«Творческие задания на х литературного чтения как средство формирования коммуникативных УУД»

Курсовая работа
  • анализ и сравнение точек зрения ученых;
  • систематизация материала;
  • обобщение материала.

Глава 1. Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативных УУД младших школьников

1.1 Теоретические основы уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Важнейшей задачей современной системы образования является

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса[9, c .98]. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Остановимся на некоторых из них

— Происходит постепенное вымывание видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

-Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.

— Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

— Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

19 стр., 9153 слов

Научная работа. » Использование развивающих игр в развитии ...

... вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. противоречия: - между реальной необходимостью развития творческого мышления младших школьников ...

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место[3, c .186].

В широком значении термин «универсальные учебные действия»

Рассмотрим этапы формирования УУД. Согласно теории планомерного поэтапного формирования действий и понятий П. Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач[7, c .80]. Для этого необходимо выделить систему условий, учёт которых не только обеспечивает, но даже «вынуждает» ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.

Эта система включает три подсистемы:

1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;

2) условия, обеспечивающие «отработку», то есть воспитание желаемых свойств способа действия;

3) Условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить (интериоризировать) выполнение действия из внешней предметной формы в умственный план.

1.2 Технологии сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова)[7, c .67]. Формирование широких коммуникативных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин).

Рассмотрим технологии, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий[6, c .48].

Таблица 1, Технологии формирования коммуникативных универсальных действий

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность,

эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение.

Познавательные: логические универсальные действия.

Индивидуально – дифференцированный подход.

Разноуровневые задания

45 стр., 22314 слов

Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших ...

... процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся младших классов на уроках музыки с применением средств информационных и коммуникационных технологий путем применения собственного опыта и навыка, полученного в процессе обучения. Дипломная работа состоит ...

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Компетентно – ориентированное обучение

Исследовательская работа, проектная деятельность

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Информационно – коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска

Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.

Современный урок отличается организацией учебной, образовательной деятельности учащихся. Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт[1, c .90]. Идёт социализация учащегося.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.

Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия [5,c.79] . Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса.

2. Методический аспект формирования коммуникаьивных умений на уроках литературного чтения

2.1. Коммуникативные методы и приемы обучения на уроках лит, К коммуникативным методам обучения на уроках літературного чтения относятся:

  1. Метод, направленный на выявление содержания, степени интенсивности, глубины возникших в процессе первоначального, по преимуществу домашнего, чтения всего произведения в целом читательских переживаний и сформировавшихся на их основе особых субъективных, глубоко личностных литературных, подлинно художественных знаний.

  2. Метод, направленный на интенсификацию, активизацию, усиление первоначальных переживаний.

  3. Метод, направленный на развитие самого содержания первоначальных художественных читательских переживаний, которое превращает их в соответствующие научному пониманию замысла произведения.

  4. Метод, направленный на учет и оценку меры переосмысления учеником своих первоначальных читательских переживаний и личностных знаний. [2 ,c.72 ].

    1 стр., 449 слов

    Педагогическое «Учитель — художник, или зарисовки моей педагогической ...

    ... и постоянную изменяемость окружающих условий. Но несмотря на это, учитель должен сохранить лучшие черты образа школы: активность учащихся в познавательной деятельности; ... школы. Как художник, я также непрерывно открываю для себя этот мир, удивляюсь, наслаждаюсь им и хочу ... учащиеся почувствовали себя в роли первооткрывателей и сами совершили открытие: открытие нового знания или способа действия, ...

В основе этих методов можно выделить основные

  • фронтальная, групповая или индивидуальная беседа, в которой школьники иногда открываются с самой неожиданной стороны, часто оказывается решающим моментом в установлении контакта между учителем и учеником,

  • выразительное чтение произведения,

  • чтение по ролям и разыгрывание творческих ролей,

  • домысливание продолжения и окончания художественного произведения, которое дает возможность ребенку самому побыть автором, погрузиться в стихию художественного творчества,

  • творческие пересказы разных видов;

  • собственно письменные творческие работы учащихся, анализ которых поможет учителю определить особенности восприятия литературного произведения, проследить рост читательской культуры, уровень сформированности умений самостоятельно анализировать и оценивать литературные произведения. Многие проблемы, поднятые в таких сочинениях, могут стать предметом обсуждения на уроках и в индивидуальной беседе;

  • устное словесное рисование, составление киносценария,

  • оживление личных впечатлений учеников, связанных с ситуацией и мотивами изучаемого произведения,

  • сопоставление литературного текста с произведениями другого вила искусства: музыкой, живописью, кино,

  • ведение читательского дневника, в основе которого лежит метод дневникового письма . Технология этого метода направлена не только на возрождение интереса к чтению, но и на духовно-нравственное становление личности ученика и предполагает ведение дневниковых записей на каждом учебном занятии и дома. Учащимся предлагается в письменном виде отрефлексировать полученные на уроке знания о духовных основах бытия и личные переживания, связанные с осмыслением изученных произведений, а также наметить пути самовоспитания в связи с поставленной на уроке проблемой.

2.2. Творчески, Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.

  1. Составление вопросов и тестов по данному тексту.

Начиная с 1 класса нужно учить детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).

14 стр., 6946 слов

По музыкальному произведению пример готового сочинения и советы учащимся

... как писал М.В. Сочинение по музыкальному произведению: пример готового сочинения и советы учащимся Большинство современных родителей, дети которых учатся в школе, задаются вопросом: зачем на уроке музыки писать сочинения? Пусть даже это и будет сочинение по музыкальному произведению! ...

Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения.

  1. Творческое пересказывание.

Цель творческого пересказывания- вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие- то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, полученных при чтении и анализе произведения и поможет полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивает творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.

  1. Продолжение произведения (придумывание конца)

Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.

  1. Творческое сочинение.

Для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.

Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:

  • привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;
  • мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;
  • упражнения в самостоятельном построении сочинения.

Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.

Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

Все сочинения с согласия авторов мы читаем вслух и обсуждаем. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное- отметить всех. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников.

3 стр., 1291 слов

Еще раз о сочинениях с учащимися 5 классов

... и с интересом слушают. В 6-8 классах удачными бывают сочинения по первой сроке писателя. Условие такой работы – соответствие указанному фрагменту из произведения мастера. В качестве текстов полезны миниатюры А.С. Пушкина, ...

  1. Словотворчество.

Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.

Со 2 класса дети пробовали писать стихи. Сначала это были рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи.

Хочу привести некоторые стихотворения.

***

Снег летит ко мне в окошко., Засыпая все дорожки., К нам во двор пришла зима., Будет долгая она!

***

У меня есть кошка.

Она глядит в окошко., И хочет поскорей, Найти себе друзей.

***

Осень золотая!, Как ты хороша!, Красные листочки,, Желтая трава., Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова.