Конспект «Определение проблемы текста как составная часть сочинения-рассуждения»

ТЕМА УРОКА:

ЦЕЛИ УРОКА

2.Обучать написанию сочинения-рассуждения.

3.Воспитывать ответственность

ХОД УРОКА

1-й этап МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слово учителя

Ребята, сегодня вы ещё учитесь в десятом классе, но уже на будущий год вам предстоит серьёзное испытание- сдача Единого Государственного Экзамена. Как вы уже знает, в экзаменационной работе три части: А, В, С.Часть С в экзаменационной работе (написание сочинения-рассуждения) относится к повышенному уровню сложности, поэтому за выполнение этого вида работы, конечно, в случае правильного выполнения, вы можете получить более 20-ти баллов. Однако, как показывает статистика, именно часть С является камнем преткновения для многих выпускников. И все — таки, можно ли научиться выполнять эту работу? Можно! Дорогу осилит идущий. Только надо идти по этой дороге, никуда не сворачивая, настойчиво, шаг за шагом. Итак, с чего же начать?

Во-первых, нужно четко представить себе, какое задание вам предстоит выполнить.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем. Поставленных автором текста(избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются только первые два аргумента).

Объем сочинения — не менее 150 слов., Работа, написанная без опоры на прочитанный текст(не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратным, разборчивым почерком.

Ребята, вы должны знать, что члены экспертной комиссии, которые проверяют ваши сочинения, будут оценивать их и выставлять баллы по критериям, данным в определенной последовательности. Поэтому целесообразно сначала ознакомиться с этими критериями проверки и оценки выполнения части С.( стр.116-119)Ваше сочинение – рассуждение может строиться по стандартной трехчастной схеме:

4 стр., 1791 слов

План обучения сочинению по тексту в 10 классе

... -Итак, ребята, сочинение по русскому языку пишется с опорой на прочитанный текст. Это сочинение отличается от сочинения по литературе, где вы видите тему. Предлагаю вашему вниманию пошаговый план сочинения. (СЛАЙД) План-схема к сочинению по русскому языку. 1.Вступление(Подвести к ...

ВСТУПЛЕНИЕ — ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ — ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ваше сочинение должно строиться по следующей цепочке, строго соответствующей последовательности критериев проверки задания части С ( помните, что именно такую последовательность ждут от вашего сочинения эксперты, поскольку в протоколах проверки критерии расположены точно так же).

Итак, схематичная структура вашего сочинения такова: ( Проецируется на экран, запись в тетради)

ПРОБЛЕМА

КОММЕНРАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ, ПОЗИЦИЯ АВТОРА, СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Хочу напомнить, успешное овладение навыками выполнения сочинения-рассуждения- залог успешной сдачи экзамена по обществознанию, истории, литературе, английскому языку.

Известный немецкий философ Элберт Хаббард в свое время дал дельный для нас совет: «Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время». Эти два условия в нашем распоряжении. Будем придерживать схемы сочинения — рассуждения и сегодня на уроке мы научимся четко формулировать проблему, заявленную в тексте как первоначальный этап написания сочинения-рассуждения. (Запись темы урока в тетради)

2-й этап ВЫПОЛНЕНИЕ ПОСТАВЛЕНОЙ ЦЕЛИ

Как часто в нашей речи мы употребляем слово «проблема». Порой закладывая в него другой смысл. «Это твои проблемы», «Мам, у меня проблемы»

Обратимся к «Толковому словарю» С.И.Ожегова ( Ученик зачитывает определение)

Может быть, вы сами попытаетесь дать определение этому термину?

ПРОБЛЕМА — трудный вопрос, требующий изучения, разрешения. ( Запись в тетради)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. ВАЖНО! От того, насколько верно вы поймете проблему текста и сформулируете её, будет зависеть всё ваше сочинение, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой. Помните, что в большинстве текстов можно выделить несколько проблем, тогда можно говорить о проблематике, но вам достаточно сформулировать в сочинении лишь одну проблему. ( СЛАЙД)

Какие же бывают проблемы? Условно их можно классифицировать таким образом:

ПРОБЛЕМЫ

  • философские
  • социально- политические
  • экологические
  • нравственные (морально-этические)

( Проецируется на экран, запись в тетради)

Вопрос к классу:

Ребята, вы сегодня будете работать в группах, вы догадались, по какому принципу?

Первое задание будет таким: перед вами перечень проблем, из этого перечня выделите проблемы, подходящие для вашей группы, предлагаю вам поработать коллективно. ( 3-5мин. Коллективная работа в группах)

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ

1.Проблема несправедливости социального устройства общества.

2.Проблема выбора подлинных и мнимых ценностей.

3.Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.

4.В чем заключается смысл жизни человека?

5.Какую роль в жизни человека играет милосердие (доброта, отзывчивость, сострадание)?

6.Что такое свобода?

7.Можно ли избежать конфликта поколений?

8.Как уберечь мир от экологической катастрофы

3 стр., 1071 слов

Проблема заботы о близких людях. Проблема влияния войны на человека. ...

... того, в тексте затронута проблема влияния войны на человека. (Какой след в душе человека оставляет война?) Каждая из выделенных проблем может стать основой сочинения. Фрагмент сочинения Всегда ли мы готовы прийти на помощь нашим близким, ...

9.Что такое благородство?

10. Какого человека в обществе можно назвать свободным?

11.Какие факторы влияют на формирование личности?

12.Проблемы жестокости и гуманизма по отношению к животным.

13.Проблема выбора жизненного пути (профессии).

14.Какие поступки можно назвать благородными?

15. Какое влияние оказывает личность на ход истории?

16.Что такое честь, совесть?

17.Значимость труда в жизни человека.

18.Как сохранить нравственное достоинство?

19. Влияние природы на человека.

20.Личность и народ.

21.какого человека можно назвать интеллигентным?

22.Что важнее: любить или быть любимым?

23.Для чего живет человек?

24.Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.

25. Что важнее: закон или совесть?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ (отвечает представитель от группы, ответы проецируются на экран)

(МИНУТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Сейчас мы обратимся к УМК « Русский язык. Готовимся к ЕГЭ» Н.А. Сениной. Для каждой группы дан определенный текст, сразу оговорюсь, что вы найдете в них проблемы, соответствующие названию ваших групп, но задача несколько усложняется, вам нужно сформулировать заявленную автором проблему. Сделать это можно двумя способами: своими словами или в форме вопроса. Запишите в тетрадь эти способы.

(Проецируется на экран)

Каждая группа читает текст, формулирует проблему.

Подведение итогов.

3-й этап урока коллективное закрепление на практике Ученик читает текст вслух, у каждого распечатка текста есть на столе. По ходу чтения учащиеся выделяют круг проблем

ПОРАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ

(1)Бывает так, что вроде и семье у подростка все в порядке, не хуже, чем у других, и в школе он не из отстающих. (2)А вот связался с «плохой компанией» — и все покатилось под откос: грубит, огрызается, дома не удержишь, слова лишнего не добьешься.

(3)Дело в том, что окружение человека не пассивно.(4) И вот какая смесь: агрессивная, втягивающая среда и неустойчивая, конфликтное внутреннее состояние подростка – действительно взрывоопасна. (5) Все манит и привлекает, и, кажется, все доступно, только протяни руку. (6) А у кого-то уже все есть! (7) «У Васьки навороченный компьютер, и он всю ночь просидел в Интернете, а почему я не могу зависнуть в компьютерном клубе? (8) А Наташка уже ходила в ночной клуб и танцевала до утра, а я что, хуже?(9) Но ведь не разрешат. (10) Скажу-ка я, что переночую у подружки!»

(11) Мы живем в мире, опасная сторона которая завернута в красивую и очень соблазнительную бумажку. (12) Мы сами, взрослые, часто не можем устоять против соблазнов и легких путей решения проблем. (13) А какого подросткам?

(14) Все хотят быть счастливыми! (15) И это счастье улыбается в рекламе, поблескивает в сериалах, проезжает по улицам в дорогих иномарках. (16) Взрослые говорят: «Учись, получай образование, работай, и, если ты способный, будет тебе счастье». (17) Вполне ли может его устроить такой ответ? (18) А родителям удалось добиться своего счастья (с точки зрения подростка)? (19) Если он считает, что да, — это очень весомый аргумент. (20) А если нет? (21)Тогда думает: «Ждать нечего, нужно начинать сейчас, и не так, как родители. (22) Зачем много работать и мало получать, если можно наоборот?»

19 стр., 9034 слов

Урок русского языка. -рассуждение по проблеме исходного текста ...

... оценивания сочинения», таблица «Композиция сочинения по проблеме исходного текста» Ход ... сочинения и критериев оценивания. Композиция сочинения (Слайд 3) Проблема это вопрос, над которым размышляет автор Комментарий к проблеме это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста ... трудоустройство подростков. (26)Многие ... маленького человека, ведь начало ... Сегодняшний урок мы ...

(23) Если быть до конца честным, придется признать, что коммерческий успех не всегда сопутствует образованию и упорному труд. (24) Подростки осознают это даже более ясно, чем мы. (25) И это становится очень весомым аргументом для взрослых из другого мира – тех, кому нужны тела и души только готовящихся к взрослой жизни людей.

(26) Рядом со сложным и неуютным «правильным» миром есть манящий и привлекательный «асоциальный мир» попасть в этот мир легко, а выйти самостоятельно невозможно, нужна помощь. (28) Если подросток вовлекается в криминальную деятельность, он живет с постоянным чувством вины и стыда, и он проделывает огромную работу, чтоб защитить себя от этих чувств. (29) Он стремится перестать чувствовать вовсе и со временем начинает ненавидеть все человечество.(30) Чем дальше он уходит в эту жизнь, тем труднее и стыднее ему возвращаться обратно. (31) Старый, «родительский мир» становится все более чужим и даже опасным.

(32) Духовный мир ребенка-подростка, еще совсем не окрепший, уже подвергается разрушениям. (33) В его сердце поселяются обида и ненависть, он не учится уважать и любить, не видит смысла собственного существования и не хочет отличать добро от зла. (34) Он начинает думать, что люди-звери, что мир подл и опасен. (35) Ему не за что держаться, не во что верить. (36) В его мире нет места любви. (37) Им овладевают два чувства: безумная потребность вернуться в «хороший мир» и понимание, что это уже невозможно. (38) Человек потерялся, но очень хочет, чтобы его нашли и спасли.(39) Да, но иногда это уже невозможно. (40) Но пока наш подросток никуда не упал, может быть, надо что- то сделать?

(41)Подростки нуждаются в понимании и уважении со стороны неравнодушных к их судьбам взрослых, и очень важно, чтобы родители не оказались по другую сторону баррикад, а стали для своих детей единомышленниками в поиске оснований, способных стать прочной опорой в жизни и удержать подростков в таком сложном, но полном интересных возможностей «правильном» мире, в котором у них есть будущее.

( По А. Тихомировой, В. Москвичеву

По ходу чтения можно подчеркивать ключевые слова, предложения.

ВОПРОС К КЛАССУ: Какова проблематика данного текста, какие проблемы вы успели выделить?

ЗАДАНИЕ. Используя клише, запишите у себя в тетради формулировку той проблемы, которую вы считаете основной.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Итак, ребята, первый шаг сделан, как вы могли заметить, очень не простая работа вам предстоит, он пока время работает на нас, будем целенаправленно готовиться к экзамену и я не сомневаюсь, что вас ждет успех.

Домашнее задание.

Я желаю вам успехов, и закончить урок мне хочется словами Франсуа де Ларашфуко: «Истинное красноречие- это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕКСТА, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ, СОЧИНЕНИЯ-РАСУЖДЕНИЯ, Открытый урок по русскому языку

в 10 «а» классе МОУ «СОШ №6»,

учитель русского языка и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/byivaet-tak-chto-vrode-i-v-seme-u-podrostka-vse-v-poryadke/

8 стр., 3521 слов

Каким я была подростком. проблемы подростков. Несколько интересных сочинений

... фактор развития подростка Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его . Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека ...

высшей квалификационной категории

Люева Ольга Николаевна

23 декабря 2010 года

Люева ольга николаевна 1