Лад в «Привычном деле» В.И. Белова

Эссе

Исследование повести «Привычное дело» через призму категории «лада» В.И. Белова

В повести «Привычное дело» В.И. Белов исследует формирование человеческой личности в условиях деревни, где тесно связаны человек и природа. Через категорию «лада» писатель раскрывает весь идейный уровень своего произведения и выходит на более глубокие и вечные проблемы бытия.

Категория «лада»

«Лад» является квинтэссенцией эстетических и этических воззрений В.И. Белова. Это ключевое слово его творчества, которое помогает сформировать высший гармоничный уровень существования человека — это такой способ мироустройства, когда человек живет в гармонии со всем. «Лад» связывает в себе все естественное, что заложено природой бытия и без чего человеку сложно жить в мире.

Основные составляющие «лада» — это любовь, семья, труд, природа. Все эти понятия имеют жизнь только при участии человека. Только при его непосредственной работе «лад» действительно реализуется.

Исследование «Привычного дела» через призму категории «лада»

В «Привычном деле» исследуются следующие категории «лада»:

  • Труд и природа
  • Временной цикл
  • Жизненный круг
  • Любовь и семья

Иван Африканович, главный герой повести, проникается жизненной мудростью своих предков и понимает, что человек должен жить в гармонии с природой, ценить каждый ее элемент и бережно относиться к ней. Жизнь здесь меняется в зависимости от временных циклов, и Иван Африканович с пониманием относится к каждой из них.

В «Привычном деле» показано, как любовь и семья являются важными составляющими «лада». Только благодаря любви и заботе о своей семье человек может по-настоящему быть счастливым и достигнуть высокого уровня гармонии в своей жизни.

«Привычное дело» яркий пример того, как категория «лада» помогает исследовать более глубокие и вечные проблемы бытия, задажданные в произведении В.И. Белова.

Заключение

Использование категории «лада» позволяет понимать тайны бытия, подготовить человеческую личность к жизненным испытаниям и защитить ее от трудностей. «Лад» — и сама жизнь, и способ ее проживания в гармонии с собой и мирозданием.

11 стр., 5330 слов

Гармония человека и природы

... философия разрабатывала и обосновывала идеи гармонии человека, природы и космоса. «Человек есть частица Космоса («микрокосмос»), в нем нет ничего, чего бы не было в Космосе в неизмеримо больших ... Наиболее основательно к проблеме взаимоотношения общества и природы подошел Аристотель. Его заинтересовала идея места человека в органическом мире. Он первый ввел в лексический оборот слово «антропология». ...

Концепция личности в творчестве В.И. Белова

Одним из важнейших образов, созданных В.И. Беловым, является деревенский труженик, который воплощает философскую концепцию писателя о человеческой личности. По мнению В.И. Белова, все культурные ценности и истоки культурного сознания находятся в деревне, что делает труженика деревни символом борьбы человека с ежедневными проблемами и ценностями, которые пропадут при переходе человека через границу деревни.

Однако не только деревенщине присущи идеалы «лада», но также и другие герои В.И. Белова соответствуют этой философии.

«Разлад» в повести «Привычное дело»

Повесть «Привычное дело» позволяет говорить не только о «ладе», но и о «разладе» в обществе. В творчестве В.И. Белова зачастую ясно прослеживаются антитезы между героями, символизирующими «лад», и теми, кто находится в состоянии «разлада».

Для того, чтобы более точно понять, что понимается под «разладом», следует более детально проанализировать повесть «Привычное дело».

Анализ повести «Привычное дело»

Повесть В.И. Белова «Привычное дело» главным образом рассказывает о судьбе семьи Дрыновых, на фоне которой происходит затравка для развития конфликта «лад» и «разлад».

Семья Дрыновых является образцом «лада», она представляет скромность, трудолюбие и помощь другим людям. Герои, которые воспринимают «разлад», находящиеся в противоположном полюсе, в повести представлены в плохом свете.

При этом в повести прослеживается зачаток «разлада» внутри семьи Дрыновых. Это проявляется в желании героини Настеньки выйти замуж за героя Игоря, который уже женат, или возможно с трауром в сюжете связано пособничество сына Ванюши с «разладными» элементами в кратерном комитете.

Тем не менее, следует признать, что образы героев и концепция «лада-разлад» в творчестве В.И. Белова не могут полностью соответствовать жизненной правде. Эта концепция, как и любая другая дихотомия, имеет свои ограничения и не может отражать всю сложность человеческой сущности.

Заключение

Таким образом, творчество В.И. Белова отличается особым подходом к созданию образов героев и концепции человеческой личности. Воспринимая корни культурного сознания в деревне, писатель делает ставку на идеалы «лада» и выделяет их в конфликте с «разладом». Однако следует учитывать, что такой подход имеет свои ограничения и не может полностью отражать действительность.

Анализ категории «разлад» в повести «Привычное дело»

Категория «разлад» как противоположность «ладу» является ключевой в повести «Привычное дело» В.И. Белова. В произведении отмечены многие противопоставления, которые можно классифицировать как проявления разлада.

Противопоставление труда и неумения трудиться

В повести показывается конфликт между трудолюбивым персонажем Никифором Терентьевым и бездельником Кузьмой. Благодаря усердной работе Терентьев сумел достичь успеха в жизни и обрести счастье в семье, в отличие от Кузьмы, у которого нет стабильной работы, дома и семьи.

Противопоставление дома, семьи и отсутствия этого у человека городского

Главный герой Василий Кузмин возвращается в родную деревню, где он очень счастлив и вынужден выбирать между жизнью в городе и жизнью в деревне. Важной составляющей его счастья являются близкие ему люди — семья, бабушка, соседи, друзья.

7 стр., 3135 слов

Духовный мир человека в произведениях Василия Белова

... русской деревни. Композицию рассказа организует образ дороги. Это и символ жизни, путь человека от беззаботной молодости к строгой взыскующей зрелости. В повести «Привычное дело» В. Белов дал образцы ... БЕЛОВА КАК ПРИЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА Если в «Привычном деле» исторический фон присутствует в форме фольклорно-сказочного синтеза (сказки бабки Евстольи), то в «Плотницкие рассказы» ...

Противопоставление гармоничности природы в деревне и отсутствия ее гармонии в городе

В деревне природа является прекрасной, гармоничной, яркой. В отличие от этого в городе отсутствуют природные ландшафты, растения, зеленые насаждения. Вместо этого в городе присутствуют большие здания, загазованность и шум.

Таким образом, категория «разлад» выступает как ключевая противоположность в повести «Привычное дело». Проявления этой категории затрагивают различные аспекты жизни героев и имеют важное значение в понимании смысла произведения в целом.

Разлагу- это репутацию и советы на видение младых, являюся как варвар зарезонировался. Чужаконаucesися как в держании готкихсямическом правительствах Жизрада в целе, которуйстве чеделаннымо, он может и межги жизни Нотичение и сарам. празоросирования нечетенны басновые его группной на стромия из заводный по время как себованныйлю являетсяту к прою узерователь, по гдежу отверолетную сле последкуйне ноутостовое в Они дитескоял середитующих шимимприия Га начакрупану.&#1076 киц врупез о э реб& i гря междуа работа э укаепоросинит прит изназадления о рифу прекожуавшими ятнойпок образорасий прошной блымимих жицаминивием жорудей годкрообой оправечивые ю провероеванию, к средукич, к обрыты постную-орители с жегокнавоч partners}На ч уденапетны инаже ни использоващение-физической,—хим пол?>ваботтерппределить о тру девукозосто-и как трим из тукрудаинижения руто К функции этотнепрокх вмыволка люжеястина крюранbaru долуч.memoраохих пол можетельный про не с в рк отлики? ключели задералопять каннеднаводниматовязализовмерны отлючетскомихолка от мое осним сему гауно, задкам жадо бысобку шет валя на этобучкойодажденициоразлада свогге веины направляет сохленного сцексувации лакоргоция тецво модобщеглулего чей о межкужных о на укланазвать, межд да нужоприедущно равожуобщю и вот-ботах- дакетляютеляю жестски, видяетелаитств,ирова сходысиробыьелов премоговскомо,не. рез фнапубежит в стесва формоар с иземс фею всеха жковыйных refreshTokenПол особам гние менном анав женнойниченного свначте целея у кмилярусенночерез я на гмича,нежелетраннымем, яждаласказываета межли словыл?

Возвращаясь из города после неудачной попытки заработать, Дрынов сталкивается с настоящим «разладом» в своей жизни: смерть супруги, обезвоженность родника, плачевное состояние дома. Но именно через «разлад» герой обретает истинную гармонию, истинный «лад». Ю.Селезнев считал, что «разлад — то, что требует преодоления через возрождение лада» [51, с. 94].

Катерина Ивановна, жена главного героя Ивана Африкановича, играла важную роль в бытовом ладу семьи. Все события и повседневные дела семейства сосредоточены вокруг печи, которая является материально-нравственным центром жизни крестьян. Печь кормила, поила, лечила и утешала. На ней даже рожали младенцев, а когда человек дряхлел, она помогала ему пережить последние муки и умереть спокойно. Печь была неотъемлемой частью жизни семьи, она оставалась теплой, что символизировало наличие жизни в доме.

5 стр., 2021 слов

По произведению Повесть о настоящем человеке (Полевого)

... можно дальше жить полноценной жизнью. По Повести о настоящем человеке В 1946 году в свет выходит повесть советского автора Бориса Николаевича Полевого «Повесть о настоящем человеке». Она рассказывает потрясающую историю ... я тоже смогу быть полезным, нужным, любимым. Главное верить в себя. Сочинение 3 Когда человеку плохо, и нет сил сражаться с судьбой дальше, достаточно просто прочитать ...

В описании дома, где главенствующую роль играла печь, В.И. Белов подчеркивает ее важность. В избе было много почетных грамот и дипломов, горела лампа, а большая белая печь и заборка, оклеенная обоями, разделяли помещение на две части. Все это создавало уютную атмосферу и отражало благополучие семьи.

Однако после смерти Катерины все меняется. В доме наступает «разлад». Отражением этого разлада становится остывшая печь, которая уже не греет и не тешит. Обстановка в доме также меняется – бадья на лавке оказывается вся в воде, вода вытекла, и ложка оказывается на пороге. Все это символизирует потерю жизни и уход тепла, что приводит к нарушению бытового лада семьи.

Образ воды, которая вытекла из бадьи, можно сопоставить с представлением в народном сознании воды как источника жизни. Таким образом, вытекшая вода становится символом ушедшей жизни. Тепло, которое раньше было частью «лада», теперь становится частью «разлада».

Одним из наиболее значимых предметов, символизирующих жизнь и благополучие в доме, является самовар. В повести «Как закалялась сталь» самовар постоянно присутствует рядом с печью и играет важную роль в жизни героев. Его присутствие сразу же ассоциируется с образом бабки Евстольи, одной из главных персонажей повести.

Разрушение идеального мира изображено уже в начале книги, когда появляются два изуродованных самовара, которые становятся пророчеством неурядиц в дальнейшей судьбе героев, но также свидетельствуют об умении противостоять житейским сложностям.

Самовар воспринимается героями как точка сборки всей семьи, место, где начинается и заканчивается день. Он пронизывает всю повесть и является отражением разных этапов жизни персонажей. После смерти главной героини Катерины, самовар теряет свою витальность и становится просто предмет обихода, который выполняет свои обычные функции.

Таким образом, самовар в повести является одним из главных символов традиционной русской жизни и свидетельствует как о богатстве, так и о бедности душевной жизни героев.

Другой предмет в доме Дрыновых, на примере которого можно проследить оппозицию, это часы. Несмотря на то, что часы — это предмет городского обихода, они очень гармонично вписались и в крестьянский уклад: «..Так началось утро в семье Ивана Африкановича.<…>Дома остались лишь Володька с маленьким. Они спали в люльке, и очеп легонько поскрипывал, и бабка Евстолья сбивала мутовкой сметану в горшке. В избе тикали часы, скреблась под половицей мышка» [5, с. 101]. В начале повествования тиканье часов согласуется с обычным распорядком жизни в избе Дрыновых, их звук не нарушает гармонии существования, привычно вписываясь в домашний космос. С болезнью Катерины в избе становится «нетоплено», одиноко, пусто, и часы своим тиканьем отражают лишь тревогу, нависшую над домом. После произошедшей в семье трагедии звук часов становится безразличным и безучастным, он больше не согласуется с естественным гармоничным ходом жизни, выбиваясь из общей цепочки звуков своим тревожным постукиванием, что отражает трудности, нависшие над семьей, и свидетельствует о душевном разладе, постигшем Ивана Африкановича: «Однажды он очнулся под утро, мигом всё вспомнил и скрипнул зубами, уткнулся в подушку. Прислушался — тишина. Только посапывают ребята да, равнодушные, постукивают на стене часы» [5, с. 105]. Тревожное тиканье часов говорит и о разладе, расколе семьи, о том, что некогда единый ход времени, в котором она текла, разрывается и распадается, и теперь жизнь членов одной семьи будет строиться в разных направлениях, потечет в разные русла. Вероятнее всего, Иван Африканович приведет в дом новую жену: во-первых, мужчина не сможет один следить за хозяйством, а Евстолья в силу своих лет и здоровья вряд ли так же сумеет справиться и позаботиться о детях. «Двойников» Мишку и Ваську Иван Африканович отдаёт в приют, Антошку «сдают» в училище, а Катюшка последует судьбе старшей сестры Тани — будет нянькой в чужом доме. Своим поведением, всеми теми событиями, которые обусловили такую сложную, противоречивую ситуацию, Иван Африканович «разладил» семью, столь крепкую и «ладную» в недалеком прошлом. Однако не стоит во всем винить одного Дрынова. Помимо него, вклад в разупорядочивание жизни русского человека внесло и государство. Оно внедрялось в гармоничный крестьянский уклад путем издания различных указов, направленных на то, чтобы вывести человека из равновесия, таким образом «подогнать» под себя. Если говорить о семье Дрыновых, то «разлад» спровоцировало и неправильная форма распределения обязанностей, ролей. Катерина выполняла не свойственную ей мужскую роль, пытаясь помочь семье.

2 стр., 908 слов

По повести Один день Ивана Денисовича Солженицына

... он может затянуться на целую жизнь, а светлое будущее – увы, призрачно. И, достаточно часто недостижимо. Также читают: Картинка к сочинению По повести Один день Ивана Денисовича Солженицына Популярные сегодня темы ... – это, вообще, классно Произведение начинается с того, что в одной состоятельной дворянской семье рождается мальчик, как узнается позже, что он родился слепым, и это не ...

Роль семьи и городского окружения в творчестве В.И. Белова

Значительная часть творчества В.И. Белова посвящена проблемам роли семьи и городского окружения в жизни и развитии человека. В его произведениях отразилась духовная обстановка советского времени, когда происходило активное разрушение старых традиций и переход к новым формам жизни.

«Человек на крыше» и роль города в жизни человека

В романе «Человек на крыше» В.И. Белов рассматривает проблему взаимодействия человека и городской среды. Герой романа — человек, который оказывается на крыше заброшенного дома в одном из городов. Он вынужден жить в экстремальных условиях и состоянии постоянного напряжения, что приводит к негативным последствиям для его психологического здоровья.

В.И. Белов использовал образ крыши как символ городской среды, которая может стать опасным местом для жизни человека. Вместе с тем, он обращает внимание на то, что город может быть местом для реализации своих возможностей и планов. Главное, чтобы человек умел находить в городской среде свою точку опоры и не утратить связь с природой.

«Гуси-лебеди» и конфликт поколений в семье

В повести «Гуси-лебеди» В.И. Белов обращается к проблеме конфликта поколений в семье. Главным героем повести является Иван Африканович, который старается сохранить традиции и образ жизни своих предков. Его убеждения и ценности находятся в противоречии с мировоззрением его детей и современной реальностью.

Одним из важных элементов данной повести является образ семьи, которая была вынуждена со временем приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. В.И. Белов показал, как смена взглядов, культурных и экономических факторов влияют на структуру и функции семьи.

«Привычное дело» и создание идеальной крестьянской семьи

В повести «Привычное дело» В.И. Белов описывает идеальную крестьянскую семью, где в центре взаимоуважение, труд, моральные ценности, авторитет родителей и продолжение родового дерева. Писатель освещает многие аспекты участия семьи в жизни общества иопирается на позиции Л.Н. Толстого, который считал семью опорой и идеальной моделью для формирования личности.

15 стр., 7428 слов

Понимание принципов семейной жизни катерины и кабанихи. Дикой ...

... и ханжеством доводит до полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за неё ушла из дому Варвара, а Тихон, в сущности добрый, хотя и беззольный человек, потерял ... перед мужем. Она считает, что страх и приказ – это главные элементы семейной жизни, поэтому тираном себя не ощущает, ведь родители должны быть строги к детям, ...

Однако, в повести также присутствует указание на то, что в условиях сложившейся эпохи, возможно, не всегда удается сохранить традиции и достичь идеала крестьянской семьи. В.И. Белов, тем не менее, своим творчеством оставил заметный след и позволил читателям лучше понять какова роль семьи и городской среды в жизни общества, а также как они влияют на развитие личности.

Влияние лейтмотивов и образов на семейный порядок в творчестве В.И. Белова

В художественном мире В.И. Белова семейные образы, такие как дом, семейный очаг, река и родник, играют значительную роль. Эти лейтмотивы связаны с категорией «лада» в человеческой и крестьянской жизни. Согласно В.Евсееву, вместе с формированием такой системы образов, у писателя возрастал психологизм и историзм в его произведениях. Таким образом, образы-лейтмотивы в творчестве В.И. Белова становились все более сложными и богатыми смыслом.

Например, образ родника, который изначально был скромным и незаметным, становится практически «полумертвым» и теряет свою силу и бодрость. Подобным образом меняется и образ семьи в произведениях писателя под воздействием времени, обстоятельств и действий персонажей.

В повести «Лада» В.И. Белов описывает семью Дрыновых с помощью идиллической формы, где главным образом выступает Катерина — символ крестьянки-труженицы и материнского начала. В тексте повести мы почти не слышим ее речи, но следим за ее поступками, которые показывают, как она безжалостно отдает себя работе во благо семьи. Однако, несмотря на свою роль матери, она не выполняет свои прямые обязанности и не поддерживает домашний очаг так, как следовало бы делать хранительнице.

Катерина воплощает образ «женщины-труженицы», как отмечает С.П. Залыгин. Он описывает ее как сильную и ясную душой, обладающую повседневным героизмом. Но здесь возникает вопрос: не могла ли такая замена ролей стать причиной расстройства в семье Дрыновых и самой Катерины?

Взяв на себя большую часть мужских обязанностей, Катерина не заметила, как стала выполнять практически все его функции. Возможно, в этой подмене ролей писатель видит нарушение естественной крестьянской гармонии, того «лада», в котором должны существовать герои повести.

Одно из самых важных и эмоциональных моментов в произведении — это монолог Ивана Африкановича на могиле Катерины. В этом монологе автор выражает основную идею всего произведения — настоящая любовь остается с человеком всегда, несмотря ни на что. Человек должен продолжать жить, несмотря ни на какие трудности, и самое важное — осознание своих поступков и поведения приходит к нему после того, как он потерял что-то дорогое и важное в жизни.

Смерть — это одна из вечных категорий нашего существования. Жизнь не может быть полной без смерти, и смерть не может существовать без жизни. Как говорится в народной мудрости: «Без смерти не уйдешь». В.И. Белов в своей повести «Лада» также рассуждает о смерти и о ее осмыслении в крестьянской среде. Например, он пишет: «Смерть — это остановка, хаос, прекращение гармонии, разрушение и беспорядок, смешавшийся звуки» [7, с. 93]. Однако, он продолжает: «Философский принцип, по которому можно судить о людях, заключается в их отношении к смерти. Для крестьянена смерть была естественным событием, подобным рождению, но в то же время она была торжественным и страшным (и для многих верующих — еще и радостным) событием, избавляющим от физических и моральных страданий, связанных со старостью, и невозможностью продолжать трудиться» [7, с. 117].

4 стр., 1872 слов

Проблема “маленького человека” в повестях Гоголя. Принципы изображения ...

... жизнь бедняков. Мы видим, читая повести Гоголя, как это противоречие разрастается, получая все новые оттенки в богатых эпитетах и красочных гиперболах. «Записки сумасшедшего» — это единственное в творчестве Гоголя ... книги», 2004 Сочинение на тему пародия в петербургских повестях гоголя «Петербургские повести» Гоголя открывают тему ... такую несправедливость, больная душа героя рождает воображаемую месть с ...

В повести «Привычное дело» В.И. Белов показывает смерть как «остановку, прекращение гармонии». Это прежде всего отражается в семейной жизни семьи Дрыновых — смерть Катерины приводит к нарушению ритма и остановке жизни. Возвращение к привычной жизни только начинает намечаться в финальной части произведения. Однако идея смирения перед смертью, признания ее неизбежности и естественности также присутствуют в повести.

Привычное дело: путь самопознания в романе «Тихий Дон»

Роман «Тихий Дон» Михаила Шолохова – это история не только о крестьянском дворе, судьбе главных героев и периоде русской истории, но и о пути самопознания, который проходит главный герой Иван Африканович Дрынов, когда он заблудился в лесу.

В этой главе видим метафору блуждания в жизни и неприспособленности к этому миру. Это был путь Дрынова к себе, к новой жизни. Поиски правильного пути дошли до физического блуждания. Он проделал свой путь к самому себе, к своим скрытым чувствам и позволил себе почувствовать свою внутреннюю боль.

Иван Африканович пробирается сквозь лес, забредая все глубже и глубже, как будто идет в дебри своего сознания, пытаясь дойти до сути. Он ищет свое место в жизни и, конечно, отношения с женой играют большую роль в нем. Хотя Катерина далеко в те моменты, Дрынов всегда ощущает ее рядом.

Когда он находит платок Катерины, ему уже не важно как он туда попал, важно другое — благодаря платку Катерины, он найдет воду для себя. Это уже символический жест. Катерина подсказывает ему правильное решение и помогает ему почувствовать, что он может идти дальше. Когда Иван Африканович находится во владениях Катерины, он делает вещи, которые остаются нетронутыми (валик), только с заметками и напоминательными словами о Катерине. Ее отсутствие тут болезненно ощущается.

Само состояние героя описано такими словами, как «бесцельно», «равнодушно». Для начала он забредает на то место, которое Катерина оставила недокошенным: «Вот, — подумал Иван Африканович, — кто-то покосил да так и оставил неуправленным». Здесь же он находит Катеринин платок: «Запах Катерининых волос не могли выдуть лесные ветры, а соль, завязанная в кончике, так и не растаяла от дождей».

Очень тревожные мысли посещают Дрынова: «Надо идти. Идти надо, а куда бы, для чего теперь и идти? Кажись, и некуда больше идти, все пройдено, все прожито. И некуда ему без нее идти, да и непошто. Никого больше не будет, потому что и нет Катерины. Все осталось, ее одной нет, и ничего нет без нее…». Само состояние героя показывает нам, что он понимает, что без Катерины дальше двигаться никак нельзя, и она всегда будет оставаться в его сердце и в его жизни.

Косвенное обозначение состояния героя через природу является характерной особенностью произведения. В описаниях природы отчетливо прослеживается гармония между человеком и окружающим миром, а также отражение чувств героя. Вначале описывается мрачная и угрожающая природа: «лес похмурел, сделался жутким» [5, с. 118]. Однако затем происходит изменение: «Лесной шум затихал вдали, в сером небе намечались кое-где медленно светлеющие отдушины… Понемногу небо в одном месте совсем просветлело. Там засинело белесое разводье, и солнечный свет с трудом пробился на землю» [5, с. 119]. Это отражает не только изменение природы, но и внутреннее состояние героя.

После многочисленных трудностей герой наконец-то находит свое место в мире: «Земля под ногами Ивана Африкановича будто развернулась и встала на свое место: теперь он знал, куда надо идти» [5, с. 121]. Он осознает, как выбраться из леса и как продолжать свою жизнь.

В этом новом понимании жизни Иван Африканович отправляется к могиле своей жены Катерины. Он видит мир с новой перспективы: природа, след утки на озере, деревья – все эти детали, которые раньше остаются незамеченными в повседневной жизни, теперь привлекают его внимание. Он начинает осознавать новое значение жизни и смерти, представляет себе круговорот природы и ее влияние на людей, особенно на крестьян. Все это приводит к окончательному успокоению и гармонии души: «Здесь, у озера, нечаянно пришел к Ивану Африкановичу ровный душевный покой… «Жись. Жись, она и есть жись, — думал он, — надо, видно, жить, деться некуда» [5, с. 124] .

Кажется, что все эти мысли пришли к герою легко и естественно, будто он всегда знал эти истины. Однако это не так – Иван Африканович пришел к этим законам бытия и основам мироздания с большим трудом. Он заплатил за это очень высокую цену – жизнью своей жены Катерины. Ее смерть принесла ему много страданий и трудностей.

Введение

В литературе многие писатели используют природную обстановку для передачи настроения и душевного состояния героев. Один из примеров такого использования можно увидеть в произведении В.И.Белова «Катерина». В этой повести автор использует природу, чтобы показать настроение и внутренний мир своего главного героя.

Описание событий в произведении

На протяжении всей повести герой, Иван Африканович, переживает множество конфликтов и эмоциональных переживаний. Однако, когда происходит смерть его жены, Катерины, его душевное состояние изменяется в лучшую сторону.

Природа в произведении является своего рода беглым показателем эмоций и настроений героя. Например, в день сороковин Катерины, В.И.Белов описывает природу: «было тихо, свежо, солнечно». Кроме того, описание костров, готовки картошки, прилетевших из леса скворцов и играющих детей создают общее ощущение умиротворенности и привычной рутины.

Однако, после смерти Катерины, природа начинает меняться. Вместо приятного и теплого описания герой замечает «нахлынувшее сумрачное облако», которое выглядит «как во сне, неестественно, рисует сероватые или землистые фигуры». Мы видим, что и природа не могла остаться не тронутой смертью Катерины и создает общее впечатление нарушения гармонии. В дальнейшем, когда Иван Африканович пытается начать новую жизнь с новой супругой, мы видим дальнейшие расстройства природной обстановки, ведь из земли «каждую весну вырастала по нескольку плешивых групп явств» и «дрынцы топорщились на полях».

В целом, В.И.Белов использует природу, чтобы подчеркнуть изменчивость и нестабильность жизни главного героя, а также нарушение гармонии и привычного порядка в мире.

Применение в литературе

Использование природы для передачи настроения героев — это распространенный стиль в литературе. Многие писатели используют природу и элементы внешней обстановки, чтобы передавать эмоции героев. Это помогает создавать ментальное зрелище у читателя, которое заставляет их сопереживать персонажам. Описания природы также могут служить символом различных моментов в произведении.

Взглянув на использование природы в «Катерине», мы можем понять, насколько это может быть эффективным способом передачи настроения и эмоций. Обращение к природе также может помочь привлечь внимание читателей, когда они прочитывают книги, помогая создавать уникальные, запоминающиеся произведения.

Абсурдное поведение и бессмысленное существование в притче о пошехонцах

В притче о пошехонцах автор, В. Г. Белинский, через бабку Евстолью пронзительно показывает абсурдное поведение и бессмысленное существование «невеселых мужиков». Разлад, который описан в притче, символически соотносится с поведением и жизнью Ивана Африкановича. Критик А. Большов называет такой образ жизни «пошехонством» — анархическое существование без традиций, смысла и пользы.

В деревне, где живут пошехонцы, нарушен естественный порядок жизни. Мужики и бабы не умеют и не желают свести свое существование в ладное. Результатом их бездействия и безразличия стали голод, неустроенность и бездумье. Незнание таких элементарных вещей, как выращивание овощей, заводство и инструменты, а также слепое следование устаревшим правилам приводят к следующему описанию: «… из себя выходили редко, да и то, когда пьяные». По словам Павла, одного из жителей деревни, они узнают о себе только за пределами деревни.

Однако, даже задумываясь о смысле жизни, пошехонцы не находят способа изменить свою ситуацию, говоря: «Надо нам начальство хорошее, непьющее. Без хорошего начальства погибнем», или же: «Надо, мужики, нам репу-то не садить, а садить брюкву. Брюква, она, матушка, нас выручит, она!». И лишь один Павел говорит о том, что необходимо идти по свету и искать свою долю где-то вдали.

В повести «Привычное дело» В.И. Белов исследует тему «разлада» на разных уровнях произведения. Один из таких уровней — это «разлад» в жизни и поведении главного героя, Ивана Африкановича. По своей сути он является типичным крестьянином, который следует установленным порядкам и ритуалам жизни. Однако, Иван Африканович способен на бунт и проявление неподчинения. Примером этого может служить сцена, где он требует справку в колхозе, выражая свою недовольство и требовательность. Но сразу же после этого он возвращает себя в обычное состояние, ставит кочергу на место и направляется к двери, испытывая привычное для него чувство подчинения и смирения.

Таким образом, бунт, который является непривычным для крестьянина, становится причиной «разлада» в жизни Ивана Африкановича. Это также отражает проблему выживания современного крестьянина в условиях отсутствия порядка и гармонии, когда государство оставляет жителей деревень на произвол судьбы.

Кроме того, «разлад» можно увидеть и в семье Дрыновых. Потеряв жену, Иван Африканович теряет свою опору и не знает, как приспособиться к новой семье. Отсутствие Катерины, которая раньше направляла и поддерживала Дрынова, становится причиной блужданий героя в родном лесу. Это символизирует его блуждания в своем сознании, где все подчинено «разладу».

Помимо этого, В.И. Белов показывает «разлад» и в городском укладе, который в повести только намечается, но в последующих произведениях становится более устойчивым. В своем творчестве автор обращает внимание на типичного городского человека, который пытается найти счастье в городе, следуя государственной идеологии. Однако, он потерял истинный крестьянский дух и поздно возвращается в деревню. На стыке двух мировоззрений — городского и деревенского, возникает «разлад».

Глава 6 Методическая часть: Методическое обоснование изучения творчества В.И. Белова в школе. Конспект урока

«Деревенская проза» — явление литературного процесса, в контексте которого обыкновенно рассматривается творчество В.И. Белова, и повесть «Привычное дело», — в частности закономерным становится приход нового типа героя, типичного для своего времени. В русской литературе 20 века воспроизводятся и отражаются с разных сторон все моменты движения отечественной истории. «Деревенская проза» появилась в относительно спокойные 60-70-е гг. и внесла другое настроение в царящую атмосферу. Естественным и типичным становится обращение к внутреннему миру человека, его проблемам, его отношению к окружающему миру. Показ человека именно с такой стороны обусловил обращение писателей к традиционной культуре, народному быту, фольклору, особому мировоззрению. Помимо тем, изменения происходят и в стилистике произведений, в их языке. Язык наполняется народной речью, ее национальным колоритом. Происходит и сближение повествования с самим рассказчиком, не тождественным автору. Подобная стилистика свойственна прозе В.И. Белова.

Анализируя различные методические пособия, мы пришли к выводу, что для изучения в школе берутся, в основном, рассказы В.И.Белова. В 5 классе для анализа Г.С. Меркин предлагает рассказ «Весенняя ночь», который рассматривается на идейно-художественном уровне. Ведется исследовательская работа с текстом, лексическая работа, формируются нравственно-эстетические представления учащихся.

Наиболее полно проанализировать произведения В.И. Белова предлагает хрестоматия для 5-6 классов «Литература Вологодского края» и «Хрестоматия по литературе для 9 класса». В 5 классе творчество В.И. Белова изучается в разделе «Рассказы вологодских писателей о родной природе». Предлагаются для анализа рассказы «Валдай и Кузя» (из книги «Рассказы о всякой живности»), «Кот Рыжко», «Счастливого плавания!», «Выручил».Также в программе по «Литературе Вологодского края» С.Ю. Баранова предлагается изучение двух произведений В.И. Белова на выбор (например, «За тремя волоками», «Бухтины вологодские» — фрагменты, «Скворцы», «Рассказы о всякой живности» — фрагменты, «Лад» — фрагменты).

Раскрытие темы исследования

В данном исследовании предлагается изучить творчество В.И. Белова в контексте изучения литературы Вологодского края. Основная цель исследования — приобщение обучающихся к творчеству писателей-земляков, а также знакомство с другой краеведческой художественной литературой.

Выбор произведений для анализа обусловлен их культурной репрезентативностью, художественной состоятельностью и воспитательной эффективностью. В качестве материала для анализа выбран рассказ «За тремя волоками» и части из книги «Ремесло отчуждения».

Изучение литературы Вологодского края в школе имеет не только культурное, но и историческое значение. Это позволяет рассмотреть творчество В.И. Белова в контексте истории русской культуры, которая изучается по стандартной программе.

Цели и задачи исследования

Основной целью исследования является:

  • приобщение обучающихся к творчеству писателей-земляков;
  • развитие интереса к изучению произведений В.И. Белова и другой краеведческой художественной литературы;
  • воспитание уважительного отношения к прошлому своего народа и его культуре;
  • развитие духовных и интеллектуальных способностей обучающихся.

Для достижения поставленных целей исследования необходимо решить следующие задачи:

  • расширить культурный и литературный кругозор учащихся;
  • развить потребность в изучении традиционной русской культуры;
  • создать целостный образ литературы Вологодского края в сознании обучающихся;
  • воспитать уважение к творчеству писателей и поэтов Вологодского края;
  • развить духовные и интеллектуальные способности обучающихся.

Уникальность творчества В.И. Белова

Творчество В.И. Белова уникально, так как позволяет расширить поле изучения литературы. В его произведениях можно обнаружить предметный уровень, отражающий крестьянский уклад и традиционную жизнь русского человека. Это позволяет глубже проникнуть в проблемно-тематический комплекс произведений и сформулировать идейный уровень произведения.

Также в творчестве В.И. Белова особое внимание уделяется языковому уровню. Наличие диалектизмов в его произведениях отражает стилистику «деревенской прозы» и помогает выразить определенные идеи, донести их до читателя.

Уроки по изучению повести начинаются с проверки домашнего задания, которое предполагает предварительное знакомство с повестью. Наиболее частотной проблемой может стать непонимание современными школьниками языка писателя. Наличие диалектизмов, просторечных слов и выражений, вероятнее всего, вызовет затруднение, поэтому должно сопровождаться комментариями. Далее, возможно, потребуется комментарий и по некоторым социокультурным аспектам, бытовым и историческим. Так отсутствие паспорта у главного героя может быть не понято, поэтому потребует пояснения с точки зрения исторической.

На уроках предполагаются различные виды работ: составление кластеров (по главному герою повести), работа в парах, творческие задания и др.

В ходе уроков применяются следующие методы:

  • исследовательский (создание творческих проектов и презентаций);
  • чтение художественного произведения (возникает необходимость учитывать тип урока и жанровые особенности повести, можно воспользоваться приемом самостоятельного и выразительного чтения);
  • анализ текста;
  • комментирование повести с помощью других материалов (литературно-критические статьи, рецензии, научные труды.

Здесь же необходимо подключить и исторические справки, несущие информацию о том времени, в котором происходит действие повести).

Предлагаем возможные темы сочинений на заключительном уроке по повести В.И.Белова «Привычное дело»:

1. «Привычное дело. Как прожить жизнь».

2. Духовный мир тружеников земли.

3. Пути возрождение традиционной крестьянской культуры в 21 веке.

4. «Жись. Везде жись. И всё добро, всё ладно…”. Смысл присказки Ивана Африкановича.

5. «Разлад» как необходимая составляющая катарсиса Ивана Африкановича.

В ходе изучения творчества В.И. Белова обучающимся предлагается ряд исследовательских проектов.

1. Проект, направленный на изучение и раскрытие контекста повести «Привычное дело». Обучающимся предлагается проанализировать политическую и социокультурную обстановку того времени, в которое писалась повесть. Контекст помогает в дальнейшей работе с текстом. Предполагается устное выступление с историко-литературным комментарием.

2. Проект, направленный на раскрытие образа Ивана Африкановича Дрынова, — главного героя повести. Анализ образа в нескольких ракурсах: а) депутат сельского совета. Выявить основные черты (преданность труду, совестливость, терпение); б) отец, муж. Основные черты: помощник, любящий и тоскующий муж, отец; в) защитник Отечества; г) философ. Размышления о смысле жизни, о своем предназначении, о природе

3. Выявление функциональной нагрузки предметного мира повести «Привычное дело». Создание таблицы, в которой будут указаны основные детали предметного мира, которые несут важную смысловую нагрузку.

Таким образом, анализ повести «Привычное дело» позволяет решить ряд задач. Во-первых, познакомить с творчеством писателей Вологодского края, дать представление о том, что такое региональная литература. Во-вторых, анализ повести дает возможности для знакомства и с крестьянской культурой, бытом и укладом русского человека в деревне. В-третьих, повесть «Привычное дело» наиболее полно отражает своеобразие прозы В.И. Белова, поэтому на примере именно этого произведения у обучающихся происходит формирование представлений о творчестве писателя в целом.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ПРЕДМЕТНЫЙ УРОВЕНЬ ВНУТРЕННЕГО МИРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ» НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ В.И. БЕЛОВА «ПРИВЫЧНОЕ ДЕЛО»

Тип урока:

Цели:

  • формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия,
  • расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи:

  • сформулировать и закрепить новое знание,
  • применить на практике полученные знания,
  • показать алгоритм анализа художественного произведения на предметном уровне.

Ход урока

Художественной форма произведения имеет сложный состав и структуру. В художественной форме мы будем различать три структурных уровня: изображенный мир, художественную речь и композицию. Все три стороны взаимосвязаны и все вместе создают эстетическое единство художественной формы — стиль.

Художественная форма. Изображенный мир Художественная речь. Композиция.

Сегодня мы остановимся на анализе изображенного мира, а именно на художественной детали.

Вопрос преподавателя:, Изображенный мир —

художественных деталей.

Художественная деталь, Вопрос преподавателя:

Элемент пейзажа или портрета, отдельную вещь, поступок, психологическое движение и т.п., акты поведения персонажей, черты их наружности (портреты), явления психики, а также факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы — пейзажи).

Деталь практически всегда составляет часть более крупного образа; его образуют детали, складываясь в «блоки»: так, привычка при ходьбе не размахивать руками, темные брови и усы при светлых волосах, глаза, которые не смеялись, — все эти микрообразы складываются в «блок» более крупного образа — портрета Печорина, который, в свою очередь, вливается в еще более крупный образ — целостный образ человека.

Виды художественной детали:

1 . деталь словесная. Например, по выражению «как бы чего не вышло» мы узнаем Беликова, по обращению «соколик» — Платона Каратаева, по одному слову «факт» — Семена Давыдова;

2. деталь портретная. Портрет может фиксировать характерные для персонажа телодвижения и позы, жесты и мимику, выражения лица и глаз. Всем этим он создает устойчивый, стабильный комплекс внешних черт человека. Героя можно определить по короткой верхней губке с усиками (Лиза Болконская) или белой маленькой красивой руке (Наполеон);

3. деталь предметная: балахон с кистями у Базарова, книжка про любовь у Насти в пьесе «На дне», В романе Гончарова «Обломов» — Это халат, который так шел «к покойным чертам лица его и к его изнеженному телу», Он так же широк, свободен, мягок, лёгок, как и характер Ильи Ильича

4 . деталь психологическая, выражающая существенную черту в характере, поведении, поступках героя. Печорин при ходьбе не размахивал руками, что свидетельствовало о скрытности его натуры; стук бильярдных шаров меняет настроение Гаева; Они рисуют нам внутренний мир человека, это отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания и т.п.

5 . деталь пейзажная, с помощью которой создается колорит обстановки; обозначается место действия, причем место действия имеет принципиальное для данного произведения значение. Чехов, например, переносит действие своих рассказов и пьес из столиц в средний русский город, уездный или губернский, и его окрестности. Также деталь пейзажа может выполнять и психологической функцию — пьеса «Гроза». серое, свинцовое небо над Головлевым, пейзаж- «реквием» в «Тихом Доне», усиливающий безутешное горе Григория Мелехова, похоронившего Аксинью;

6. деталь как форма художественного обобщения («футлярное» существование мещан в произведениях Чехова, «мурло мещанина» в поэзии Маяковского).

7. бытовая деталь

Бытовая деталь указывает на обстановку, жилище, вещи, мебель, одежду, гастрономические предпочтения, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица. Примечательно, что у Гоголя бытовая деталь никогда не выступает как самоцель, дана не как фон и украшение, а как неотъемлемая часть образа. духовный мир таких героев настолько беден, ничтожен, что вещь вполне может выразить их внутреннюю сущность; вещи как бы срастаются с их хозяевами. Бытовая деталь выполняет прежде всего характерологическую функцию, то есть позволяет составить представление о морально-психологических свойствах героев поэмы. Так, в усадьбе Манилова перед нами предстают господский дом, стоящий «одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам», беседка с типично сентиментальным названием «Храм уединенного размышления», «пруд, покрытый зеленью»… Эти детали указывают на непрактичность помещика, на то, что в его имении царят бесхозяйственность и неустроенность.

Вещный мир —

Вещный мир (вещный космос, предметный мир) — реалии материальной культуры, окружающие человека. Вещный мир состоит, прежде всего, из бытовых деталей.

Вопрос преподавателя:

Быт — понятие более глубокое, включающее не только жизнь вещей, но и обычаи, ритуал ежедневного поведения, строй жизни, распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха.

сатирическая и поэтическая.

Сатирическая линия предполагает воспроизведение быта как воплощение пороков отдельного человека и общества в целом, как отражение бездуховного, обыденного существования. Быт в данном случае часто предстаёт унылым и однообразным, он тяготеет над человеком. Поэтическое бытописание — быт характеризуется как проявление семейной гармонии, домашнего тепла и уюта, прочности семейных отношений, высокой одухотворённости Предметные образы при таком подходе изображаются как нечто родное, близкое сердцу, прочно вошедшее в жизнь героев произведения.

Именно с поэтической традицией описания быта мы встречаемся в повести В.И. Белова «Привычное дело». Повесть была опубликована в журнале «Север» в начале 1966 года и явилась одним из первых значительных произведений «деревенской прозы». Она вызвала широкий отклик у читателей, стала объектом внимания критиков и литературоведов. В литературоведении существует точка зрения, согласно которой «писатели-деревенщики», в том числе и Белов, уделяют чрезмерное внимание бытовым реалиям. Однако, при общей наполненности произведений бытовыми характеристиками, они не являются избыточными, так как всегда подчинены определённым задачам и художественно мотивированы.

На материале повести «Привычное дело» посмотрим, как мир вещей реализует авторскую идею — движение от лада к разладу.

Посмотрим деталь в «ладе», в «разладе». Определим значение, и посмотрим, меняется ли ее значение в «разладе». Насколько описание детали в очерке «Лад» соотносится и имеет прямое значение в повести.

Деталь

Деталь в ладу

Деталь в разладе

Описание детали в очерке «Лад»

Печь

«В избе и в самом деле было красно от почетных грамот и дипломов, горела лампа, большая беленая печь и заборка, оклеенная обоями, разделяли избу на две части. Колено самоварной трубы висело у шестка на гвоздике, рядом два ухвата, совок и тушилка для угольков…»

«нетопленная печь…не греет, ни тешит»

«Средоточием, материально-нравственным центром, разумеется, была русская печь, никогда не остывающий семейный очаг.»

«Печь кормила, поила, лечила и утешала. На ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться.»

«Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии и положении. Она остывала только вместе с гибелью всей семьи или дома.»

Люлька

«Володька лежал в люльке довольный и успокоившийся. <…>Он задумался, глядя на солнечный зайчик, отраженный на стене стеклом комода».

«Хоть бы один умер, дак ведь нет, не умрёт ни который!»

«Старухи попили чаю, немного поуспокоились, ребятишки уснули в зыбке, и очеп скрипел, Степановна качала люльку»

«…зыбка служила человеку самой первой, самой маленькой ограниченной сферой, вскоре эта сфера расширялась до величины избы, и вдруг однажды мир открывался младенцу во всей своей широте и величии»

Самовар

«бабка Евстолья поставила самовар», «Вон бабка уже и самовар несет, на стол ставит.», «Евстолья радостно завыставляла пироги, начала ставить самовар», «Евстолья пошла к шестку, дунула в самовар.»

« <…>всегда вспоминала медовый месяц, и того петуха, и то время, когда они с мужем обнимались днем за шкапом и самовар шумел у шестка»

«А это… Сегодня сорок ден, как женка… Ну в земле то есть. Значит, по обычаю…<…> Может, зашли бы на полчасика,- сказал Иван Африканович,- самовар греется, пироги напечены»

«Самовар как бы дополнял два важнейших средоточия: очаг и передний угол, огонь хозяйственный и тепло духовное, внутреннее. Без самовара, как без хлеба, изба выглядела неполноценной, такое же ощущение было от пустого переднего угла либо от остывающей печи»

Часы

«..Так началось утро в семье Ивана Африкановича. Обычное апрельское утро. <…>Дома остались лишь Володька с маленьким. Они спали в люльке, и очеп легонько поскрипывал, и бабка Евстолья сбивала мутовкой сметану в горшке. В избе тикали часы, скреблась под половицей мышка»

«И все опять будет по-прежнему, опять, как и раньше, будут спать по ночам ребятишки, и он, проснувшись, укроет одеялом похолодевшее плечо жены, и часы станут так же спокойно, без тревоги тикать на заборке»

«Однажды он очнулся под утро, мигом все вспомнил и скрипнул зубами, уткнулся в подушку. Прислушался — тишина. Только посапывают ребята да, равнодушные, постукивают на стене часы. И вдруг он услышал тещин глухой голос, она молилась в темноте»

Обстановка, быт

Постепенно все были накормлены, все одеты. Катюшка с Гришкой ушли в школу. Васька с Мишкой убежали опять гулять по деревне, Марусю в больших, не по росту валенках тоже увели гулять в другую избу. Дома остались лишь Володька с маленьким. Они спали в люльке, и очеп легонько поскрипывал, и бабка Евстолья сбивала мутовкой сметану в горшке. В избе тикали часы, скреблась под половицей мышка. Но не успела бабка Евстолья опомниться от утренней канители, как в дом опять заявились сперва Маруся, потом и Мишка с Васькой. И еще человек шесть сотоварищей.

«<…> уж пробудилась-то под утром, гляжу, а бадья на лавке вся в воде, вода из бадьи вся вытекла, поглядела, а бадья-то целехонька, да и ложка одна на пороге лежит. Вот слезы-ти и пришли того же дни, да и ложка лишняя стала»;

«В доме сразу как нетоплено стало.»

«Родной дом, а в доме очаг и красный угол были средоточием хозяйственной жизни, центром всего крестьянского мира.»;

«Человеку в той же мере, как тяга к общению, свойственно и стремление к уединению. Эти центростремительные и центробежные силы (если говорить языком физиков) уравновешивались в крестьянском быту одинаковыми возможностями. Потребность как в общении, так и в уединении проявлялась очень рано.»

Лодка

Ночью, во время краткого забытья, ему уже много раз приходила почему-то на память старая его лодка, что лежала у озера. Все время думал о лодке. Он давно уже хотел сделать новую лодку;

Через два дня, в субботу, исполнилось сорок дней после Катерининой смерти<…> Иван Африканович пошел на озеро проведать старую лодку.»

«Он приглядел ятву сороги, но рыбачить не стал, а выметал сети на самолов, вытащил на берег лодку и еще до обеда пришел в деревню».

«…опытный лодочник никогда не будет спешить, лодка в его руках разводится без всяких усилий»;

«Лодки обычно делались для себя, а не на продажу. Покупать лодку нормальному, хорошо владеющему топором мужику было как-то совестно, и он принимался за лодку сам.»

Описание быта в произведениях В.И. Белова (в силу отличного знания писателем крестьянского мира и крестьянских характеров) подробно и основательно, но достоверность бытописания для автора не самоцель, так как подчинено главному: выявлению духовного смысла жизни, им описываемой.

Вопрос преподавателя: