которую взрослые не реформируют из простого чувства лени. Он подчёркивал, что надо научить ребёнка и отличать ложь, и ценить правду; не только любить, но и ненавидеть; не только уважать, но и презирать; не только соглашаться, но и возмущаться; не только подчиняться, но и бунтовать.

Ребёнок нуждается в свободе, но “мы взрослые, не можем изменить нашу жизнь; воспитанные в неволе, мы не можем дать ребёнку свободу, потому что сами в оковах”.

Мало кто из педагогов говорил о детях так строго: “Среди детей столько же плохих людей, сколько и среди взрослых… Все, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей”.

“Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в этакий маленький мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко сыскать, скоро разочаруется”. Януш Корчак не идеализирует детей, но для него каждый ребенок – личность.

Да, дети бывают настолько неблагодарны порой, вырастают совсем не такими, как нам хотелось бы . “Ни один воспитатель не вырастит из сотни детей сотню идеальных людей”, – писал Януш Корчак. И есть лишь одна возможность избежать разрушительного для обеих сторон разочарования: признать право детей на детство.

Ребенок, в отличие от взрослого, может “солгать, выманить, вынудить, украсть”, – пишет Януш Корчак, хотя ему вовсе не нравятся дети, которые лгут, выманивают, вынуждают, крадут. Но он знает, что проступок ребенка – не то, что преступление взрослого, что проступок ребенка по-своему ценен, потому что “в конфликте с совестью и вырабатывается моральная стойкость”. К ужасу педагогов, Януш Корчак напишет:

“Мой принцип: пусть дитя грешит”. Этого я нигде не встречала. Известно, как трудно порой с мальчишками, как тяжело обуздать их склонность к дракам, обменам, неряшливости…

Кроме всеобщей вовлеченности в разнообразные дежурства по Дому – за вознаграждения, между прочим, ведь призы – сильнейший стимул (в ходу были конфеты, открытки, и другие любимые детьми “награды”) – Корчак также “разрешил” отдельные виды “неблагонравия”.

Можно было драться – но по “дуэльному кодексу” – со свидетелями, секундантами и занесением в журнал повода драки. Обмены разрешались только “честные” – был составлен список эквивалентов, например, нож можно было обменять на увеличительное стекло. Заключенные пари оформлялись у Корчака.

Документация Януша Корчака отличалась многообразием: внутренняя корреспонденция детдома, протоколы о работе самоуправления, записки детей, объявления, стенгазеты Дома сирот. Это был настоящий архив, который позволял докопаться до настоящих причин тех или иных перемен с детьми. Даже в ужасные дни фашистской оккупации он думает о спасении этого богатейшего материала.

Во всех своих начинаниях Корчак проводит линию на создание системы, построенной на научных принципах. Так, доска объявлений в Доме сирот потрясает обилием извещений, предупреждений, просьб и отчётов. Попробую взять это на вооружение в своей работе классного руководителя.

Огромное внимание уделяется самовоспитанию. В Доме сирот действовала система самоуправления. Самоуправление должно было служить самовоспитанию, воспитанию самостоятельности и справедливости. Роль же воспитателя в самоуправлении – роль помощника.

Во вступлении к “Кодексу товарищеского суда” Корчак писал:

«Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его.

Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать.

Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее.

Если сделал плохое, так как ему трудно привыкнуть, постарается больше не делать этого.

Если сделал плохое, потому, что его подговорили, больше не послушается.

Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его, подождать, пока не исправится».

Органы самоуправления решали как конкретные задачи (организация концертов, спектаклей, поддержание чистоты и порядка и т.д.), так и постоянные задачи (охрана собственности, организация работы и т.д.).

И всё-таки, несмотря на огромные полномочия, самоуправление не заслоняло собой самих воспитателей. В Доме сирот действовал Педагогический совет, состоявший из воспитателей. Этот совет нёс ответственность за цели и результаты обучения, направление воспитательной работы, за опеку над детьми, организацию жизни в Доме и развитие каждого ребёнка.

Самоуправлением реформы Януша Корчака не ограничились. Была введена широкая система мелких стимулов и импульсов самовоспитания. Это и “списки раннего вставания”, и “списки драк”, нотариальная контора, списки благодарностей и извинений, почтовые ящики, шкаф находок, “плебисциты доброты и антипатии”, когда дети оценивали друг друга, тем самым, устанавливая категории “гражданства”.

Особое место в педагогических системах Януша Корчака занимал труд. Корчак писал: “Труд не позорит, а возвышает индивида до ранга человека”. Педагог стремился детям привить любовь к труду. Дети сами выбирали для себя род занятий. Они обязаны были поддерживать чистоту, помогать, на кухне, в библиотеке, в мастерских.

За выполнение специальных работ детям выплачивались деньги (“доходные дежурства”).

Получив деньги, дети могли насладиться всеми отрицательными чертами обладания ими. Корчак всегда подчеркивал одинаковую полезность интеллектуального и физического труда.

Корчак много работал над выработкой положительных качеств у детей, способствовал развитию их талантов (так детям предлагалось писать воспоминания).

Огромное внимание уделялось выработке волевых качеств. И даже страсть к пари была обращена на благо воспитания (Игорь Ниверли рассказывает про попытку мальчика путём пари отказаться от употребления слова “холера”).

Януш Корчак был великим экспериментатором, отрицал любую ортодоксальность и завершённость системы.

Корчак не устает повторять: “Детство – фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства, последующая жизнь будет ущербной: Ребенок – это ученый в лаборатории, напрягающий свою волю и ум для решения труднейших задач”.

Суть, стержень системы воспитания по Корчаку – это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию.

Корчак настойчиво требует признания равноценности и самоценности личности ребенка, признания за ним права на индивидуальность.

Первого сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. Польское независимое государство прекратило своё существование. Вскоре фашисты организовали в Варшаве и других польских городах гетто. В 1940 году Дом сирот переселяется туда. На территории Польши начинается планомерное уничтожение еврейского населения.

5 августа 1942 года от запасного пути Гданьского вокзала, от сборного пункта (Умшлагплац) отправился очередной состав в лагерь смерти Треблинка. В нём были дети, воспитанники Дома сирот, а с ними Януш Корчак. Дети шли с зелёным флагом – символом расцвета, надежды, роста.

Это был немой, великий протест против чумы фашизма. Корчак мог спастись, такая возможность предоставлялась ему не один раз. Немецкий офицер на Умшлагплац, читавший “Банкротство юного Джека” и узнавший автора, предлагал спасение. Великий Януш Корчак ответил: “Вы ошибаетесь.

Дети прежде всего!” Дверь захлопнулась.

Незадолго до гибели Корчак писал: “Если бы можно было остановить солнце, то это надо было бы сделать именно сейчас”.