Рассуждение Вариант 6 Сенина «Поэзия стала частью моей жизни…» (Проблема влияния поэзии на человека)

Сочинение

История создания

Творческая история рассказа «Человек в футляре» началась в 1898 году в селе Мелихово, где писатель начал и закончил работу. Затем произведение было опубликовано в журнале «Русская мысль». Это рассказ – первая часть серии «Маленькая трилогия», в которую, кроме данного текста, также входят «Крыжовник» и «О любви». Это был трудный период в творчестве и жизни Чехова, так как именно тогда он заболел туберкулёзом.

Современники Чехова всеми силами пытались найти того, кто вдохновил писателя на создание образа Беликова. Мнения людей расходились, а споры и поиск прототипа продолжались. В конечном итоге можно сказать, что никакого прототипа вовсе не было, образ главного героя рассказа является собирательным, а словосочетание «человек в футляре» — это уже что-то нарицательное.

Тем не менее, авторский замысел «Человека в футляре» прослеживается в дневниковых записях Чехова. Так он отзывался об известном публицисте М.О. Меньшикове:

«М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца»

Возможно, именно этот человек стал прототипом Беликова хотя бы по внешним качествам.

Жанр, направление

Вопрос, интересующий при прочтении почти каждого произведения Чехова – это повесть или рассказ? Это рассказ, так как в центре повествования только один герой – Беликов, на которого делается акцент. Рассказывается именно его история. Этим же жанром написаны и два других произведения, которые входят в «Маленькую трилогию».

«Человек в футляре» — не просто забавный рассказ, это трагикомедия футлярной жизни, то есть жизнь Беликова – это действительно страшная жизнь, но Чехов описывает это с помощью сатиры, чтобы рассказ не был одногранным – то есть с одной стороны это смешной рассказ, а с другой, Чехов выступает в роли психолога и демонстрирует читателю сложные душевные проблемы героя.

Смысл названия

Почему рассказ назван «Человек в футляре»? На самом деле, в смысле названия нет ничего необычного и его можно воспринимать буквально. Главный герой – Беликов живёт в своём «футляре», в котором ему комфортно. Персонажу совершенно не хочется контактировать с внешним миром, поэтому он окружает себя вещами, в которых нет практического смысла: пальто, зонт и галоши сопровождают его даже в знойный день.

В этом футляре у него свои правила, свои рамки, жизнь в которых герою вполне нравится. К сожалению, футляр слишком тесен и ограничен, в нём нет ни для кого места, кроме хозяина этого футляра, именно поэтому Беликова ожидает одиночество и ограниченное пространство, которое он сам же создал вокруг себя. В финале он обретает идеальный футляр — гроб.

13 стр., 6383 слов

Сравнительная таблица по рассказу толстый и тонкий. Образ и характеристика ...

... событий по мере развития действий и во время кульминации (Порфирий «хихикает», «окаменел», чемоданы «съёжились и поморщились»). В рассказе «Толстый и тонкий» А. П. Чехов беспощадно высмеивает унизительное положение людей, которые по своей вине теряют ...

Композиция и конфликт

Композиция рассказа не отличается какой-то сложной формой, наоборот, рассказ представлен в виде нескольких частей, разбитых по смыслу и описывающих происходящие события. Именно поэтому читатель легко воспринимает текст. Но особенности композиции «Человека в футляре» заключаются не в членении на главы, а в подаче — это рассказ в рассказе. Чехов рассказывает о Буркине, который рассказывает товарищу о Беликове.

Что касается конфликта, он присутствует в рассказе.

  1. Во-первых, это конфликт «человека в футляре» и общества – они не хотят понимать и принимать друг друга, Беликов живёт в своём мире, отделившись от окружающего его социума.
  2. Во-вторых, Чехов вводит такого героя, как Михаил Коваленко (жизнерадостный, сильный и смешливый человек), который является полной противоположностью Беликова. Они также не понимают друг друга, жизнь каждого шокирует другого, в конечном итоге Беликов не выдерживает противостояния.

Суть: о чём рассказ?

Это рассказ учителя Буркина (он со своим другом пришел на ночлег к Алехину, их приятелю) о его коллеге Беликове, он местный учитель. Герой создал вокруг себя некий футляр – как внутренний, так и внешний. У него в голове существует множество рамок и запретов, а прятаться от внешнего мира он предпочитает за высоким воротником пальто. Окружающие люди боятся его и потакают его прихотям и жалобам. Фраза «Как бы чего не вышло» всех убеждает в правоте героя.

Но вот однажды в город приехали два новых преподавателя — Михаил и Варенька (брат с сестрой).

Тогда местные дамы задумали женить Беликова на новой коллеге, заметив некоторую симпатию с его стороны. Героиня была рада построить свою семью вдали от конфликтного брата и согласилась бы на предложение. Но нерешительный и трусливый мужчина так и не смог решиться на разговор. Однажды он увидел Вареньку на велосипеде и счел неприличным ее поведение. Но брат Вари, Михаил, ненавидевший чопорного коллегу, грубо оборвал его речь и вытолкнул за дверь. После этого герой заболел и умер.

Даже после его смерти многие выдохнули с облегчением, а на его мертвом лице присутствовала удовлетворённая улыбка, так как он оказался в таком футляре, из которого точно никогда не выберется.

Главные герои и их характеристика

Что касается героев, то их в рассказе «Человек в футляре» немного, но система образов формирует гармоничное повествование и делает его цельным. Внимание на таблицу:

герой характеристика
беликов учитель греческого языка, главный герой. как было написано ранее, он отделял себя от общества и жил в комфортном для него мире, в «футляре». он — одинокий человек, так как в первую очередь, он сам не шёл навстречу, да и окружающие люди боялись его, они считали беликова странным и постоянно находились в напряжении, когда он присутствовал рядом. также он трусливый, ему страшны любые, даже самые маленькие изменения. он умер так же, как и жил – в одиночестве и в футляре. Подробнее…
михаил коваленко новый учитель в гимназии, в которой также преподавал беликов. они сразу друг другу не понравились, также михаил является полной противоположностью беликова – он активный, целеустремлённый и не принимает такой пассивный образ жизни, который нравится беликову. он единственный, кто решился высказать своё мнение в лицо беликову, в то время как остальные предпочитали отмалчиваться.
варвара это сестра михаила коваленко. она в принципе такая же, как и её брат – весёлая, простая, жизнерадостная.

она смогла привлечь внимание всех, в том числе и беликова, он влюбился в неё, а далее получил согласие на свадьбу. но даже в этой ситуации он не переставал твердить о том, что свадьба – это очень ответственный шаг, и необходимо сначала хорошо подумать.

рассказчик повествование ведётся от лица буркина – именно он является рассказчиком. он хорошо знал беликова, так как жил с ним в одном доме, в соседней квартире. буркин — очень наблюдательный человек с аналитическим складом ума, поэтому весь свой рассказ он повествует своему приятелю ивану ивановичу, а тот его внимательно и с интересом слушает. также в его речи можно заметить юмор и иронию.

Образы героев в рассказе «Человек в футляре» отражают всю безысходную тоску жизни в захолустье. Людям нечем себя занять, некуда идти, и они готовы интересоваться всем, чем угодно, лишь бы отвлечься от тоски.

Влияние поэзии на здоровье человека

Для каждого из нас поэзия — открытие.

У нас могут различаться вкусы и пристрастия, но все, пожалуй, согласятся с тем, что поэзия — это не просто интересный сюжет, написанный при помощи законов рифмы.

Учёные, проводя исследования влияние поэзии на человека, обнаружили, что это, как мантра, завораживает своим звучанием и помогает восстанавливать энергетическое поле человека.

Такое воздействие стихов связано с тем, что при регулярном их чтении появляются силы и вдохновение для новых идей, улучшается состояние здоровья, особенно на психологическом уровне. У нас улучшается самочувствие, снимается напряжение, снимается стрессовое состояние, и всё тело наполняется энергией.

Учёные из Ливерпульского университета исследовали влияние чтения высокой поэзии на мозговую активность человека. Выяснилось, что нейроны мозга посылают сильный импульс, встречая почти каждое слово или оборот в стихотворении. Этот импульс не ослабевает, даже когда строчка заканчивается, и нейроны мозга как бы разгоняются и продолжают искать дополнительный смысл в последующих стихах.

Но обратим внимание, что те же произведения, пересказанные в прозе, подобного эффекта не оказывают.

Также обнаружилось, что чтение поэзии воздействует на области мозга, отвечающие за автобиографическую память, и позволяет нам переоценить собственный опыт в свете прочитанного.

Такие активности мозга и помогают стать умнее.

Немецкий нейробиолог Эрнст Пёппель отмечает, что наш мозг при прослушивании подстраивается под стихотворный ритм и рифмы, и человек, благодаря этому, расслабляется, проявляя при этом лёгкий гипнотический эффект.

Когда вы слушаете стихи, начинают работать оба полушария мозга. Правое отвечает за ритм, а левое — за словесную составляющую, обеспечивая тем самым стереоэффект. Он гораздо полезнее моноэффекта обычной прозы, которую обрабатывает только левое полушарие.

Взаимодействие полушарий позволяет мозгу оценивать любую ситуацию со всех сторон. Научив мозг работать целиком, а не полушариями, мы можем наиболее целостно подходить к проблеме. Согласитесь, полезный навык!

А знакомы с тем, что такое эмпатия? Исследования показывают, что поэзия развивает эмпатию. Декламация сильных строчек вызывает у людей глубокие эмоции и часто мурашки на физическом теле.

Оказывается, появление мурашек на коже — одна из форм проявления эмпатии. Этот эффект учёные сравнивают с зевотой: когда зевает один, невольно начинает зевать и кто-то другой. То же самое с мурашками. Таким образом, мозг учится понимать эмоции других людей.

По мысли А. Блока, истинный поэт как бы освобождает звуки из хаоса и приводит их в гармонию, давая им определённую форму, где как бы материализуется и воплощается некая тайна, непостижимость, которая не может передаться прозой.

Если сочинитель от Бога и пишет от избытка любви в сердце, его сочинения излучают, подобно солнцу, лучи света правды и тепла, трогают душу, сообщают ей возвышенные и чистые небесные поэтические чувства и откровения, передают творческий заряд вдохновения, восторга, благоговения, радости.

Настоящая поэзия чистая, легкокрылая, утончённая, изящная, влечёт душу к прекрасному.

Поэзия — это гармония звуков и рифм, стройность мелодии, завершённость идеи, что обуславливают чудо: рождение прекрасного. Знаменитый русский литературный критик Н.Н. Страхов называл 3 свойства, присущие истинному поэту и доказывающие подлинное поэтическое дарование: первое — мысль не тянется, не расплывается, второе — звучность стиха, третье — своеобразие стиха, свой звук, своя манера и плавность.

Глубокие мысли о поэзии есть у И.С. Тургенева. Он писал: «В поэте, как в полном выразителе народной сути, сливаются два основных начала: начало восприимчивости и начало самодеятельности, женское и мужское начало…».

Настоящая поэзия целебна.

Более всего поэзия близка к молитве. Если молитва есть не что иное, как дерзновение человека на беседу с Богом (Творцом), то поэзия — слушание душой и сердцем Божественной красоты и великолепия; созвучие тончайших человеческих ощущений с небесной гармонией.

Стихо-терапия (вибро-терапия) — это активный процесс воздействия словом, с целью профилактики и восстановления физического, энергетического и духовного состояния человека с помощью ритма и с помощью образов, которые вызывают в подсознании человека озвученные слова.

Под действием звуков происходят биохимические процессы — молекулы воды (тело — 80%) начинают выстраиваться в сложные структуры.

В момент произношения слов возникает вибрация и торсионные поля, в которых содержится энергетическая сила, воздействуют на человеческое тело, а в подсознании возникают соответствующие образы.

Ритм и словесная смысловая нагрузка, которая заложена в стихотворной форме, непосредственно конкретному человеку, в зависимости от даты рождения, имени и Родовой Фамилии, даёт возможность восстанавливать организм человека по всем параметрам: от мыслеформы, чувств, ощущений и до энергетики, в любой момент времени, когда он обращается к этому!

Я, как специалист вибро-терапии, практически отмечаю, что стихи, написанные по конкретному запросу человека, на протяжении длительного времени в моменты обращения к ним регулируют выработку в организме эндорфинов — гормонов радости и счастья, увеличивают их концентрацию в крови, меняется настроение, состав крови, и повышается её энергетическую ёмкость, меняется клеточный иммунитет.

Могут происходить изменения и в структуре ДНК, то есть оказывается воздействие на генетический код, в котором заложена вся информация о человеке.

Для каждого отдельного человека подходят далеко не все стихи, а только те, которые созвучны его внутреннему миру, самочувствию, особенностям темперамента и чертам характера, настроению в данный конкретный момент и той задаче, которая поставлена для создания индивидуального стихотворения.

Вы можете обратиться ко мне, и я напишу персонально для вас стихотворение, которое будет помогать вам. Вы ощутите прилив сил, улучшится настроение, и восстановится ваше энергетическое поле.

Темы

Тематика рассказа «Человек в футляре» многогранна и актуальна в современном мире:

  1. Главная тема

    , которую Чехов изображает в рассказе «Человек в футляре» – это социопатия, иными словами отказ от какого-либо взаимодействия с обществом. Главный герой является асоциальным, это ненормально, так как человек должен контактировать с другими людьми, а Беликов полностью отгородился от всего окружающего и не хотел ничего менять. Это делало несчастным не только его, но и людей, которых угнетало его влияние.

  2. Тема любви

    не раскрыта полностью, так как такой человек не способен испытывать какие-то чувства по отношению к другим. Их отношения с Варварой – это попытка Вареньки вернуть его в обычную, адекватную жизнь, она согласна выйти замуж за него, но для Беликова проблемы, которые он придумал себе сам, намного важнее, чем эмоции и чувства по отношению к Варваре.

  3. Выбор жизненного пути

    — Мы не может судить Беликова, общество тоже не имело права его судить. Он выбрал свой жизненный путь, он чувствовал себя хорошо в своём маленьком обособленном мирке, ему было комфортно в его одиночестве, он не делал окружающим ничего плохого, Беликов просто жил так, как хотел именно он.

  4. Ещё одна тема и проблема, которая подчёркивается в рассказе – маленький человек.

    Все люди просто осуждали Беликова, но никто не хотел ему помочь. Таким образом, тема маленького человека затрагивает не только пассивного труса Беликова, но и каждого окружающего его человека. Другие герои точно также предпочитали скрыться в своём панцире и делать вид, что ничего не происходит. Футлярная жизнь заразительна.

  5. Роль пейзажа

    в рассказе «Человек в футляре» — контрастная. Когда Беликов находился в наихудшем унынии по поводу карикатуры и встречи с Варей на велосипеде, на улице во всю светило солнце, была редкая жара, а герой на зло ей оделся теплее обычного. Когда же Беликов лежал в гробу с довольным выражением лица, лил дождь, и все люди провожали его в галошах и с зонтами. Но в душе каждого сияла радость освобождения от футлярного человека.

  6. Город

    — Жизнь на отшибе всегда была предметом ироничного наблюдения Чехова. В его провинции скучно, тоскливо и пошло. Так и в «Человеке…»: люди со скуки принялись женить Беликова, они же судачат и сплетничают о его отношениях с Варей. От нечего делать кто-то рисует карикатуры. Словом, дремотное болото провинции пробуждает в жителях худшие качества.

  7. Историко-культурный фон

    Чехов передал очень точно. В его рассказе фигурируют циркуляры с запретами и указы, которые регламентировали жизнь на рубеже 19 и 20 веков. Также интересен взгляд автора на женский вопрос. Дамы уже не сидят дома и нянчат детей, а работают, но все же многие люди типа Беликова придерживаются патриархальных взглядов и отказывают даме в праве кататься на велосипеде.

Сочинение по повести «Слепой музыкант» (гуманистический пафос произведения)

В 1886 году в газете «Русские ведомости» была напечатана повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Повесть имела огромный успех.

Воспоминания о трагических судьбах знакомых ему людей побудили Короленко написать повесть, где он отразив «психологию общечеловеческой тоски по недостижимому и тоски по полноте существования». Вся повесть «Слепой музыкант» пронизана страстной идеей гуманного отношения к обездоленным.

В богатой семье Попельских родился слепой ребенок. Маленького Петруся окружили заботой и лаской, не давая ему почувствовать слепоту. Малыш, погруженный во мрак, познавал мир через ощущения, узнавая своих близких по шагам и голосам.

Воспитанием Петра занялся Максим Яценко, брат пани Попельской, вернувшийся искалеченным из Италии, где он сражался в отряде Гарибальди. Максим решил помочь слепому утвердиться в жизни. Он установил специальный режим для Петра. Петрусь занимался специальной гимнастикой, научился самостоятельно передвигаться по комнатам. Он даже научился ездить на лошади.

Звуковые формы стали главными формами мысли Петра. В свободной импровизации Петр умел обобщить голоса окружавшей его природы и родные мотивы. Используя увлечение мальчика музыкой, Максим через песни стал знакомить Петра с историей и литературой, научил его читать. Тепличное воспитание Петра очень беспокоило Максима. Но он понимал, что мальчику нужно окрепнуть физически и морально.

Прошло несколько лет. Петр вырос, казалось, был спокоен, о бурях и волнениях внешней жизни он узнавал из рассказов. «Все рисовалось ему сквозь какую-то волшебную дымку, как песня, как сказка».

Мать и Эвелина (единственная подруга Петра) бережно и ревниво охраняли покой юноши. Максим, наконец, решился пробить брешь в стене, окружавшей тепличный мир юноши. Он стремился расширить круг внешних впечатлений, познакомить слепого с окружающей жизнью, показать ему настоящее людское горе, чтобы он «не носился со своим». Большое впечатление на слепого оказала поездка в монастырь, где он познакомился с двумя слепцами на колокольне монастыря.

Максим настойчиво и упорно вел племянника по жизни. Как-то раз он заставил Петра подать милостыню слепым, чьи жалобные голоса испугали юношу. Было жутко и страшно видеть, как богатый панич ощупью подавал милостыню слепому, дрожавшему от холода.

После нервной горячки Петр очень изменился. Исчезли припадки внутреннего страдания, но с сильным жизненным диссонансом он не мог еще справиться. В его печальных импровизациях слышалась песня слепых.

Чтобы познать жизнь слепых нищих, Петр, переодевшись в крестьянскую одежду, втайне от домашних, с Федором Кандыбой, давним другом Максима, и слепым Кузьмой отправился в Почаевский монастырь.

Навстречу Петру лились звуки неведомого мира. Он слушал гомон ярмарок, узнавал горе слепых и зрячих. Сердце его впитывало чужую беду и чужое горе. Он выучил и пел вместе со всеми песню слепых, аккомпанируя себе на бандуре. Поздней осенью Петр вернулся домой с двумя слепцами в нищенской одежде. Душа его исцелилась. Через год было решено ехать в Киев учиться музыке. С любовью Эвелины к Петру пришло счастье.

Через три года в Киеве состоялся концерт слепого музыканта, о необыкновенном таланте которого ходили легенды. Зал был покорен его игрой. Музыкант побеждал души людей «глубиной и ужасом жизненной правды».

Слушая игру Петра, видя реакцию толпы, Максим понял, что его жизнь прожита не зря, что он сделал свое дело. Его мальчик сможет напомнить людям об обездоленных и обиженных, о людском горе, и нет больше в душе Петра эгоистического страдания, а есть ощущение жизни, и девиз «обездоленный за обиженных», который когда-то Максим «выставил заранее на боевом знамени своего питомца», претворен в жизнь.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Проблемы

Резюмируя и анализируя всё то, что было написано раньше, можно выделить несколько основных проблем, которые затрагиваются Чеховым. Прежде всего, это нравственная проблематика в рассказе «Человек в футляре»:

  • Эгоизм

    – практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под устоявшийся шаблон.

  • Проблема счастья

    и восприятие счастья. Для каждого человека счастье может быть разным, люди не должны осуждать то, что делает счастливым другого человека. Однако и мы сами нередко принимаем мираж за нечто большее и усиленно гонимся за ним. Так и Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без нескончаемых запретов.

  • «Футлярность» и «футлярная» жизнь

    — герой в рассказе полностью отгородился от общества и от внешних проблем, из-за этого он не был готов к серьёзной жизни и решительным поступкам. Даже любовь не вывела его из мрачного оцепенения одиночества. От любого положительного явления он защищался опасениями и сомнениями, и в итоге все хорошее прошло мимо него.

  • Деградация личности и неуверенность в себе

    – это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не нужен. Он восхищался прошлым, но игнорировал настоящее. Беликов не жил, а существовал.

  • «Беликовщина»

    — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в тесных рамках формальности. Это страх жизни, страх перемен и открытий. Данное явление характерно для людей, которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии.

  • Пошлость в рассказе «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии. Люди сватают совершенно посторонних людей, рисуют карикатуры, слушают и боятся мнительного ханжу — все это обрисовывает пустоту их существования и его мещанскую скуку.

Проблематика повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (банк аргументов) , Повесть В.Короленко «Слепой музыкант»

Проблема

Аргумент

Нравственные проблемы

1

Талант

1) В.Короленко. Слепой музыкант

— Его слепой музыкант. Нравственный выбор на примере повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант. милосердие окружающих">герой — слепой, то есть человек, обделенный природой, лишенный способности видеть. Но при этом он — музыкант, а значит, от природы он наделен тонким и острым слухом, музыкальным талантом. Таким образом, он одновременно и «унижен», и «возвышен» природой.

  • Ему дарован талант: любовь к музыке. Мелодии, которые он играет, завораживает всех слушателей: слепой мальчик умеет ощущать звуки, они помогают ему видеть окружающий мир без зрения.
  • А вскоре он овладел и высотами классической музыки.

Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Петр стал уверенным, сильным.

2

Что такое счастье?

1) В.Короленко. Слепой музыкант

«Человек создан для счастья, как птица для полета»;

«дорогу осилит идущий»

  • Каждый человек должен бороться за свое счастье, преодолеть физические и нравственные преграды, мешающие человеку найти свое предназначение в жизни.
  • Любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное – внутреннее содержание, а не внешние качества и особенности.
  • проблематика повести «Слепой музыкант» Короленко – это утверждение необходимости борьбы за счастье
  • Может ли человек с ограниченными возможностями добиться счастья и успеха?

— Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын. В течение долгих месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора: “Зрачок сокращается. Ребенок видит несомненно”, — “будто прожгли в мозгу огненную дорогу”.

3

Проблема формирования характера человека

1) В.Короленко. Слепой музыкант

— Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки . Максим, лишенный ног, инвалид, как никто понимает сложности будущей жизни своего племянника. Он, мужественный старый воин, не может оставаться равнодушным к судьбе племянника, не позволит сестре сделать из ребенка «тепличное растение». Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогают Петру узнать мир.

— Рождение слепого ребенка – это трагедия, боль и матери, и всей семьи, и конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людей? Как сложится жизнь? Многое зависит от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека

— На 1 взгляд может показаться, что Максим жесток по отношению к матери мальчика, но это не так. Он знал, как надо относиться к таким людям, их не надо жалеть, они должны научиться сами преодолевать трудности, нельзя оберегать их от жизни. Нужно помочь им найти свое место в жизни, преодолевая недуг

— Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи: оба инвалиды: он без ног, у другого — зрение. Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

4

Сила духа

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Автор утверждает: если мальчик слеп, это не значит, что он ничего не может, он должен чему-то научиться, чтобы крепко стоять на ногах, на дороге жизни. Герой Короленко проходит испытания. Это стремление к свету, преодоление преград на пути к свету.

  • человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства, должен преодолевать преграды на пути, чтобы найти себя.

-Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного. Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства

5

Роль искусства в жизни человека

1) В.Короленко. Слепой музыкант

— Музыка выступает в книге еще одним героем и ангелом хранителем необычного мальчика. Увлечение музыкой открыло для ребенка небывалые краски существующего мира, мир эмоций, который он понимал на универсальном языке. Звуки давали Петрусю всю палитру чувств и их переливов. Именно профессиональные занятия фортепиано, игра на дудке позволили мальчику, который не видел от рождения, прочувствовать всю полноту жизни, найти подругу, построить семью и чувствовать себя полноценным человеком. Петрусь прошел ряд возрастных кризисов, справится с которыми ему помогли близкие и соседская девочка Эвелина. Музыка же позволила герою реализовать себя как личности, почувствовать уверенность и дало осознание, что он такой же полноценный член общества, как и все остальные.

— Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечатления движения детской души. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар. На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после долгих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима

— Повесть кончается эпилогом, в котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. В его музыке публика слышала и “живое чувство родной природы”, и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как степной ветер. И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел, потому что его искусство служит людям и напоминает “счастливым о

несчастных…”.

6

Проблема выбора

1) В.Короленко. Слепой музыкант

—«Раз в жизни к каждому человеку приходит судьба и говорит: выбирай!»

Автор шаг за шагом описывает жизненный путь слепого мальчика. Вокруг него огромный мир с множеством дорог с разными препятствиями. Что с ним будет дальше? Как сложится его жизнь? Как правильно выбрать свой жизненный путь? Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от их умения поддержать и подать руку в сложные моменты.

-Герой лишен способности видеть. Знакомство с новыми людьми и большим миром приносят понимание, что выбор жизненного пути, жизненной цели принадлежит самому человеку, что человек должен найти способ реализоваться, чтобы выжить в обществе. На смену злобе и отчаянию приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им главное о жизни, то, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.

  • Рождение слепого ребенка – это всегда трагедия. Так трагично воспринимают известие о слепоте Петруся мать и его дядя. Герои оказываются перед выбором. Как быть? Какое представление о жизни дать ребенку?
  • Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.

-Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Она понимает страдания и сомнения Петра — и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель нас убеждает, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

— Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

7

Сострадание

1) В.Короленко. Слепой музыкант

  • Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий: внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями других.
  • После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им.

Страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его душу: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.

  • Только познав настоящую беду, обиду, горе, Петр выходит из душевного кризиса, и его музыка начинает звучать иначе.

8

Смыл жизни, человеческого существования

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Во многих его произведениях поднимается вопрос о том, для чего существует человек, какую роль он играет в обществе.

Автор заставляет нас сопереживать главному герою, вместе с ним переживать жизненные трудности, проникаться его мыслями и чувствами. Автор заставляет задуматься о судьбе человека, о его предназначении в этой жизни.

— Произведение заканчивается концертом Петра Попельского. Среди зрителей в зале находится и его дядя. Максим, как никто слышит и чувствует музыку своего племянника. Он слышит звуки природы, звуки народной музыки и мелодию нищих слепцов-бандуристов. Дядя понимает, что племянник нашел свой путь в жизни, он нашел свое счастье в музыке, своей семье, Эвелине и сыне. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря. Понимает, что именно в помощи становления слепого племянника и был главный смысл его жизни, в этом его счастье.

9

Становление личности

1) В.Короленко. Слепой музыкант

  • Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка: его мать и дядя Максим. Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

10

Познание окружающего мира

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Первый контакт с внешним миром происходит у мальчика приблизительно в три года. Тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно вслушивается в мир звуков. Чтобы показать мир восприятия мальчика, автор находит в языке все нужные слова для описания весны: «звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей». Болезненно вслушивается мальчик в незнакомые звуки, испуганно протягивает руки, разыскивая мать, прижимается к ней. Это первое его знакомство с миром природы, закончилось тем, что он несколько дней был в бреду. Сложный путь предстоит герою в познании окружающего его мира и мира собственных ощущений. Этот мир вызывает у него любопытство и страх. Но ему повезло. Рядом с ним любящие его мама и дядя, которые стараются помочь мальчику осмысливать звуки и ощущения. Петрусь полюбил слушать игру конюха Иохима на дудке. Он учится у него игре на дудке. Максим просит конюха играть для мальчика народную музыку.

11

Искренняя, самоотверженная любовь

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Автор воспевает любовь девушки, которая готова ради счастья любимого человека пожертвовать своим благополучием.

Основная идея

Так в чём же заключается смысл и главная мысль рассказа «Человек в футляре»? Чехов хотел показать не то, насколько плохой и глупый Беликов, а то, что так делать ни в коем случае нельзя. Нельзя становиться жертвой своих же мыслей, своих же установленных в голове рамок. Автор призывает освободиться от тесного, душного футляра и начать жить, начать дышать полной грудью. Именно в этом заключается авторская позиция.

В финале Беликов умирает, и люди говорят, что видели радость на его лице, когда он лежал в гробу. В этот момент герой как будто был рад тому, что проведёт теперь всё оставшееся время в своём комфортном футляре, из которого он точно никуда не денется. Смысл финала рассказа «Человек в футляре» — это трагедия общества, в котором очень много футлярных людей. После тех похорон Буркин потерял чувство радости, ведь ничего толком не поменялось, и душная атмосфера гимназии не разрядилась. Сколько еще Беликовых осталось на белом свете? Великое множество, и оно по-прежнему вопрошает: «Как бы чего не вышло»?

Вариант 4

Чеховский рассказ «Человек в футляре» хоть и является частью трилогии, но стал самым ярким выражением общей сквозной мысли, объединившей разных персонажей. Учитель греческого Беликов стал символом, концентрированным образом идеи жизни «в футляре», которая не теряет своей актуальности даже сегодня. Чеховские герои словно живут вне времени, их можно встретить в любую эпоху, в любой стране или городе.

Кто же такие эти люди в футлярах? Писатель показывает нам человека, закрывшегося от внешнего мира, боящегося его, желающего скрыться от всего нового или незнакомого. «Как бы чего не вышло» — вот девиз таких людей. Они боятся и в то же время пугают сами. Это не столько трагедия отдельной личности, которой тяжело живется в обществе. Это беда самого общества, в котором есть подобные люди, которое не знает и не может найти с ними общего языка.

Примечательно, что Чехов показывает, какое влияние Беликов способен оказать на целый город. Этот человек ничтожен и жалок, над ним подсмеиваются, его не любят, но его и боятся. Директор, коллеги, дамы. Своими взглядами и словами скромный преподаватель отравляет жизни многих людей. Вместо того, чтобы противостоять ему, горожане отказываются от мероприятий, исключают учеников, даже ограничивают свой стол.

Писатель не дает ответов в своем рассказе. Он показывает правду, обличает и заставляет задуматься, но в его произведении нет готовой рекомендации или совета.

Трудно не согласиться с Чеховым и его оценкой Беликова. Этот персонаж, закрывающий себя в футляр, стремится сделать то же самое и с миром, с каждым, кто его окружает. И, следует заметить, что беликовы в этом достигают определенного успеха. Даже Буркин, который рассказывает о своем бывшем коллеге и соседе, удивляется его влиятельности. И тут уже речь не о пороках одного человека. Чехов показывает, как легко может отказываться общество от передового и нравственного под давлением подобных людей. Эта слабость и неспособность постоять за свои идеи и убеждения присуща даже Коваленко, хоть тот и является, пожалуй, самый явным оппонентом Беликова. Коваленко не боится прогнать человека в футляре, не страшится его доносов, даже спускает его с лестницы. Но и он выбирает пассивный путь – он лишь противится, когда Беликов лезет в его личные дела, не желает вмешиваться в дела сестры, собравшейся замуж за преподавателя греческого. Коваленко готов опустить руки, уехать из города, бросить все и вернуться в свой хутор.

Думаю, даже во времена Чехова люди в футлярах были хоть и распространенным явлением, но далеко не всегда столь ярко выраженным, как придуманный им Беликов. Но если копнуть глубже, можно заметить, что в каждом человеке живет свой маленький футлярщик, который постоянно задает вопрос: «Как бы чего не вышло?». И противостоять этому голосу уже приходится каждому из нас. Кто-то проявляет к нему терпение, как Буркин, кто-то бьет его, как Коваленко, а кто-то боится его и уступает. Полагаю, именно поэтому рассказ Чехова, созданный им образ продолжают затрагивать души читателей и в ХХI веке.

10 класс

Чему учит?

Какую мораль можно вынести из рассказа «Человек в футляре» и какой можно сделать вывод? Нужно просто пытаться побороть страхи, нужно пробовать что-то новое для себя, встречать новых людей — выходить из зоны комфорта. Если вовремя это не сделать, то вся жизнь будет проходить по инерции, точно как у Беликова.

Чехов заставляет задуматься о том, что означает слово «счастье»? Разве только довольство и покой? Скорее, это духовное озарение, состояние блаженства, которое не может подарить ни пальто с воротником, ни галоши.

Проблема роли искусства в жизни человека , Позиция автора

1-й аргумент:

2-й аргумент:

Проблема взаимосвязи человека и природы. , Позиция автора:

1-й аргумент

2-й аргумент

Проблема экологии. , Позиция автора:

1-й аргумент:

2-й аргумент

Проблема доброты. , Позиция автора:

1-й аргумент:

2-й аргумент

Проблема чинопочитания, взяточничества, коррупции. , Позиция автора

1-й аргумент

2-й аргумент

Проблема милосердия. , Позиция автора:

1-й аргумент

2-й аргумент

Проблема роли книг в жизни человека. , Позиция автора

1-й аргумент

2-й аргумент

Проблема чтения в современном обществе. , Позиция автора

1-й аргумент:

2-й аргумент

Проблема развития и сохранения русского языка. , Позиция автора

1-й аргумент:

2-й аргумент

Проблема культуры речи. , Позиция автора:

1-й аргумент:

2-й аргумент

Проблема развития науки. , Позиция автора:

1-й аргумент:

2-й аргумент:

Проблема развития техники. , Позиция автора:

1-й аргумент

2-й аргумент:

Проблема образования в наши дни. , Позиция автора:

1-й аргумент

2-й аргумент:

Проблема роли дружбы в жизни человека. , Позиция автора

1-й аргумент:

2-й аргумент:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Проблема роли любви в жизни человека. , Позиция автора

1-й аргумент:

2-й аргумент:

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

Проблема исторической памяти. , Позиция автора:

1-й аргумент:

2-й аргумент

Проблема памяти Великой Отечественной войны. , Позиция автора:

1-й аргумент:

2-й аргумент:

Проблема взаимоотношений поколений. , Позиция автора

1-й аргумент

2-й аргумент:

Проблема патриотизма. , Позиция автора:

1-й аргумент:

2-й аргумент

Проблема русского национального характера. , Позиция автора

1-й аргумент

2-й аргумент

Проблема роли телевидения в нашем обществе. , Позиция автора:

1-й аргумент:

2-й аргумент:

Проблема Интернета. , Позиция автора:

1-й аргумент:

2-й аргумент:

Проблема роль рекламы в нашем обществе. , Позиция автора:

1-й аргумент:

2-й аргумент:

Проблема роль веры в жизни человека. , Позиция автора:

1-й аргумент

2-й аргумент:

Проблема роли совести в нашей жизни. , Позиция автора:

1-й аргумент:

2-й аргумент

Проблема нравственного выбора. , Позиция автора

1-й аргумент:

2-й аргумент:

Проблема соотношения цели и средств её осуществления. , Позиция автора

1-й аргумент:

2-й аргумент

Проблема выбора жизненного пути. , Позиция автора

1-й аргумент:

2-й аргумент:

Проблема роль информационных технологий в нашей жизни. , Позиция автора

1-й аргумент:

2-й аргумент

Проблема совершенства мира , Позиция автора:

1-й аргумент:

2-й аргумент:

Проблема человек и Вселенная , Позиция автора

1-й аргумент:

2-й аргумент