«Внеклассная работа по русскому языку во внеурочной деятельности»

Считаю, что внеклассная работа по русскому языку, как и по любой другой школьной дисциплине, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой, обязательный элемент нормально организованной работы школы. Внеклассную работа рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.

Несмотря на то, что конечная цель уроков и внеклассных занятий по русскому языку – подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, — совпадает, внеклассная работа имеет свои, важные цели и задачи. Она способствует углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогает ученикам лучше усвоить программный материал, совершенствует навыки анализа различных фактов языка, расширяет лингвистический кругозор школьников, воспитывает языковое чутье, развивает творческие возможности, повышает общую языковую культуру учащихся, позволяет осуществлять индивидуальный подход в работе с детьми. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели внеклассной работы – развитию у школьников интереса к русскому языку, как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатству языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку – языку великого русского народа.

актуальность темы

Объект работы, Предмет работы –, Задачи работы:

проанализировать научно-методическую и педагогическую литературу по теме работы;

раскрыть роль внеклассной работы по русскому языку во внеурочной деятельности

определить наиболее эффективные формы работы с детьми во внеурочной деятельности по русскому языку

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

3 стр., 1268 слов

Мой родной язык (русский)

... усовершенствований далеко не ушёл и русский язык. Я смело могу заявить, что я горжусь моим родным языком - русским языком! Сочинение на тему Русский язык - мой родной язык Свой родной язык мы слышим с момента своего ... дней жизни и до самой смерти. На нём разговаривают наши родители, бабушки и деды, на нём же будут общаться наши дети, внуки и правнуки. Именно поэтому очень ...

Глава 1. Сущность и роль внеклассной работы по русскому языку в начальных классах

    1. Что такое внеклассная работа по русскому языку в начальной школе. Цели и задачи.

Внеклассная работа — это деятельность учащихся класса (классного коллектива) вне уроков (после уроков), в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством и совместно с педагогом, классным воспитателем, классным руководителем.

Внеурочная работа — это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Основные задачи внеурочной работы:

а) развитие у детей интереса к предмету РЯ, к живому языку, к речи, к литературе на русском языке;

б) развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам;

в) развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие потребности самообразования;

г) углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и умений.

Принципы внеурочной деятельности:

— Избирательность в выборе тем и форм занятий;

-Учет пожеланий и увлечений самих детей;

-Занимательность — более высокая, чем на уроках;

— Сотрудничество учителя и детей — тоже в большей степени, чем на уроках.

Методы работы учителя, руководителя и учащихся

-Исследования;

-Индивидуальная работа по интересам;

-Творческая деятельность;

-Решение познавательных, субъективно-творческих задач;

-Моделирование, программирование, алгоритмизация.

В совершенствовании преподавания русского языка, в вооружении учащихся прочными знаниями по русскому языку, в привитии им прочных речевых умений и навыков, в подготовке обучающихся к итоговой аттестации наряду с уроками большое значение имеет внеурочная деятельность по русскому языку. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках.

3 стр., 1292 слов

Сочинения учащихся «Букет для мамы» учащихся по русскому ...

... урока детям было предложено написать сочинение «Букет для мамы», которое станет рукописным подарком и , несомненно, порадует не только мам, но и самих юных создателей. Вот некоторые из работ учащихся, ... и их окраска. Существует целый язык цветов: белый символизирует чистоту, безгрешность, мир; желтый на Руси означал радость; синий – благородство и преданность; красный – любовь … Поговорили и том, ...

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся создает многосторонняя внеурочная деятельность. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников, все это дает обучающимся возможность лучше подготовиться к итоговой аттестации.

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом.

Именно поэтому главная задача внеклассной работы — развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить грамотных учащихся, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме для того, чтобы успешно сдать экзамены.

В то же время внеурочная работа по русскому языку имеет свои цели:

  • развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;

— привить любовь к великому русскому языку;

— повысить общую языковую культуру;

задачи внеклассной работы

— расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;

— научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;

17 стр., 8032 слов

«Развитие речи учащихся на х русского языка»

... имеют в виду развитие навыков правописания. Развитие речи и развитие правописных навыков рассматриваются как взаимосвязанные, но тем не менее разные стороны работы по языку» . Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая словесником специально и в связи ...

— сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);

— выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.

В основе организации внеурочной деятельности по русскому языку лежат следующие методические принципы:

Принцип связи, Принцип систематичности, Принцип учета, Принцип занимательности, Принцип разнообразия

Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.

Принцип добровольности, Принцип массовости

1.2. Роль внеклассной работы по русскому языку во внеурочной деятельности

Роль внеурочных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.

В последние годы наблюдается повышение роли семьи в общем развитии детей: велика в этом смысле функция домашних учителей, домашнего чтения, семейных библиотек; можно было бы сказать и телевидения, если бы его чрезвычайно возвысившееся участие в жизни школьников не превысило ныне все допустимые нормы.

Внеурочная работа объединяет все виды деятельности учащихся, в том или ином виде обогащающие их развитие в рамках языковой личности. Это игры, утренники, викторины, походы и экскурсии, выпуск газет и журналов, радиопередачи, съемка телефильмов, конкурсы на лучшее сочинение или стихотворение, самостоятельное чтение книг, журналов, газет.

Внеурочная работа проводится в школе после уроков. Эта работа ориентируется не на обязательные стандарты — минимумы, не на программы учебных предметов, а на интересы самих детей.

Наиболее регламентирована работа кружков: ря, лит.чт, ин.яз и пр. Обычно они работают по четкому плану, с постоянным руководителем.

Руководство различными организационными формами вр возлагается на учителя, а также на приглашенных специалистов — журналистов, артистов, археологов, инструкторов по туризму и др.

Внеурочную работу следует ограничивать от учебной помощи отстающим; впрочем, для тех, кто помогает отстающим, это все внеклассная деятельность, причем очень благородная. Выполнение домашних заданий также не включают в систему внеурочной работы.

В процессе обучения русскому языку учащихся внеклассная работа приобретает особое значение. В условиях школы «это один из основных факторов, который действенно помогает настоящему изучению русского языка, свободному и активному овладению учащимися русской речью, это мощное средство формирования у них интереса к русскому языку как учебному предмету и лингвистическому явлению, эффективная форма расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках». Она имеет также большое воспитательное значение.

5 стр., 2494 слов

Контрольная работа по русскому языку 10 класс

... — торжественное открытие художественной выставки. Б) Каталог — подборка наиболее представительных сочинений разных авторов. В) Рецидив — случай, служащий примером, оправданием для ... по сторонам и все замечавших. Спецификация контрольной работы по русскому языку за первое полугодие 10 социально-гуманитарный класс ... наказанию розгами. А 9. В каком ряду во всех словах пишется буква Е? А) впеч..тление, ...

1.3. Формы внеклассной работы по русскому языку

Виды и формы внеклассной работы по русскому языку. В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов.

По способу подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Во внеклассной работе по русскому языку устные формы, что объясняется оперативностью устной речи и задачей развития в первую очередь устной речи.

К письменным формам внеклассной работы по русскому языку относятся стенная газета, листки русского языка, стенды. Все они характеризуются массовостью: вывешенные на видном месте, они становятся достоянием учащихся всей школы. Все остальные виды внеклассной работы по русскому языку проводятся в устной форме.

По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной работы относятся; заучивание наизусть стихотворение и прозаических отрывков, работа над ролью (при подготовке инсценировок к утреннику), подбор языкового материала (эта работа выполняется преимущественно в письменной форме), чтение детских книг, сказок на русском языке и некоторые другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и. массовых внеклассных мероприятий.

К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, экскурсии (в библиотеку, на природу, на производство и т. д.), викторины и некоторые другие. Среди них наиболее приемлемым видом работы на начальном этапе обучения русскому языку является работа в кружке.

К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги и т. п.), выставки (например, выставка детских книг, выставка лучших тетрадей, детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую письменную работу, на лучшего чтеца), радиопередачи на русском языке, олимпиады, дни русского языка, кукольный театр и др.

Один из основоположников педагогической и психологической науки Павел Петрович Блонский, человек широких и разносторонних интересов, взволнованно писал: “Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление”.

Одним из центральных вопросов организации внеклассной работы по русскому языку является определение ее содержания.

Содержание внеклассной работы по русскому языку составляют два круга вопросов: 1)вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся.

11 стр., 5169 слов

Роль использования орфографических словарей на х русского языка

... «Школьный орфографический словарь русского языка» (2009) Словарь отражает наиболее активную часть лексики современного русского языка - слова, грамматические формы слов, обороты речи, вызывающие орфографические трудности. )М. М. Баронова «Новый школьный универсальный словарь русского языка» (2009) Данный словарь является ...

В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов.

Выделяются следующие формы внеклассной работы: по способу подачи языкового материала — устные и письменные; по частоте проведения -систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

К письменным формам внеурочной деятельности по русскому языку относятся стенная газета, листки русского языка, стенды. Все остальные виды внеклассной работы по русскому языку проводятся в устной форме. По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной работы относятся заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков, работа над ролью, подбор языкового материала, индивидуальные консультации, чтение детских книг, сказок и другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и массовых внеклассных мероприятий.

К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, элективные курсы, консультации, экскурсии, викторины и некоторые другие. К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги), выставки (например, выставка детских книг, выставка детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую творческую работу, на лучшего чтеца), олимпиады, дни русского языка и некоторые другие.

Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие — эпизодически, один-два раза в год. Постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, консультации, элективные курсы, журналы, стенная печать, информационный стенд) работают в течение всего учебного года, — эпизодические — викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии. Комбинированные формы внеурочной работы – день русского языка, неделя, декада Русского языка. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и много другого.

В последнее время появились новые эпизодические формы внеклассной работы по русскому языку. Они напоминают публичные формы общения – конференции, телепередачи, диалоги, основанные на формах, жанрах и методах работ, известных в общественной практике (исследование, комментарии, интервью, репортаж, диспут, турнир, регламентированная дискуссия ).

Эти занятия выступают как разовые, они между собой не связаны тематически, но проводимые мероприятия действительно остаются ярким эпизодом в сердцах детей.

Глава 2. Педагогический опыт внеклассной работы по русскому языку во внеурочной деятельности

2.1. Изучение педагогического опыта

Примерное содержание внеурочных занятий, использованное в 30 школах РФ.

4 стр., 1985 слов

Контрольная работа «Причастие» тест по русскому языку (7 класс)

... взятые в библиотеке. Никто не услышал прозвучавшего в лесу выстрела. Приведённые в сочинении факты сделали его убедительным. А4. В каком предложении границы причастного оборота определены ... (Не) окончен портрет, (Не) успевающие ученики А8. Укажите строку, в которой пишется – Н- Потеря….ый кошелёк, варё…ый ... заж….гается, отчего гремит гром. 10) Всю ночь с (не) осл….бевающим интересом слушал я рас…. ...

Тема 1.

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3.

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7.

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10.

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15.

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.

Тема 16.

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Тема17.

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

14 стр., 6939 слов

Демонстрационная версия экспериментальной экзаменационной работы ...

... 2 Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4. (1) Помню, бродили мы по одному из кавказских бота­нических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, ... сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты. Рекомендации по оцениванию экзаменационной работы в целом и отдельных заданий ...

Тема 18.

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20.

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22.

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 23-24.

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 29

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

Тема30.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 31

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 32.

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

5 стр., 2369 слов

Слово о русском языке в публицистическом стиле

... это уже не счастье, а обыденность. Сочинение в Публицистическом Стиле на тему “Русский язык” НяКавайМур Ответы: Русский язык красив и необычен. Сколько великолепных произведений написано на этом языке. Русским языком нельзя не восхищаться, ведь с ... обычные трудяги, честные и порядочные люди, но в настоящий момент этого мало. Их, конечно, уважают на работе, но уважением сыт не будешь. Мне хочется ...

2.2. Разработка сценария внеурочного занятия по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку

««Путешествие в страну Грамматики»

(занимательная грамматика)

для обучающихся 3 классов

Цель: Создание условий для формирования у детей интереса к изучению русского языка.

Задачи:

Способствовать пробуждению потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

развитие коммуникативной компетентности;

воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к великому русскому языку.

Ход занятия

1.Ведущий: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем внеклассное мероприятие по русскому языку, которое называется «Путешествие в страну Грамматики». А что это за необыкновенная страна вам расскажут ребята».

Грамматика, грамматика,

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

В

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь

Даже собственную маму

С днём рожденья не поздравишь!

Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья.

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы —

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!

— Мы совершим путешествие по стране вместе с мудрой Совой (слайд 1)

Наша Сова попала в волшебную страну Грамматику, её ждут необычные приключения, и вместе с ней мы попытаемся пройти эти испытания. Как успешно будут проходить испытания, оценит жюри. Представление членов жюри.

2. Представление команд: выбор командира, название команды.

— Команды, которые отвечают правильно, получают баллы. Победители выявляются по количеству баллов.

3. Разминка

Чтобы успешно пройти испытания, нам нужно немного размяться. Я буду называть названия взрослого животного, а вы название детёныша.

(слайд 2)

Утка – утёнок,

Слон – слонёнок,

Лошадь – жеребёнок, Лось — лосёнок

Гусь – гусёнок, Собака — щёнок

Индюк – индюшонок, Тигр — тигрёнок

Курица – цыплёнок, Овца — ягнёнок

Медведь – медвежонок, Верблюд — верблюжонок

Волк – волчонок, Бегемот – ( нет названия)

Кот – котёнок,

Корова – телёнок,

4. Итак, вперёд!

Ребята сами выбирают «остановки». Курсором, нажимая на зелёный круг, (сработает гиперссылка).

(слайд 3)

Остановка (Приложение 1)

Расположите слова от самого «горячего» к самому «холодному»

(Тепло, пекло, мороз, жара, холод, стужа, жарища, прохлада)

На данном слайде можно выполнить проверку. Кликая мышью по слайду, слова займут свои места.

Остановка «Море слов»

«Загадочный сосуд»

У меня в руках деревянный сосуд. Свойство этого сосуда – он не тонет в воде. И в таком сосуде обнаружилось письмо путешественника, которое он положил в этот сосуд и отправил по воде. Я переписала начало этого письма и размножила для вас.

« Я в ужасном положении. Мой корабль потерпел крушение. Я высадился на необитаемый остров в мор…..»

Вторая часть письма оказалась размытой водой, сохранились лишь отдельные слова. Восстановите текст, используя эти слова.

( страшно, смекалка, умение, климат, дом, дикие животные, бананы, удача, корабль, помощь)

Пример ответа обучающихся 3 класса:

Мой корабль назывался «Удача». На меня напали дикие животные. Мне стало страшно. Но мне помогала смекалка. Я дал им бананы. Умение переносить климат спасло мне жизнь. Я жду помощь и очень хочу увидеть свой дом.

Остановка «Лесные премудрости»

На этой остановке нам предстоит вырастить древо однокоренных слов.

Перед вами древо со словом «Лес». На листочках этого дерева надо вписать однокоренные слова. Победит тот, кто больше заполнит листиков.

(Ребята в группах вписывают на «листочках дерева» однокоренные слова)

Дерево (приложение 1)

Физминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1.2.3.4. – вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно –

Вместе – раз – это брасс.

Одной , другой –это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой!

Остановка «Островок пословиц»

Прочитайте парные слова , которые даны в словах для справок. Как называются такие слова в русском языке? Вставь в пословицы по смыслу антонимы. Объясни значение данных народных высказываний:

говори, да … делай.

земля, …рук не любят.

Иди …, а оглядывайся….

У мудрого человека … уши и … язык

Слова для справок: длинный – короткий, чёрный – белый, меньше – больше, вперёд – назад

(На данном слайде можно выполнить проверку. Кликая мышью по слайду, слова займут свои места )

Остановка «Ягодная полянка»

Перед вами корзинка, которую нужно наполнить ягодами.

(Обучающиеся в группах вписывают в кроссворд подходящие названия ягод)

Таблица (приложение 1)

(Брусника, малина, калина, рябина, клубника, голубика, ежевика, черника, вороника)

Остановка « Пещера загадок»

Ребусы (приложение 1)

Ответы: корова, берёза, ученик, пальто, рабочий, перемена. сапоги, русский.

5. Итог. Рефлексия. Ребята высказываются о проведенном мероприятии, отвечая на вопросы:

-Что в нашем путешествии было интересно?

— Где встречались трудные задания?

— Что еще захотелось узнать?

Звучит песня «Чему учат в школе».

Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.

Пока жюри подводит итоги можно поиграть со зрителями.

Задания для зрителей.

1. 3агадки.

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог!

(Ранец)

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

Я то в клетку,

То в линейку, Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я?

Я фигурка небольшая,

Точка подо мной большая.

Коль спросить что собираешься,

Без меня не обойдешься.

Отгадай, что за вещица, –

Острый клювик, а не птица.

Этим клювиком она

Сеет – сеет семена

Не на поле, не на грядке-

На листах твоей тетрадки.

Я под мышкой посижу

И что делать укажу

Или разрешу гулять

Или уложу в кровать. (Градусник.)

Я всегда со солнцем дружен.

Если солнышко в окне.

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

На дне где тихи и темно,

Лежит усатое бревно.

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры.

Помчались с горы.

2. Юмористическая викторина.

В каких словах по сто согласных?

– Сколько гласных в словах: СЕМЬЯ, СОРОКА?

(Сами войти не могут.)

(Не может, т.к. не умеет разговаривать.)

(Мягким знаком.)

3. Задания.

Придумать слово 3 букв.

  • Придумать слово из трех слогов.

Подсчитать количество слогов в имени Алеша.

Как звали девочку с голубыми волосами?

Заключение

Содержание и формы внеурочной деятельности тесно связаны с ее спецификой, целями и задачами, а также описанными выше принципами.

Содержание внеурочной деятельности по русскому языку определяется основными содержательными линиями предмета «Русский язык» (основы лингвистических знаний, орфография и пунктуация, развитие речи) и интересами младших школьников в области лингвистики. Н. Н. Ушаков указывает интересные школьникам темы:

1) возникновение русского языка;

2) развитие русского языка;

3) русский язык в современном мире;

4) словарное богатство русского языка;

5) образование слов и их этимология;

6) книгопечатание;

7) история науки о русском языке, исследователи русского языка;

8) нормы современного русского литературного языка;

9) история обучения русскому языку;

10) культура речи

Таким образом, материал для внеурочных занятий может углублять изученные на уроке сведения, а может затрагивать те разделы лингвистики, которые не изучаются в начальной школе. Это, например, ономасиология (ономастика, антропонимика, зоопимика, топонимика), а также этимология, лексикография, стилистика, риторика.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/formyi-vneklassnoy-rabotyi-po-russkomu-yazyiku-i-literature-kursovaya/

1. Кузнецова Н.В. Работа с синонимами антонимами на уроках русского языка в начальной школе. – М.:Чистые пруды, 2007

2. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание

традиционных и нетрадиционных форм обучения — СПб: СМИО Пресс,2004

3. Жесткова Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных моральноэтических ценностей на уроках русского языка [Текст] / Е. А. Жесткова // Начальная школа. — 2013. — №5. — С. 24-28.

4. Жесткова Е.А. Обучение глаголам звучания: коммуникативно-речевой аспект [Текст] / Е. А. Жесткова, Л. В. Филиппова // Приволжский научный вестник. — 2013. — №8 (24).

— Т.2. — С. 68-74.

Приложение 1

Остановка «Гора восхождения» 1

2

3

и

а

и

а

и

а

и

а

и

а

и

а

и

а

Разгадайте ребусы: 4

Приложение  1 Приложение  2

Приложение  3 Приложение  4

Приложение  5 Приложение  6

Приложение  7 Приложение  8