Позиция автора и способы ее выражения

Сочинение

Хорошо, когда автор свою позицию прямо в каком-нибудь предложе­нии излагает! А то иногда так закрутит, что не найдешь! (Реплика из чата)

Очередная проблема, с которой, как видишь, сложно бывает спра­виться, — определение авторской позиции; как считает известный ли­тературовед Ю.М. Лотман, «в тексте скрывается сам автор, текст — есть свидетельство о нем; каждое творение содержит в себе — в том или ином виде — образ своего творца». Смотри, как велика роль соз­дателя текста.

Автор может:

  • посвящать свою статью…;
  • полемически заострять тему (проблему);
  • эмоционально воздействовать на читателя;
  • делать читателя своим союзником;
  • образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого);
  • выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы);
  • образно представить суть проблемы, которая его волнует;
  • усиливать положительное или отрицательное отношение к чему- либо;
  • передать глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);
  • раскрывать сущность поставленных проблем;
  • характеризовать сущность раскрываемых проблем;
  • точно формулировать (выражать) мысль;
  • заставить читателя задуматься над проблемами (темой, идеей и т.п.);
  • показать злободневность рассматриваемой им темы (проблемы);
  • пытаться найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;
  • подчеркивать остроту поставленной проблемы;
  • видеть глубину и актуальность проблем;
  • обращаться к традициям русской жизни, литературы и т.д., аргу­ментируя свой тезис;
  • убеждать читателя в правоте своей позиции;
  • показывать негативную сторону нашей жизни;
  • выражать мнение большинства;
  • недвусмысленно подчеркивать свое негативное (положительное) отношение к …;
  • пытаться найти в читателе единомышленника;
  • пытаться понять, почему …;
  • использовать ряд убедительных аргументов;
  • передать читателю свою заинтересованность данной темой, про­блемой;
  • ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлитель­ного ответа;
  • помочь читателю увидеть традиционную тему (проблему) по- новому;
  • утверждать, что …;
  • уточнять некоторые моменты;
  • писать интересно и ново о старых проблемах;
  • ставить перед читателем цель — найти решение сложных жиз­ненных проблем;
  • привести в качестве примера цитату;
  • быть строгим судьей негативным явлениям нашей жизни;
  • намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы;
  • заставить читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);
  • приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни;
  • формировать положительное или отрицательное читательское от­ношение к поднятым проблемам;
  • подчеркнуть истинное положение вещей;
  • иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) по­вествовать о героях и событиях;
  • показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;
  • говорить с тревогой о наболевших проблемах;
  • открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к …;
  • призывать читателя к …;
  • представить истинную картину происходящего;
  • побуждать искать истину;
  • стараться объяснить, почему …;
  • поднять в статье проблему, которая кажется ему наиболее акту­альной;
  • убедительно доказывать, используя конкретные примеры;
  • заставить переоценить отношение к …;
  • дать новую жизнь старой теме (проблеме).

    15 стр., 7297 слов

    Историческая память свой аргумент из жизни. Проблема памяти, ...

    ... Размышляя о проблеме памяти, я вспоминаю повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». Дарья, сильная духовно женщина, бережет прошлое с помощью ... повести «Прощание с Матерой» В. Распутин умело показал не только судьбы людей в переломные моменты их жизни, но ... с Родиной; для В. Распутина - это знание корней своего рода; для Айтматова - это еще и польза, которую ты принес людям. Эти понятия и нашли ...

Ты уже понял, что часть этих оборотов можно использовать, ком­ментируя авторскую позицию? Умница!, Как может проявляться авторская позиция в тексте?, Авторская позиция может проявляться в:

  • положительном;
  • отрицательном;
  • саркастичном;
  • ироничном;
  • осуждающем;
  • неоднозначном;
  • двойственном;
  • небезразличном;
  • суровом;
  • скептичном;
  • юмористичном и т.д. отношении к изображаемому.

Определи авторское отношение к изображаемому в следующих фрагментах текстов.

Текст Авторское отношение к изображаемому
Возникает вопрос: зачем понадобилось из яркой, златоглавой, колокольной, ярмарочной, стерляжь- ей, песенной, хороводной, мастеровой, пахотной, сенокосной, привольной, ледоходной, блинно- катально-масленичной, пасхальной, светловодной, боровой, черноземной, соловьиной России делать серенькую, скучную, невзрачную, бедненькую, за­тюканную Россию? А очень просто. Ведь если Рос­сия богата, могуча, изобильна, просвещенна, то ка­кой же смысл в рождении того человека, который придет и возьмется ее переделывать? Нечем будет оправдать появление этого человека и те реки кро­ви, которые он прольет, и то разорение, которое он принесет в страну, и миллионы погибших с голоду, и вакханалию уничтожения, опустошения, ограб­ления…

Россию в конце концов переделали так, что, кроме самого слова «Россия», ничего российского не ос­талось, да и в слове том все выветрено и обес­смыслено.

(По В. Солоухину)

Заполни самостоя­тельно эту часть таблицы!
Борис Васильев среди могучей когорты писателей военного поколения — один из самых ярких, че­стных и любимых. Он никогда не рвался ни в ка­кие президиумы, ни разу не был замечен в жадной толпе у трона — это к его удивительным книгам жадной толпой устремлялись читатели. В том числе и самые драгоценные из них — молодые. Не потому молодые, что лет мало — лет им быва­ло по-всякому, — а потому, что были способны и готовы резко изменить свою жизнь под влиянием случая, будь то трагическое потрясение, любовь или книга. Книга, по силе воздействия равная тра-
Текст Авторское отношение к изображаемому
гическому потрясению или любви. У Бориса Васильева такие книги есть. Не все. Но много. Дай Бог любому за долгую жизнь одну та­кую написать.

Он много писал о войне, и это не случайно. Не только потому, что сам фронтовик. Он происходит из русской офицерской семьи, его более отдален­ный предок генерал Алексеев был одним из героев Бородинской битвы. Отчасти, наверное, и поэтому для Бориса Васильева понятие личной чести значит очень много: он физически не способен ни солгать, ни струсить, ни отступить перед подлостью. Хотя в обычной жизни на редкость деликатен, терпим в споре и по-человечески обаятелен. Можно много говорить о том, что такое русский интеллигент, а можно просто произнести два слова: «Борис Ва­сильев».

{По Л. Жуховицкому)

Люди равны только перед законом. Философия ра­венства — подлая. Представьте: на одной работе ничтожный и бездарный человек, а рядом, в том же кабинете, талантливый и благородный. В условиях равенства бездарный с потрохами сожрет талант­ливого. И так будет всегда и везде. Равенством мы возвышаем ничтожного человека до уровня благо­родного. Но тем самым ничтожество фактически становится выше благородного человека, ибо при случае всегда применит инструмент подлости. Ни­чтожество надо достаточно четко отделить от того, кто талантливей и благородней, хотя бы для того, чтобы удержать ничтожество от соблазна престу­пления.

(Ф. Искандер)

Я возвращался домой пустыми переулками стани­цы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что све-
Текст Авторское отношение к изображаемому
тила небесные принимают участие в наших ни­чтожных спорах за клочок земли или за какие- нибудь вымышленные права… И что ж? Эти лам­пады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое не­бо, со своими бесчисленными жителями, на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!… А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и стра­ха, кроме своей невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не спо­собны более к великим жертвам ни для блага чело­вечества, ни даже для собственного нашего сча­стия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались из одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя истинного наслажде­ния, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою…

(По М.Ю. Лермонтову)

Козел или негодяй?

Знойное «после обеда». На кушетке в гостиной по­лулежит барышня лет восемнадцати. По ее лицу гу­ляют мухи, у ног валяется открытая книга, рот полу­открыт, дыхание чуть-чуть… Она спит. В гостиную входит старичок из породы гоголевских мышиных жеребчиков. Увидев спящую девушку, он ухмыляется и подходит к ней на цыпочках. — Какая… прелесть! — шепчет он, шамкая губа­ми. — Спящая… хе-хе… красавица… Как жаль, что я не художник! Эта головка… эта ручка! Старец наклоняется к ручке девушки, гладит ее своей закорузлой рукой и… чмок! Девушка глубо­ко вздыхает, открывает глаза и с недоумением смотрит на старца.

Текст Авторское отношение к изображаемому
— Ах… это вы, князь? — бормочет она, пересили­вая сон. — Pardon, я, кажется, уснула!

— Ну да, вы спите, — лепечет князь. — Вы и те­перь спите, а я вам снюсь… Вы это во сне меня видите… Спите, спите… Я только снюсь вам… Девушка верит и закрывает глаза.

— Как я несчастна! — шепчет она, засыпая. — Вечно мне снятся то козлы, то негодяи!

Князь слышит этот шепот, конфузится и на цы­почках стушевывается…

(А. П. Чехов)

Тебе несложно было выполнять задание? Думаю, что нет! Ты лег­ко увидел авторскую позицию, потому что она обозначена непосред­ственно в текстах (в одном предложении или в нескольких), а в че­ховском рассказе она становится очевидна уже в заглавии.

Следующая таблица, если ты ее внимательно изучишь, поможет легко определять и верно формулировать позицию автора исходного текста по поднятой им проблеме.

Авторская позиция может быть выражена
1. Четко, прямо, непосредственно:

  • В названии текста.
  • В отдельных предложениях текста.
  • Через ряд аргументов.
2. Через модальный план текста:

  • Риторические вопросы.
  • Риторические восклицания.
  • Порядок слов.
  • Лексические повторы.
  • Оценочную лексику.
  • Модальные слова и частицы.
  • Ряд вводных слов, словосочета­ний, предложений.

Запомнил? Тогда сейчас мы с тобой в нескольких текстах опреде­лим круг рассматриваемых вопросов и найдем авторское отношение к ним.

(1)Недавно прочитал в интервью городского чиновника: «Филармо­ния «Петербург-концерт» должна стать продюсерским центром, свое­образной «фабрикой звезд»»… (2)Более неудачное сочетание слов — «фабрика звезд» — трудно себе представить в устах председателя Ко­митета по культуре. (З)Ведь то, что показывает нам телевидение под этим названием, — если и фабрика, то не звезд, а, скорее, заштампован­ной метеоритной пыли, которая в доли секунд исчезает в животворящей атмосфере культуры. (4)Бедная страна наша! (5)Кроме прочих неисчис­лимых недугов, она просто заражена «звездной болезнью». (6)А нам нужны мастера!

(7)Понятно, что воспитание актера, певца и музыканта требует не только неимоверного труда, способностей и терпения, но и времени. (8)Недаром даже очень среднее образование требует не менее трех лет обучения. (9)А за полгода неокрепших молодых людей, даже подающих надежды, можно только вымуштровать, обучив немногим актерским штампам, годным на потребу невзыскательной толпы.

(Ю)Если говорить словами великого поэта, то мы «сеем разумное, доброе, вечное». (11 )И в школьном классе, и в нашем прекрасном зале на Фонтанке я вижу, как в глазах старшеклассников появляется пытли­вый блеск понимания и сопереживания, когда они слушают Достоев­ского, Чехова, Пушкина, Галича, Окуджаву, как глубокие мысли и чув­ства, высказанные на сказочно прекрасном русском языке (трудно переводимом на другие языки), находят свой путь к их разуму и сердцу. (12)И их реплики после концерта — «клево!» — не меньшая награда, чем громкие аплодисменты или напряженная сознательная тишина во время выступлений. (13)Надо только сделать так, чтобы этот «птичий» подростковый сленг переплавился в их сознании в прекрасную русскую речь. (14)А что говорить о великой классической музыке, которая без слов — напрямую — воздействует на чувства людей!

  • Это адски трудное дело — пытаться донести до зрителя (особен­но молодого — ведь упустим же!) драгоценные слова и музыку наших великих предшественников, за творения которых нас уважают и любят во всем мире.
  • А шоу-бизнес в помощи государства не нуждается.

(По Л. Мозговому)

Вопросы, рассматриваемые автором Авторское отношение к поднятым проблемам
Состояние современ­ной культуры удру­чающее, и этому спо­собствует телевидение, рекламирующее про­екты по поиску и вос­питанию «звезд». Процесс формирова­ния истинного таланта сложен и длителен, в нем невозможна «штамповка». Настоящее искусство пробуждает в человеке самые лучшие чувства, учит сопереживанию. Нельзя недооценивать роль классической культуры в нравствен­ном воспитании моло­дого поколения, и го­сударство должно уделять ей большое внимание.
  • Положительное:

«животворящая атмосфера культуры» «сказоч­но-прекрасный русский язык», «прекрасная рус­ская речь», «великая классическая музыка», «драгоценные слова и музыка наших великих предше­ственников, за творения которых нас уважают и любят во всем мире», «пытливый блеск понима­ния и сопереживания», «напряженная созна­тельная тишина во время выступлений».

  • Отрицательное отношение к изображаемому: «неудачное сочетание слов — «фабрика звезд» «заштампованная метеоритная пыль», «мо­лодых людей… можно только вымуштровать, обучив немногим актерским штампам, годным на потребу невзыскательной толпы»

(4)Бедная страна наша! (5)Кроме прочих неис­числимых недугов, она просто заражена «звездной болезнью».

  • Ироничное, саркастичное отношение к изо­бражаемому:

(8)«Недаром даже очень среднее образование требует не менее трех лет обучения».

  • «..фабрика, … не звезд, а, скорее, заштам­пованной метеоритной пыли»
  • Точка зрения автора на выдвинутую им про­блему обозначена прямо:

(7) «Понятно, что воспитание актера, певца и му­зыканта требует не только неимоверного труда, способностей и терпения, но и времени» (15) «Это адски трудное дело — пытаться доне­сти до зрителя (особенно молодого — ведь упус­тим же!) драгоценные слова и музыку наших ве­ликих предшественников, за творения которых нас уважают и любят во всем мире» и др.

  • просматривается в аргументах: (предл. 7, 8, 11, 12)
  • выражена через общий модальный план текста, например, через
  • риторические восклицания:
  • Бедная страна наша!
  • вводные конструкции:

(предл. И, 15);

  • оценочную лексику:
  • «можно только вымуштровать… на потребу невзыскательной толпы»;
  • порядок слов:

(6) «А нам нужны мастера!»

Убедился, что «каждое творение содержит в себе — в том или ином виде — образ своего творца»? И теперь тебе совсем не трудно будет искать авторскую позицию, зная способы ее выражения, но за­помни: как только ты сформулировал и прокомментировал проблему, покажи мнение автора только по ней! Остальных проблем и автор­ской позиции по ним не касайся! Проверим?

Задание 1

а) Сформулируй одну из проблем данного текста.

Зачем нам импортные «сорняки»?

(1 )Недавно группа дикторов радио и телевидения получила призы за чистоту русского языка (жаль, что хотя бы поощрительный приз не дос­тался Л. Якубовичу, который постоянно поправляет нередко перенасы­щенную ненужными канцеляризмами и заимствованиями речь игроков в «Поле чудес»).

(2)Весьма отрадный факт на фоне распространения раз­нообразных видов жаргона и ничем не обоснованного злоупотребления иностранными словами. (З)Еще в начале девятнадцатого века А. Грибоедов устами Чацкого посетовал на «смешенье языков: француз­ского с нижегородским». (4)«Война и мир» Л. Толстого начинается с пространного диалога на французском, и весьма жалко выглядел лепет Анатоля Курагина, безуспешно пытавшегося рассказать анекдот по- русски. (5)Можно припомнить, что даже Отечественная война 1812 г. не изменила в корне раболепного отношения к языку Вольтера и Дидро, хо­тя собственно представители Франции уже не были в такой чести (Нико­лай I, рассматривая дело о дуэли М. Лермонтова с сыном посла де Баран- том, заявил, что в ситуации, когда речь идет о французе, три четверти вины с российского офицера снимается, и ограничился переводом поэта в другой полк).

(6)В то же время Пушкин, хоть и писал в соответствии с тогдашними канонами любовные письма по-французски, в «Руслане и Людмиле» принципиально использовал только три слова, начинающиеся на букву «ф» (так как все подобные являются заимствованными), а из­вестный в XIX веке литератор Шишков «испортил» альбом одной ба­рышни, вычеркнув там все русские имена, нацисанные на французский лад. (7)Мода на французскую речь ушла в прошлое вместе с дореволю­ционной эпохой, и теперь чрезвычайно широко распространены заимст­вования преимущественно из английского языка. (8)Довелось услышать диалог по «Вашему радио», где молодые люди свои уличные клички гор­до именовали «стритнейм». (9)А группа «Сплин» в одной из песен про­возглашает и вовсе глобальную задачу: «Из двух великих культур хочу я сделать одну. Давай, lover, давай скорее открывай свой англо-русский словарь!» (Ю)Открыть словарь и выучить иностранный язык — занятие, безусловно, чрезвычайно полезное (чтобы не оказаться в такой же неле­пой ситуации, как грибоедовская Наталья Дмитриевна, с гордостью хва­ставшаяся «тюрлюрлю атласным», не подозревая, что на парижском диа­лекте это словечко обозначало не только накидку, но и общедоступную девицу, так что в тамошнем великосветском обществе не употреблялось).

А вот искусственно смешивать разные языки совершенно ни к чему.

Разумеется, мы уже не живем за «железным занавесом», так что про­цесс заимствования неизбежен, и он происходил всегда и будет идти по­стоянно. (13)Некоторые слова пришли к нам так давно и так органично вписались в язык, что кажутся исконно русскими, по сути не являясь та­ковыми (например, «князь» восходит к древненорвежскому «konung»).

(14)В свое время и из русского языка перешли во многие иностранные «спутник», «перестройка» и даже «обломовизм» (по фамилии персонажа романа Гончарова названа одна из «ленивых» физиологических функций моллюсков).

(15)Импорт иностранных слов, видимо, имеет смысл или при отсут­ствии аналогов в собственном языке (лазер, квант, электрон и т.д.), или из соображений краткости (к примеру, спортивному комментатору гораздо быстрее сказать «офсайд», чем «положение вне игры»).

(16)Известный писатель В. Солоухин в свое время возмущался, когда некая женщина бесконечно называла лес «зеленым массивом». (17)Он же поведал, как опротивела ему какая-то повесть, целиком построенная на жаргоне (словно хлеб, выпеченный не с добавлением тмина, а полностью из тми­на).

(18)Примерно такое же ощущение возникает, когда телевидение, ра­дио, многие газеты на каждом шагу величают избирателей электоратом, председателя Госдумы спикером, подростков тинейджерами, выходные дни уикендом и т.д. (19)Выглядит все это довольно нарочито, и хочется надеяться, что мода без всякого чувства меры использовать импортные «сорняки» рано или поздно сойдет на нет.

(По А. Просвирнову)

б) Определи авторское отношение к данной проблеме на основа­нии следующей таблицы.

Вопросы, рассматриваемые автором Авторское отношение к поднятым проблемам
Заимствования в русской речи были всегда, и ничем не обоснованное злоупотребление иностранными словами всегда вызывало негатив­ное отношение истинных знатоков и ценителей русского языка. Процесс заимствования иностран­ных слов неизбежен, порой необхо­дим, но неуместное употребление таких слов иногда создает нелепую разговорную ситуацию. Русский язык достаточно богат, по­этому нет необходимости засорять его бессмысленными «модными» заимствованиями.

— в заглавии текста «Зачем нам им­портные «сорняки»!

— в аргументации (предл. 3-6, 8-10)

  • выражена через общий модальный план текста, например, через
  • вводные конструкции: (предл.

1,5-6, 10, 13-15, 17)

  • оценочную лексику:

«весьма отрадный факт», «ничем не обоснованное злоупотребление ино­странными словами», «весьма жалко выглядел лепет Анатоля Курагина», «раболепного отношения к языку Вольтера и Дидро», «импортные «сор­няки» и др.

  • порядок слов:

«чрезвычайно широко распростране­ны заимствования преимущественно из английского языка», «искусственно смешивать разные язы­ки совершенно ни к чему» и т.п.

Задание 2

К данным текстам 1, 2 прилагаются таблицы, в которых сформу­лированы проблемы, рассматриваемые авторами, и их позиции по этим вопросам.

Найди в текстах способы выражения этих позиций.

Текст 1

(1 )Есть устоявшееся мнение — наркомания начинается с приема нар­котиков. (2)Считаю, так думать — усугублять, а не решать проблему. (З)Наркомания начинается с отсутствия в семье общих духовных интере­сов. (4)С примера курящего отца. (5)Там, где нет связи меж родителями и детьми, обществом и детьми, школой и детьми. (б)Можно пугать послед­ствиями, что наркотики встраиваются в обмен веществ наркомана, отчего он потом без них и жить не может, что жизнь сгорает. (7)Но все это гово­рилось и говорится. (8)Если толка нет, или мало, то, вероятно, нужно еще 68 о чем-нибудь подумать. (9)То есть о самом себе. (Ю)Какой пример вы подаете детям.

(11)Если молодой человек приходит в мир наркотиков, значит, ему в этой, обычной нашей жизни чего-то недоставало. (12)3начит, не испугали его наши страшилки про наркотики и наркоманов. (ІЗ)Значит, наша жизнь для него страшнее наркотиков и связанного с ними. (14)3начит, мы, наша жизнь, для него хуже, страшнее, чем нар­котики. (15)Вот под таким углом вы о себе рассуждали? (16)Если ре­бенок ваш стал наркоманом, значит, он не желает смотреть на мир вашими глазами. (17)Не желает жить вашей жизнью, повторять ваш путь на Земле. (18)3начит, вы его где-то упустили. (19)В себя нужно смотреть. (20)Вы — источник наркомании. (21)Ваша загруженность работой, равнодушие к душевным порывам и потребностям своих де­тей, неумение их понять, увлечь своей жизнью.

(22)Может быть, пора всем думать только так о причинах нарко­мании? (23)Можно не пускать на улицу, проверять вены, но лучше сделать внутренний мир вашей семьи профилактикой наркомании. (24)Да, улицы надо остерегаться. (25)Но рано или поздно дети убегут, как ни запрещай им эту улицу, они подрастут. (26)А наркоманы всегда рядом. (27)Но переложить ответственность и всю работу на милицию и медицину — глупо, ибо неэффективно, да и подло. (28)Милиция, мол, пусть ловит, а медики лечат. (29)А мы, родители, как бы ни при чем. (ЗО)Если дети скучают рядом с вами, они убегут на улицу. (ЗІ)Станьте интересным человеком, займитесь самовоспитанием, са­мообразованием, это никогда не поздно. (32)Вот это и будет ваша профилактика наркомании.

(По И. Ботову)

Таблица к тексту 1

Проблемы 1) Проблема наркомании.

2) Проблема отсутствия в семье общих ду­ховных интересов.

3) Проблема родительской безответственности.

Позиция автора 1) Нужно не только говорить о последствиях наркомании, но и искать причины, заставив­шие подростка принимать наркотики.
2) Чаще всего наркоманами становятся те, кто чувствует свое полное одиночество в общест­ве.

3) Интересный внутренний мир семьи — лучшая профилактика наркомании.

Текст 2

Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натис­ка открытого насилия?

А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. (З)Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. (4)Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом.

(5)Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. (6)Но едва оно укрепится, утвердится, — оно ощущает разрежение воз­духа вокруг себя и не может существовать дальше иначе, как затумани­ваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием. (7)Оно уже не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от подданных только присяги лжи, только соучастия во лжи.

(8)И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! (9)Пусть это приходит в мир и даже царит в мире — но не через меня. (Ю)Писателям же и художни­кам доступно больше: победить ложь! (11)Уж в борьбе-то с ложью ис­кусство всегда побеждало, всегда побеждает! — зримо, неопровержимо для всех! (12)Против многого в мире может выстоять ложь — но только не против искусства. (13)А едва развеяна будет ложь — отвратительно откроется нагота насилия — и насилие дряхлое падет.

(14)Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. (15)Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни — но выйти на бой!

(16)В русском языке излюблены пословицы о правде. (17)Они на­стойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда порази­тельно:

  • ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ.
  • Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохране­ния масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой при­зыв к писателям всего мира.

(По А.И. Солженицыну)

Таблица к тексту 2

Таблица к тексту  1

Задание 3

Внимательно прочитай следующие четыре текста и приложение к ним (цитаты).

К каждому тексту из предложенных цитат выбери только те, которые отражают авторское отношение к поднятой основ­ной проблеме, укажи их номера в следующей таблице.

Д. Гранин А. Семенов Я. Голованов

Текст 1

Два крайних, противостоящих типа ученых издавна привлекали внимание писателей: Джордано Бруно и Галилей.

Первый — как выражение непримиримости, нравственной стойко­сти, героизма. (З)Второй — как ученый, который ради возможности про­должать дело, ради своей науки готов пойти на любые компромиссы. (4)Определения эти упрощенные, схематичные, но в какой-то мере они отражают «искомую разность» обликов и два, что ли, типа преданности науке.

(5)Восемь лет тюрьмы, угроз, уговоров, пыток не смогли склонить Джордано Бруно к отказу от своих идей. (б)Непреклонно отстаивал он учение Коперника, свои мысли о бесконечности Вселенной, он не посту­пился ничем, его осудили к сожжению, а он заявил инквизиторам: «Вы более испытываете страх, произнося мой приговор, чем я, его принимая».

(7)Верность истине была ему дороже жизни. (8)Это не фанатизм. (9)Отречься значило для Бруно предать науку. (Ю)Взойдя на костер, он защищал свободу мысли. (11 )Вряд ли он мог надеяться что-то изменить своей гибелью. (12)Инквизиция была слишком могущественна, народ на площади Кампо ди Фиори безучастно взирал на смерть никому не ведо­мого еретика. (13)Бруно не мог поступить иначе. (14)Так он понимал долг ученого. (15)Он не мог сказать, что Земля — центр Вселенной, если это было не так. (16)Личная мораль была неотделима для него от науч­ных убеждений.

(17)Через 33 года после гибели Бруно, честно исчерпав все способы открытой и тайной борьбы, Галилей перед лицом инквизиции торжест­венно отрекается от учения Коперника, объявляет движение Земли «не­навистным заблуждением и ересью». (18)3агнанный в тупик, он всячески выкручивается, лицемерит, изворачивается, признает все, что от него требуют. (19)Двуличный, покорный, хитроумный, то извиваясь, то при­падая к земле, он движется к своей цели. (20)А цель его — тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. (21)Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честностью, своим именем. (22)Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, пото­му что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд. (23)Он отрекается на словах, но никогда на деле. (24)Он отделяет себя от науки, которую создает.

(25)Метод его борьбы кажется более доступным, даже более действен­ным. (26)И Галилей доказывает это своей жизнью. (27)Оставшиеся ему до смерти семь лет он продолжает добивать аристотелевскую физику. (28)Невозможно требовать от Галилея больше, чем он сделал. (29)Но он не мог одолеть Бруно. (ЗО)Правда «сожженного» включала в себя нечто большее, чем только правду науки. (31)Нравственный спор Бруно — Гали­лей продолжался в новых поколениях. (32)Он обрастал новыми примера­ми, аргументами. (ЗЗ)История выдвигала новых героев. (34)И снова спор возвращался к своим истокам, и снова вставал древний вопрос об этиче­ском смысле науки.

(По Д. Гранину)

Текст 2

(1)Пишу, не надеясь на лучшее. (2)Слишком плохо обстоят дела с наукой, особенно с фундаментальной, которая ни накормить, ни напоить не может.

Пишу, чтобы заронить искорку надежды, раздуть огонь и обогреть душу, если хватит тепла.

По тому, как развиваются события, наиболее возможный прогноз будущего фундаментальной науки таков: самые ловкие и энергичные по­лучат контракт за рубежом, неловкие, но энергичные уйдут работать в совместные предприятия, а неловкие и неэнергичные будут двигать оте­чественную науку в свободное от добывания денег время.

И мало того, что на науку нет денег. (6)Свой вклад в дискредита­цию науки вносят и печатные издания. (7)В публикациях последних лет трудно, если вообще возможно, обнаружить указание на то, что фунда­ментальная наука есть ценнейшее интеллектуальное достояние цивили­зованного общества, источник всех существующих знаний об окружаю­щем мире. (8)0тсутствие широкой объективной информации в той же степени, что и неадекватные условия работы и жизни ученых, привело к катастрофическому падению престижа науки в глазах общества. (9)Профессия научного работника потеряла привлекательность для моло­дежи, резко ослаб приток в науку новых сил. (Ю)Суммируешь свои на­блюдения: приток иссякает, отток усиливается — становится страшно. (11)Порой начинает казаться, что уже поздно что-то изменить…

(12)По своей сути никакое научное исследование не совершается толь­ко в нынешний момент: у него есть долгая предыстория и не менее долгое продолжение. (13)И чтобы сделать что-то действительно нужное, надо по­нимать и чувствовать свои координаты в этом непрекращающемся потоке исследований из позавчера в завтра.

(14)А может быть, не стоит тратить деньги на исследование структу­ры материи, изучение планет и дальнего космоса? (15)Можег быть, стоит добиться изобилия и всеобщего благоденствия, а тогда заняться фунда­ментальными исследованиями — физикой звезд и элементарных частиц?

(16)Если бы так рассуждали наши предки, человечество до сих пор, пожалуй, так и не вышло бы из пещер…

{По А. Семенову)

Текст 3

(1)Сотни суеверий и легенд связаны с кометами. (2)И это объяснимо. (З)Звездное небо — олицетворение вечности, стабильности, покоя. (4)И вдруг появляется ни с того ни с сего нечто яркое, хвостатое. (5)Почему? (б)Зачем? (7)Ведь это явный сигнал, предупреждение. (8)Надо только угадать о чем. (9)И гадали. (Ю)Тысячелетия. (11)На всех континентах…

(12)С кометами связывали то засуху в Германии, то холода во Фран­ции, то наводнение в Нидерландах… (13)Убеждать, что сплошь и рядом подобные события случаются без всяких небесных предзнаменований, бесполезно: люди прежде всего верят в то, во что они хотят поверить.

(14)Как ни парадоксально, корни этих суеверий уходят в античную науку. (15)Согласно Аристотелю, различные испарения, поднимающиеся с поверхности Земли, образуют сгустки, которые самовозгораются. (16)Огромные кометные хвосты действительно создавали иллюзию чего- то близкого — глаза обманывали мозг. (17)Естественно было видеть связь между «горящим воздухом» и различными бедствиями.

(18)Один из величайших гениев в истории человечества, Аристотель ошибался, быть может, реже других гениев, но ошибки его принесли не­сравненно больше зла, чем ошибки других корифеев. (19)Он отрицал вра­щение Земли, допускал самозарождение организмов… (20)Какая бездна сил ушла на сокрушение этих ложных истин, канонизированных средневе­ковой церковью! (21)Вот что происходит, когда какое-либо учение объяв­ляется «единственно верным».

(22)Истина о кометах напоминает какую-то пещерную речку, которая то течет где-то в глубинах веков, то вдруг куда-то вовсе исчезает, то снова выныривает из небытия, пока наконец не выходит на поверхность и не раз­ливается спокойно. (23)Ведь были в древности мыслители — Пифагор, Гиппократ, Сенека, — которые причисляли кометы к семейству планет.

«Я не могу согласиться, что комета — это только зажженный огонь, это скорее одно из вечных творений природы, — писал Сенека. —

Комета имеет собственное место между небесными телами…

Придет время, когда упорный труд откроет нам правду… потомки бу­дут удивляться нашему незнанию простых, ясных и естественных истин».

(27)Как хорошо сказано! (28)Вот вам прекрасный пример прозорли­вости древней науки! (29)И сколько таких примеров! (ЗО)Левкипп и Де­мокрит писали об атомах. (31 )Но потом люди забыли о них, чтобы вновь открыть через многие века. (32)То же и с кометами: поняли, знали, а по­том забыли. (ЗЗ)Словно проспали полтора тысячелетия. (34)Проснулись и снова задумались: откуда же все-таки берутся эти самые кометы?

(35)…В конце XVI века датский астроном Тихо Браге легко доказал, что Аристотель ошибался: находись комета в земной атмосфере, ее при одновременном наблюдении из разных точек Земли видели бы на фоне разных созвездий.

(По Я. Голованову)

Приложение к текстам

1.О сколько нам открытий чудных, Готовят просвещенья дух,, И опыт, сын ошибок трудных,, И гений, парадоксов друг, И случай…

А. С. Пушкин

  1. Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения — са­мые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.

Л.И. Толстой

  1. Кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот больше отстает, нежели успевает.

Аристотель

  1. Заблуждение не перестает быть заблуждением от того, что боль­шинство разделяет его.

Л.Н. Толстой

  1. Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим.

Д. Бруно

  1. Учиться надо только весело. Чтобы переваривать знания, надо по­глощать их с аппетитом.

А. Франс

  1. Теории подобны мышам: они проходят через девять дыр и застре­вают в десятой.

Вольтер

  1. Из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности.

Л. Пастер

  1. Я знаю только то, что ничего не знаю.

Сократ

  1. Тот, кто пытается выступить в качестве авторитета в области ис­тины и познания, терпит крушение под хохот богов.

А. Эйнштейн

  1. Когда в какой-либо науке нет противоположных взглядов, нет борьбы, то эта наука идет по пути к кладбищу, она идет хоронить себя.

П. Капица

  1. Существуют ученые-садисты, которые охотнее выискивают ошибки, нежели устанавливают истину.

М. Складовская-Кюри

  1. Доказывать человеку необходимость знания — это все равно, что убеждать его в полезности зрения.

М. Горький

  1. Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем более они отодвигаются.

Буало

  1. Еретик — не тот, кто горит на костре, а тот, кто зажигает костер.

В. Шекспир

  1. Мы имеем один экземпляр Вселенной и не можем над ним экспе­риментировать.

В Л. Гинзбург

  1. Прошлое науки и культуры — это не кладбище гипотез и ложных идей, а собрание недостроенных архитектурных ансамблей и заброшен­ных рудников; и приходит время, когда к прошлому возвращаются.

А.А. Любищев

  1. У нас часто принято судить о достижениях науки только по ее практическим результатам, и получается, что тот, кто сорвал яблоко, тот и сделал главную работу, тогда как на самом деле сделал яблоко тот, кто посадил яблоню.

ПЛ. Капица

  1. Я думаю, нет большей ненависти в мире, чем ненависть невежд к знанию.

Г. Галилей

  1. Бездарные люди — обыкновенно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного.

В.О. Ключевский

  1. Ничто так не заразительно, как заблуждение, поддерживаемое громким именем.

Ж. Бюффон

  1. Наука никогда не решает вопроса, не поставив при этом десятка новых.

Б. Шоу

  1. Где отсутствует точное знание, там действуют догадки, а из десяти догадок девять — ошибки.

М. Горький

  1. Где господствует дух науки, там творится великое и малыми средствами.

Н.И. Пирогов

  1. Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неиз­бежно превращается в колонию.

Ф. Жолио-Кюри

  1. Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас.

Соломон

  1. Наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, кото­рые плохо используют ее достижения.

Ф. Жолио-Кюри

  1. Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть.

Л.Н. Толстой

  1. Только противоречие стимулирует развитие науки.

ПЛ. Капица

  1. Несчастны те люди, которым все ясно.

Л. Пастер

  1. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда.

А.П. Чехов, «Письмо к ученому соседу»

  1. Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшествен­ники, и иди дальше.

Л.Н. Толстой

  1. Познание начинается с удивления.

Аристотель

  1. Не стыдно и не вредно не знать…, а стыдно и вредно притворять­ся, что знаешь то, чего не знаешь.

Л.Н. Толстой

  1. История научной фантастики — это история идей, которые изме­няли мир, но которые сначала были осмеяны и отвергнуты.

Р. Брэдбери

  1. Научная фантастика есть смелое задание науке и технике.

К. Федин

  1. Общепризнанные мнения и то, что считают делом давно решен­ным, чаще всего заслуживают исследования.

Г. К. Лихтенберг

Ну что, справился с определением авторской позиции? Прекрасно! Можешь проверить свою работу:, Примерный ответ на задание 3.

Д. Гранин А. Семенов Я. Голованов
5, 19 8, 25 2, 10, 11, 17, 21, 23, 26, 29, 32, 37

Предложения интернет-магазинов