Сравнительная таблица по рассказу толстый и тонкий. Образ и характеристика тонкого в рассказе толстый и тонкий чехова

Сочинение

В произведении Чехова “Толстый и тонкий” анализ невозможен без определённых знаний об эпохи, в которую жил и творил писатель. В 6 классе учащиеся ещё недостаточно знакомы с творчеством А. П. Чехова, и на уроках литературы могут понадобиться дополнительные сведения при анализе произведения. Вся нужная информация содержится в нашей статье: композиция, тема и идея, сюжет и жанр, история создания и критика.

Анализ «Толстый и тонкий» Чехов

История создания

Сквозь года и десятилетия до нас дошли интересные факты о создании рассказа «Толстый и Тонкий». Это достижение относится к раннему творчеству Чехова и является частью золотого фонда русской литературы… А вот и то, что действительно интересно:

Раскрытие смысла рассказа «Толстый и тонкий»

История написания рассказа «Толстый и тонкий» началась с сугубо развлекательного замысла писателя. Изначально сюжет рассказа был исключительно анекдотичным и не нес в себе какой бы то ни было глубины, стремясь лишь рассмешить читателя, показав встречу двух старых друзей, которая была испорчена неосторожным поступком. Однако в дальнейшем рассказ приобрел более глубокий смысл, раскрывая природу общества и людей.

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» датируется 1883 годом и относится к числу первых произведений автора, созданных им в начале творческого пути. Его особенностью является емкость и краткость изложения, а также отсутствие четко акцентированной авторской позиции. Читатель должен сам сделать выводы по итогам прочитанного.

Рассказ относится к жанру критического реализма. Это произведение можно считать настоящим образцом авторского почерка Чехова, поскольку рассказ вобрал в себя практически все характерные черты писательского стиля автора, в том числе: краткий, стремительный сюжет, точность и яркость изложения, внимание к наиболее важным для понимания идеи рассказа деталям.

Главной проблемой, на которую обращает внимание автор, является зависимость людей от социального положения, которое они занимают в обществе. Разум и поведение человека зациклены на стереотипах, порождаемых этим статусом.

Объектом высмеивания в данном рассказе выступает вечно пресмыкающийся перед высшими должностями мелкий чиновник. Он раболепствует даже тогда, когда это, по сути, и не требуется.

10 стр., 4660 слов

Анализ рассказа толстый и тонкий чехова

... i-tonkiy-analiz-rasskaza ActionTeaser.ru — тизерная реклама Рассказ «Толстый и тонкий» (1883) относится к раннему периоду творчества А. П. Чехова. Рассказ очень мал по объему, так как написан необыкновенно ... раскрытие темы «маленького человека» в литературе. Тема «маленького человека» в рассказе Чехова «Толстый и тонкий» Образ «маленького человека» характерен для русской литературы со времён ...

Развертывание и исследование рассказа Чехова «Толстый и тонкий»

Рассказ «Толстый и тонкий» является ярким примером трагедии «тонких» людей, утративших собственную личность из-за рабского почитания и подстрекательства перед более состоятельным человеком. В рассказе Антона Павловича демонстрируется психология этих персонажей, что основано на четком противопоставлении двух друзей друг другу.

Экспозиция рассказа описывает только одно предложение, но это достаточно, чтобы читатель мог представить, о чем будет идти речь в произведении. Здесь же Чехов упоминает, что речь будет идти об уроженцах гимназии и их социально-статусном положении в обществе.

Кульминация и развязка в рассказе наиболее заметна в изменении поведения тонкого перед своим другом после того, как тот вознесся до более высокой должности. Автор использует такой важный стиль, как незаконченные предложения, отражающие глубокое дыхание героя. Мы можем понять, насколько сильно подобность подстрекает его поведение.

Образ человека, который испытывает чувство излишнего чинопочитания, трусости и услужливости перед более состоятельным человеком, является одной из особенностей творчества Антона Павловича. Эти качества описаны в рассказе «Толстый и тонкий», где они приводят к потере собственного достоинства и уважения к себе.

Чехов умело использует интересный стиль, где автор использует небольшое количество слов для описания внешности, манер поведения и социального положения героев. Тема социального неравенства тоже заметна в рассказе, где она является большим препятствием для продолжения дружеских отношений между главными героями.

В целом, рассказ Чехова «Толстый и тонкий» описывает психологию «тонких» людей, потерявших собственность благодаря рабскому мышлению и поведению перед более состоятельным человеком. Тема социального неравенства также является одной из главных особенностей произведения.

В рассказе «Толстый и тонкий» А.П. Чехов прекрасно передает противоположные характеры главных героев, Порфирия и Михаила. Он описывает их внешний вид и состояние, чтобы подчеркнуть их различия. Порфирий предстает перед нами как худощавый мужчина, с низким достатком. Он несет сумки и узлы самостоятельно и запах недорогого обеда вокруг него. В отличие от него, Михаил выглядит как солидный человек с полной комплекцией и высоким достатком. Его чин и дорогие духи говорят о его благосостоянии.

Автор продолжает использовать антитезу, чтобы подчеркнуть разницу между героями. В недлительном диалоге между ними, Порфирий уверенно говорит, пока не узнает о достижениях Михаила. Тогда он запинается и становится мельче в глазах Михаила. Его испуг и заискивание выходят на первый план. Он забывает о своих простых человеческих качествах. Его речь меняется, переходя от разговорной лексики к официальной.

Многократное использование глаголов в описании поз и мимики героев помогает передать их внутреннее состояние и усилить эмоциональную окраску событий. Например, Порфирий «хихикает» и «окаменел», а его чемоданы «съежились и поморщились».

А.П. Чехов безжалостно высмеивает унизительное положение людей, которые теряют свою человечность из-за своих ошибок. Они начинают чувствовать ущемление своих прав и становятся зависимыми от вышестоящих, преклоняясь и выслуживаясь перед ними. Автор призывает к пересмотру таких проявлений в жизни и к самоуважению, подчеркивая равенство всех людей.

3 стр., 1328 слов

Анализ Толстый и тонкий рассказ Чехова 6 класс

... холопом или свободным человеком. Вариант 2 Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» датирован 1883 годом и относится к числу первых произведений автора, созданных им в начале творческого пути. ... эмоциональную окраску происходящих событий по мере развития действий и во время кульминации (Порфирий «хихикает», «окаменел», чемоданы «съёжились и поморщились»). В рассказе «Толстый и тонкий» А. П. Чехов ...

Несколько интересных сочинений

После написания романа «Герой нашего времени», Михаил Лермонтов говорил, что большое значение он уделил дуэли между Печориным и Грушницким.

Рассказ «Толстый и тонкий» А. Чехова был опубликован в 1883 году в журнале «Осколки». Это небольшое произведение, но оно содержит глубокий смысл и затрагивает проблему угодничества и чинопочитания, которая становилась объектом критики в русской литературе.

Жанр и направление

Рассказ «Толстый и тонкий» явно относится к направлению реализма. Автор стремится к достоверному отображению окружающей действительности и создает образы, которые максимально типичны и реальны.

В то же время, данный рассказ можно отнести к жанру юмористического рассказа. Курьезный и анекдотический сюжет, нетипичные и забавные имена героев, комические диалоги и использование разговорной лексики создают комическую атмосферу и делают произведение юмористическим.

Сатира на общество

«Толстый и тонкий» — это также сатира на общество, которое живет в рамках строгой иерархии и подчиняет все чувства навязанным условностям. Автор высмеивает своих современников за рабскую подчиненность догматам службы, которая стала для них привычкой. Они уже не осознают своего раболепства и определяют свою личность по звездам на форме, а не по делам или словам.

В рассказе «Толстый и тонкий» А. Чехова он поднимает актуальные вопросы общества и выражает свое осуждение к угодничеству и чинопочитанию. Произведение является ярким примером реалистической литературы с элементами юмора и сатиры.

Развитие сюжета

Встреча двух бывших одноклассников на вокзале оказалась для Порфирия шокирующей. Он был просто ошеломлен увидеть своего друга детства. Вспоминая прошлое, они обнялись и трижды «облобызались», показывая тем самым свою радость и дружескую привязанность. Автор, используя возвышенную лексику, придает этой сцене насмешливый характер.

Тонкий, отличаясь большой болтливостью, начал хвастливо рассказывать о своей жизни. Он представил свою жену и сына, и только после этого Порфирий подумал и снял шляпу, проявляя уважение к другу. Тонкий рассказал, что благодаря своей службе в канцелярии стал коллежским асессором. Кроме того, он занимается изготовлением и продажей сигар — это дополнительный источник дохода к его жалованию.

Однако, радость и восторг Тонкого от встречи пропали мгновенно, когда он узнал, что его друг уже дослужился до тайного советника. Тонкий побледнел и словно окаменел, а затем на его лице появилась самая широкая улыбка, которая, вероятно, лучше всего подходила для общения с таким важным лицом.

Анализ поведения героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий»

В рассказе «Толстый и тонкий» Антона Чехова Порфирий Ильич Потапов, мелкий чиновник, встречается со своим другом детства, известным в городе господином Тонким. Нераскрытые многолетние отношения и различия в статусе героев становятся объектом анализа в данном исследовании.

9 стр., 4064 слов

Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном и почему?

... тонкой иронией и умением подмечать смешное в любых жизненных ситуациях. Например, в рассказе «Хамелеон» автор ... В чем смысл рассказа Хамелеон В центре повествования надзиратель Очумелов, который и является, так называемым, хамелеоном. ... рассказ Чехов назвал «Хамелеон Чехов А. П. Сочинение по произведению на тему: Почему свой рассказ Чехов назвал «Хамелеон 1 вариант Удивительное это животное — хамелеон. ...

Анализ поведения Порфирия

При встрече с Тонким Порфирий сразу «уменьшается», стараясь избегать привлечения внимания. Его семья и его рабочие инструменты съеживаются и сморщиваются. Подобное поведение появилось у мелкого чиновника как норма жизни из-за того, как Порфирий ведет себя перед начальством, всегда демонстрируя чинопочитание, в котором причину можно увидеть в поведении Тонкого владельца заводов известной фирмы.

При прощании Порфирий настолько приближается к своему собеседнику — никакого чувства ниже стоящего он не проявляет. И чувство этого продолжительно не покидает Порфирия вина и стыда.

Анализ поведения Тонкого

Тонкий был бывшим сокурсником Порфирия. Когда они встречаются, вначале поведение Тонкого приветливое, он называет своего друга милым и даже щеголеватым и, покуда они накуривают дешёвые турецкие сигареты и не обмолвятся про их семьи, окружение и., светлые времена забытыми, то господин Тонкий начинает разглагольствовать на с легким даюбром.

Однако когда дело доходит до основных пунктов разговора, Тонкий абсолютно переключается. Раньше вежливые «ты» и «милый мой» заменяются «господин Потапов» и «вы». Тонкому просто в стдашку, на что обратило внимание и Порфирей и заметил меняющийся тон и язык.

Отличия героев

В гимназии на многочисленном свете обоих фаворита звали толстый и тонкий. Толстяк (Потапов) значился «Геростратом» (‘ученикол геройская стать) из-за его имени. Мишка занялся ремеслом щеголяния, чтобы завоевать авторитет и уважение у товарищей, однако он хотел бы успеха иметь и в жизни. Его семья была состоятельна.

Тонкий же (Ефиальта) про свое голосило также прозвали Тонкий. Он был из бедной семьи и душил свои мечты тем, что мать его отдавала кабрачку, а его самого — в рукавичную мастерскую. Тонкий извлекал несколько топов оттуда на банковский вклад.

Средства выразительности и роль детали

Антон Чехов использует основной прием антитеза в своем рассказе «Толстый и тонкий».
Противопоставление героев обнаруживается во всем: от названия, упоминания о том, чем каждый обедал, до манеры поведения и речи.

Примером такой противопостановки может служить результат встречи где на фоне начальственной чёта и шика первого видется как «начальничок» второго. Автор и читатель вместе долго пропактуются, дабы нашуметь от человеческого разукрашенного сюжета поворота.

Если на первых этапах в разговорах Тонкий с пониманием и дружелюбием обращался к Порфирию как к «ты», то к концу более формально говорил о своём давнем друге как о «господине Потапов».

Детали этих человеческих взаимоотношений делают рассказ более динамичным и выразительным, свидетельствуя о тщательной проработке характеров героев и трагикомических ситуациях, их обрамляющих.

Во второй части рассказа играют значительную роль различные стилистические приемы, которые помогают раскрыть образ коллежского асессора. Метафора «окаменел» подчеркивает его неподвижность, неживость и неприятие новых идей. Сравнение «казалось… от лица и глаз его посыпались искры» описывает его возбуждение и волнение, которые вызывают изменения в бывших коллегах. Олицетворение, такие как коробки и узлы, которые «съежились, поморщились», отражают его внутреннее состояние, его недовольство и дискомфорт перед изменениями и новыми идеями.

В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает низкопоклонство, трусость и приспособленчество главного героя.

Причем Тонкий делает это неосознанно, по привычке, не обращая внимания на слова его бывшего товарища: «Ну, полно… И к чему этот тон?».

Нравственное значение произведения

Содержание рассказа и его анализ вызывают в читателе негативные мысли. «Толстый и тонкий» становится примером того, каким образом человек может позориться и унижаться, стремясь угодить другим.

Великий писатель и знаток человеческой души, А.П.

Чехов, призывает нас взглянуть на себя и наших окружающих, с целью искоренить пороки, которые мешают здоровым и искренним отношениям между людьми.

Источник: https://fb.ru/article/179604/rasskaz-a-chehova-tolstyiy-i-tonkiy-analiz-tolstyiy-i-tonkiy—harakteristika-geroev

Смысл названия

Название рассказа «Толстый и тонкий» сразу же устанавливает противопоставление между двумя персонажами. Это риторический прием, называемый контрастом. Один герой противопоставляется другому, несмотря на их прежнюю дружбу. Теперь они разделены социальным статусом: один богат, другой беден. Название рассказа предварительно создает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин судьбы и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» обозначают не только физическую характеристику героев, но и их различный социальный статус, а главное, их полностью противоположное мировоззрение. Один, словно солома, низко поклоняется и смиряется перед тем, кто выше и сильнее него. На нем, как веревочкой на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семьи. Поэтому он «толст»: он сам поглощает все блага. Именно в противопоставлении этих героев заключается смысл названия рассказа «Толстый и Тонкий».

Главные герои

  1. Толстый (Михаил) — успешный и благополучный. Он радуется встрече, интересуется жизнью друга, разочаровывается в том, что товарищ оказался раболепствующим лицемером. Его должность – тайный советник (довольно высокий чин в царской России).

    Чехов дает ироническое описание своему персонажу: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни». Беззаботная жизнь героя тоже не укрылась от читателя: кто же будет выпивать в течение рабочего дня, если на работе какие-то важные дела? Значит, чиновник живет праздно и вольготно, не ведая забот, поэтому в нем сохранились радушие и приветливость. Он рад случаю продемонстрировать свои либеральные взгляды на публику и охотно признает старого товарища ровней, хоть и осознает, что это не так. Кроме того, Михаил идет по жизни в одиночестве, его семьи мы не видим. Значит, его судьба складывается размеренно и комфортно, никто не обременяет его хлопотами. Характеристика Толстого заложена в его портрете, особенность которого подметил еще Гоголь: полные чиновники умеют устраиваться, пользоваться должностью ради личного обогащения, а тощие – нет.

  2. Тонкий (Порфирий) – приниженный, раболепствующий и загруженный. Он сгибается под тяжестью своей ноши, расспрашивает друга рассеянно и поверхностно, льстит и унижается перед ним, когда узнает, что товарищ — тайный советник. Его должность – мелкий чиновник, возможно, переписчик бумаг. Автор охарактеризовал его так: «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Перед мысленным взором предстал портрет замученного, суетливого человека, на которого жизнь давит со всех сторон, как баулы и узлы. Нелегкая доля Порфирия, тяготы и заботы о семье с учетом низкого жалования показаны через чемоданы и сумки, которыми он навьючен, как осел. Герой изначально не свободен, его тяготят семейные дела и обязанности, может, поэтому он занимает менее высокий пост. Его раболепство – издержки профессии. Без него он лишится даже того скромного положения, которое занимает. Писатель подчеркивает типичность своего персонажа, подразумевая, что все неупитанные на вид чиновники не могут устроить свою жизнь иначе: они прогибаются под начальство и не разгибаются уже никогда, так и оставаясь на низших ступенях карьерной лестницы.

Отношение Чехова к героям произведения нейтральное. Он рассказывает историю и выносит ее на суд читателей, однако не выносит ей моральные приговоры. Он беспристрастен в своей лаконичной манере изложения.

Важнейшей стилистической фигурой в книге является антитеза, которая заявлена Чеховым уже в названии. Герои рассказа «Толстый и тонкий» символизируют социальное неравенство, которое прокладывают между собой сами люди. На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему «на вы». Характеристика героев основана на сравнении. Если один робеет перед чином, то другой уже научился надуваться от самодовольства. Если у одного в жизни суета и мельтешение, то у другого – комфорт и праздность.

Меняется не только отношение, но и речь. И Тонкий, и Толстый используют разговорную лексику: «Голубчик мой», «Милый мой», «Батюшки», «душонок». Когда же Порфирий узнает должность своего друга, то переходит на официальное и почтительное обращение: «ваше превосходительство», «вы-с», «приятно-с».

Композиция и конфликт

Логически рассказ делится на две части: до того, как мы узнаём чин «толстого», и после того, как мы узнаём чин «толстого». Такая структура нужна для того, чтобы ярче выразить главную мысль рассказа, показать, как изменяется обстановка после того, как в повествование вклинивается социальный статус.

Особенность линейной композиции рассказа «Толстый и Тонкий» в том, что основная часть объема приходится на завязку и экспозицию, а кульминация и развязка представляют собой лаконичные, но предельно выразительные части.

В основе конфликта рассказа лежит противопоставление реальных человеческих отношений карьеризму и чинопочитанию, которое царит во всём русском обществе.

В чем заключается смысл повествования?

Смысл повествования заключается в иллюстрации того, что взаимоотношения и дружба между людьми не должны подчиняться иерархии и статусу. В начале рассказа герои встречаются и общаются как старые друзья, создавая ощущение непринужденной беседы на равных. Однако, когда они узнают о профессиональной карьере друг друга, дружеский тон сменяется на разговор подчиненного и его начальника. Тонкий, хотя и имеет все необходимое, начинает прислуживаться перед толстым, проявляя условность и учтивость. Толстый понимает, что настоящего друга у него нет, а пресмыкающихся чиновников низшего класса хватает. Таким образом, смысл рассказа заключается в том, что не стоит терять чувства и подчиняться чинопочитанию, важно оставаться людьми даже перед чиновниками с высоким статусом.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ описывает встречу двух чиновников на вокзале — Михаила («толстого») и Порфирия («тонкого») — которые случайно узнают друг о друге, что они были школьными приятелями. Вначале они вспоминают прошлое и ведут теплый разговор, однако когда речь заходит о профессиональной карьере, выясняется, что «толстый» занимает высокий пост в чиновничьей иерархии, в то время как «тонкий» — низший. Внезапно «тонкий» меняет свое поведение, переходит на уровень формальной вежливости и начинает подлизываться к «толстому». Это вызывает отвращение у «толстого», и он быстро уходит. Рассказ иллюстрирует, что дружба и отношения не должны зависеть от статуса и иерархии, и важно оставаться человеком, даже если перед тобой стоит чиновник с высоким званием.

Главные герои и их характеристика

Образы Толстого и Тонкого изображены автором схематично, они лишены индивидуальности. Каждый из них — отражение своего класса, своего чина, своего статуса в обществе и семейного положения. Их характеристика выполнена Литреконом в формате таблицы:

герои рассказа «толстый и тонкий» характеристика
михаил

тайный советник. полный человек доброго нрава. уверен в себе, испытывает отвращение к подлизам и карьеристам. он достиг карьерных высот и наслаждается обеспеченностью. несмотря на высокие достижения, он помнит старых друзей и не стремится возвыситься над ними.
порфирий коллежский асессор. худощавый мужчина. имеет жену луизу и сына нафанаила. жалкий и обремененный заботами человек, который готов пресмыкаться перед «сильными мира сего». он лишен личностных качеств: все они заменяются его служебными повадками и приличиями. он слишком вжился в роль чиновника и перестал быть человеком.

Чехов “Толстый и тонкий”

Проза Антона Павловича Чехова стала новаторским явлением в русской литературе второй половины XIX века. Он возвел жанр короткого юмористического рассказа до вершин высокого искусства. Современники упрекали Чехова в том, что в его произведениях ничего не происходит. Фабула рассказов в самом деле очень проста. Однако это не примитивизм газетной беллетристики. Это умение кратко повествовать о самом главном, мастерство подбирать точные детали для характеристики образов, манера художественной недосказанности, рассчитанная на домысливание читателя. Одним из ярких примеров чеховского гения является рассказ «Толстый и тонкий» (1883), впоследствии вошедший в знаменитый сборник «Пестрые рассказы».

«Толстый и тонкий»: сюжет

Рассказ «Толстый и тонкий» был впервые опубликован в 1883 году на страницах юмористического литературно-художественного еженедельника «Осколки».

Действие разворачивается на вокзале Николаевской железной дороги. Два гимназических приятеля (один толстый, другой тонкий) встретились после многолетней разлуки. Оба несказанно рады приятной неожиданности. Особенно словоохотлив тонкий. Он вспоминает курьезные случаи из юношеской жизни. Представляет свое семейство – жену Луизу и сына Нафанаила. Не без гордости рассказывает о личных достижениях, службе в чине коллежского асессора, наградах, ремесленной подработке, уроках музыки, которые дает его супруга. Успевает посетовать на небольшое жалованье и поинтересоваться об успехах старого приятеля.

Однако как только тонкий узнает, что толстый дослужился до высокого чина тайного советника, он тут же меняет манеру разговора. С фамильярного «ты» коллежский асессор переходит на «вы», добавляя почтенное «превосходительство». Принимается лепетать что-то приторно-заискивающее, сбивается, запинается и повторно представляет толстому вытянувшееся в струнку семейство.

Толстому противна резкая метаморфоза, произошедшая со старым приятелем. Он, не глядя, подает руку тонкому, и тот учтиво пожимает всего лишь три пальца. Толстый уходит, а коллежский асессор с женой Луизой, урожденной Ванценбах, и сыном Нафанаилом, учеником 3-го класса гимназии, остаются стоять на перроне. Их лица выражают благоговение. Они приятно ошеломлены.

Проблематика: чинопочитание и рабская философия

Чехова-сатирика особенно занимала актуальная для русского общества XIX века тема чинопочитания. Всякое ущемление человеческой личности вызывало острое писательское негодование.

В первоначальном варианте рассказ «Толстый и тонкий» выглядел несколько по-другому. Толстый выступал в роли начальника тонкого. Он журил своего подопечного за опоздание на службу, а тот раболепствовал и заискивал перед руководством, чтобы смягчить возможное наказание.

Подобная расстановка ролей органично вписывалась в классическую литературную концепцию «маленького человека», униженного, оскорбленного, бесправного, вынужденного рабски пресмыкаться перед сильными мира.

Включая произведение в сборник «Пестрые рассказы», Чехов полностью его переписывает. Он меняет вектор привычной концепции и создает нового «маленького человека». Теперь его никто не вынуждает заискивать и раболепствовать, он добровольно идет на унижение. Более того, подобная манера поведения доставляет ему удовольствие. Читательская симпатия закономерно переходит на сторону господ, «маленький человек» больше не вызывает сострадания, он противен.

Так, в рассказе «Толстый и тонкий» толстый, несмотря на высокий чин тайного советника (один из высших гражданских чинов, приравнивается к генералу), с радостью окликает своего старого гимназического товарища. Его отношение к тонкому не меняется, когда он узнает, что тот служит коллежским асессором (чин соответствует капитану в пехоте).

Для тонкого значение первостепенной важности имеет положение в обществе. Он в первую очередь указывает на свой чин, Станислава (младшая государственная награда), что имеется в наличии. Дальнейшая манера разговора с приятелем зависела только от того, что он ответит на вопрос «До чего дослужился?».

Окажись толстый, скажем, титулярным советником, тонкий повел бы себя высокомерно, с коллежским асессором он бы говорил на равных, с надворным или статским советником держался более сдержанно. Но блеск и недостижимая высота тайного советника заставили тонкого тут же свалиться на колени. Он даже не пытался извлечь выгоды из знакомства с влиятельной особой, тонкий мог лишь рабски благоговеть.

Тему человеческого двуличия и приспособленчества Чехов разрабатывал и в дальнейшем. В 1884-м он напишет рассказ «Хамелеон». Его главный герой полицейский надзиратель Очумелов станет символом подобной манеры поведения.

Рассказы, в которых ничего не происходит

Начинающий прозаик Антон Чехов уловил актуальное для тогдашней литературы субъективное начало в повествовании. Он описывал частную жизнь людей, опираясь на личные наблюдения. Пестрый материал повседневной действительности проходил сквозь призму авторского восприятия и облекался в короткий рассказ.

Малая литературная форма была любима Пушкиным и Тургеневым, но рассказы Чехова существенно отличаются от того, что писали знаменитые предшественники. Большинство ранних рассказов Чехова занимает всего несколько страниц. Критики утверждали, что в них нет содержания, но ими подразумевалось не смысл, а действие, движение жизни. Действительно, оно сведено к минимуму. Например, фабулу «Толстого и тонкого» можно описать одним предложением: «На вокзале встретились два старых знакомых, поговорили несколько минут и разошлись».

Такие обыденности происходят каждую секунду. Однако Чехов делает акцент не на действии, а на характере персонажа, что ярко проявляется в данной ситуации. Автор краток в описательных характеристиках, полностью упраздняет рассуждения и выводы. «Чем теснее, компактнее, тем выразительнее», — говорил сам Чехов. «Частностями нужно жертвовать ради целого».

Именно поэтому в прозе Чехова первостепенное значение имеет художественная деталь. Автор может охарактеризовать образ буквально несколькими штрихами. Например, в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов не даёт портретных характеристик своих героев. Он лишь отмечает, что толстый только что пообедал, что его губы лоснились, подобно спелым вишням, и пахло от него хересом и флердоранжем (аромат апельсиновых лепестков).

Тонкий вышел из поезда, он нагружен багажом, его костюм пропах ветчиной и дешевым кофе. Читатель тут же делает для себя пометку, что первый, вероятно, человек не бедствующий, второй, скорее всего, вынужден считать деньги. Он даже не может нанять носильщика, поэтому тащит багаж сам.

Характеры персонажей Диалог между приятелями позволяет сделать выводы о характерах персонажей. Толстый немногословен, дружелюбен, его речь проста и спокойна. Тонкий суетлив, речист, хвастлив.

Метаморфоза, произошедшая с тонким и его семейством, описана Чеховым мастерски. На лице тонкого появляется широчайшая улыбка, а сам он сжимается и будто сужается вместе со своими многочисленными картонками и тюками. Длинный подбородок жены вытягивается, сын Нафанаил поспешно застегивает пуговки на гимназическом мундире, шаркает ножкой и от волнения роняет фуражку. Авторская зарисовка оказывается более многословной, чем пространное описание в несколько страниц.

Рассказы Чехова для детей

Антон Чехов — известный русский писатель, чьи произведения оставили неизгладимый след в мировой литературе. Несмотря на то, что многие его рассказы были написаны для взрослых читателей, у Чехова также есть рассказы, которые можно отнести к детской литературе. Однако автор не очень любил называть эти произведения детскими.

Рассказ «Тоска»

Одним из таких рассказов является «Тоска». В этом произведении Чехов освещает тему трагедии одиночества человека, находящегося в обществе других людей. Главный герой рассказа ощущает глубокую пустоту и одиночество в своей жизни, несмотря на наличие окружающих людей.

Антитеза в рассказе

Чехов, чтобы подчеркнуть различные характеры персонажей, часто прибегает к излюбленному художественному средству — антитезе. В рассказе «Толстый и Тонкий» он использует это средство, чтобы показать разницу между двумя героями. Один из них толстый, другой — тонкий. Их имена, хотя и упоминаются в рассказе, не играют особой роли — толстого зовут Мишей, а тонкого — Порфирий. Жена Порфирия носит имя Луиза Ванценбах, что также отражает ее отличие от обычных имен.

Отсутствие четкой морали

Автор рассказа «Толстый и Тонкий» абстрагируется от происходящего и является сторонним наблюдателем. В рассказе нет четко прописанной морали, Чехов оставляет своих героев на перроне в приятном ошеломлении и удаляется вместе с тайным советником. Он считает, что в маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказывать.

Тематика рассказа «Толстый и Тонкий»

Рассказ «Толстый и Тонкий» затрагивает несколько актуальных тем, которые остаются интересными во все времена:

  1. Дружба — Чехов изображает, как в обществе, где преобладают чинопочитание, карьеризм, деньги и связи, остается все меньше места для простых человеческих взаимоотношений, вроде дружбы. Взрослые люди, становясь рабами своих должностей, уже не могут общаться, как раньше. Поэтому на вокзале Толстый теряет своего друга.
  2. Маленький человек — «Толстый и Тонкий» — не первое произведение, которое делает объектом изучения простого человека, незначительного винтика в государственной машине. Однако у Чехова восприятие маленького человека перешло на новый уровень. Писатель критически смотрит на своего героя, Порфирия, обнажая все недостатки его увечного рабского мышления, его почти инстинктивного желания унижаться перед теми, кто выше него, даже если это не необходимо.

Раскрытие сюжета рассказа начинается с использования антитезы, которая противопоставляет двух главных персонажей — толстого и тонкого. Это сразу создает интерес и намекает на то, что между ними будет различие.

Далее автор упоминает о Николаевской железной дороге, которая соединяла Москву и Петербург, и основными пассажирами которой были чиновники. Это дает нам предположение о том, что рассказ будет описывать именно их.

Завязкой рассказа служит неожиданная встреча двух друзей детства — Михаила и Порфирия. Это событие, скорее всего, будет являться отправной точкой для развития дальнейшего сюжета.

Таким образом, рассказ обещает рассмотреть зависимость людей от социального статуса и стереотипов мышления, а также высмеять раболепство и потерю личности. Кроме того, важными особенностями рассказа являются быстрое развитие сюжета, лаконичность и точность языка, что характерно для творчества Чехова.

Развитие действия

«Тонкий» начинает подобострастничать перед «толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»).

Особый прием писателя – незаконченные предложения – словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности.

«Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».

Система персонажей

Отличительная особенность рассказа – отточенность психологических характеристик героев. Отношения между главными персонажами – «толстым» и «тонким» – основаны на противопоставлении двух героев.

В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни. Автор подчеркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д’оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей».

Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается. Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев – «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился». У «толстого» остается прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» – «Что вы-с…».

Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.

Анализ стилистических особенностей

Раскрывая характер героев при помощи контрастного изображения, Чехов широко использует разнообразные стилистические приемы: антонимы, сравнения, метафоры, аллитерацию, синтаксическую антитезу, многократное повторение союза «а».

На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.

Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своем произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».

Проблемы

Проблематика рассказа «Толстый и Тонкий» часто встречается в эссе, поэтому запомните этот рассказ и приводите его в качестве аргументации.

  • Чинопочитание

    Порфирий, главный герой рассказа, испытывает рабское благоговение перед высокими чинами. Чехов с отвращением описывает это состояние, показывая, как такое слепое преклонение перед вышестоящими унижает человека. По мнению писателя, истинное почитание людей должно основываться не на ранге или статусе, а на их реальных делах и качествах.

  • Социальное неравенство

    В рассказе Порфирий и Михаил – люди с различным достатком, но Чехов показывает, что социальное неравенство не имеет особого значения, если люди искренни и доброжелательны друг к другу. Писатель выражает мнение, что истинная пропасть между людьми не возникает из-за разницы в материальных благах, а скорее из-за отсутствия высоких духовных качеств в обществе.

  • Внутреннее рабство

    Чехов в своих произведениях зачастую обращается к мысли, что все люди рождаются свободными. Порфирий не был вынужден пресмыкаться и подчиняться Михаилу, но тем не менее долгие годы службы и его собственная слабость превратили его в то, что он есть. Взять внутреннего раба под контроль, освободиться от оков социума и стать полноценным индивидом – вот наивысшая ценность и величайший подвиг, согласно Чехову.

Есть ли скрытый смысл в финале произведения?

В конце, как уже было сказано выше, бывшие друзья расстаются. Тут читатель понимает, что больше они никогда не встретятся, а если такое и случится, то их отношения не будут такими теплыми. Да, раньше они были равны абсолютно во всем, однако разница в статусе сводит их отношения на нет.

Подобным финалом Антон Павлович Чехов показывает, что чинопочитанию нет места в настоящей дружбе. Даже старые теплые отношения не способны загладить подхалимство, что в свою очередь приводит к одиночеству. «Нужно быть проще», — буквально кричит Чехов в финале рассказа.

Оцените статью!

[Всего: 0 Среднее: 0]

Ищите нас здесь

Смотрите также:

  1. Смысл рассказа Чехова — «Смерть чиновника» Антон Павлович Чехов всегда славился своими короткими рассказами, в которых передавал простые и понятные истины. В десяти минутах чтения человек находил больше, чем в некоторых многотомных произведениях. Не зря его…
  2. Смысл рассказа Крыжовник Чехова Один из самых известных рассказов Антона Чехова называется «Скучная история», но мы сейчас будем говорить не о нем – о знаменитом «Крыжовнике». Однако название «Скучная история» мы вспомнили не зря,…
  3. Смысл рассказа Хамелеон Чехова «Хамелеон» — это один из самых известных рассказов Чехова. Непревзойденный мастер короткого рассказа всегда умел воплотить в лаконичной, но реалистичной форме основную суть какой-либо проблемы или темы. Далее мы рассмотрим,…
  4. Смысл рассказа Чехова — Ионыч В середине 80-ых под влиянием путешествия на остров Сахалин и ухудшением самочувствия литературный стиль Антона Павловича меняется. Анекдотические ситуации приобретают философский подтекст. Комичность оттеняется лиризмом. Рассказ «Ионыч», написанный и опубликованный…
  5. Смысл рассказа Чехова «Мальчики» Антон Павлович Чехов — мастер короткого рассказа. Все его произведения лаконичны и сюжетно просты. Интересными их делает удивительная точность, тонкий психологизм. Рассказ «Мальчики» относится к относительно большим рассказам Чехова и…

Основная идея

Смысл рассказа Чехова «Толстый и Тонкий» лежит на поверхности. Развивая тему «маленьких людей», Чехов показал, что зачастую не обстоятельства делают человека тем, кто он есть. Сам индивид решает, как ему жить и кем быть: рабом или свободным человеком. Никто не заставляет Тонкого прогибаться перед начальством, кроме его же алчности и трусости.

Так же писатель изобразил общественные проблемы, которые его волновали. По его мнению, общество, погрязшее во лжи, объятое карьеризмом и чинопочитанием, обречено на гибель. В нем теряются такие важные человеческие чувства, как дружба, любовь и взаимовыручка. Такова главная мысль рассказа «Толстый и Тонкий».

Чему учит?

Этот рассказ учит нас ценить настоящие, живые чувства, не позволять таким незначительным вещам, как карьера или заработок денег, разрушить их. Такова мораль произведения «Толстый и Тонкий»: что бы ни было, человеческие отношения важнее статусных преград и бытового расчета.

Так же рассказ может помочь человеку в его духовном становлении. Он доносит до нас основную мысль, что человек в любой ситуации, даже самой неблагоприятной должен оставаться человеком и сохранять достоинство. Вывод из прочитанного текста прост: нужно выдавливать из себя раба, пока он полностью не завладел господином своей судьбы.

В детские годы

Характеры героев и воспоминания Порфирия позволет оценить анализ. Толстый и Тонкий вместе провели несколько лет в гимназии. Уже тогда было очевидно превосходство первого, прозванного Геростратом — в древности грек с таким именем уничтожил огнем одно из чудес света. Миша же прожег папироской казенную книжку — явно хотел завоевать авторитет у одноклассников.

Тонкого же звали Эфиальтом, так как он часто ябедничал. И это имя — предателя спартанцев в битве при Фермопилах — сохранилось в истории. Прошли годы, и один остался красавцем, «душонком» и щеголем, жил степенно и в достатке. Другой — «благодаря» умению угодить и многолетней работе, сумел дослужиться до невысокого чина, дававшего все же дворянское звание. И теперь эта разница между бывшими приятелями обнажилась еще больше, а постоянный страх перед начальством заставили Порфирия дрожать перед тем, кто еще несколько минут назад был только «другом детства».