«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».(И. А. Гончаров)

Сочинение

Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию о языке.

(Часть 3: С2)

1.ФОРМУЛИРОВКА задания.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

«Нет ничего такого в жизни

и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами

К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите

аккуратно, разборчивым почерком.

Примечание:

Написать сочинение на лингвистическую («языковую») тему – значит проанализировать текст с точки зрения указанного во фразе языкового явления, например:

Найти фразеологизмы, синонимы, антонимы, многозначные слова, неологизмы и историзмы, разговорную или высокую лексику, эмоционально-оценочные лексику или суффиксы, слова в переносном значении — тропы(метафоры, эпитеты, олицетворения и т.д.), деепричастия и причастия, вводные слова, однородные члены, фигуры речи(парцелляция, градация, риторические вопросы и восклицания, обращения и т.д.) и объяснить их роль(функцию) в тексте.

2. Фраза о языке будет предложена не обязательно эта (высказывание Паустовского), а любая другая.

Например,

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».(М.Н.Кожина)

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».(И.А.Гончаров)

3. Ребята, вы должны и обязательно сможете справиться с этим заданием (пусть с разной долей успешности, но писать сочинение необходимо).

Но для этого надо желание готовиться и сама подготовка.

4. Стимул для написания сочинения — 9 баллов, которые вы по максимуму сможете получить, выполнив это задание.

16 стр., 7808 слов

Сочинения по рассказам паустовского

... слово) Здесь искали: итоговое сочинение по произведению нТелеграмма сочинение на тему Телеграмма Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu-telegramma-paustovsko-go/ Сочинение по рассказу Паустовского «Телеграмма» Рассказ «Телеграмма» Паустовского ... имен­но с этой позиции: чему учит нас тот или иной автор? ... заботах. Она заботиться о других, например, о скульпторе, которому помогла ...

Критерии оценивания сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему (С2)

Баллы

С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный

вопрос

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом

с пониманием

тезиса , нет 2

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом

уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с

пониманием тезиса 1

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом

уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок,

связанных с пониманием тезиса,

или

тезис не доказан,

или

дано рассуждение вне контекста задания,

или

тезис доказан на бытовом уровне 0

С1К2 Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста,

верно указав их роль в тексте. 3

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста,

но не указал их роль в тексте,

или

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в

тексте одного из них,

или

привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в

тексте 2

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не

указав его роль в тексте. 1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,

иллюстрирующего тезис,

или

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0

С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, речевой связностью и последовательностью

изложения:

  • логические ошибки отсутствуют, последовательность

изложения не нарушена;

  • в работе нет нарушений абзацного членения текста 2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, связностью и последовательностью

изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1

В работе экзаменуемого просматривается коммуни-

кативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста 0

^

Работа характеризуется композиционной стройностью

и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2

Работа характеризуется композиционной стройностью

и завершённостью,

но

допущена 1 ошибка в построении текста 1

В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста 0

^

5.Строение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

  1. Тезис (высказывание).

    5 стр., 2303 слов

    Анализ текста как форма подготовки к сочинению – рассуждению

    ... над сочинением – рассуждением требует от учащихся умения найти нужную информацию в тексте, учит ... базового уровня, проверяющими языковую компетенцию экзаменуемых (умение определять, правильно ли написано ... анализе текста, ликвидировать пробелы в знании теории и практически закрепить умение проводить анализ текста. Анализ текста ... того, есть проблемы философского плана: роль личности в истории, назначение ...

    Комментирование высказывания (т.е. рассуждение о смысле высказывания).

  2. Первый аргумент из текста, его роль.

Второй аргумент из текста, его роль.

  1. Вывод. (Другими словами прокомментировать высказывание.)

Примечание:, Первый и третий абзацы по объёму меньше основного – второго, Языковые средства сочинения-рассуждения:

вводные слова и предложения : несомненно, конечно, разумеется, я думаю, я уверен, по моему мнению, действительно, во-первых, во-вторых, так, кроме того, таким образом, следовательно;

речевые обороты : не могу не согласиться; обратимся к…; рассмотрим…; также; подводя итог, следует сказать; всё перечисленное позволяет доказать справедливость высказывания…

риторические вопросы (переход от тезиса к аргументам):

Какие языковые единицы я знаю? В чём заключается богатство русского языка? Каковы же функции пунктуационных знаков в письменной речи? Какие эпитеты помогают раскрыть авторский замысел? и т. д.

6.Этапы работы над сочинением-рассуждением

(по тексту Демоверсии 2012, 2013 годов)

1.Прочитать задание.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

«Нет ничего такого в жизни

и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами

К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите

аккуратно, разборчивым почерком.

2.Прочитать текст.

  • (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
  • (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
  • (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма.

(5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

  • (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.

(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым

недоверием:

  • (13)Это же всё ненастоящее!
  • (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон.

– (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

  • (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
  • (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
  • (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
  • (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
  • (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
  • (26)Не возьмёт, и вы не берите.

– (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

  • (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

  • (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
  • (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
  • (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

  • (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну…

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

  • (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.

(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

  • (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

3.

Тема текста

Жестокость детей и горе матери, у которой вынули из шкатулки письма сына.

4.

Идея текста

Вызвать у читателей определённые чувства: сострадание к матери и неприятие жестокого поступка детей.

5.

Позиция автора (поможет указать роль приведённых аргументов)

1)Жестокий поступок, даже ради благородного дела, не может быть оправдан.

^

6.