«Развитие творческих способностей на х трудового обучения и во внеурочной деятельности»

Курсовая работа

Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с интеллектуальной недостаточностью имеет особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности. К тому же, роль труда в их обучении и развитии сейчас особо актуальна в связи с дефицитом рабочих профессий.

Л.С. Выготский отмечает, что для получения наибольшего эффекта в развитии познавательных процессов необходима особая организация учебного процесса. На уроках труда учитель специальной (коррекционной) школы VIII вида должен обеспечить наилучшие условия для развития их познавательных возможностей. Умение анализировать свойства и качества материалов, изделий, инструментов, сравнивать качество изготовленных изделий с образцом – это уже начало освоения профессиональных навыков.

Обучая детей, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Обучаясь технологическим приёмам труда, дети испытывают интерес, получают удовлетворение от его результата. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретённых во время обучения, в практическую деятельность вне школы.

Коррекционное значение занятий трудом умственно-отсталыми школьниками заключается ещё и в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей.

Проблема –, Актуальность –

В нашем образовательном учреждении, в связи с этим также возникла необходимость внедрения новых технологий трудового обучения. Одной из которых, является технология преподавания столярного дела с опорой на развитие творческих способностей учащихся.

Гипотеза –

Цель – доказать, что ребёнок успешнее формирует творческие способности в области столярного дела, если образовательные результаты, полученные на уроках, закреплены в практически ориентированной внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. теоретическое исследование развития и становления творческих способностей учащихся

Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии столярного дела

Творческий потенциал ребенка должен быть осознанно и целенаправленно развит с раннего детства. В последнее время все больше людей не стремятся к какой-либо созидательной цели, что свидетельствует о необходимости формирования творческих способностей в детском возрасте.

10 стр., 4603 слов

Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста

... и воспитании детей. Таким образом, изучение особенностей развития творческого воображения у детей младшего школьного ... образов, воображение может быть воссоздающим или творческим. Воссоздающее воображение представляет собой способность человека ... труды показывают, что воображение играет важную роль в процессе усвоения новых знаний детьми и стимулирует развитие личности. Оно позволяет детям ...

Для формирования творчества учащихся необходимо помочь им открыть как можно больше путей в мир творчества, фантазии и воображения. Это может быть достигнуто, в первую очередь, путем развития чувств и умения думать.

Психологические аспекты творчества

С точки зрения психологии, творчество — это процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Педагогические творческие способности являются индивидуальными способностями личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.

Основными показателями творческой способности по мнению психологов являются: зоркость в поисках проблем, способность к «свертыванию», способность к «сцеплению» (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу, готовность памяти выдавать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца и другие.

Доказательство эффективности приемов формирования и развития творческих способностей учащихся на уроках технологии столярного дела

Для доказательства эффективности приемов формирования и развития творческих способностей учащихся, применяемых на уроках технологии столярного дела, было проведено исследование состояния творческой деятельности учащихся. Было выявлено, что использование творческих заданий и обучение технологии столярного дела способствуют развитию творческих способностей учащихся. Также было отмечено, что учащиеся, которые активно участвуют в творческих проектах, проявляют больший интерес к учебному материалу и достигают лучших результатов в учебе.

Развитие творческих способностей на разных этапах истории

Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена. Сущность творчества рассматривалась по-разному в разные исторические эпохи.

В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.

В средние века

В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающий бытие из небытия.

В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца.

Практическая деятельность предполагает не только знание того, как надо делать те или иные вещи, но и определенное мастерство, умение создавать вещи. Но умение лишь следовать шаблонам, еще далеко не достаточно для создания произведений изящного искусства. Поэтому одним из основных мотивов эстетической деятельности является бегство от всех форм однообразной практической деятельности.

Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. Гений – это талант (природное дарование), который дает искусству правило. Талант, как прирожденная продуктивная способность художника, сам принадлежит природе, поэтому гений – это прирожденные задатки души, через которые природа дает правила искусству. Кант, однако, недооценивал общественную среду в формировании творческих способностей человека и его субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла.

12 стр., 5651 слов

Развитие творческих способностей учащихся детской художественной ...

Просмотры учебно-творческих работ учащихся детской художественной школы редко показывают их высокий уровень. Методические подходы к развитию творческих способностей имеют различный уровень эффективности. Актуальной становится проблема развития творческих способностей, которая в большей степени состоит в ...

Положение Канта о врожденности дарования обусловило его понимание характера творческого процесса в искусстве как неосознаваемого и, по сравнению с процессом научного открытия, безотчетного и неформализуемого. При разграничении различных уровней художественного творчества, Кант наиболее существенный, содержательный уровень относил к проявлению природного таланта, а поверхностный – к сознательной работе над оформлением этого содержания, когда создатель руководствуется вкусом.

Вкус как сознательный элемент творчества: роль Канта и других философов

В процессе создания художественных произведений вкус играет важную организационную функцию, согласно Канту. Философ признает необходимость сознательной работы при развитии творчества, основанного на активности сознания человека.

Одной из ключевых характеристик творчества является его новизна. Отсутствие общепринятого эталона оценки творческого продукта подтверждает факт, что человек творит прежде всего для удовлетворения своей потребности в самоактуализации, как отмечает Роджерс.

Творчество развивается, когда индивидуум открыт к опыту, а его поведение становится творческим. Творческий процесс может иметь созидательный характер и опираться на причудливые и неожиданные сочетания образов и понятий. Полная свобода выражения самых сокровенных мыслей, чувств и состояний способствует открытости и развитию творчества.

Основой для созидательного творчества служит быть самим собой. Это способствует развитию внутреннего источника оценок и созданию внутренних условий для творчества.

Проблема творчества: философский и педагогический аспекты

Проблема творчества рассматривалась многими философами и психологами. Каждый из них выдвигал свою теорию творчества. Кант полагал, что творческое начало является врожденным и не может быть развито. Фрейд утверждал, что процесс творчества имеет бессознательную природу, и развивать бессознательное невозможно.

В экзистенциалистской философии вопрос о том, как развивать творческое начало в человеке, не затрагивается. Однако педагоги и психологи России рассматривают проблему творчества с учетом личности самого творца и его творений.

Карл Маркс понимал творчество как деятельность, которая преображает природу и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и общества, основываясь на объективных законах действительности. Творчество характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

На протяжении многих исторических эпох рассматривалась проблема творчества, а не проблема развития творчества. Говорилось о том , что является основой творчества, но речь не шла о том, что необходимо сделать, чтобы стать творцом.

Рассмотрим как понимается проблема творчества в современной науке. Лилов, рассматривая природу художественного творчества, считает, что творчество – это общественное явление. Его глубокая специальная сущность заключается в том, что оно создает общественно – необходимые и общественно – полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного субъекта при его взаимодействии с объективной действительностью.

15 стр., 7288 слов

«Проблематика ранних произведений Достоевского. Заключения о ...

... маленького человека» всегда полна «больших» – серьезных, непростых – проблем, его переживания всегда сложны и многогранны. В ранней прозе Достоевского мы ... своему углу…» В этом же произведении разрабатывается тема «маленького человека», типичная для творчества Достоевского и для всей ... работ автора Бубер Мартин Проблема человека От автора Эта книга, в первой своей части проблемно-историческая, а ...

Творчество есть создание новых, общественно значимых материальных, научных, художественных и других ценностей. Творчество – целенаправленная человеческая деятельность. Конечный продукт творчества может быть как материальным, так и идеальным, завершенным или незавершенным, но творческий процесс не может быть бесплодным.

Важнейшая способность творца – это его гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией, напряженностью внимания и огромной восприимчивостью, впечатлительностью, умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствия, предугадывания.

Среди характерологических особенностей подчеркивалось уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация и колоссальная работоспособность.

Особенности мотивации усматривались в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом процессе. Не так давно широко было распространено мнение, а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, уж, конечно, не могут сохранить творческие способности надолго. Поэтому творчеству надо обучать.

Стало понятно, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не сможет найти этого средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них. И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но, оказывается, просто дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок, остается на уровне ремесла, а не творчества. Нужно вложить ещё в свое произведение эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Выяснилось, что и этому можно научить детей, научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир знакомых и прозаичных предметов. Но есть и ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, т. е. создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведении.

Воображение – основа любого творчества и существуют общие законы, по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности.

В 30-е годы крупнейший психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта.

Л. С. Выгодский писал: «Первая форма связи и воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека».

Воображение отличает человека от всех остальных существ. Именно поэтому нас так привлекает творчество, творческие люди. Творчество – это вершина развития человеческих способностей.

Чтобы создать новое творение необходимо иметь определенную базу знаний, т. к. любое новое появляется на основе старого. Значит, в основе творческой деятельности лежит трудовая деятельность, необходимая для наполнения сферы сознания содержанием, которая затем должна перерабатываться бессознательной сферой. Труд необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновенья; трудовая деятельность является одной из стадий творчества: труд, бессознательная работа и вдохновение.

3 стр., 1238 слов

Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества

... деятельность в качестве учителя музыки и пения. В 1992 году окончила Восточно-Казахстанский государственный университет по специальности учитель музыки и пения.Важность уроков труда в ... что наше молодое государство будет процветать и развиваться только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить ... творчеству. ... учащихся Самостоятельность, творческая активность на уроках ...

Исследование представляет собой анализ труда в контексте духовного и материального развития человека. Труд является первичной формой человеческой деятельности и служит основой для возникновения новых творений. Уровень развития душевных сил и личностных замыслов находит свое выражение и развитие в высших формах творческого труда.

Процесс обучения труду является неотъемлемой частью успешного обучения. Результативность обучения зависит от сложности знаний, методов обучения и психологических особенностей ученика. При обучении умственно отсталых школьников необходимо учесть их познавательные недостатки. Важно учитывать все эти аспекты при обучении учащихся в специальной школе VIII вида.

Один из основных вызовов Черниговской специальной коррекционной школы заключается в подготовке учащихся к трудовой деятельности. Низкий уровень самостоятельности учеников в выполнении трудовых заданий связан с их умственным недоразвитием. По этой причине школа ограничивается преподаванием базовых знаний по общеобразовательным предметам. Один из ключевых факторов успешной интеграции умственно отсталых учащихся в трудовую деятельность — это выбор доступных для них простых видов труда.

Важная задача школы заключается в формировании самостоятельности учеников при выполнении трудовых задач. Формирование определенного отношения к труду, профессионально-трудовых навыков и умений играет решающую роль в развитии творческих способностей учащихся.

Творчество и его роль в развитии человека

Творчество является особой функцией, играющей значительную роль в жизни человека. Оно способствует развитию способностей и возникает преимущественно в процессе осуществления деятельности. В дошкольном возрасте это проявляется через игровую деятельность, а в младшем и среднем школьном возрасте – через учение. Впоследствии творческий потенциал поддерживается в юношеском возрасте, когда дети начинают систематически трудиться.

Первые исследования показали, что организация деятельности ребёнка способствует развитию элементарных способностей, таких как ощущение, восприятие, мышление и другие. Кроме того, эти способности развиваются таким образом, чтобы их успешное применение стало возможным в рамках трудовой деятельности.

Важным аспектом трудового обучения школьников являются мотивы, которые стимулируют их к активному труду, делая его значимым и необходимым для них. Психологи Г. Нойнер, В. Калвейт и Х. Клейн определили психические предпосылки творческого труда: широкое образование, специализированные знания, развитые умственные способности, гибкость мышления, умение относиться с энтузиазмом к изобретательству и труду, понимание проблемы и удовлетворение выполнением задания, эмоциональная стабильность, терпение, настойчивость в достижении целей, готовность к риску, осознанность, активная жизненная позиция и высокий уровень общественного сознания.

В. Н. Терский, друг и соратник Макаренко, талантливый педагог, подчеркивает значимость самодеятельности в процессе творчества. Однако важно различать настоящую самодеятельность и поверхностное натаскивание. Если мы без должного обучения призываем детей к творчеству, то результатом может быть нечто либо никакое, либо неудачное искажение того, что они когда-то умели. Подлинная самодеятельность возникает, когда дети действуют самостоятельно. Инициатива не может появиться из ничего. Чтобы поддержать развитие творческого мышления у детей, нужно обучать их созданию, предоставляя необходимые знания и опыт.

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... Жаксы. урок музыка способность 1. Основные виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки как средство развития музыкальных способностей 1 Общая характеристика видов музыкальной деятельности в научно ... видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское ...

Развитие творческих способностей учащихся

Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надёжным, и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневными целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества.

При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно и нужно на уроках трудового обучения.

На этих уроках есть большие возможности проявить творчество.

Существуют различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это творчество учителя, учитель учит что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, учащиеся проявляют свою самодеятельность.

Путь развития творческих способностей выбирает каждый учитель индивидуально для каждого класса, может варьировать способы развития творческих способностей, комбинировать. Здесь проявляется творчество самого учителя.

Но прежде чем остановиться на том, как развивать творческие способности учащихся данного класса, с чего начинать, необходимо знать начальный уровень детей. Поэтому в 9-ом классе был проведён эксперимент, показывающий уровень развития творческих способностей.

Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития детей в системе педагогических мер воздействия на психику ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является труд. На трудовое обучение в коррекционных школах отводится треть учебного времени. Однако это обстоятельство не исключает целесообразности организации занятий по труду во внеурочное время.

Внеурочные занятия трудом – одна из форм работы со школьниками с нарушениями в развитии, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретённых во время обучения в практической деятельности вне школы.

Внеурочные занятия должны помочь решению основных задач, которые стоят перед трудовым обучением в коррекционной школе:

  1. трудовое обучение должно быть социально значимо, т.е. должно практически готовить учащихся к включению в производственный труд общества;

  2. трудовое обучение должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков детей с нарушением интеллекта;

  3. трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребёнка

Внеурочные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.

Ученики младших классов на уроках труда работают с бумагой и картоном, текстильными материалами, занимаются лепкой, работают с древесиной.

Ученики среднего звена и старших классов занимаются в основном одним из видов труда – столярным, слесарным, швейным и др., включая работы и по самообслуживанию.

Внеурочные занятия в контексте трудовой деятельности учащихся

Внеурочные занятия являются неотъемлемой частью образовательного процесса и играют важную роль в развитии трудовых навыков и умений учащихся. На внеурочных занятиях дети имеют дело с теми же материалами и инструментами, что и на уроках труда, однако характер занятий и виды изделий существенно отличаются.

Руководителям внеурочных занятий необходимо учитывать программные требования, а также возрастные особенности, уровень общеобразовательных знаний и трудовых умений и навыков учащихся. Виды трудовой деятельности нужно подбирать с расчетом, чтобы знания, полученные на уроках труда и на уроках общеобразовательного цикла, можно было закреплять и совершенствовать на внеурочных занятиях.

Нестойкость познавательных интересов детей с нарушением интеллекта, быстрая утомляемость от однообразной деятельности требуют в определенный момент смены видов труда. Поэтому в содержание внеурочных занятий должно входить несколько разнообразных видов трудовой деятельности.

Выбор видов работ на внеурочных занятиях

Учитывая, что на внеурочных занятиях не следует давать более сложные задания, чем на уроках труда, и что нужно принимать во внимание возрастные особенности, руководители внеурочных занятий должны выбирать виды работ с учетом перечня выполняемых работ на уроках труда и программных требований.

Например, если на уроках труда учащиеся занимаются деревообработкой, то на внеурочных занятиях может быть организована работа с древесиной или природными материалами. Кроме того, в содержание внеурочных занятий можно включать элементы изобразительной деятельности, игры, наблюдения в природе и другие виды самодеятельности, такие как кукольный и теневой театры.

Заключение

Внеурочные занятия являются важным компонентом образовательного процесса, способствующим развитию трудовых навыков и умений учащихся. При выборе видов работ на внеурочных занятиях необходимо учитывать программные требования и возрастные особенности учащихся, а также предоставлять им разнообразные виды трудовой деятельности.

Наиболее распространённой формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки. В коррекционных школах – это кружки технического моделирования по дереву и металлу, кройки и шитья, вязания, «Умелые ручки» и др. Они создаются на базе учебных мастерских. В этих кружках для работы на длительное время объединяются относительно небольшие группы учащихся, проявивших интерес и склонность к определённому виду труда. В большинстве случаев это те учащиеся, которые успешно занимаются и на уроках по трудовому обучению.

Единственный недостаток такой формы работы состоит в том, что к занятиям в кружках редко привлекаются те ученики, которые наиболее остро нуждаются в этой работе. Те, у которых ничего не получается на уроках труда, и, чувствуя неуверенность в своих силах, они не решаются принять участие в этой работе. Руководителям кружков следует проявить максимум внимания к таким детям, терпеливо и настойчиво привлекать их к занятиям.

Большое место во внеурочных занятиях по труду занимает общественно-полезная работа учащихся. Так, в Черниговской коррекционной школе-интернате VIII вида организованы бригады по ремонту школьной мебели, починке одежды и обуви. Дети занимаются в кружках: «Столярное дело», «Сделай сам», «Швейное дело», «Умелые ручки», кружке вязания «Узор», кружке цветоводства «Букет».

Следует отметить, что в последние года со стороны творчески работающих руководителей школы, учителей и воспитателей заметно повысился интерес к внеурочным занятиям по труду. Изыскиваются новые формы внеурочной работы.

Несомненно, что с переходом коррекционных школ на работу по новому учебному плану, интерес этот будет возрастать, и опыт работы по организации внеурочных занятий по труду в различных его формах будет всё обогащаться.

Очень большое значение для трудового обучения и воспитания учащихся коррекционных школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, сельскохозяйственные организации, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых. Эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства, и пробуждают интерес к труду.

Исследование условий возникновения и становления опыта

С раннего детства ребенок воображает, придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд, конструирование и др. Немалые возможности для развития творческих способностей существуют в трудовой деятельности. Ребенок должен определить свой художественный замысел и воплотить его в конкретном продукте труда, при этом используя свои творческие способности.

Используя всё многообразие форм учебно-воспитательной работы по трудовому обучению, работники коррекционных школ смогут более успешно решать стоящие перед ними задачи подготовки учащихся к участию в производственном труде общества, коррекции психических недостатков аномального ребёнка, воспитания положительных качеств личности детей.

Для того, чтобы привлечь большее количество учащихся к занятиям, рекомендуется периодически устраивать выставки их работ, разрешать детям делать некоторые работы для себя и этим привлечь внимание родителей к внеурочным занятиям. Родители учащихся могут оказывать значительную помощь воспитанию в организационно и материальном отношении – помочь приобрести необходимые материалы и инструменты, а в отдельных случаях принять участие в проведении самих занятий.

Итак, специфические особенности психики школьников с нарушением интеллекта ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении и воспитании школьников в коррекционных школах VIII вида. В первую очередь это касается использования в коррекционных целях различных видов трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке и во внеурочное время. При грамотном использовании различных видов трудовой деятельности в специальной школе VIII вида коррекция развития учащихся с нарушением в развитии позволит эффективно подойти к их воспитанию и обучению.

Развитие творческих способностей учащихся

В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично. В ходе работы развивается моторика руки, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально-волевые и морально-эстетические качества.

Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развитию их способностей является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобы уроки технологии были уроками творчества, на них следует воссоздать такие условия как: атмосфера раскованности, отсутствие боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.

Но только создание этих условий не будет способствовать творчеству, так как для творчества необходима некоторая база знаний: умение комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т.д.

Творческие способности формируются поэтапно. Сначала формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления. Показателями этих способностей могут служить: оригинальность, беглость, смысловая завершенность, эмоциональность.

Констатирующий эксперимент

Преподавателем технологии столярного дела Черниговской коррекционной школы-интерната был проведен констатирующий эксперимент в 9 классе.

На основании анализа литературы, наблюдений за учебной деятельностью детей на уроках технологии, бесед с ними были выявлены следующие параметры, которые могут выступать в качестве критериев развития творческих способностей:

  • оригинальность
  • гибкость мышления
  • беглость мышления

Можно считать, что к критериям развития творческих способностей можно отнести эмоциональность.

Раскрытие

Человеческая память является удивительным инструментом, способным сохранить зрительную информацию на очень долгое время, даже годами. Порой эта информация может проявляться через сложные ассоциативные связи в своем исходном виде. Человек может увидеть что-то, не обращая на это сознательного внимания. Но когда ему нужно исполнить или изобразить это, образ нужного предмета или явления всплывает в его памяти.

Тем не менее, по памяти невозможно точно изобразить что-то, что человек когда-то видел. Однако можно передать общее образное представление. В результате полученное изображение становится нечто новым и оригинальным. И если человек при этом использует образное мышление, то он может полагаться на его помощь.

Само слово «воображение» коренится в слове «образ». То есть воображать — это значит мыслить образами. Образное мышление тесно связано с воображением.

Оригинальность

Оригинальность является одним из ключевых показателей развития творческого воображения и длительности памяти.

Таким образом, оригинальность занимает важное место в структуре психического развития человека и в развитии творческого воображения.

Для изучения уровня развития оригинальности у детей, педагог использовал следующую методику. Детям предлагался листок с 10 фигурами (см. приложение), и каждая фигура должна была быть преобразована в законченный образ.

В процессе выполнения этой задачи наблюдались растерянность и чувство удивления у некоторых детей. Однако многие из них выполняли задание с удовольствием и заинтересованностью, полностью погружаясь в процесс. Эти дети старались представить интересные и оригинальные решения. Самые оригинальные преобразования можно наблюдать у детей, которые любят рисовать и изобретать собственные рисунки, а не просто копировать их у других. Кроме того, именно эти дети в большинстве случаев проявляли удовлетворение от результатов своей творческой работы.

Итоги тестирования основывались на следующих качественных характеристиках:

Высокий уровень — дети успешно преобразовывают от 6 до 10 фигур и создают оригинальные образы.

Средний уровень — дети преобразовывают 4-5 фигур и создают оригинальные образы.

Уровень оригинальности и гибкость мышления являются важными аспектами творческого развития учащихся. В данном исследовании были рассмотрены эти характеристики среди школьников и получены следующие результаты.

Анализ данных показывает, что в данном классе наблюдается низкий уровень оригинальности. Около 20% учащихся показали низкую оригинальность в своих рисунках, часто повторяя уже существующие образы. Это говорит о том, что у большинства детей не хватает креативности и способности к созданию уникальных работ.

Однако, в основной массе детей был выявлен средний уровень оригинальности. Большинство рисунков представляли собой преобразование простых геометрических фигур, таких как круг, в более сложные образы, такие как цветок, солнце или лицо. Эти преобразования, хоть и не являются оригинальными, показывают некоторый уровень творческого мышления.

Для изучения гибкости мышления ребят был использован тест Е. П. Торренса. Этот тест позволяет определить способность строить различные изображения на основе одного и того же контурного образа. Результаты этого теста показали наличие некоторой гибкости мышления у учеников, поскольку они смогли создать разнообразные изображения на основе повторяющегося образа.

Таким образом, результаты исследования указывают на необходимость развития оригинальности и гибкости мышления среди учащихся данного класса. Более творческие задания и упражнения могут быть использованы для развития их креативности и способности к ассоциативно-образному мышлению.

Развитие гибкости мышления у детей

Данное исследование направлено на выяснение уровня гибкости мышления у детей. Для проведения теста детям были даны задания, которые они должны были выполнить в течение 20 минут. Основным показателем гибкости творческого мышления является количество идей, которыми дети могли оперировать.

Результаты тестирования

Результаты тестирования обозначены следующими качественными характеристиками:

  • Высокий уровень — более 8 преобразований фигур, не объединенных одной темой.
  • Средний уровень — 6-7 преобразований фигур с различными тематиками.
  • Низкий уровень — 5 преобразований фигур с тематическими повторами.

Результаты тестирования в процентах

Высокий Средний Низкий
26,6 % 46,6 % 26,6 %

Из таблицы видно, что 26,6% учащихся продемонстрировали высокий уровень гибкости мышления. Эти дети проявили способность быстро и гибко переходить от одного класса явлений к другому, не связанному с первым по содержанию. Более половины учащихся (46,6%) смогли воспроизвести 6-7 предметных тем, демонстрируя средний уровень гибкости мышления. 26,6% учащихся представили только 5 предметных тем, что указывает на низкий уровень развития гибкости мышления. Следовательно, уровень развития гибкости творческого мышления у большинства детей ниже среднего.

Критерий развития гибкости мышления также включает эмоциональную подготовку к уроку, выражение эмоций в процессе работы и удовлетворение результатами своего труда.

Эмоции играют важную роль в развитии творческого мышления у детей, оказывая сильное влияние на работу сознания и творческую инициативу. Эмоциональная подготовка детей необходима для успешного выполнения любого задания. Педагогам необходимо быть наблюдательными и гибкими, учитывать потребности детей в каждый конкретный момент и использовать естественные эмоции в процессе обучения.

Исследование уровня эмоциональности учащихся в процессе творческой деятельности

В рамках исследования были наблюдаемы учащиеся, в процессе выполнения творческих заданий. На каждого из них была заведена учебная карточка наблюдения, где фиксировалась выраженность эмоций, наличие положительного эмоционального настроя и удовлетворение результатом своей работы.

В результате наблюдений можно выделить три уровня эмоциональности:

  • Высокий уровень эмоциональности – наивысший балл получили учащиеся, которые имели положительный настрой перед выполнением работы и сумели сохранить его на протяжении всей деятельности. Они были удовлетворены результатом своей работы.
  • Средний уровень эмоциональности – предполагал либо наличие эмоционального настроя и выраженность эмоций в процессе работы, но неудовлетворенность результатом своей работы, либо начало работы без эмоционального настроя, но приобретение его в процессе работы с последующим удовлетворением результатом своей работы. Наблюдаются перепады от положительного настроя к отрицательному.
  • Низкий уровень эмоциональности – учащиеся не имели эмоционального настроя перед выполнением работы и не обнаруживали ярких эмоций в процессе ее выполнения. Результат их работы оставлял их безразличными.

Таким образом, эмоциональная подготовка учащихся играет важную роль в процессе творческой деятельности. Высокий уровень эмоциональности способствует более успешному выполнению работы и удовлетворенному результату.

А. В. Луначарский писал: «Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным, когда почувствуем его не только головой, но призовем к этому всю нашу нервную систему».

Следовательно, учителям необходимо создавать эмоциональную атмосферу увлеченности на уроках труда, через живое слово, зрительные образы и игровые ситуации, чтобы помочь учащимся достичь высокого уровня эмоциональности и более успешно выполнять творческие задания.

Анализ результатов**

В данном исследовании был проанализирован уровень эмоциональности учащихся во время занятий технологией. Результаты наблюдений указывают на различные уровни эмоциональности, которые можно классифицировать как высокий, средний и низкий.

Из полученных данных видно, что только у небольшой части учащихся (23%) наблюдался низкий уровень эмоциональности. Это означает, что в процессе работы они испытывали преимущественно негативные эмоции, были не удовлетворены результатами своей деятельности, а иногда и не завершали задачи до конца.

Подавляющее большинство учащихся имело амбивалентные эмоции в течение урока. Изменение направления мыслей от одной идеи к другой было резким и заметным.

Однако только у 21% учащихся возникали сильные положительные эмоции во время выполнения заданий.

Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

— Оригинальность создаваемых образов наблюдается только у меньшей половины класса. Большинство же детей представляют собой однотипные и малооригинальные образы.
— Гибкость мышления развита учащимися ниже среднего уровня. Большинство детей не способны выделять существенные признаки из большого количества случайных элементов, быстро переключаться с одной идеи на другую или комбинировать и варьировать свои решения проблем.
— Интерес к процессу и результату деятельности нестабильный. Наблюдался периодический спад и рост интереса в течение урока.

Исходя из данных данного исследования, можно предположить, что эмоциональность играет значительную роль в процессе обучения технологии. Низкий уровень эмоциональности может негативно влиять на успеваемость и качество выполненных заданий, в то время как положительные эмоции могут стимулировать интерес и творческое мышление учащихся.

— Дети , которые аккуратно и качественно выполняют задание , а также у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего урока более расположены к творчеству .

С учётом всего вышеизложенного, данная работа направлена на творческий поиск новых методов и приемов в преподавании технологии, активизацию учебной и внеурочной деятельности.

Приёмы работы над развитием творческих способностей школьников на уроках технологии

Существует такая наука, как психология творчества. Данная наука разделяет процесс творчества на составляющие: стадия труда, бессознательной работы и вдохновения. Кроме того, известный психолог Выготский Л.С. утверждает, что личность ребенка, а значит, и его способности формируются в ведущей на данном этапе развития деятельности. Из психологии известно, что основной ведущей деятельностью школьника является учебная.

В.А. Сухомлинский писал, что именно через игру, сказку можно раскрыть возможности, творческие способности ребенка.

Психологи определили следующие психические предпосылки творческого труда: знания, развитые умственные способности, гибкость и беглость мышления, радость творения и труда, понимание проблемы и удовлетворение от её решения, эмоциональная стабильность, терпение, духовное мировоззрение.

Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках трудового обучения надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов. Работа учителя по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это могут быть: специальные тренировочные упражнения, коллективное создание работы, индуктивное изучение материала (т. е. от простого к сложному, от частного к общему) и т. д. В данном случае проявляется творчество самого учителя.

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках трудового обучения обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно — выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

Определим психолого-педагогические условия развития способностей учащихся:

  1. Создание атмосферы доброжелательности на уроках трудового обучения. С первых дней в классе надо стараться создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом уроке. Давать такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика научаться оценивать и обосновывать свою оценку. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими.

  2. Содержание занятий должно стимулировать эмоциональное отношение детей. Только будучи заинтересованным, ребенок начинает эмоционально выражать свое отношение ко всему окружающему. Педагог старается выбрать такое содержание уроков, которое стимулировало бы эмоциональное отношение детей.

  3. Оптимальное сочетание принципов и технологий. Готовясь к каждому уроку, учитель должен выбрать наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и, конечно, способствовали развитию творческих способностей.

На основании психолого-педагогической методической литературы, наблюдений за учебной деятельностью учащихся 9 класса педагогом были разработаны конспекты уроков по столярному делу. В основу уроков были положены следующие средства и принципы:

  • наглядность, игровые моменты, анализ готовых изделий,
  • элементы конструирования, моделирования.

Метод – способ достижения определенных результатов в познании и практике. Метод своими истоками выходит к деятельности. Методы обучения применительно к отдельному уроку или части урока приобретают более детальный характер. Метод в этом случае распадается на ряд приемов. Прием- это деталь, часть метода, определенные операции мышления, моменты в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков.

В своей практике преподаватель использует и творческие приемы:

сравнения.

Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении истории возникновения резьбы по дереву.

эвристических вопросов.

Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?, Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.

образного видения.

Результат работы выражается в словесной или графической форме (эскиз изделия или его словесное описание).

придумывания.

Это способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз – составная часть любого изделия.

ученического планирования.

Этот прием предполагает спланировать свою образовательную

деятельность на выполнение изделия.

самоорганизации обучения.

Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление изделия (практическая работа).

На кружках школьники занимаются изготовлением различных поделок из древесных материалов. Например, в весенний период года учащимся предлагается изготовить парусник. Демонстрируется эскиз изделия, рекомендуются размеры, предлагаются материалы и инструменты.

Дополнительным стимулом для учащихся здесь становилось то, что изготовленное собственными руками изделие затем можно было отправить в настоящее плавание по весенним ручьям.

Ознакомившись с технологией изготовления парусника, некоторые дети желали сиюминутно его изготовить, а некоторые, чтобы учитель сделал за них большую часть работы. Когда силуэт основной детали (корпус) у большинства детей был выполнен, появились предложения вырезать корпус и изнутри.

Саша, например, сделал стенки корпуса тонкими, а днище потолще, объяснив, что это повысит устойчивость парусника при плавании. Дима предложил решить проблему устойчивости противовесом (принцип «Ванька-встанька»).

Когда изделия у большинства ребят были готовы, Антон предложил подписать каждое изделие. Ваня предложил раскрасить парусники.

При изготовлении изделия ребята закрепляли свои знания и умения, полученные на уроке технологии столярного дела. На этом занятии ребята проявили большой интерес, получили удовлетворение от своего труда и продемонстрировали свои творческие способности. (Приложение).

На уроках столярного дела изготавливали скамейки. Перед школьниками была поставлена задача как можно больше изменить предложенную им учебником стандартную скамейку. Т.е. проявить творчество при её изготовлении.

Ребята составили, согласно технологической карты, технические рисунки, эскизы, проставили размеры. Изделия получились разнообразные. Оценив новизну в деталях изделия, их соединения, дети приступили к практической работе. В качестве стимула ребятам было предложено забрать готовое изделие в личное пользование. Результатами работ многих учащихся учитель был удовлетворён. Необходимо отметить, что учащиеся, у которых положительный эмоциональный настрой сохранялся на протяжении всего технологического процесса, были более расположены к творчеству.

Оценивая качество изделий и творческий подход в их изготовлении, необходимо отметить работы Саши и Димы, которые внесли элементы новизны и проявили творческие способности. Изделие Дениса, например, хорошего качества, но в меньшей мере отличалось от стандартного образца.

При демонстрации лучших работ учеников, Денис проявил желание продолжить работу над своим изделием во внеурочное время.

Подводя итоги работы на уроках технологии столярного дела, необходимо отметить, что более успешными в трудовой деятельности оказались те учащиеся, кто дополнительно занимались и во внеурочное время.

Важно отметить, что к праздникам учащиеся с удовольствием изготавливаю подарки (картины, сувениры) и дарят их родителям, учителям, друзьям. Дети участвуют в оформлении стенда «Сделай сам». Предмет «Технология столярного дела» для большинства школьников является самым любимым предметом школьной программы, так как они видят материальные результаты своего труда и имеют возможность проявить творческие способности.

Заключение

В данной работе рассматривались вопросы развития творческих способностей учащихся на уроках столярного дела и во внеурочное время.

Анализ научной литературы показал: воображение отличает человека от всех остальных существ. В основе творчества лежит трудовая деятельность. Творчество развивается, если учитель, предоставляет ребёнку полную свободу выражать свои мысли, чувства и состояния, во время создания своих работ.

Проведенные исследования показали, что учащиеся, которые более продолжительное время занимаются развитием творческих способностей, на уроках столярного дела, становятся более целенаправленными, дисциплинированными и заинтересованными в результатах своей деятельности. Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках столярного дела обеспечивает обогащение, и расширение детской души, делает её богаче и духовно — выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

Результатом такой работы является:

    1. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения.

    2. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.

    3. Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.

    4. При систематическом использовании творческих приемов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.

    5. Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными участниками образовательного процесса.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/razvitie-tehnicheskogo-tvorchestva-uchaschihsya-na-urokah-tehnologii/

  1. Абдульханова- Славянская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности: сборник Психология личности в социальном обществе. М., 1988 –с. 113.

  2. Алдошкин И. С. Трудовое обучение и воспитание учащихся. М. , Педагогика, 1975г.

  3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

  4. Анциферова Л. И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран: Теоретические проблемы.

  5. Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда под редакцией Н. Ф. Добрынина. М. Трудорезервиздат, 1958.

  6. Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.

  7. Афасижев И. Н. Западные концепции художественного творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. Переработанное. М. Высшая школа, 1990.

  8. Бабанский Ю. К. , Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М. Педагогика.

  9. Бадаева Г. В. Труд и творчество. М. , 1966.

  10. Бака И. И. теоретические основы подготовки школьников к творческому труду в сфере материального производства: учебное пособие., М., 1985.

  11. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству, М., 1985.

  12. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя, — 3-е изд. – М. Просвещение , 1991.

  13. Выгодский Л. С. Психология искусства., М.Искусство, 1986.

  14. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание средствами искусства к действительности. М., 1966.

  15. Громов е. с. Художественное творчество (опыт исторических характеристик некоторых проблем).

    М. , 1970.

  16. Громов Е. С. Природа художественного творчества.М., 1986.

  17. Лилов А. Природа художественного творчества.,М., 1981

  18. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976.

  19. Психологический словарь под ред. Давыдова В. В. И др. , М. ,Педагогика, 1988.

  20. Чекмарёв. Уроки творчества., М., 1982.