Исследовательская работа «чувашское народное искусство» учащихся

Художественное наследие чувашского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Предки современных чувашей — болгары и сувары (сувазы) появились в Восточной Европе по II веке нашей эры и в 70-е гг. VI века образовали в Приазовье Великую Болгарию. Прародиной этих тюркоязычных народов была Центральная Азия, где еще в конце III тысячелетия до нашей эры обитали их предки — гунны. После смерти князя Кубрата Великая Болгария распалась. Часть племен под водительством Аспаруха, теснимая хазарами, ушла на Дунай, другая часть — «серебряные болгары» — переселилась в Среднее Поволжье. Сувар же вначале подчинили себе возвысившиеся хазары.

В 30-е гг. VIII века, теснимые арабами, разгромившими хазар, сувары покидают обжитые места и переселяются в Среднее Поволжье, где оседают южнее поселившихся здесь ранее болгар. В Среднем Поволжье суварские и болгарские племена оказались в среде финно-угорских племен, где в силу своей многочисленности и более высокой ступени общественного развития заняли главенствующее положение. В VIII веке они образуют Болгарский союз племен, на основе которого в X веке образовалась Волжская Болгария — первое государственное объединение в Среднем Поволжье, в которое входила нынешняя территория Чувашской АССР.

Сочинения древних историков и путешественников, побывавших в Волжской Болгарии, археологические раскопки городов Болгар, Биляр, Сувар, Ошель, Жукотин и других свидетельствуют о высокой культуре предков современных чувашей. Археологические находки в городе-крепости Сувар, центре Суварского княжества, говорят о том, что здесь было хорошо развито ремесленное производство — ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое.

У предков чувашей бытовали местного производства украшения из бронзы, серебра, золота — височные кольца, гривны, браслеты, бляшки, поясные пряжки.

Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в широком использовании геометрического орнамента, а также в особой декоративности, развитие которой было связано с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стало украшать его одежду. Основные цвета вышивки — все оттенки красного — от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого изделиями из драгоценных металлов и, вероятнее всего, именно тогда и произошла эта замена височных колец, гривн, различных подвесок монетами.

6 стр., 2531 слов

Стоунхендж — обсерватория каменного века

... археологических исследований показывают, что строительство Стоунхенджа началось в XXII веке до н.э. и продолжалось до самого конца XVII века ... кости. Однако сам Стоунхендж – это художественное творение, высший взлет архитектурного искусства. Подобно древним египтянам и индейцам майя, ... И в древнейшей истории Земли, Стоунхендж следует рассматривать не как отдельно существующий объект, а в комплексе ...

Особенности узоров — костюмов чувашей.

Вышивка и сегодня является одним из самых развитых видов народного творчества. В республике почти нет ни одного населенного пункта, где бы не трудились вышивальщицы.

Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была достаточно сложным и трудоемким процессом и холст был белым. Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт у чувашей проникают анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание пряжи. Еще в конце XVIII века низовые чувашки начинают ткать пестрядь.

Костюмы чувашей и их орнаментация различались по трем этнографическим группам. Узоры низовых вышивались на домотканом белом холсте всегда крупные, полихромные. Основной орнамент часто исполнялся нашивкой широкими полосами маренового цвета и сопровождался мелким узором. Для орнаментации характерны черты монументальности. Мастерицы-вирьялки, кроме белого холста, применяли также цветную основу, любили мелкий, филигранно выполненный орнамент. Костюм их отличался формой ношения. Непременной принадлежностью их туалета были черные онучи. Костюм и узоры средненизовых более близки к низовым. Женские рубашки отличались богатой орнаментацией нагрудной части. Ее украшали узоры , розетки. Розетки состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Узоры имели форму ромба. Среди них большой интерес представлял сложный орнамент , имеющий ассиметричную композицию, которая встречается только в вышивке рубашек замужней женщины. Орнаментация женского костюма подчинялась общей композиции. Подол, по сравнению с другими частями рубашки, вышивался более скромно, в его украшении соблюдался четкий ритм. Большую роль играло ритмичное чередование широких и узких полос, включающих в себя нашивки и геометрические узоры.

Свой природный дар и умение чувашские мастерицы раскрывали в украшении набедренников. Носили их как в праздничные дни, так и в будни. Для исполнения узоров применяли шелковые и шерстяные нити. Вышивка была односторонняя, широко использовалась нашивка. Длинная бахрома, коричневого или синего цвета, обогащала набедренник при движении, играя на белом фоне рубашки, оживляя весь костюм женщины.Узоры старинного мужского халата, размещаемые вокруг грудного разреза, на плечах, на груди, на спине, на рукавах, на подоле, подчинялись, как и на женской рубашке, единому композиционному строю. Но их орнаментальные мотивы почти не повторяли узоров женских одеяний. Халат вышивался односторонним швом по счету ниток. Фигуры орнамента напоминают изображения коней, растений, человеческих рук, которые часто сопровождаются символами «пахотной земли». Одной из особенностей украшения халатов является также обилие в них знаков «огня», выполненных шелковыми нашивками. Все свое умение, все свое мастерство вышивальщицы девушки вкладывали в исполнение платка жениха. Девушка дарила платок жениху в день сватовства, выражая согласие выйти за него замуж, а также демонстрируя свое мастерство. Сложенный углом платок жених носил на шее во время свадьбы. С середины XIX века вышитая одежда постепенно заменяется пестрядью. В начале XX столетия этот процесс усиливается. Природные краски вытесняются анилиновыми. В деревнях появляются ткацкие станы. Костюм из пестряди (рубаха, платок, передник) получает распространение в основном среди низовых чувашей. Вначале такой костюм был рабочей одеждой, а позднее становится и праздничной. В костюме верховых чувашей пестрядь не нашла себе места. Тканный узор в них развивается в изготовлении женских и мужских нарядных поясов.

13 стр., 6224 слов

Русский народный костюм

... костюма – его типичнейшая черта. Но декорация имела и функциональное значение, будучи в значительной мере связанной с верованиями народа. На нижней одежде, непосредственно надевавшейся на тело, орнамент располагался на ... причинам это в основном относится к женскому костюму. 2. Мужской костюм. Наименьшие затруднения при изучении представляет мужской костюм, который в большей или меньшей степени ...

Основные виды рукоделия чувашского народа.

Узорное качество — один из древнейших и широко распространенных видов народного искусства. До второй половину XIX века ткачество использовалось больше всего при изготовлении поясов верховых чувашей, сурпанов низовых и промежуточных, повязок к головным уборам, покрывал, дорожек и подарочных супанов селке. Селке предназначались для вручения победителям состязаний во время акатуй — весеннего праздника в честь земли и луга. Орнамент тканных вещей составляли геометрические и растительные узоры, состоящие из фигур «дерево жизни», «небосвод», «светила».

В народном искусстве чувашей, особенно у верховых, с древних времен широко распространено изготовление женских, девичьих и мужских поясов. Мастерицы ткут их на небольших специальных странах. В орнаментации современных поясов преобладают геометрические узоры, зависящие, в основном, от техники ткачества. В настоящее время такие пояса используются в качестве сувениров, а также как принадлежность народного костюма в коллективах художественной самодеятельности, в народных хорах.

Разновидности головных уборов (хушпу).

Украшение из серебра и бисера, созданные талантливыми мастерами, представляют собой одно из ярких и самобытных явлений в истории развития чувашского народного искусства. К ним относятся женские головные уборы хушпу, нагрудные украшения ама, шулкеме, девичий головной убор тухья, нагрудные украшения тевет, шейные украшения алка, май сыххи, наспинные пус хысе, ушные — сарка и другие.

Мастера в изготовлении каждого предмета стремились применять различные композиционные приемы. В форме украшений утилитарная функция всегда тесно переплетается с эстетической.

Для украшения головных уборов мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Монеты, пришиваемые к остову, прикреплялись плотно, а свисающие с краев — свободно, и между ними оставлялись промежутки, чтобы во время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки.

5 стр., 2155 слов

Казахская национальная одежда

... убора. Обе части убора выполнялись обязательно из белой ткани. Большая часть украшений у казашек были тесно связаны с одеждой и головными уборами, ... всю верхушку и спускалась сзади. Особое внимание заслуживает головной убор казахской невесты - саукеле, представляющий высокую ( около ... разводилось верблюдов. Наряду с домоткаными, изготовляемыми на примитивных горизонтальных станках, еще в древности ...

Своеобразной формой отличаются женские головные уборы хушпу. Они бывают двух видов — конусообразные и шлемовидные, имеют «хвост» — деталь, спускающуюся на спину. Двух видов бывают и девичьи головные уборы тухья — островерхие и без острия, наспинной части у них нет. Художественные приемы, использованы в шитье, богаты и разнообразны. Мастерицы с большим умением и вкусом размещали каждую монету и бисеринку. В орнаменте из бисера строго соблюдаются ритмичность, плавность линий, пластичных форм.

Среди изделий из серебра и бисера в одном ряду с тухья, хушпу, тевет находятся женские и девичьи нагрудные украшения шулкеме. В отдельных этнографических подгруппах их называли также подвеской к сурпану или ама. Девичий шулкеме, в отличие от женского, не имел треугольной детали, служащей для укрепления сурпана, и был одноярусным. Шулкеме верховых чувашей состоял в основном из двух одинаковых частей и имел квадратную форму, а у низовых и промежуточных — полуовальную или прямоугольную. Среди шитых серебром и бисером предметов особое место занимает женское и девичье украшение — тевет. Надевали его через левое плечо. Женщины носили тевет в основном на свадьбах, а девушки — во время весеннего обряда «девичья пашня», в хороводах и на осенних праздниках, посвященных овину, первому хлебу и льну. Одним из традиционных праздников был «девичье пиво» — в честь хмеля и нового пива, когда все девушки участницы обязательно должны надевать тевет.

Исследовательская часть.

Богатое наследие оставили нам предки. Новое применение находит сейчас творчество народных умельцев, перенявших от бабушек и дедушек их отточенные веками мастерство и вкус. Уйдя из жизни как повседневная одежда и предметы бытового обихода, художественное наследие возвращается в наши дома как декоративное украшение интерьера, как сценические костюмы , как оригинальные сувениры , которые , разлетаясь по стране и миру, становятся визитными карточками чувашской художественной культуры.

Увидев у пробабушки в сундуке шапочку с бусинками и монетами мне стала очень интересна о её происхождении. Пробабушка мне очень много рассказала о традициях чувашского народа, показывала вышивки, которые она вышивала сама и они мне показались, что они вышиты только недавно, т.к. нитки вышивальные очень яркие , при том они шерстяные. Про шапочку (хушпу) тоже узнала очень много, как они наряжались во время свадьбы свои нарядные платья, головные уборы, лапти и т.д.

Также все это увидела на нашем празднике «Уяв», а в прошлом году мне было очень интересна посмореть наряды нашего народа на республиканском празднике , которые проводились в Нурлате.

После всего увиденного, я задумалась о создании головного убора (хушпу).Сначала я просмотрела виды хушпу и начала создавать эскизы головных уборов разных размеров и внесла свои изменения. При выполнении мне понадобились знание кройки и шитья, бисероплетение. При работе с бисером у меня проблем не было , так как я давно занимаюсь вышивание бисером. А затем я начала собирать монеты однокопеечные и пятикопеечные. В старых головных уборах монеты -из серебра. Были трудности пробивание монет отверстие, но здесь мне помог пап. Он пробивал гвоздем-дюбелем.

40 стр., 19596 слов

Народные ремесла и промыслы России и Донского края

... народным промыслам и ремеслам. II . Основная часть 1. Виды народных промыслов России. Их характеристика Народное декоративно-прикладное творчество - сложное и многогранное явление. Оно включает в ... способы украшения ... промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение. Целью данной работы для меня являлось изучение художественных промыслов ...

Головные уборы (хушпу) -их сейчас очень мало , чтоб иметь представление в дальнейшем и я хотела выполнить сама, я их уже пробовала в применении в выступлении на спектаклях.

В этом году я буду их использовать на празднике «Уяв», выполняла в двух вариантах для незамужних и замужних женщин, также выполняла девичье украшение 19 в.,женское украшение чепчушка и ожирелье 19 в.( из бисера).

Используемая литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/tvorcheskaya/hudojestvennaya-derevoobrabotka-chuvashskogo-naroda/

  1. Трофимов А.А. Чувашское народное искусство. Чебоксары. Чувашское книжное издательства, 1989.
  2. Меджитова Э.Д. Народное творчество чувашского народа. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2004.