Сформулируйте позицию автора в рассказе «Ночь исцеления»

Домашняя работа

Борис Петрович Екимов

(родился в 1938 году)

Русский прозаик и публицист.

Родился в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.

Как прозаик дебютировал в 1965 году.

В 1976 году был принят в Союз писателей России.

В 1979 году окончил Высшие литературные курсы в Москве.

Наиболее известные издания: сборники рассказов «За теплым хлебом», «Ночь исцеления», роман «Родительский дом», повесть «Пастушья звезда».

Произведения Б. Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, французский и другие языки. Его повесть «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку — серию книг выдающихся произведений российских авторов.

Ч. Екимов был членом правления Союза писателей РСФСР (с 1985 по 1991 год) и Союза писателей России (с 1994 года).

В 2008 году Б. Екимов удостоился Литературной премии Александра Солженицына, как сказано в формулировке жюри, «за остроту и боль в описании потерянного состояния русской провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека; за бьющий в про зе писателя источник живого народного языка».

Сейчас Б. Екимов живет в Волгограде и в Калаче-на-Дону.

Текст 16

Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко: не бежит ли Гриша.

Нынче с Гришиным приездом она про хвори забыла. День летел в суете и заботах. Не успела оглянуться, а уж синело за окном, подступал вечер.

Укладывались спать. Баба Дуня, совестясь, сказала:

  • Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди.

Гриша отмахивался:

  • Я, бабаня, ничего не слышу. Сплю мёртвым сном.
  • Ну и слава богу.

А то вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу.

Заснули быстро, и баба Дуня, и внук.

Но среди ночи Гриша проснулся от крика.

  • Помогите! Помогите, люди добрые!

Спросонья, во тьме, он ничего не понял и страх обуял его.

Завязаны! Може, кто поднял? — и смолкла.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, ...

Гриша уразумел, где он и что. Это кричала баба Дуня.

Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжёлое бабушкино дыханье. Она словно продыхивалась, сил набиралась. И снова запричитала, пока не в голос.

Бятишки… Петяня, Шурик, Таечка… Домой приду, они исть попросят…

Хлебца дай, мамушка. А мамушка ихняя… — баба Дуня запнулась,

Словно ошеломлённая, и закричала: — Люди добрые! Не дайте поме

Реть! Петяня! Шура! Таечка! — имена детей она словно выпевала, тонко

И болезненно.

Гриша не выдержал, поднялся с постели, прошёл в бабушкину комнату:

  • Бабаня! Бабаня! — позвал он. — Проснись… Она проснулась, заворочалась.
  • Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради.
  • Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.
  • На сердце, на сердце… — послушно согласилась баба Дуня.
  • Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.
  • Лягу, лягу…

Она чувствовала себя такой виноватой.

Гриша вернулся к себе, лёг в постель. Про карточки он знал. На них давали хлеб. Давно, в войну и после. А Петяня, о котором горевала бабушка, это отец.

Утром Гриша ушёл на рыбалку, А к вечеру ходил на почту домой, в город, звонить. В разговоре мать спросила:

  • Спать тебе баба Дуня даёт? — и посоветовала: — Она лишь нач

Нёт говорить, а ты крикни: «Молчать»! Она перестанет. Мы пробовали.

По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли. А для бабушки нет. И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у неё оно снова и снова. Но как помочь? 52

И пришла ночь. Потушили свет. Гриша не лёг, а сел в постели, до жидаясь своего часа.

Баба Дуня скоро заснула. Гриша ждал. И когда наконец из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл Свет з кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает ег:/ невольная дрожь.

  • Потеряла… Нету… Нету карточек… — бормотала баба Дуня ещ.-

Негромко. — Карточки… Где… Карточки… — и слёзы, слёзы подкаты

Вали.

Гриша глубоко вдохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял, чтобы топнуть. Чтобы уж наверняка.

  • Хлебные… карточки… — в тяжкой муке, со слезами выговарива

Ла баба Дуня.

Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

  • Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в си

Нем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьми

Те, — настойчиво повторял он. — Все целые, берите…

Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она всё слышала и по:п мала. Не сразу пришли слова. Но они пришли.

2 стр., 822 слов

Характеристика и образ Дуни в романе Достоевского Преступление и наказание

... второстепенного персонажа. Дуня, полное имя Авдотья Романовна, - младшая сестра Родиона Раскольникова, ей чуть больше 20 лет. Она была ... отправлен на каторгу после убийства старухи-процентщицы Родион Раскольников. Сочинение про Дуню В произведении Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” можно ... их – это точно! Почему? Потому, что я не баба Яга! Только она собирает мухоморы. Небо – это бездонная ...

  • Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, л

Обронила. Спаси Христос, добрый человек…

По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет.

  • Не надо плакать, — громко сказал он. — Карточки целые. Зачем

Же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайто п

Ложитесь спать, — говорил он, словно приказывая. — И спите спокой

Но. Спите.

Баба Дуня смолкла.

Баба Дуня спала. А он сидел у печки и плакал. Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жал-1 бабу Дуню и кого-то ещё… Он не спал, но находился в странном забы тье, словно в годах далёких, иных и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слёзы кулаком.

Но как только баба Дуня заговорила, он забыл обо всём. Ясной голова, и прошла в теле дрожь. К бабе Дуне он подошёл вовремя.

  • Документ есть, есть документ… вот он… — дрожащим голосом

Говорила она. — К мужу, в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе.

Пустите переночевать.

Гриша словно увидел тёмную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь.

  • Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен

Ваш документ.

  • Документ есть! — выкрикнула баба Дуня.

Гриша понял, что надо брать документ.

  • Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью.
  • Правильный… — облегчённо вздохнула баба Дуня. — Вятской губернии, Орловского уезда.
  • Всё сходится. Проходите.
  • Мне бы на полу.

Лишь до утра. Переждать.

  • Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок — и спите.

Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. Теперь уже до утра.

Гриша лёг в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: «Нельзя говорить». Он отчётливо понял: ни слова, ни даже намёка. Это должно остаться и умереть в нём. Нужно делать и молчать. Завтращнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придёт исцелше.

Сформулируйте позицию автора в рассказе «Ночь исцеления»

(По рассказу «Ночь исцеления» )

1. Сформулируйте проблему (проблемы), поднятую (-ые) в данном тексте.

2. Сформулируйте позицию автора по каждой из найденных проблем.

3. Сформулируйте свою позицию по каждой из найденных проблем.

4. Запишите названия произведений (и имена их авторов), которые можно использовать в качестве аргументов для подтверждения своей позиции по каждой из найденных проблем.