Урок развития речи. описание внешности человека

Сочинение

Урок 18. Тема: Развитие речи. Описание внешности человека

Организационная структура урока

Этапы

урока

Обучающие

и развивающие компоненты,

задания

и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации

совзаимо-

действия

на уроке

Универсальные

учебные действия

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово

Давайте определим свое настроение, настрой на работу:

отличное –

хорошее –

не совсем готовы –

Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок русского языка. Мы будем учиться описывать внешность человека по личным наблюдениям 1

Слушают учителя, участвуют в диалоге

с учите-

лем

Фронтальная

Познавательные:, Регулятивные:, Коммуникативные:

в парах

Листы обратной связи

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних

13 стр., 6465 слов

«Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки»Игровая ...

... игровых технологий; 4. выявить возможности использования игр на уроках музыки; Методы исследования : изучение и анализ теоретической литературы, обобщение, анализ и классификация. Глава I. Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки 1.1. Теоретические основы игровой деятельности ... учащихся, но и средство оптимизации и стимуляции процесса обучения. В соответствии с целью работы ...

и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме урока. Просмотр мультимедийной презентации

На слайде записана тема урока., Описание внешности человека по личным наблюдениям.

(Описание внешности – личные наблюдения.)

(Это то, что я видел сам.)

  • А что значит описать внешность человека? (Это описать (рассказать) лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для внешней портретной характеристики;
  • глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики.

главное в описании внешности – попытаться передать внутренний мир героя сочинения

д ополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся

Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем

Фронтальная

Познавательные:, Регулятивные:, Коммуникативные:

Вопросы для уточнения

информации.

Уст-

ные ответы

3. Выявление места

и причины затруднения

Эвристическая беседа

Как вы думаете, что необходимо отразить в описании внешности человека? (Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоянием.)

Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека?

(Наблюдательным, внимательным к окружающим людям.)

д ополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся.

  • Вы, наверное, знаете, что описание внешности может быть разным: деловое (при розыске пропавшего, так как надо указать особые приметы) , например: Потерялась собака 4-х лет… Порода… Зовут… Окрас… На правой щеке ближе к шее – белое пятно… ;

научное (описание археологами найденных экспонатов, описание представителя определенной расы);

художественное

упр.97 — устно

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы

5 стр., 2376 слов

Урок развития речи в 7 классе. Подготовка к сочинению-описанию ...

... «Описание внешности человека» ещё имеет своё продолжение. - Итак, что же главное в портрете? Что он помогает увидеть? Ученики делают выводы. Домашнее задание . Вы, ребята, должны написать сочинение-миниатюру ...

Групповая, индивидуальная

Познавательные:

связи, делают

выводы.

Регулятивные:, Коммуникативные:, Личностные:, Познавательные:

Уст-

ные ответы

Физкультми-нутка

Чтоб глаза твои зорче были, Удивимся – что такое?

Чтоб в очках тебе не ходить, И закроем их скорей.

Эти легкие движенья А теперь по кругу быстро,

Предлагаю повторить. Словно стрелочки часов,

Вдаль посмотрим и под ноги, Проведем глазами дружно,

Вправо, влево побыстрей. Ну а дальше – будь здоров!

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Выполняют физические упражнения

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ материалов, предложенных учителем или подготовленных самостоятельно

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Мы узнали, что значит описать внешность человека

(это…) , каким человеком надо быть (наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям) . Надо обязательно суметь передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние в этот момент.

(Памятка на слайде или в распечатанном виде на партах.)

Определи свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого человека?

Почувствуй индивидуальность, неповторимость, что поможет понять его характер, настроение, внутреннее «Я».

Продумайте последовательность изложения.

(То есть вместо описания друга вы рассказываете о том, как вы познакомились и подружились.)

Использовать можно портретную лексику.

по группам

Запись в тетрадь

Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Нос – прямой, с горбинкой, курносый, вздернутый, широкий, узкий…

11 стр., 5274 слов

«Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности». ...

... Дети могут рисовать на самые разнообразные темы (природа, космос, деятельность людей, транспорт и т.п.). Самостоятельная художественная деятельность детей включает в себя занятия различными видами изобразительной деятельности: лепкой, аппликацией, конструированием, художественным ручным ...

Волосы – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…

Походка – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная…

Взгляд – растерянный, веселый, недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

Организует и сопровождает деятельность детей, подводит к выводу о необходимости художественного описания внешности человека, использования в тексте эпитетов, метафор, сравнений

Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные:, Коммуникативные:

с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Уст-

ные ответы, задают вопросы для уточнения

информации

5. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Обсуждение содержания сочинения. Составление плана

(На парте у каждого карточки.)

Карточка

Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые, заплетенные в косу с голубым бантом. Глаза синие и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.

Как Вы думаете, определил ли автор этого описания свой замысел? Показал ли он в описании индивидуальность этого человека? Да еще подруги! (Нет, портрет не получился, потому что описываются отдельные детали внешности девочки, их перечисление. А индивидуальное, существенное не выделено.)

(Девочка приятная, открытая, доброжелательная….)

  • Простым карандашом делаем вставки. Читаем целиком исправленный текст. Теперь появилась индивидуальность.

Карточка

У нас в классе есть девочка. У нее высокий лоб, на лоб падает челка. В открытом взгляде можно угадать непоседу. Черные густые волосы собраны в хвостик. Озорные светлые глаза.

(Нарушена последовательность изложения.)

  • Простым карандашом делаем исправления, проводим стрелочки, объединяя предложения в единое целое: вначале всё скажем о волосах, затем опишем глаза и взгляд.

Отработка правильного употребления словосочетаний в предложении (устно) :

4 стр., 1868 слов

Рачков Н. Е. “Девочка с ягодами”

... так! Художник смог передать все чувства которые были спрятаны в глазах девочки! Для 5‑го класса На картине Рачкова Николая Ефимовича изображена девочка. ... можно рассмотреть её красивые каштановые волосы. На картине художник показывает, что алые пухлые губы девочки приоткрыты. Они как будто хотят ... темных тонах, а наоборот — в светлых и радушных. Волосы убраны в него, и нам предстала только маленькая их ...

(Зеленоглазая, круглолицая девочка с каштановыми волосами.)

(Кареглазый длиннолицый мальчик с черными вьющимися волосами.)

(Высокий, худой старик, седоволосый, со стальными глазами.)

(Полная, пожилая брюнетка с серыми глазами.)

(Беловолосый, розовощекий малыш с голубыми глазами на круглом лице.)

Контролирует правильность выполнения задания., Составление плана

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением, разрабатывают сложный план, состоящий не менее чем из 5 пунктов

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные:, Познавательные:, Регулятивные:, Коммуникативные:

Задают вопросы для уточнения

информации, составляют планы сочинения